УДК 14.35.09
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС «СТУДЕНТУ-ЗАОЧНИКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.08.01 -«ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ГУМАНИТАРНОЙ ОБЛАСТИ»
© Ю.А. Овсянникова, О.К. Самсонова
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс; студент-заочник; учебные материалы; прикладная информатика; информационные технологии.
Описывается значение электронных образовательных ресурсов для студентов-заочников, рассматриваются основные требования к созданию электронного образовательного ресурса, к структуре, содержанию, интерфейсу, навигации. Представлена структура созданного электронного образовательного ресурса.
Электронный образовательный ресурс «Студенту-заочнику специальности 08.08.01 - «Прикладная информатика в гуманитарной области» разработан на кафедре информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Одним из главных элементов информационнообразовательной среды являются образовательные ресурсы.
Под образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации прохождения учебного процесса с гарантированным уровнем качества.
Электронным образовательным ресурсом (ЭОР) называют образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов [1].
Электронный образовательный ресурс предназначен для ускорения процесса усвоения студентами учебного материала, а также упрощения восприятия информации и использования в подготовке к сдаче экзаменов и зачетов по дисциплинам учебного плана.
В век тотальной информатизации научного знания обилие информации для вузовской практики оборачивается насыщенностью учебных программ и, как следствие, увеличением времени для изучения материала, тогда как методы преподавания зачастую остаются неизменными. В результате студент оказывается физически не в состоянии глубоко усвоить предмет, а следовательно, не успевает выполнить все требования преподавателя даже при использовании компьютера. В то же время преподаватель не имеет права сократить утвержденный программный материал. Возникает противоречие между реальными условиями труда студента и уровнем выдвигаемых перед ним требований. Особенно остро указанное противоречие проявляется в заочном обучении, где объема аудиторных занятий всегда недостаточно для детального изложения даже самых основных разделов курса. Поэтому в условиях заочного обучения самостоятельная работа при помо-
щи электронных образовательных ресурсов оказывается одной из преобладающих форм учебной нагрузки студента, и от этого зависит эффективность и качество всего учебного процесса [2].
Следует особо отметить значение ЭОР при работе преподавателя с контингентом заочников, в особенности с теми студентами-заочниками, которые по ряду причин были не в состоянии присутствовать на установочной или экзаменационной сессии. В этом случае наличие ЭОР по дисциплинам позволит обеспечить студента необходимой информационно- методической документацией, а также ознакомиться с основными требованиями по изучению отдельных разделов курса и выполнению контрольных, курсовых, лабораторных работ [3].
Нами проанализированы электронные образовательные ресурсы с целью выявления основных требований к интерфейсу, навигации, структуре, содержанию:
1) электронный учебно-методический комплекс Московского открытого социального университета (МОСУ);
2) электронные курсы Новосибирского государственного технического университета (НГТУ);
3) учебно-методические материалы Новосибирского государственного университета (НГУ).
Результаты сравнительного анализа представлены в табл. 1.
Нами разработана структура ЭОР для 1-6 курсов.
Структура электронного образовательного ресурса для 5, 6 курса представлена на рис. 1.
Созданный электронный образовательный ресурс представлен в виде множества взаимосвязанных ИТМЬ-документов, отдельно для каждой учебной дисциплины.
Для каждой дисциплины размещены билеты и вопросы к зачетам или экзаменам.
Лекционный материал включает в себя: документы, различные презентации и т. п., скачать которые можно при переходе по ссылке.
Практический материал состоит из лабораторных, самостоятельных работ и тестовых заданий.
Специально к курсовым работам, а также диплом- Разработанный ресурс успешно применяется в
ному проекту размещены обязательные требования и учебном процессе. Приглашаем всех заинтересованных
методические рекомендации по разработке. лиц к сотрудничеству.
Таблица 1
Сравнительный анализ электронных образовательных ресурсов
'"■''■'■■■■■■■■'■■'^ Название Критерии Электронный учебнометодический комплекс МОСУ (диск) Учебные курсы НГТУ пзШ. ги) Учебно-методические материалы НГУ паи. ги)
Форма представления Текст Иллюстрации Гиперссылки Текст Иллюстрации Гиперссылки Текст Иллюстрации Гиперссылки
Использование мультимедийной информации Статические изображения Статические изображения Статические изображения
Навигация Удобная Простая, но неудобная Неудобная, непродуманная
Программа курса Присутствует Присутствует Присутствует
Лекционный материал Текст, разбитый на главы, представлен в формате pdf Содержание, в виде архива Темы лекций, конспекты лекций в архивах
Методический материал Методические рекомендации, требования к знаниям, критерии оценки знаний Методические указания к выполнению курсового проекта, реферата, источники Литература, ссылки на источники
Наличие вопросов к экзамену или зачету Присутствуют Присутствуют Отсутствуют
Практический материал Задания и упражнения, лабораторный практикум Лабораторные, расчетнографическая работа Задания, курсовые проекты
Методы контроля Электронное тестирование, вопросы для повторения тем, контрольные вопросы Тестовые задания, контрольные вопросы Отсутствуют
Рис. 1. Структура электронного образовательного ресурса для 5, 6 курса
ЛИТЕРАТУРА
Лыскова В.Ю., Королева Н.Л., Лысков А.М. Инновационные учебные мультимедиа ресурсы в подготовке студентов-информатиков // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 1.
Беркович В.Н. Самостоятельная работа заочников в условиях информатизации учебного процесса // Информатика и образование. 2007. № 6.
Лыскова В.Ю. Лысков АМ. Методические аспекты разработки электронных образовательных изданий и ресурсов // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 5.
Ovsyannikova Yu.A., Samsonov O.K. Electronic educational resource “To student of correspondence school of speciality 08.08.01 - “Applied computer science in humanitarian area”
The value of electronic educational resources for students of correspondence school is described, the basic requirements to creation of an electronic educational resource, structure, maintenance, interface, navigation are considered. The structure of the created electronic educational resource is presented.
Key words: electronic educational resource; student of correspondence school; teaching materials; applied computer science; information technology.
Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.