Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
Леонова М.В.
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧАСТИЕ В РОСШИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: СТРАТЕГИИ, МЕХАНИЗМЫ, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Аннотация
В статье дан обзор текущего состояния одного из направлений концепции электронного правительства - «электронное участие». Обсуждаются динамика этой концепции в странах ЕС и существующие механизмы обратных связей в рамках электронного участия. Проанализирован уровень развития электронного участия (далее - э-участия) в РФ, а также результаты исследования полноты и качества обратных связей сайтов ФОИВ РФ за период 2007-2009 гг. Выявлено, что из эталонного множества, включающего одиннадцать механизмов обратных связей, только шесть актуальны для развития э-участия в РФ.
Ключевые слова: прозрачность власти; он-лайн консультации; доверительное взаимодействие.
Развитие системы государственного управления и ее демократизация в современных условиях трудноосуществимы без разработки новых вариантов взаимодействия субъектов и объектов государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для повышения уровня доступности и прозрачности власти. Внедрение ИКТ в государственное управление обычно ассоциируется с электронным правительством (далее - ЭП или э-правительство).
Можно согласиться с мнением О. Голубицкого и Е. Шевчука о том, что «электронное правительство как обеспечение государственных структур ИТ-решениями означает дополнительные бюджетные затраты, направленные на простое дублирование в электронном виде офф-лайновой деятельности» [1]. Но существует и другой подход. В странах, которые в числе первых се-
124
Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...
рьезно обратили внимание на ИТ-разработки, в первую очередь в США и Великобритании, электронное правительство рассматривается скорее как концепция повышения эффективности деятельности государства в целом. Таким образом, мы делаем акцент на том, что электронное правительство, не как затратное частичное технологическое решение, а как концепция осуществления управления государством, является необходимым элементом масштабного информационного преобразования общества.
Исследования зарубежных ученых показали, что новые способы взаимодействия граждан с органами власти, предлагаемые Интернетом [9], способствуют развитию методов управления государством, расширяют возможности воздействия гражданского общества на аппарат управления государством. Доказано, что развитие э-правительства вовлекает в управление государством ранее политически неактивные группы населения (Р. Гибсон, С. Уорд, У Лоуз-ли и др.) [8]. Развитие демократии и создание новых форм диалога государства с гражданами или развитие гражданского участия в принимаемых государством решениях, основанное на использовании ИКТ, получило название «^Participation» или «электронное участие» (э-участие).
Под электронным участием в данном исследовании понимается использование ИКТ для вовлечения различных групп граждан в публичную политику и развития новых эффективных форм взаимодействия с органами власти. Электронное участие - это двусторонний обмен информацией между гражданами (бизнес-сообщество, экспертное сообщество, гражданское общество в целом) и представителями государственной власти всех уровней компетенции.
Реализация э-участия имеет два важных аспекта. Первый состоит в том, что при разработке сайтов министерств и ведомств обязательно должны быть созданы простые и доступные для пользователей (граждан, объединений, бизнес-структур и ведомств) инструменты э-участия. Второй связан со степенью активности граждан в части применения этих инструментов и организации учета их мнения при разработке и принятии значимых социальноэкономических решений.
Эффективные механизмы обратной связи (далее - ОС) на сайтах ЭП реализуют э-участие граждан и организаций в принятии значимых решений тем или иным ведомством, а также готовность к адекватному реагированию на запросы граждан, бизнесменов и ведомств. Хорошо организованные механизмы ОС значительно упрощают получение значимой информации гражданами, обеспечивают возможность анализа мнений различных групп граждан органами власти, а также реальное участие граждан в принимаемых органами власти решениях и гражданский контроль деятельности министерств и ведомств.
Понятие э-участия впервые появилось в модели развития э-правительства Европейского Союза. Исследователи отмечают, что в 2000 г., на начальном этапе развития нормативной базы э-правительства в ЕС, программа «EC: Reforming the Commission, A White Paper, Brussels 2000» упоминала лишь необходимость прозрачности власти (transparency) [12].
