Научная статья на тему 'Электронный учебник: за или против'

Электронный учебник: за или против Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1661
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИА / САМОРАЗВИТИЕ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МНЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА / ELECTRONIC TEXTBOOK / EDUCATION / MEDIA / SELF-DEVELOPMENT / POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS IN USING THE ELECTRONIC TUTORIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варенина Людмила Петровна

В статье ведется речь об электронных учебниках. Приводятся доводы положительных и отрицательных моментов использования электронного учебника. Определенными преимуществами электронного учебника является индивидуализация образовательного процесса, использование мультимедийных средств в обучении, а также последовательное формирование такой компетенции учащихся, как самообразование. В качестве недостатков отмечается, высокая цена, трудоемкость сборки электронных учебников, непривычность использования электронного учебника непосредственно в образовательном процессе. Делается вывод о том, что электронные учебники не могут абсолютно заменить традиционный учебник, а лишь может быть неплохим дополнением к нему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic tutorial: for or against

The article is devoted to electronic tutorials. There are positive and negative aspects of using electronic tutorials. One of the advantages of using them is the individualization of the educational process, the use of multimedia in teaching and the consistent formation of such competences as self-education. The disadvantages are high cost, complexity of assembling, unfamiliarity of using the electronic tutorial in educational process. The conclusion is that now e-tutorials cannot completely replace the traditional textbook, but they can be a good addition to it.

Текст научной работы на тему «Электронный учебник: за или против»

8. Жиркова З.С. Модель циркумполярного образовательного пространства в региональной системе // KANT. - 2017. - №3(24). - С. 44-46.

9. Куликова Т.А. Организация образовательной деятельности студентов с использованием интерактивных средств обучения // KANT. - 2017. -№2(23). - С. 42-45.

10. Степанова С.А. стратегические направления развития рынка образовательных услуг в России // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. -2014.-№1.-С. 84-90.

11. Тяглов С.Г., Змияк С.С. Управление качеством подготовки квалифицированных работников как ключевая проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Journal of Economic Regulation. - 2015. - №2. - Т. 6. - С. 58-68.

12. Шевко Н.Р., Турутина Е.Э. Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования образовательного пространства // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2014. - С. 324-329.

ELECTRONIC TUTORIAL: FOR OR AGAINST

Varenina Ludmiia Petrovna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov, Moscow

The article is devoted to electronic tutorials. There are positive and negative aspects of using electronic tutorials. One of the advantages of using them is the individualization of the educational process, the use of multimedia in teaching and the consistent formation of such competences as self-education. The disadvantages are high cost, complexity of assembling, unfamiliarity of using the electronic tutorial in educational process. The conclusion is that now e-tutorials cannot completely replace the traditional textbook, but they can be a good addition to it.

Keywords: electronic textbook; education; media; self-development; positive and negative aspects in using the electronic tutorial.

удк 371.385 ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК: ЗА ИЛИ ПРОТИВ

ВАК РФ 13.00.01

© Варенина Л.П., 2017 В статье ведется речь об электронных учебниках. Приводятся доводы положи-

тельных и отрицательных моментов использования электронного учебника. Определенными преимуществами электронного учебника является индивидуализация образовательного процесса, использование мультимедийных средств в обучении, а также последовательное формирование такой компетенции учащихся, как самообразование. В качестве недостатков отмечается, высокая цена, трудоемкость сборки электронных учебников, непривычность использования электронного учебника непосредственно в образовательном процессе. Делается вывод о том, что электронные учебники не могут абсолютно заменить традиционный учебник, а лишь может быть неплохим дополнением к нему.

Ключевые слова: электронный учебник; образование; мультимедиа; саморазвитие; положительные и отрицательные мнения об использовании электронного учебника.

ВАРЕНИНА Людмила Петровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра Иностранных языков №2, Российский экономический университет имени Т.В. Плеханова, Москва

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с определением преимуществ и недостатков электронногоучебника, с внедрением инновационных технологий в образовательный процесс.

