Научная статья на тему 'Электронные рынки'

Электронные рынки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1442
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic markets are examined with point of view branch economy in this article. The article shows signific-ance of electronic. Then conditions of the world and Russian electronic markets are estimated. And finally possible ways of development of the Russian electronic market are indicated.

Текст научной работы на тему «Электронные рынки»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 1. С. 48-50 © В.Н. Титоренко, 2006

УДК 338.46

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЫНКИ В.Н. Титоренко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Electronic markets are examined with point of view branch economy in this article. The article shows significance of electronic. Then conditions of the world and Russian electronic markets are estimated. And finally possible ways of development of the Russian electronic market are indicated.

Электроника в нашей жизни.

Современный технический прогресс всецело основан на достижениях науки, которая получила название электроники. Электронные приборы и устройства - это те клетки, из которых состоят как малые, так и самые большие вычислительные, радионавигационные, связные, медицинские и промышленные технологические приборы, системы и комплексы. Электроника служит основным фактором научно-технического прогресса и достижения экономической независимости государства. На современном этапе электронная отрасль имеет в государстве статус системообразующей. Так, ведущими мировыми государствами (такими, как США, Япония, Англия) электроника используется не только как средство поддержания динамики экономического развития, но и для удержания мирового политического и военного господства. Развивающиеся страны (Корея, Китай, Индия) активно поддерживают предприятия этой отрасли для подъема экономики и вхождения в мировой рынок.

На первом этапе, в 1950-е гг., происходило создание основ полупроводниковой технологии. Появление интегральных схем ознаменовало вступление во второй этап, продолжавшийся все 1960-е гг. 1970-е гг. положили начало третьему этапу, когда успехи в создании схем с высокой и сверхвысокой степенью интеграции сделали возможным на одном и том же кристалле одновременно размещать элементы логики и памяти, и в конце 1973 г. в зарубежной печати появились первые сообщения о создании микропроцессоров - больших интегральных схем, которые выполняли функции пока простейших вычислительных устройств.

Посмотрим, какова же роль электроники в настоящее время. Деятельность человека характеризуется огромным и все возрастающим потреблением энергии и тесно связанным с этим колоссальным ростом загрязненности окружающей среды. Обе эти проблемы носят глобальный характер, и их решение зависит от широкого применения энергосберегающих технологий, к числу которых в первую очередь относится промышленная электроника.

Начиная с середины 80-х гг. XX столетия решающую роль в решении проблем ресурсосбережения, в первую очередь энергосбережения, а также экологии, стала играть силовая электроника. Это определяется тем, что более двух третей вырабатываемой электроэнергии потребляется в преобразованном виде. Это преобразование осуществляется с помощью силового электронного оборудования на основе полупроводниковых приборов.

Применение упомянутых силовых полупроводниковых приборов позволяет значительно (в ряде случаев на 50-70 % и более) сократить массу и габариты, увеличить на 3-5 % коэффициент полезного действия, повысить надежность многих видов электротехнического оборудования. Важно, что отмеченное улучшение показателей практически не сопровождается увеличением цены оборудования [1].

Другое направление электроники привело к информатизации общества и созданию новой информационной экономики. Наиболее ярким примером такой информатизации является глобальная сеть Интернет. В последнее десятилетие эта всемирная сеть интенсивно комерциализируется. Имея компьютер и доступ в сеть, можно заниматься электронной коммерцией. Эта коммерция становится важнейшей составляющей мировой экономики, что определяется рядом факторов: теряет былую значимость фактор пространства и времени; распространение коммерческой деятельности на весь мир без существенных издержек взаимодействия; снижение трансакционных издержек и возможность работать с потребителем без посредников; новизна и слабая освоенность данного вида коммерции; появление новых специфических направлений коммерции (электронный супермаркет).

