Научная статья на тему 'Электронно-библиотечная система для медицинского образования'

Электронно-библиотечная система для медицинского образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
358
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / INTERNET RESOURCE / ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА / ELECTRONIC LIBRARY SYSTEM / УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ / EDUCATIONAL CONTENT / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДОСТУП / INDIVIDUAL ACCESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Молчанов Антон Викторович, Сайткулов К.И.

Наличие в вузах электронных библиотек с определенными параметрами буквально за несколько лет стало не просто насущной необходимостью, но и одним из обязательных нормативных требований. Для медицинского образования с учетом его специфики эта тема особенно актуальна. В данной статье исследуются история вопроса, его технические и правовые аспекты, анализируются происхождение и значение самого термина «электронно-библиотечная система» (ЭБС), а также варианты создания и использования ЭБС. В заключении дается оценка сегодняшней ситуации на рынке ЭБС и перспектив его развития в сфере медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic library system for medical education

One of the mandatory standard requirements is the presence of electronic libraries with definite parameters in universities. The subject is especially topical for medical education due to its specific nature. The paper studies the history of the subject, its technical and legal aspects and analyzes the origin and significance of the term «electronic library system» (ELS) as well as options of ELS creation and use. The paper also evaluates the present day situation in ELS market and outlook for its development in the sphere of medical education.

Текст научной работы на тему «Электронно-библиотечная система для медицинского образования»

ГЛАВНАЯ ТЕМА

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Молчанов Антон Викторович — заместитель генерального директора по электронным проектам издательской группы «ГЭОТАР-Медиа» Адрес: 119021, г. Москва, ул. Россолимо, д. 4 Телефон: (495) 921-39-07 E-mail: molchanov@geotar.ru

А.В. Молчанов, К.И. Сайткулов

Электронно-библиотечная система для медицинского образования

A.V. Molchanov, K.I. Saytkulov Electronic library system for medical education

One of the mandatory standard requirements is the presence of electronic libraries with definite parameters in universities. The subject is especially topical for medical education due to its specific nature. The paper studies the history of the subject, its technical and legal aspects and analyzes the origin and significance of the term «electronic library system» (ELS) as well as options of ELS creation and use. The paper also evaluates the present day situation in ELS market and outlook for its development in the sphere of medical education.

Key words

• Internet resource

• Electronic library system

• Educational content

• Individual access

Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», Москва Publishing Group «GEOTAR-Media», Moscow

Наличие в вузах электронных библиотек с определенными параметрами буквально за несколько лет стало не просто насущной необходимостью, но и одним из обязательных нормативных требований. Для медицинского образования с учетом его специфики эта тема особенно актуальна. В данной статье исследуются история вопроса, его технические и правовые аспекты, анализируются происхождение и значение самого термина «электронно-библиотечная система» (ЭБС), а также варианты создания и использования ЭБС. В заключении дается оценка сегодняшней ситуации на рынке ЭБС и перспектив его развития в сфере медицинского образования.

Ключевые слова

• Интернет-ресурс

• Электронно-библиотечная система

• Учебный контент

• Индивидуальный доступ

Около 20 лет назад компьютерный набор в издательском деле стал общепринятым стандартом. С этого момента можно говорить о начале распространения электронных книг на дискетах и оптических дисках, о созда-

нии электронных архивов на жестких дисках и серверах. Тогда же возник вопрос об электронных библиотечных фондах в составе традиционных библиотек и о специальных электронных коллекциях. Массовый характер эти

тенденции приобрели через несколько лет, когда начала бурно развиваться технология сканирования и распознавания текстов, стали доступны персональные компьютеры, ноутбуки, мобильные читающие устройства и во все сферы человеческой деятельности проник Интернет.

Огромное количество электронных библиотек создается как во всемирной «паутине», так и в локальных сетях научных и образовательных учреждений. Не удивительно, что наиболее быстрое замещение бумажных носителей на электронные происходит в сфере образования и науки — ведь именно к учебникам и научным трудам у потребителя в первую очередь формируется прагматичный подход; хранение этой информации в бумажном виде все менее популярно.

В последние годы активное участие в создании электронных библиотек начали принимать традиционные библиотеки и издательства. Так, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина создают национальную электронную библиотеку, Центральная научная медицинская библиотека — электронную библиотеку для высшего фармацевтического образования. Крупнейшие издательства, такие как «Эксмо» и «АСТ», занимают электронный сегмент в сфере художественной литературы, «ИНФРА-М», «КноРус» — в сфере деловой литературы, «ГЭОТАР-Медиа» — в медицине, «Питер» и «БХВ-Петербург» — в технической и естественно-научной областях.

Есть еще одна характерная особенность новой эпохи. Широкие возможности обмена опытом, в том числе между разными странами, которые предоставил нам Интернет, привели к тому, что наше традиционное отставание от Запада в сфере электронных библиотек оказалось практически сведено к нулю. В этой области российские разработки порой опережают зарубежный опыт, о чем свидетельствует неизменный интерес европейских и американских компаний к нашим ресурсам, ничуть не меньший, чем наш интерес к их достижениям.