Уже в следующем году в документе «European Commission: European Governance, a White Paper, Brussels 2001» была признана необходимость прео-
125
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
доления барьера в коммуникациях с гражданами. Появилось понятие он-лайн консультаций, т.е. высказывания мнений независимыми консультантами, и в том числе гражданами, по вопросам работы Комиссии. 2005 год ознаменован значительным развитием концепции э-участия. В документе «Action plan to improve communicating Europe by the Commission 2005» появилось понятие доверительное взаимодействие (less formal interaction). Отмечены необходимость взаимодействия с гражданами, «донесение» обществу информации о принимаемых решениях, новых документах, программах и др. Установлен минимальный уровень консультаций с заинтересованными сторонами при принятии решений в ЕС, даны рекомендации национальным правительствам по развитию э-участия.
Трудности с принятием общеевропейской Конституции в том же году содействовали развитию концепции э-участия, закрепленной в «Плане «Д» -демократия, диалог, дискуссия» (European Commission: The Commission’s contribution to the period of reflection and beyond: Plan-D for Democracy, Dialogue and Debate, Brussels 2005). А появление Web 2.0 способствовало развитию механизмов прямого участия граждан в принятии и поддержке политических решений (European Commission: Communicating Europe in Partnership 2007; Communicating about Europe via the Internet, engaging the citizens, SEC(2007)1742, Brussels, 21.12.2007).
Создание ряда межнациональных и национальных сервисов для развития э-участия привело концептуальные построения к практическим результатам. В 2008 г. Европейская Комиссия реформировала «План Д», акцентировав внимание на работе с гражданами: «лучше прислушиваться к мнениям и подробнее объяснять проводимые программы и политики». Диалог расширяется привлечением СМИ.
Э-участие развивается с использованием э-правительств местного, регионального, национального и межнационального уровней, на которых запущен ряд проектов в рамках инициативы «Плана Д». Европейские граждане получили возможность высказывать свое мнение, участвуя в прямых дебатах, интерактивных форумах (public spaces), используя ряд механизмов, которые будут описаны ниже.
Систематическими исследованиями э-участия с 2006 г. занимается организация DEMO-net: The eParticipation Network1. Специалистами этого проекта разработаны 11 инструментов реализации э-участия [7]:
1. Предоставление информации. ИКТ используется для организации, презентаций и управления информацией в аспекте публичного участия: доступ к информации о законодательных требованиях, предоставление информации о работе ведомств, формирование положительного образа ведомств и повышение их открытости, а также рост социальной эффективности.
2. Создание групп э-участия (community). ИКТ способствуют формированию и развитию активных групп населения, обмену информацией между ними на основе механизмов регистрации, поддержки и верификации пользователей. Это «площадки для обсуждения», возможность объединения в группы и обмена информацией внутри их, а также вы-
126
Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...
ражения группового мнения. Группы модерируются самими пользователями или внешними администраторами.
3. Он-лайн консультации: учет мнения заинтересованных лиц - стейкхолдеров (stakeholders). ИКТ позволяет стейкхолдерам высказывать мнение (в личном или публичном порядке) по различным проблемам и вопросам, т.е. консультации от граждан - к правительству. В рамках этого механизма могут работать все формы выражения мнения с помощью ИКТ: от анонимного до возможности подписаться электронным ключом. Он позволяет «собрать» мнения в форме свободных высказываний, а не формировать их посредством информационных, рекламных или иных кампаний.
4. Проведение кампаний/публичных акций. ИКТ используются для проведения акций протеста, лоббирования интересов социальных групп, подачи петиций и других форм коллективного действия (за исключением предвыборных кампаний). Механизм обеспечивает выражение своего мнения различными гражданскими, бизнес- и экспертными группами, предполагая активное влияние на формирование взглядов других граждан. Пример: сбор подписей под обращением к Президенту. Дискуссия в чистом виде отсутствует.
