Научная статья на тему 'Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса медицинского вуза'

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
158
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИН / TEACHING-METHODICAL COMPLEX OF SUBJECTS / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / INFORMATIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ / ELECTRONIC METHODICAL TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Плита Е. В., Россиев Д. А., Павлушкин Александр Андреевич

Статья посвящена вопросам разработки и внедрения электронного учебно-методического комплекса дисциплин в Красноярском государственном медицинском университете, его преимуществам и влиянию на эффективность учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Плита Е. В., Россиев Д. А., Павлушкин Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational and methodological complex of discipline as a means to improve educational and methodical support of the educational process of medical school

The paper dwells on the issues of elaboration and introduction of electronic teaching-methodical complex of subjects in Krasnoyarsk State Medical University, its advantages and the way it effects teaching-methodical provision of education process.

Текст научной работы на тему «Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса медицинского вуза»

ГЛАВНАЯ ТЕМА

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Павлушкин Александр Андреевич — аспирант кафедры медицинской информатики и инновационных технологий ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России» Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1 Телефон: (391) 220-18-91

Е.В. Плита, Д.А. Россиев, А.А. Павлушкин

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса медицинского вуза

E.V. Plita, D.A. Rossiev, A.A. Pavlushkin Electronic educational and methodological complex of discipline as a means to improve educational and methodical support of the educational process of medical school

The paper dwells on the issues of elaboration and introduction of electronic teaching-methodical complex of subjects in Krasnoyarsk State Medical University, its advantages and the way it effects teaching-methodical provision of education process.

Key words

• Teaching-methodical complex of subjects

• Informatization of educational process

• Electronic methodical textbooks

ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России»

V.F. Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University

Статья посвящена вопросам разработки и внедрения электронного учебно-методического комплекса дисциплин в Красноярском государственном медицинском университете, его преимуществам и влиянию на эффективность учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза.

Ключевые слова

• Учебно-методический комплекс дисциплин

• Информатизация учебного процесса

• Электронные методические пособия

Введение

В настоящее время в системах высшего и последипломного медицинского образования используются унифицированные требования к национальным образовательным стандартам и

обеспечения качества и актуализации образования на основе требований системы менеджмента качества (СМК). Одним из инструментов, обеспечивающих возможность унификации стандартов, является учебно-методический комплекс дисциплин (УМКД). УМКД — это пакет

основной учебно-методической документации, утвержденный в порядке, установленном внутренними регламентами вуза и способствующий успешному освоению дисциплины. Главным компонентом УМКД является рабочая учебная программа дисциплины. Она должна указывать роль и значение соответствующей учебной дисциплины в будущей профессиональной деятельности специалиста, объем умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся, и ожидаемые результаты обучения. Помимо рабочей программы УМКД включает методические рекомендации для преподавателей и студентов и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (банк тестовых заданий с эталонами ответов, перечень и стандарты практических умений, банк ситуационных задач для собеседования с эталонами ответов).

Применение современных информационных и организационных технологий позволило разработать и начать внедрение в работу КрасГМУ электронный УМКД в качестве компонента корпоративной информационной системы (КИС) вуза. Модуль позволяет:

• кафедрам — создавать и опубликовывать УМКД;

• учебно-методическому управлению — задавать норму часов для каждой рабочей программы и отслеживать процесс создания УМКД для студентов;

• зарегистрированным пользователям КИС КрасГМУ — просматривать и распечатывать УМКД;

• учебно-методическому управлению и Институту последипломного образования — использовать единый модуль для работы с УМКД для студентов, клинических интернов, клинических ординаторов и курсантов.

Модель данных и технология работы

Данные, используемые в УМКД, хранятся в базе данных в нескольких таблицах. Для ввода данных используется веб-интерфейс. Сотруд-

ники кафедр вносят информацию с помощью формы ввода. Каждый УМКД связывается с курсами и семестрами преподавания дисциплины, а также с курсами и семестрами, во время которых студенты проходят заключительное испытание по данной дисциплине. При создании УМКД для студентов пользователь указывает, на каких курсах, в каких семестрах кафедра проводит занятия по той или иной дисциплине для конкретной специальности, а также отмечает семестры, в которых студенты сдают зачет или экзамен. Данная система обеспечивает тип связи «один ко многим». Таким образом, 1 УМКД может быть привязан к нескольким курсам и нескольким семестрам.

