Научная статья на тему 'Электронные библиотечные системы и революция медиа'

Электронные библиотечные системы и революция медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
336
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭБС / ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ / КОНТЕНТ / КОНТЕНТООБОРОТ / МЕДИА / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / АВТОРСТВО / ELECTRONIC LIBRARY SYSTEMS / CONTENT / CONTENT CIRCULATION / MEDIA / BIG DATA / AUTHORSHIP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каллиников Павел Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы организации электронных библиотечных систем в условиях коренного изменения процессов контентооборота и управления контентом, вызванных революцией медиа. Вместе с ростом социального метаболизма, вызванного развитием глобальной сети, изменяется отношение к авторству как к привилегированному занятию. Публикация контента становится доступной каждому, что снижает его способность быть товаром. При этом технологии обработки контента совершенствуются опережающими темпами, что делает доступ к нему не только свободным, но и удобным и эффективным. В этих условиях разработчики электронных библиотечных систем должны прилагать дополнительные усилия, чтобы сохранить своих пользователей, предоставив им лучшие технологии поиска, рекомендательного отбора и семантического анализа контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC LIBRARY SYSTEMS AND MEDIA-REVOLUTION

The article focuses on the issues of development of Electronic Library Systems in conditions of changing the content circulation and content management. The growth of social metabolism activated by the development of the Global network causes the changes in the authorship relations so long as publication ceases to be a privileged occupation and becomes accessible, free and effective for everybody. So the designers of Electronic Library Systems in order toretain the users should provide them with the better search and selection technologies,semantic content analysis.

Текст научной работы на тему «Электронные библиотечные системы и революция медиа»

На перекрестке мнений

107

П.Е. КАЛЛИНИКОВ, руководитель Электронные учебно-методического центра библиотечные системы

000 «Директ-Медш» и революция медиа

В статье рассматриваются вопросы организации электронных библиотечных систем в условиях коренного изменения процессов контентооборота и управления контентом, вызванных революцией медиа. Вместе с ростом социального метаболизма, вызванного развитием глобальной сети, изменяется отношение к авторству как к привилегированному занятию. Публикация контента становится доступной каждому, что снижает его способность быть товаром. При этом технологии обработки контента совершенствуются опережающими темпами, что делает доступ к нему не только свободным, но и удобным и эффективным. В этих условиях разработчики электронных библиотечных систем должны прилагать дополнительные усилия, чтобы сохранить своих пользователей, предоставив им лучшие технологии поиска, рекомендательного отбора и семантического анализа контента.

Ключевые слова: ЭБС, электронные библиотечные системы, контент, контентооборот, медиа, большие данные, авторство

Последнее десятилетие характеризуется бурным ростом коммуникационных и информационных технологий, причем этот процесс происходит не камерно, не внутри отрасли, а затрагивает фундаментальные ценности общества и цивилизации. Глобальная сеть, поисковые технологии, социальные сети и парадигма больших данных изменили жизнь каждого человека. Прежде всего это касается сферы производства, обмена и потребления, публикации, агрегирования и усвоения контента.

Область, которая ранее почти полностью контролировалась традиционными медленными и неинтерактивными технологиями: бумажной печатью, радио, телевидением, - начинает замещаться Интернетом, который многократно повышает эффективность коммуникации вообще и ее контентоориентированной разновидности в частности. Скорость социального метаболизма, по сравнению с эпохой книг и газет, возрастает в разы, если не на порядки. Эта перспективная для цивилизации и вместе с тем потенциально очень опасная тенденция порождает новые подходы к вопросам управления контентом. Она формирует вызовы всему процессу контентооборота.

Теперь производить и распространять контент может каждый. Медиааналитики,

имея в виду прежде всего социальные сообщества, даже говорят, что производство контента, или авторство, «из привилегии становится обязанностью » [1] . Контент социализируется, а социум, напротив, контен-тизируется. Современного человека все чаще отождествляют с его блогом или аккаунтом в социальной сети. Эта тенденция хорошо передается распространенным Интернет-мемом, выплеснувшимся из сети в многочисленные настенные граффити и стрит-арт: «Я хотел бы обнять тебя, но я просто текст». Это не просто «пережиток» философии постмодерна: такая фраза могла появиться только в 2010-е гг. - время, когда контент и личность сращиваются до неразличимости. В современных медиа, таких как социальные сети и блоги, личность автора представлена контентом, исходящим от него. В то же время контент все чаще содержит ссылки на аккаунты других сетевых авторов, превращаясь из сети текстов и картинок в сеть текстов, картинок и людей, которые являются источниками контента. Так люди и контент соединяются в некую единую сущность, которая не имеет ни начала, ни конца, но имеет структуру (впрочем, достаточно сложную для подробного анализа).

