at: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kulturnoe-prostranstvo-sovremennoy-obrazovatelnoy-organizatsii (accessed 08.02.2021).
4. Kul'tura Rossii, osnovannaya na znaniyakh: traditsii i innovatsii podgotovki kadrov v sfere kul'tury i iskusstva [Russian culture based on knowledge: traditions and innovations ofpersonnel training in the field of culture and art]. Kemerovo, KemGIK Publ., 2019, pp. 188-192. (In Russ.).
5. Mashchenko M.V. Informatsionno-obrazovatel'naya sreda dlya podgotovki budushchikh uchiteley [Information and educational environment for training future teachers]. Nauka i perspektivy [Science and Perspectives], 2017, no. 2, pp. 90-95. (In Russ.)
6. Perevoznyy A.V. Kul'turno-obrazovatel'naya sreda universiteta: sushchnost', komponenty, puti sovershenstvovaniya [Cultural and educational environment of the university: essence, components, ways of improvement]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin of Leningrad State University im. A.S. Pushkin], 2017, no. 2. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-obrazovatelnaya-sreda-universiteta-suschnost-komponenty-puti-sovershen-stvovaniya (accessed 08.02.2021).
7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of basic general education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 48 p. (In Russ.).
8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya [Federal state educational standard of higher education]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOSVO3/Bak/510301_B_3_22062018. pdf (accessed 08.02.2021).
9. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s dopolneniyami i izmeneniyami) [Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at: http://base.garant.ru/70291362/7a5 8987b486424ad79b62aa427dab1df/ (accessed 08.02.2021).
10. Shunkov A.V., Grigorenko N.N. Organizatsionno-pedagogicheskie i didakticheskie usloviya vostrebovannosti obrazovatel'nykh programm tsentra nepreryvnogo obrazovaniya i povysheniya kvalifikatsii tvorcheskikh i uprav-lencheskikh kadrov v sfere kul'tury KemGIK [Organizational, pedagogical and didactic conditions for the demand for educational programs of the center of continuous education and advanced training of creative and managerial personnel in the field of culture of the KemGIK]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 53, pp. 286-294. (In Russ.).
УДК 37.022
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУТЕВОДИТЕЛИ: МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный эксперт НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Валялина Алина Сергеевна, аспирант, кафедра технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры; главный библиограф, Государственная научная библиотека Кузбасса им. В. Д. Федорова (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Рассматривается система образования и информационные парадоксы ХХ! века. Характеризуются электронные путеводители как средства ориентации и обеспечения доступа к качественным источникам информации в информационных потоках. Дается определение понятия «электронный путеводитель», анализируются его признаки. Приводятся результаты исследования электронных путеводителей, создаваемых российскими библиотеками, выделяются типичные недостатки, присущие электронным путеводителям. Определено, что на сайтах библиотек преобладают широкотематические путеводители по интернет-ресурсам.
Предлагается инновационная методика создания электронных путеводителей. Описывается ряд технологических изменений, которые произошли при переходе к инновационной методике создания электронных путеводителей: 1. Изменения, отражающие трансформацию содержания технологической операции в инновационной методике при формальном совпадении названия этой операции в традиционной методике; 2. Изменения, обусловленные введением дополнительных технологических операций, имеющих аналоги в традиционной технологии составления библиографических пособий; 3. Изменения, вызванные введением дополнительных технологических операций, не имеющих аналогов в традиционной технологии и обусловленных спецификой электронной информационной среды и особенностью реализации электронного путеводителя с помощью информационно-коммуникационных технологий. Характеризуются электронные путеводители: «Памятники шахтерам Кузбасса» и «Особо охраняемые природные территории Кемеровской области», созданные на основе инновационной методики.
Раскрываются возможности использования электронных путеводителей в системе дистанционного обучения. Раскрыты области применения электронных путеводителей в вузах культуры.
Ключевые слова: электронные путеводители, методика, библиографические пособия, электронные информационные ресурсы, дистанционное обучение.
ELECTRONIC GUIDES: TRAINING METHODS AND PERSPECTIVES FOR REMOTE LEARNING
Gendina Natalya Ivanovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Honorary Worker of Science of the Russian Federation, Chief Expert of R&D Institute of Information Technologies in Social Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Valyalina Alina Sergeevna, Postgraduate, Department of Automated Information Processing Technology, Kemerovo State University of Culture; Chief Bibliographer, State Scientific Library of Kuzbass named after V.D. Fedorov (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The education system and information paradoxes of the 21st century are considered. Electronic guides are described as a means of orienting and providing the access to high-quality sources of data in information flows. The term "electronic guide" is defined, its features are analyzed. The results of the study of electronic guides created by Russian libraries are presented, typical shortcomings inherent in electronic guides are highlighted. It is determined that library sites are dominated by wide-ranging guides to Internet resources.
