Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы Московского энергетического института (технического университета)'

Электронные образовательные ресурсы Московского энергетического института (технического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслов С. И., Попов А. И., Серебрянников С. В.

Description of electronic educational resources prepared and used for training of students at Moscow Power Engineering Institute (technical university) is given. Main attention is paid to content of resources for engineering education including the study laboratories with remote assess of users to laboratory apparatus by Internet

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслов С. И., Попов А. И., Серебрянников С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы Московского энергетического института (технического университета)»

S Microsoft Excel - lib-esstu-final

Файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Данные Окно Справка Adobe PDF

Введите вопрос

es и si аау & ча ® •

J1 ▼ fx Название

о „ п. - ft Z - Ü Î1 ШЯ 100%

Arial Суг

- 10

*к з » » _

Название

К

M

I

N

J~çT

Q

IX

Авторы БГО

Аннотация Ключевые (Год

Методические указания Цыренова С. Цыренова С.Б., Б Физическая и коллоидная 2000 Руководство к решению Цыренова С. Цыренова С Б., Ч В работе представлены ос 2000 Лабораторный практикуй Балдаев Н.С Балдаев Н.С. Лаб Лабораторный практикум i 2001

Методические указания Цыренова С. Цыренова С.Б., Б Методические указания к 2001 Техническая микробиолсХамнаева НЛХамнаева Н.И., ГсПрограмма, методические 2003 Основы биотехнологии: |Цыренов В.)+Цыренов В.Ж. Ос Рассмотрены вопросы ку/ 2003 Методические указания Балдынова ЗБалдынова Ф.П., В данном методическом у 2003 Тест выходного контрол! Балдынова d Балдынова Ф.П., Тесты предназначены для 2003 Тест текущего контроля Балдынова а Балдынова Ф.П., Тесты предназначены для 2003

Методические рекомендХамнаева НЛХамнаева Н.И., Ц| Приведены методические 2003

Методические указания Цыренова С. Цыренова С.Б., Б В данных методических у 2004

Методические указания Цыренова С. Цыренова С.Б., Б В данных методических у 2004 Многокомпонентные сис" Цыренова С. Цыренова C.B.. Ч В методических указания: 2003

Методические указания Николаева Г. Николаева Г. Г., И Методические указания к 2004

Биоинженерия. Методич Балдаев Н.С Балдаев Н.С. БиоКурс "Биоинженерия" явл 2005 Общая химическая техн Чебунина ЕЛЧебунина Е.И., БгВ методических указания: 2005 Дезинтеграция клеток в (Шапхаев Э.Г Шапхаев Э.Г., Цы В настоящем конспекте m 2005 Рекомендации для подпЧиркина Т.Ф.Чиркина Т.Ф. Жаь Экзаменационные вопрос! 2000 Сборник заданий для выЖамсаранов;Жамсаранова С.Л Данные методические ука 2001

Методические указания Битуева Э.Б. Битуева Э Б Чис Ланный никл лабооатооно 1999

Файл

/biotehn/Mtdbthnl.pdf

/biotehn/Mtdbthn2.pdf

/biotehn/Bt Iab1.pdf

/biotehn/Bt Iab2.pdf

/biotehn/Mtdbthn3.pdf

/biotehn/Mtdbthn4.pdf

/biotehn/Mtdbthnö.pdf

/biotehn/Mtdbthn6.pdf

/biotehnZMtdbthn7.pdf

/biotehn/Mtdbthn8. pdf

/biotehn/Mtdbthn9.pdf

/biotehn/MtdbthnIO.pdf

/biotehn/Mtdbthnl 1 .pdf

/biotehnZMtdbthn12.pdf

/biotehn/Mtdbthnl 3.pdf

/biotehnZMtdbthn14.pdf

/biotehnZMtdbthn15.pdf

/biohm/Rekom2.pdf

/biohm/Sbrl.pdf

/biohm/MtdBhml üdf

URL источник Стр.

