Научная статья на тему 'Электронное предпринимательство в Республике Казахстан: текущее состояние и перспективы развития'

Электронное предпринимательство в Республике Казахстан: текущее состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-BUSINESS / GOOGLE TAX / E-TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аскаров Д. Т., Сиротин Эрнест

This article studies the development of e-business in the Republic of Kazakhstan. The analysis includes the following moments: most popular forms of e-business in Kazakhstan, current situation, and, finally, the problems and prospects of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное предпринимательство в Республике Казахстан: текущее состояние и перспективы развития»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

PhD Аскаров Д. Т., 1Сиротин Эрнест

Казахстан, Алма-Ата, Казахстанско-Немецкий Университет, факультет экономических наук; 1студент

ARTICLE INFO ABSTRACT

Received 5 January 2018 Accepted 25 January 2018 Published 10 February 2018 KEYWORDS This article studies the development of e-business in the Republic of Kazakhstan. The analysis includes the following moments: most popular forms of e-business in Kazakhstan, current situation, and, finally, the problems and prospects of development.

e-business, Google tax, e-trade

© 2018 The Authors.

В связи с развитием новых технологий и доступностью глобальной сети «Интернет» для 41,3 % населения планеты Земля (примерно 3,58 миллиарда человек), согласно докладу ООН «Global Broadband Progress» от 18 сентября 2018 года, актуальность электронного предпринимательства, как феномена современности, становится все более значимым. Развитие данной формы предпринимательства происходит во всем мире и Республика Казахстан не является исключением.

В нашей стране разработана Стратегия устойчивого развития «Казахстан 2050», в рамках которой реализуется переход на «экономическую политику нового курса», что предполагает следованию мировых тенденций и перениманию экономических моделей развитых стран мира. И одним из таких нововведений является развитие электронного предпринимательства, или электронной коммерции.

Для перехода к концепции электронного предпринимательства в Казахстане имеются все предпосылки, способствующие его развитию: создана нормативно - правовая база, институциональная основа, а также накоплен солидный практический опыт крупных казахстанских компаний (Chocolife, Besmart, egov, Satu.kz, Касса 24, Колеса и др.) в данной сфере деятельности.

Казахстан - достаточно молодое и быстроразвивающееся государство, старающееся перенимать современные тенденции развития у развитых стран. Что же касается электронного предпринимательства, то здесь складывается весьма неоднозначная ситуация. Во-первых -недостаточно четко проработанная законодательная база. В Казахстане для электронного предпринимательства нет отдельного закона, вместо него существует свод правил осуществления электронной торговли, который был утвержден приказом и.о. Министра национальной экономики РК под номером 720 от 25 ноября 2015 года. Данные правила, скорее носят ознакомительный характер, нежели регулируют конкретные направления и процедуры. Так как и без данных правил, суть ведения электронной торговли остается неизменной. И по сути своей данные правила могу подходить и к ведению бизнеса в традиционной форме. В частности, в перечне имеются следующие формулировки: «В электронной торговле участвуют: физические и юридические лица, участвующие в качестве покупателя, продавца или посредника в электронной торговле;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по получению, размещению, передаче, хранению электронных документов (электронных сообщений) с предложениями на продажу и покупку, с использованием информационных систем и сетей телекоммуникаций;

- юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся потенциальными покупателями соответствующих товаров;

- лица, предлагающие к реализации определенные товары;

- юридические лица, индивидуальные предприниматели (коммерческий продавец);

- физические лица, предлагающие к реализации товары в разовом порядке без цели предпринимательской деятельности.

Коммерческий продавец, адресующий от своего имени оферту в электронной форме, при осуществлении электронной торговли:

1) включает в оферту существенные условия договора или указывает порядок их определения, а также включает иные условия, установленные законодательными актами РК;

2) предоставляет информацию о порядке заключения договора;

3) выписывает электронные счета-фактуры, ведет налоговый учет по реализованным посредством электронной торговли товарам в соответствии с налоговым законодательством РК, а также представляет копии первичных учетных документов в соответствии с законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

4) обеспечивает соблюдение таможенного законодательства ЕАЭС и Республики Казахстан при ввозе товаров на территорию ЕАЭС;

5) обеспечивает соблюдение порядка применения контрольно - кассовых машин с фискальной памятью и POS-терминалов»^].

Однако данные правила не предполагают того, что государство будет иметь какую-либо прибыль с налогов в связи с деятельностью зарубежных интернет-магазинов на территории страны. В качестве примера можно рассмотреть один из крупнейших интернет-магазинов в мире AliExpress. При покупке товара на AliExpress пользователь платит налог "по стоимости в структуре, в которой заложены налоги, предназначенные к уплате в стране производителя этого товара. При этом торговые площадки не участвуют в добавленной стоимости"[2]. Аналогичная ситуация возникает с интернет площадкой Steam. Когда как в соседнем государстве России пользователи Steam приобретают продукты, представленные на площадке Steam с налогом, при этом обогащая государственную казну, пользователи из Казахстана платят за продукты на Steam только лишь их реальную цену, без налога.

