Научная статья на тему 'Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения познавательной активности студентов вуза'

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения познавательной активности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ELECTRONIC TEACHING AIDS SET OF DISCIPLINE / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / STATISTICAL PROCESSING OF RESULTS OF EXPERIMENT / INFORMATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Людмила Ивановна

В статье приведено описание педагогического эксперимента, посвященного изучению влияния электронного учебно-методического комплекса дисциплины на глубину знаний будущих учителей информатики, обучающихся на факультете информатики Уральского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Electronic Training Methodical Complex as a Means to Increase the Cognitive Activity of High School Students

The article describes the pedagogical experiment, devoted studying of infl uence of electronic teaching aids set to depth of knowledge of the future teachers of computer science, trained at computer science faculty of Ural State pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения познавательной активности студентов вуза»

УДК 378.147

Л. И. Миронова

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

На современном этапе процесс информатизации образования заметно активизировался как в школе, так и в вузе. Необходимо решать проблемы, связанные, прежде всего, с распространением новых, высокоэффективных цифровых технологий. Задачей школы в связи с этим является внедрение педагогических технологий, поддерживаемых информационными технологиями, в повседневную практику [1]. Задачей педагогического вуза при этом становится подготовка будущих учителей, обладающих таким уровнем профессиональной компетентности, который позволит им органично влиться в современный образовательный процесс школы либо найти себя в любой другой сфере производственной деятельности, оставаясь при этом успешным человеком.

Согласно [2], одной из функций педагогики является технологическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

1) проективный уровень - разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);

2) преобразовательный уровень - внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

3)рефлексивный уровень - оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая корректировка взаимодействия теории и практики.

Рассмотрим с точки зрения технологической функции педагогики результаты педагогического эксперимента, предпринятого на кафедре информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики Уральского государственного педагогического университета и связанного с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе преподавания некоторых дисциплин предметного цикла.

Идея использовать ЭОР в процессе преподавания дисциплин предметного цикла (ДПЦ) родилась вследствие того, что в последние годы на вступительных экзаменах на факультет информатики абитуриенты не сдают математику. В силу этого уровень математической подготовки основной массы студентов недостаточно высок. Поэтому отношение студентов к дисциплинам, которые требуют математической подготовки, было весьма негативное, что отражалось на низкой посещаемости и успеваемости. С применением

ЭОР в учебном процессе картина существенно изменилась. Это будет подтверждено результатами предпринятого педагогического эксперимента.

Эксперимент был проведен в процессе изучения математической дисциплины «Исследование операций». Основной системообразующий акцент в этом курсе делается на математические модели принятия решений, составляющие ядро широкого спектра научно-технических и социально-экономических технологий, которые используются современным профессиональным сообществом в теоретических исследованиях и практической деятельности.

Изучение данной дисциплины позволит будущему специалисту овладеть следующими компетенциями:

- строить математические модели тех или иных процессов;

- алгоритмически мыслить;

- анализировать полученные результаты;

- корректировать и улучшать модель и алгоритм для достижения оптимальной цели исследования.

Целью эксперимента было изучение влияния электронного образовательного ресурса на глубину знаний студентов факультета информатики УрГПУ

В эксперименте участвовали две группы студентов факультета информатики УрГПУ. Первая группа (контрольная) в 2004 г. изучала дисциплину «Исследование операций» на 4 курсе в традиционном стиле: голосовые лекции преподавателя с мелом у доски и практические занятия, выполняемые в тетради. Итогом изучения курса был экзамен. Назовем эту группу «без информационных технологий (ИТ)».

В 2006 году по дисциплине «Исследование операций» был разработан электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК). Согласно одной из существующих классификаций электронных образовательных ресурсов [3], в ряду электронных средств учебного назначения находятся электронные учебно - методические комплексы (ЭУМК).

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - совокупность материалов учебного назначения в электронных форматах представления, полностью обеспечивающих все виды учебной деятельности учащегося по данной дисциплине с достаточной степенью индивидуализации [4].

Вторая группа студентов 4 курса (экспериментальная) в 2006 г. изучала «Исследование операций» уже с использованием ЭУМК. Структура разработанного ЭУМК по «Исследованию операций» описана в [5]. Поскольку весь учебный материал (и теоретический, и практический) был размещен в локальной сети, он был доступен студентам в любое удобное для них время. Назовем эту группу «с информационными технологиями (ИТ)». Итоговый контроль проводился также в виде экзамена. Результаты итоговых экзаменов в обеих группах представлены на рис. 1.

