УДК 378.14
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК В ПОДДЕРЖКУ КУРСА «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ» © Самохвалов» В. В., Самохвалов А. В.
Samokhvalova V.V., Samokhvalov A.V. An e-te\tbook to assist the course «Computer Net». The article discusses a new textbook for teaching a new course «Computer Net».
В лаборатории информатизации образовательных систем Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина создан электронный учебник в поддержку курса «Компьютерные сети», изучаемого сту-дентами-физиками. Необходимость создания такого учебника вызвана недостатком учебной литературы по данному курсу, а также техническими и финансовыми проблемами, не позволяющими пользоваться компьютерными сетями в необходимом объеме. Предлагаемый электронный учебник (ЭУ) призван существенно повысить эффективность процесса обучения. Его можно рассматривать как дополнительное учебно-методическое средство, позволяющее методически правильно организовать самостоятельную и аудиторную работу студентов.
Под электронным учебником мы понимаем обучающую программную систему комплексного назначения, обеспечивающую непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющую теоретический материал, обеспечивающую тренировочную учебную деятельность, осуществляющую контроль уровня знаний, а также обеспечивающую информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии интерактивной обратной связи [ 1 ].
Разработанный электронный учебник «Компьютерные сети» выполняет две функции: содержательную -заложил» определенный базис профессиональных знаний; и деятельностную - сформировать умение работать в корпоративной компьютерной сети.
Учебник состоит из основных чегырех частей: теория, тесты, ингерактивный обучающий курс по работе с Ые1зсаре Navigator'oм; тренажер, имитирующий работу в Интернете.
В теоретическом курсе лекционный материал представлен каскадным способом. Курс разбит на несколько уровней подробности изложения материала. На каждом уровне рассматривается одна и та же тема, но чем глубже уровень, тем более подробно она освещается. Достоинством этого способа является гибкость, с которой обучаемый может работать с учебным материалом. Он сам регулирует глубину «погружения» в предмет, при необходимости пропуская ненужные частности. Время при таком способе расходуется максимально эффективно.
Разделы курса образуют древовидную структуру. Каждый раздел может иметь вложенные подразделы,
которые по отношению к нему являются разделами более низкого уровня. Разделы можно создавать и удалять, переименовывать и перемещать по дереву курса. Материал в разделах сопровождается схемами, диа1'раммами, таблицами и рисунками, иллюстрирующими и дополняющими основной текст. Кроме того, имеются гипертекстовые ссылки. Однако глубина вложенности не превышает двух, так как, мы считаем, что студент должен последовательно и вдумчиво изучать данную дисциплину. Более глубокая вложенность системы гиперссылок не даст системности в изучении материала. В то же время мы не навязываем только линейное прохождение курса. Древовидная структура курса позволяет обучаемому самому выбирать маршрут обучения. Студент может не изучать весь материал учебника - это зависит от уровня его подготовленное™.
После ознакомления с отдельными разделами теоретического курса, необходимо помочь студенту оценить свои знания. Для этого ему предлагаются специально разработанные тесты. О™ содержат тестовые задания закрытого и открытого типов, а также тестовые задания на соответствие. Если студент испытывает затруднение при ответе на вопрос, то ЭУ предоставляет ему возможность автоматически вернуться в нужное место теоретического курса и проработать данный вопрос. Затем тестирование можно продолжить.
Обучающий интерактивный курс по работе с Netscape Navigator’oM представлен в виде мультимедийной лекции. Маршрут изучения строго задан, хотя есть возможность повторил» интересующие кадры лекции. Взаимное согласование голоса лектора и музыкального сопровождения с визуальным рядом обеспечивает образное, более естественное восприятие учебного материала, эмоционально воздействует на студента, что дает наиболее быстрое восприятие учебного материала и более глубокие знания.