В данной статье мы не станем задаваться целью формулировки точного определения понятия электронного учебника, ввиду того, что большинство исследователей данного вопроса уже достигли успехов в этом вопросе, поэтому на сегодняшний день существует достаточное количество трактовок понятия электронного учебника. Тем не менее, единого термина "электронный учебник" действительно пока нет. У каждого человека есть свое понимание того, что электронный учебник - это "определенное средство обучения электронного вида, альтернатива обычного учебника в бумажной версии, но только в цифровом формате. Таких учебников разработано несколько десятков, этот процесс продолжается..." [1] Мы рассматриваем электронный учебник как специализированный комплекс общих учебных программ с функцией контроля качества знаний на

базе современных гаджетов,таких как планшет или планшетный компьютер, который содержит необходимую информацию по предметам образовательных дисциплин.

Мировое сообщество активно занимается внедрением электронныхучебников в образовательный процесс. Так, например, в Южной Корее с 2012 года проводится обучение учителей работе с электронными учебниками и другими гаджетами. В 2015 году в Южной Корее каждая школа должна была сделать выбор в пользу электронного и бумажного учебника по определенным дисциплинам, так получается, что по одним предметам дети сейчас учатся по электронным учебникам, по другим - остались печатные учебники.

В США существует целая программа по разработке и внедрению программ электронных пособий к гаджетам учебного назначения. Образовательный процесс с электронными учебниками в Австралии, Великобритании находится в режиме тестирования.

В России впервые весной 2013 года в 75 московских школах был реализован эксперимент с электронными учебниками. Он длился 60 учебных дней. Известно, что учителя оценили его результаты как положительные, но все же настояли, что электронные учебники нуждаются в доработке, и необходимы разработки учебно-методических пособий и методических материалов к данному виду учебников.

На сегодняшний день департамент образования Москвы и московской области совместно с издательствами "Просвещение" и "Первое сентября" проводит экспериментальную деятельность по внедрению электронныхучебников в десяти школах с 1 сентября 2017 года. Обучение с данным видом учебников происходит по четырем дисциплинам: география, химия, история и биология. Результаты будут представлены в открытом доступе в конце учебного 2018 года.

Деятельность издательств "Просвещение" и "Первое сентября" по эксперименту работы над комплектом электронных учебных пособий привела к тому, что у 500 учеников [3] появятся планшетные компьютеры с настроенным программным обеспечением для учебных занятий. Первыми контракт о сотрудничестве с Министерством образования и науки РФ подписали власти Новосибирской области.

Такая инициатива вызвала большую дискуссию и обсуждения среди общественности и экспертов. "За" и "против" о данном эксперименте разнообразны и противоречивы.

Среди позитивных моментов общественность отмечает облегчение веса портфеля учащихся. Вместо большого количества учебников учащимся нужно носить один планшет и тетради. Весь вес не превысит двух килограмм. Это значительное изменение по сравнению с нынешним объемом и весом портфелей учащихся.

Эксперты отмечают, что электронные учебники повышают интерес к учебной деятельности. Также электронные учебники открывают большее количество возможностей для реализации индивидуального подхода к учащимися. Учитель может сократить время на раздачу индивидуальных заданий. Дети могут самостоятельно выбирать уровень сложности задания в соответствии со своими знаниями.

Среди негативных моментов числятся обсуждения, возможностей перехода на электронные учебники, которые влекут за собой коренные изменения в методике преподавания. Это подразумевает факт того, что детям необходимо будет учиться самостоятельно и больше информации получать из Интернета, а учителю останется только организовывать работу учащихся и ставить необходимые вопросы.

Еще одним отрицательным моментом является факт того, что на сегодняшний момент будущих учителей не готовят к данной работе, не обучают методике преподавания с использованием электронного учебника. Это означает, что всем работающим учителям необходимо будет пройти курсы повышения квалификации, а высшим учебным заведениям менять программу подготовки учителей предметников и учителей начальных классов. Сложно определить, сколько времени потребуется на то, чтобы переподготовить кадры всей страны, и сложно представить, сколько учителей смогут преодолеть стереотипы классического образования и в полной мере перестроиться на использование электронныхучебников в процессе проведения уроков.