5. Предвыборные кампании. Механизм позволяет проводить предвыборные кампании с использованием Интернета: размещать предвыборные программы, проводить он-лайн обсуждения, транслировать выступления кандидатов и пр.
6. Слабоструктурированное обсуждение (deliberation, множественные высказывания граждан без довлеющего мнения). Обсуждаются различные инициативы в форме он-лайн дискуссий внутри малых и больших групп граждан, как модерируемых (структурированных) так и нет. Характерно отсутствие активного участия представителей власти. В этом смысле есть некоторое сходство с механизмом номер три, но, в отличие от консультаций, обсуждение проблем и мнений происходит внутри групп граждан.
7. Дискурс. Обсуждение проблем и совместная выработка решений проблем гражданами и представителями власти. Характерны модерируемая дискуссия, экспертный анализ принимаемых решений. Реализуется как диалог между гражданами/активными группами и уполномоченными представителями власти в процессе выработки решений.
8. Разрешение конфликтных ситуаций он-лайн (mediation). ИКТ облегчают разрешение споров и конфликтов методом он-лайн взаимодействия. Сайты предоставляют гражданам возможность высказывания мнений о работе ведомства или отдельных его служащих. Анализируются конфликтные ситуации, при необходимости к разрешению споров привлекаются вышестоящие инстанции.
9. Городское планирование и вопросы защиты окружающей среды. Обсуждение вопросов планирования городского пространства, архитектуры и др. Возможность он-лайн мониторинга экологической ситуации по ключевым показателям, отчетам, участие в публичных акциях.
127
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
10. Проведение опросов граждан. ИКТ используется для определения общественного мнения методом электронных опросных листов. Лист может содержать как один, так и несколько вопросов. Обсуждение анкет и любая другая дискуссия не предполагаются.
11. Он-лайн выборы. Проведение выборов различного уровня: от муниципальных до общенациональных в «электронном» формате. Исследователи университета Македонии в 2009 г. проанализировали механизмы э-участия на 255 сайтах различного уровня э-правительства: от муниципального до общеевропейского [11]. Уровень «проникновения» механизмов на сайтах варьировался в зависимости от сложности реализации. (Для он-лайн голосования - до 4% сайтов, на 30% представлена слабоструктурированная дискуссия и т.д.).
Развитие э-участия в России имеет ряд особенностей. «Программные» нормативные документы2, регламентирующие э-участие, направлены на реформирование системы управления государством и создание новых форм взаимодействия с гражданами на основе новейших информационнокоммуникационных технологий [7]. Их основные требования: доступность государственных услуг он-лайн, простота их использования, прозрачность и контроль деятельности ведомств. К планируемым показателям эффективности э-правительства относятся:
- улучшение качества и доступности государственных услуг;
- развитие информационной открытости ведомств - гарантированный доступ граждан и компаний к информации, касающейся их прав и свобод;
- уменьшение количества бюрократических процедур;
- снижение себестоимости государственных услуг.
Следовательно, сейчас развитие э-правительства в РФ направлено на обеспечение государственных услуг и информационную открытость органов государственной власти. Однако результативность этих усилий пока что под вопросом.
Например, Институт развития свободы информации ежегодно составляет рейтинг информационной открытости федеральных и региональных органов государственной власти. В 2009 г. максимальная открытость сайта ФОИВ составляла 55%, в 2008 - 38,4% , а в 2007 г. - 49,3% [2]. Средний уровень открытости сайтов не превышает 30%, т.е. усилия в области повышения прозрачности федеральных органов власти пока не дают впечатляющих результатов.