//www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir //www.burir

72 210 54 34 94 56 102 17 12 66 62 64 103 76 66 58 94 52 38 11

Рис.6. Пример таблицы MS

Для загрузки подготовленных файлов с ресурсами на сервер библиотеки использовалась программа WinSCP, предоставляющая пользователю операционной системы MS Windows удобный графический интерфейс для перемещения файлов в пакетном режиме по защищенным протоколам SCP/SFTP. Интерфейс данной программы показан на рис. 7(см. цв. вставку). Используя описанную технологию, в краткие сроки удалось обработать и разместить в библиотеке ИС «Единое окно» около 5500 полнотекстовых учебных и учебно-методических ресурсов для общего и профессионального образования.

Заключение

В представленном выше материале достаточно кратко освещены основные подходы

Excel с полями описания ресурсов.

и результаты работ по созданию информационной системы «Единое окно доступа к ресурсам образовательных порталов». В 2006 году работы по интеграции федеральных образовательных порталов на базе концепции «Единого окна» продолжаются. Основной упор делается на актуализацию информационного наполнения каталога, сбор и перенос полнотекстовых ресурсов образовательных порталов в библиотеку, а также расширение тематического спектра представленных материалов. На конец года количество метаданных в каталоге Интернет-ресурсов будет значительно увеличено, а число учебных и учебно-методических материалов в полнотекстовой библиотеке доведено до 10000.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МОСКОВСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

С.И. Маслов, проректор по дополнительным формам образования Тел./факс: (495) 362-8907, E-mail: MaslovSI@mpei.ru А.И. Попов, первый проректор - проректор по учебной работе Тел./факс: (495)362-5618, E-mai: PopovAI@mpei.ru

С.В. Серебрянников, ректор Тел.: (495) 362-5650, E-mail: SerebriannikSV@mpei.ru Московский энергетический институт (технический университет)

http://www.mpei.ru

Description of electronic educational resources prepared and used for training of students at Moscow Power Engineering Institute (technical university) is given. Main attention is paid to content of resources for engineering education including the study laboratories with remote assess of users to laboratory apparatus by Internet

Информационно-коммуникационные тивности и качества инженерного образова-

технологии обладают мощным инновацион- ния, направленного на изучение фундамен-ным потенциалом для повышения эффек- тальных закономерностей техносферы и на

применение полученных знаний при создании и эксплуатации технических систем и комплексов, выполняющих новые социально значимые функции. Важно отметить, что этот потенциал может раскрыться только при наличии образовательных ресурсов и технологий их применения в обучении, разработанных с учетом возможностей ИКТ по компактному хранению, быстрому поиску и мгновенной передаче на большие расстояния, сложным преобразованиям и наглядным способам представления учебной информации.

Создание электронных образовательных ресурсов, предназначаемых для подготовки специалистов в области техники и технологий и применяемых в самостоятельной учебной работе студентов, является многоплановой и весьма трудоемкой научно-методической проблемой. Решение этой проблемы требует коллективной работы многих высококвалифицированных специалистов, компетентных в педагогике и методике профессионального образования, прикладном и сетевом программировании, системной интеграции, разработке и управлении базами данных и др.

Ясное понимание важности решения этой проблемы в МЭИ привело к разработке и последовательному выполнению плана конкретных действий, направленных на создание комплекса электронных образовательных ресурсов технического университета, доступных в сети Интернет. Основным направлением разработок образовательных ресурсов было принято создание электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), включающих полную совокупность средств самостоятельного изучения студентами учебных дисциплин или отдельных их модулей при консультационной поддержке со стороны преподавателей.

