Научная статья на тему 'Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии, механизмы, Оценка результатов'

Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии, механизмы, Оценка результатов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
358
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВЛАСТИ / ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИИ / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CONFI DENT (LESS FORMAL INTERACTION) / TRANSPARENCY OF POWER / ONLINE CONSULTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонова Марина Владимировна

В статье дан обзор текущего состояния одного из направлений концепции электронного правительства «электронное участие». Обсуждаются динамика этой концепции в странах ЕС и существующие механизмы обратных связей в рамках электронного участия. Проанализирован уровень развития электронного участия (далее э-участия) в РФ, а также результаты исследования полноты и качества обратных связей сайтов ФОИВ РФ за период 2007-2009 гг. Выявлено, что из эталонного множества, включающего одиннадцать механизмов обратных связей, только шесть актуальны для развития э-участия в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Леонова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article observes the current situation of one of the trends of the electronic government concept "electronic participation". It discusses the dynamics of this concept in the EU countries and the current mechanism of the feedback within electronic (computer) participation. Th e article presents the results of the analysis of the computer participation level in the RF as well as the results of the feedback of the federal bodies of the executive power for the period of 2007-2009. It has been discovered that out of the standard multiple choice which consisted of eleven mechanisms of feedback, only six are good for a computer participation in the RF.

Текст научной работы на тему «Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии, механизмы, Оценка результатов»

Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4

Леонова М.В.

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧАСТИЕ В РОСШИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: СТРАТЕГИИ, МЕХАНИЗМЫ, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация

В статье дан обзор текущего состояния одного из направлений концепции электронного правительства - «электронное участие». Обсуждаются динамика этой концепции в странах ЕС и существующие механизмы обратных связей в рамках электронного участия. Проанализирован уровень развития электронного участия (далее - э-участия) в РФ, а также результаты исследования полноты и качества обратных связей сайтов ФОИВ РФ за период 2007-2009 гг. Выявлено, что из эталонного множества, включающего одиннадцать механизмов обратных связей, только шесть актуальны для развития э-участия в РФ.

Ключевые слова: прозрачность власти; он-лайн консультации; доверительное взаимодействие.

Развитие системы государственного управления и ее демократизация в современных условиях трудноосуществимы без разработки новых вариантов взаимодействия субъектов и объектов государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для повышения уровня доступности и прозрачности власти. Внедрение ИКТ в государственное управление обычно ассоциируется с электронным правительством (далее - ЭП или э-правительство).

Можно согласиться с мнением О. Голубицкого и Е. Шевчука о том, что «электронное правительство как обеспечение государственных структур ИТ-решениями означает дополнительные бюджетные затраты, направленные на простое дублирование в электронном виде офф-лайновой деятельности» [1]. Но существует и другой подход. В странах, которые в числе первых се-

124

Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...

рьезно обратили внимание на ИТ-разработки, в первую очередь в США и Великобритании, электронное правительство рассматривается скорее как концепция повышения эффективности деятельности государства в целом. Таким образом, мы делаем акцент на том, что электронное правительство, не как затратное частичное технологическое решение, а как концепция осуществления управления государством, является необходимым элементом масштабного информационного преобразования общества.

Исследования зарубежных ученых показали, что новые способы взаимодействия граждан с органами власти, предлагаемые Интернетом [9], способствуют развитию методов управления государством, расширяют возможности воздействия гражданского общества на аппарат управления государством. Доказано, что развитие э-правительства вовлекает в управление государством ранее политически неактивные группы населения (Р. Гибсон, С. Уорд, У Лоуз-ли и др.) [8]. Развитие демократии и создание новых форм диалога государства с гражданами или развитие гражданского участия в принимаемых государством решениях, основанное на использовании ИКТ, получило название «^Participation» или «электронное участие» (э-участие).

Под электронным участием в данном исследовании понимается использование ИКТ для вовлечения различных групп граждан в публичную политику и развития новых эффективных форм взаимодействия с органами власти. Электронное участие - это двусторонний обмен информацией между гражданами (бизнес-сообщество, экспертное сообщество, гражданское общество в целом) и представителями государственной власти всех уровней компетенции.

