Научная статья на тему 'Электронный учебник как модель образовательного процесса'

Электронный учебник как модель образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный учебник как модель образовательного процесса»

студентами, веб-сайт или мультимедийное пособие. На итоговом занятии студенты -участники проекта могут продемонстрировать презентации, созданные ими в программе Microsoft Power Point, сопровождая их докладами.

Подобные веб-проекты не только обеспечивают интеграцию знаний студентов в области лингвистики, межкультурной

К. ОВЧИННИКОВА, доцент Челябинский государственный университет

Говоря об электронном учебнике (ЭУ), безусловно, нужно определиться с самим термином. Учитывая современное развитие теории учебника и представление об учебнике как информационно-деятельно-стной модели образовательного процесса, рассмотрим ЭУ как реализованную электронную модель образовательного процесса, который организован в рамках определенной дидактической системы.

Для построения формализованной схемы образовательного процесса в высшей школе, выбора характеристик этого процесса, установления системы параметров, определяющих процесс, и зависимостей между характеристиками и параметрами процесса с учетом тех факторов, которые принимаются во внимание при формализации, необходим инструментарий, помогающий проводить формализацию. Например, при формализации любой предметной области нынешние программисты пользуются разработанным аппаратом реляционных баз данных, опирающимся на математическую теорию отношений. На основе баз данных сегодня создано большинство ЭУ. На этой же основе функционируют так называемые оболочки для создания авторских электронных курсов. В настоящее время осознано, что электронный учебник

коммуникации и информационных технологий, но и вырабатывают навыки научно-исследовательской деятельности с применением современных информационных технологий и ресурсов, создавая благоприятные условия для формирования информационной культуры студента-лингвиста как в локальной, так и в глобальной межкультурной среде.

должен быть продуктом деятельности коллектива разработчиков, в который помимо программистов входят преподаватели, методисты, психологи, художники-дизайнеры. Но, к сожалению, чаще всего формализация образовательного процесса (для оболочек) выполняется программистами. До сих пор большинство преподавателей далеки от участия в этом процессе и вынуждены принимать (или не принимать) готовые электронные продукты: электронные курсы, электронные учебники или же электронные оболочки, позволяющие создавать «авторские» курсы. Авторство же в них получается условным: оно возможно лишь в тех рамках, которые предоставили преподавателю создатели оболочки, - процесс уже формализован, сценарий разработан. Как правило, преподаватель получает возможность авторского представления предметной информации (как структуры, так и содержания), контрольных или тестовых вопросов и задач, практических упражнений. При этом его вовсе не спрашивают, какой ему видится организация образовательного процесса по освоению предметной информации на основе ЭУ. Сложившийся стереотип переноса линейного и модульного способов конструирования содержания образования в структуру ЭУ ставит равен-

Электронный учебник как модель образовательного процесса

102

Высшее образование в России • № 9, 2007

ство между обычным и электронным учебниками. Фактически в таком варианте ЭУ становится лишь электронной версией обычного учебника.

В силу того, что реализация модели образовательного процесса осуществляется с помощью определенных структурных элементов учебника, в том числе и электронного, целесообразно уточнить понятие «информационная структура учебника». Под информационной структурой учебника будем понимать систему определенным образом связанных между собой информационных компонент, отражающих помимо предметной информации, подлежащей усвоению, технологию процесса обучения в определенной дидактической системе. Такое видение несколько нетрадиционно, ибо обычно структуру учебника отождествляют со структурой содержания образования, т.е. в это понятие не включают наравне с содержанием образования технологическую структуру процесса обучения. Это вполне объяснимо, ведь процесс обучения на основе книжного учебника линеен и соответствует классической схеме дидактического цикла:

• представление нового материала (предметной информации);

• контрольные вопросы для проверки знания и понимания представленного материала;

• примеры решения задач с использованием этого материала;

• список задач, требующих знания и понимания представленного материала и умений его использовать при решении практических задач.

Если же предположить возможность корректировки технологической структуры образовательного процесса на основе учебника, то включение ее в информационную структуру всего учебника становится естественным. Такая корректировка возможна и реальна, если инструменты формализации образовательного процесса позволят отражать в ЭУ не только авторское представление предметной информации, но

и авторское видение технологии процесса обучения.