An innovative method of creating the electronic guides is offered. A number of technological changes that occurred during the transition to an innovative method of creating the electronic guides are described: 1. changes reflecting the transformation of the content of the technological operation in the innovative method with the formal coincidence of the name of this operation in the traditional method; 2. changes due to the introduction of additional technological operations that have analogues in the traditional technology of compiling bibliographic manuals; 3. changes caused by the introduction of additional technological operations that have no analogues in traditional technology and are due to the specifics of the electronic information environment and the peculiarity of the implementation of the electronic guide using information and communication technologies. Electronic guides: "Monuments to the miners of Kuzbass" and "Specially protected natural territories of Kemerovo region", created on the basis of an innovative method, are characterized.
The possibility of using the electronic guides in the remote training system and the areas of application of electronic guides in cultural universities are disclosed.
Keywords: electronic guides, methodology, bibliographic manuals, electronic information resources, distance learning.
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-55-212-223
Цель данной статьи - раскрыть особенности создания электронных путеводителей и показать возможности их использования в системе подготовки кадров в вузе культуры, включая потенциал дистанционного образования.
Система образования и информационные парадоксы XXI века. XXI век не случайно именуется «веком информации», «эпохой Интернета». Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ознаменовало не только важные технико-технологические, но и социокультурные изменения. Доступность для любого пользователя Интернета средств создания и распространения информации вне зависимости от его уровня образования, знания предмета, жизненного опыта, психического здоровья и истинных намерений привела к нарастанию гигантских потоков информации, в которых трудно, а порой и невозможно ориентироваться. Помимо неконтролируемого роста объемов информации серьезные опасения стало вызывать наличие в составе информационных потоков не только не научной, но и откровенно ложной, недостоверной информации. Исследователи современной системы образования отмечают, что большие объемы разнородной и противоречивой информации, циркулирующей в Интернете, породили ряд парадоксов, которые заставляют задуматься о том, чему и как нужно учить в новых условиях. Так, в работе Г. Н. Константинова и С. Р. Филонович [5, с. 106-126], в частности, выделяются парадокс информационной насыщенности и парадокс неопределенности. Парадокс информационной насыщенности заключается в том, что доступность больших объемов информации в Интернете снижает мотивацию обучающихся к генерации нового знания. Негативным следствием этого являются рост плагиата, уничтожение различия между знаниями и информацией в сознании (или подсознании) обучающихся, снижение навыка критического анализа информации, способствующего формированию знания. Парадокс неопределенности означает, что увеличение объема доступной информации, приводящее к росту числа альтернатив в процессе принятия решений, усиливает ощущение неопределенности ситуации. «Грандиозность объемов информации и очевидная невозможность их переработать зачастую приводят человека к осознанию собственного «интеллек-
туального ничтожества», что в еще большей степени ограничивает желание генерировать новое знание», - утверждают авторы [5, с. 112].
Наши наблюдения и опыт педагогической деятельности с использованием электронной образовательной среды позволяют добавить к этим парадоксам еще как минимум три:
- парадокс «информационного голода» при изобилии, то есть избыточности информации: проблема получения качественной, достоверной информации среди множества разнородных и противоречивых источников;
- парадокс иллюзорной доступности знаний за счет ИКТ: возможность обучаемому представить в качестве полученного знания технически легкодоступную информацию, то есть чужое, перенесённое на электронные носители знание, которое не становится достоянием личности. Легкая техническая доступность больших объёмов информации в сети Интернет, порождает у обучаемых убежденность в том, что в Интернете содержатся ответы на все вопросы, снижает мотивацию к получению нового знания;
- свобода доступа к информации при когнитивной ограниченности и несамостоятельности личности в результате избыточного объема сведений и готовых решений в сети, следствием чего является доминирование интеллектуальной деятельности по принципу «скопировал - вставил».
Осознание необходимости особой подготовки обучаемых в сфере работы с информацией, как первоосновы современной системы образования, получило отражение в ключевом докладе ЮНЕСКО «Переосмысливая образование: образование как всеобщее благо?»: «Объем доступной в наши дни в Интернете информации ошеломляет. В связи с этим сегодняшняя задача состоит в том, чтобы научить тех, кто учится, разбираться в огромном массиве информации, с которой им приходится ежедневно сталкиваться, определять достойные доверия источники, оценивать надежность и достоверность того, что они читают, ставить под вопрос подлинность и точность информации, связывать новые знания с тем, что они уже изучали ранее и различать их значимость путем сопоставления с информацией, которую они уже усвоили» [11, с. 42].
Одним из средств, служащих целям ориентации «тех, кто учится» в гигантских массивах ин-
формации и получении надежных и достоверных источников информации, служат электронные путеводители.
Электронный путеводитель как средство ориентации в информационных потоках. Растущая диспропорция между человечеством как совокупным производителем информации и отдельным человеком как ее потребителем и пользователем обострила проблему создания электронных путеводителей как средств ориентации и обеспечения доступа к качественным источникам информации в интернет-среде. Решение этой проблемы требует как минимум четкого ответа на такие вопросы, как «Что такое электронный путеводитель и каковы его отличительные признаки?», а так же «Какова методика создания электронных путеводителей?».
