Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (16), 2010
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ЗАДАЧНИК ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ЯЗЫКЕ PASCAL»
С.В. Давыдова, Е.В. Клыгина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия
Создание электронных учебных материалов и средств поддержки образовательного процесса является одним из направлений информатизации образования. В процессе обучения целесообразно использовать электронные издания, которые частично или полностью могут заменить или дополнить учебник. В настоящее время широко используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса: электронные учебные пособия, электронные учебники, электронные задачники, компьютерная тестирующая система и т. д. Электронные учебные пособия (ЭУП) позволяют преподавателю индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий, а каждому студенту, независимо от уровня подготовки, активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль [1; 3].
При изучении программирования эффективной является работа, связанная с систематизацией полученной информации и решением практических задач. Большое количество задач по разным темам поможет организовать индивидуальную работу со студентами. Сначала предлагается решать достаточно простые задачи, затем более сложные, требующие творческого подхода и нетривиального мышления.
В процессе обучения нередко возникает ситуация, когда студент достаточно быстро усваивает материал, и ему становится на занятии малоинтересно. С другой стороны, у многих студентов очень слабая подготовка по программированию, поэтому преподавателю необходимо иметь в «запасе» как простые задачи, так и задачи повышенной сложности.
Компьютерный задачник - учебное издание, позволяющее с помощью компьютера отработать приемы решения типовых задач, наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены [2]. При
работе с задачником изучение тем по программированию осуществляется через решение задач. В этом случае усвоение материала осуществляется в процессе практической учебной деятельности студента: написания собственных программ, анализа и исправления ошибок в готовых программах, оптимизации готового решения задачи, поиска своего нового варианта решения задачи.
Разработанное электронное учебное пособие «Задачник по программированию на языке Ра8са1» предназначен для студентов 1 курса Института математики, физики и информатики при изучении курса «Информатика и программирование» на занятиях и для самостоятельной работы. ЭУП «Задачник по программированию на языке Ра8са1» включает 3 раздела: «Теория», «Задачи», «Тесты».
В разделе «Теория» представлен краткий теоретический материал по темам «Алгоритмы», «Основные понятия языке Ра8са1», «Типы данных». По теме «Алгоритмы» рассматривается понятие алгоритма и его свойства, дается определение исполнителя алгоритма, описываются алгоритмические конструкции. По «Основным понятиям языка Ра8са1» описываются алфавит и основные операторы языка программирования, структура программы, базовые типы данных (целые, вещественные, логические и символьные), запись алгоритмических конструкций на языке Ра8-са1. Описание ограниченных, перечисляемых, строковых, множественных, комбинированных типов данных и массивов дается в теме «Типы данных».
Раздел «Задачи» содержит подборку задач на реализацию различных алгоритмов (линейных, разветвляющихся, циклических), использование процедур и функций, применение простых и составных типов данных для решения задач.
По каждой теме предлагаются как примеры решенных задач с описанием блок-схем, кодов программ, так и задачи для самостоятельного решения. К некоторым задачам для самостоятельного решения приведены примеры готовых программ. В этом слу-
1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
чае студент может, проанализировав свой и готовый вариант решения, или исправить ошибки у себя (если таковые имеются), или предложить свой новый вариант решения задачи, указав его особенность, оптимальность. В задачнике всего содержится более 250 задач. Предложены варианты решений для более 100 задач (программная реализация в Turbo Pascal и консольном приложении Turbo Delphi).
Контроль знаний реализован в разделе «Тесты», в котором представлено 7 тестов по различным темам пособия. В каждом тесте от 15 до 25 заданий закрытого типа.
При создании электронного учебного пособия «Задачник по программированию на языке Pascal» использовались: для написания и редактирования html-страниц Microsoft FrontPage и Notepad ++; для создания нави-
гационного флеш-меню Flash Menu Labs; для обработки изображений Adobe Photoshop CS4; для организации тестового контроля Html и Java-script.
Литература
1. Информатизация образования: направления, средства, технологии: учеб. пособие / под ред. С.И. Масловой. М., 2004. URL: http:// edu.kspu.ru/file.php/1/hrestomatia/part11 .html
2. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии: методич. пособие для преподавателей / В.П. Демкин, Г.В. Можаева. Томск, 2003. URL: http://www.ict.edu.ru/it/003621/dict.html
3. Создание электронного учебника / О.П. Тре-
губова. М., 2008-2009. URL: http://festival.
1september.ru/ articles/526252/