Мы предлагаем использовать следующий инструментарий для построения формализованной схемы образовательного процесса в высшей школе.

■ Во-первых, практическим инструментом проектирования ЭУ выступает граф-план ЭУ, опирающийся в своей идеологии построения на блочно-модульную организацию и дидактическое слоение, которые позволяют однозначно «разрезать » весь учебный материал на непересекающиеся фрагменты.

■ во-вторых, блочно-модульная организация и дидактическое слоение выступают опорными аналитическими инструментами систематизации и структуризации учебного материала в ЭУ.

Заметим, что под учебным материалом учебника здесь понимается всякая информация, присутствующая в учебнике и имеющая отношение к образовательному процессу, а не только та, которая соответствует непосредственно предметному содержанию. Присутствие учебной информации в учебнике позволяет трактовать его как ин-формационно-деятельностную модель обучения, которая отражает теорию и методику процесса обучения. Многие же современные учебники в основном дают предметную информацию и не показывают, как с ней работать. Особенно грешат этим электронные версии учебников. При этом структура представления предметной информации в электронной версии в отличие от бумажной становится не строго иерар-хичной, что обусловлено наличием гиперссылок. Более того, присутствие гиперссылок в изложении предметной информации определяется как дидактическое нововведение, позволяющее оптимизировать процесс обучения. Безусловно, инструмент гиперссылок изменяет процесс представления и освоения информации, но как и в какой мере, необходимо еще определить. Говоря же о структуре учебника, нужно четко разделять, структура какой именно ин-

формации подразумевается - предметной или учебной?

Повторимся, под граф-планом ЭУ будем понимать некоторую графическую структуру, которая в своей идеологии построения опирается на блочно-модульную организацию и дидактическое слоение ЭУ, позволяющие систематизировать и структурировать учебную информацию ЭУ (рис. 1). Внешне такая графическая структура напоминает дерево папок в Проводнике Windows, а по наполнению - оглавление обычного учебника. Но это лишь внешнее сходство. Фактически эта графическая структура отражает не только авторскую иерархию теоретической части учебного материала какого-либо курса, но и дидактические слои ЭУ, сформированные автором и представляющие авторские составляющие процесса обучения.

Учитывая, что ЭУ призван выполнять две основные дидактические цели - представлять предметную информацию и организовывать освоение представленной информации, можно выделить два основных показателя систематизации и структуризации учеб-

ной информации в ЭУ: показатель логики представления предметной информации и показатель логики освоения представленной информации. Именно они и лежат в основе построения граф-плана ЭУ и определяют инструменты формализации образовательного процесса в высшей школе.

Блочно-модульная организация учебных материалов предполагает, что весь учебный материал ЭУ разбит на логические единицы информации, называемые модулями. Модули связаны между собой в некоторую иерархическую структуру, которая имеет вид дерева. Модуль ^уровня вместе с относящимся к нему поддеревом является блоком ^уровня. Для определения содержания модуля и его места в иерархии применяется строгая и однозначная основа отбора учебного материала. Например, известная всем иерархическая структура представления учебного материала в обычных учебниках - главы, параграфы, пункты, подпункты - сформирована на основе исторически сложившегося критерия - разделение на законченные смысловые единицы информации в соответствии

ЭУ

5

О-

Тема 1

"5

&

Тема 2

+>

§ 1.1

п. 1.1.1

п. 1.1.2

§1.2

п. 1.2.1

п. 1.2.2

§ 2.1

§ 2.2

Рис. 1. Общий вид граф-плана ЭУ

104

Высшее образование в России • № 9, 2007

с логикой естественно-научного процесса познания мира. Можно предложить и другой критерий построения иерархической структуры - степень детализации предметного материала. С ней можно связать ту глубину освещения предметного материала, которая соответствует минимальному и максимальному объему знаний учащихся по данному предмету, что актуально, например, в системе дистанционного или открытого образования. Отметим, что критерий построения иерархической структуры блоч-но-модульной организации ЭУ может быть определен самим преподавателем, моделирующим свой ЭУ. Существенно то, что критерий иерархии определяется показателем логики представления предметной информации.

