Научная статья на тему 'Электронные технологии в государственно-политической и системной управленческой деятельности аппаратов: оценка предпосылок'

Электронные технологии в государственно-политической и системной управленческой деятельности аппаратов: оценка предпосылок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакушев В. В., Григорьев Е. С.

В статье анализируются задачи, состояние, эффективность, проблемы применения электронных технологий в системе государственного и муниципального управления, ход реализации ФЦП «Электронная Россия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные технологии в государственно-политической и системной управленческой деятельности аппаратов: оценка предпосылок»

УДК 351:004

Бакушев В.В., д. полит. н., проф. РАГС ГригорьевЕ.С. - соиск. РАГС

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СИСТЕМНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АППАРАТОВ: ОЦЕНКА ПРЕДПОСЫЛОК

В статье анализируются задачи, состояние, эффективность, проблемы применения электронных технологий в системе государственного и муниципального управления, ход реализации ФЦП «Электронная Россия».

Ключевые слова: госуправление, информационное общество, доступность информации, электронный муниципалитет

Россия совершила относительно быстро по времени дрейф от зачатков применения компьютерной техники на стыке тысячелетий, до вступления в полосу начала цивилизованного применения электронных технологий (к концу 2007 года вышла на признанный в мире начальный рубеж 15% применения гражданами в профдеятельности и быту информационных технологий). От сложно рождавшейся и неоднозначно в начале принимаемой Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия» уже в 2002 году по инициативе второго Президента РФ В.В. Путина Россия признала необходимость и вступила на путь формирования информационного общества.

Основные документы, принятые в развитие данного положения, свидетельствуют о системных шагах федеральной власти на этом пути. Возьмем лишь основополагающие документы: «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (распр. Правительства РФ от 27.09.2004 г. № 1244 и от 6.05.2008 № 632), «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» утв. Президентом РФ 7.02.2008 г. № 212-Пр. (далее -Стратегия). Действующие норморегулирующие документы ориентируют на:

- обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества,

- модернизацию органов власти, государственного и муниципального управления через внедрение информационнокоммуникационных технологий (ИКТ),

- взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами, создавая предпосылки внедрения информационных технологий в реальный сектор,

- содействие развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ,

- модернизацию профессионального образования, обновление и развитие кадрового потенциала аппаратов управления,

- развитие инфраструктуры применения ИКТ, а также сетей доступа, в т.ч. для обучения по принципу «обучение всю жизнь» и получения услуг «из одного окна».

Оценить точно эффект этих устремлений пока сложно. Но, уточним, что лишь в 2008 году Минрегионразвития РФ впервые сделал попытку оценить в целом деятельность исполнительных органов субъектов РФ. Учитывались достигнутые результаты за предшествующий год: экономический рост; доходы и здоровье населения; общее, начальное и среднее профессиональное образование; состояние жилищного строительства и ЖКХ; обеспечение безопасности; организация государственного и муниципального управления; эффективность расходования бюджетных средств. Двадцатка лучших получает гранты правительства страны, чтобы двигаться далее и успешнее.

Однако, согласно утвержденным интегральным показателям развития гражданского общества как информационного, предусмотренных Стратегией его развития до 2015 года, при оценке результативности развития регионов (да и внутри региона) пока еще не нашли отражения. Но ясно другое - существует дефицит ГГ-специалистов -200 тыс. человек.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации ориентирует как органы власти всех уровней, включая муниципалитеты, так и общество в целом к достижению нового стратегического качества в применении ИКТ. В том числе, должно быть достигнуто сокращение различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития (не более чем в два раза) и другие критерии1. Для понимания хода «достижения» критериев, характеризующих новое информационное пространство в стране, предусмотрена подготовка и внесение ежегодного специального доклада Президенту РФ. Но результаты закрыты для исследований, т.е. глубокого анализа тенденций.

1 В приложении к Стратегии приведены интегральные контрольные значения (показатели), которые должны быть достигнуты к 2015 году (утв. Президентом РФ 7.02.2008 г. № 212Пр.).

Управление реализацией «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» также должно гарантировать устойчивость достигаемых результатов. Для этого координацию всей деятельности поручено осуществлять Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Источниками финансирования, в этой связи, является и ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 годы)», и выделенные средства органам исполнительной власти для реализации административной реформы, чтобы обеспечивать достижение общесистемных задач. Но и эта сфера остается закрытым сектором для исследований ученых сферы науки и образования.

Основная цель исследований связывается с повышением эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование и взаимодействие между собой, а также с населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Смысл государственной политики заключается как в использовании информационных технологий при государственном управлении, так и ее совместимости с развивающейся подсистемой местного самоуправления. В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» сформулирована и более сложная комплексная задача. Она увязывается с увеличением добавленной стоимости за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства, распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий, усиления роли интеллектуальных факторов производства, за счет использования высоких технологий, в том числе информационных и телекоммуникационных, которые должны становиться локомотивом социально-экономического развития. Но инструментарии и методики для этого не выработаны. Наиболее общей целью развития информационного общества признается: повышение качества жизни граждан; обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества и т.п. Но сегодня ключевым вопросом становится обеспечение высокого уровня доступности информации и технологий для населения, которое включает:

- создание инфраструктуры широкополосного интернет-доступа на всей территории страны, в т.ч. через механизм частногосударственного партнерства;

- повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- формирование единого информационного пространства, в т.ч. для задач обеспечения национальной безопасности;

- модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;

- создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, включая создание государственной системы правовой и другой информации.

