УДК 378. 1: 004.9(100)(045)
И. К. Войтович
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ОБОЛОЧКИ:
ИЗ ОПЫТА МЕЖДУНАРОДНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В статье анализируются некоторые дидактические аспекты использования электронных учебных оболочек в практике вузовского преподавания. Статья опирается на вузовский опыт в области электронного обучения, приобретенный в результате международного академического сотрудничества и партнерских отношений с рядом учебных заведений США.
The article discusses didactic aspects of using course management systems in university teaching and is based on the results of international academic exchange programs between UdSU and some colleges of the USA.
Ключевые слова: электронное обучение, электронные учебные оболочки, технологии в образовании, иностранные языки.
Keywords: e-learning, course management systems, technology in education, foreign languages.
В развитых странах мира вряд ли удастся найти учебное заведение, которое бы осуществляло свою образовательную деятельность без использования той или иной электронной учебной оболочки (course management systems). С их помощью осуществляется практически вся учебная деятельность - очное обучение, самостоятельная работа студентов, дистанционное обучение. Программы-оболочки являются наиболее распространенной разновидностью инструментальных программ, позволяющих преподавателю создавать собственные элементы автоматизированных учебных курсов. Преподаватель, имеющий навыки пользователя ПК, имеет возможность вводить в заданный формат собственный учебный материал. Оболочки могут быть ориентированы на универсальное предметное содержание или на определенную область знания (например, математику или иностранный язык). Оболочка может подгоняться под специфические задачи учебного заведения, которое само определяет, какие ее инструменты использовать для разработки учебных программ. Выбор вузом электронной оболочки зависит от ряда причин: стоимость, удобство использования, соответствие целям и задачам учебного заведения. Применение электронных оболочек в учебном процессе становится особенно актуальным в условиях идеи о непрерывности образования и вовлечения в образовательные процессы всех слоев общества: взрослых, пожилых, лиц с ограниченными воз-
© Войтович И. К., 2014
можностями. Поэтому рынок стремительно растет и предлагает все больше и больше систем, позволяющих качественно изменить учебный процесс в условиях перехода к информационному обществу и иному типу образования.
Целью данной статьи является обобщение некоторого теоретического и практического опыта, приобретенного преподавателями ИИЯЛ УдГУ в результате международного академического сотрудничества с рядом вузов США, Германии, Франции, Испании и Чехии. Опыт обучения и даже преподавания на основе используемых зарубежными партнерами электронных учебных оболочек в дальнейшем пригодился не только в координировании совместных дистанционных курсов, предлагаемых для наших студентов зарубежными вузами-партнерами, но и в практике дистанционного обучения иностранным языкам студентов ИИЯЛ с ограниченными физическими возможностями здоровья.
Первое знакомство ряда преподавателей ИИЯЛ с наиболее широко применяемыми в мировой практике электронного обучения ЭУО произошло благодаря партнерским отношениям и программам международного академического сотрудничества (см. таблицу). Здесь преподаватели получили представление о том, что такое ЭУО, как они устроены и как в них работать. В число электронных учебных оболочек и других образовательных платформ для удаленного доступа, с которыми преподавателям ИИЯЛ посчастливилось познакомиться, входят Web CT, Angel, Blackboard, Google Sites и др. Конечно, зарубежный опыт дистанционного обучения имеет меньшая часть преподавателей ИИЯЛ (10 человек), но именно они являются своеобразными проводниками широких возможностей электронного обучения в традиционной студенческой аудитории и наглядным примером для других преподавателей (см. таблицу).
Функции учебных сетевых оболочек многообразны: они дают возможность представить учебный материал в новом формате; проводить исследования-опросы, викторины, тесты; вести переписку внутри учебного курса, участвовать в дискуссиях и чатах - общаться; выполнять учебные задания; объединяться в группы или команды для выполнения проектных работ; преподавателям -наблюдать за работой студента и динамикой обучения каждого, а студентам - видеть свой прогресс и оценки в период обучения. При этом оболочка может функционировать как дополнение к традиционным учебным курсам или как отдельный сайт для дистанционного обучения.