Реализация э-участия имеет два важных аспекта. Первый состоит в том, что при разработке сайтов министерств и ведомств обязательно должны быть созданы простые и доступные для пользователей (граждан, объединений, бизнес-структур и ведомств) инструменты э-участия. Второй связан со степенью активности граждан в части применения этих инструментов и организации учета их мнения при разработке и принятии значимых социальноэкономических решений.

Эффективные механизмы обратной связи (далее - ОС) на сайтах ЭП реализуют э-участие граждан и организаций в принятии значимых решений тем или иным ведомством, а также готовность к адекватному реагированию на запросы граждан, бизнесменов и ведомств. Хорошо организованные механизмы ОС значительно упрощают получение значимой информации гражданами, обеспечивают возможность анализа мнений различных групп граждан органами власти, а также реальное участие граждан в принимаемых органами власти решениях и гражданский контроль деятельности министерств и ведомств.

Понятие э-участия впервые появилось в модели развития э-правительства Европейского Союза. Исследователи отмечают, что в 2000 г., на начальном этапе развития нормативной базы э-правительства в ЕС, программа «EC: Reforming the Commission, A White Paper, Brussels 2000» упоминала лишь необходимость прозрачности власти (transparency) [12].

Уже в следующем году в документе «European Commission: European Governance, a White Paper, Brussels 2001» была признана необходимость прео-

125

Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4

доления барьера в коммуникациях с гражданами. Появилось понятие он-лайн консультаций, т.е. высказывания мнений независимыми консультантами, и в том числе гражданами, по вопросам работы Комиссии. 2005 год ознаменован значительным развитием концепции э-участия. В документе «Action plan to improve communicating Europe by the Commission 2005» появилось понятие доверительное взаимодействие (less formal interaction). Отмечены необходимость взаимодействия с гражданами, «донесение» обществу информации о принимаемых решениях, новых документах, программах и др. Установлен минимальный уровень консультаций с заинтересованными сторонами при принятии решений в ЕС, даны рекомендации национальным правительствам по развитию э-участия.

Трудности с принятием общеевропейской Конституции в том же году содействовали развитию концепции э-участия, закрепленной в «Плане «Д» -демократия, диалог, дискуссия» (European Commission: The Commission’s contribution to the period of reflection and beyond: Plan-D for Democracy, Dialogue and Debate, Brussels 2005). А появление Web 2.0 способствовало развитию механизмов прямого участия граждан в принятии и поддержке политических решений (European Commission: Communicating Europe in Partnership 2007; Communicating about Europe via the Internet, engaging the citizens, SEC(2007)1742, Brussels, 21.12.2007).

Создание ряда межнациональных и национальных сервисов для развития э-участия привело концептуальные построения к практическим результатам. В 2008 г. Европейская Комиссия реформировала «План Д», акцентировав внимание на работе с гражданами: «лучше прислушиваться к мнениям и подробнее объяснять проводимые программы и политики». Диалог расширяется привлечением СМИ.

Э-участие развивается с использованием э-правительств местного, регионального, национального и межнационального уровней, на которых запущен ряд проектов в рамках инициативы «Плана Д». Европейские граждане получили возможность высказывать свое мнение, участвуя в прямых дебатах, интерактивных форумах (public spaces), используя ряд механизмов, которые будут описаны ниже.

Систематическими исследованиями э-участия с 2006 г. занимается организация DEMO-net: The eParticipation Network1. Специалистами этого проекта разработаны 11 инструментов реализации э-участия [7]:

1. Предоставление информации. ИКТ используется для организации, презентаций и управления информацией в аспекте публичного участия: доступ к информации о законодательных требованиях, предоставление информации о работе ведомств, формирование положительного образа ведомств и повышение их открытости, а также рост социальной эффективности.

2. Создание групп э-участия (community). ИКТ способствуют формированию и развитию активных групп населения, обмену информацией между ними на основе механизмов регистрации, поддержки и верификации пользователей. Это «площадки для обсуждения», возможность объединения в группы и обмена информацией внутри их, а также вы-

126

Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...

