Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМАТ ЛОГИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК'

ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМАТ ЛОГИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЛОГИСТИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нань Лю

Цель. Проведение анализа особенностей информационного обеспечения и применения цифровых технологий для создания электронного формата логистики государственных закупок в Российской Федерации (РФ).Задачи. Рассмотрение теоретических аспектов функционирования системы государственных закупок, оценка ее эффективности на современном этапе в российской экономике; определение причин и задач создания электронного формата логистики проведения закупочной деятельности для обеспечения государственных нужд; проведение анализа возможной эффективности вследствие развития цифровой логистики контрактной системы государственных закупок РФ.Методология. С помощью общих методов научного познания рассмотрено цифровое развитие системы государственных закупок, определены направления развития.Результаты. В целях совершенствования функционирования контрактной системы РФ при осуществлении закупочной деятельности необходимы информационное обеспечение и практическое применение цифровых технологий для создания электронного формата логистики государственных закупок. К причинам стремительного создания и развития электронного формата логистики государственных закупок относятся такие факторы, как распространение пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, цифровая трансформация системы государственного управления и национальной экономики, включая отрасль логистики. Экономическая эффективность электронного формата логистики государственных закупок заключается в автоматизации логистических процессов, повышении интеграции с другими структурными органами власти, обеспечивающими функционирование контрактной системы, сокращение расходов времени, предупреждение коррупционных действий и большинства нарушений при проведении закупочной деятельности.Выводы. Цифровизация национальной экономики и системы государственных закупок является результатом необходимого процесса, который сопряжен не столько с переходом к постиндустриальной эпохе, с началом четвертой промышленной революции, сколько с логическим продолжением стартовавшей в 1980-е гг. в западных странах масштабной программы реформирования системы государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC FORMAT OF PUBLIC PROCUREMENT LOGISTICS

Aim. The presented study aims to analyze the features of information support and use of digital technologies for creating an electronic format of public procurement logistics in the Russian FederationTasks. The authors investigate the theoretical aspects of the functioning of the public procurement system and assess its efficiency in the Russian economy at the current stage; determine the reasons and objectives for creating an electronic logistics format for procurement activities to meet public needs; analyze potential efficiency following the development of digital logistics in the contract system of public procurement in the Russian Federation.Methods. This study uses general scientific methods of cognition to analyze the digital development of the public procurement system and determine directions for further development.Results. Improving the functioning of the contract system for procurement activities in the Russian Federation requires information support and practical application of digital technologies to create an electronic format of public procurement logistics. Reasons for the rapid creation and development of the electronic format of public procurement logistics include such factors as the spread of the COVID-19 coronavirus pandemic and digital transformation of the public administration system and the national economy, including the logistics industry. The economic efficiency of the electronic format of public procurement logistics consists in automating logistics processes, increasing integration with other structural authorities that ensure the functioning of the contract system, reducing time costs, preventing corruption and most violations during procurement activities.Conclusion. The digitalization of the national economy and the public procurement system is the result of a necessary process associated not so much with the transition to the post-industrial era or with the beginning of the fourth industrial revolution, but rather with the logical continuation of the large-scale public administration reform program that started in the 1980s in Western countries.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМАТ ЛОГИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

Оригинальная статья / Original article

УДК 658.71

http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-3-313-318

Электронный формат логистики государственных закупок

Лю Нань

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия, liunan930102@126.com

Аннотация

Цель. Проведение анализа особенностей информационного обеспечения и применения цифровых технологий для создания электронного формата логистики государственных закупок в Российской Федерации (РФ).

Задачи. Рассмотрение теоретических аспектов функционирования системы государственных закупок, оценка ее эффективности на современном этапе в российской экономике; определение причин и задач создания электронного формата логистики проведения закупочной деятельности для обеспечения государственных нужд; проведение анализа возможной эффективности вследствие развития цифровой логистики контрактной системы государственных закупок РФ.

Методология. С помощью общих методов научного познания рассмотрено цифровое развитие системы государственных закупок, определены направления развития.