Наконец, микросхемы нашли применение и в гражданском секторе, прежде всего в бытовой электронике, на чем быстро сделали себе имя многие известные сегодня фирмы. С появлением персональных компьютеров и формированием их массового рынка в конце 1970-х - начале 80-х гг. компьютерные микросхемы практически полностью захватили рынок. К 1990-м гг. началось стремительное развитие средств мобильной связи и рост продаж интегральных схем для них, тогда как продажи

компьютерных микросхем снизились до менее 50 % мировых продаж интегральных схем. В конце 1990-х гг. ситуация вновь изменилась: активно стали развиваться рынки цифровой бытовой электроники и соответственно начали расти продажи микросхем для них. Рынок бытовой электроники становится одной из основных движущих сил развития полупроводниковой промышленности. Рост продаж бытовых интегральных схем обусловлен прежде всего массовым переходом практически всех видов бытовой электроники с аналогового на цифровой формат.

Состояние электронных рынков.

Электронная промышленность представляет собой высокоприбыльный сектор экономики со стабильным и быстро растущим спросом, хорошим экспортным потенциалом, низкой материалоемкостью и высокой удельной стоимостью продукции и т. д. Ее экономическую эффективность наглядно демонстрируют следующие факты: 1 доллар вложений приносит до 100 долларов в конечном продукте; среднемировой срок окупаемости вложений составляет 2-3 года; темпы роста отрасли в 3 раза выше темпов роста ВВП; 1 рабочее место в электронной промышленности позволяет создать до 4-х рабочих мест в других отраслях; 1 кг изделий микроэлектроники по стоимости соответствует 110-ти тоннам нефти.

На динамику рынка электроники влияет приход новых технологий. И технологии микроэлектроники стремительно совершенствуются, в первую очередь, в направлении снижения топологических размеров чипов.

Сложность технологий заставляет компании фиксировать технологические процессы в рамках каждой технологической линии. Для обеспечения необходимой гибкости крупные производители создают несколько взаимодополняющих линий в рамках одной фабрики. Мелкие и средние компании вынуждены фиксировать один технологический процесс, в рамках которого предприятие будет конкурентоспособно и востребовано заказчиками. Таким образом, мелкие компании более уязвимы и зависимы от производства определенного вида электронной продукции. Поэтому рынок электроники по своей природе является олигополистическим. Из-за эффекта масштаба и других указанных причин здесь могут доминировать небольшое количество крупных фирм.

Что касается потребительского спроса, то здесь происходит смещение в сторону более качественной техники. Потребитель постепенно переходит на более высокотехнологичный продукт. Следующими по значимости критериями являются цена и марка. Если говорить о наиболее крупных секторах рынка бытовой техники, то можно сказать, что в натуральном выражении наибольшие объемы продаж приходятся и будут приходиться на DVD-плееры, видеоигровые системы и цифровые камеры. Однако в стоимостном выражении крупнейшими потребителями бытовых микросхем станут производители видеоигровых приставок, за ними последуют изготовители цифровых камер, DVD-плееров и цифровых телевизионных приставок [2, с. 63].

Одно из достоинств рынка бытовых микросхем - открытость для новых игроков. Сегодня, несмотря на то, что список ведущих поставщиков бытовых микросхем по-прежнему возглавляют крупнейшие японские производители, даже занимающая первое место и имеющая собственное отделение по производству информационных систем корпорация Toshiba контролирует только 10 % рынка, т. е. практически лидера нет [2, с. 63].

Стабильный рост рынка, отсутствие какого-либо одного лидера и все большая готовность фирм-изготовителей оборудования искать новые технологии у независимых поставщиков побуждает многих производителей полупроводниковых приборов уделять больше внимания бытовому рынку.

В России рост производства ясно отмечается во всех отраслях электронной промышленности. Самый быстрый рост виден в потребительском секторе и автомобильном, в то время как компьютерные компоненты потеряли свои доминирующие позиции.

Теперь уже совершенно очевидно, что существенный рост производства систем электроники в стране начался в 2000-2001 гг., причем не без влияния так называемого фактора российской специфики. Под последним не обязательно подразумевать какие-либо русские национальные традиции. Это просто несколько отличные стандарты и факторы окружающей среды, которые до определенной степени защищают промышленность в России и СНГ от конкуренции с импортом.

Потенциал внутреннего рынка полупроводниковых элементов может быть оценен в несколько миллиардов долларов ежегодно. Что же касается возможностей нашей промышленности, то здесь ситуация видится куда менее оптимистичной. Условия в отрасли определяются как отрицательными, так и положительными факторами.

