Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ / ELECTRONIC SCHOOLBOOK / ELECTRONIC REFERENCE BOOK / ELECTRONIC VISUAL AID / ELECTRONIC EDUCATIONAL PLATFORMS / INTERNET-RECOURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Татьяна Сергеевна

Статья посвящена обзору электронных ресурсов, которые могут быть использованы в подготовке и проведении уроков географии. Речь идет об электронных: учебниках, справочных и наглядных пособиях, образовательных платформах, интернет-ресурсах. Особое внимание уделено электронным наглядным пособиям по географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC RECOURSES IN GEOGRAPHICAL EDUCATION

This article is devoted to the review of electronic recourses, which can be used in preparation for the lessons and teaching geography. They are electronic: schoolbooks, reference books, visual aids, educational platforms, internet-recourses Special attention is to visual aids.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ»

УДК 372.891

DOI 10.25688/2076-9091.2019.33.1.8

Т.С. Воронова

Электронные ресурсы в обучении географии

Статья посвящена обзору электронных ресурсов, которые могут быть использованы в подготовке и проведении уроков географии. Речь идет об электронных: учебниках, справочных и наглядных пособиях, образовательных платформах, интернет-ресурсах. Особое внимание уделено электронным наглядным пособиям по географии.

Ключевые слова: электронный учебник; электронное учебное пособие; электронное наглядное пособие; электронная образовательная платформа; интернет-источники.

В настоящее время в образовательном пространстве распространено большое количество электронных ресурсов. Среди этого многообразия рассмотрим, какие из них и каким образом можно использовать в обучении географии. Для удобства анализа их можно объединить в следующие группы:

- электронные учебники и учебные пособия;

- электронные дополнительные и справочные пособия;

- электронные наглядные пособия;

- электронные образовательные платформы;

- интернет-ресурсы.

Рассмотрим более подробно каждую из указанных групп.

Электронные учебники, как правило, дублируют полиграфический вариант, но не являются его копией, они расширяют возможности применения учебника и благодаря своей интерактивности делают его «живым» [6, с. 105]. Под интерактивностью в данном случае подразумевается наличие аудио-и видеоматериалов и заданий для проверки и самостоятельной работы наряду с текстовым и иллюстративным материалом.

Электронные учебники размещают на электронных носителях (DVD), образовательных платформах (LECTA, МЭШ) или издательствами предоставляется возможность скачать версию на локальный компьютер по специальному коду.

Для простоты поиска материала в электронном учебнике предусмотрена навигация. В целом у всех учебников она сходна, но некоторые нюансы все же есть. В качестве примера рассмотрим фрагменты страниц двух учебников географии для 7 класса, размещенных на разных образовательных платформах (рис. 1). У первого из них панель навигации размещена в нижней части страницы, у второго — сбоку. Общие функции — оглавление, регулирование стрелками перехода к следующей или возврата к предыдущей странице. Также похожи функции поиска,

© Воронова Т.С., 2019

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

91

а)

о-версию учебника

гь Добавить закладку — недоступны)

§ 1. Как люди открывали и изучали Землю

1. Вспомните из предшествующего курса географии, что люди знали о Земле в далёком прошлом. 2. В какой последовательности были открыты материки? 3. Из курса истории вспомните названия государств Древнего мира. Где они были расположены?

{ф ОБРАТИТЕСЬ К ЭЛЕКТРОННОМУ ПРИЛОЖЕНИЮ

Знания о Земле, её природе, населении и его хозяйственной деятельности накапливались долгие тысячелетия. Трудом многих народов, подвигом отважных путешественников и моЫ __^телей, учёных-географов постепенн В

Учёные ри

= ж<

Я

р

аА

>

б)

Рис. 1. Навигация электронных учебников по географии для 7 класса, размещенных на платформах [10, 11]:

а) LECTA; б) МЭШ

только в первом примере поиск осуществляется по ключевому слову, которое впечатывается в поисковую форму, а во втором — по алфавитному указателю. Что касается отличий, то в первом из учебников есть возможность делать заметки и закладки и изменять шрифт текста, во втором — предусмотрены тесты.

В целом навигация у обоих учебников проста и понятна и не вызывает трудностей при работе с ними.

Следующий вид образовательных ресурсов — электронные дополнительные и справочные пособия, к которым можно отнести материалы для подготовки к ЕГЭ, тренажеры для подготовки к экзаменам, комплексные задания, тесты, задачи по географии, рефераты, биографии известных ученых, игры, справочники и т. д. Все эти ресурсы в основной части размещаются на CD или DVD-дисках.

