Научная статья на тему 'Электронное правительство: региональный аспект'

Электронное правительство: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
368
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / OMSK REGION / SOCIOLOGICAL SURVEY / PUBLIC AUTHORITIES / E-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Реброва Наталья Петровна, Степанова Алина Михайловна

Оценка эффективности долгосрочной целевой программы «Электронное правительство Омской области (2010–2015 годы)», а также рейтинги субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства показывают, что данная программа реализуетсяв регионе успешно. Однако согласно результатам социологических опросов независимой социологической службы «Фонд общественное мнение» (2010–2012 гг.) и серии социологических исследований в Уральском федеральном округе (2010–2011 гг.), уровень готовностинаселения пользоваться услугами электронного правительства остается на низком уровне. На основе опроса, проведенного в области в 2012 г., в статье оценивается степень вовлеченности местного населения в процессы информатизации. Выявлены причины низкого общественного спроса на получение государственных услуг в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Реброва Наталья Петровна, Степанова Алина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-GOVERNMENT:

The evaluation of the effectiveness of long-termtarget program Electronic government of Omskregion (2010–2015 years) and the ratings of subjectsof the Russian Federation in terms of e-governmentimplementation, the program is being implementedsuccessfully in the region. However, according tosociological surveys conducted by independentsociological service Public Opinion Foundation(2010–2012) and a series of case studies in the UralsFederal District (2010–2011), the level of readiness ofthe population to use e-government services remainslow. The degree of involvement of the population inthe processes of informatization has been assessed onthe basis of a survey conducted in the Omsk region in2012. The causes of low public demand for electronicpublic services have been discovered.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство: региональный аспект»

удк328 (571.1): 004 Н. П. Реброва, А. М. Степанова

Электронное правительство: региональный аспект

Оценка эффективности долгосрочной целевой программы «Электронное правительство Омской области (2010-2015 годы)», а также рейтинги субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства показывают, что данная программа реализуется в регионе успешно. Однако согласно результатам социологических опросов независимой социологической службы «Фонд общественное мнение» (2010-2012 гг.) и серии социологических исследований в Уральском федеральном округе (2010-2011 гг.), уровень готовности населения пользоваться услугами электронного правительства остается на низком уровне. На основе опроса, проведенного в области в 2012 г., в статье оценивается степень вовлеченности местного населения в процессы информатизации. Выявлены причины низкого общественного спроса на получение государственных услуг в электронном виде.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-телекоммуникационные технологии, Омская область, социологический опрос, органы государственной власти, электронное правительство.

Совершенствование государственного управления, повышение качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям сегодня невозможно без использования информационно-телекоммуникационных технологий. Одним из таких инструментов стало электронное правительство, внедряемое в рамках перехода страны к информационному обществу.

В целях формирования информационного общества распоряжением Правительства

Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», определившая ряд приоритетных мероприятий, необходимых для достижения главной цели — «получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий»1.

Базовым документом, определяющим государственную информационную политику

1 Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // RG.RU [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html (дата обращения: 21.06.2013).

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

42 43

35

26

26 25

22 ■"-"». 18

11 11

1 1 1

не приходилось и не хотели бы

не приходилось, но хотели бы

затруднились ответить

■уже приходилось пользоваться

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов относительно получения государственных услуг

в электронном виде (по данным ФОМ)

на территории Омской области, а также цель, задачи, принципы и основные направления развития информационно-телекоммуникационных технологий, стала Стратегия развития информационно-телекоммуникационных технологий в Омской области до 2020 года, утвержденная Указом Губернатора Омской области от 23.08.2011 № 89. Один из ее ключевых инструментов — долгосрочная целевая программа «Электронное правительство Омской области (2010-2015 годы)» (далее — программа).

Согласно отчету о реализации программы за 2012 г., достигнуты все целевые показатели, причем большинство — с перевесом в положительную сторону. Программа признана вполне действенной (методика оценки приведена в паспорте программы).

Как показывают рейтинги субъектов РФ, рассчитанные Центром прикладной экономики по заказу электронного журнала «ГосМенеджмент»2, в последние три года Омская область по уровню внедрения электронного правительства входит в тридцатку лучших субъектов РФ и пятерку субъектов по Сибирскому федеральному округу, что также подтверждает эффективность Программы.

Однако согласно данным независимой социологической службы «Фонд общественное мнение» (далее — ФОМ), доля тех, кто успел воспользоваться государственными услугами в сети Интернет, за три года выросла всего на 2 процентных пункта и составляет 13% опро-шенных3. При этом был зафиксирован рост числа тех, кого такие услуги вообще не интересуют (рис. 1).

