К. В. Орлов
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, РЫЧАГ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Работа представлена кафедрой прикладной политологии Государственного университета - Высшей школой экономики. Научный руководитель - кандидат экономических наук, профессор М. Ю. Урнов
Статья посвящена социальному и политическому развитию в Республике Коми, формированию рыночных отношений, которые объективно привели к повышению роли электронного правительства в жизни общества. Уровень развития информационного пространства влияет самым непосредственным образом на экономику, деловую и общественно-политическую активность граждан, другие стороны жизни общества.
The article is devoted to social and political development in the Komi Republic, to formation of market relations, which have objectively led to increase of the role of elec-
tronic government in society's life. The level of development of the information space directly influences economy, business and political activity of citizens and other spheres of society's life.
Актуальность электронного правительства в укреплении демократических принципов гражданского общества в регионах определяется в первую очередь тем, что проблема электронного правительства в соответствии с социально-экономическими и демографическими реалиями современного мира приобрела в последние годы особую политическую значимость. Попытка системного внедрения электронного государственного управления, исключительно исходя из факторов экономической целесообразности без учета ее политических последствий, не раз приводила к серьезной дестабилизации политической жизни самых различных стран, вплоть до массовых выступлений и протестов со стороны общественности. В условиях получившего новый виток развития темы электронного правительства и инфомационно-коммуни-кационных технологий в России во время перехода к новой системе электронного менеджмента как инструмента совершенствования демократических принципов в системе исследования политических аспектов данного вопроса стала актуальной проблема взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и институтов гражданского общества.
Электронное правительство является составной частью информационно-телекоммуникационных технологий и, как неотъемлемая составная часть демократического государства, призвана обеспечить одну из его основных конституционных гарантий гражданам страны. Справедливо подчеркнуть, что по своим масштабам и долгосрочности экономические последствия внедрения электронного правительства представляют наиболее значительный и сложный компонент политического регулирования, поскольку именно на этом примере наиболее отчетливо вид-
ны проблемы обмена информацией между государственными органами, общественными организациями и непосредственно гражданами, отражающиеся на выработке и принятии решений в политической и социальной сферах. Наиболее остро стоит вопрос открытости и прозрачности системы взаимного информирования
[1, с. 3].
Значительный интерес представляет используемое на протяжении всего исследования последовательное различение инкрементальных и фундаментальных изменений информационно-коммуникационных систем. Если первые призваны лишь адаптировать электронное правительство к изменениям социально-политической среды, то вторые - в значительной степени меняют ее характер. Именно в последнем случае собственно и делается политический выбор [3, с. 4].
Весьма четко можно представить себе реализацию двух основных моделей электронного правительства - логической и функциональной. Как две сравнительно разные модели, они самодостаточны. Но при этом имеется резон взглянуть и на обоснование преимущества смешанного варианта, выглядящего достаточно убедительно. Анализируя технологические и теоретические основы предоставления информационных услуг органами государственной власти на примере конкретного опыта и связанных с этим проблем, мы приходим к выводу, что в развитых демократиях особое внимание уделено западноевропейскому опыту, главным образом Великобритании, Франции, Германии и других стран. Выбор именно этих стран представляется вполне логичным, поскольку позволяет показать, каким образом нахождение у власти различных по своей идеологической направленности сил оказывает влияние на
принятие конкретных политических решений с учетом развитости систем электронного правительства.
Также особый интерес представляет раскрытие специфики электронного правительства для реализации при наличии региональной отдаленности и политической разобщенности в условиях централизации политической власти. Более того, нельзя не согласиться и с выводом о том, что экономическая целесообразность не всегда может служить основой для принятия решений политического характера.
Проблема электронного правительства, внедряемого в Республике Коми, отличается особой актуальностью. Она проясняет многие неясные моменты уже ранее разрабатывавшегося процесса, в результате анализа основных этапов становления и развития республиканского электронного правительства как процесса внедрения информационно-коммуникационной системы в увязке с нормативно-правовыми и политико-идеологическими изменениями, которые происходили в республике и стране [2, с. 2].
Для наглядности приведенных выше выводов и более детального анализа существующей ситуации с республиканским интернет-порталом применим апробированную методику, совместно разработанную специалистами компаний «РосБизнесКонсалтинг» и «Пресс-Консалтинг» [4, с. 3].