Еще одним подтверждением "против" являются факты того, что на сегодняшний день внедрение электронных учебников в школе учителя со стажем, а их большинство, встречают негласным бойкотом [3].

"Против" является вопрос сетевой безопасности. Учителя считают, что если вместо бумажного учебника перед учащимся окажется электронный учебник с доступом к Интернету, фактически сто процентов ученик на уроке будет занят не учебным процессом. Другие учителя с позицией "за" утверждают, что этот вопрос легко решается сетевым ограничени-

ЪС

I

LU

о

UJ

<

CI UJ

*

40

ем на устройствах. Устанавливаются программы сетевой безопасности, которые ограничивают доступ к играм и сайтам. В программу загружаются лишь те сайты, которые будут рекомендованы в соответствии с программой обучения и воспитания образовательного учреждения.

Обращают внимание и на тот факт, что и сами электронные учебники на первых порах явно будут нуждаться в постоянной доработке.

Существует довод того, что "Электронные учебники сделают детей тупыми" [4]. На данный вопрос дал ответ директор по развитию проектов в образовании Intel в России Петр Щеглов [5], приведя следующие факты: "Наши оппоненты часто ссылаются на неподписанный никем регламент Роспотребнадзора и максимальной продолжительности работы ребенка за компьютером и на опыт отдельных школ. Но существуют объективные факты. Например, Южная Корея вся перешла на электронные учебники. Их школьники выбились в лидеры по всем показателям: и по оценке качества образования, и по международным тестам, и по предметным олимпиадам" [4].

Таким образом, мы считаем, что электронный учебник на сегодняшний день не может полностью заменить бумажные учебники, так как полный отказ от традиционного вида изданий не способствует повышению эффективности организации образовательного процесса. Тем не менее, оптимальное совмещение указанных средств обучения сказывается благоприятным образом на организации процесса обучения. Далее рассмотрим все "за" и "против" использования электронного учебника.

Использование электронных учебников предоставляет большие дидактические преимущества в сравнению с бумажными учебниками:

1. С помощью современных гаджетов появилась возможность улучшения обучающей среды за счет яркого и наглядного представления учебной информации, что, несомненно, привлекательно для учащихся.

2. Произошла интеграция больших объемов информации на едином носителе; данный факт разгружает физически учащихся.

3. Реализуется возможность построения дополнительного образовательного маршрута изучения материала.

4. Позволяет сетевым образом отслеживать и корректировать процесс изучения учебного материала, тем самым осуществляя обратную связь "учитель - ученик".

5. Текст учебников содержит ссылки на дополнительный материал к каждой теме обучения.

Кроме доводов "за" электронный учебник, на наш взгляд, имеет не меньшее количество доводов "против":

1. Электронный учебник не обеспечивает активное участие учащихся на протяжении всего урока.

2. Функция контроля знаний электронного учебника не способна, на сегодняшний день, в максимальной степени дать объективную оценку, в особенности заданий филологического направления. Это объясняется тем, что формы ответов требуют творческой оценки учащегося, помимо верного ответа и грамотного изложения мысли, тем самым создается сложность процесса оценки.

3. Абсолютная тестотизация проверки знаний не способствует глубокому усвоению получаемых знаний.

4. Уязвимость от электропитания.

5. Электронные учебники влияют на уровень восприятия информации, исследователями доказано, что бумажный вариант учебника не так утомляет учащихся, что позволяет поддерживать длительность восприятия информации дольше, чем при работе с электронным учебником [2].

Необходимо отметить, что в современных условиях меняется роль школы в обществе, а следовательно, и отношение ученика к школьному образованию. У многих учащихся проявляется стремление к сокращению времени обучения, усиливается тенденция к профессионализации образования, поэтому электронный учебник, в подобных случаях, лучший вариант для самостоятельного изучения предмета и готовности для будущей профессии.