Исследование многомерной сущности путеводителей, понимаемых и как отдельный вид справочного издания, и как особый жанр библиографического пособия, и как разновидность справочно-информационного издания в туризме, а также выявление тех специфических признаков путеводителя, которые порождены электронной формой его реализации, позволили предложить дефиницию понятия «электронный путеводитель».
Под электронным путеводителем мы понимаем электронное библиографическое пособие, содержащее справочные сведения о каких-либо объектах (информационных ресурсах, учреждениях, мероприятиях, памятниках и др.), обеспечивающее их удобный осмотр и удалённый доступ к ним на основе электронных устройств. Основное назначение электронных путеводителей - обеспечивать ориентацию пользователей в электронных информационных ресурсах [2, с. 42].
Таким образом, электронный путеводитель по своей природе характеризуется полиструктурностью, поскольку одновременно обладает родовыми чертами и библиографических пособий, и электронных информационных ресурсов, и справочных изданий. Из этого следуют важные свойства и признаки электронного путеводителя.
Во-первых, как библиографическое пособие, он обязан включать библиографические записи, унифицированные согласно действующим ГОСТ СИБИД, тем самым электронный путеводитель обеспечивает надежность и достовер-
ность сообщаемых пользователям сведений об источниках информации. Атрибутом библиографического пособия является обязательная рубрикация, следовательно, электронный путеводитель должен располагать этим средством ориентации, позволяющим представить информацию наглядно и обозримо. Кроме того, как библиографическое пособие, электронный путеводитель должен сопровождаться вспомогательными указателями, обеспечивающими многоаспектный поиск информации и дополнительные удобства для пользователей.
Во-вторых, электронный путеводитель, как современный электронный ресурс, характеризуется мультимедийностью и гипертекстовостью. Мультимедийность означает возможность передачи сведений с помощью разных каналов (вербального, аудиального, визуального), совместное использование нескольких средств передачи информации, таких как звук, видео, анимация, фото, текст, графика. Мультимедийность дает возможность использовать в электронном путеводителе различные модули: текст и изображение, текст, звук и видеоизображение и т. д. Эти сочетания могут быть самыми разнообразными, но их цель едина - обеспечение наглядности представления сложных данных, облегчение пользователям восприятия информации.
Гипертекстовость отражает связи между отдельными документами или электронными ресурсами, включенными в состав электронного путеводителя, посредством гиперссылок. Именно наличие гиперссылок отличает обычный путеводитель от электронного, который позволяет преодолеть линейность, однонаправленность обычного текста, открывает возможность перемещения в сети от одного электронного ресурса к другому, предоставляя пользователю возможность нелинейной навигации в больших объемах информации.
В третьих, электронный путеводитель, как справочник, должен давать краткие, обобщённые сведения об объекте, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания. При этом предполагается наличие формализованного описания объектов, включённых в состав путеводителя, с помощью специально разработанных перечней аспектов (признаков), что обеспечивает единообразное и целостное отражение однотипных объектов.
Понятие «электронный путеводитель», или «виртуальный путеводитель», в последние годы получило широкое распространение в библиотечном и музейном деле, а также в сфере туризма. При этом происходит явное отставание теории от практики: наблюдается рост числа электронных (виртуальных) путеводителей при отсутствии соответствующих методик их создания.
Так, изучение опыта отечественных библиотек по созданию электронных путеводителей позволило выявить ряд проблем, отражающих разрыв между теорией и практикой. Отсутствие дефиниции понятия «электронные путеводители» и научно обоснованной методики их создания на практике приводит к господству эмпирического подхода, при котором библиотеки вынуждены действовать методом проб и ошибок. В результате создаваемые в библиотеках электронные путеводители характеризуются существенными недостатками. К их числу относятся:
- неполнота метаданных: отсутствуют сведения о месте и времени (годе) создания, дате актуализации информации, что не позволяет пользователю оценить степень полноты, новизны, актуальности информации;
- отсутствие рубрикации в основной части электронных путеводителей, что лишает путеводитель обозримости и возможности смысловой ориентации для пользователей;
- фрагментарность, неполнота представления традиционных для библиографических пособий данных о целевом назначении, языковом охвате, наличии вспомогательных указателей в электронном путеводителе, что не позволяет пользователю получить системное представление о потенциале данного электронного ресурса;
- нарушение требований ГОСТ к библиографическому описанию включенных в путеводитель документов и электронных ресурсов, что обрекает пользователя на дополнительные затраты времени по уточнению библиографических данных, заставляет сомневаться в надежности данного ресурса.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что отсутствие методики создания электронных путеводителей проявляется в двух аспектах. Во-первых, в нарушении классических правил и требований по созданию библиографических пособий, то есть в искажении библиографической
природы путеводителей. Во-вторых, в обеднении электронной сущности путеводителей и снижении их потенциала как разновидности электронных ресурсов.
Разработка методики создания электронных библиографических путеводителей осуществлялась нами на основе изучения публикаций, посвященных созданию библиографических электронных пособий [7-10; 12-14]. Помимо этого был изучен опыт практической реализации электронных путеводителей. С этой целью были проанализированы электронные путеводители, представленные на сайтах центральных библиотек субъектов РФ [1, с. 57].