Это положение было зафиксировано в концепции информатизации системы образования в МЭИ (ТУ), разработанной и принятой Ученым советом университета в 2002 году (http://www.mpei.ru/lang/rus/universitylife /universitylife.asp). Концепция базируется на следующих фундаментальных принципах:

■единство и комплексность объектов и процессов изучения, в соответствии с которым каждый объект может всесторонне изучаться без искусственного разделения учебного процесса на лекции, практические занятия и лабораторные работы в удобное для каждого студента время;

■индивидуализация, практическая направленность и активизация самостоятельной учебной работы студентов, предусматривающие выполнение ими в процессе изучения учебной дисциплины комплекса индивидуальных заданий;

■интеллектуализация объектов и средств изучения, обеспечиваемая приданием им свойств высокой управляемости и информационной прозрачности в процессе изучения, оперативного и адекватного реагирования на действия учащихся;

■ возможность оперативного применения в процессе обучения территориально распределенных информационных, программных и технических образовательных ресурсов, а также доступность образовательных ресурсов университета в режиме удаленного доступа по сети Интернет.

Принципы информатизации образования применительно, прежде всего, к подготовке инженеров достаточно подробно раскрываются в [1, 2].

Процессы и компоненты информатизации системы образования в МЭИ схематично представлены на рис. 1(см. цв. вставку). Основной задачей информатизации является создание и постоянное развитие единой образовательной информационной среды (ЕОИС) технического университета, которая включает:

■ Информационно-вычислительную сеть, объединяющую в настоящее время несколько десятков серверов, сетевые коммутаторы и концентраторы, более 3000 персональных компьютеров, значительная часть которых находится в составе учебных компьютерных классов как общеуниверситетского подчинения, так и принадлежащих отдельным институтам и кафедрам. Организованы зоны беспроводного доступа в Интернет из научно-технической библиотеки и

рекреационной зоны центрального учебного корпуса МЭИ.

■ Программно-информационные средства поддержки информационной структуры университета, в которой в настоящее время функционируют:

• общеуниверситетская система электронной почты (ОСЭП) (http://mail. mpei.ru/), предоставляющая каждому учащемуся и сотруднику МЭИ индивидуальный адрес электронной почты и позволяющая обмениваться не только индивидуальными электронными письмами, но и производить групповые рассылки информации, например, членам ученого совета университета, студентам конкретной учебной группы;

• интегрированная распределенная информационная система обеспечения образовательного процесса (ИРИС ООП), автоматизирующая документооборот Учебно-методического управления на уровне приказов о зачислении, различных переводах и отчислениях по каждому студенту, обучающемуся в МЭИ;

• Интернет-портал (http://www.Mpei.ru), концентрирующий основные информационные ресурсы МЭИ в виде блоков информации о деятельности всего университета, учебно-методического, научного и административно-хозяйственного управлений; на портале можно найти персональные данные всех студентов и сотрудников МЭИ, также имеются необходимые сведения обо всех структурных подразделениях университета;

• специализированный портал «Политехническая Интернет-лаборатория» (http: //www.pilab.ru/portal/), объединяющий в своем составе описания десятков виртуальных лабораторных работ и работ, которые можно выполнять на реальном автоматизированном лабораторном оборудовании, доступном пользователям по сети Интернет;

• информационная система дистанционного обучения на основе системы «Прометей» (http://www.pilab.ru/dot/), предназначенная для организации обучения студентов с применением дистанционных образовательных технологий и упрощающая выполнение функций регистрации учащихся и преподавателей, задания календарных планов, фиксации результатов обучения, формирования библиотеки электронных образовательных ресурсов.

