Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
220
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ватлина Лина Владиславовна

В статье анализируется опыт построения системы электронного правительства в России, при создании которой были использованы зарубежные практики и учтены российские особенности. РФ стремилась развивать собственные технические и организационные решения в этой области и учитывать возможности информационно-коммуникационных технологий. Это помогло создать эффективную и уникальную систему электронного правительства, соответствующую российским потребностям и условиям, но многое еще предстоит сделать. Изучение, систематизация и обобщение теоретического опыта и наработок в области электронного правительства способствуют выявлению новых направлений его совершенствования. Путем анализа существующих и успешно реализованных подходов из различных стран и регионов можно выяснить, какие методы и решения наиболее эффективны и применимы в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC GOVERNMENT AS ONE OF THE TOOLSTO INCREASE THE EFFICIENCY OF PUBLIC GOVERNANCE

This article analyzes the experience of building an e-government system in Russia, which wascreated using foreign practices, but also the features of Russian reality. At the same time, the Russian Federation sought to develop its own direction in this area and consider the possibilities of information and communication technologies and the peculiarities of domestic reality. This helped create a more efficient and uniquee-government system that meets Russian needs and conditions. The study, systematization and generalizationof theoretical experience and developments in the field of e-government contribute to the identification of newdirections for its improvement. By analyzing existing and successfully implemented approaches from variouscountries and regions, it is possible to find out which methods and solutions are most effective and applicablein the context of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируется опыт построения системы электронного правительства в России, при создании которой были использованы зарубежные практики и учтены российские особенности. РФ стремилась развивать собственные технические и организационные решения в этой области и учитывать возможности информационно-коммуникационных технологий. Это помогло создать эффективную и уникальную систему электронного правительства, соответствующую российским потребностям и условиям, но многое еще предстоит сделать. Изучение, систематизация и обобщение теоретического опыта и наработок в области электронного правительства способствуют выявлению новых направлений его совершенствования. Путем анализа существующих и успешно реализованных подходов из различных стран и регионов можно выяснить, какие методы и решения наиболее эффективны и применимы в Российской Федерации.

Ключевые слова. Электронное правительство, цифровые инструменты, государственный сектор, государственное управление, эффективность публичного управления.

Vatlina L.V.

ELECTRONIC GOVERNMENT AS ONE OF THE TOOLS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF PUBLIC GOVERNANCE

Abstract. This article analyzes the experience of building an e-government system in Russia, which was created using foreign practices, but also the features of Russian reality. At the same time, the Russian Federation sought to develop its own direction in this area and consider the possibilities of information and communication technologies and the peculiarities of domestic reality. This helped create a more efficient and unique e-government system that meets Russian needs and conditions. The study, systematization and generalization of theoretical experience and developments in the field of e-government contribute to the identification of new directions for its improvement. By analyzing existing and successfully implemented approaches from various countries and regions, it is possible to find out which methods and solutions are most effective and applicable in the context of the Russian Federation.

Keywords. E-government, digital tools, public sector, public administration, public administration efficiency.

Введение

Концепция электронного правительства - это относительно новое явление, которое получило большое внимание со стороны научного сообщества, а также правительств различных стран. В последние годы электронное правительство стало объектом интенсивных исследований, и его значимость продолжает

ГРНТИ 06.75.10 EDN WSGCQW © Ватлина Л.В., 2023

Лина Владиславовна Ватлина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной экономики Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск).

Контактные данные для связи с автором: 630087, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 26 (Russia, Novosibirsk, Karl Marx av., 26). Тел.: +7 913 483-42-68. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 11.06.2023.

расти. За последние десятилетия электронное правительство претерпело значительные изменения и совершило скачок вперед в результате развития информационных технологий. Стремительные изменения в сфере цифровых технологий, интернета и облачных вычислений открыли новые возможности для эффективного взаимодействия правительства и общества.

В России значимость внедрения электронного правительства непрерывно растет в условиях экономической и социальной нестабильности, а также в новых геополитических реалиях. Сегодня, когда информационные технологии проникают во все сферы жизни общества, электронное правительство становится ключевым фактором для обеспечения эффективности и ответственности государственных структур. Его развитие обусловлено необходимостью повышения конкурентоспособности, быстрой адаптации к макроэкономическим шокам, обеспечения открытости и прозрачности, улучшения обслуживания граждан и потребностей бизнеса, а также продвижения инноваций [2].