В результате все исследованные нами путеводители можно разделить (весьма условно) на три группы:
1) узкотематические электронные путеводители - это электронные путеводители, посвященные определенной тематике и являющиеся ресурсом собственной генерации центральных библиотек субъектов РФ (19 %).
2) субъектные электронные путеводители - это путеводители, которые посвящены конкретной территориальной единице РФ верхнего уровня, то есть субъекту РФ, включающие в себя структурированный список гиперссылок на другие сайты (23 %).
3) широкотематические электронные путеводители по интернет-ресурсам - это группа путеводителей, имеющих широкий охват и включающих в себя различные тематические направления (58 %).
Как показал анализ, на сайтах библиотек преобладают широкотематические путеводители по интернет-ресурсам. Называясь путеводителями, они, тем не менее, таковыми не являются, поскольку представляют собой примитивные списки гипертекстовых ссылок на различные сайты или порталы. Их главный недостаток заключается в том, что отсылки к тем или иным интернет-ресурсам даются без каких-либо комментариев либо сопровождаются малоинформативными сведениями в произвольной (неунифицированной) форме. В результате обращения к таким «путеводителям» пользователь не понимает, что ожидает его на том или ином электронном ресурсе, он вынужден тратить время на самостоятельный просмотр и отбор полезных для него сайтов или порталов.
При разработке методики создания электронных путеводителей мы исходили, прежде всего, из их принадлежности к библиографическим пособиям. Как известно, создание любого библиографического пособия включает три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный, каждый из которых предполагает определенные технологические процессы и операции. В ходе разработки методики было установлено, что состав этапов создания электронных путеводителей остается неизменным, однако при этом происходят существенные изменения в содержа-
Виды и характер изменений в инновационной методике создан»
нии технологических процессов и операций, обусловленные электронной информационной средой. В этой связи разработанная нами методика создания электронных путеводителей строилась с учетом базовых положений интегрированной технологии создания электронных информационных ресурсов (ЭИР), предложенной Н. И. Колковой и И. Л. Скипор [4, с. 165-179].
Содержание инновационной методики и ее отличия от традиционной методики создания электронных путеводителей отражает таблица 1.
Таблица 1
технологических процессов я электронного путеводителя (ЭП)
Традиционная методика: состав процессов Инновационная методика: состав процессов Характер изменений
1. Подготовительный этап
1.1. Выбор и изучение темы 1.1. Выбор и изучение темы Совпадение названия процесса при различии содержания: обязательное изучение не только традиционных, но и электронных информационных ресурсов
1.2. Разработка плана-проспекта 1.2. Составление технического задания для ЭП путеводителя с указанием следующих аспектов: - Полное и точное наименование ЭП. - Широта тематического охвата. - Рубрикация контента. - Состав видов информации (текст, видео, аудио и т. п.). - Хронологический охват. - Языковой охват. - Целевое назначение. - Пользовательский адрес. - Поисковые возможности. - Условия доступа. - Дата подготовки. - Частота актуализации Дополнение новыми процессами, имеющими аналоги в традиционной технологии составления библиографических пособий: задается аспектная сетка, отражающая основные параметры ЭП
1.3. Выявление документов по теме ЭП 1.3. Выявление традиционных и электронных информационных ресурсов (электронных периодических изданий, сайтов, порталов и т. п.) Дополнение новыми процессами, имеющими аналоги в традиционной технологии составления библиографических пособий
2. Основной (аналитико-синтетический) этап
2.1. Формирование библиографических записей для объектов, включенных в состав ЭП 2.1. Формирование библиографических записей для объектов, включенных в состав ЭП (электронные периодические издания, сайты, порталы и т. п.) Совпадение названия процесса при различии содержания. В дополнение к традиционной методике, ориентированной только на традиционные источники, реализуется библиографическое описание на электронные источники
Окончание таблицы 1
Традиционная методика: состав процессов Инновационная методика: состав процессов Характер изменений
2.2. Разработка рубрикатора 2.2. Разработка рубрикатора Изменение отсутствует
2.3. Систематизация объектов (распределение по рубрикам) 2.3. Систематизация объектов (распределение по рубрикам) Изменение отсутствует
2.4. Аннотирование или реферирование документов 2.4. Аннотирование или реферирование документов Совпадение названия процесса при различии содержания: необходимость учета специфики электронных информационных ресурсов как объектов аннотирования и реферирования
2.5. Корректировка структуры электронного ЭП 2.5. Корректировка структуры электронного ЭП Совпадение названия процесса при различии содержания: возможность включения, кроме текстов, видео, аудио и графических фрагментов
3. Заключительный этап
3.1. Подготовка справочного аппарата 3.1. Подготовка справочного аппарата Совпадение названия процесса при различии содержания: использование гиперссылок
3.2. Разработка вспомогательных указателей 3.2. Разработка вспомогательных указателей Совпадение названия процесса при различии содержания: использование гиперссылок
3.3. Разработка пакета технологической документации (паспорт, технологическая инструкция, руководство пользователя) Дополнение новыми процессами, не имеющими аналогов в традиционной технологии составления библиографических пособий