ражения группового мнения. Группы модерируются самими пользователями или внешними администраторами.

3. Он-лайн консультации: учет мнения заинтересованных лиц - стейкхолдеров (stakeholders). ИКТ позволяет стейкхолдерам высказывать мнение (в личном или публичном порядке) по различным проблемам и вопросам, т.е. консультации от граждан - к правительству. В рамках этого механизма могут работать все формы выражения мнения с помощью ИКТ: от анонимного до возможности подписаться электронным ключом. Он позволяет «собрать» мнения в форме свободных высказываний, а не формировать их посредством информационных, рекламных или иных кампаний.

4. Проведение кампаний/публичных акций. ИКТ используются для проведения акций протеста, лоббирования интересов социальных групп, подачи петиций и других форм коллективного действия (за исключением предвыборных кампаний). Механизм обеспечивает выражение своего мнения различными гражданскими, бизнес- и экспертными группами, предполагая активное влияние на формирование взглядов других граждан. Пример: сбор подписей под обращением к Президенту. Дискуссия в чистом виде отсутствует.

5. Предвыборные кампании. Механизм позволяет проводить предвыборные кампании с использованием Интернета: размещать предвыборные программы, проводить он-лайн обсуждения, транслировать выступления кандидатов и пр.

6. Слабоструктурированное обсуждение (deliberation, множественные высказывания граждан без довлеющего мнения). Обсуждаются различные инициативы в форме он-лайн дискуссий внутри малых и больших групп граждан, как модерируемых (структурированных) так и нет. Характерно отсутствие активного участия представителей власти. В этом смысле есть некоторое сходство с механизмом номер три, но, в отличие от консультаций, обсуждение проблем и мнений происходит внутри групп граждан.

7. Дискурс. Обсуждение проблем и совместная выработка решений проблем гражданами и представителями власти. Характерны модерируемая дискуссия, экспертный анализ принимаемых решений. Реализуется как диалог между гражданами/активными группами и уполномоченными представителями власти в процессе выработки решений.

8. Разрешение конфликтных ситуаций он-лайн (mediation). ИКТ облегчают разрешение споров и конфликтов методом он-лайн взаимодействия. Сайты предоставляют гражданам возможность высказывания мнений о работе ведомства или отдельных его служащих. Анализируются конфликтные ситуации, при необходимости к разрешению споров привлекаются вышестоящие инстанции.

9. Городское планирование и вопросы защиты окружающей среды. Обсуждение вопросов планирования городского пространства, архитектуры и др. Возможность он-лайн мониторинга экологической ситуации по ключевым показателям, отчетам, участие в публичных акциях.

127

Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4

10. Проведение опросов граждан. ИКТ используется для определения общественного мнения методом электронных опросных листов. Лист может содержать как один, так и несколько вопросов. Обсуждение анкет и любая другая дискуссия не предполагаются.

11. Он-лайн выборы. Проведение выборов различного уровня: от муниципальных до общенациональных в «электронном» формате. Исследователи университета Македонии в 2009 г. проанализировали механизмы э-участия на 255 сайтах различного уровня э-правительства: от муниципального до общеевропейского [11]. Уровень «проникновения» механизмов на сайтах варьировался в зависимости от сложности реализации. (Для он-лайн голосования - до 4% сайтов, на 30% представлена слабоструктурированная дискуссия и т.д.).

Развитие э-участия в России имеет ряд особенностей. «Программные» нормативные документы2, регламентирующие э-участие, направлены на реформирование системы управления государством и создание новых форм взаимодействия с гражданами на основе новейших информационнокоммуникационных технологий [7]. Их основные требования: доступность государственных услуг он-лайн, простота их использования, прозрачность и контроль деятельности ведомств. К планируемым показателям эффективности э-правительства относятся:

- улучшение качества и доступности государственных услуг;

- развитие информационной открытости ведомств - гарантированный доступ граждан и компаний к информации, касающейся их прав и свобод;

- уменьшение количества бюрократических процедур;

- снижение себестоимости государственных услуг.