Учебные курсы могут быть представлены как в простой, так и в сложной электронной оболочке. Так, например, учебные курсы ИИЯЛ УдГУ разрабатываются в оболочке «МООДУС», отно-
сительно простой, но поддерживающей все необходимые функции. Осуществляемые совместно с американским колледжем программы используют более сложные и дорогие оболочки, как, например, «WebCT» или «Angel», в которых стандартными ресурсами являются следующие:
• Библиотека (Library Resources) - обеспечивает доступ к ресурсам библиотеки учебного заведения.
• Календарь (Event Calendar) - отражает важные даты, общественные события, даты тестов, экзаменов или зачетов и т. д.
• Новости (In the News) - держит вас в курсе последних событий вуза.
• Опросы общественного мнения (Public Surveys) - дает возможность участвовать в проводимых на базе учебного заведения исследованиях-опросах.
• Форумы (Public Forums) - позволяют принять участие в публичных дискуссиях вуза.
Надо отметить, что американские учебные заведения постоянно работают над техническим усовершенствованием своих дистанционных программ, что в том числе проявляется и в тенденции менять используемые для дистанционных или он-лайн курсов учебные оболочки. При этом зарубежные преподаватели достаточно спокойно относятся к нововведениям. От студента же требуется умение свободно осуществлять навигацию курса, что предполагает знание функций следующих вкладок:
• Курс (Course) - инструменты этой вкладки позволяют видеть содержание курса, степень участия студента в работе курса, оценки, дис-
куссии, объявления, новые письма, задания и прочие вещи, относящиеся к курсу. Здесь также можно найти информацию о преподавателе, ведущем курс, предпочтительных способах взаимодействия, список необходимой учебной литературы. Организация курса во многом зависит от ведущего его преподавателя. Несмотря на использование одной оболочки, реализуемые в ней курсы различны, потому что каждый преподаватель уникален и имеет предпочтения в способах изложения учебного материала и организации контроля усвояемости знаний.
• Календарь (Calendar) - отражает сроки выполнения заданий, даты тестов, зачетов или экзаменов. Календарь может использоваться как преподавателем, так и студентом, и отражать как общую, так и частную информацию.
• Уроки (Lessons) - эта вкладка открывает доступ к урокам курса. Здесь содержится весь учебный материал курса: лекции, практические задания, викторины, тесты, дискуссионные форумы, а также боксы для размещения выполненных заданий (drop-box assignments).
• Коммуникативные опции (Communicate tabs) - позволяют общаться с преподавателем или другими студентами курса в оболочке посредством электронной почты или дискуссионных форумов. Дискуссионный форум или новостной форум - это то место, где происходят учебные дискуссии. Здесь также можно найти список студентов курса, новости, события и объявления. Вкладка содержит чат для синхронных встреч в виртуальном классе.
Освоение электронных учебных оболочек преподавателями ИИЯЛ УдГУ, с 2009 г.
Вуз Программа Электронные оболочки Преподаватели ИИЯЛ (57 чел.)
УдГУ, Ижевск «Создание курса в системе электронного обучения МООДУС» MOODUS Moodle 54 чел.
УдГУ, Ижевск «Проблемы разработки электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы: информационные компетенции преподавателя высшей школы» Google Sites 25 чел.
МГУ, Москва «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков» Moodle 2 чел.
JCCC, Kansas Learning and Teaching Online WebCT 1 чел.
JCCC, Kansas International Composition Online Angel 4 чел.
University of Maryland, Baltimore Applied Linguistics Blackboard 2 чел.
Portland University, Oregon Critical Thinking Blackboard 1 чел.
Hadley School for the blind, Chicago Обучение работе по программам для слабовидящих детей Электронная оболочка школы 1 чел.
Oregon University Программа повышения квалификации Google Sites Google Group 1 чел.
Dubai Men's College, ОАЭ Assessing English Language Learners Blackboard 1 чел.
Германия 1 чел.
• Ресурсы (Resources) - эта вкладка делает доступными используемые преподавателями ресурсы: содержание курса, необходимые сайты, библиотеки, поисковик и т. д.