Что же касается предоставления государственных услуг, то Ассоциация менеджеров в марте-апреле 2009 г. провела пилотное исследование общественного восприятия электронного формата работы федеральных органов исполнительной власти. Авторы аналитического доклада Ассоциации менеджеров отмечают: «В целом исследование продемонстрировало значимое несоответствие между общественным запросом на тип информации и виды государственных услуг и реальными возможностями, предоставляемыми веб-сайтами федеральных органов исполнительной власти. Однако нельзя не заметить, что сам по себе спрос граждан и бизнеса на электронный формат взаимодействия артикулирован нечетко, что связано с практическим
128
Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...
отсутствием электронного взаимодействия населения и государства». Только 30% исследованных сайтов получили итоговый балл выше 0,5 при максимальной оценке «единица» [6].
Мониторинг полноты возможностей реализации и качества механизмов ОС в рамках э-участия в РФ ведется только группой исследователей ИСА РАН и МФТИ [10,11]. В 2007-2008 гг. проанализированы сайты э-правительства федерального уровня, а также нормативные документы и программы дальнейшего развития ресурсов э-правительства. По результатам исследования сформирован оптимальный перечень механизмов обратных связей, которые могут быть реализованы на сайтах э-правительства федерального уровня. Пилотные оценки их эффективности приведены в работе автора совместно с проф. В.Н.Якимцом, опубликованной в 2009 г. [5]. Анализировались следующие механизмы обратных связей:
1. Предоставление информации: возможность войти на сайт и ознакомиться с размещенными материалами, а также скопировать или распечатать необходимый материал.
2. Простой вопрос: возможность задать простой вопрос и получить на него оперативный ответ (в сроки, удовлетворяющие требованиям эксперта).
3. Запрос, требующий подготовки экспертного заключения: возможность запроса, требующего подготовки экспертного заключения ведомством, и получения ответа в пределах установленного времени.
4. Комментарий: возможность комментировать материалы ведомства или описанные в них процедуры.
5. Оценка проектов и общественная экспертиза: создана ли процедура участия граждан и учета их мнений в оценке тех или иных проектных предложений; имеется ли возможность общественной экспертизы документов и проектных предложений ведомства.
6. Включение в общественный совет: создана ли процедура включения граждан с правом совещательного и/или решающего голоса в состав общественных, попечительских, наблюдательных советов при ведомстве, а также их ротации.
7. Общественный контроль: возможность общественного контроля деятельности ведомства со стороны граждан.
В табл. 1 представлены возможные формы обратной связи с пользователями сайтов:
Таблица 1
Предоставление информации Консультации, высказы- вание мнений Оценка деятельности ведомства гражданами, общественный контроль Предложения граждан Совместная выработка решений
Регулярно обновляемые новости на сайте Список ответственных служащих по каждому из вопросов Анонимная он-лайн форма Анонимная он-лайн форма Возможность он-лайн стать участником экспертного совета
129
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
(продолжение табл. 1)
Удобная поисковая система, тематические подборки для разных групп пользователей FAQ Он-лайн форма (регистрация) Он-лайн форма (регистрация) Он-лайн заседания экспертного совета
Рассылки новостей Публикация всех ответов на обращения граждан Подписание он-лайн петиций и предложений Подписание он-лайн петиций и предложений Интернет- конференция
RSS Он-лайн форма «задать вопрос» Анкетирование пользователей Интернет- конференция Результаты работы экспертного совета публикуются на сайте
Закрытые рассылки (регистрация) Возможность получить экспертные консультации Публикация на сайте аналитических и критических статей СМИ Блог Интернет- конференция
Закрытый поиск информации (регистрация) Форум Возможность он-лайн комментировать опубликованный материал Возможность он-лайн комментировать опубликованный материал Блог
Список отвественных служащих по каждому из вопросов Интернет- конференция Форум Закрытый форум только для участников экспертного совета
FAQ (часто задаваемые вопросы) Блог Интернет- конференция
Публикация всех ответов на обращения граждан Блог
Он-лайн форма «задать вопрос» e-mail, телефон, ICQ
Возможность задать «сложный» вопрос Список ответственных служащих по каждому из вопросов
Интернет- конференция
Представленные в таблице инструменты для создания различных механизмов электронного участия одинаковы для РФ и ЕС. Следовательно, возможно провести покомпонентное сравнение, составив матрицу3. В строках матрицы (табл. 2) расположены 11 инструментов э-участия, используемые на сайтах ЕС, в столбцах - инструменты ОС в рамках э-правительства России. В ячейках матрицы ставится 1, если функционалы механизмов имеют пересечения, или 0 - если нет.