■ Средства содержательной поддержки учебного процесса как центральный и наиболее трудоемкий компонент информатизации образования включают:

• программные средства учебного назначения, в настоящее время насчитывающие более пятисот зарегистрированных в учебно-методическом управлении МЭИ прикладных программ и информационных систем, которые применяются преподавателями и студентами для проведения учебных занятий и выполнения учебных заданий;

• автоматизированные лабораторные практикумы с организацией удаленного практически одновременного доступа к лабораторному оборудованию многих пользователей по компьютерным сетям, обеспечивающие многократное повышение пропускной способности учебных лабораторий и уменьшающие затраты на их создание и обслуживание;

• электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), предназначаемые для обеспечения самостоятельной работы студентов в процессе комплексного изучения конкретных учебных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий, а также рассматриваемые как средство поддержки учебных занятий с применением традиционных технологий обучения;

• автоматизированная библиотечная система научно-технической библиотеки МЭИ (http://www.libr.mpei.ru/), включающая электронный каталог имеющейся литературы, реферативные базы данных, полнотекстовые электронные копии научных иностранных журналов, библиографические указатели, межбиблиотечный абонемент, полнотекстовые материалы ряда международных конференций.

Совет МЭИ по дистанционному обучению, координирующий и организующий разработки электронных образовательных ресурсов, в основу своей деятельности положил комплексный подход к созданию ЭУМК, позволяющих изучать циклы гуманитарно-социальных и экономических, естественнонаучных и общематематических дисциплин, а также дисциплин, относящихся к федеральному компоненту общей профессиональной подготовки студентов с применением дистанционных образовательных техно -логий. Эти работы получают методическую,

кадровую, материально-техническую и финансовую поддержку.

Современное состояние разработок электронных образовательных ресурсов открывает возможности расширенного применения в образовательном процессе в МЭИ нескольких десятков созданных ЭУМК по всем циклам дисциплин, в том числе образовательные ресурсы для изучения общих профессиональных дисциплин по направлениям подготовки «Теплоэнергетика», «Энергомашиностроение», «Электротехника, электромеханика и электротехнологии», «Радиотехника».

По направлению «Теплоэнергетика» в распоряжении студентов МЭИ и других учебных заведений имеются следующие электронные образовательные ресурсы, находящие применение в учебном процессе:

■ Электронный учебный курс «Тепломассообмен в энергетических установках»;

■ ЭУМК «Водоподготовка в энергетике»;

■ ЭУМК «Паровые турбины ТЭС и АЭС»;

■ ЭУМК «Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях»;

■ Энциклопедия тепломеханических и химико-технологических процессов в энергетике;

■ Набор программ для расчета теплофи-зических свойств воды и водяного пара и газов и смесей газов «WaterSteamPro»;

■Обслуживание и ремонт паровых турбин, котлов и вспомогательного тепломеханического оборудования;

■ Компьютерные видео и мультимедиа материалы по технике безопасности и нарядной системе энергопредприятия «Visual ТБ».

Направление «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» в настоящее время представлено ЭУМК по следующим учебным дисциплинам федерального компонента подготовки:

■ Теоретические основы электротехники;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■Электрические машины;

■Электрические и электронные аппараты;

■ Электрический привод;

■ Электротехническое материаловедение;

■Безопасность жизнедеятельности.

Наиболее полным набором электронных образовательных ресурсов, достаточным для применения дистанционных обра-

зовательных технологий в полном объеме, в МЭИ характеризуется направление подготовки «Радиотехника», для которого разработаны и применяются следующие ЭУМК:

■ Основы теории цепей;

■ Радиотехнические цепи и сигналы;

■ Метрология и радиоизмерения;

■ Электродинамика и распространение радиоволн;

■ Физические процессы в электронных цепях;

■ Схемотехника аналоговых устройств;

■ Цифровые устройства и микропроцессоры;

■ Радиоавтоматика;

■ Конструирование и технология производства РЭС;

■ Радиотехнические системы. Системы передачи информации;

■ САПР радиоэлектронных устройств;

■ Формирование сигналов;

■ Устройства приема и обработки сигналов;

■ Антенны и устройства СВЧ.

По циклу естественнонаучных и общематематических дисциплин разработаны и в течение ряда лет применяются в учебном процессе ЭУМК по дисциплинам:

■ «Высшая математика»,

■ «Общая физика»,

■ «Общая химия»,

■ «Теоретическая механика»,

■ «Информатика».