Электронное правительство является катализатором для внедрения инноваций и новых технологий в деятельность государственных органов, что способствует развитию экономики и общества в целом. Электронное правительство сегодня - это не просто модный тренд, а необходимое условие для успешного развития и преодоления вызовов современного мира.

Материалы и методы

Систематизация и обобщение теоретического опыта и наработок позволяет выявить новые направления для совершенствования функций электронного правительства. На сегодняшний день все основные исследования по данной теме можно условно разделить по различным аспектам:

• анализ лучших практик: изучение опыта различных стран во внедрении электронных государственных услуг;

• исследование технических аспектов: анализ различных информационно-коммуникационных технологий, используемых в системах электронного правительства;

• правовые и политические аспекты: оценка законодательства и политики, регулирующих электронное правительство, а также его влияние на политические процессы;

• эффективность внедрения: оценка достижений и проблем внедрения электронного правительства и его влияния на общество и экономику;

• культурные и социальные аспекты: исследование влияния электронного правительства на взаимодействие государства и общества, а также на изменение общественного мнения.

Этот обширный объем исследований свидетельствует о значимости и интересе к этой теме в научной среде. Развитие электронного правительства продолжает привлекать внимание специалистов, так как оно может способствовать более эффективному и открытому управлению, улучшению обслуживания граждан и содействию развитию инноваций. Обеспечение стабильного развития отношений и сотрудничества между государством и обществом - это одна из важнейших задач публичного управления. Исследования в области теории публичного управления, проводятся многими учеными [6, 12], усилия которых направлены на анализ и понимание эволюции процессов публичного управления и выявление ключевых проблем, связанных с его трансформацией.

Исследования ряда других авторов представляют теоретические основы трансформации публичного управления в условиях цифровизации [7, 5, 14]. В этих работах проводится анализ понятийного аппарата, связанного с категорией «публичное управление», выделяются сущностные характеристики и идентифицируются ключевые этапы развития этой области. Представляет интерес также исследования зарубежных ученых в области цифрового правительства [1].

Сетевая форма коммуникаций

Чтобы комплексно подойти к оценке электронного правительства, необходимо разобраться в возникших тенденциях, предшествующих необходимости трансформации государственного управления. Существенные изменения в структуре правительственных органов связаны с использованием гражданским обществом сетевых коммуникаций. Ранее уже существовали формы организации человеческой деятельности, такие как кланы, клиентеллы и землячества, которые можно было рассматривать как социальные сетевые структуры, однако только современные сети, обеспечивающие связи в электронной среде, стали действительно глобальными [8].

Исходя из развития информационных технологий, сетевые структуры распространились не только на экономическую сферу, что произошло с появлением 1Т-гигантов и транснациональных корпораций,

но и на социальную сферу - через участие в этих процессах неправительственных организаций. Они также оказались в сфере политики, где приобрели всеобщий и всеобъемлющий характер, играя значимую роль в современных обществах. Эти глобальные сетевые структуры, используемые в электронной среде, привносят существенные изменения в организацию и функционирование институтов власти, а также способствуют укреплению связей между различными акторами в обществе.

Ученые обращают внимание на ризоматичность сетевых структур, то есть их организацию по принципам корневой системы, где отсутствует центральный стебель, и новые ветви постоянно возникают и обновляются [13]. В отличие от иерархических систем, сети основываются, прежде всего, на горизонтальных контактах и создают многомерные связи с различными субъектами, что делает точное определение всех связей возможным лишь в определенный момент времени.

Это означает, что сетевые структуры способны приспосабливаться и развиваться динамически, что делает их более гибкими и адаптивными к изменяющимся условиям. Новые связи и отношения могут возникать в процессе их функционирования, а некоторые связи могут быть временными и изменчивыми, что создает сложные и интересные динамические системы [15]. В то же время, сложность сетевых структур может затруднить точное понимание и анализ их всех аспектов, так как связи и взаимодействия между различными субъектами могут быть неоднородными и меняться со временем.