130
Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...
Таблица 2
Матрица сопоставления: механизмы э-участия в России и Европейском Союзе
Инструменты ОС РФ
DEMO-net e-participation areas Предоставление информ. Простой вопрос Запрос, требующий подготовки экспертного заключения Комментарий Оценка проектов и общественная экспертиза Включение в общественный совет Общественный контроль работы ведомства
A1 A2 A3 A4 A5 A6 A7 Sum B
Предоставление информации B1 1 1 1 0 0 0 0 3
Создание групп э-участия B2 1 0 0 1 1 1 1 5
Он-лайн консультации B3 1 0 0 1 0 0 0 2
Проведение кампаний/ публичных акций B4 1 0 0 1 1 0 0 3
Предвыборные кампании B5 0 0 0 0 0 0 0 0
Слабоструктури- рованное обсуждение B6 0 0 0 1 0 0 0 1
Дискурс B7 1 0 0 1 1 0 0 3
Разрешение конфликтных ситуаций он-лайн B8 0 1 0 1 0 0 0 2
Городское планирование и защита окружающей среды B9 1 0 0 1 1 0 0 3
Проведение опросов среди граждан B10 0 0 0 1 1 0 0 2
Он-лайн выборы B11 0 0 0 0 0 0 0 0
Sum A 6 2 1 8 5 1 1
Некоторые из инструментов неприменимы на сайтах ФОИВ РФ в силу законодательных или иных ограничений («Предвыборные кампании», «Онлайн выборы»). Механизм «предоставление информации» имеет схожую трактовку в обеих концепциях. Нетрудно заметить, что сложность механизмов в целом у сайтов ЕС выше, они разнообразнее.
Сравнивая различные варианты ОС с помощью разработанных в рамках проекта оценки сайтов ФОИВ, возможно составить так называемое эталонное
131
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
множество механизмов ОС для заданного набора сайтов ведомств. Такой список из 14 инструментов был представлен в сентябре 2009 г. для анализа трем группам экспертов: «представители бизнеса», «представители власти» и «граждане».
Было установлено, что ряд достаточно перспективных инструментов ОС, разработанных авторами зарубежных сайтов, в РФ не используется. В то же время э-правительство федерального уровня внедряет на сайтах свои инструменты, например «общественная экспертиза проектов» или «общественный контроль работы ведомства». Поскольку модель функционирования и развития ЭП во многом имеет свойства аналогичных моделей, развиваемых за рубежом, целесообразно создать механизм оценки результатов внедрения ОС с учетом опыта различных стран. Наиболее важно в данном случае правильно выбрать инструменты ОС для оценки их полноты и эффективности. Простое копирование модели, используемой в ЕС, например, ограничивает набор механизмов ОС независимо от существующих в России.
Исследование э-правительства в России проведено в 2009 г. на сайтах министерств, федеральных агентств и федеральных служб, а также ряда других сайтов, например «Национальные проекты». В сформированную специальным образом группу объектов исследования вошли 72 сайта.
На рис. 1 представлены результаты оценки применяемости инструментов эталонного множества на исследуемых сайтах.
Рисунок 1
Оценка наличия инструментов обратной связи на сайтах ЭП РФ, %
Ш Бизнес К Граждане
□ Представители власти
21
1
I
g а
X CD г5 Q.