Каждый УМКД привязан к специалистам, среди которых могут быть авторы, принимавшие участие в разработке рабочей программы и методических рекомендаций, и рецензенты. Рецензенты делятся на внутренних и внешних. Внутренние рецензенты в отличие от внешних, как правило, являются пользователями КИС КрасГМУ, поэтому предусмотрена возможность указать рецензента 2 способами: выбрать из списка зарегистрированных в информационной системе пользователей или указать ФИО рецензента в поле с описанием. Также обеспечивается связь с деканом факультета (или руководителем института), заведующим кафедрой и проректором, утверждающим рабочую программу.

Некоторые учебные дисциплины подразделяются на циклы. Например, дисциплина «Внутренние болезни» для студентов 6-го курса лечебного факультета разделяется на циклы «Кардиология», «Ревматология», «Пульмонология», «Гастроэнтерология», «Нефрология», «Эндокринология», «Гематология». Данная система дает возможность разделять нужные дисциплины на циклы, обеспечивая правильный вывод перечней и тематических планов для различных форм обучения по дисциплине.

Для каждой рабочей программы указывается учебно-тематический план, который отображает общее количество часов для различных блоков, из которых состоит дисциплина. В рабочих учебных программах для клинических интернов и

ГЛАВНАЯ ТЕМА

клинических ординаторов блоки отображаются в виде древообразной структуры. В связи с этим сделана возможность создавать ветви-«родители» и прикреплять к ним «дочерние» ветви. В УМКД для студентов и курсантов циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки данная возможность недоступна.

В системе содержатся данные о перечнях и тематических планах лекций, практических занятий, семинарских занятий, контролируемой самостоятельной работы, самостоятельной индивидуальной работы.

Другими элементами программы являются карты дисциплины. Среди них:

• карта самостоятельной индивидуальной работы обучающегося;

• карта материально-технической обеспеченности дисциплины (список материального обеспечения, необходимого для проведения обучающего процесса);

• карта технических и электронных средств обучения и контроля знаний (список средств обучения с указанием их количества, вида, формы доступа и рекомендаций по использованию);

• карта обеспечения учебно-методической литературой (с возможностью разделения списка на основную и дополнительную литературу), а также учебно-методическими рекомендациями.

Программа имеет функцию ведения протокола согласования рабочей программы со смежными кафедрами, в котором содержатся предложения об изменениях в проекциях материала, о порядке изложения дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину.

После создания рабочей учебной программы дисциплины пользователь вводит в систему методические рекомендации, которые являются вторым по важности компонентом УМКД. Методические рекомендации делятся на 3 типа:

• методические рекомендации для преподавателя к практическому занятию;

• методические указания для обучающихся к практическому занятию для аудиторной работы;

• методические рекомендации для обучающихся

для внеаудиторной самостоятельной работы.

Электронный УМКД предоставляет возможность создания методических рекомендаций всех вышеперечисленных типов.

В методических рекомендациях для преподавателя к практическому занятию в отдельный раздел вынесена хронокарта, отражающая структуру содержания темы. В конце всех методических рекомендаций присутствует раздел, в котором указывается список литературы по теме занятия.

Отдельный раздел УМКД — документы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. Они содержат банк тестовых заданий с эталонами ответов, перечень и стандарты практических умений, банк ситуационных задач для собеседования с эталонами ответов.

Важной особенностью электронного УМКД является возможность задавать список пунктов, доступных для просмотра пользователям. Например, пункт «Перечень и тематический план занятий контролируемой самостоятельной работы студентов» используется только в рабочих программах, предназначенных для преподавания на факультете клинической психологии. Аналогичная ситуация возникает и с некоторыми другими разделами. Для того чтобы исключить наличие пустых разделов в меню, создана возможность определения автором УМКД разделов, доступных для просмотра и включения/отключения.