3.4. Проведение предварительных испытаний ЭП Дополнение новыми процессами, не имеющими аналогов в традиционной технологии составления библиографических пособий
3.5. Передача ЭП в опытную эксплуатацию Дополнение новыми процессами, не имеющими аналогов в традиционной технологии составления библиографических пособий
3.6. Эксплуатация ЭП Дополнение новыми процессами, не имеющими аналогов в традиционной технологии составления библиографических пособий
3.7. Актуализация (обновление, пополнение) ЭП в соответствии с техническим заданием Дополнение новыми процессами, не имеющими аналогов в традиционной технологии составления библиографических пособий
3.8. Модернизация ЭП с учетом возможностей новых ИКТ (например, мобильная версия, версия для слабовидящих, иноязычная версия) Дополнение новыми процессами, не имеющими аналогов в традиционной технологии составления библиографических пособий
Проведенный нами сопоставительный анализ традиционной и инновационной методики создания электронного путеводителя позволил выявить ряд изменений в составе технологических операций. Эти изменения можно объединить в три группы:
1. Изменения, отражающие трансформацию содержания технологической операции в инновационной методике при формальном совпадении названия этой операции в традиционной методике;
2. Изменения, обусловленные введением дополнительных технологических операций, имеющих аналоги в традиционной технологии составления библиографических пособий. Например, составление технического задания (ТЗ) при подготовке электронного путеводителя имеет сходство с составлением плана-проспекта в традиционной методике, а выявление интернет-ресурсов аналогично выявлению книг по теме создаваемого библиографического пособия и т. п.
3. Изменения, вызванные введением дополнительных технологических операций, не имеющих аналогов в традиционной технологии и обусловленных спецификой электронной информационной среды и особенностью реализации электронного путеводителя с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Эти три группы изменений можно интерпретировать, исходя из классификации инноваций, которые широко используются в инновационном менеджменте [3; 13]. По степени преемственности (отношению к предшествующей, традиционной методике) предлагаемая методика создания электронных путеводителей отличается тремя видами инноваций: 1) замещающее нововведение, обеспечивающее более эффективное выполнение соответствующей функции; 2) возвратная инновация, предусматривающая возврат к эффективным и оправданным решениям, использованным ранее; 3) открывающая инновация, использующая средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников. По степени новизны предлагаемая методика создания электронных путеводителей может быть охарактеризована как комбинаторная (новое сочетание известных элементов) и модифицирующая (совершенствующая и дополняющая существующую методику).
Разработанная нами методика была апробирована в ходе создания двух электронных путеводителей: «Памятники шахтёрам Кузбасса» и «Особо охраняемые природные территории Кемеровской области».
Электронный путеводитель «Памятники шахтёрам Кузбасса» содержит сведения о семидесяти четырех памятниках, посвященных шахтерскому труду. Особое внимание при создании электронного путеводителя уделялось обеспечению поисковой функции. Оперативный поиск информации по различным признакам, характеризующим памятники, в электронном путеводителе обеспечивают общая поисковая строка по всему ресурсу и пять вспомогательных указателей:
• «Алфавитный указатель» дает возможность просмотреть весь список памятников в алфавитном порядке;
• «Видовой указатель» позволяет вести поиск информации по конкретным видам памятников: бюст, мемориал, мемориальная доска, монумент, обелиск и т. д;
• «Географический указатель» позволяет узнать, какие памятники шахтерам установлены в том или ином населенной пункте Кузбасса;
• «Персональный указатель» дает возможность найти памятники, посвященные определенному лицу;
• «Тематический указатель» позволяет проводить поиск по тематическим группам памятников: памятники погибшим шахтерам; места захоронений; памятники трудовой слав; памятники - культовые сооружения; памятники в честь увековечения событий; памятники - орудия труда; памятники животным; памятные здания, особо поименованные в память лиц и событий.
Электронный путеводитель «Особо охраняемые природные территории Кемеровской области» - это первый в Кузбассе электронный краеведческий ресурс, в котором собрана полная и достоверная информация о двадцати восьми особо охраняемых природных территориях (ООПТ) данного региона, представлены сведения о флоре и фауне, которая занесена в Красную книгу Кемеровской области.
Данный путеводитель содержит общую характеристику особо охраняемых природных территорий Кемеровской области и приводит списки литературы о них, включает богатый визуальный
ряд (фото, видео). Оперативный поиск информации об ООПТ обеспечивают четыре вспомогательных указателя:
• «Алфавитный указатель» дает возможность просмотреть весь список ООПТ в алфавитном порядке;
• «Географический указатель» обеспечивает поиск ООПТ либо на основе перечня городов и районов, либо на основе интерактивной карты Кузбасса;
• «Указатель по категориям» позволяет найти ООПТ определенной категории: государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, ботанические сады;
• «Указатель по значениям» дает возможность выявить ООПТ федерального, регионального и местного значения.