Достаточно близкую картину показали социологические опросы, проведенные в 2010-2011 гг. в Уральском федеральном округе. Уровень готовности пользоваться услугами электронного правительства оценивался с помощью вопроса о том, как респонденты предпочли бы обращаться в органы власти: только лично, только по Интернету или сочетая обе эти формы.

Если в 2010 г. доля тех, кто предпочитает взаимодействовать с властью только в электронном виде, составила 16,5% от общего числа опрошенных, то в 2011 г. она достигла 18,9%. При этом заметно уменьшилась доля тех, кто намерен обращаться в органы власти только лично (с 48,2 до 40,3%). Доля тех, кто в зависимости от ситуации готов обращаться к представителям власти и лично, и по Интернету, выросла с 30,3 до 37,9%.

2 ГосМенеджмент / [Электронный ресурс] URL: http://www.gosman.ru/?news=29388 (дата обращения: 01.06.2013).

3 Госуслуги в интернете. Насколько распространена практика пользования госуслугами в интернете? / Портал ФОМ URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/10850 (дата обращения: 01.06.2013).

Иными словами, активных сторонников электронного правительства осталось примерно столько же, активных противников стало меньше, а «ситуативных сторонников» — больше. В отличие от исследования ФОМ, в данном случае была зафиксирована позитивная динамика в отношении населения к электронному правительству4.

Нами было проведено исследование (в форме интервью) с целью определения степени доступности инфраструктуры информационно-телекоммуникационных технологий (далее ИКТ) для получателей услуг, а также уровня компьютерной грамотности населения Омской области в 2012 г. Для этого были опрошены 86 человек. Вопросы, предлагаемые получателям услуг, были сгруппированы в семь смысловых разделов:

• основные социально-демографические характеристики опрашиваемого,

• наличие оборудования,

• использование компьютера,

• использование Интернета,

• временные характеристики использования средств и услуг ИКТ,

• вопросы обучения работе с ИКТ,

• социально-психологические аспекты использования ИКТ.

Основную аудиторию опрошенных (70%) составили женщины. Средний возраст получателей услуг — 39,6 года. Практически каждый второй респондент (46,7%) имеет высшее образование. Социальное положение основных получателей услуг — «служащий» (36,8%) и «рабочий» (18,3%).

На вопрос о том, какое информационное оборудование имеется дома, самым распространенным ответом был «обычный мобильный телефон». Чуть менее популярным оказался стационарный телефон, наличие которого отметили 75,6% опрошенных. Настольный компьютер есть у 7 из 10 респондентов.

Обратная зависимость выявлена между наличием информационного оборудования

Электронное правительство (англ. e-Gover-nment) - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. Это система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

(По материалам Википедии)

и возрастом респондента. У лиц старшего поколения (более 60 лет) практически полностью отсутствуют компьютеры и другое высокотехнологичное оборудование, что может затруднить переход этой категории населения к электронному способу получения государственных услуг.

4 Трахтенберг А. Д. Традиционные тактики взаимодействия с властью и готовность к электронному правительству // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://sisp.nkras.rU/issues/2011/3/trakhtenberg.pdf (дата обращения: 01.06.2013).

%

70 60 50 40 30 20 ю о

Рис. 2. Распределение ответов респондентов относительно цели использования Сети

Цифрами на рисунке помечено: 1 — ищу необходимую мне для учебы информацию; 2 — пользуюсь услугами дистанционного образования; 3 — ищу необходимую мне для работы информацию; 4 — организую через Интернет свой бизнес; 5 — осуществляю поиск вакансий на рынке труда; 6 — осуществляю поиск возможностей получения профессиональной подготовки; 7 — скачиваю и обновляю программное обеспечение; 8 — скачиваю музыку и видеофильмы; 9 — играю в сетевые игры; 10 — общаюсь с друзьями и знакомыми; 11 — завожу новые знакомства; 12 — читаю новости; 13 — ищу разного рода бытовую информацию; 14 — нахожу информацию о ценах и товарах; 15 — делаю покупки в интернет-магазине; 16 — оплачиваю счета по расходам ЖКХ, налогам; 17 — пользуюсь сервисом госуслуг в Сети.

1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Согласно данным опроса, в основном люди используют компьютер для работы (59,3% опрошенных), а также общения и переписки (67,4%). Те, у кого нет дома компьютера, но он используется на работе, имеют возможность получать услуги в электронном виде, что несколько повышает степень доступности таких услуг. С другой стороны, это обостряет положение пенсионеров и безработных граждан, наиболее чувствительных к качеству и доступности услуг.

Для всех категорий респондентов самый распространенный уровень компьютерной грамотности — умение набирать тексты, пользоваться электронной почтой и Интернетом (на это указали 6 из 10 респондентов), что позволяет потенциальным получателям услуг заполнять электронные бланки и формы, отправлять их и получать результаты с помощью сети Интернет.