Наиболее разнообразной группой по входящим в нее ресурсам является группа электронных наглядных пособий. Она включает в себя:

- иллюстрации (плакаты, фото, картинки, карты и т. д.);

- учебные презентации;

- интерактивные пособия;

- анимации;

- виртуальные (цифровые) лаборатории;

- виртуальные туры;

- учебные фильмы и др.

Не будем останавливаться на иллюстрациях и учебных презентациях, так как они повсеместно используются в образовательном процессе. Гораздо реже учителя обращаются к остальным наглядным пособиям, но тем не менее с ними процесс обучения может стать более интересным и плодотворным.

Интерактивные ресурсы по географии объединяют интерактивные плакаты, карты, задания. Если первые два носят преимущественно информативный характер, то третий — направлен на проверку знаний. Рассмотрим каждый из перечисленных ресурсов.

Интерактивные плакаты представляют собой совокупность ресурсов, содержащих иллюстрации и/или текст и имеющих набор функций, позволяющих работать с ними в интерактивном режиме, а именно: увеличивать или уменьшать изображение, получать дополнительную информацию, делать пометки и т. д. Пример интерактивного плаката представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Интерактивный плакат [9]

Кроме того, для обучения географии применяются интерактивные карты, которые содержат несколько слоев, справочную и дополнительную информацию [2, с. 243]. На сегодняшний момент набор интерактивных карт имеется для всех курсов географии. В качестве примера рассмотрим карту «Строение земной коры» (см. рис. 3). Она является точной копией бумажного варианта, размещенного в школьном атласе. В интерактивном режиме доступны следующие функции:

• включение / выключение слоев;

• показ / скрытие легенды (рис 3 б);

• увеличение / уменьшение карты;

• режим проектора (карта более яркая);

• показ / скрытие панели рисования.

На самой карте расположен значок ^, являющий источником дополнительной информации об объекте, на котором он размещен.

При наличии соответствующего оборудования, использование интерактивных карт на уроках позволяет значительно разнообразить работу учителя и учеников. Для работы с интерактивными плакатами и картами необходимо, чтобы в классе была установлена интерактивная доска.

Интерактивные задания позволяют осуществить обобщение по теме или контроль усвоения материала в нетрадиционной форме. Используя специальные приложения, учитель сам может их создать в виде пазла, викторины, заданий на подбор пары, кроссворда, текста с пропусками и т. д. Разнообразные виды приложений для создания интерактивных заданий размещены на электронной образовательной платформе LearningApps.org. Кроме того, в ней в свободном доступе есть уже готовые задания, размещенные учителями. Пример интерактивного задания на подбор пары, созданного на платформе LearningApps.org представлен на рисунке 4.

Такие задания можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности или в рамках тематических недель.

Одними из эффективных наглядных пособий, особенно при изучении нового материала, являются анимации или динамические картинки. В географии они особенно актуальны. Многие природные процессы и явления не видны невооруженным глазом, проходят длительные этапы образования и развития, сложны для понимания учеников (например, процесс рельефообразования). Анимации позволяют убыстрить процесс и показать его в динамике в более упрощенном и понятном виде. Примеры анимаций по географии: образование вулкана, круговорот воды в природе, образование гор, образование равнин и другие.

Наименее многочисленная редко используемая группа наглядных ресурсов — виртуальные (цифровые) лаборатории. Для изучения географии их очень мало. Но тем не менее на двух из них мы остановимся. Одна из них — цифровая лаборатория, в которой можно использовать цифровые измерители,

а)

б)

Рис. 3. Интерактивная карта «Строение земной коры»

Рис. 4. Интерактивное задание по географии, созданное на платформе LearningApps.org

проводить компьютерную регистрацию и графически представлять показатели погоды, моделировать географические процессы, вести компьютерный дневник погоды [8]. На рисунке 5 приведен фрагмент из комплекта цифровой лаборатории, на котором показаны причины возникновения ветра.

Такая лаборатория может быть полезна, когда реальные исследования провести невозможно или затруднительно. Здесь они проводятся виртуально. Результаты измерений можно наложить на карту.

Рис. 5. Фрагмент цифровой лаборатории.

Тема: «Причины возникновения ветра» [8]

Другая виртуальная лаборатория размещена в библиотеке «Московской электронной школы». В ее состав входят интерактивные общегеографические и тематические карты мира и отдельных регионов, в том числе и России [5, с. 87]. Есть карты двух видов: содержащие наборы тематических слоев, и без слоев. Работа в такой лаборатории аналогична работе с интерактивными картами, только функций меньше, однако здесь есть возможность создавать новый слой, чего нельзя сделать в интерактивных картах.