Следовательно, сейчас развитие э-правительства в РФ направлено на обеспечение государственных услуг и информационную открытость органов государственной власти. Однако результативность этих усилий пока что под вопросом.

Например, Институт развития свободы информации ежегодно составляет рейтинг информационной открытости федеральных и региональных органов государственной власти. В 2009 г. максимальная открытость сайта ФОИВ составляла 55%, в 2008 - 38,4% , а в 2007 г. - 49,3% [2]. Средний уровень открытости сайтов не превышает 30%, т.е. усилия в области повышения прозрачности федеральных органов власти пока не дают впечатляющих результатов.

Что же касается предоставления государственных услуг, то Ассоциация менеджеров в марте-апреле 2009 г. провела пилотное исследование общественного восприятия электронного формата работы федеральных органов исполнительной власти. Авторы аналитического доклада Ассоциации менеджеров отмечают: «В целом исследование продемонстрировало значимое несоответствие между общественным запросом на тип информации и виды государственных услуг и реальными возможностями, предоставляемыми веб-сайтами федеральных органов исполнительной власти. Однако нельзя не заметить, что сам по себе спрос граждан и бизнеса на электронный формат взаимодействия артикулирован нечетко, что связано с практическим

128

Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...

отсутствием электронного взаимодействия населения и государства». Только 30% исследованных сайтов получили итоговый балл выше 0,5 при максимальной оценке «единица» [6].

Мониторинг полноты возможностей реализации и качества механизмов ОС в рамках э-участия в РФ ведется только группой исследователей ИСА РАН и МФТИ [10,11]. В 2007-2008 гг. проанализированы сайты э-правительства федерального уровня, а также нормативные документы и программы дальнейшего развития ресурсов э-правительства. По результатам исследования сформирован оптимальный перечень механизмов обратных связей, которые могут быть реализованы на сайтах э-правительства федерального уровня. Пилотные оценки их эффективности приведены в работе автора совместно с проф. В.Н.Якимцом, опубликованной в 2009 г. [5]. Анализировались следующие механизмы обратных связей:

1. Предоставление информации: возможность войти на сайт и ознакомиться с размещенными материалами, а также скопировать или распечатать необходимый материал.

2. Простой вопрос: возможность задать простой вопрос и получить на него оперативный ответ (в сроки, удовлетворяющие требованиям эксперта).

3. Запрос, требующий подготовки экспертного заключения: возможность запроса, требующего подготовки экспертного заключения ведомством, и получения ответа в пределах установленного времени.

4. Комментарий: возможность комментировать материалы ведомства или описанные в них процедуры.

5. Оценка проектов и общественная экспертиза: создана ли процедура участия граждан и учета их мнений в оценке тех или иных проектных предложений; имеется ли возможность общественной экспертизы документов и проектных предложений ведомства.

6. Включение в общественный совет: создана ли процедура включения граждан с правом совещательного и/или решающего голоса в состав общественных, попечительских, наблюдательных советов при ведомстве, а также их ротации.

7. Общественный контроль: возможность общественного контроля деятельности ведомства со стороны граждан.

В табл. 1 представлены возможные формы обратной связи с пользователями сайтов:

Таблица 1

Предоставление информации Консультации, высказы- вание мнений Оценка деятельности ведомства гражданами, общественный контроль Предложения граждан Совместная выработка решений

Регулярно обновляемые новости на сайте Список ответственных служащих по каждому из вопросов Анонимная он-лайн форма Анонимная он-лайн форма Возможность он-лайн стать участником экспертного совета

129

Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4

(продолжение табл. 1)

Удобная поисковая система, тематические подборки для разных групп пользователей FAQ Он-лайн форма (регистрация) Он-лайн форма (регистрация) Он-лайн заседания экспертного совета

Рассылки новостей Публикация всех ответов на обращения граждан Подписание он-лайн петиций и предложений Подписание он-лайн петиций и предложений Интернет- конференция

RSS Он-лайн форма «задать вопрос» Анкетирование пользователей Интернет- конференция Результаты работы экспертного совета публикуются на сайте

Закрытые рассылки (регистрация) Возможность получить экспертные консультации Публикация на сайте аналитических и критических статей СМИ Блог Интернет- конференция