CQ СГ
О
Он Он
S а X о 2 Л и *
2 о
rO s
X
X
X
18
X
0
2 s
Л X X X Он Л О X
'О S л 3 CQ ^ «
CD
Он
с
0
VO
о
о
и
51
22
1 1 6
68
f
/Ч
/ч
1
Л
X
о
Он
VO
о
X
н
Он
О
X CQ
<п о х н
X & QD 4> CQ О Н Он
о х
VO
О
X
X
X"
л
&
CD
X
о
&
Он
CD
X
CQ
Н
О
Он
X
о
Он
С
96 г 100
|
/ч
/Ч
I
-80
-60
-40
-20
-0
При анализе функционирования 72 сайтов экспертами было установлено, что из 14 инструментов ОС, применяемых на сайтах ЭП стран ЕС, в России фактически нашли применение лишь 6 инструментов.
Следует отметить, что эксперты различных групп, проводя оценку независимо друг от друга, пришли к практически единому мнению. Наиболее распространенными инструментами ОС оказались «предоставление информации» (имеются не более чем на 90% сайтов) и «простой вопрос» (более
132
Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...
чем на 2/3 сайтов). Инструмент «запрос, требующий подготовки экспертного заключения от ведомства» представлен лишь на 40% сайтов. Очевидно, что такое использование инструментов ОС деформирует исходную идею развития ЭП России, снижает потенциал развития э-участия и ограничивает гражданскую инициативу.
Опираясь на результаты исследования, а также исходя из опыта разработки электронного правительства и моделей э-участия в странах ЕС и США, целесообразно наладить в РФ систему мониторинга полноты и качества обратных связей.
Установлено также, что информационные ресурсы развиваются не в соответствии с концепцией э-правительства и э-демократии, заявленными в программе «Электронная Россия». Более того, развитие ведущих ресурсов ФОИВ РФ мало соответствует уровню сайтов электронного правительства стран ЕС. Причин тому может быть несколько.
1. Методология э-правительства недостаточно учитывается при создании сайтов. Доминирует подход либо как к разработке интернет-базы данных документов, либо как к созданию «визитной карточки», удовлетворяющей требованиям ряда нормативных документов.
2. Отсутствует системный подход к разработке коммуникативных структур ресурсов (сайты не «раскручиваются», нет мониторинга взаимодействия с гражданами, вовлечения граждан в дискуссию при выработке решений).
3. Система коммуникации независимых экспертов научного сообщества с представителями госструктур не выстроена. Независимые экспертные группы есть в ряде ведомств, однако они работают в закрытом режиме.
4. Минимизируются усилия по развитию э-правительства.
5. У ведомств недостаточна квалификация в сфере коммуникаций с пользователями.
Учитывая, что для организации инструментов ОС современные технологии представляют большой набор возможностей (форумы, RSS, блоги, wiki, твиттеры, социальные сети и пр.), ограничиваться обычными формами «вопрос - ответ» и форумами, организуя 1-3 инструмента ОС, - недальновидная стратегия развития электронного правительства.
В целом, представляется необходимым более полное представление механизмов ОС, направленных на развитие электронного участия: предоставление возможностей для дискурса, слабоструктурированного обсуждения, представления он-лайн петиций. При увеличении «проникновения» Интернет, сокращении цифрового неравенства и действиях государственных властей, направленных на снижение показателей «социальных причин», указанных выше, роль э-участия в общем демократическом процессе, несомненно, возрастает.
Несмотря на существующую инертность граждан в процессах управления, использование механизмов обратной связи на сайтах электронного правительства при активном участии органов власти всех уровней способно придать новый импульс развитию гражданского общества.
133
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубицкий О., Шевчук Е. Технология e-Government. - Киев: 2001. - Режим доступа к электронной копии книги. http://www.capri.ustu.ru/e-government/ e-government.htm.
2. Итоговый сводный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в 2009 году. Институт развития свободы информации. Режим доступа http://svobodainfo.ru/ru/node/24.
