Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ ВУЗОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ ВУЗОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВУЗОВСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / МЕЖВУЗОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ИНСТИТУТОВ КУЛЬТУРЫ / EDUCATIONAL SPACE / UNIVERSITY LIBRARIES / INTER-UNIVERSITY LIBRARY FOR INSTITUTES OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибков Д.Н.

Целью данной статьи является привлечение внимания руководителей вузов культур к реализации научной проблемы по созданию межвузовских библиотек для институтов культуры в эпоху цифровой экономики не представляется возможной без достижения консолидированной позиции библиотечного сообщества. Охарактеризованы нормативно-правовые документы, которые регулируют процесс цифровизации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибков Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC LIBRARIES OF UNIVERSITIES IN THE DIGITAL ECONOMY

The purpose of this article is to draw the attention of heads of cultural universities to the realization of the scientific problem of creating inter-university libraries for institutes of culture in the age of the digital economy is not possible without achieving a consolidated position of the library community. The legal and regulatory documents that regulate the process of digitalization of higher education are described.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ ВУЗОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ГРИБКОВ Д.Н. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ ВУЗОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Целью данной статьи является привлечение внимания руководителей вузов культур к реализации научной проблемы по созданию межвузовских библиотек для институтов культуры в эпоху цифровой экономики не представляется возможной без достижения консолидированной позиции библиотечного сообщества. Охарактеризованы нормативно-правовые документы, которые регулируют процесс цифровизации высшего образования.

Ключевые слова: образовательное пространство, вузовские библиотеки, межвузовская библиотека для институтов культуры.

Gribkov D.N.

Electronic libraries of universities in the digital economy

The purpose of this article is to draw the attention of heads of cultural universities to the realization of the scientific problem of creating inter-university libraries for institutes of culture in the age of the digital economy is not possible without achieving a consolidated position of the library community. The legal and regulatory documents that regulate the process of digitalization of higher education are described.

Keywords: educational space, university libraries, inter-university library for institutes of culture.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ГРИБКОВ Д.Н. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ ВУЗОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является переход к цифровой экономике [4],

формированию информационного общества [2], в реализации которых повышается значимость процесса цифровизации образования на всех уровнях, что подтверждается рядом нормативно-правых документов [6,7]. Вследствие реализации данных тенденций в сфере высшего образования происходит трансформация, направленная на формирование электронной информационно-образовательной среды и модернизацию образовательной деятельности. На наш взгляд, одним из ключевых игроков в этом процессе становится научная вузовская библиотека.

Развитие современной библиотеки вуза характеризуется возрастанием темпов изменений, происходящих в информационном пространстве, системе образования и научной коммуникации. Доказательством данных тенденций служат концептуальные трансформации в стандартах ГОС, ФГОС3+, ФГОС3++, которые регулируют и задают условия для вузов, являющиеся обязательными для исполнения. Достаточно подробный анализ данных изменений по подготовке будущих специалистов дан в работе коллектива авторов [14], но нас в большей степени интересуют трансформации, которые касаются непосредственно вузовских библиотек. Важное изменение, относящиеся к формированию фондов вузовских библиотек, прописано в проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», где основным результатом является создание информационного ресурса (портала), доступного всем категориям граждан и обеспечивающего для каждого пользователя по принципу "одного окна" доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования и онлайн-ресурсам для освоения общеобразовательных предметов, разработанного и реализуемого разными организациями на разных платформах онлайн-обучения [5].

В «Концепции развития вузовских библиотек России» [1] отмечается, что глобальная трансформация образовательной среды, с одной стороны, представляет определенный вызов для деятельности вузовских библиотек, однако с другой открывает совершенно новые перспективы, реализация

которых не представляется возможной без достижения консолидированной позиции библиотечного сообщества.

В связи с этим каждая образовательная организация формирует собственную электронную информационно-образовательную среду для создания перспективной системы образования и обеспечивает подготовку конкурентоспособных специалистов в новых условиях. В Письме Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах» отмечается, что электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет. Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих [3].