Оба электронных путеводителя органично сочетают признаки традиционных библиографических пособий с признаками электронных информационных ресурсов, демонстрируют единство их библиографической и электронной природы. Им присущи свойства мультимедийно сти (включение текста, графики, фото-, видео- и аудиоинформации) и гипертекстовости (наличие внутренних и внешних гиперссылок). Описание объектов («Памятники шахтерам», «ООПТ») в составе электронных путеводителей реализовано по специально разработанной унифицированной схеме (аспектной сетке), позволяющей дать системное и целостное представление об этих объектах.
Помимо своего основного назначения служить для ориентации пользователей в нарастающих информационных потоках, выступать в качестве важнейшей разновидности электронных информационных ресурсов, создаваемых современными библиотеками, электронные путеводители могут выполнять также и обучающую функцию.
Электронные путеводители и возможности их использования в системе дистанционного обучения. Как известно, дистанционное обучение представляет собой новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без
непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся [15]. В условиях дистанционного обучения электронные путеводители могут быть полезны в качестве дидактических средств, помогающих обучаемым самостоятельно осваивать учебные дисциплины. Основанием для этого являются, с одной стороны, четкие критерии отбора, высокая степень надежности и достоверности, рубрикация содержащихся в путеводителях сведений, что соответствует задачам обучения на базе качественной и хорошо структурированной информации. С другой стороны, возможность выполнять электронным путеводителем обучающую функцию обусловлена его свойством мультимедийности. Средства мультимедиа позволяют усиливать информационную ценность контента, который представлен в путеводителе, поскольку расширяют объем информации об объектах или явлениях с помощью гиперссылок на видеосюжет, звуковое сопровождение или анимацию. Они облегчают восприятие учебного материала, способствуют его лучшему усвоению и запоминанию за счет дублирования информации, поступающей обучаемым через различные сенсорные пути (текст, видео, графика, звук), дают возможность переключения уровней восприятия, способствуя удержанию внимания студентов на предмете обучения. В целом можно утверждать, что качественные, электронные путеводители, созданные согласно нормативным требованиям, предъявляемым как к библиографическим пособиям, так и электронным информационным ресурсам, безусловно, соответствуют таким дидактическим принципам обучения, как научность, систематичность и последовательность, наглядность.
Раскроем возможные области применения электронных путеводителей в вузе культуры. Разработанные нами электронные путеводители могут найти применение, как минимум, в двух направлениях. Во-первых, они могут быть полезны при обучении музеологов и культурологов, выступая средством ориентации в изучаемой предметной области, содействуя формированию информационной компетентности в сфере профессиональных электронных информационных ресурсов. Так, электронные путеводители «Памятники шахтёрам Кузбасса» и «Особо охраняемые природные территории Кемеровской об-
ласти» могут быть использованы при обучении бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (профиль «Организация и управление туроператорской и турагентской деятельностью») в рамках изучения учебной дисциплины «Экскур-соведение». Эти путеводители также могут быть полезны при обучении бакалавров по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (профиль «Культурный туризм и экскурсионная деятельность») при освоении учебной дисциплины «История Кузбасса».
Во-вторых, электронные путеводители «Памятники шахтёрам Кузбасса» и «Особо охраняемые природные территории Кемеровской области» могут служить наглядной демонстрацией новых технологий создания электронных информационных ресурсов при обучении информационно-библиотечных специалистов и найти применение при обучении бакалавров по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информаци-онная деятельность» (профили «Технология автоматизированных библиотечно-информацион-ных систем» и «Информационно-аналитическая деятельность»). Так, при изучении учебной дисциплины «Аналитико-синтетическая обработка информации. Ч. 2. Аннотирование и реферирование» студентам на примере данных электронных путеводителей раскрывается специфика формализованного подхода к свертываю информации, демонстрируются преимущества формализованного аннотирования и реферирования.
При изучении учебной дисциплины «Биб-лиографоведение. Ч. 3. Библиографическая деятельность библиотеки» студентам на примере конкретных электронных путеводителей показываются новые направления библиографической работы современных библиотек, доказывается необходимость соблюдения технологической дисциплины при подготовке электронных библиографических пособий, демонстрируется синтез традиционной библиографической технологии с информационно-коммуникационными технологиями.
Выводы
1. В условиях роста объемов разнородных и противоречивых сведений, циркулирующих в Интернете, перед библиотекой, как социальным институтом, ответственным за отбор, системати-
зацию, хранение и распространение социально значимой информации, возникает особая задача -создать специальные средства, которые бы давали пользователям возможность ориентироваться в гигантских массивах информации и получать надежные и достоверные источники информации. Одним из таких средств являются электронные путеводители. Как показало проведенное исследование, в российских библиотеках наблюдается количественный рост электронных путеводителей. К сожалению, их создание ведется исключительно на эмпирическом, субъективном подходе: понятие «электронный путеводитель» осознается интуитивно, трактуется описательно, без четкой дефиниции; не выявлены существенные признаки электронных путеводителей; отсутствует научно обоснованная методика их создания. Следствием этого является низкое качество производимых электронных путеводителей.