С одной стороны, для казахстанских потребителей данный факт вселяет радость, так как нет необходимости переплачивать 12 % за товар. С другой стороны государство упускает из виду дополнительный источник пополнения бюджета. Например, в России, которая является участником единого интеграционного объединения с Казахстаном, был принят так называемый "Налог на Google", обязывающий иностранные интернет компании, продающие посредством интернета электронные продукты российским пользователям, оплачивать НДС в размере 18 %. Для этого они должны зарегистрироваться в системе ФНС. Казахстан, следуя мировым тенденциям, тоже рассматривает вариант с внедрением налога на Google и AliExpress. Однако "в министерстве национальной экономики заявили, что введение налога на Google еще требует детального изучения" [2]. Это утверждение означает, что правительство Казахстана раздумывает над внедрением налога, но в тоже время у правительства есть некоторые сомнения по этому поводу, ведь "при фактической доставке товаров до казахстанского потребителя налоги, такие как НДС на импорт, уплачиваются третьим лицом - продавцом. Данный вопрос носит концептуальный характер, требует детального изучения с учетом международного опыта и последующим рассмотрением со всеми заинтересованными сторонами" [2]. Что касается реальных цифр, то от внедрения так называемого "Налога на Google", то в теории, с учетом того, что по данным депутата мажилиса Аманжана Жамалова, казахстанцы "потратили в 2015 году на онлайн-покупки - порядка $3,5 млрд., из которых только $60 миллионов пришлись на внутренний рынок", казахстанское правительство может получить налоговые поступления на "сумму более $400 млн. в год (12 % от $3,44 млрд.)" [3].

Тем не менее, казахстанское правительство, в свете Послания Президента, в котором Глава государства сделал акцент на «умные технологии», решило поддержать малый и средний бизнес, в частности, осуществляющих свою деятельность посредством электронного предпринимательства. Так, с вступлением в силу нового Налогового кодекса в 2018 году, интернет предприниматели получили освобождение от уплаты налогов на 5 лет. В соответствии со статьей 293 Кодекса, предприниматель, "осуществляющий электронную торговлю товарами, уменьшает корпоративный подоходный налог, исчисленный в соответствии со статьей на 100 процентов" [4]. Положения пункта 293 применяются в случае,

если доходы от осуществления электронной торговли товарами с учетом превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшего по операциям по такой деятельности, составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода. При несоблюдении данного условия предприниматель не вправе применять положения статьи 293. Также, согласно пункту 2 статьи 636 Кодекса, от налогов при определенных условиях освобождаются и интернет-продавцы, осуществляющие свою деятельность как индивидуальные предприниматели. Между тем, электронная торговля должна соответствовать определенным критериям - предпринимательская деятельность по реализации товаров физическим лицам, осуществляемая посредством информационных технологий через интернет-магазин и (или) интернет-площадку при одновременном соблюдении следующих условий: оформление сделок по реализации товаров осуществляется в электронной форме; оплата товаров производится безналичным платежом; наличие собственной службы доставки товаров покупателю (получателю) либо наличие договоров с лицами, осуществляющими услуги по перевозке грузов, курьерскую и (или) почтовую деятельность. Освобождение от налогов интернет предпринимателей не освобождает от необходимости регистрации ИП или ТОО.

Таким образом, Казахстан стал одной из немногих стран в мире, где электронная коммерция находится в привилегированном положении. И это же делает ее еще более интересной для инвестиций, а также обещает поддержать двузначные темпы роста сегмента в среднесрочной перспективе. С другой стороны, очевидно, что конкуренция на рынке существенно обострится.

Следующим моментом, который заслуживает рассмотрения, является определение форм электронного бизнеса в Республике Казахстан, которые выбирают компании при осуществлении своей деятельности.

Во-первых, стоит отметить развивающуюся интернет инфраструктуру в Казахстане. Все большее число казахстанцев получают доступ к всемирной сети интернет, а, следовательно, пропускная способность казахстанских серверов увеличивается. Однако, что касается интернет ресурсов, позволяющих осуществлять покупки в интернете, сохраняется тенденция к их небольшому количеству. Большинство крупных казахстанских интернет компаний базируются в Алматы: ЗДосо^е, Satu.kz, Касса 24, Колеса, egov и прочие. И в основном они представляют услуги С2С, то есть предоставление торговых площадок клиентам. ЗДосо^е договаривается с представителями юридических лиц о предоставлении скидок, или специальных предложений для физических лиц, а затем реализует данные специальные предложения, или скидки физическим лицам.

Satu.kz, ведя свою деятельность по методу С2С, является казахстанской торговой площадкой, которая предоставляет место в интернете для реализации товаров продавцом покупателю, выполняя функцию посредника.

Касса 24 работает в области интернет платежей, предоставляя платформу для оплаты коммунальных услуг, интернет услуг, мобильной связи, онлайн игр, счетов в букмекерских конторах и так далее.