Закрытый поиск информации (регистрация) Форум Возможность он-лайн комментировать опубликованный материал Возможность он-лайн комментировать опубликованный материал Блог

Список отвественных служащих по каждому из вопросов Интернет- конференция Форум Закрытый форум только для участников экспертного совета

FAQ (часто задаваемые вопросы) Блог Интернет- конференция

Публикация всех ответов на обращения граждан Блог

Он-лайн форма «задать вопрос» e-mail, телефон, ICQ

Возможность задать «сложный» вопрос Список ответственных служащих по каждому из вопросов

Интернет- конференция

Представленные в таблице инструменты для создания различных механизмов электронного участия одинаковы для РФ и ЕС. Следовательно, возможно провести покомпонентное сравнение, составив матрицу3. В строках матрицы (табл. 2) расположены 11 инструментов э-участия, используемые на сайтах ЕС, в столбцах - инструменты ОС в рамках э-правительства России. В ячейках матрицы ставится 1, если функционалы механизмов имеют пересечения, или 0 - если нет.

130

Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...

Таблица 2

Матрица сопоставления: механизмы э-участия в России и Европейском Союзе

Инструменты ОС РФ

DEMO-net e-participation areas Предоставление информ. Простой вопрос Запрос, требующий подготовки экспертного заключения Комментарий Оценка проектов и общественная экспертиза Включение в общественный совет Общественный контроль работы ведомства

A1 A2 A3 A4 A5 A6 A7 Sum B

Предоставление информации B1 1 1 1 0 0 0 0 3

Создание групп э-участия B2 1 0 0 1 1 1 1 5

Он-лайн консультации B3 1 0 0 1 0 0 0 2

Проведение кампаний/ публичных акций B4 1 0 0 1 1 0 0 3

Предвыборные кампании B5 0 0 0 0 0 0 0 0

Слабоструктури- рованное обсуждение B6 0 0 0 1 0 0 0 1

Дискурс B7 1 0 0 1 1 0 0 3

Разрешение конфликтных ситуаций он-лайн B8 0 1 0 1 0 0 0 2

Городское планирование и защита окружающей среды B9 1 0 0 1 1 0 0 3

Проведение опросов среди граждан B10 0 0 0 1 1 0 0 2

Он-лайн выборы B11 0 0 0 0 0 0 0 0

Sum A 6 2 1 8 5 1 1

Некоторые из инструментов неприменимы на сайтах ФОИВ РФ в силу законодательных или иных ограничений («Предвыборные кампании», «Онлайн выборы»). Механизм «предоставление информации» имеет схожую трактовку в обеих концепциях. Нетрудно заметить, что сложность механизмов в целом у сайтов ЕС выше, они разнообразнее.

Сравнивая различные варианты ОС с помощью разработанных в рамках проекта оценки сайтов ФОИВ, возможно составить так называемое эталонное

131

Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

множество механизмов ОС для заданного набора сайтов ведомств. Такой список из 14 инструментов был представлен в сентябре 2009 г. для анализа трем группам экспертов: «представители бизнеса», «представители власти» и «граждане».

Было установлено, что ряд достаточно перспективных инструментов ОС, разработанных авторами зарубежных сайтов, в РФ не используется. В то же время э-правительство федерального уровня внедряет на сайтах свои инструменты, например «общественная экспертиза проектов» или «общественный контроль работы ведомства». Поскольку модель функционирования и развития ЭП во многом имеет свойства аналогичных моделей, развиваемых за рубежом, целесообразно создать механизм оценки результатов внедрения ОС с учетом опыта различных стран. Наиболее важно в данном случае правильно выбрать инструменты ОС для оценки их полноты и эффективности. Простое копирование модели, используемой в ЕС, например, ограничивает набор механизмов ОС независимо от существующих в России.

Исследование э-правительства в России проведено в 2009 г. на сайтах министерств, федеральных агентств и федеральных служб, а также ряда других сайтов, например «Национальные проекты». В сформированную специальным образом группу объектов исследования вошли 72 сайта.