• Отчет (the Report tab) - позволяет хранить различные связанные с курсом отчеты и информацию, отслеживать прогресс, видеть оценки, соблюдение сроков сдачи заданий. Здесь же студенты могут увидеть себя на фоне других участников класса, так как именно в этой вкладке анализируется деятельность каждого студента, отслеживаются сроки выполнения и сдачи заданий, а также время, затраченное на работу над каждым заданием.
Электронные учебные оболочки, даже самые бесхитростные, безусловно, качественно меняют учебный процесс и предоставляют преподавателю много возможностей по его усовершенствованию и улучшению. Так, отпадает необходимость тиражировать материал; благодаря мультимедийной составляющей учебный курс может выглядеть очень привлекательно; появляется много разнообразных форм проверки знаний студентов и контроля за динамикой учебного процесса, а сам процесс обучения носит индивидуализированный характер. Тем не менее, какой бы простой ни была электронная оболочка, она предполагает наличие определенного уровня подготовки преподавателя и предъявляет к нему определенные требования, которые, прежде всего, связаны с наличием информационных компетенций. Следует отметить, что формирование информационных компетенций у широких слоев профессорско-преподавательского состава - это одна из нелегких задач, стоящих перед высшими учебными заведениями в настоящее время. Чем старше и остепененнее преподаватель, тем сложнее он ломает привычные стереотипы и тем труднее он продвигается к новым форматам обучения [1].
В ходе знакомства с электронными учебными оболочками преподаватели ИИЯЛ осознали специфику виртуального преподавания. Преподавание он-лайн - это новая и неизученная область, дидактика которой находится еще в стадии становления. Даже традиционное преподавание иногда может быть таинственным и полным сюрпризов, в том числе и для самых опытных преподавателей. В преподавании же он-лайн еще не накоплен большой опыт, поэтому не только студенты, но и преподаватели являются в нем новичками. Начнем с того, что виртуальный класс -это особая зарождающаяся культура с некоторыми уникальными преимуществами. В последние годы в системе высшего образования появляется все больше преподавателей, которые вынуждены обучать студентов дистанционно, имея небольшой опыт преподавания без соответствующей подготовки. В этой ситуации преподавате-
лю требуется определенный адаптационный период для перехода от привычного стиля преподавания к дистанционному преподаванию или преподаванию он-лайн. Интересны, например, результаты исследования Д. Джой о переходе преподавателей к он-лайн обучению [2]. Автор отмечает, что о дистанционном образовании написано много, однако очень немного работ посвящено изучению вопросов, связанных с преподавателем в системе дистанционного образования. Тем не менее именно преподавателям приходится много приспосабливаться. Им приходится не только изучить новые технологии, но и глобально изменить привычный для них стиль преподавания: взаимодействие или коммуникацию со студентами, разрабатываемые курсы, методы оценивания знаний. Преподаватели, не работавшие он-лайн, настороженно относятся к он-лайн формату, потому что они не уверены в результатах или недооценивают его качество, следствием чего является снижение мотивации или нежелание использовать он-лайн технологии в учебном процессе или переходить к дистанционным формам преподавания. Их настораживают такие недостатки он-лайн преподавания, как слишком большое количество индивидуальной работы, необходимость оказывать техническую помощь студентам, нехватка реального общения, отсутствие визуального контакта. В проведенных американцами исследованиях (Berge, 1998; Inman & Kerwin, 1999; Rockwell, Scheuer, Fritz, & Marx, 1999; Wilson, 2001) было установлено, что при переходе на виртуальные форматы обучения преподаватели испытывают следующие сложности [3]:
• они чувствуют, что не готовы к преподаванию он-лайн и нуждаются в специальной подготовке;
• они испытывают временное давление, потому что в сжатые сроки требуется разработать курсы и освоить новые сложные методы преподавания;
• они неохотно берутся за классы, предполагающие использование большого количества новых технологий сразу: аудиозаписи, видеоконференции, ежедневная коммуникация со студентами посредством электронной почты - все это чрезмерно увеличивает нагрузку преподавателя;
• преподаватели, уже работающие он-лайн, считают, что их труд не оплачивается достойно;
• многие преподаватели считают, что им не оказывается необходимая помощь в разработке и проведении виртуальных занятий.