Одним из набирающих популярность электронных ресурсов являются виртуальные туры. Это один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку туры позволяют совершать увлекательные виртуальные экскурсии и создают у зрителя полную иллюзию присутствия [1, с. 99]. Они основаны на сериях фотографий или фотопанорамах, которые обладают интерактивностью, достигающейся путем применения специальных инструментов. В курсе страноведения виртуальные туры по континентам и странам могут быть хорошим подспорьем для учителя. Кроме этого, яркий пример виртуальных туров — виртуальные планетарии, которые дают возможность ученикам «приблизиться» и подробно рассмотреть космические объекты, которые в реальности недоступны им, ознакомиться с их характеристиками и краткой информацией. Это, как правило, планеты, астероиды, спутники, звезды и созвездия [3, с. 95].

И, наконец, наверное, самый «старый» электронный ресурс — учебные фильмы. Из технических средств обучения их начали использовать раньше всех. Только сейчас они переведены в цифровой вид.

Как правило, основная тематика таких фильмов общеразвивающая, познавательная или обучающая. Такие фильмы часто сопровождаются закадровым пояснительным текстом [4, с. 79]. Яркими примерами могут быть фильмы, созданные Русским географическим обществом, фильмы о стадиях производственного процесса.

Относительно новым, но динамично развивающимся электронным ресурсом являются электронные образовательные платформы. Образовательная платформа — это комплексный образовательный продукт для системы общего образования, представляющий совокупность программных решений образовательных сервисов и интерактивных учебных курсов он- и офлайн [12]. Электронные образовательные платформы представлены значительным количеством и разнообразием. В качестве примеров можно привести: ЬЕСТА, LearningApps.org., «Образовариум», «Решу ЕГЭ» («Инфорурок»), «Российская электронная школа», «Московская электронная школа» (проект для школ Москвы), BilimLand (Казахстан) и другие. По структуре и тематическому наполнению электронные образовательные платформы можно разделить на три группы: содержащие учебные, проверочные, интерактивные материалы; содержащие видеоуроки или видеолекции и контрольно-измерительные материалы к ним; позволяющие самостоятельно создавать учебные материалы. Из перечисленных выше ресурсов к первой группе можно отнести LECTA, «Решу ЕГЭ», «Образовариум», МЭШ,

BilimLand. Ко второй группе относится «Российская электронная школа». К третьей группе принадлежит LearningApps.org. Его основная задача — дать возможность создания авторских интерактивных заданий и тренажеров [7, с. 89].

Каждая из этих платформ содержит разнообразный материал по географии, который может быть использован как учителем, так и учеником. Так, например, на платформе «Решу ЕГЭ» представлены тесты в формате ЕГЭ по всем предметам школьной программы в нескольких вариантах с возможностью автоматической проверки. В «Образовариуме» размещены интерактивные учебные пособия по ряду предметов анимации. «Российская электронная школа» предоставляет возможность прослушать видеоуроки ведущих преподавателей и закрепить полученную информацию, выполнить задания по теме. На платформе BilimLand размещены презентации уроков, в том числе и по географии, в которых содержится текстовый иллюстративный и видеоматериал.

Самыми востребованными электронными ресурсами являются многочисленные интернет-источники. В обзоре хотелось бы уделить внимание федеральным образовательным порталам, в которых содержатся наиболее достоверные и проверенные источники информации. Кроме того, здесь размещены всевозможные тренажеры, конструкторы (например, конструктор интерактивных карт), специализированные программы (в том числе ГИС) и т. д.

Наиболее известными федеральными образовательными порталами являются:

• «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»;

• «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;

• «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов»;

• «Российское образование».

В таблице 1 приведена более подробная информация о федеральных порталах.

Таблица 1

Примеры федеральных образовательных порталов

Название образовательного портала Электронный адрес Характеристика

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ catalog/ Размещены современные обучающие средства, которые могут быть использованы для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с ФГОС

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/resource/ 981/47981 Размещены цифровые ресурсы к школьным учебникам, разнообразные тематические и предметные коллекции и другие материалы

Название образовательного портала Электронный адрес Характеристика

«Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru Осуществляет распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования

«Российское образование» http://edu.ru Содержит разноообразную информацию в сфере образования и науки

«Единая информационная среда распространения и доставки ЭОР» http://na5plus.ru Образовательный контент для дошкольного и общего образования

Среди такого многообразия электронных образовательных ресурсов у учителя есть возможность выбора наиболее оптимальных, для того чтобы уроки географии были интересными, познавательными и запоминающимися.

Литература

1. Воронова Т.С. Виртуальные технологии в географии и образовательном туризме // От информатики в школе к техносфере образования: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Воронеж: Научная книга, 2016. С. 98-103.