Колеса КЗ так же, как и Satu.kz, работают в сфере С2С, предоставляя клиентам площадку, где они могут выкладывать свои объявления о продаже автомобиля, однако со своей спецификой. Сервис не предоставляет услуг онлайн покупки, а лишь возможность связи между потенциальным покупателем и продавцом.

Сайт правительства eGOV по своей сути представляет свою деятельность как G2C. государство потребителям/гражданам. Сервис предоставляет разный спектр услуг от выдачи справок, до государственных платежей. На самом деле этот сервис следствие следования Казахстана примеру развитых стран, у которых есть отдельные сайты для правительства, предоставляющие государственные услуги онлайн социуму.

Так же в Казахстане есть сайт государственных закупок, который работает по принципу B2G. Однако вход на данный сайт блокируют все доступные браузеры, ссылаясь на нарушения протоколов безопасности, что конечно же не вызывает доверия у пользователя, имевшего желание воспользоваться услугами на данном сервисе.

На сегодняшний день Республика Казахстан обладает большим потенциалом экономического развития и с учетом того, что Стратегия устойчивого развития Казахстана-2050 предполагает следовать мировым экономическим тенденциям и перенимать опыт развитых стран, то логичным будет тот факт, что рынок электронного предпринимательства в Казахстане год за годом будет расти. Так, по словам Рамиля Мухоряпова, директора холдинга ChocoFamily: «рынок электронной коммерции вырастет на 30 %, а общий оборот рынка

впервые превысит один миллиард долларов США» [5]. Данное утверждение означает, что рынок электронного предпринимательства с каждым годом в Казахстане будет расти и охватывать все большую целевую аудиторию. По словам генерального директора интернет магазина LaModa Никиты Окулова: «В компании наблюдается рост нижнего и верхнего ценового сегмента» [5].

Последние несколько лет рынок электронного предпринимательства в Казахстане демонстрировал высокие темпы роста в сравнении с «традиционным рынком». Однако, существуют факторы, которые продолжают оказывать влияние на развитие рынка электронного предпринимательства. Среди них можно выделить: не высокие доходы населения (например, индекс реальных денежных доходов (в процентах к предыдущему году), согласно данным Агентства по статистике РК, в 2016 году составил 95,5 %), отсутствие должной инфраструктуры по доставке товаров, консерватизм и недоверие среди покупателей, риск технических сбоев или взломов онлайн-кошельков и т.д. В результате, доля электронного предпринимательства в экономике Казахстана остается очень низкой. В Европе данный показатель составляет 4,91 % от ВВП. В Казахстане, данный показатель составляет примерно 1 % [6].

Сегодня в Казахстане имеются все инструменты, необходимые для развития электронной коммерции. Достаточно хорошо развита логистика (более 100 местных и зарубежных игроков), работает более 1700 интернет-магазинов, АО Казпочта сократила сроки доставки из Китая и стран Европы в 3 раза с 60 дней до 18-25 дней, в планах на следующий год — до 10 дней. Также для удобства клиентов планируется запустить пункты выдачи посылок, функционирующие по системе франчайзинга, услуги фулфилмента и e-commerce центры. Благодаря проведенной работе, уже сейчас по Казахстану доставляется более 30 тыс. посылок в день, а к 2020 году рынок вырастет до 300 тыс. посылок день. За 10 месяцев прошлого года граждане республики Казахстан заказали в зарубежных интернет-магазинах почти 8 млн. посылок.

В этой связи нет сомнений, что Казахстан имеет большой потенциал в развитии электронного предпринимательства. Принятые государством меры будут способствовать его дальнейшему развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ и. о. Министра национальной экономики РК № 720 от 25 ноября 2015 года // Информационно - правовая система нормативных правовых актов РК «Эдшет» 22 января 2016 г.

2. Алина Есеналина. Появится ли в Казахстане налог на Google - 7 августа 2017 г. // https:lsm.kz/google-nalog (был доступен 13.01.2018)

3. Айдын Шагиев. Как комитет государственных доходов собирается пополнить бюджет за счет интернета // Forbes Kazakhstan. - 2016. - № 61 // https://forbes.kz/finances/finance/nalog_nagoogle (был доступен 13.01.2018)

4. Кодекс Республики Казахстан ЭО налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК // Казахстанская правда № 247

5. Александр Галиев. Рынок электронной коммерции притормозил - 4 апреля 2017 г. // https://kapital.kz/business/58595/rynok-elektronnoj-kommercii-pritormozil.html (был доступен 12.01.2018)

6. Мировой рынок электронной коммерции вырастет по итогам 2017 года на 17 % -6 октября 2017 г. По материалам Retail&Loyalty, ecommerce-europe.eu // https://www.retail-loyalty.org/news/mirovoy-rynok-elektronnoy-kommertsii-vyrastet-po-itogam-2017-goda-na-17/?id=270047 (был доступен 12.01.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.