Результаты. В целях совершенствования функционирования контрактной системы РФ при осуществлении закупочной деятельности необходимы информационное обеспечение и практическое применение цифровых технологий для создания электронного формата логистики государственных закупок. К причинам стремительного создания и развития электронного формата логистики государственных закупок относятся такие факторы, как распространение пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, цифровая трансформация системы государственного управления и национальной экономики, включая отрасль логистики. Экономическая эффективность электронного формата логистики государственных закупок заключается в автоматизации логистических процессов, повышении интеграции с другими структурными органами власти, обеспечивающими функционирование контрактной системы, сокращение расходов времени, предупреждение коррупционных действий и большинства нарушений при проведении закупочной деятельности.

Выводы. Цифровизация национальной экономики и системы государственных закупок является результатом необходимого процесса, который сопряжен не столько с переходом к постиндустриальной эпохе, с началом четвертой промышленной революции, сколько с логическим продолжением стартовавшей в 1980-е гг. в западных странах масштабной программы реформирования системы государственного управления.

Ключевые слова: государственные закупки, логистика, электронная логистика, логистика государственных закупок, информационные технологии, цифровое государственное управление

Для цитирования: Лю Нань. Электронный формат логистики государственных закупок // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 3. С. 313-318. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-3-313-318

Electronic format of public procurement logistics

Liu Nan

St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia, liunan930102@126.com

Abstract

Aim. The presented study aims to analyze the features of information support and use of digital technologies for creating an electronic format of public procurement logistics in the Russian Federation.

© Лю Нань, 2022

^ Tasks. The authors investigate the theoretical aspects of the functioning of the public procure-

i ment system and assess its efficiency in the Russian economy at the current stage; determine

^ the reasons and objectives for creating an electronic logistics format for procurement activities

to meet public needs; analyze potential efficiency following the development of digital logistics 3 in the contract system of public procurement in the Russian Federation.

Methods. This study uses general scientific methods of cognition to analyze the digital develop-

o ment of the public procurement system and determine directions for further development.

s

K Results. Improving the functioning of the contract system for procurement activities in the

^ Russian Federation requires information support and practical application of digital technolo-

< gies to create an electronic format of public procurement logistics. Reasons for the rapid crea-

o tion and development of the electronic format of public procurement logistics include such

U factors as the spread of the COVID-19 coronavirus pandemic and digital transformation of the

public administration system and the national economy, including the logistics industry. The economic efficiency of the electronic format of public procurement logistics consists in automating logistics processes, increasing integration with other structural authorities that ensure the 3 functioning of the contract system, reducing time costs, preventing corruption and most viola-

^ tions during procurement activities.

Conclusion. The digitalization of the national economy and the public procurement system is the result of a necessary process associated not so much with the transition to the post-industrial era or with the beginning of the fourth industrial revolution, but rather with the logical continuation of the large-scale public administration reform program that started in the 1980s in Western countries.

> <

Keywords: public procurement, logistics, electronic logistics, public procurement logistics, information technology, digital public administration

For citation: Liu Nan. Electronic format of public procurement logistics. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2022;28(3):313-318 (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-3-313-318

Одним из направлений обеспечения устойчивого развития отечественной экономики со стороны государства выступает система государственных закупок. Эффективность осуществления закупочной деятельности для удовлетворения государственных нужд обеспечивает рациональное использование бюджетных средств и успешное функционирование общественного сектора экономики Российской Федерации (РФ).

Актуальность настоящего научного исследования обусловлена тенденциями цифрови-зации национальной экономики и системы государственного управления, что формирует необходимость заимствования информационных технологий и цифровых систем для совершенствования системы логистического обеспечения закупочной деятельности и создания электронного формата логистики государственных закупок. С одной стороны, реализация системы государственных закупок стимулирует повышение эффективности экономической деятельности предпринимательского сектора и развитие страны в целом. Но, с другой стороны, в этом процессе можно найти множество проблем, препятствующих эффективному развитию системы закупок [1]. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О кон-

трактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) закупочная деятельность в России состоит из следующих уровней [2]: закупки для нужд федерального значения, закупки для нужд субъектов РФ, закупки для нужд муниципальных образований. По нашему мнению, от эффективности и прозрачности процедуры закупок зависит устойчивость бюджетной политики и системы государственного управления. Федеральные и муниципальные закупки в России должны быть направлены на обеспечение потребностей государства, региональных субъектов и муниципальных образований [3].