Следует отметить, что по ряду учебных дисциплин данного цикла подготовки имеется несколько вариантов образовательных ресурсов, учитывающих особенности структуры и содержания обучения студентов применительно к различным направлениям и специальностям.

Цикл гуманитарно-социальных и экономических дисциплин поддерживается ЭУМК по дисциплинам:

«Философия»,

«История отечества»,

«Культурология»,

«Политология»,

«Основы гражданского права», которые разрабатывались в тесном содружестве преподавателей кафедр общественных наук и специалистов Центра новых информационных технологий МЭИ. Результатом такого содружества явилось не только создание электронных образовательных ресурсов, но и резкое повышение уровня «информационной культуры» преподавателей кафедр общественных наук, что позволяет им в на-

стоящее время широко применять разработанные ресурсы в дистанционном обучении студентов.

Для разработки ЭУМК применяются такие программные средства, разработанные в МЭИ, как интегрированная среда проектирования «Дельфин», программа «TBT Shell», сетевая система контроля знаний. Кроме того, в последнее время находит применение дизайнер тестов из состава системы дистанционного обучения «Прометей».

С функциональными возможностями разработанных в МЭИ электронных образовательных ресурсов можно ознакомиться по описаниям, представленным в [3]. Электронная копия этого издания размещена в Интернете по адресу: http://www.pilab.ru/ portal/ .

В МЭИ организован и применяется в учебном процессе сервер компьютерного моделирования на базе сетевой версии системы MathCAD - MathCAD Application Server (MAS) (http://twt.mpei.ac.ru/ochkov/ VPU_Book_New/mas/) [4].

Применение технологии MAS позволяет:

1. Не устанавливать на пользовательские компьютеры саму программу Mathcad -каждому пользователю достаточно подключить компьютер (в том числе карманный ПК или даже мобильный телефон) к Интернету и обратиться к MAS. При этом пользователь работает так же, как если бы Mathcad-документ был открыт на его компьютере. В этом документе можно изменять входные данные и получать искомые ответы. При этом сама расчетная методика может быть открыта или закрыта для пользователей полностью или частично по желанию ее разработчиков.

2. Делать новые расчетные методики сразу доступными всем пользователям Интернета - достаточно только опубликовать адрес расчета, ссылку на него. При этом можно дать возможность пользователям выбирать удобный для них язык общения (русский, английский и др.).

3. Оперативно исправлять любые ошибки в расчетных методиках, замеченные как разработчиками, так и пользователями. Исправленные варианты методик также сразу становятся общим достоянием всех пользователей.

В настоящее время на сервере MAS по указанному адресу в открытом доступе размещены несколько десятков компьютерных моделей по разделам: дифференциальные

уравнения и системы, оптимизация, статистика, теплоэнергетика, тепломассообмен, водоподготовка, энергосбережение и др. Ряд ЭУМК, например, электронный учебный курс «Тепломассообмен в энергетических установках», ориентированы на комплексное применение MAS в образовательном процессе, существенно повышая оперативность получения учебной информации при интерактивной работе студентов с компьютерными моделями изучаемых объектов, а также наглядность этой информации.

Пример пользовательского интерфейса MAS для расчета тепловой схемы паротурбинного блока атомной электростанции представлен на рис. 2. В нижней части этого рисунка можно видеть прямоугольные поля с пояснениями, предназначенные для ввода данных конкретного расчета. Результаты расчета представляются в численном и наглядном графическом виде, как показано на рис. 3.

Лабораторный практикум на реальном оборудовании рассматривается как один из наиболее эффективных компонентов подготовки специалистов в области техники и технологий. В то же время затраты на организацию и проведение таких практикумов могут составлять до 80% всех затрат на обучение. Для сокращения этих затрат реальные лабораторные работы часто заменяются компьютерным моделированием изучаемых объектов. По ряду причин такая замена является далеко неравнозначной.