Ныне принятая официальная статистическая информация пока не располагает данными, которые бы характеризовали уровень применения ИКТ муниципалитетами.

Инициативно группой ученых и 1Т-специалистов Института дистанционного обучения совместно с Институтом научных исследований и информации Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в середине 2008 года было подготовлено и проведено экспертное исследование по теме: «Электронный муниципалитет: организация и функции»1. Выявление уровня внедрения ИКТ в работу аппаратов муниципальных образований экспертно определялось на основе самооценок. Но результаты исследования иллюстрируют не столько ситуацию в российских городах и административных районах в целом, сколько ситуацию в наиболее заинтересованных и успешных российских городах и административных районах, которые откликнулись на приглашение РАГС участвовать в экспертном опросе.

Вместе с тем обобщенные материалы исследования дают определенные представления о:

- качестве нормативного, кадрового и финансового обеспечения проектов информатизации, реализуемых в наиболее успешных муниципалитетах,

- успешности реализации проектов, направленных на раскрытие муниципальной информации и предоставление гражданам и юридическим лицам электронных сервисов и услуг,

- уровне осознания проблем, связанных с обеспечением совместимости муниципальных информационных систем между собой и с

1 Осуществить самооценку (на основе анкеты) было предложено 720 муниципалитетам в городах и районах с численность населению св. 25 тыс. человек во всех субъектах РФ. Получено и обработано 230 анкет от регионов. Среди осуществивших самооценку 46% городских муниципалитетов, 49% муниципальных районов, 1% закрытых административных территорий и 4% округа.

информационными системами граждан и физических лиц, а также управлением авторскими имущественными правами на программное обеспечение, используемое в деятельности муниципалитета,

- типичных представлениях о причинах трудностей, возникающих при реализации проектов информатизации, а также о подходах к их решению.

Приведем графическое отражение тенденций, связанных с финансированием внедрения ИТ - ресурсов (рис. 1) и востребованностью ИТ - ресурсов в городских аппаратах муниципальной службы (рис. 2).

Оформление недвижимости Сделки с земельными участками

Получение справок

Обмен документами с налоговыми органами

Он-лайн оплата пошлин

Бланки, формы, квитанции

Информация о порядке оказания муниципальных услуг

1 3% 13% 1 1 □ Проектируется □ В эксплуатации

5% 1 16% 1

1 1

із% | 20% 1

1

54% 1 8% ЕЯ

1 4% 1 11% 1 1

31% 30% а

1 1 1 1 1 1

31% 33% і

1 1 1 1 1 1

Рис. 1. Структура финансирования ИТ - ресурсов (в%)

Строительство Здравоохранение Городская инфра структур а Службы обеспечения ЖКХ Транспорт Детские сады Профессиональные учебные заведения Школы

Деятельность аппарата

Рис. 2. Востребованность ИТ - ресурсов (в%)

В качестве вывода резюмируем, что пока наиболее слабые звенья:

- нормативно - правовое и кадровое обеспечение, где целесообразно обеспечить обмен опытом между муниципалитетами в части подготовки нормативных актов, регулирующих применение ИТ-ресурсов в муниципалитете; очевидна необходимость привлечения

адаптивного зарубежного опыта и разработка методических рекомендаций по применению новых нормативных актов (они должны менять прежнее мировоззрение); в большинстве случаев дефицит кадров в аппаратах муниципалитетов обусловлен финансовыми сложностями, т.к. нет средств на оплату хорошим специалистам, но они в дефиците, их надо готовить; и

- финансовое обеспечение, где недостаток средств на обучение сотрудников и внедрение ПО является характерной особенностью многих муниципалитетов (нужен целевой государственный заказ, содействие и помощь, включая целевое финансирование).

Чтобы получить наиболее полные данные нужны дополнительные системные исследования на уровне субъектов РФ и федеральных округов, т.к. с начала 2009 года (вступление в полную силу ФЗ № 131 2003 г.) органы государственной власти обязаны оказывать государственные и муниципальные услуги с использованием ресурсов общероссийского единого центра через единый сайт государственных услуг в сети Интернет, то есть в электронном виде с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ). Через ОГИЦ должны обеспечиваться:

- оптимизация взаимодействия органов государственной власти друг с другом, с населением и организациями на базе высокотехнологичных сервисов;

- регламентация и свободный доступ к информации о деятельности органов государственной власти и оказываемых ими услугах;

- дистанционное оказание государственных услуг на базе сведений, содержащихся в базах данных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, других государственных органов и органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.