Сегодня в системе менеджмента государственных закупок существует ряд актуальных проблем. Так, одна из проблем современного функционирования механизма государственного управления контрактной системой в России — низкая экономическая эффективность. По данным за 2020 г., экономия средств федерального бюджета от осуществления государственных и муниципальных закупок, согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, составляет 434,74 млрд руб., а в 2016 г. этот показатель составлял

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

а

Рис. 1. Экономия бюджетных средств при заключении контрактов в России в 2014-2020 гг., млрд руб.

[4]

Fig. 1. Budget savings when concluding contracts in Russia in 2014-2020, billion rubles [4]

рекордные 520,32 млрд руб., как видно на рисунке 1. В процентном соотношении экономия равна 6,64 % от суммы всех закупок.

Далее, по итогам 2020 г., дефицит федерального бюджета РФ составил рекордные 4,102 трлн руб. Одной из причин формирования дефицита бюджета страны является неэффективность его исполнения, что, в частности, зависит от механизма контроля за использованием бюджетных средств в рамках социально-экономической политики государства. Указанные вопросы, в свою очередь, связаны с управлением государственными закупками [5].

С целью совершенствования функционирования контрактной системы РФ при осуществлении закупочной деятельности необходимы информационное обеспечение и практическое применение цифровых технологий для создания электронного формата логистики государственных закупок. Система государственных закупок на данном этапе развития нуждается в совершенствовании именно логистического обеспечения, формировании активной части государственной логистики, обеспечивающей полный комплекс стандартных индивидуальных решений по формированию оптимальных цепей поставок [6].

Сегодня причинами стремительного создания электронного формата логистики государственных закупок служат следующие факторы: распространение пандемии коро-навирусной инфекции; цифровая трансформация системы государственного управления

и национальной экономики, включая отрасль логистики. В связи с кризисом, вызванным COVID-19, развиваются электронные цепи поставок, обеспечивающие полный комплекс услуг, даже в мобильном формате. С теоретико-методической точки зрения именно такие адаптивные мобильные сервисы имеют все шансы эффективно обеспечивать систему государственных закупок в будущем [7].

Цифровизация системы государственного управления является результатом процесса, который сопряжен не столько с переходом к постиндустриальной эпохе, с «пятого технологического уклада» на «шестой технологический уклад», а также с началом четвертой промышленной революции, сколько с логическим продолжением стартовавшей в 1980-е гг. в западных странах масштабной программы реформирования системы государственного управления. В основе последней находился принципиально новый набор подходов и практик, получивший название New Public Management.

Система цифрового государственного управления в России включает в себя следующие характеристики [8]: система федеральных органов исполнительной власти обязана быть ориентированной на нужды и ожидания граждан (общества); публичные цифровые услуги должны быть оперативнее в предоставлении и дешевле в затратах финансовых и трудовых ресурсов; совершенствование публичных цифровых услуг происходит на основе информационных ресурсов (данных), как имеющихся

5 189

4 863

4 364

4 516

3 843

3 507 3 579

2 872

2 106

1243

400

1 112

1 211

1 203

4 166

1284

1404

1472

1954

2 134

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 2. Динамика объема производства инновационных товаров и услуг, а также расходов на инновационную деятельность в 2010-2020 гг., млрд руб. [9] Fig. 2. Dynamics of the volume of production of innovative goods and services and the costs of innovation activities in 2010-2020, billion rubles [9]

в наличии, так и вновь создаваемых в ходе государственного управления. Подтверждение цифровой трансформации национальной экономики России, что влияет на развитие логистической отрасли и деятельности, мы находим на рисунке 2, где показана динамика объема производства инновационных товаров и услуг, а также расходов на инновационную деятельность.

Динамика объема производства инновационных товаров, услуг и работ с 2010 по 2020 г. отражает увеличение от 1,243 трлн руб. до 5,189 трлн руб. Динамика размера расходов предприятий на инновационную деятельность в аналогичный период показывает рост от 0,4 трлн руб. до 2,134 трлн руб. И в одном, и в другом случае из года в год наблюдается постепенный рост.

При формировании электронного формата логистики государственных закупок решаются ряд насущных задач [10; 11]:

1. Создание условий для автоматизации заявок на осуществление государственных закупок в контрактной системе.