Этот показатель задает дидактическое слоение. Дидактическое слоение учебных материалов предполагает, что все множество модулей, представляющих учебный курс, разбито на непересекающиеся подмножества в соответствии с некоторым критерием. Данные подмножества назовем дидактическими слоями, а критерий -критерием дидактического слоения. Критерии слоения определяются показателем логики освоения представленной предметной информации, и именно они позволяют автору отразить свое видение технологии образовательного процесса, организованного с использованием ЭУ.

Следует подчеркнуть, что критерий построения иерархической структуры предметной информации и критерий дидактического слоения независимы друг от друга и выбираются самим автором ЭУ. В итоге обеспечивается авторское видение не только представления предметной информации, но и технологических моментов процесса обучения. Корректировать представление предметной информации или технологических аспектов процесса обучения можно с помощью самих критериев построения граф-плана ЭУ - фактически прообраза информационной структуры ЭУ.

Отметим следующие особенности ис-

пользования граф-плана ЭУ как прообраза его информационной структуры.

1. Процесс формирования граф-плана является первичным, базовым моментом создания ЭУ, т.к. дальнейшее наполнение отдельных модулей и блоков ЭУ во всех дидактических слоях будет осуществляться автором на основе построенного граф-плана. Подчеркнем, что наполнение самих модулей конкретным теоретическим или дидактическим материалом на этапе построения граф-плана ЭУ не проводится.

2. В граф-плане отражается как блоч-но-модульная организация ЭУ, так и дидактическое слоение. Для выделения авторских составляющих процесса обучения и представления предметного материала автором ЭУ определяются независимые между собой критерии дидактического расслоения учебного материала и построения его иерархической структуры.

3. Вертикальный дидактический слой ЭУ, соответствующий такой форме учебной деятельности, как ознакомление студента с новым теоретическим материалом, является первичным. В нем отражается иерархическая структура предметной информации. Тематическая систематизация и детализация отдельных тем предметного материала являются авторской составляющей представления учебного материала в ЭУ.

4. Каждый вертикальный дидактический слой ЭУ имеет свою проекцию граф-плана, которая формируется на основе граф-плана теоретического материала. Любой модуль или блок исходного граф-плана теоретического материала помимо теоретического может иметь и дидактическое наполнение, которое определяется автором и фиксируется им на граф-плане. Последовательность действий по формированию проекции граф-плана дидактического слоя, выделенного в соответствии с показателем логики освоения представленной информации, можно увидеть на рис. 2. Для наглядности проекция граф-плана дидактического слоя, отражающего применение теоретического материала модулей и блоков для решения

2 шаг

Последовательность шагов

1 шаг

0 шаг

! гриала

Степень детализации учебного материала

Рис. 2. Последовательность действий по формированию проекции граф-плана

практических задач, определена как проекция граф-плана практического материала.

5. Сформированный таким образом граф-план ЭУ становится практической основой проекта образовательного процесса в высшей школе, ибо он представляет собой опорный инструмент управления преподавателем предполагаемой учебной деятельностью студента на основе ЭУ.

6. Рассматривая граф-план с позиций преподавателя или автора, мы замечаем, что граф-план выступает инструментом:

□ для модификации и развития курса на этапе его эксплуатации в соответствии с изменениями объективных факторов процесса обучения;

□ для контроля тематической полноты ЭУ;

□ для контроля дидактической полноты ЭУ.

ЭУ, сформированный на основе граф-плана, предусматривает возможность модификации и дополнения учебного материала непосредственно самим преподавателем на этапе эксплуатации ЭУ в учебном процессе. Это позволяет адаптировать ЭУ к изменчивости определенных объективных факторов процесса обучения, например учебных планов специальности, учебных программ курсов, контингента обучаемых, организационных составляющих процесса обучения.

Таким образом, представляя ЭУ с позиции моделирования образовательного процесса, организованного в рамках определенной дидактической системы, можно утверждать, что информационная структура ЭУ представляет собой основу проекта образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.