3. Леонова М.В., Якимец В.Н. Индекс оценки полноты и качества обратных связей информационных ресурсов государственной власти. Труды ИСА РАН, Т. 34. «Инновации в общественной сфере». - М.: ЛКИ, 2008. - С. 351-363.
4. Леонова М.В., Якимец В.Н. Композитный индекс оценки эффективности обратных связей информационных ресурсов ФОИВ России. Сб. трудов «Интернет и современное общество». - СПб.: СПбГУ, 2007. - С. 217-220.
5. Леонова М.В., Якимец В.Н. О развитости обратных связей на сайтах э-пра-вительства: индекс оценки, пилотные измерения, критерий «дружелюбности», актуальность в условиях кризиса. В книге «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации». - М.: МАКС Прес, 2009. - С. 548-556.
6. Электронное государство: Насколько информативны и полезны для общественности Интернет-сайты федеральных органов исполнительной власти. Аналитический доклад. - М.: Ассоциация менеджеров, 2009. - С. 36.
7. DEMO-net. Introducing eParticipation. DEMO-net booklet series № 1. 5 31, 2007. http://www.demo-net.org.
8. Gibson R., Lusoli Participation, Political Organisations and the Impact of the Internet. L215252036. Режим доступа http://www.esrc.ac.uk.
9. Kampen J., Snijkers K. E-Democracy. A critical evaluation of the ultimate E-dream // Social science computer review. - Los Angeles, CA, USA, London, UK et al., 2003. -Vol. 21. № 4 . P. 492.
10. Pak O. Formation of the E-Government in the Russian Federation//Доклад на рабочей встрече ОСЭР «Индикаторы функционирования электронного правительства» 29-30 марта 2010 г., Париж. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/infOrientedSoc/doc20100330_011.
11. Panopoulou E., Tambouris E., Tarabanis K. eParticipation initiatives: How is Europe progressing? //European Journal of ePractice» www.epracticejournal.eu. № 7. March 2009. 1988-625X S.
12. Smith S., Dalakiouridou E. Contextualising Public (e)Participation in the Governance of the European Union // www.epracticejournal.eu № 7. March 2009. ISSN: 1988-625X S.
134
Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...
ПРИМЕЧАНИЯ
i
2
3
DEMO-net: The eParticipation Network - проект, финансируемый рамочной программой ЕС: «Технологии информационного общества» IST (FP6-2004-27219). Открыт 1 января 2006 года. Цель DEMO-net - способствовать развитию и интеграции научных исследований в области политической, технической и социологической составляющих э-участия, а также формировать стратегические приоритеты развития э-правительства. Проект объединяет специалистов всех стран ЕС. http://www.demo-net.org.
Нормативные документы, определяющие развитие аспектов доступа к информации и электронного участия э-правительства в РФ.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе “Электронная Россия” (2002-2010 годы)».
- О внесении изменений в федеральную целевую программу “Электронная Россия” (2002-2010 годы)» № 721 от 10.09.2009, Постановление Правительства РФ.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации № Пр-212 от 07.02.2008, Стратегия.
- Об утверждении перечня государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде) № 872-р от 25.06.2009, Распоряжение Правительства РФ.
- Об утверждении перечня представляемых сведений об использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти и порядка представления их в электронном виде № 36 от 19.03.2007, Приказ Мининформсвязи России.
- О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации (с изменениями на 12 мая 2009 года) № 7-ФЗ от 13.01.1995, Федеральный закон.
- Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти № 953 от 24.11.2009, Постановление Правительства РФ.
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006.
- Постановление правительства № 196 от 5 марта 2009 г. «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».
Описанное далее сравнение и исследование полноты и качества механизмов ОС сайтов федеральных органов исполнительной власти в 2009 г. проводилось на средства государственной поддержки, выделенные в виде гранта Институтом общественного проектирования в соответствии с распоряжением Президента РФ от 16 марта 2009 г. № 160-рп «Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества».
135