УДК[ 321+334]:004 001: 10.12737/20397
ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Гуляева В.Б.1
Реализация концепции Электронного правительства в России направлена на повышение эффективности государственного управления в целом.
В статье дана общая оценка востребованности государственных электронных услуг представителями малого и среднего бизнеса, а также рассмотрен ряд проблем, возникающих при данном способе взаимодействия.
Методологической базой исследования являются системный подход и статистические методы анализа.
Основное внимание уделено выявлению факторов, оказывающих наибольшее влияние на выбор электронного способа взаимодействия. На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы. На выбор электронного способа взаимодействия наибольшее влияние оказывают субъективные факторы, поэтому необходимы меры по популяризации государственных электронных услуг в расчете на различного потребителя этих услуг. Кроме того, имеет место использование отдельных элементов Электронного правительства, что незначительно сокращает затраты на получение государственных услуг. Существенной проблемой является использование услуг посреднических организаций.
Результаты проведенного анализа могут содействовать повышению эффективности реализации концепции Электронного правительства в России.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, малый бизнес, Электронное правительство, государственные электронные услуги, бизнес-среда.
E-INTERACTION OF BUSINESS AND GOVERNMENT: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
GULYAEVA V.B. - Postgraduate student of the Department of Economic Theory and Economic Education, Institute of Economics and Management, Herzen State Pedagogical University of Russia (Russian Federation, Saint-Petersburg), e-mail: [email protected]
The realization of the conception of e-government in Russia is designed to raise the efficiency of public administration. The role of e-government services was evaluated for the small and medium business, and the problems of this method of cooperation were also studied.
Гуляева Валерия Борисовна, аспирант кафедры экономической теории и экономического образования, Институт экономики и управления, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; адрес: 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48; e-mail: [email protected]_
The methodological basis of the research is the comprehensive approach and the statistical methods of analysis.
Special attention is given to identifying the factors which affect the choice of electronic mode of cooperation. There are some conclusions. Subjective factors influence the choice of mode of electronic cooperation very much, so the measures of popularization of e-government services are needed. In addition there is the use of individual elements of e-government that significantly reduces the cost for public services. The essential problem is to use the services of the intermediary organizations.The results of the analysis can assist to the improvement of the effectiveness of realization of e-government conception in Russia.
Keywords: information and communication technologies, small business, e-government, e-government services, business environment.
Уровень эффективности государственного управления напрямую зависит от состояния общества, его готовности к участию в государственном управлении. Важную роль здесь играет механизм осуществления государственного управления. Построение системы государственного управления на основе применения новых технологий (Электронное правительство) позволяет достичь явных преимуществ. Однако это должно поддерживаться готовностью населения к использованию новых методов взаимодействия с органами государственной власти.
Следует отметить, что культурные возможности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) отстают от скорости распространения данных технологий, то есть их применение в профессиональной и повседневной деятельности ограничивается для большинства населения использованием простейших программ. Подольная Н.Н. на примере Приволжского федерального округа отмечает, что на данный момент наличие компьютерной техники и уровень использования Интернета домашними хозяйствами оказывает косвенное воздействие «на интенсивность развития экономики региона и не способствует развитию частной инициативы за счет реализации потенциала малого предпринимательства на базе доступа к сети Интернет»1. Таким образом, само по себе распространение ИКТ, в частности внедрение в систему государственного управления, не является залогом эффективности создаваемой системы.
Изменения в области получения, обработки, использования и передачи информации, вызванные бурным распространением ИКТ в России, повлияли на характер предпринимательской деятельности. Многие исследователи отмечают, что данные технологии создают благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. Вместе с тем распространение ИКТ вызывает ускорение социально-экономических процессов, в этих условиях малый и средний бизнес становится особенно уязвимым. Поэтому во многом устойчивость малого и среднего бизнеса зависит от эффективности применения новейших технологий. Во-первых, не следует изолироваться от ИКТ, так как это новый рабочий инструмент, а во-вторых, их необходимо использовать максимально широко, не ограничиваясь
1 Подольная H.H. Распространение информационных и коммуникационных технологий в домашних хозяйствах и экономическое развитие: региональные аспекты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. №38(323). - С. 22._
рядом простейших задач, разумно встраивать в предпринимательскую деятельность, приспосабливать к ней, учитывая потребности клиентов и собственные возможности.