В сетевой структуре все элементы могут взаимодействовать друг с другом напрямую, включая взаимодействие с центром. Центр коммуникаций в такой сети обладает способностью к спонтанному перемещению в виртуальном пространстве и не является жестко фиксированным. Этот центр может представлять собой орган, организацию, юридическое лицо или гражданина. Важно отметить, что сетевая структура может допускать наличие нескольких управленческих центров, которые ситуационно распределяют среди себя решение актуальных задач и функций. Такая гибкость взаимодействия позволяет сетевой структуре лучше адаптироваться к изменяющимся условиям и оперативно решать текущие проблемы.

Отсутствие жесткой иерархии и возможность управления через разные уровни способствуют эффективной координации и распределению ответственности. Это особенно актуально для сфер, где требуется быстрое принятие решений и оперативное реагирование на ситуацию. Таким образом, в сетевой структуре каждый элемент может играть важную роль, и различные участники могут вносить свой вклад в общую деятельность. Это способствует совместной работе и обмену знаниями и опытом между разными участниками сети, что, в свою очередь, может улучшить эффективность и инновационность системы.

С юридической точки зрения, сетевая структура не является определенным типом организации, а скорее представляет собой форму, которую могут использовать различные субъекты. Сетевая самоорганизация может быть использована как бизнес-корпорациями, некоммерческими организациями, так и ассоциациями граждан. В результате использования сетевой структуры различные организации и ассоциации смогли занять место самостоятельных и влиятельных игроков на арене публичного управления. Это позволяет им эффективно сотрудничать, координировать свои действия и объединять ресурсы для достижения общих целей.

Сетевая структура обеспечивает гибкость, которая позволяет субъектам быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и быстро реагировать на вызовы, с которыми они сталкиваются. Такой подход способствует повышению эффективности и инновационности в области публичного управления, в результате, сетевые структуры становятся значимыми участниками общественной жизни и принимают активное участие в принятии решений и формировании политик.

Сетевые коммуникации осуществляются в виртуальной среде, но они способны неожиданно выйти за пределы этой среды и приобрести непредсказуемые формы в реальном мире. Это создает значительные сложности для их регулирования, включая аспекты правового контроля. В научных кругах изначально возникали сомнения относительно возможности применения методов традиционного государственного управления к таким динамичным и децентрализованным сетевым структурам. Однако, позже было признано, что некоторые аспекты государственного управления всё же могут быть применимы в отношении сетевых структур.

Причина таких сомнений и сложностей связана с тем, что сетевые структуры, основанные на свободном взаимодействии и обмене информацией между различными участниками, могут иметь глобаль-

ный характер и оперировать за пределами юрисдикции отдельных государств. Это осложняет применение традиционных правовых механизмов и стандартных методов регулирования, которые обычно применяются к классическим организациям и учреждениям. С течением времени было осознано, что определенные аспекты государственного управления могут быть полезны в отношении сетевых структур, особенно в случае, когда эти структуры занимают важные позиции в публичном управлении или обладают значительным влиянием на общественные процессы.

Важно найти баланс между сохранением открытости и инноваций в сетевых структурах и необходимостью обеспечить некоторый уровень контроля и регулирования в интересах общества и достижения общего блага. Использование электронных технологий при оказании публичных услуг приводит к изменениям не только в форме, но также в содержании и качестве отношений государства с гражданами. Это проявляется следующим образом:

• во-первых, государственные органы становятся более доступными, и их деятельность становится прозрачной для граждан. Отношения государства с гражданами все чаще инициируются частными лицами, которые используют электронные платформы для взаимодействия с органами власти. Появляются возможности адаптировать публичные услуги к индивидуальным потребностям граждан в конкретных ситуациях. За счет перехода к цифровому формату обработки информации и предоставления услуг органы власти могут более точно и эффективно определять потребности каждого отдельного гражданина;

• во-вторых, государство становится технологически зависимым от экспертного сообщества. Публичное управление, осуществляемое в электронной форме, становится менее персонифицированным и обезличенным. С ростом сложности технологий программное обеспечение публичного управления становится все менее понятным даже для специалистов. Эти изменения подчеркивают важность современного подхода к государственному управлению, ориентированного на применение современных технологий и удовлетворение потребностей граждан. С одной стороны, электронные технологии делают государство более открытым и гибким, обеспечивая удобство и доступность для граждан. С другой стороны, возникает необходимость эффективного управления и обеспечения качества и безопасности данных при использовании сложных электронных систем;

• в-третьих, в связи с динамичностью сетевой среды и ее влиянием на развитие технологий, государство осознает важность тесного взаимодействия с деловыми и академическими кругами. Эти секторы обычно являются главными двигателями технологического прогресса и инноваций. Взаимодействие с этими кругами позволяет государству быть в курсе последних технологических достижений и использовать их для повышения эффективности и качества своих публичных услуг, а также для разработки и внедрения новых решений в интересах общества.