Избыток информации превращает контент из товара дефицитного в товар избы-

108

Высшее образование в России • № 6, 2014

точный. Дело даже не в том, что рынок продавца превращается в рынок потребителя. Преобразования зашли гораздо дальше. Теперь для многих видов контента товаром является сам потребитель. Контенты борются между собой за наши головы, и товаром, который стоит денег, часто является уже не собственно контент, а наше внимание. Производители контента конкурируют между собой за наше внимание, и в этих условиях продавать контент становится все труднее. Нередко его трудно отдать даже бесплатно. Такое положение вызывает к жизни другие, нетоварные формы монетизации контента, когда он выступает в роли бесплатного носителя платных услуг или составного элемента бренда. Впрочем, предостерегая от исключительно бесплатных форм распространения контента, гуруцифровой революции 90-х Джарон Ланье говорит, что в основе открытого цифрового мира лежит «вечная весна рекламы» [2] ...

Изменения в коммуникационном пространстве породили такие феномены, как «клиповое мышление» и «короткое чтение ». Часто люди традиционной книжной культуры считают эти феномены этической и культурной аберрацией или даже падением нравов. Издатели говорят, что сейчас уже невозможно представить на полке книжного магазина роман, подобный по масштабу «Войне и миру». Однако достаточно более пристального взгляда на проблему, и становится очевидным, что клиповое мышление - объективный результат тектонического онтологического сдвига, определяющего оптимальное поведение человека в эпоху избытка информации. Собственно, слово «избыток» недостаточно точно описывает ситуацию. Более адекватные метафоры - «лавина», «поток», «океан». Информации вообще и контента какчеловекоцентрированной информации в частности вокруг нас не просто много -их настолько много, что, бесцельно блуждая в этом океане, люди «длинного чтения» рискуют никогда не пересечься друг с другом. Короткое чтение частично решает задачу фильтрации, приучая человека быст-

ро ориентироваться в контенте, находить наиболее полезные его части, оперативно переключаться между ними и принимать решение об их использовании.

Производители контента тоже адаптируются к изменившимся условиям, заменяя тяжелый длинный контент лёгким и коротким. Контентный дизайн заменяет генерацию длинных текстов. Журналистские приемы работы с текстом становятся популярными в смежных отраслях, производящих контент. Например, в электронном обучении мейнстримом становятся короткие видеоуроки (на 5-10 мин.), тексты, написанные в стиле «обратной пирамиды» (сначала главное, потом подробности, затем более общий контекст). Сухие знания дополняются драматургией, сценарными разработками, геймификацией, эмоциональными акцентами и даже провокативным изложением. Повсеместно описательные тексты заменяются инфографикой и яркими графическими образами - такими интерактивными и мультимедийными метафорами, как «ось времени», «ось масштабов», storytelling (истории).

Энциклопедистика переживает второе рождение, воспринимая, хотя и не без болезненного отрицания, успехи Википедии, построенной по принципам нейтральности изложения, приоритета актуальности над достоверностью, коллективного авторства, добровольного отказа от копирайта, социального механизма достижения согласия по спорным вопросам.

В условиях революции медиа электронные библиотеки, составленные из оцифрованных текстов печатных изданий, сами по себе уже не выглядят как информационный прорыв, каковыми казались еще десять лет назад. Скорее наоборот, в мире изменчивого сетевого контента они выглядят архаичным островком полезного, но слабоструктурированного и трудноусваиваемого контента. Современного студента загнать в закрытую электронную библиотечную систему может только подневольная необходимость соблюдать авторские права, которые, несмотря на все увеличивающийся

На перекрестке мнений

109

репрессивный потенциал российского авторского законодательства, он считает пережитком буржуазной культуры и тормозом цивилизации. Пользователь современной электронной библиотеки на уровне подсознательного отторжения согласен скорее отказаться от полезного ресурса, чем оказаться в среде информационной культуры прошлого десятилетия.

Что же может вывести электронные библиотечные системы из состояния догоняющих и снять с них обидный статус «архаичных информационных систем »? Ответ заключается в том, что надо учитывать реалии современного медиапространства и адаптироваться под изменения сетевой среды. При этом вовсе необязательно становиться полностью открытыми ресурсами, что означало бы либо радикальное изменение направления деятельности, либо уход в область «серого Интернета», отрицающего авторское право в принципе. Достаточно пересмотреть отношение к собственным сервисам, к политике структурирования контента, ориентации преимущественно на текстовые источники. Что можно конкретно посоветовать разработчикам и создателям ЭБС для преодоления негативных трендов, описанных выше?

Вот некоторые полезные рекомендации.

• Использовать продвинутые поисковые механизмы. Поиск - главная навигационная система библиотеки. Традиционные в библиотечном мире рубрикаторы и каталоги - это информационные технологии прошлого. Они могут быть полезными, но только в качестве дополнительных навигационныхме-ханизмов. Пользователь привык к качеству поиска Яндекса и Гугла и врядли согласится на существенно менее качественный внутренний поиск по библиотеке. Главное не в том, чтобы заставить пользователя включить максимальное количество дополнительных фильтров, а в том, чтобы угадать в выдаче простого поиска действительно релевантные источники.