2. Электронный путеводитель может быть определен как полиструктурный объект, которому одновременно характерны родовые черты библиографических пособий, электронных информационных ресурсов и справочных изданий. К числу существенных признаков, присущих электронному путеводителю как библиографическому пособию относятся наличие метаданных (библиографическое описание, аннотация); рубрикации (группировки) информации; указание даты последней актуализации; наличие вспомогательных указателей, обеспечивающих многоаспектный поиск информации. Атрибутами электронного путеводителя как электронного информационного ресурса выступают мультиме-дийность и гипертекстовость. Важнейшим признаком электронного путеводителя как справочного издания является краткость представления сведений научного или прикладного характера, расположенных в порядке, удобном для их быстрого отыскания. Как и в справочных изданиях, в электронных путеводителях статьи на однотипные объекты создаются на основе формализованного описания (аспектной сетки).
3. Предлагаемая методика создания электронных путеводителей основана на учете особенностей их триединой природы (библиографической, электронной, справочной) и базовых положений интегрированной технологии создания электронных информационных ресурсов.
С позиций инновационного менеджмента по степени новизны данная методика может быть охарактеризована как комбинаторная (новое сочетание известных элементов) и модифицирующая (совершенствующая и дополняющая существующую методику).
4. Электронные путеводители представляют собой важнейший вид электронных информационных ресурсов, создаваемых современными библиотеками. Их основное назначение заключается в ориентации пользователей в нарастающих информационных потоках. Вместе с тем, наряду с ориентационной, кумулятивной и информационной функциями, электронные путеводители способны выполнять и обучающую функцию. Электронные путеводители, подготовленные на основе научно обоснованной методики, соответствующие всем нормативным требованиям, способны обеспечить реализацию таких важнейших дидактических принципов обучения, как научность, систематичность, последовательность и наглядность.
5. Особое значение электронные путеводители приобретают в условиях дистанционного обучения как дидактическое средство в помощь самостоятельному овладению той или иной учебной дисциплиной. Высокая степень надежности и достоверности включенной в путеводитель информации, рубрикация приведенных сведений обеспечивают обучение на базе качественной и хорошо структурированной информации, позволяют обучаемым увидеть и установить новые связи между событиями и объектами. Электронная форма реализации обеспечивает возможность использования путеводителей по принципу «в любом месте, в любое время». Мультимедийность электронных путеводителей облегчает восприятие учебного материала, способствуют его лучшему усвоению и запоминанию. Таким образом, электронные путеводители, совмещают в себе структурированность и обозримость сведений с визуальным разнообразием, помогают поддержать самостоятельную познавательную деятельность обучаемых.
Литература
1. Валялина А. С., Гендина Н. И. Краеведческие сетевые ресурсы библиотек Российской Федерации: темати-ко-видовое разнообразие // Информационное обслуживание библиотек в меняющейся социальной среде: тенденции, новации, перспективы: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 20-21 сент. 2018 года). -Челябинск: Челябинский Дом печати, 2018. - С. 54-60.
2. Гендина Н. И., Валялина А. С. Электронные путеводители в структуре информационных библиографических ресурсов // Библиография и книговедение: научный журнал по библиотековедению и книговедению. - 2018. -№ 5. - С. 41-46.
3. Ермасов С. В., Ермасова Н. Б. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2007. - 505 с.
4. Колкова Н. И., Скипор, И. Л. Информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информаци-онных систем: учебник. - Кемерово: КемГИК, 2018. - 356 с.
5. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования. - 2005. - № 1. - С. 106-126.
6. Лисицкий Д. В. Общие технологические схемы создания географического мультимедийного атласа и геофа-фической мультимедийной карты // ГЕ0-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр.: сб. мат-лов: в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апр. 2011 года). - Новосибирск: СГГА, 2011. - Т. 1, ч. 1. - С. 41-44.
7. Лисицкий Д. В. Применение мультимедийных карт в интерактивном режиме для лекционного курса по дисциплине «Отечественная история» // Актуальные вопросы модернизации высшего образования: сб. мат-лов регионал. науч.-метод. конф. - Новосибирск: СГГА, 2010. - С. 76-78.
8. Михеева Г. В. Методика создания библиографических пособий // Справочник библиографа. - Санкт-Петербург: Профессия, 2014. - С. 516-531.
9. Нигметзянов Р. И. Методика создания электронных изданий различного уровня по технологии конструкционных материалов [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/metodika-sozdaniya-elektrormyh-izdaniy-razlichnogo-urovnya-po-tehnologii-konstruktsionnyh-materialov (дата обращения: 03.04.2021).
10. Панкова Е. В. Электронное библиографическое пособие: этапы и методика создания // Библиотечное дело. -2011. - № 8. - С. 21-22.
11. Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо? / Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. - Париж, 2015. - 96 с.
12. Протопопова Е. Фантазии в стиле web: вебиблиография и метабиблиография: советы практика // Библио-поле. - 2017. - № 4. - С. 60-64.
13. Пугина Л. И. К вопросу экономического содержания и классификации инноваций // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2014. - № 10. - С. 131-138.
14. Составление библиографических пособий: метод. реком. - Ярославль, 2011. - 25 с.
15. Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике [Электронный ресурс]. - URL: http:// information_society.academic.ru (дата обращения: 03.04.2021).
References
1. Valyalina A.S., Gendina N.I. Kraevedcheskie setevye resursy bibliotek Rossiyskoy Federatsii: tematiko-vidovoe raznoobrazie [Local history network resources of libraries of the Russian Federation: thematic and species diversity]. Informatsionnoe obsluzhivanie bibliotek v menyayushcheysya sotsial'noy srede: tendentsii, novatsii, perspektivy [Information service of libraries in a changing social environment: trends, innovations, prospects]. Chelyabinsk, Chelyabinskiy Dom pechati Publ., 2018, pp. 54-60. (In Russ.).
2. Gendina N.I., Valyalina A.S. Elektronnye putevoditeli v strukture informatsionnykh bibliograficheskikh resursov [Electronic guides in the structure of information bibliographic resources]. Bibliografiya i knigovedenie: nauchnyy zhurnal po bibliotekovedeniyu i knigovedeniyu [Bibliography and book studies: a scientific journal on library science and book science], 2018, no. 5, pp. 41-46. (In Russ.).
3. Ermasov S.V., Ermasova N.B. Innovatsionnyy menedzhment [Innovative management]. Moscow, Vysshee obrazovanie Publ., 2007. 505 p. (In Russ.).
4. Kolkova N.I., Skipor I.L. Informatsionnoe obespechenie avtomatizirovannykh bibliotechno-informatsionnykh system: uchebnik [Information support of automated library and information systems. Textbook]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2018. 356 p. (In Russ.).
5. Konstantinov G.N., Filonovich S.R. Universitety, obshchestvo znaniya i paradoksy obrazovaniya [Universities, society of knowledge and paradoxes of education]. Voprosy obrazovaniya [Education issues], 2005, vol. 1, pp. 106-126. (In Russ.).
6. Lisitskiy D.V. Obshchie tekhnologicheskie skhemy sozdaniya geograficheskogo mul'timediynogo atlasa i geofaficheskoy mul'timediynoy karty [General technological diagrams for creating a geographical multimedia atlas and a geophysical multimedia map]. GEO-Sibir'-2011. VII Mezhdunar. nauch. kongr. [GEO-Siberia-2011. VIIInternational. scientific. Congr]. Novosibirsk, SGGA Publ., 2011, vol. 1, part 1, pp. 41-44. (In Russ.).
7. Lisitskiy D.V. Primenenie mul'timediynykh kart v interaktivnom rezhime dlya lektsionnogo kursa po distsipline «Otechestvennaya istoriya» [Exemplary multimedia map in interactive mode for a lecture course in the discipline "Honed History"]. Aktual'nye voprosy modernizatsii vysshego obrazovaniya [Current issues of modernizing the modern image]. Novosibirsk, SGGA Publ., 2010, pp. 76-78. (In Russ.).
8. Mikheeva G.V. Metodika sozdaniya bibliograficheskikh posobiy [Methods of creating bibliographic manuals]. Spravochnik bibliografa [Handbook of bibliography]. St. Petersburg, Professiya Publ., 2014. 767 p. (In Russ.).
9. Nigmetzyanov R.I. Metodika sozdaniya elektronnykh izdaniy razlichnogo urovnya po tekhnologii konstruktsionnykh materialov [Methodological phrase of electronic-risk decomposition according to the technology of structural materials]. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-sozdaniya-elektronnyh-izdaniy-razlichnogo-urovnya-po-tehnologii-konstruktsionnyh-materialov (accessed 03.04.2021).
10. Pankova E.V. Elektronnoe bibliograficheskoe posobie: etapy i metodika sozdaniya [Electronic bibliographic manual: stages and methods of creation]. Bibliotechnoe delo [Library science], 2011, vol. 8, pp. 21-22. (In Russ.).
11. Pereosmyslivaya obrazovanie. Obrazovanie kak vseobshchee blago? [Rethinking education. Education as a common good?]. Parizh, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization Publ., 2015. 96 p. (In Russ.).
12. Protopopova E. Fantazii v stile web: vebibliografiya i metabibliografiya: sovety praktika [Fantasia in the web style: webibliography and metaboliography: advice practice]. Bibliopole [Bibliopolis], 2017, vol. 4, pp. 60-64. (In Russ.).
13. Pugina L.I. K voprosu ekonomicheskogo soderzhaniya i klassifikatsii innovatsiy [On the issue of economic content and classification of innovations]. Sovremennaya ekonomika: problemy, tendentsii, perspektivy [Modern economics: problems, trends, prospects], 2014, vol. 10, pp. 131-138. (In Russ.).
14. Sostavlenie bibliograficheskikh posobiy [Preparation of bibliographic manuals]. Yaroslavl, 2011. 25 p. (In Russ.).
15. Tolkovyy slovar' po informatsionnomu obshchestvu i novoy ekonomike [Explanatory Dictionary on Information Society and New Economy]. (In Russ.). Available at: http://information_society.academic.ru (accessed 03.04.2021).