Тем не менее, как отмечает Д. Джой, преподавание он-лайн имеет много положительных моментов. Оно позволяет работать с разнородной аудиторией, очень мобильно, интересно, приносит своеобразное удовольствие, развивает и со-
вершенствует. Можно отметить следующие преимущества он-лайн преподавания [4]:
• новые приемы и методы обучения, которые можно применять в традиционном преподавании;
• совершенствование педагогического мастерства;
• гибкость - возможность работать дома, общение со студентами по электронной почте или по телефону, работа в собственном темпе или стиле;
• высвобождение времени для другой деятельности, например для научно-исследовательской работы;
• возможность познакомиться с другой культурой, традициями, потому что он-лайн курсы могут носить интернациональный характер.
В традиционном обучении технологии не играют главной роли в цепочке «студент - преподаватель - контент». В он-лайн обучении технологии всегда присутствуют и доминируют, т. е. требуют внимания как со стороны преподавателя, так и со стороны студента. Технологии позволяют обучать дистанционно. Даже если технологии используются эффективно, они требуют постоянного внимания и учета при планировании занятия. В случае же неэффективного использования технологии затрудняют и тормозят учебный процесс. Преподаватель играет огромную роль не только в разработке курса с применением технологий, но и в организации учебного процесса и налаживании эффективного взаимодействия, поэтому оно имеет много тонкостей и нюансов, к которым даже опытные преподаватели могут быть не готовы. Виртуальное преподавание предполагает [5]:
• большую степень личной заинтересованности и преданности;
• любые новые не связанные с технологиями умения, необходимые он-лайн;
• наличие связанных с технологиями умений и навыков;
• постоянное совершенствование мастерства преподавания он-лайн и знание педагогики;
• возможное изменение образа жизни; готовность потратить требуемое время и не сожалеть о том, что данный формат преподавания требует слишком больших временных затрат;
• дисциплинированность и планирование не только учебной деятельности, но и прочих дел продуманно и заранее, умение распределять время;
• готовность к качественному и количественному взаимодействию со студентами, владение искусством коммуникации, и прежде всего письменной коммуникации.
В ИИЯЛ появилось понимание того, что формирование успешности в преподавании он-лайн зависит от ряда факторов, которые необходимо учитывать как самому преподавателю, так и орга-
низаторам учебного процесса. Назовем наиболее принципиальные из них [6].
1. Прежде всего, необходимо определить, какого рода курс будет создаваться и какова в нем будет роль преподавателя. Иначе говоря, важно определить модель курса и его центральную фигуру. Существует несколько моделей электронных курсов: от чисто дистанционных до гибридных (комбинированных), которые сочетают он-лайн технологии и традиционные формы преподавания. В случае комбинированного преподавания возможны встречи всего класса, индивидуальные встречи студента и преподавателя, носящие однократный или многократный характер и чередующиеся с занятиями в режиме он-лайн. Во время виртуальных занятий общение может осуществляться через чат, электронную почту или видеоконференцию.
2. Важно стать частью команды. Создать он-лайн курс в одиночку невозможно. Это, как правило, результат совместной деятельности нескольких людей: преподавателя, координатора, методиста по работе с преподавателями, ИТ-специалистов, администрации. В американском колледже важную роль в создании учебного курса играют также и библиотекари.
3. Необходимо постоянно учиться. Он-лайн курсы требуют стабильной работы преподавателя над собой: приобретения новых умений по созданию и реализации курса, освоения технологий, знакомства с имеющимися ресурсами.
4. Требуется освоить новый тип взаимодействия. Привычное для традиционной аудитории общение полностью отсутствует в виртуальном классе, потому что в большинстве случаев оно исключает визуальный или вербальный контакт и выдвигает на первый план письменную коммуникацию. Преподавателю важно освоить разные типы взаимодействия и используемые для их осуществления инструменты (электронная почта, чаты, дискуссионные форумы, видеоконференции и т. д.).
5. Следует хорошо определить свои функции в преподавании он-лайн: научиться ставить посильные цели, которые студенты могут достичь; объяснить студентам, что от них ожидается; быть доступным и не доминировать; тщательно выбирать методику преподавания, учиться вместе с классом и у класса.
