Научная статья на тему 'Электронный сельскохозяйственный рынок "самарский экопродукт": механизмы создания и перспективы развития'

Электронный сельскохозяйственный рынок "самарский экопродукт": механизмы создания и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ РЫНОК / РЕГИОН / САМАРСКИЙ ЭКОПРОДУКТ / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / I-VILLAGE.RU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянскова Наталья Вадимовна

Раскрываются механизмы формирования регионального виртуального рынка, объединяющего в единое информационно-торговое пространство производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции. Предлагаются создание и продвижение регионального бренда "Самарский экопродукт".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-AGRICULTURAL MARKET "SAMARA ECOPRODUKT": MECHANISMS OF CREATION AND PROSPECTS

The article describes the mechanisms of regional virtual marketplace, combined into a single information space commodity producers and consumers of agricultural products. Proposes the creation and promotion of regional brand "Samara Ecoproduct".

Текст научной работы на тему «Электронный сельскохозяйственный рынок "самарский экопродукт": механизмы создания и перспективы развития»

УДК 334.7

Экология и безопасность жизнедеятельности

ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЫНОК "САМАРСКИЙ ЭКОПРОДУКТ": МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© 2014 Полянскова Наталья Вадимовна кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет, г. Самара E-mail: polynskova@mail.ru

Ключевые слова: виртуальный рынок, регион, самарский экопродукт, интернет-портал, органическое сельское хозяйство, i-village.ru.

Раскрываются механизмы формирования регионального виртуального рынка, объединяющего в единое информационно-торговое пространство производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции. Предлагаются создание и продвижение регионального бренда "Самарский экопродукт".

E-AGRICULTURAL MARKET "SAMARA ECOPRODUKT": MECHANISMS OF CREATION AND PROSPECTS

© 2014 Natalia Vadimovna Polyanskova candidate of Economics, associate professor Samara State University of Economics E-mail: polynskova@mail.ru

Keywords: virtual market, region, Samara Ecoproduct, internet portal, organic farming, i-village.ru.

The article describes the mechanisms of regional virtual marketplace, combined into a single information space commodity producers and consumers of agricultural products. Proposes the

creation and promotion of regional brand "Samara

Сельское хозяйство - важнейшее направление развития и страны, и Самарской области. Губернатор Самарской области Н. И. Меркушкин в своем послании депутатам и населению поставил задачу: в предстоящие 5 лет обеспечить продовольственную безопасность региона, вдвое увеличить объемы производства и эффективно работать в условиях ВТО1. Но нужна целая система мер, чтобы высококачественные, натуральные местные продукты были доступны горожанам. И над этой темой, как подчеркнул руководитель Минсельхоза Самарской области В.В. Альтергот, необходимо работать совместно2. Решить поставленные задачи можно путем внедрения и продвижения современных эффективных информационных технологий в региональном АПК.

Однако дезинтеграция и трудности обмена информацией делают практически недоступным для местных сельхозпроизводи-

Ecoproduct".

телей мощный пласт информации, а сложившаяся система ценообразования на сельхозпродукцию и засилье посредников не позволяют сделать региональный АПК конкурентоспособным даже на внутреннем рынке.

Поддержать местного товаропроизводителя призвана первая в регионе единая интернет-платформа - виртуальный сельский рынок "Самарский экопродукт", - которая объединит в одном информационном и торговом пространстве производителей, переработчиков, поставщиков и потребителей экологически безопасной сельхозпродукции Самарской области и близлежащих регионов. От такого инновационного отраслевого объединения выигрывают все. Производители получают максимально полную информационную поддержку для успешного ведения агробизнеса, увеличивают объемы продаж и расширяют рынок сбыта высококачественной, натуральной местной продукции. По-

139

Региональное развитие • № 2 • 2014

требители же получают наглядный выбор производителей и прямую систему приобретения экологически чистых продуктов, причем намного дешевле, чем в розничной сети.

Прямая прозрачная связь между производителями, переработчиками и потребителями - сильнейший источник энергии будущего объединения.

Маркетинговые исследования агропродовольственного рынка Самарской области подтвердили социальную значимость и потребность создания в регионе единой платформы сельхозпроизводителей. В настоящее время согласие стать авторизованными пользователями дали 80 сельскохозяйственных организаций, 90 фермеров и 110 хозяйств населения. Более того, стать потенциальными покупателями местной натуральной продукции через наш портал выразили желание 750 сотрудников и студентов (47 и 53%) двух крупнейших вузов Самарской области - Самарского государственного экономического университета и Самарского государственного технического университета. Потенциал развития регионального агропродовольственного интернет-рынка поистине безграничен: продолжается тенденция неуклонного роста интернет-аудитории, потребность в высококачественных натуральных продуктах, по прогнозам продовольственной организации ООН, к 2050 г. во всем мире возрастет на 70%, спрос на органические продукты увеличивается с каждым годом. Это признанный мировой тренд, доля же российского рынка экопродуктов составляет лишь 0,1% от всех продуктов питания, в то время как в Европе ежегодный прирост производства органической продукции составляет в среднем 20%3.