2. Повышение скорости обработки заявок и информации для принятия решений в рамках закупочной деятельности для государственных нужд.

3. Автоматизация процессов для ввода информации о реальных государственных

нуждах в целях осуществления закупочной деятельности.

4. Сокращение израсходованного времени для осуществления логистического цикла операции по государственной закупке.

5. Сокращение количества использования бумажной документации для проведения логистического цикла государственной закупки.

6. Цифровизация системы управления (контроля) товарно-материальными ценностями государства.

7. Интеграция контрактной системы государственных закупок и ее логистики с другими элементами цифровизации управления общественным сектором экономики.

8. Создание баз данных о поставщиках, которые принимают участие в осуществлении поставок для проведения закупочной деятельности с целью удовлетворения государственных нужд.

9. Создание комфортных условий для привлечения аутсорсинговых компаний в логистике.

Благодаря созданию электронного формата логистики государственных закупок в РФ формируется система взаимосвязи органов исполнительной власти, регулирующих контрактную систему, с остальными структурными органами, отвечающими за реализацию государственных программ, федеральных

проектов, региональных проектов и деятельности антимонопольной службы [12]. Эффективность электронного формата логистики государственных закупок заключается и в том, что формируется абсолютная информационная прозрачность контрактной системы. Это способствует недопущению коррупционных действий и большинства нарушений, за совершение которых действующим законодательством России предусмотрена ответственность. Работа электронного формата логистики закупочной деятельности для обеспечения государственных закупок диагностируется и мониторится внешними контролирующими органами (органами государственного финансового контроля и аудита). В случае нарушений предусмотрены административные штрафы, а при коррупционных действиях — уголовная ответственность.

Чтобы управление цифровизацией логистики государственных закупок в России было эффективным, нужно обеспечить бесперебойное продвижение информационных потоков. В современных условиях цифрови-зации экономики информационное обеспечение закупочной деятельности определено уровнем сформированного к настоящему времени законодательства и прогрессивностью развития субъектов рынка.

Таким образом, подводя итоги, можно сформулировать следующие выводы:

1. С целью совершенствования функционирования контрактной системы РФ при

осуществлении закупочной деятельности о необходимы информационное обеспечение | и практическое применение цифровых технологий для создания электронного формата з логистики государственных закупок. *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Причинами стремительного создания ^ и развития электронного формата логисти- т ки государственных закупок служат такие ^ факторы, как распространение пандемии ° коронавирусной инфекции, цифровая транс- | формация системы государственного управ- о ления и национальной экономики, включая ¡5 отрасль логистики. ^

3. Экономическая эффективность элек- 1 тронного формата логистики государствен- ^ ных закупок заключается в автоматизации ^

логистических процессов, повышении инте- * грации с другими структурными органами власти, что обеспечивает функционирование £ контрактной системы, сокращение расхо- <л дов времени, предупреждает совершение ^ коррупционных действий и большинства < нарушений при проведении закупочной д деятельности.

4. Дальнейшие теоретические исследования в контексте изучаемой проблематики необходимо проводить, рассматривая вопросы анализа возможности заимствования информационных технологий и цифровых систем, используемых коммерческими организациями в частном секторе экономики, для дальнейшего их применения в закупочной деятельности государства.

Список источников

1. Мартынова О. А. Проблемы государственных закупок // Аспирант. 2021. № 2 (59). С. 124-126.

2. Подосинников Е. Ю., Мутылина К. О. Муниципальные закупки в системе государственного и муниципального заказа России // Научный вестник Крыма: электр. журнал для научных публикаций. 2017. № 5 (10). С. 18. URL: https://www.nvk-journal.ru/index.php/ NVK/article/view/201/pdf (дата обращения: 12.02.2022).

3. Матвеева Н. С. Оценка эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 3 (771). С. 505-521. DOI: 10.24891/ fc.24.3.505

4. Федеральный бюджет // Минфин России: офиц. сайт. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ statistics/fedbud/ (дата обращения: 21.01.2022).

5. Гладилина И. П., Кирюхина Е. О., Литвенко И. Ю. Управление закупками в условиях цифровизации закупочной деятельности — стратегическое управление контрактными отношениями // Инновации и инвестиции. 2019. № 12. С. 90-93.