Использование новейших технологий для бизнеса обеспечивает ускорение производства и оптимизацию управления предприятием, упрощает регистрацию предприятия, получение согласований и разрешений, а также снижает трудности при преодолении барьеров для входа на рынок На данный момент доступны услуги по подаче заявления на предоставление субсидии для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства, получению лицензий и даже подбору персонала. Таким образом, электронные государственные услуги ориентированы на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
Спектр применения ИКТ достаточно широк - от маркетинга через социальные сети и видео-переговоров до поиска персонала, и оптимизации получения государственных услуг. Таким образом, применение ИКТ в современных условиях является одним из факторов повышения конкурентоспособности и эффективности ведения бизнеса.1
Насыщение организаций предпринимательского сектора и государственных структур информационными технологиями в России достаточно велико.
Необходимо отметить, что переход к Электронному правительству экономически оправдан, так как направлен на повышение эффективности государственного управления в целом. Концепцию Электронного правительства не следует рассматривать в узком, сугубо прикладном смысле, так как простой переход от бумажного способа к электронному способу взаимодействия, как уже говорилось выше, не является залогом эффективности создаваемой системы. В данном случае речь идет о трансформации государственных институтов, их преобразовании в элемент информационного общества. Но существуют и другие мнения. Так, Д. Вест называет переход к Электронному правительству «частичной реформой», в рамках которой происходят постепенные преобразования, обеспечивающие серию улучшений.2 В условиях санкций, в сложившейся внешнеполитической и экономической ситуации в стране разумно учитывать и новые подходы к видению и стратегии развития Электронного правительства.3
Электронное правительство предполагает широкий круг преобразований, не ограничивающийся применением ИКТ, а включающий также прозрачность государственного управления, изменение нормативно-правовой базы, обновление ценностной парадигмы общества, преобразование работы государственных структур, изменения в экономической и образовательной сферах и т.д. Все это зависит от готовности населения использовать информационные технологии в повседневной и деловой деятельности, возможности оценить преимущества и предложить собственные решения.
Несмотря на то, что, начиная с 2009 года ведется активная работа в области устранения цифрового неравенства и реализации концепции Электронного правительства,
1 Таратухин В.В., Баженова Е.А. Влияние информационно-коммуникационных технологий на управление бизнес-процессами малых и средних предприятий в развивающихся странах // Бизнес-информатика. - 2012. - №3(21) - С. 9-16.
2 West D.M. Digital Government: Technology and Public Sector Performance. Princeton Univ. Press, Princeton, 2007. - 256 p.
_3 Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство России в новых условиях // Politbook. 2015. №2..
многое еще только предстоит сделать 1 особенно это актуально для Арктической зоны РФ и территорий Дальнего Востока, как потенциальных площадок для привлечения исследовательских организаций, деятелей науки, развития предпринимательских инициатив, формирования гражданского общества.
Граждане, в том числе представители бизнеса заинтересованы прежде всего, в простоте и своевременности получения качественных государственных электронных услуг и информации. Государственные электронные услуги - это услуги, оказанные на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Они позволяют реорганизовать работу органов власти и достигнуть нового качества взаимодействия власти, бизнеса, общества, повышая результативность принимаемых решений.2 Автоматизация государственных услуг позволяет существенно снизить стоимость их предоставления. Применительно к государственным услугам для бизнеса используется термин G2B (Government - to - Business), под которым понимается область взаимодействия государства и бизнеса с акцентом на активную сторону государственных структур.
Перевод государственных услуг в электронный вид осуществляется в целях повышения качества предоставляемых услуг, в первую очередь в части своевременного доступа к официальной информации государственных органов, снижения уровня коррупции, более эффективного управления и пр. Кроме того, электронные услуги способствуют качественному улучшению процесса ведения бизнеса. Развитие подобных систем создает благоприятные условия для экономической деятельности: облегчение процедур, связанных с производством, торговлей, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, повышение эффективности государственного управления, качества жизни граждан. Создание виртуальных площадок взаимодействия может позволить более активно вовлекать представителей бизнеса в социально- и экономически- значимые проекты, что позволит осуществлять взаимовыгодное сотрудничество и обмен опытом.