• Использовать алгоритмы больших данных для изучения поведения пользователей системы и результаты этого для под-

стройки предложений системы под индивидуальные запросы пользователя, модифицируя результаты поиска или применяя найденные закономерности для прямого предложения релевантных источников.

• Использовать тэговую семантическую разметку источников. Такая разметка повышает релевантность поиска и фильтрации, способствует сокращению времени эффективной навигации.

• Использовать, помимо традиционных печатных источников, иные медиаресурсы: обучающие и научно-популярные видеоролики, аудиокниги и аудиоучебники, качественные графические ресурсы.

• Агрегировать не только закрытые, но и открытые ресурсы, снабжая их подробными аннотациями, необходимыми для релевантного отбора.

• Работать с ретро-источниками, такими как старые издания ХVШ - начала ХХ вв. Кроме благородной этической цели сохранения культурного наследия, такая работа позволяет восстановить исторический контекст для актуального контента.

• Проводить более глубокую структурную работу с электронными изданиями библиотеки. Выделять и описывать на уровне аппарата библиотеки более мелкие структурные единицы изданий, причем не только иерархические (статьи, разделы, главы), но и дополнительные смысловые «срезы»: компетенции, тезисы, точки междисциплинарного взаимодействия.

• Комплектовать библиотеки более мелкими формами изданий, выполняющими частную задачу, но «бьющими в цель» потенциального потребителя, - такими как методические пособия, практикумы, глоссарии, обзоры ресурсов.

• Обеспечивать новые интерактивные формы структурирования контента библиотеки и доступа к нему: карты знаний, ось времени, облако тэгов, статическая и анимированная инфографика и другие. Если рассматривать конечный контент как кирпичи, из которых можно строить разные здания, то интерактивные формы доступа к контенту - это проекты этих зданий, при-

110

Высшее образование в России • № 6, 2014

вносящие новые контексты. Так, ось времени - это исторический контекст, когда знания выстраиваются в соответствии с логикой происходившего и показывают темп и ритм событий. Облако тэгов - это контекст релевантности, когда наиболее важные, ключевые слова поднимаются на поверхность, становятся контрастно важными для понимания. Карты знаний могут внести в потребление контента дополнительный методический аспект, связанный с сетевой структурой знания и траекторией обучения. Инфографика, особенно анимированная, позволяет увидеть данные в удобном виде, когда их смысл проявляется максимально полезным образом и сравнение становится простым и запоминающимся.

• Облегчить переход между закрытой частью библиотеки и открытой сетью, создав интерфейсы и механизмы для свободного законного цитирования изданий в открытых Интернет-ресурсах, а также для законного создания комплексных произведений, таких как учебные пособия и электронные учебные курсы, основанных на текстах одного или нескольких учебни-

ков. Данную концепцию можно было бы назвать «ЭБС как интернет-сервис» (см., например, здесь [3]).

Говоря конкретно об ЭБС «Университетская библиотека онлайн », в разработке концепции которой автору посчастливилось принимать участие, можно констатировать, что данные тезисы воспринимаются как основа для дальнейшего движения к нашему пользователю, к его целям и задачам. Есть понимание того, что пользователь изменился и вслед за ним рано или поздно изменятся все электронные библиотечные ресурсы, которые захотят оставаться в сети вообще и на рынке ЭБС в частности.

Литература

1. Miroshnichenko A. Man as media. The emancipation of authorship. 2013. 159 p. URL: http://www.amazon.com/dp/B00HLT7H0E

2. Ланье Дж. Вы не гаджет. Манифест. М.:

Астрель, 2011. 320 с.

3. Университетская библиотека ONLINE.

URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page= news&id=11204

Автор:

КАЛЛИНИКОВ Павел Юрьевич - руководитель учебно-методического центра ООО «Директ-Медиа», komail@gmail.com

KALLINIKOV P.E. ELECTRONIC LIBRARY SYSTEMS AND MEDIA-REVOLUTION

The article focuses on the issues of development of Electronic Library Systems in conditions of changing the content circulation and content management. The growth of social metabolism activated by the development of the Global network causes the changes in the authorship relations so long as publication ceases to be a privileged occupation and becomes accessible, free and effective for everybody. So the designers of Electronic Library Systems in order to retain the users should provide them with the better search and selection technologies, semantic content analysis.

Keywords: Electronic Library Systems, content, content circulation, media, Big Data, authorship

References

1. Miroshnichenko A. (2013) Man as media. The

emancipation of authorship. [Kindle Edition]. Amazon Digital Services, Inc. 159 p.

2. Lanier Jaron (2011) You are Not a Gadjet: A

Manifesto. Moscow: Astrel’ Publ. (In Russ.). 320 p.

3. University library ONLINE. Available at: http:// biblioclub.ru/ index.php?page=news&id= 11204

Author:

KALLINIKOV Pavel Yu. - Head of the educational and methodical centre of Direct Media Publishing House, Moscow, Russia, komail@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.