Были использованы основные разделы методики, включающие в себя разделы:
• Уровень присутствия правительства субъекта РФ в Интернете.
• Информационной наполненности и характеристики сайта.
• Наличие справочного раздела.
• Информационно-новостной.
• Взаимодействие с гражданами и организациями.
• Электронная торговля - тендеры.
Для анализа автор использовал основные принципы, представленные выше,
по которым и рассматривался главный портал главы Республики Коми www.rkomi.ru и его субъекты.
Уровень присутствия представлен официальным порталом www.rkomi.ru, в единственном варианте размещенный на основных правительственных порталах. Наиболее хорошо на официальном портале Республики Коми, www.komi.com представлена информационно-новостная функция. Почти все входящие субъекты раскрывают типовой «портрет региона», включающий географическое положение, территориально-административное устройство субъекта, государственную символику, историю развития региона и краткую характеристику социально-экономического положения. К типичной и часто представляемой информации, которая присутствует и на портале Республики Коми, можно отнести также информацию о структуре органов власти, в которую входят исполнительная власть; органы местного самоуправления; законодательная и судебная власть.
Наполнение и характеристики официального республиканского портала представлены списком министерств, комитетов и департаментов с телефонами и руководителями на 60% и реже, встречаются страницы с более подробной информацией о департаменте, его функциях и деятельности, таковых было насчитано 40% из всей информации, представленной на портале. Далее по тексту представлен показатель объема информации по каждой сфере деятельности, полученный в результате оценки представленности на порталах следующих видов данных: новости, справочная информация, аналитика и актуальные публикации, нормативно-правовая база, региональные программы развития, результаты деятельности и т. д. (рис. 1).
Справочный раздел также представлен на портале Республики Коми. Хотя на открывающейся странице указано, что «представленный вариант системы в на-
стоящее время содержит документы с 1978 г.», более никаких ссылок и нормативно-правовых документов нет. Актуальная аналитическая информация, а также публикации и интервью на темы экономики, финансов, социальной политики, внешних связей и т. п. зачастую заменяются статьями из региональных комитетов по статистике. Таким образом, статистическая информация «разбросана» по порталу, информация не имеет выделения в отдельную рубрику, в связи с чем пользователю сложно ее найти. Должен быть облегчен доступ к массивам данных, таким как статистика или база нормативно-правовых документов для посетителей портала. Статистические и законодательные документы и спектр справочной информации представлен скудно.
ко на электронных страницах непосредственно средств массовой информации имеется актуальная и важная в жизни населения информация.
Далее по тексту представлена динамика оперативной информации (рис. 2).
Порталы с тематическим и новостями, 18%
Порталы без
Порталы с общими новостями, 49%
новостей, 33%
Рис. 2. Оперативная информация, размещаемая на информационном портале Республики Коми и его субъектов
% 15%
50%
50%1 40%-30% 20% 10%
| Рсоциальная Рэкономика Рфинансы Ркультура, наука Рмежд.связи |
Рис. 1. Показатели объема информации по каждой сфере деятельности
Информационно-новостной раздел республиканского портала содержит новости полугодовой давности, что характеризует представленные сообщения как устаревшие и не имеющие нужды в размещении. Имеет смысл отметить, что раздел новостей и объявлений также есть во всех представляемых разделах органов государственной власти и общественных организаций, который отражает информацию о проводимых конкурсах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Коми. Толь-
Взаимодействие с гражданами и организациями реализовано существенно слабо. Статистика по вопросам населения республики и ответы органов государственной и муниципальной власти отражены на республиканском портале и субъектов до 27%. Надо отметить отсутствие архивов предыдущих запросов и полученных на них ответов, т. е. ничего, кроме пустого окна. Но необходимо отметить наличие на портале главы Республики Коми раздела проведения онлайн-конференций, анонсирование и освещение телефонных «горячих линий» и телевизионных прямых эфиров с главой Республики Коми и министрами кабинета правительства.
Проведение электронных торгов в рамках государственного заказа на поставки товаров и услуг для государственных нужд с использованием республиканского интернет-портала и его субъектов. Хотелось бы отметить, что информация о проведении предстоящих торгов, сроках и результатах вскрытия опубликована на главном республиканском портале и всех порталах государственной вла-
сти. На главном республиканском портале размещены ссылки на интернет-страницы муниципальных образований и территориальные подразделения федеральных органов государственной власти.