Глобализация, все ускоряющиеся темпы технологического развития требуют от граждан включения в мировую сеть Интернет. Поэтому на вопрос «имеет ли ваша семья доступ в Интернет?» существенный отрыв показал ответ «да, имею» (75,6% опрошенных). Однако не следует ожидать роста числа пользователей

сети Интернет — ими готовы стать только 1% тех респондентов, кто не имеет доступа в Сеть. В условиях перехода к информационному обществу это может усилить социальную напряженность и снизить уровень доступности электронных услуг для таких категорий граждан. С другой стороны, наличие доступа в Интернет не гарантирует, что все члены семьи будут уметь и хотеть им пользоваться.

Каждый второй опрошенный выходит в Интернет дома, причем не реже 1 раза в день. Доля лиц, использующих Интернет не реже 1 раза в день на работе, составила 24,4%. Вариант «дома, не реже 1 раза в месяц, но не каждую неделю» отметили 16,3% респондентов, а «дома у друзей, соседей, родственников» — 8,1%.

Места общественного доступа в среднем выбирают лишь 6,9% граждан, при этом среди них не нашлось ни одного, у кого нет доступа в Интернет дома. Таким образом, места общественного доступа, созданные для сглаживания неравенства в доступности интернет-ресурсов для разных слоев населения, не достигают поставленных перед ними целей.

Стоит отметить и слабую осведомленность об образовательных программах,

Затруднились ответить 22%

Не знал о существовании подобного сайта 43%

Рис. 3. Осведомленность респондентов о портале государственных и муниципальных услуг Омской области

приобщающих население к использованию ИКТ. Мало кто знает о Всероссийском детско-юношеском и молодежном движении «Тимуровцы информационного общества», в рамках которого школьники и студенты бесплатно обучают людей компьютерной грамотности. Однако 79% выбрали позицию «не знаю, но одобряю».

Основная причина, по которой люди не пользуются компьютером,— «нет того, кто бы мог научить». Среди других причин были отмечены возраст, отсутствие компьютерных классов и информации, для чего это нужно. Вариант «мне это неинтересно» не отметил никто.

Использование Сети респонденты связывают с разными целями (рис. 2).

Общение с друзьями и знакомыми — один из главных интересов граждан. Вариант «пользуюсь сервисом госуслуг в Сети» выбрал всего лишь один опрошенный.

Одна из основных причин, по которой люди 43-53 лет не пользуются Интернетом,— отсутствие дома соответствующего оборудования (16,3%). Респонденты более старшего возраста (53-70 лет) сочли, что необходимости в такой деятельности у них нет.

Подавляющее большинство респондентов (78%) продемонстрировали свою неосведомленность о наличии информационных киосков в местах размещения региональных органов власти. Почти половина опрошенных

(43%) не знают о существовании портала государственных и муниципальных услуг Омской области (рис. 3).

На основании отечественных литературных источников, результатов опросов ФОМ и собственного анкетирования мы выделили основные проблемы становления электронного правительства Омской области.

• Диспропорция между спросом и предложением. Общественный спрос на государственные услуги в электронном виде пока очень низок.

• Низкий уровень осведомленности о новых формах взаимодействия с властью. Согласно результатам опросов ФОМ и нашего исследования, только треть опрошенных с уверенностью заявляет, что знает о существовании порталов государственных услуг, информационных киосков.

• Низкий уровень компьютерной грамотности населения. В «группу риска» входят в основном люди старше 40 лет, оказавшиеся не охваченными государственными программами обучения основам работы на компьютере и в сети Интернет, которые относительно недавно были введены в школах и вузах.

• «Цифровой разрыв», связанный с техническими средствами. Как показал наш опрос, отсутствие почти у трети опрошенных компьютеров и доступа в Интернет не способствует вовлечению населения

в процессы формирования электронного правительства.

• «Цифровой разрыв», связанный с менталь-ностью. Это выражается в отсутствии у человека потребности быть членом информационного общества. Кроме того, заметную роль играет сила привычки — люди привыкли и считают важным лично взаимодействовать с представителями органов власти.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что мер по внедрению информационно-телекоммуникационных технологий пока не достаточно для реализации идеи электронного правительства. Такие глобальные изменения требуют проведения комплексных мероприятий, направленных не только на совершенствование механизма предоставления услуг, но и на более широкое вовлечение населения в процессы информатизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Госуслуги в интернете. Насколько распространена практика пользования госуслуами в интернете? URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/10850 (дата обращения: 01.06.2013).

2. Трахтенберг А. Д. Традиционные тактики взаимодействия с властью и готовность к электронному правительству // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. № 3 / [Электронный ресурс] URL: http://sisp.nkras. ru/issues/2011/3/trakhtenberg.pdf (дата обращения: 01.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.