Научная статья на тему 'Электронное учебное пособие «Задачник по программированию на языке Pascal»'

Электронное учебное пособие «Задачник по программированию на языке Pascal» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное учебное пособие «Задачник по программированию на языке Pascal»»

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (16), 2010

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ЗАДАЧНИК ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ЯЗЫКЕ PASCAL»

С.В. Давыдова, Е.В. Клыгина

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия

Создание электронных учебных материалов и средств поддержки образовательного процесса является одним из направлений информатизации образования. В процессе обучения целесообразно использовать электронные издания, которые частично или полностью могут заменить или дополнить учебник. В настоящее время широко используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса: электронные учебные пособия, электронные учебники, электронные задачники, компьютерная тестирующая система и т. д. Электронные учебные пособия (ЭУП) позволяют преподавателю индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий, а каждому студенту, независимо от уровня подготовки, активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль [1; 3].

При изучении программирования эффективной является работа, связанная с систематизацией полученной информации и решением практических задач. Большое количество задач по разным темам поможет организовать индивидуальную работу со студентами. Сначала предлагается решать достаточно простые задачи, затем более сложные, требующие творческого подхода и нетривиального мышления.

В процессе обучения нередко возникает ситуация, когда студент достаточно быстро усваивает материал, и ему становится на занятии малоинтересно. С другой стороны, у многих студентов очень слабая подготовка по программированию, поэтому преподавателю необходимо иметь в «запасе» как простые задачи, так и задачи повышенной сложности.

Компьютерный задачник - учебное издание, позволяющее с помощью компьютера отработать приемы решения типовых задач, наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены [2]. При

работе с задачником изучение тем по программированию осуществляется через решение задач. В этом случае усвоение материала осуществляется в процессе практической учебной деятельности студента: написания собственных программ, анализа и исправления ошибок в готовых программах, оптимизации готового решения задачи, поиска своего нового варианта решения задачи.

Разработанное электронное учебное пособие «Задачник по программированию на языке Ра8са1» предназначен для студентов 1 курса Института математики, физики и информатики при изучении курса «Информатика и программирование» на занятиях и для самостоятельной работы. ЭУП «Задачник по программированию на языке Ра8са1» включает 3 раздела: «Теория», «Задачи», «Тесты».

В разделе «Теория» представлен краткий теоретический материал по темам «Алгоритмы», «Основные понятия языке Ра8са1», «Типы данных». По теме «Алгоритмы» рассматривается понятие алгоритма и его свойства, дается определение исполнителя алгоритма, описываются алгоритмические конструкции. По «Основным понятиям языка Ра8са1» описываются алфавит и основные операторы языка программирования, структура программы, базовые типы данных (целые, вещественные, логические и символьные), запись алгоритмических конструкций на языке Ра8-са1. Описание ограниченных, перечисляемых, строковых, множественных, комбинированных типов данных и массивов дается в теме «Типы данных».

Раздел «Задачи» содержит подборку задач на реализацию различных алгоритмов (линейных, разветвляющихся, циклических), использование процедур и функций, применение простых и составных типов данных для решения задач.

По каждой теме предлагаются как примеры решенных задач с описанием блок-схем, кодов программ, так и задачи для самостоятельного решения. К некоторым задачам для самостоятельного решения приведены примеры готовых программ. В этом слу-

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

чае студент может, проанализировав свой и готовый вариант решения, или исправить ошибки у себя (если таковые имеются), или предложить свой новый вариант решения задачи, указав его особенность, оптимальность. В задачнике всего содержится более 250 задач. Предложены варианты решений для более 100 задач (программная реализация в Turbo Pascal и консольном приложении Turbo Delphi).

Контроль знаний реализован в разделе «Тесты», в котором представлено 7 тестов по различным темам пособия. В каждом тесте от 15 до 25 заданий закрытого типа.

При создании электронного учебного пособия «Задачник по программированию на языке Pascal» использовались: для написания и редактирования html-страниц Microsoft FrontPage и Notepad ++; для создания нави-

гационного флеш-меню Flash Menu Labs; для обработки изображений Adobe Photoshop CS4; для организации тестового контроля Html и Java-script.

Литература

1. Информатизация образования: направления, средства, технологии: учеб. пособие / под ред. С.И. Масловой. М., 2004. URL: http:// edu.kspu.ru/file.php/1/hrestomatia/part11 .html

2. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии: методич. пособие для преподавателей / В.П. Демкин, Г.В. Можаева. Томск, 2003. URL: http://www.ict.edu.ru/it/003621/dict.html

3. Создание электронного учебника / О.П. Тре-

губова. М., 2008-2009. URL: http://festival.

1september.ru/ articles/526252/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.