На рис. 1 представлены результаты оценки применяемости инструментов эталонного множества на исследуемых сайтах.

Рисунок 1

Оценка наличия инструментов обратной связи на сайтах ЭП РФ, %

Ш Бизнес К Граждане

□ Представители власти

21

1

I

g а

X CD г5 Q.

CQ СГ

О

Он Он

S а X о 2 Л и *

2 о

rO s

X

X

X

18

X

0

2 s

Л X X X Он Л О X

'О S л 3 CQ ^ «

CD

Он

с

0

VO

о

о

и

51

22

1 1 6

68

f

1

Л

X

о

Он

VO

о

X

н

Он

О

X CQ

<п о х н

X & QD 4> CQ О Н Он

о х

VO

О

X

X

X"

л

&

CD

X

о

&

Он

CD

X

CQ

Н

О

Он

X

о

Он

С

96 г 100

|

I

-80

-60

-40

-20

-0

При анализе функционирования 72 сайтов экспертами было установлено, что из 14 инструментов ОС, применяемых на сайтах ЭП стран ЕС, в России фактически нашли применение лишь 6 инструментов.

Следует отметить, что эксперты различных групп, проводя оценку независимо друг от друга, пришли к практически единому мнению. Наиболее распространенными инструментами ОС оказались «предоставление информации» (имеются не более чем на 90% сайтов) и «простой вопрос» (более

132

Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...

чем на 2/3 сайтов). Инструмент «запрос, требующий подготовки экспертного заключения от ведомства» представлен лишь на 40% сайтов. Очевидно, что такое использование инструментов ОС деформирует исходную идею развития ЭП России, снижает потенциал развития э-участия и ограничивает гражданскую инициативу.

Опираясь на результаты исследования, а также исходя из опыта разработки электронного правительства и моделей э-участия в странах ЕС и США, целесообразно наладить в РФ систему мониторинга полноты и качества обратных связей.

Установлено также, что информационные ресурсы развиваются не в соответствии с концепцией э-правительства и э-демократии, заявленными в программе «Электронная Россия». Более того, развитие ведущих ресурсов ФОИВ РФ мало соответствует уровню сайтов электронного правительства стран ЕС. Причин тому может быть несколько.

1. Методология э-правительства недостаточно учитывается при создании сайтов. Доминирует подход либо как к разработке интернет-базы данных документов, либо как к созданию «визитной карточки», удовлетворяющей требованиям ряда нормативных документов.

2. Отсутствует системный подход к разработке коммуникативных структур ресурсов (сайты не «раскручиваются», нет мониторинга взаимодействия с гражданами, вовлечения граждан в дискуссию при выработке решений).

3. Система коммуникации независимых экспертов научного сообщества с представителями госструктур не выстроена. Независимые экспертные группы есть в ряде ведомств, однако они работают в закрытом режиме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Минимизируются усилия по развитию э-правительства.

5. У ведомств недостаточна квалификация в сфере коммуникаций с пользователями.

Учитывая, что для организации инструментов ОС современные технологии представляют большой набор возможностей (форумы, RSS, блоги, wiki, твиттеры, социальные сети и пр.), ограничиваться обычными формами «вопрос - ответ» и форумами, организуя 1-3 инструмента ОС, - недальновидная стратегия развития электронного правительства.

В целом, представляется необходимым более полное представление механизмов ОС, направленных на развитие электронного участия: предоставление возможностей для дискурса, слабоструктурированного обсуждения, представления он-лайн петиций. При увеличении «проникновения» Интернет, сокращении цифрового неравенства и действиях государственных властей, направленных на снижение показателей «социальных причин», указанных выше, роль э-участия в общем демократическом процессе, несомненно, возрастает.

Несмотря на существующую инертность граждан в процессах управления, использование механизмов обратной связи на сайтах электронного правительства при активном участии органов власти всех уровней способно придать новый импульс развитию гражданского общества.

133

Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубицкий О., Шевчук Е. Технология e-Government. - Киев: 2001. - Режим доступа к электронной копии книги. http://www.capri.ustu.ru/e-government/ e-government.htm.