В МЭИ разработана и осуществлена на практике концепция лабораторного оборудования нового поколения, характеризующегося органичным введением в его состав программно-управляемых исполнительных устройств и микроконтроллерных компонентов, выполняющих задания пользователей, а также обеспечивающих сбор, первичную обработку и передачу полученных экспериментальных данных [1]. Это автоматизированное оборудование доступно по компьютерным сетям практически одновременно многим территориально распределенным пользователям.

В состав Интернет-лаборатории МЭИ входят:

• Развиваемый набор объектных модулей, каждый из которых содержит один или несколько объектов изучения, снабженных программно-управляемыми исполнительными устройствами, источниками сигналов, подаваемых на объекты изучения, датчика-

ми, микроконтроллер ТМ8320Б243 и специальный Б1Ьегпе1>чип, предназначенный для обеспечения выхода в компьютерную сеть.

• Лабораторный сервер, обеспечивающий определение прав доступа, очередности выполнения заданий пользователей, обмен информацией между территориально распределенными пользователями и автоматизированным лабораторным оборудованием с применением специализированных программных средств.

• Программное обеспечение микроконтроллера для автоматизированного выполнения индивидуальных заданий пользователей (выбор объекта изучения, настройка его параметров, задание тестовых сигналов, многоканальное измерение мгновенных значений параметров и т.д.).

• Специализированное программно-методическое обеспечение, устанавливаемое на персональный компьютер каждого пользователя и предназначаемое для теоретического изучения объекта, контроля полученных знаний, моделирования изучаемых объектов, формирования заданий на выполнение экспериментов в режиме удаленного доступа, сохранения, математической обработки и отображения получаемых результатов.

Высокое быстродействие применяемых цифровых сигнальных процессоров позволяет осуществлять многоканальное измерение и преобразование данных о процессах, протекающих в изучаемых объектах, с достаточно высокой частотой замера (до 40 кГц).

Производительность оборудования Интернет-лаборатории возрастает в сотни раз в сравнении с традиционным учебным лабораторным оборудованием, следовательно, во многом отпадает необходимость в его многократном тиражировании. При этом организуется практически одновременный доступ территориально распределенных пользователей к исследуемым объектам по сети Интернет. Возможные конфликты устраняются путем формирования очереди заданий, которые последовательно направляются лабораторным сервером на выполнение.

В настоящее время разработан, изготовлен и опробован в учебном процессе комплект оборудования Интернет-лаборатории, состоящий из пяти объектных модулей [5], которые позволяют исследовать и изучать:

■ электрические цепи постоянного и переменного тока;

■ диоды и транзисторы;

■ выпрямительные устройства;

■ стабилизаторы постоянного напряже-ния;электрические схемы на основе операционных усилителей.

С помощью данного комплекта можно проводить изучение 65 объектов электротехники и электроники.

Каждый модуль может работать автономно от других, поскольку содержит в своем составе микроконтроллер на базе цифрового сигнального процессора, непосредственно подключаемый к концентратору компьютерной сети. Исследуемые объекты, электронные коммутаторы, источники и измерители сигналов располагаются на печатных платах стандартных размеров (20 х 10) см. Общий вид одного из модулей представлен на рис. 4, а в препарированном виде - на рис. 5.(см. цв. вставку)

Оборудование Интернет-лаборатории МЭИ работает в круглосуточном режиме. Для выполнения лабораторных работ необходимо установить на персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, пользовательское программно-методическое обеспечение, инсталляционный файл которого размещен по адресу: http://www. alpud.ru/.

В настоящее время организован открытый сетевой доступ к объектному модулю «Электрические цепи». Для работы с сетевой версией лабораторного практикума на компьютере пользователя, подключенном к Интернет, должен быть установлен браузер Internet Microsoft Explorer. Доступ к данному сетевому лабораторному ресурсу может быть осуществлен по ссылке «Web-версия АЛПУД «Электрические цепи» со специализированного сервера «Политехническая Интернет-лаборатория» (http://www.pilab.ru/portal/).