Преимущества

Электронный УМКД в значительной степени упрощает систему менеджмента учебно-методических комплексов дисциплин. Сотрудникам кафедр намного удобнее разрабатывать УМКД непосредственно в КИС университета. При изменении существующего стандарта университета или перехода на новый стандарт достаточно 1 раз внести необходимые изменения в программный код, оптимизировав уже накопленную информацию под новые требования, что отменяет необходимость трудоемкого ручного форматиро-

вания сотен УМКД в формате текстового редактора. Руководство вуза может постоянно отслеживать и контролировать процесс разработки различных УМКД. Модуль позволяет всегда распечатывать УМКД в обновленном варианте, ликвидируя проблему вывода на печать устаревших файлов, не удаленных вовремя с одного или нескольких компьютеров кафедры; это позволяет экономить технические ресурсы. Стоит отметить, что технология печати позволяет пользователю выбирать компоненты, которые необходимо распечатать: ему предлагается распечатать отдельно рабочую учебную программу дисциплины, любую из методических рекомендаций, банк тестов и банк задач.

При разработке УМКД для студентов автоматически активируется синхронизация с модулем «Учебные планы», администрируемым сотрудниками учебно-методического управления КрасГМУ, которая не позволяет сотрудникам кафедр превысить установленный лимит часов на дисциплину во время добавления перечней и тематических планов и вынуждает их искать ошибки и недоработки в разрабатываемых УМКД.

Важной функцией является возможность разделения перечней и тематических планов на семестры и курсы. Для дисциплин, в рамках которых преподается несколько циклов, предусмотрена возможность создания списка циклов с последующим прикреплением к ним перечней и тематических планов.

УМКД предусматривает 2 режима работы — разработки и публикации. Режим разработки предусмотрен для длительного конструирования УМКД пользователем, отвечающим за его создание. В этом режиме УМКД может просматривать только пользователь, создавший и заполняющий данный УМКД. Режим публикации предназначен для завершенных и утвержденных УМКД. В этом режиме УМКД могут просматривать и распечатывать все зарегистрированные пользователи КИС КрасГМУ. Стоит отметить, что создание, наполнение, просмотр и печать УМКД осуществляются непосредственно на сайте КрасГМУ и не требуют установки дополнительного программного обеспечения на компьютере пользователя.

Право на создание и заполнение УМКД автоматически выдается тем пользователям, которые определяются КИС университета как действующие сотрудники кафедр. Таким пользователям разрешено создавать УМКД по дисциплинам, преподающимся на соответствующих кафедрах. После создания система автоматически закрепляет УМКД за пользователем, создавшим его, и дает возможность этому пользователю в дальнейшем наполнять и администрировать свой УМКД. Стоит отметить, что пользователь, являющийся владельцем УМКД, не может самостоятельно передать право владельца другому пользователю. Тем самым система позволяет четко определить лиц, ответственных за работу с конкретным УМКД.

Заключение

На момент публикации статьи электронный УМКД находится на начальном этапе внедрения в работу КрасГМУ. В данный момент УМКД официально утвержден учебно-методическим управлением как инструмент для создания рабочих учебных программ дисциплин для студентов. В ближайшей перспективе планируется утвердить модуль как инструмент для создания остальных компонентов УМКД (не входящих в рабочую учебную программу дисциплины) для студентов и клинических интернов, клинических ординаторов и курсантов, проходящих подготовку в институте последипломного образования. На следующем этапе с помощью административной поддержки и пропаганды технологии будет осуществляться активное вовлечение сотрудников в работу с электронным УМКД. Планируется организовать сбор отзывов пользователей с последующей отладкой программы и доработкой существующей технологии. В долгосрочной перспективе планируются развитие аналитической системы модуля и более глубокая его интеграция с другими модулями КИС КрасГМУ.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.