Анализ рис. 1 позволяет сделать вывод о том, что на итоговом экзамене процент отличных оценок выше в группе, изучавшей дисциплину с использованием ЭУМК, но при этом у них же выше процент удовлетворительных оценок и существенно ниже процент хороших оценок.

Более впечатляющую картину дают результаты срезов остаточных знаний по дисциплине через полгода после ее изучения. Срезы остаточных знаний проводились с помощью теста, охватывающего весь изученный курс.

Рис. 1. Результаты сдачи итогового экзамена Критерии оценивания результатов тестирования приведены в табл. 1.

Таблица 1

Критерии оценивания результатов тестирования

Правильные ответы, % Академическая оценка

70-100 5 (отлично)

50-70 4 (хорошо)

25-50 3 (удовлетворительно)

0-25 2 (неудовлетворительно)

Результаты тестирования срезов остаточных знаний приведены

на рис. 2.

Данные рис. 2. говорят о том, что по прошествии полугода остаточные знания на положительную оценку («4» и «5») в группе, в которой не применялась информационная поддержка курса, продемонстрировало около 40% студентов, основная масса студентов (60%) показала «удовлетворительные» остаточные знания. В группе, изучавшей дисциплину в режиме свободного доступа к информационным ресурсам, остаточные знания на «4» и «5» показали почти 70% студентов, и только 30% из них получили оценку «удовлетворительно».

Объективное подтверждение этих выводов дает и статистическая обработка экспериментальных данных.

Для доказательства статистической неразличимости контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента были проанализированы результаты последнего экзамена по математике, предшествовавшего изучению дисциплины «Исследование операций».

70

60

12 3

удовлетворительно хорошо отлично

Рис. 2. Результаты среза остаточных знаний по «Исследованию операций»

Оценка достоверности различий средних в контрольной и экспериментальной группах производилась с помощью статистического критерия Стью-дента - критерий).

Проверяемые гипотезы:

- нулевая гипотеза Н0 - различие средних в обеих группах отсутствует;

- альтернативная гипотеза Н1 - имеется достоверное различие средних показателей в изучаемых группах. Результаты проведенных статистических расчетов представлены в табл. 2.

Вычисленное значение t - критерия Стьюдента составило ^ = 0,018. При этом для уровня значимости р=0,05 и числе степеней свободы п,+ П - 2 = 53 t = 2. Поскольку вычисленное значение критерия Стью-

1 2 крит. ' г г

дента меньше критического, следует принять нулевую гипотезу, а именно, различие средних значений в контрольной и экспериментальной группах по результатам сдачи экзамена по математике следует признать статистически незначимым.

Аналогичная картина имеет место при сравнении результатов итогового экзамена и среза остаточных знаний в контрольной и экспериментальной группах. Вычисленные значения критерия Стьюдента соответственно составляют t = 0,0128 и t = 0,27, что говорит о статистической неразли-

выч. 7 выч. у у г г

чимости средних значений в изучаемых группах.

Для дальнейшего статистического анализа двух изучаемых групп был применен критерий Пирсона %2 , который позволил выяснить, значимо ли различаются уровни усвоения изучаемого материала в контрольной и экспериментальной группах.

Проверяемые гипотезы:

- нулевая гипотеза Н0 - достоверное различие степени усвоения учебного материала по «Исследованию операций» в контрольной и экспериментальной группах отсутствует;

- альтернативная гипотеза Н1 - уровни усвоения учебного материала по указанной дисциплине достоверно различаются.

Полученные значения критерия Пирсона %2 представлены в табл. 2.

Для обеих изучаемых групп вычисленное значение критерия X2 ( по результатам итогового экзамена для контрольной группы х2выч = 42,07, для экспериментальной группы х2выч = 18,11, по результатам среза остаточных знаний в контрольной группе х2выч = 67,25, для экспериментальной группы Х2выч= 17,17) всегда больше табличных значений ( для уровня значимости р < 0,05 в контрольной группе число градаций равно 6, число степеней свободы 5, Х2критич = 11,07, а для экспериментальной группы число градаций равно 5, число степеней свободы 4, Х2критич = 9,5). Следовательно, мы можем принять альтернативную гипотезу и утверждать, что уровни усвоения учебного материала по курсу «Исследование операций» с использованием электронного образовательного ресурса статистически значимо отличаются от уровня усвоения того же материала без использования информационных технологий в учебном процессе.