На данный момент на портале Электронное правительство (http://www.gosuslugi.ru/) доступен целый спектр услуг для юридических и физических лиц. Предприниматели могут получить услуги, связанные со строительством, имущественными и земельными отношениями, недропользованием, отправить налоговую декларацию и др. Эффективность работы Интернет-порталов Электронного правительства достигается за счет оптимизации подачи информации: поиск необходимой услуги доступен по ведомствам, по тематике, по жизненным ситуациям, по критерию востребованности услуги.
Работа по совершенствованию предоставления госуслуг продолжается. Так с 2014 года действует бета-версия портала https://beta.gosuslugi.ru/, на ней представлено ограниченное количество услуг, но реализован иной подход к подаче информации, также она адаптирована под мобильные телефоны и планшеты. Проводятся комплексные мероприятия по техническому совершенствованию оказания услуг, а также их популяризации.
Перспективными направлениями работы в рамках информатизации государственных органов являются электронный бюджет, государственная информационная система ЖКХ,
1 Губарева Т.В., Патрусова А.М., Морнова Ю.В., Слепнева Е.А. Реализация проекта «Электронное правительство» в РФ // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2014. - №4(18). - С.12.
2 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: ФЗ от 27 июля 2010 г. №210-ФЗII Российская газета. - URL: htlp://www.rg.m/2010/07/30/gosusl-dok.html. - (Дата обращения 23.10.2015).
популяризация использования универсальной электронной карты, электронного документооборота и электронной подписи, информатизация АПК, развитие ИКТ-компетенций и развитие человеческого потенциала, импортозамещение программного обеспечения и пр.
По состоянию на 2014 год актуальная информация об услугах на портале представлена всеми федеральными и региональными органами исполнительной власти, однако доступность электронных форм документов составляет 4,5% случаев на федеральном и 7,8% на региональных уровнях. Возможность подать электронное заявление реализована для 32% федеральных и 4% региональных сервисов, получить же результат в электронном виде можно соответственно в 3% и 1 % случаев 1
Анализ работы и корректировка электронного правительства должны проходить с учетом мнения региональных структур. Это касается как подбора технологических решений, так и организации бизнес-процессов, выбор перечня услуг и т.д. Большое значение при внедрении государственных электронных услуг и развитии электронного правительства будет иметь социально-культурный контекст, а также заинтересованность регионов в инвестировании в научно-исследовательские работы и создание площадок для государственно-частного партнерства. Так директор, Департамента развития Электронного правительства Владимир Авербах отмечает «Главное, что нужно сделать регионам, -определить наиболее востребованные у граждан региональные и муниципальные услуги и сконцентрироваться на создании преимуществ их использования в электронном виде».2 На данный момент между регионами наблюдаются серьезные различия по уровню развития Электронного правительства.
Перевод услуг в электронный вид осуществляется прежде всего в соответствии с критериями востребованности и оптимизации оказания процедуры. Немаловажным является то, что от заявителя не требуется предоставления документов, которые можно получить с помощью межведомственного взаимодействия; требования к заявителю максимально формализированы. По ряду услуг личное присутствие заявителя не требуется. В общем виде процедура подачи документов представляет собой следующую схему: регистрация на портале госуслуг (потребуется электронная подпись) - заполнение заявления - рассмотрение органом власти заявления и запрос необходимых документов с помощью системы межведомственного взаимодействия-предоставление информации о ходе рассмотрения и результате оказания государственной услуги.
Число организаций, использующих в своей деятельности ИКТ, неуклонно растет, соответственно наблюдается и увеличения интереса к возможностям их использования в профессиональной деятельности для упрощения взаимодействия с органами государственной власти. Как представлено на рисунке 1, наиболее востребовано получение и предоставление форм статистической и налоговой отчетности. Около трети организаций получают государственные услуги полностью в электронном виде, наблюдается некоторый рост обращений организаций в электронном виде, это достаточно хороший показатель, но
1 ИТ в госсекторе: новые возможности и планы // CNews аналитика. - URL: http://www.cnews.ru/articles/it_v_gossektore_novye_vozmozhnosti_i_plany. (дата обращения: 23.10.2015).
2 Минкомсвязь России представила регионам рекомендации по переводу госуслуг в электронный вид// Министерство массовых коммуникаций и связи. - URL: http://www.minsvyaz.ru/ru/events/33864/. (дата обращения: 23.10.2015)._
существует и ряд трудностей, препятствующих популяризации электронных государственных услуг.