Одной из наиболее интересных частей ЭУ является тренажер по работе с программой Netscape Navigator, который не требует подключения к сети Интернет. Студенты могут выбрать из предложенного перечня интересующую Web-страницу и вызвать ее на экран программой, моделирующей действия Netscape Navigator’a. Создается полная иллюзия работы в сети Интернет, так как реализованы все гиперссылки Web-страниц и возможности программы Netscape Navigator. Среди предлагаемых сайтов - страницы Российской государственной библиотеки, газеты «1 сентября», Санкт-Петербурга, лучшие сайты школ с реализованными
проектными решениями и другие. Данный тренажер позволяет студентам получить первоначальные навыки работы в глобальной компьютерной сети.
Системные требования для эксплуатации данного электронного учебника:
- Процессор класса РепПит
- 16 МЪ оперативной памяти
- УОА видеокарта, 512 кб видеопамяти
- У/тс1о\у$-совместимая звуковая карта
- Манипулятор мышь
В настоящее время курс совершенствуется в методическом плане, разрабатываются дополнительные
тесты, наращивается интерактивность курса и эффективность системы оценки знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. ЗайнутОинова Л.Х. Создание и использование электронных учебников / Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании. М., 2000. 138 с.
Поступила в редакцию 10 сентября 2001 г.
УДК 378+650+65.012.25
ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ © А.П. Хворов, Т.Ю. Китаевская
Khvorov A.P., Kitayevskaya T.Y. A formalistic approach to analysing of university education content. The article discusses formalistic methods of analysing the education content necessary for teaching basic knowledge. It also proposes a set of characteristics for describing subject matter, its succession and choice of methods.
ВВЕДЕНИЕ
Коренные преобразования, происшедшие не только в структуре и организационных формах деятельности высших учебных заведений, но и в самой идеологии развития высшего образования, требуют адекватной методической системы, базирующейся на формализованных методах анализа структуры содержания образования с использованием компьютерных технологий. Одним из важнейших элементов компьютерной технологии проектирования содержания обучения в вузе является построение его иерархически упорядоченной структуры [1]. Моделирование такой структуры предполагает решение следующих задач:
- формирование базы знаний;
- машинное представление поля знаний;
- построение иерархической структуры содержания обучения;
- декомпозиция структуры содержания обучения;
- выбор оптимальной последовательност и изучения учебного материала.
Домашинный этап проектирования содержания обучения представляет собой наиболее сложное звено в компьютерной технологии построения учебного процесса. Это обусловлено рядом методологических и технологических проблем, к которым относятся [2):
- несовершенство математического базиса моделей представления содержания учебного материала (дескриптивный, а не конструктивный характер большинства имеющихся моделей);
- жесткость моделей представления знаний, заставляющая разработчиков обеднять и урезать реальные знания экспертов;
- явная неполнота и недостаточность имеющихся методов структурирования знаний, разрозненные классификации.
В работе рассматривается возможный формализованный подход к анализу предметной области на этапе формирования базы знаний. Данный подход к анализу содержания и структуры учебного материала позволяет получип. машинное представление поля знаний, реализующее представление эксперта о предметной области.
ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
В государственном образовательном стандарте даются наименования дисциплин и их основные разделы, которые в дальнейшем, при создании рабочих программ, экспертами разбиваются на темы. Таким образом, тема является минимальной составляющей при построении учебного процесса.
В автоматизированной системе любые операции с составляющими учебного процесса возможны при условии четко определенных описаний. Здесь возникает наибольшее количество вопросов по поводу того, какие характеристики должны присутствовать в описании темы, чтобы затем компьютер смог логически грамотно выстроить их в иерархическую последовательность.
Частично ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к трудам древнегреческих философов. Идеи, заложенные в трудах мыслителей древности, обретают новые очертания с появлением вычислительной техники. Учение о форме и материи указывает направление поиска критериев сравнительной оценки для всей совокупности тем, составляющих учебный процесс. Чем больше объектов нас окружает, тем большим количеством свойств они должны описываться, чтобы точность их соотнесения оставалась на прежнем, высоком уровне. Объекты, одинаковые по своим свойствам, но разные но назначению, группируются, то есть наде-