6. Необходимо подготовиться заранее к проведению он-лайн курса. Чем детальнее продуман курс, тем больше у него шансов на успех. Важно учесть особенности работы с технологиями. В такого рода курсах нельзя исключать технические сбои. Необходимо их прогнозировать и заранее готовить себя и студентов к подобным нюансам он-лайн обучения. В большинстве зарубежных вузов имеются службы технической поддержки (например, technical support over the phone). Сту-
дентам надо заранее объяснить, куда обращаться в случае непредвиденных обстоятельств. В целях взаимопомощи желательно также объединять более продвинутого в технологиях студента с менее опытным.
И, наконец, самое главное: не нужно бояться технологий. Хотя технологии окружают нас, многие преподаватели боятся их использовать, испытывая чувство неоправданного беспокойства. Тем не менее международная практика учит нас, что преподавание он-лайн имеет много преимуществ и существенным образом улучшает учебный процесс. Безусловно, оно требует определенной подготовки, что является дополнительным стимулом повышения квалификации и освоения новых умений. Электронное преподавание во всех его разновидностях - это чрезвычайно благодатный и стимулирующий опыт. Хочется надеться, что у большинства преподавателей высшей школы оно вызовет положительные эмоции и желание дальнейшего совершенствования в данной области.
Примечания
1. Виртуальный круглый стол «Качество электронного обучения» // Дистанционное образование. 2009. URL: http://www.informika.ru/files/smi/l/ikt_ 07.09.pdf
2. Joy D. Instructors Transitioning to Online Education // Educational Research and Evaluation. 2004. URL: http:/ /scholar.lib.vt.edu/theses/available/etd-09232004-172606/ unrestricted/Dissertationfinal3.pdf
3. Wilson C. Faculty attitudes about distance learning // Educause Quarterly. 2001. №. 2. P. 70-71; Joy D. Op. cit.
4. Ibid. P. 60-65.
5. Ibid. P. 10.
6. Hanna D, Glowacki-Dudka M, Conceicao-Runlee S. 147 practical tips for teaching online groups. Madison: Atwood Publishing, 2000.
УДК 316.628
Л. Э. Семенова
СПЕЦИФИКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОТЦОВСТВА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛЬНОГО ОПЫТА МУЖЧИН-МОНОРОДИТЕЛЕЙ
В статье рассматривается проблема мужского монородительства применительно к современным российским условиям. Представлены результаты исследования некоторых аспектов реального опыта отцовства мужчин-монородителей в сравнении с аналогичным опытом отцов из полных семей. На конкретном фактическом материале показана специфика родительского отношения и субъективного восприятия отцовской роли мужчинами-монородителями.
The article considers the problem of men as sole parents in relation to modern Russian conditions. Presents the results of the research of some aspects of the real experiences of fatherhood men as sole parents in comparison with the similar experience of the fathers from full families. On concrete factual material the article shows specifics of parental relationship and subjective perception of the paternal role men as sole parents.
Ключевые слова: отцовство, монородительство, отцовство как реальный опыт мужчин-монородителей, родительское отношение, субъективный смысл отцовства.
Keywords: fatherhood, fathers as sole parents, fatherhood as a real experience of men as sole parents, parental relationship, subjective meaning of fatherhood.
Конец XX - начало XXI столетия ознаменовали себя новым осмыслением проблемы роди-тельства и, в частности, признанием значимости отцовской роли как в плане обеспечения условий для развития ребенка, так и в плане развития самого мужчины [1]. По аналогии с материнством отцовство стали понимать двояко: с одной стороны, как социальный институт, систему социальных требований и ожиданий, адресованных отцу, содержание которых производно от культурных норм и стандартов мужественности, а с другой - как личный опыт мужчины-родителя, его реальные индивидуальные практики и стили поведения, связанные с воспитанием детей [2]. Сразу же внесем ясность: если в русском языке для обозначения этих двух феноменов используется один и тот же термин «отцовство» с его дополнительным уточнением и конкретизацией, то в англоязычной научной литературе для них изначально принята разная терминология - в первом случае понятие «fatherhood», во втором - «fathering».
© Семенова Л. Э., 2014