6. Борисова В. В. Институциональная среда цифровой логистики // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2018. Вып. 3. С. 279-282.

7. Альбеков А. У., Гетта А. А. Изменения логистического обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд, вызванные пандемией COVID-19 // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2021. № 1 (73). С. 59-63.

8. Матвеев В. В., Тарасов В. А. Государственное регулирование и поддержка цифровой экономики в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). C. 185-193.

9. Российский статистический ежегодник // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 21.01.2022).

^ 10. Борисова В. В. Проектирование логистических систем цифрового типа // Форсайт логи-

I стики: будущее логистики глазами молодых ученых: сборник материалов Междунар.

□г форсайт-сессии. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

^ 2018. С. 53-58.

з 11. Лю Н. Информационные технологии в логистике государственных закупок // Логистика: фор-

0 сайт-исследования, профессия, практика: материалы I Национальной науч.-образоват. конф. ^ СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. С. 272-275. 5 12. Игнатова Г. В., Иноземцева В. В. Информационное обеспечение закупочной деятель-^ ности в цифровой экономике // Вестник Саратовского государственного социально-эко-

1 номического университета. 2019. № 3 (77). С. 15-19.

<

0

References

1. Martynova O.A. Problems of public procurement. Aspirant. 2021;(2):124-126. (In Russ.). x 2. Podosinnikov E.Yu., Mutylina K.O. Municipal purchases in system of the state and municipal

^ zakaz Russia. Nauchnyi vestnik Kryma = Scientific Bulletin of Crimea. 2017;(5):18. URL: https://

1 www.nvk-journal.ru/index.php/NVK/article/view/201/pdf (accessed on 12.02.2022). (In Russ.). > 3. Matveeva N.S. Evaluating the efficiency and effectiveness of state (municipal) procurement. í Finansy i kredit = Finance and Credit. 2018;24(3):505-521. (In Russ.). DOI: 10.24891/fc.24.3.505

4. Federal budget. Official website of the Ministry of Finance of Russia. URL: https://minfin. gov.ru/ru/statistics/fedbud/ (accessed on 21.01.2022). (In Russ.).

5. Gladilina I.P., Kiryukhina E.O., Litvenko I.Yu. Managing procurement in a digital procurement environment - strategic contract management. Innovatsii i investitsii = Innovation & Investment. 2019;(12):90-93. (In Russ.).

6. Borisova V.V. Institutional environment of digital logistics. Vestnik fakul'teta upravleniya SPBGEU. 2018;(3):279-282. (In Russ.).

7. Albekov A.U., Getta A.A. Changes in logistics of procurement for state and municipal needs caused by the COVID-19 pandemic. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo univer-siteta (RINKh) = Vestnik of Rostov State University of Economics. 2021;(1):59-63. (In Russ.).

8. Matveev V.V., Tarasov V.A. State regulation and support of the digital economy in Russia. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya = Innovation Economy: Prospects for Development and Improvement. 2019;(4):185-193. (In Russ.).

9. Russian statistical yearbook. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/210/document/12994 (accessed on 21.01.2022). (In Russ.).

10. Borisova V.V. Designing digital-type logistics systems. In: Foresight of logistics: The future of logistics through the eyes of young scientists. Coll. pap. Int. foresight sessions. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics; 2018:53-58. (In Russ.).

11. Liu N. Information technologies in the logistics of public procurement. In: Logistics: Foresight research, profession, practice. Proc. 1st Nat. sci. and educ. conf. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics; 2020:272-275. (In Russ.).

12. Ignatova G.V., Inozemtseva V.V. Information support for procurement operations in the digital economy. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo uni-versiteta = Vestnik of Saratov State Socio-Economic University. 2019;(3):15-19. (In Russ.).

Сведения об авторе

Лю Нань

аспирант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32

Поступила в редакцию 01.02.2022 Прошла рецензирование 04.03.2022 Подписана в печать 28.03.2022

Information about Author

Liu Nan

Postgraduate Student

St. Petersburg State University

of Economics

30-32 Griboedov Channel Emb., St. Petersburg 191023, Russia

Received 01.02.2022 Revised 04.03.2022 Accepted 28.03.2022

Конфликт интересов: автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Conflict of interest: the author declares no conflict of interest related to the publication

of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.