80 70 60 50 40 30 20 10 О
69,^'672'2
^0,5 72'3
34,4
ЗЗД2005 ■ 2010 ■ 2012 »2013 □ 2014
Получение Получение Предоставление Получение
информации о бланков форм заполненных государственных деятельности (например, форм (например,услуг полностью в органов власти статистической и статистической и электронном налоговой налоговой виде
отчетности) отчетности)
Рисунок 1 - Использование Интернета для взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления (в процентах от общего числа организаций)1
Figure 1 - Use of the Internet for interaction with public authorities and local government (in percentage of the total number of organizations)
Обращение к интернет-порталам за бланками форм и их отправкой нельзя считать полноценным использованием электронного правительства бизнесом, в данном случае это лишь использование отдельных элементов, что дает незначительное сокращение затрат на получение услуги.
Существенной проблемой является то, что место определенная доля неуверенности в том, что этот вариант более эффективен, чем традиционные способы получения государственных услуг. Поэтому представители бизнеса часто пользуются услугами сторонних организаций (посредников) при подготовке заявлений, сборе документов, получении
1Источник: Индикаторы информационного общества: 2016: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш и др.; - М.: НИУ ВШЭ, 2016._
результатов. Рассмотрим структуру использования Интернета организациями для получения государственных услуг полностью в электронном виде в зависимости от вида их экономической деятельности, (рис. 2)
.......................................... 77,1
Всего ШШШМтШИ^
I I 76,5
В том числе: поиск информации о., выплаты в фонды социального..
действия с налоговыми регистрация(перерегистрация)
нф6
W
8,68,7
7,7*<9
предоставление информации в ■■ подача таможенных деклараций щ
u\u\nv\\u\mvm\\\
_ 62,1
43,9
39,3
ijjjjjjjjjjjijjjjjj П? э"У л
участие в государственных закупках ^54,7
другие государственные услуги ^ЩЦВ^та ^ 28,
= 17,6
О 20 40 60
0 2014 «2013 ■ 2012 □ 2011
80
100
Рисунок 2 - Использование Интернета для получения государственных услуг полностью в электронном виде организациями по формам собственности (в процентах от общего числа организаций).1
Figure 2 - The use of the Internet for government services fully electronically by organizations according to forms of ownership (in percentage of the total number of organizations)
Так, серьезных различий в получении государственных электронных услуг организациями различных типов экономической деятельности в процентном соотношении не наблюдается.
Наибольшее число обращений за получением государственных услуг полностью в электронном виде в 2014 году в процентах от общего числа организаций наблюдается для организаций, занимающихся высшим образованием, химическим производством, исследованиями и разработками, - 46 %, 44,9% и 44,7% соответственно. Отставание наблюдается для организаций, занимающихся производством и распределением
1 Составлено по Индикаторы информационного общества: 2016: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш и др.;- М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 304 с._
электроэнергии газа и воды, транспортного сектора и прочими видами деятельности - 31,8%, 28,8% и 28,8 % на 2014 год соответственно.
При рассмотрении рисунка 3, можно сделать вывод, что в целом не наблюдается сильной зависимости обращений организаций за получением государственных услуг полностью в электронном виде от формы собственности и вида экономической деятельности. Влияние на выбор данного способа получения государственных услуг, как и в случае с гражданами, по мнению автора, оказывают субъективные факторы, например, психологическая готовность к внедрению Электронного правительства.
Всего В том числе: поиск информации о... выплаты в фонды социального...
действия с налоговыми... регистрация(перерегистрация)...
77,1 I
ЩШ
76,Е>
предоставление информации в...ЯЙЙММШДВЙ >Д9,4
подача таможенных декларации участие в государственных закупках другие государственные услуги
Ж
17,g°
43,9
□ 2014 S 2013 ■ 2012
□ 2011
20
40
60
80
100
Рисунок 3 - Использование организациями интернета для получения отдельных видов государственных услуг в 2011-2013 г. (в процентах от общего числа организаций1
Figure 3 - The use of the Internet by organizations for certain types of public services in 2011-2013 (in percentage of the total number of organizations)
При этом со стороны организаций иностранной формы собственности наблюдалось до 2014 большее количество обращений за получением государственных услуг полностью в электронном виде, чем со стороны организаций российской формы собственности, - 41,2% и 33,9% соответственно на 2013 год.