2. Воронова Т.С. Компьютерные технологии в географическом образовании и образовательном туризме // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский госуд. пед. ун-тет, 2016. С. 242-246.

3. Воронова Т.С. Методические особенности использования виртуальных планетариев на уроках географии // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2018. № 2 (30). С. 94-99.

4. онова Т.С. Виртуальные экскурсии в практике преподавания географических дисциплин // Информационные технологии в образовании: материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Наука, 2018. С. 77-81.

5. Воронова Т.С. Анализ картографических материалов, размещенных в библиотеке Московской электронной школы // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2018. № 4 (32). С. 84-92.

6. Грушина Т.П. Электронный учебник географии как новая форма учебной литературы // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2016. № 1 (21). С. 104-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Грушина Т.П. Использование электронных ресурсов и образовательных платформ в педагогической деятельности учителя // Вестник МГПУ Серия «Естественные науки». 2018. № 3 (31). С. 85-92.

8. Институт новых технологий. URL: http://www.int-edu.ru/content/cifrovye-laboratorii-po-geografii (дата обращения: 11.01.2019).

9. Классное дело. Новые технологии в образовании. URL: http://klassnoedelo.ru/ (дата обращения: 11.01.2019).

10. Московская электронная школа. URL: https://uchebnik.mos.ru/catalogue (дата обращения: 11.01.2019).

11. Образовательная платформа LECTA. URL: https://lecta.rosuchebnik.ru (дата обращения: 11.01.2019).

12. Федеральная образовательная платформа. URL: https://spark.adobe.com/page/ kYvLa/ (дата обращения: 11.01.2019).

Literatura

1. Voronova T.S. Virtual'ny'e texnologii v geografii i obrazovatel'nom turizme // Ot in-formatiki v shkole k texnosfere obrazovaniya. Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2016. S. 98-103.

2. Voronova T.S. Komp'yuterny'e texnologii v geograficheskom obrazovanii i obrazovatel'nom turizme // Geograficheskaya nauka, turizm i obrazovanie: sovremenny'e problemy' i perspektivy' razvitiya: materialy' V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Novosibirskij gosud. ped. un-tet, 2016. S. 242-246.

3. Voronova T.S. Metodicheskie osobennosti ispol'zovaniya virtual'ny'x planetariev na urokax geografii // Vestnik MGPU. Seriya «Estestvenny'e nauki». 2018. № 2 (30). S. 94-99.

4. Voronova T.S. Virtual'ny'e e'kskursii v praktike prepodavaniya geograficheskix disciplin // Informacionny'e texnologii v obrazovanii: materialy' X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov: Nauka, 2018. S. 77-81.

5. Voronova T.S. Analiz kartograficheskix materialov, razmeshhenny'x v biblioteke Moskovskoj e'lektronnoj shkoly' // Vestnik MGPU. Seriya «Estestvenny'e nauki». 2018. № 4 (32). S. 84-92.

6. Grushina T.P. E'lektronny'j uchebnik geografii kak novaya forma uchebnoj lite-ratury' // Vestnik MGPU. Seriya «Estestvenny'e nauki». 2016. № 1 (21). S. 104-108.

7. Grushina T.P. Ispol'zovanie e'lektronny'x resursov i obrazovatel'ny'x platform v pedagogicheskoj deyatel'nosti uchitelya // Vestnik MGPU. Seriya «Estestvenny'e nauki». 2018. № 3 (31). S. 85-92.

8. Institut novy'x texnologij. URL: http://www.int-edu.ru/content/cifrovye-laboratorii-po-geografii (data obrashheniya: 11.01.2019).

9. Klassnoe delo. Novy'e texnologii v obrazovanii. URL: http://klassnoedelo.ru/ (data obrashheniya: 11.01.2019).

10. Moskovskaya e'lektronnaya shkola. URL: https://uchebnik.mos.ru/catalogue (data obrashheniya: 11.01.2019).

11. Obrazovatel'naya platforma. URL: https://lecta.rosuchebnik.ru (data obrashheniya: 11.01.2019).

12. Federal'naya obrazovatel'naya platforma. URL: https://spark.adobe.com/page/ kYvLa/ (data obrashheniya: 11.01.2019).

T.S. Voronova

Electronic Recourses in Geographical Education

This article is devoted to the review of electronic recourses, which can be used in preparation for the lessons and teaching geography. They are electronic: schoolbooks, reference books, visual aids, educational platforms, internet-recourses Special attention is to visual aids.

Keywords: electronic schoolbook; electronic reference book; electronic visual aid; electronic educational platforms; internet-recourses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.