И все же лейтмотивом применения компьютерных технологий в образовании представляется обеспечение возможности индивидуального обучения в отсутствии преподавателя. Можно надеяться на повышение заинтересованности к учебе, поскольку компьютер уже сам по себе привлекателен для детей.

Не меньшим весомым доводом "против" выступает аспект стереотипизации классической формы обучения, который подкреплен стереотипами передачи информации в визуальной и звуковой формах: стереотипом необходимости обратной связи учителя сучащимися, в том числе во время контроля самостоятельной работы; стереотипом необходимости эмоционального воздействия учителя на учащихся с целью эффективного усвоения

знаний. Указанный аспект стереотипизации образования делает фактически незаменимыми классические формы обучения, хотя за электронными учебниками - будущее.

Литература:

1. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч. 1. Обучение : учеб. пособие. -Владивосток : Изд-во Дальневосточного университета, 2014.

2. Пенно М. А Преимущества и недостатки электронных учебников // Концепт. - 2016. - № S7. -URL: http://e-koncept.ru/2016/76090.htm.

3. По материалам "Российской газеты"

4. Журнал Эксперт http://xn-b1 aajfegfd3ckasej0jsc. xn —pi a¡/2014/1 2/ehkspert-s-perekhodom-na-ehlektronnye-uch/.

5. Сайт Сергея Жука, директор программы Intel® World Ahead https://newsroom.intel.ru/news.

MODELING LANGUAGE ENVIRONMENT AS EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF TRAINING FOREIGN LANGUAGE IN THE UNIVERSITY

Volodina Olga Viktorovna, Senior Lecturer

Dorokchina irina Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Department of Linguistics and Intercultural Communication, Rostov State Economic University, Rostov-on-Don

The current socio-cultural and political integration, as well as the cultural and speech situation, present a number of new specific requirements for the communicative culture of the personality of the future professional (graduate of a higher educational institution), formed in the process of studying a foreign language at a university. The article proves the relevance of the questions of modeling the language environment in the university in the framework of teaching a foreign language. The goal, tasks and directions of effective modeling solutions for the language environment are determined. The author reveals the conditions and components of the modeling of the language en vironment that contribute to the effective formation of cognitive, pragmatic and speech spheres of communicative competence of students.

Keywords: educational environment; foreign language; modeling of the language environment; educational technologies; modeling components of the language environment; university students; cultural and speech strategy.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ КАКОБРАЗОВА ТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Сложившаяся в современных условиях социокультурная и политическая интеграция, а также культурно-речевая ситуация предъявляют ряд новых специфических требований к коммуникативной культуре личности будущего профессионала (выпускника высшего учебного заведения), формируемые в процессе изучения иностранного языка в вузе. В статье обоснована актуальность вопросов моделирования языковой среды в вузе в рамках обучения иностранному языку. Определены цель, задачи и направления эффективных решений моделирования языковой среды. Выявлены условия и компоненты моделирования языковой среды, способствующие эффективному формированию когнитивных, прагматических и речевых сферы коммуникативной компетентности студентов.

Ключевые слова: образовательная среда; иностранный язык; моделирование языковой среды; образовательные технологии; компоненты моделирования языковой среды; студенты вуза; культурно-речевая стратегия.

УДК 378.147 ВАК РФ 13.00.02

© Володина О.В., 2017 ©Дорохина И.В., 2017

ВОЛОДИНА Ольга Викторовна, старший преподава тель

Навыки и компетенции эффективного речевого взаимодействия на иностранном языке, владение будущим профессионалом этно-риторической спецификой межкультурной коммуникации, а также стремление к культурным нормам толерантности в стратегиях культурно-речевого поведения являются на сегодняшний день теми новейшими языковыми особенностями и профессионально важными качествами личности студента, которые становятся необходимыми в процессе формирования коммуникативной компетентности средствами иностранного языка. Специфика этих особенностей ставит перед высшей школой соответствующие задачи совершенствования

ДОРОХИНА Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент

[email protected]

кафедра Лингвистики

и межкультурной

коммуникации, Ростовский

государственный

экономический

университет,

Ростов-на-Дону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.