Однако в 2014 произошло резкое снижение количества обращений данной группы организаций до 35,3% по объективным причинам. Малые и средние предприятия менее активно обращаются к данному виду получения государственных услуг, чем крупные предприятия. В целом же по организациям различных видов экономической деятельности наиболее востребовано использование интернета в навигационных целях и для работы с налоговыми и статистическими документами (рис.4)
о
1 Составлено по Индикаторы информационного общества: 2016: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш и др.- М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 304 с._
Россия Франция Люксенбург Эстония Литва Латвия Греция Германия Венгрия Великобритания Австрия Румыния
I6
VP
8ls
- 8S
L9d
91900
■ 2013 □ 2012
20
40
60
80
100
120
Рисунок 4 - Организации, использующие Интернет для взаимодействия с органами государственной власти (в процентах от общего числа организаций предпринимательского сектора)1
Figure 4 - The organizations using the Internet to interact with public authorities (in percentage of total business sector organizations)
Можно наблюдать некоторую взаимосвязь количества обращений за получением государственных услуг полностью в электронном виде в процентном отношении и размера организации. Так для организаций с численностью работников 50 и менее человек в 2014 году этот показатель составил 30,3%, а для организаций с численностью работников более 10 ООО человек - 62,2%.2 Конечно, более востребованы электронные услуги у молодых предпринимателей, поэтому значительная часть предпринимателей обращаются к бумажному способу подачи заявления, но можно наблюдать и положительную динамику - количество электронных обращений возрастает. Наиболее востребованными у малого и среднего бизнеса
1 Составлено по Индикаторы информационного общества: 2016:статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш и др.;Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономки». - М.: НИУ ВШЭ, 2016.-304 с.
2 Индикаторы информационного общества: 2016:статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш и др.:Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономки». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 304 с._
0
являются услуги связанные со сферой торговли, предоставлением налоговой отчетности и регистрацией предприятиями.
Возвращаясь к теме востребованности подобных услуг в других странах (рис. 4), можно сказать, что в развитых странах ЕС использование Интернета для взаимодействия с органами государственной власти является практически нормой. В прибалтийских странах тоже достаточно высок уровень востребованности подобных услуг организациями предпринимательского сектора, в среднем более 90%. С учетом недавнего внедрения в России подобных способов взаимодействия можно сказать, что у нас достаточно хороший показатель- соответственно 76% на 2013 год.
Кроме того, активно реализуются различные международные проекты, направленные на развитие и обмен опытом в сфере создания Электронного правительства, например, с Индией, Киргизией, Угандой, Индонезией и др.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Устойчивость малого и среднего бизнеса во многом зависит от эффективности применения ИКТ как в государственном управлении, так и в бизнес-процессах. Существенной проблемой является то, что культурные возможности применения ИКТ отстают от скорости распространения данных технологий, их применение в профессиональной деятельности ограничивается для большинства использованием простейших программ. Граждане, в том числе представители бизнеса, заинтересованы прежде всего в простоте и своевременности получения качественных государственных электронных услуг и информации. Однако заранее прогнозируя трудности при обращении к электронным способам взаимодействия, они обращаются в посреднические организации. Кроме того, имеет место использование отдельных элементов Электронного правительства, что незначительно сокращает затраты на получение госуслуг. По мнению автора, субъективные факторы оказывают наибольшее влияние на выбор электронного способа взаимодействия с властью, поэтому необходимы меры по популяризации государственных электронных услуг в расчете на различного потребителя этих услуг.
В целом малые и средние предприятия менее активно обращаются к данному виду получения государственных услуг, чем крупные предприятия. Более востребован электронный способ взаимодействия у молодых предпринимателей.
Библиография/References:
1. Губарева Т.В., Патрусова A.M., Морнова Ю.В., Слепнева Е.А. Реализация проекта «Электронное правительство» в Российской Федерации II Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2014. - № 4 (18). - С. 9 - 14.
2. Дьякова Е.Г. Переход к электронному правительству и национальная специфика: чему учит опыт Китая? II Социум и власть. - 2013. - № 3. - С. 36 - 39.
3. ИТ в госсекторе: новые возможности и планы - URL: http://www.cnews.ru/articles/it_v_gossektore_novye_vozmozhnostiJ_plany. (дата обращения: 23.10.2015).
