Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы в контексте реализации ФГОС'

Электронные образовательные ресурсы в контексте реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1479
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ФГОС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаблиева С. Р.

В статье рассматриваются электронные образовательные ресурсы их определение и сущность в соответствии с ФГОС нового поколения, а так же их использование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаблиева С. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы в контексте реализации ФГОС»

5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под ред. Б. Дендева. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.

6. Образование в России, 2003. Статистический сборник.

7. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сласте-нина. - М., 2004.

8. Активные методы обучения [Электронный ресурс] // Яндекс словари. -Режим доступа: https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8% D0%B3%D0%B8/%D0%9E%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0 %20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/%D0%90%D0%BA%D1 %82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5 %D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1 %87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/ (дата обращения: 06.05.15).

9. The economist [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.economist.com/theworldin/2012 (дата обращения: 06.05.15).

10. Google Scholar (Google Академия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mesi.ru/about/structure/library/open_sources.php (дата обращения: 06.05.15).

11. КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hwww.me-si.ru/about/structure/library/open_sources.php (дата обращения: 06.05.15).

12. OAPEN [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mesi.ru/ about/structure/library/open_sources.php (дата обращения: 06.05.15).

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B3%D1%80% D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5,_%D0%9D%D0%B 8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%81 (дата обращения: 06.05.15).

14. http://compulenta.computerra.ru/archive/pc/367563/ (дата обращения: 06.05.15).

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

© Хаблиева С.Р.*

Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования, г. Владикавказ

В статье рассматриваются электронные образовательные ресурсы их определение и сущность в соответствии с ФГОС нового поколения, а так же их использование.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, ФГОС, образовательный процесс, информационные технологии.

* Старший преподаватель.

Новым качественным этапом информатизации образования является эффективное использование электронных образовательных ресурсов, необходимых для построения учебно-воспитательного процесса и организации взаимодействия всех его субъектов, позволяющих управлять работой учащихся на принципиально новом организационном уровне.

Важность и актуальность процесса использования электронных образовательных ресурсов для развития образования и современного социума в целом осознается на всех уровнях: теоретическом, практическом, институциональном. Поэтому в настоящее время необходимо переосмыслить как методологические, так и мировоззренческие установки процесса конструирования и использования электронных образовательных ресурсов.

Стандартом предусмотрены три вида результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформирован-ность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Таким образом, возникает необходимость внедрения инноваций в учебный процесс школы с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЭОР и ЦОР) [4].

В соответствии с ФГОС нового поколения образовательное учреждение должно иметь по всем учебным предметам интерактивный электронный

контент, представленный учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или СБ-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи / воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР [1].

Классификация ЭОР:

1) по технологии создания:

- текстографические ресурсы: отличаются от книг в основном базой предъявления;

- мультимедиа ЭОР - ресурсы визуального или звукового содержания.

2) по среде распространения и использования:

- интернет-ресурсы онлайн - работают только в режиме подключения к сети Интернет;

- интернет-ресурсы оффлайн: их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета; ресурсы для «электронных досок».

3) по содержанию: учебники, рабочие тетради, лабораторные работы, электронные справочники и словари, викторины;

4) по принципу реализации: мультимедиаресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;

5) по составляющим входящего в ЭОР содержания: лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажёры), контрольно-измерительные материалы [2].

Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

В настоящее время имеется реальная возможность обучения с применением ЭОР. Формируется Федеральная система ЭОР нового поколения (Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru и Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/).

Рассмотрим ЭОР с сайта Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. (ФЦИОР). Каждому тематическому элементу предмета соответствуют три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

- Информационный тип - модуль получения информации;

- Практический тип - модуль выполнения практических заданий;

- Контрольный тип - модуль контроля усвоения материала.

Модули информационного типа состоят из информационной части, содержащая текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели и контрольных вопросов.

Модули практического типа предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков.

Модуль контрольного типа состоит из заданий, аналогичных заданиям практического типа, но при выполнении этих заданий не дается возможности получить подсказку и выполнить задание повторно. Основная функция этих заданий - контролирующая и они могут быть использованы в качестве контрольно-измерительных материалов [3].

Использование ЭОР можно считать эффективным, если их применение обеспечивает:

- сокращение времени, затрачиваемого учителем на подготовку к уроку;

- сокращение рутинных операций на всех этапах урока, в том числе сокращение времени на обработку результатов контроля;

- повышение объективности контроля за счёт его автоматизации;

- повышение интереса учащихся к образовательному процессу;

- возможность построения индивидуальных образовательных траекторий с целью реализации образовательных запросов учащихся;

- повышение уровня обученности и качества знаний;

- достижение современных образовательных результатов, в том числе формирование навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности, информационной культуры и т.д.

Современные ЭОР открывают учащимся и преподавателям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, проявления и выявления своих способностей, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Это такие средства доступа как, локальные и глобальные информационные сети, телеконференции, электронная почта, форум, чат и т.д.

Применяя описываемые ресурсы, учитель может:

- использовать модули в обычных и профильных классах, в дополнительном образовании (элективных курсах и факультативных курсах, кружках, подготовке к экзаменам, исследовательской и проектной деятельности учащихся);

- комбинировать различные формы организации учебной деятельности учащихся (изложение материала, практику, проведение опросов и тестов) для настраивания учебного процесса под решение заданных педагогических задач;

- проводить своевременный многоуровневый контроль знаний и получать полную информацию о работе обучаемого и уровне усвоения им учебного материала [6].

ЭОР изменяют роль ученика в учебном процессе, оставаясь не пассивный участник учебного процесса, а активный участник дискуссии, обсуждения, исследования. При этом у него вырабатываются умения определять цель своей деятельности и пути ее достижения, а также порядок усвоения учебного содержания, темп и последовательность выполнения заданий. Отбирая необходимый для достижения цели материал, осуществляя поиск необходимой информации, демонстрирует полученные в результате своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами ЭОР.

В конечном итоге ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута [5].

Современные педагогические технологии с использованием ЭОР являются личностно-ориентированными, и направлены на развитие индивидуальных ресурсов обучающихся.

ЭОР развивают информационно-коммуникативную культуру, позволяют свободно ориентироваться в информационных потоках, обеспечивая целостное и структурное восприятие мира, выводя учащихся на качественно новый системный уровень взаимодействия. Преимущество электронных образовательных ресурсов в индивидуализации обучения и установлении педагогики сотрудничества, актуализации потенциала личности, связи модернизирующегося общества и современного мира. Они становятся ведущим мотивирующим фактором познания, воспитания, самовоспитания, социальных связей, межкультурной коммуникации, индивидуализации общества.

Список литературы:

1. http://www.ed.gov.rU/news/konkurs/5692#q1 (дата обращения: 17.05.2015).

2. Якушина Е.В. Электронно-образовательные ресурсы: актуальные вопросы и ответы.

3. http://www.uchmet.ru/library/material/1521/ (дата обращения: 17.05.2015).

4. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-19817.html?page=4 (дата обращения: 17.05.2015).

5. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: научно-методические материалы / Г.А. Бордов-ский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 31 с.

6. Муратова А.А. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в работе учителя, старший преподаватель, ИПКИ ППРОГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.