Однако в виду того, что главным языком международного общения является английский, мы учимся на их примере, и англоязычные ресурсы нашими вузами используются практически повсеместно. Говоря о медицинском образовании, нельзя не упомянуть один из самых известных сайтов в этой области — www.studentconsult.com (ресурс ведущего англоязычного издательства в области естественных наук «Elsevier»). Удобный интерфейс, тщательно подобранный контент, блестящие мультимедийные возможности — все это может служить отличным образцом для наших разработчиков. Пользователям следует обратить внимание на цены электронных изданий: они практически не отличаются от цен на их бумажные аналоги. Иначе и быть не может: грамотно сделанный интернет-ресурс требует значительных расходов на разработку, техническое поддержание, рекламу и, наконец, как говорят англичане, the last, but not the least (последний пункт в списке, но не последний по значимости) — на авторские гонорары.

По обе стороны океана с каждым годом все более актуальными становятся правовые аспекты электронных изданий. С началом широкого использования электронных текстов, особенно в Интернете, авторы начинают претендовать на вознаграждение. Вначале это происходит в сфере художественной литературы (поскольку здесь существенно более высокие тиражи), затем и авторы учебников начинают задумываться о своих правах. В нашей стране переломным становится 2008 г., с его начала вступает в силу новое законодательство об авторском праве — Четвертая часть Гражданского кодекса РФ, где сказано, что любое копирование электронных текстов более 1 экземпляра, а также доведение до всеобщего сведения, т. е. выкладывание в Интернет без согласия правообладателя являются противозаконными и караются согласно соответствующим статьям вплоть до уголовного наказания.

В этот момент и возникает в библиотечном деле новый термин — «электронно-библиотечная система» (ЭБС), введенный одним из раз-

работчиков, подхваченный рядом коммерческих структур и закрепленный Министерством образования и науки в 2009 г. в ряде нормативных документов: в информационных письмах, приказах и новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

В чем же отличие ЭБС от других электронных библиотек и ресурсов, используемых вузами в настоящее время?

Первое и главное отличие заключается в том, что ЭБС создается на основании прямых договоров с правообладателями. ЭБС — ресурсы, размещенные в Интернете, но доступные только зарегистрированным подписчикам, оплатившим доступ тем или иным способом. Стоимость подключения к ЭБС сопоставима со стоимостью комплектования библиотек печатными версиями книг, поскольку гонорары, выплачиваемые авторам за использование электронных версий, должны быть сопоставимы с гонорарами за бумажный вариант издания, во всяком случае, они должны устраивать авторов в качестве компенсации за снижение выплат из-за падения продаж печатных версий.

Другие отличия ЭБС от прочих электронных ресурсов:

• соответствие контента ЭБС учебным планам вузов, т. е. обеспечение доступа к учебникам и учебным пособиям с соответствующими грифами Минобрнауки РФ;

• обязательное наличие современной поисковой системы, включая контекстный поиск;

• расширенные возможности для самостоятельной работы студентов (возможность цитирования, составления конспектов, создания закладок);

• возможность контроля самостоятельной работы учащихся со стороны преподавателей (предоставление вузу статистики использования).

Также в ЭБС желательно:

• наличие встроенной социальной среды (возможность создания групп контактов, переписки через систему личных сообще-

ний, участия в обсуждениях дисциплин, учебников, подготовки к экзаменам);

• наличие мультимедийной составляющей: аудио-, видеоматериалов, анимации, тестовых заданий.

Последние 2 пункта особенно актуальны именно для медицинского образования, где без иллюстративного и видеоряда невозможно обеспечить усвоение практических навыков на должном уровне.

Все перечисленные характеристики ЭБС (на рынке существуют уже более 10 систем, обладающих такими свойствами) предполагается изложить в нормативном документе Мин-обрнауки РФ, который закрепит общие требования к ЭБС. Однако на данный момент этот документ не принят ввиду активных дискуссий между участниками рынка и государством, не сформировавшим свою окончательную позицию. Разработчики образовательных электронных ресурсов ориентируются на краткие требования, изложенные в приказе Минобрна-уки № 588 от 07.06.2010, где, в частности, четко определена форма доступа к ЭБС: должна быть обеспечена возможность «одновременного индивидуального доступа к электронно-библиотечной системе, в том числе одновременного доступа к каждому изданию, входящему в электронно-библиотечную систему, не менее чем для 25% обучающихся по каждой из форм получения образования».

С чем связано такое требование? Остановимся на этом подробнее.

Существующие ЭБС предлагают разнообразные формы подключения, зачастую идя навстречу пожеланиям конкретных вузов, что является нормальным рыночным механизмом взаимодействия с клиентом.

Можно выделить следующие основные варианты использования ЭБС корпоративными клиентами (в первую очередь вузами):

• предоставление индивидуальной карты доступа пользователю с возможностью работы с системой на любом компьютере, имеющем выход в Интернет;

• коллективные рабочие места в библиотеке с привязкой к конкретному компьютеру;

• подключение к локальной сети клиента по 1Р-адресам;

• предоставление лицензий на конкретные издания онлайн;

• загрузка на компьютер конечного пользователя криптографически защищенных файлов (с помощью той или иной системы защиты данных);

• система книговыдачи, максимально приближенная к традиционному учебному абонементу библиотеки, комплектование фонда библиотеки вуза электронными изданиями. Во всех перечисленных вариантах возможно

подключение к ЭБС не напрямую через браузер, а через портал вуза, для 3 последних вариантов такое подключение будет очень удобно с использованием существующего каталога библиотеки вуза.