На портале каждому сельхозпроизводителю будет предоставлен свой персональный web-магазин, где он сможет разместить всю информацию о своем хозяйстве с фото-, видеоматериалами, выставлять в каталог продукцию и услуги, размещать информацию о технологиях производства, характеристиках продукции, документацию, подтверждающую высокое качество его продуктов, свободно общаться на форуме, делиться опытом и многое другое. Информация о производителях будет доступна всем зарегистрирован-140

ным пользователям, а контент сайта будут создавать сами участники проекта.

Важной частью портала станет информа-ционно-просвятительный раздел "ЭкоСело", поднимающий вопросы преимущества экологического сельского хозяйства, системы сертификации, маркировки, развития сельского зеленого туризма, информирования потребителей, а в дальнейшем учащихся школ, вузов о значимости натуральной, экологически чистой продукции для здоровья.

Органическое сельское хозяйство, а именно "здоровая почва - здоровая продукция - здоровый человек" - высокоперспективное и инвестиционно привлекательное направление, и именно в его развитии мы видим действенный механизм защиты и конкурентоспособности наших местных производителей в условиях ВТО.

В Самарской области имеются серьезные предпосылки для развития экологически чистого сельского хозяйства. Самарский регион один из немногих, где занимаются сертификацией продукции по международным стандартам и начата работа по созданию концепции его экологической безопасности. Разработка и принятие в Самарской области закона об экологическом сельском хозяйстве, плюс финансирование в рамках областной программы и запуск системы контроля качества дадут мощный толчок для развития на территории сельскохозяйственной отрасли.

В Самарской области крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения производят 63,3% сельхозпродукции4, которая по факту является органической, но не сертифицированной. Ее легализация даст скачкообразный рост внутреннего рынка уже в ближайшие годы. И проект призван в этом максимально помочь.

Основную же ставку в проекте мы делаем на развитии системы сбыта высококачественных самарских продуктов в интернетпространстве по адресу i-village.ru.

Сортировка виртуального рынка будет предусматривать не только выбор региона, района, населенного пункта, но и выбор ассортимента (например, молочные, мясные продукты, мед и т.д.).

Портал поможет сельхозпроизводителю купить и продать технику, животных, органи-

Экология и безопасность жизнедеятельности

ческое сельхозсырье. Также виртуальный сельский рынок "Самарский экопродукт" будет востребован фермерами и хозяйствами населения для сбыта готовых натуральных продуктов в небольших объемах городскому жителю. А каждый горожанин будет иметь право выбора, у кого покупать и что покупать.

Для объективной оценки качества продукции (услуг) того или иного производителя на портале будет предусмотрена онлайн-система рейтинговой оценки самими потребителями, а покупатель сможет напрямую приобретать товар у фермера по реальной цене или же воспользоваться услугами службы доставки на дом.

Выгоды профессионального объединения очевидны:

- экономия средств участников проекта за счет использования готового решения (собственного виртуального экомагазина) на едином портале и организация системы сбыта местной органической сельхозпродукции;

- размещение информации обо всех сельхозпроизводителях региона в одном информационно-аналитическом банке данных;

- отсутствие посредников и территориальных ограничений - все производители предварительно будут проверяться модератором сайта, что полностью исключит посредничество, а на портале могут работать участники из близлежащих регионов.

Пощадка позволит торговать продукцией без постоянного присутствия и даже доступа производителей к сети Интернет. Разместив продукцию в любое удобное время (либо пе-

редав информацию менеджеру по телефону), производитель получает контакты и объемы заявок всех покупателей, заинтересовавшихся его продукцией посредством SMS и электронной почты.

Успешная реализация проекта действительно даст возможность как сельхозорганизациям, так и малым формам хозяйствования, чье производство невелико, выйти на региональный рынок и найти своих покупателей. Пользование базовым функционалом сайта i-village.ru будет бесплатным для всех участников.

В среднесрочной перспективе планируется создать и продвигать региональный уникальный бренд "Самарский экопродукт", которому можно доверять и который гарантирует экологическую безопасность. Стратегия продвижения местных сельхозпроизводителей на национальный и международный экорынок позволит создать конкурентоспособный региональный АПК, а экологически чистую продукцию сделать максимально доступной наибольшему количеству граждан. 1 2 3 4

1 Послание губернатора Николая Меркушкина к депутатам Самарской губернской думы и всем жителям региона. - URL: http://www.samregion. ru/press_center/publications/30.12.2014/date/1/58757.

2 URL: http://mcx.samregion.ru.

3 Без гормонов и удобрений / Рос. газ. -URL: http://www.rg.ru/2011/11/22/eko.html.

4 Сельское хозяйство Самарской области: стат. сб. 2013. - URL: http://samarastat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/54e3390 04c554a 109720bf052efb10e3/СЕЛЬСКОЕ+ХОЗЯЙ-CTBO.pdf.

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.