Эффективность работ по созданию и организации применения электронных образовательных ресурсов может быть существенно повышена при объединении усилий ряда ведущих российских университетов, продуктивно работающих в этом направлении. Электронные образовательные ресурсы в современных условиях становятся важным фактором столь необходимого улучшения ресурсного обеспечения российского образования.

Литература

1. Новый подход к инженерному образованию: теория и практика открытого доступа к распределенным информационным и техническим ресурсам / Ю.В. Арбузов, В.Н. Леньшин, С.И. Маслов, А. А. Поляков, В.Г. Свиридов; Под ред. А.А. Полякова. - М.: Центр-Пресс, 2000. - 238 с.

2. Информатизация образования: направления, средства, технологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. С.И. Маслова. - М.: Изд-во МЭИ, 2004. - 868 с.

3. Информатизация инженерного образования: Электронные образовательные ресурсы МЭИ / Под ред. С.И. Маслова. - М.: Совет МЭИ по дистанционному обучению, 2005 - 160 с.

4. Очков В.Ф. Mathcad Application Server: новые возможности в сфере открытого образования // Единая образовательная информационная среда. 2004. № 3 (электронный журнал).

5. Портативная учебная лаборатория «Основы электроники» / Ю.В. Арбузов, Э.Н. Воронков, С.И. Маслов и др. // Тезисы докладов научно-практической конференции «Человеческое измерение в информационном обществе». 29 октября - 1 ноября 2003 г., Москва, ВВЦ. - С 58-59.

НЕКОРРЕКТНОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ ТЕКСТОВ НА ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ

П.Ю. Ушков, асп. каф. МОиТП, программист Тел.: + 7(926)254-88-94, E-mail: PUshkov@mesi.ru А.Н. Феданов, к.э.н., начальник отдела НОЦНИЧ Тел.: +7(495)248-29-26, E-mail: AFedanov@ido.mesi.ru Научно-Образовательный Центр НИЧ А.В. Хорошилов, к.э.н., проф., первый проректор Тел.: +7(495)442-85-33, E-mail: AKhor@rector.mesi.ru Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики

http://www.mesi.ru

This article covers one of the most topical issues in the modern-day educational process in Russia - unfair practices of students in the process of writing academic papers. Special attention is given to IT solutions used for plagiarism detection. The results of the development of the first Russian plagiarism detection system are presented.

растет, и каждые новые зачетная и экзаменационная сессии побивают предыдущий рекорд по частоте посещений таких сайтов. Например, в 2002 году на Яндексе [2] число запросов слова «реферат» за июнь составило 590 000, в то время как в 2004 году в период летней сессии академические работы искали в 2.5 раза чаще.

Таким образом, явление некорректных заимствований в образовательном процессе принимает массовый характер. Повсеместному несоблюдению академической добросовестности способствует широкое распространение компьютеров и интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, что обусловлено:

•наличием свободного доступа к ресурсам Интернета;

•совершенствованием методов поиска информации;

• упрощением процедур обработки электронных документов (создание мощных текстовых процессоров, программ распознавания текстов и т.д.).

Введение

В настоящее время одной из наиболее острых проблем образовательного процесса в России является проблема нарушения академической этики. При выполнении индивидуальных заданий и итоговых работ многие учащиеся руководствуются принципом быстрого и простого заимствования текстов из многочисленных источников: Интернет, чужих рефератов, эссе, курсовых и дипломных проектов. Готовые работы покупаются или свободно загружаются учащимися с веб-сайтов банков рефератов, которые являются самыми популярными источниками заимствований. Результаты статистических исследований, приведенных в [1], указывают, что количество академических работ, содержащихся в данных Интернет-коллекциях, постоянно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.