4. Козырев А.О. Электронные услуги для граждан и бизнеса - URL: http://www.minsvyaz.rU/ru/activity/directions/4/. (дата обращения: 23.10.2015).
5. Неверов А.Н., Неверова A.B., Губайдуллина Г.Г. Экспериментальное изучение психологической готовности россиян к электронному правительству: экономико-психологический подход II Наука и общество. - 2013. - № 1 (10). - С. 129 -136.
6. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство России в новых условиях II Politbook. - 2015,-№2.-С. 6-32.
7. Подольная Н.Н. Распространение информационных и коммуникационных технологий в домашних хозяйствах и экономическое развитие: региональные аспекты II Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 38 (323). - С. 22 - 32.
8. Программа сотрудничества ЕС и России (Tacis): Развитие электронного правительства на региональном уровне: услуги для малого и среднего бизнеса II Центр технологий электронного правительства. - URL:.http://www.egov-center.ru/en/node/172. (дата обращения:23.10.2015).
9. Таратухин В.В., Баженова Е.А. Влияние информационно-коммуникационных технологий на управление бизнес-процессами малых и средних предприятий в развивающихся странах II Бизнес-информатика. - 2012. - № 3 (21) - С. 9 - 16.
10. West D.M. Digital Government: Technology and Public Sector Performance. Princeton Univ. Press, Princeton, 2007. 256 p.
1. Gubareva, T.V., Patrusova, A.M., Mornova, lu.V., Slepneva, E.A. (2014) Realizatsiia proekta «Elektronnoe pravitel'stvo» v Rossiiskoi Federatsii [Realization of project "E-government" in Russian Federation] II Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Sibiri [Issues of Social - Economic Development of Siberia], - № 4 (18). - P. 9 - 14. (In Russ.)
2. D'iakova, E.G. (2013) Perekhod k elektronnomu pravitel'stvu i natsional'naia spetsifika: chemu uchit opyt Kitaia? [Change-over to e-government and national specific : what does teach experience of China?] II Sotsium i vlast' [Society and Power], - № 3. - P. 36 - 39. (In Russ.)
3. IT v gossektore: novye vozmozhnosti i plany [IT in the public administration: the new possibilities and plans] - URL: http://www.cnews.ru/articles/it_v_gossektore_novye_vozmozhnosti _i_plany. (Data obrashcheniia: 23.10.2015). (In Russ.)
4. Kozyrev, A.O. Elektronnye uslugi dlia grazhdan i biznesa [The e-services services for citizens and business], - URL: http://www.minsvyaz.rU/ru/activity/directions/4/. (Data obrashcheniia: 23.10.2015). (In Russ.)
5. Neverov, A.N., Neverova, A.V., Gubaidullina, G.G. (2013) Eksperimental'noe izuchenie psikhologicheskoi gotovnosti rossiian k elektronnomu pravitel'stvu: ekonomiko-psikhologicheskii podkhod [Experimental study of mental set of Russians to e-government: economic and psychological aspects] II Nauka i obshchestvo [Science and Society], - № 1 (10). - P. 129 - 136. (In Russ.)
6. Pavliutenkova, M.lu. (2015) Elektronnoe pravitel'stvo Rossii v novykh usloviiakh [Russian e-government in the new conditions] II Politbook. - №2. - P. 6 - 32. (In Russ.)
7. Podol'naia, N.N. (2015) Rasprostranenie informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii v domashnikh khoziaistvakh i ekonomicheskoe razvitie: regional'nye aspekty [The informatization in household and economic development: regional aspects] II Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Security], - № 38 (323). - P. 22-32. (In Russ.)
8. Programma sotrudnichestva ES i Rossii (Tacis): Razvitie elektronnogo pravitel'stva na regional'nom urovne: uslugi dlia malogo i srednego biznesa [The programme of cooperation of EC and Russia (Tacis) : regional development of e-government : services for small and medium businesses] - URL:.http://www.egov-center.ru/en/node/172. (Data obrashcheniia: 23.10.2015). (In Russ.)
9. Taratukhin, V.V., Bazhenova, E.A. (2012) Vliianie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii na upravlenie biznes-protsessami malykh i srednikh predpriiatii v razvivaiushchikhsia stranakh [Influence of information and of communication technologies on business process management of small and medium enterprises in developing countries] II Biznes-informatika [Business Informatics], - №3 (21) - P. 9 - 16. (In Russ.)