При проведении анализа обнаружились недостатки, связанные не только с содержанием интернет-страниц, их информационной наполненностью, но также с техническим и визуальным решением интернет-портала. Наиболее часто встречающейся проблемой, связанной с навигацией портала, является то, что при переходах на другие интернет-порталы и интернет-страницы департаментов и подразделений вернуться назад можно только при помощи кнопки «назад», только если не передвигаться непосредственно по страницам портала, где навигатор выполнен незаметно. Высокий уровень организации навигации на сайте предполагает, что пользователь может быстро найти необходимую информацию, должны быть размещены постоянно видимые навигационные элементы, интенсивно используются гиперссылки между материалами электронных страниц.
Необходимо отметить наличие сервиса поиска на портале в Интернете и на самом республиканском портале. К сожалению, на сайте не представлен раздел «Карта портала», способствующий быстрой навигации по порталу.
В результате проведенного анализа имеет место удовлетворительный уровень представленности информации на интернет-портале Республики Коми.
В целом анализ базируется на большом количестве серьезных источников, в том числе тех, которые являются новыми для российских исследователей, что свидетельствует об основательных изменениях, применяемых к анализу и прогнозированию социально-политических процессов.
Далее можно сделать логичный вывод о том, что коренного перелома в сторону системного развития электронного ме-
неджмента не произошло, потому как не получило отражения ни в политическом, ни в социально-экономическом процессе взаимодействия и выработки необходимых решений. В этих условиях политическая и социально-экономическая деятельность может коренным образом преобразить ситуацию по внедрению и популяризации совершенствования принципов действия электронного правительства. Однако переход от закрытых и непрозрачных принципов принятия управленческих решений к открытым и прозрачным, обеспечивающим публичную оценку выработки и принятия компромиссных решений для обеспечения гармоничной работы органов государственной власти с привлечением существующих институтов гражданского общества, является результатом достаточно острой политической борьбы и поиском возможного компромисса между старым управлением и новым.
Следует отметить, что анализ ранее внедренной и теперь совершенствующейся системы государственного управления с точки зрения ее политической открытости и прозрачности представляет не только теоретический, но и сугубо практический интерес, позволяя в определенной степени прогнозировать возможные варианты влияния хода и результатов реализации процесса внедрения электронного правительства на политический процесс в России. Пример Республики Коми может быть подвергнут тщательному анализу, и сделаны соответствующие выводы. Как следствие, должен быть предложен обновленный подход к представлению информации органами государственной власти, направленный на решение основных задач, которые возложены на электронное правительство.
Вот некоторые из них:
• обеспечение открытости и прозрачности в деятельности органов государственной власти;
• общедоступность государственных информационных ресурсов;
• использование механизмов, обеспечивающих совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
• обеспечение управления регионом и государственными органами власти по результатам мониторинга ключевых итоговых показателей характеризующие их эффективность.
Тем самым тема электронного правительства может быть обозначена и выведена на первое место, так как посвящена весьма актуальной для современной политической жизни проблеме. Ряд выводов проведенного исследования являются новыми. Результаты, представленные в статье, достаточно обоснованы и характеризуются высокой степенью достоверности. Несомненно, что материалы и результаты исследования будут востребованы на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никовская Л. И., Якимец В. Н. Возможности участия гражданского общества и бизнеса в формировании государственных политик посредством выстраивания обратных связей и общественной экспертизы // Научный эксперт. 2007. № 1. С. 72-80. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusrand.ru/netcat_files/Electron_journal1.pdf
2. Орлов К. В. Экспертный анализ, самоорганизация сложных упорядоченных ,систем применимая к разработке приоритетных национальных проектов // Россия - приоритетные национальные проекты и программы развития: Сб. науч. ст. РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 6. Ч. 2. / Под общ. ред. В. К. Егорова, А. С. Горшкова, В. М. Герасимова, М. А. Кашиной. М.: Изд-во РАГС, 2007. 255 с.
3. Сморгунов Л. В. Сравнительный анализ административных реформ: От нового государственного менеджмента к концепции «governance» // Полис. 2003. № 4.
4. Правит ли электронное правительство в регионах. Росбизнесконсалтинг. М., 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klubok.net/article788.html