Яркий пример именно такой схемы демонстрирует сегодня Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, обладающий самой крупной в стране Центральной научной медицинской библиотекой (ЦНМБ) с разветвленным и тщательно структурированным каталогом. Разумеется, владея данным продуктом, университет выбирает самый логичный и оптимальный вариант — использование любой внешней ЭБС только через собственный, хорошо знакомый студентам и преподавателям каталог, ссылки на контент ЭБС загружаются в базу данных ЦНМБ.

Однако вернемся к требованиям Министерства образования и попробуем понять, почему предпочтителен и в итоге неизбежен переход к индивидуальному использованию ЭБС. Что дает этот способ доступа образовательному процессу?

Прежде всего студент становится независим от библиотеки в своей самостоятельной работе. Ведь далеко не каждый вуз может обеспечить компьютерные места в читальном зале всем желающим. Индивидуальный доступ позволит учащемуся работать с учебными материалами

дома, в общежитии, в Интернет-кафе, у друзей, даже в парке при наличии ноутбука с доступом в Интернет или других мобильных устройств. Только в этом случае можно обеспечить полноценную самостоятельную работу студента.

Во-вторых, исключительно при условии индивидуального подключения пользователь получает дополнительные интерактивные возможности, связанные с эффективным взаимодействием студентов и преподавателей, использованием инструментов самооценки и оценки знаний и др.

В-третьих, только индивидуальный доступ к ЭБС дает возможность преподавателю контролировать самостоятельную работу студента, корректировать его действия и совместными усилиями достигать максимального результата.

К сожалению, сегодня многие преподаватели и особенно сотрудники научных библиотек в силу в определенной степени свойственного им консерватизма останавливают свой выбор именно на коллективном подключении к ЭБС, полагая, что при этом повысится посещаемость читальных залов и учащиеся станут больше и старательнее работать с книгой. Развеять этот миф — основная задача сегодняшнего этапа развития ЭБС. Да, возможно, кто-то стал хуже учиться и меньше читать, но главное не в этом: студенты теперь читают по-другому — они читают с экрана, в Интернете, и просто необходимо дать студентам возможность законного доступа к качественной информации в том виде, какой удобен им. Собственно, это и есть единственно правильный путь к новой системе образования

В последние 2 года рынок ЭБС демонстрирует бурное развитие. Можно говорить об определенной динамике подключения различных вузов к ЭБС. Характерно, что у медиков самые высокие показатели в этом вопросе. Менее чем за полгода абонентами специализированной медицинской ЭБС стали 20 медицинских вузов России, это практически столько же, сколько классических университетов подключилось за весь прошлый год к различным ЭБС. Это в очередной раз доказывает актуальность и необходимость создания именно специализиро-

ванных ЭБС по отдельным отраслям знаний, а не только универсальных гуманитарных, технических или естественно-научных. С другой стороны, именно будущим медикам особенно необходимы электронные издания, оснащенные дополнительным мультимедийным контентом и интерактивными компонентами.

Каковы же перспективы развития ЭБС? Напомним, что Министерство образования рекомендует нам подключать к ЭБС, причем индивидуально, не менее 25% от общей численности студентов любого вуза, и даже закладывает эти цифры в федеральные стандарты нового поколения. Министерство здравоохранения поддерживает такие рекомендации, но пока не выразило своих пожеланий в конкретных приказах или инструкциях для учебных заведений. Что получается в итоге реального внедрения ЭБС в медицинские и фармацевтические вузы страны? О массовой статистике мы говорить пока не можем, однако на примере вузов, подключившихся к ЭБС ранее, а также отдельных медицинских университетов, которым предоставлялся тестовый доступ, можно заметить, что реальная доля обращений к электронным изданиям от общего числа студентов, получивших такую воз-

можность, сегодня составляет около 15% при коллективном подключении и не менее 50% — при индивидуальном, что свидетельствует об определенном прогрессе, потому что первые ЭБС, внедрявшиеся еще в 2008—2009 учебном году, давали показатель реального использования, не превышавший 10%. Тенденция роста налицо. Логика подсказывает, что с распространением и удешевлением так называемых «читалок» и со стремительным развитием высокоскоростного Интернета по всей России электронные книги станут повсеместной частью образования гораздо раньше, чем мы можем себе представить.

Очевидно, что уже через несколько лет подключение к ЭБС станет практически стопроцентным, другого пути у нас нет. Это означает, что доступы к различным специализированным системам, в том числе и медицинским, будут именно индивидуальными.

ЭБС сегодня — это интеллектуальный тренажер для будущей системы образования, и вузам следует смелее экспериментировать в этой области, если они намерены всерьез задуматься о качестве медицинского образования, а значит, в конечном итоге над качеством нашей системы здравоохранения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.