Что касается отрицательных факторов, препятствующих развитию российских приборостроительных предприятий, то самые главные из них: завышенные таможенные пошлины на электронные компоненты, забюрократизированность государственного механизма, резкий рост тарифов на техно-

логическую электроэнергию, отсутствие государственного протекционизма российскому hightech. Сожаление вызывает и тот факт, что более чем за десять лет укрепилось предубеждение о низком качестве российской продукции. Другой фактор, который значительно тормозит развитие российских приборостроительных предприятий - серьезное отставание от современных технологий мировой электронной промышленности.

К положительным факторам, влияющим на развитие компаний, относятся: снижение инфляции, уменьшение подоходного налога, «ступенчатость» единого социального налога, отмену такого налога с оборота, как дорожный, отмену экспортной пошлины. К числу положительных факторов, несомненно, относится большое количество разработчиков и огромный рынок сбыта электроники в нашей стране.

Характеризуя конкурентную среду, надо отметить, что на российском рынке электроники сегодня число участников чрезвычайно велико. С одной стороны, это связано с незрелостью российского рынка, так как будущие лидеры рынка еще не определились, и эффект масштаба деятельности не начал осуществлять свой естественный отбор. С другой стороны, для зарубежных компаний российский рынок открыт еще только наполовину, и их ограниченная, осторожная деятельность не позволяет им пока проявить свои масштабные преимущества. Но в скором времени можно ожидать процесса концентрации бизнеса. А будут ли среди олигополистов преобладать российские отраслевые лидеры или зарубежные, зависит от скорости двух процессов: процесса объединения российских фирм и процесса интеграции России в мировую экономику. Если российские компании, жестко конкурирующие сегодня друг с другом, перейдут к интенсивному процессу объединения в более крупные организации, то, возможно, именно они и будут в будущем доминировать на российском рынке. Если же процесс интеграции России в мировой рынок, в частности вступление в ВТО, опередит процесс возникновения крупных российских компаний, то доминировать будут зарубежные компании.

Перспективы развития рынка электроники.

В прошлом на рынке электроники доминировали вертикально-интегрированные компании, которые обеспечивали весь цикл производства электроники - от производства компонентов до систем высокого уровня. Глобализация рынков привела к росту конкуренции, так как на локальные рынки стали претендовать сразу несколько крупных компаний. Усиление конкуренции заставило компании специализироваться. Специализация идет как по видам продукции, так и по ролям в ее создании и продаже. Специализация по видам деятельности привела к образованию компаний, которые сконцентрировались на оказании услуг по контрактному производству электронных компонентов. Таких контрактных производителей в микроэлектронике принято называть foundry (фаундри). С другой стороны, появились компании fabless (фаблесс), не обладающие собственными производственными мощностями, а концентрирующиеся на разработке новых продуктов и продаже разработанных электронных компонентов. При этом продукция производится по заказу компаниями foundry.

Существует ряд путей развития отечественной отрасли электроники.

Одним из них может стать рынок контрактного производства микроэлектроники, услуги foundry. На этот рынок наши производители только выходят, и пока доходы от контрактного производства очень малы. С помощью контрактного производства Россия способна в короткие сроки ликвидировать отставание от общемировой электроники, а с помощью своих «мозгов» и разработок выйти на лидирующие позиции. На рынке Юго-Восточной Азии можно было бы зарабатывать гораздо больше, если предложить не кремниевый чип, а готовую микросхему с оригинальным программным обеспечением. На рынке военно-промышленного комплекса можно добиться серьезного прорыва за счет формирования стратегического партнерства как по вертикали, так и по горизонтали. В других сегментах внутреннего рынка расширить свое присутствие существенно сложнее из-за нестабильного качества продукции, высоких цен и неумения работать совместно с дистрибьюторами и производителями систем высокого уровня.

Чтобы использовать описанные выше возможности, необходима интеграция отечественных производителей в мировой и российский рынок электронных компонентов. Сегодня отечественные предприятия не взаимодействуют с рынком, принимая его правила, а действуют как бы сами по себе.

1. Аксаков А.Г., Ковалев Ф.И. «Силовая электроника - ключевая технология XXI века» // apee.narod.ru/ apee/stat. htm

2. Макушин М. «Бытовая электроника: цифровая революция в разгаре» // Электроника: Наука, технология, бизнес. 2003. N° 7. С. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.