Таблица 2

Результаты этапа экпе-римента Контрольная группа (без ИТ) п,= 33 Экспериментальная группа (с ИТ) п2= 22 Вычисленный t - критерий Стью-дента П1+П2 2 Вычисленный критерий Пирсона х2

Среднее значение М Ошибка среднего значения т Среднее значение М Ошибка среднего значения т Контр.группа, число градаций к = 6, чис. ст. св.5 Экспер. группа, число градаций к=5, чис. ст. св. 4

1 этап: экзамен по математике 3,27 4,85 3,18 1,12 0,018 32,2 26,8

2 этап: итоговый экзамен по «Исследованию операций» 4,43 1,7 4,42 1,62 0,0128 42,07 18,11

Зэтап: срез остаточных знаний по «Исследованию операций» 3,6 1,8 4,27 1,7 0,27 67,25 17,17

Табличные Критерии 2 II Рч И Н Х2кр=11,1 ,5 II И *

Проведенное исследование позволило реализовать три уровня технологической функции педагогики:

1) на проективном уровне был разработан электронный учебно-методический комплекс, содержащий все учебные и методические материалы дисциплины (рабочие учебные программы, конспекты лекций, лабораторные практикумы с методическими указаниями для их выполнения, тесты для проведения текущего и итогового контроля знаний);

2) на преобразовательном уровне этот электронный учебно-методический комплекс внедрен в повседневную образовательную практику на факультете информатики УрГПУ, что существенно изменило традиционные методы и организационные формы учебной работы;

3) на рефлексивном уровне:

а) познавательная активность это свойство личности обучающегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели [6]. То, что в процессе изучения дисциплины «Исследование операций» с использованием ЭУМК повысилась познавательная активность студентов, подтверждается результатами экзаменов и остаточных срезов по дисциплине, а также результатами статистической обработки экспериментальных данных;

б) повышение познавательной активности у студентов с низким уровнем математической подготовки в условиях информатизации учебного процесса обусловлено тем, что изучение достаточно сложной математической дисциплины осуществлялось в привычной для студентов-информатиков информационной среде. Это, несомненно, повышает мотивацию к учебе. Учебный материал был доступен им в любое удобное время и мог осваиваться ими в дозированном, комфортном режиме, что делало процесс усвоения дисциплины более осмысленным и глубоким;

в) использование информационной поддержки образовательного процесса в педвузе развивает у будущих учителей информатики компетенции, обеспечивающие его готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Уваров, А. Ю. Моделирование развития школы в условиях информатизации образования [Текст] / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2007. -№ 2. - С. 42-51.

2. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И .Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Асаdeма, 2002. - с. 62.

3. Демкин, В. П. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии [Текст] / В. П. Демкин, Г. В. Можаева [электронный ресурс] http://ido.tsu.ru/forums/schools/viewtopic.php?t=33.

4. Христочевский, С. А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий [Текст] / С. А. Христочевский. - М.: Наука. Физматлит, 1999 - с. 202-213.

5. Миронова, Л. И. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство реализации инновационной педагогической технологии [Текст] / Л. И. Миронова // Педагогика и психология: инновационные педагогические технологии. - Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2008. -С. 308-324.

6. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) [Текст] / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург, 2005. - с. 116.

УДК 37:002

Л. З. Цветанова-Чурукова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЫЙ РЕСУРС ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЩУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ

В современной школе информационные технологии все более и более вступают в интеграцию с традиционными формами, методами и средствами работы.

По мнению французского ученого Жиля Брауна, использование компьютеров в обучении является выражением необходимости «адаптировать школу к эволюции общества, улучшить качество обучения, рационализировать школьную жизнь» [10, с. 145]. Количественный приток информации, связанный с впечатляющим изобилием источников, создает иллюзию свободы в ее получении, однако в реальности «очень большой поток информации убивает информацию» [10, с. 147]. Поэтому мы должны внимательно, критично анализировать возникающие ситуации в образовательной среде. Учитель не должен «превращаться в простой инструмент для распространения информации» [10, с. 149].

Серж Путс Лажю утверждает, что «технологические инвестиции при их хорошем применении могли бы помочь школе, чтобы она была в состоянии продолжить успешно выполнять свою миссию в меняющемся мире» [10, с. 9].

Идентичной является точка зрения и другого французского ученого Жана Клемана, который говорит, что «дигитальная эпоха, в которую мы вошли, не способна одним махом стереть пять веков, связанных с культурой книги» (от Й. Гутенберга и введения книгопечатания до нынешних дней) [10, с. 13].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.