В Концепции [1], определены модели развития вузовских библиотек мира, которые определяют парадигму развития библиотечного сообщества. Из перечисленных моделей, для создания межвузовской электронной библиотеки, на наш взгляд, наиболее подходящей моделью является DELOS

ВЬЯМ [8]. Она позволит создать электронное информационное пространство образовательной организации, аккумулирующее такие материалы, как базы данных, статьи в исследовательских журналах, рецензирование и цифровые версии тезисов и научных трудов, электронные образовательные ресурсы, а также могут быть включены другие цифровые активы, генерируемые академическим (вузовским) сообществом.

Необходимость создания межвузовской электронной библиотеки обусловлена следующими факторами:

-возросшими требованиями к качеству высшего образования; -реализацией требований федеральных государственных образовательных стандартов 3+ и 3++ поколения;

-внедрением в практику работы научных библиотек вузов новых библиотечно-информационных технологий;

-возможностью точечного комплектования межвузовской электронной библиотеки необходимым ассортиментом электронных ресурсов;

-технологией интеграции с внутренними автоматизированными библиотечно-информационными системами вузов.

Ответственность за формирование электронной информационно-образовательной среды возлагается в значительной степени на вузовскую библиотеку как основного держателя документных фондов, поэтому уровень электронной среды и рейтинг вуза определяется качеством ресурсной составляющей библиотеки.

Цифровая эпоха и новые информационные технологии, определяющие индивидуальный подход в образовательной деятельности для каждого обучающегося в вузе, существенно изменяют роль вузовских библиотек. Важнейшая задача, которая обозначена в ряде нормативно-правовых документах [1, 2, 4, 5], связана с поиском и разработкой новых цифровых информационно-образовательных ресурсов, обеспечением и внедрением современных технологий доступа к ним в условиях меняющейся образовательной парадигмы. Все это имеет прямое отношение к

формированию нового образа вузовской (а скорее всего межвузовской) библиотеки, модель которой направлена на обслуживание нового пользователя - читателя цифровой эпохи с новыми цифровыми компетенциями и новыми потребностями в них.

Создание межвузовских электронных библиотек - довольно сложное и дорогостоящее явление. Каждая такая библиотека имеет свою специфику и особенность. В частности, межвузовская электронная библиотека для институтов культуры, в отличие от других существующих электронных библиотек, предполагает содержание в своём фонде помимо учебников, учебных пособий, методических материалов, произведений художественной литературы, также изданий, являющихся специфичными и характерными исключительно для вузов культуры, а также ряд открытых информационных ресурсов характерных для академического сообщества (Национальная Электронная Библиотека; Научная электронная библиотека (eLibrary.ru.), Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА», зарубежные ресурсы: DART-Europe, Dialnet, HAL, OATD (Open Access Theses and Dissertations) и ряд других открытых баз данных, в том числе в области культуры).

Проанализируем как обстоят дела в рамках реализации проектов по созданию межвузовских библиотек вузов культуры. В 2013 году Кемеровский государственный институт культуры в лице его сотрудников М.Н. Деминой, Л.Г. Тараненко [13] предложили проект по созданию интегрированных электронных полнотекстовых учебно-методических ресурсов в сфере культуры и искусства в единое информационно-образовательное пространство на базе существующих электронно-библиотечных систем. Авторы, безусловно, выдвинули хорошую идею, но по факту мы сегодня видим, что предложенную модель каждый вуз культуры пытается создать своими силами.