2. Итоговый сводный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в 2009 году. Институт развития свободы информации. Режим доступа http://svobodainfo.ru/ru/node/24.

3. Леонова М.В., Якимец В.Н. Индекс оценки полноты и качества обратных связей информационных ресурсов государственной власти. Труды ИСА РАН, Т. 34. «Инновации в общественной сфере». - М.: ЛКИ, 2008. - С. 351-363.

4. Леонова М.В., Якимец В.Н. Композитный индекс оценки эффективности обратных связей информационных ресурсов ФОИВ России. Сб. трудов «Интернет и современное общество». - СПб.: СПбГУ, 2007. - С. 217-220.

5. Леонова М.В., Якимец В.Н. О развитости обратных связей на сайтах э-пра-вительства: индекс оценки, пилотные измерения, критерий «дружелюбности», актуальность в условиях кризиса. В книге «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации». - М.: МАКС Прес, 2009. - С. 548-556.

6. Электронное государство: Насколько информативны и полезны для общественности Интернет-сайты федеральных органов исполнительной власти. Аналитический доклад. - М.: Ассоциация менеджеров, 2009. - С. 36.

7. DEMO-net. Introducing eParticipation. DEMO-net booklet series № 1. 5 31, 2007. http://www.demo-net.org.

8. Gibson R., Lusoli Participation, Political Organisations and the Impact of the Internet. L215252036. Режим доступа http://www.esrc.ac.uk.

9. Kampen J., Snijkers K. E-Democracy. A critical evaluation of the ultimate E-dream // Social science computer review. - Los Angeles, CA, USA, London, UK et al., 2003. -Vol. 21. № 4 . P. 492.

10. Pak O. Formation of the E-Government in the Russian Federation//Доклад на рабочей встрече ОСЭР «Индикаторы функционирования электронного правительства» 29-30 марта 2010 г., Париж. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/infOrientedSoc/doc20100330_011.

11. Panopoulou E., Tambouris E., Tarabanis K. eParticipation initiatives: How is Europe progressing? //European Journal of ePractice» www.epracticejournal.eu. № 7. March 2009. 1988-625X S.

12. Smith S., Dalakiouridou E. Contextualising Public (e)Participation in the Governance of the European Union // www.epracticejournal.eu № 7. March 2009. ISSN: 1988-625X S.

134

Леонова М.В. Электронное участие в России и Европейском Союзе: стратегии...

ПРИМЕЧАНИЯ

i

2

3

DEMO-net: The eParticipation Network - проект, финансируемый рамочной программой ЕС: «Технологии информационного общества» IST (FP6-2004-27219). Открыт 1 января 2006 года. Цель DEMO-net - способствовать развитию и интеграции научных исследований в области политической, технической и социологической составляющих э-участия, а также формировать стратегические приоритеты развития э-правительства. Проект объединяет специалистов всех стран ЕС. http://www.demo-net.org.

Нормативные документы, определяющие развитие аспектов доступа к информации и электронного участия э-правительства в РФ.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе “Электронная Россия” (2002-2010 годы)».

- О внесении изменений в федеральную целевую программу “Электронная Россия” (2002-2010 годы)» № 721 от 10.09.2009, Постановление Правительства РФ.

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации № Пр-212 от 07.02.2008, Стратегия.

- Об утверждении перечня государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде) № 872-р от 25.06.2009, Распоряжение Правительства РФ.

- Об утверждении перечня представляемых сведений об использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти и порядка представления их в электронном виде № 36 от 19.03.2007, Приказ Мининформсвязи России.

- О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации (с изменениями на 12 мая 2009 года) № 7-ФЗ от 13.01.1995, Федеральный закон.

- Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти № 953 от 24.11.2009, Постановление Правительства РФ.

- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006.

- Постановление правительства № 196 от 5 марта 2009 г. «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

Описанное далее сравнение и исследование полноты и качества механизмов ОС сайтов федеральных органов исполнительной власти в 2009 г. проводилось на средства государственной поддержки, выделенные в виде гранта Институтом общественного проектирования в соответствии с распоряжением Президента РФ от 16 марта 2009 г. № 160-рп «Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества».

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.