В рамках решения данной научной проблемы и задач Министерства науки и образования, Министерства культуры Российской Федерации по совершенствованию содержания образовательных программ и их

методического обеспечения Московский государственный институт культуры совместно с Орловским государственным институтом культуры с 2015 года реализует инициативный проект по созданию Межвузовской электронной библиотеки для институтов культуры (МЭБИК). Этот проект был поддержан учебно-методическим объединением вузов культуры. Основополагающие принципы изложены в различных работах [9,10,11,12], кроме того получено свидетельство о регистрации МЭБИК. Названная выше система должна была решать проблему по книгообеспеченности, как одного из основных критериев при прохождении государственной аккредитации вузов. К сожалению, данный проект не был реализован в полном объеме, так как большинство вузов неохотно принимали участие в нем.

Таким образом, данная статья призвана привлечь внимание руководителей вузов культуры, поскольку реализация данной научной проблемы не представляется возможной без достижения консолидированной позиции библиотечного сообщества. Осуществляемое в настоящее время расширение объёма информационных ресурсов требует развития вузовской инфраструктуры для эффективного доступа к информации и совершенствования навигации в информационной среде, делая ее более комфортной для пользователей (студентов, профессорско-преподавательского состава) и сотрудников вузовской библиотеки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Концепция развития вузовских библиотек России: [Электронный ресурс]. -URL: http://www.lib.tsu.ru/sites/default/files/koncepciya razvitiya universitetskih _bibliotek_rossii_v2.pdf - (дата обращения: 15.02.2020). - Текст: электронный.

2. О Стратегии развития информационного общества в РФ на 20172030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. -

URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ - (дата

обращения: 15.02.2020). - Текст: электронный.

3. О федеральных государственных образовательных стандартах: Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 [Электронный ресурс].-URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631470/#review - (дата обращения: 01.12.2019)

4. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). -URL: http: //static. government.ru/media/files/urKHm0 gTPPnzJlaKw3M5 cNLo6gc zMkPF.pdf - (дата обращения: 15.02.2020). - Текст : электронный.

5. Паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 протокол № 9 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTv OAG.pdf - (дата обращения: 15.02.2020). - Текст: электронный.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы": [Электронный ресурс]. -URL: https: //pro grams .gov .ru/Portal/pro grams/pas sport/2 - (дата обращения: 13.12.2019). - Текст : электронный.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года») [Электронный ресурс]. -

URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601 -(дата обращения: 18.12.2019). - Текст : электронный.

8. The DELOS Digital Library Reference Model. Foundations for Digital Libraries: [Электронный ресурс]. - URL http://elib.ict.nsc.ru/jspui/handle/ICT/1440. - (Дата обращения: 18.01.2019).

9. Грибков, Д.Н. Интегрированная база данных «книгообеспеченность» как механизм создания межвузовской электронной библиотеки /А.Б. Антопольский, Д.Н. Грибков // Информационные ресурсы России. -

2016. - № 1. - С. 2-4.

10. Грибков, Д.Н. Концептуальная схема базы данных «Книгообеспеченность» для межвузовской электронной библиотеки для институтов культуры /Д.Н. Грибков // Научные и технические библиотеки. -

2017. -№ 4. - С.13-21.

11. Грибков, Д.Н. Межвузовская электронная библиотека как механизм управления процессом книгообеспеченности для институтов культуры /Д.Н. Грибков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 1. - С. 206-210.

12. Грибков, Д.Н. Формирование многофункциональной межвузовской электронной библиотеки в новой медийной среде /Д.Н. Грибков, А.В. Каменев // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. - 2017. - № 2. - С. 18-21.

13. Демина, М.Н. Электронные информационно-образовательные ресурсы библиотек вузов культуры и искусств /Л. Г. Тараненко М.Н. Демина [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-informatsionno-obrazovatelnye-resursy-bibliotek-vuzov-kultury-i-iskusstv/viewer (дата обращения: 15.02.2020). - Текст: электронный.

14. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ /Бахтизин Р.Н., Баулин О.А., Мазитов Р.М., Шайхутдинова Н.А. // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 5. - С. 104-110.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Грибков Дмитрий Николаевич, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный институт культуры», заведующий кафедрой информатики и документоведения, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: bibliotekar2005@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.