Таким образом, установление более тесных контактов с деловыми и академическими кругами становится важным стратегическим шагом для государства в условиях растущего влияния информационных технологий и сетевой среды на различные аспекты жизни общества.

Потенциал цифровых платформ в публичном управлении

Постоянно растущее распространение интернета в обществе представляет мощный инструмент для вовлечения людей в общественно-политические процессы, особенно в решение местных проблем. Сегодня социально-сетевое взаимодействие в публичной сфере предоставляет уникальные возможности удовлетворения растущих потребностей активных граждан в участии в делах общества.

Интернет и социальные сети позволяют гражданам легко и быстро обмениваться информацией, идеями и мнениями, создавать онлайн-дискуссии и формировать виртуальные сообщества с общими интересами. Такой тип взаимодействия способствует интенсификации обмена информацией и обсуждениями важных вопросов. В результате участники общественно-политических процессов становятся более осведомленными и активными в решении проблем своего региона или сообщества. Поэтому для социально-сетевого взаимодействия граждан и правительства могут быть полезны электронные платформы, на которых бы происходила обработка сообщений граждан, онлайн-голосований и сбора предложений и идей по вопросам развития территорий.

На сегодняшний день уже существуют различные платформы, такие как «Действуем вместе» в Курской области, «Активный гражданин» в Москве, «Народная экспертиза» в Белгородской области и др.

Такие платформы явились эффективным инструментом для взаимодействия власти и общества [9]. Но многие эксперты соглашаются с тем, что есть еще над чем работать, и для обеспечения эффективного взаимодействия всех субъектов в публичной сфере коммуникаций необходимо установить регулярные каналы общения. Организация прямого диалога с гражданами становится важным средством для достижения этой цели. При помощи таких механизмов граждане смогут влиять на процессы принятия решений и согласовывать свои цели и интересы с органами власти.

Участие граждан в общественно-политических процессах способствует укреплению активной гражданской позиции [3, 4]. Когда граждане ощущают, что их мнение учитывается, и они могут внести вклад в принимаемые решения, это стимулирует их активное участие в общественных делах. Такое участие также способствует формированию и укреплению разделяемой всеми системы ценностей и общественных норм. Кроме того, регулярное взаимодействие и прямой диалог способствуют формированию высокого уровня гражданской культуры. Постоянное обсуждение важных тем и проблем общества способствует осознанию людьми своей роли в обществе и ответственности за его развитие.

Так, например, интересен зарубежный опыт цифрового правительства, который включает множество успешных и инновационных инициатив, применяемых различными странами для улучшения качества обслуживания граждан и оптимизации государственных процессов. Например, Эстония считается одним из лидеров в области цифрового правительства. Она внедрила электронную систему голосования, электронные ГО-карты, здесь практически все государственные услуги доступны онлайн, что делает ее одной из самых эффективных и прогрессивных в мире. В Сингапуре активно используются цифровые технологии для оптимизации государственных процессов и предоставления услуг гражданам. Онлайн-порталы и приложения позволяют гражданам легко взаимодействовать с государственными учреждениями.

В Великобритании цифровое правительство активно работает над улучшением доступа к информации и услугам для граждан и бизнеса. Особое внимание уделяется открытым данным для обеспечения прозрачности и участия граждан в жизни своей страны. Исландия известна своими успешными цифровыми проектами, такими как национальная система электронного правительства и электронная идентификация, обеспечивающая удобство для граждан и повышение эффективности государственных процессов.

Однако есть и совсем непривычные примеры реализации идей цифрового правительства, например Китай внедрил «Систему социального кредита», которая оценивает поведение граждан и организаций на основе их социальных и экономических действий. Через использование камер видеонаблюдения, онлайн-платформ и алгоритмов, государство может награждать или наказывать граждан в зависимости от их поведения.

Таким образом, можно констатировать, что изучение зарубежного опыт формирования электронного правительства может быть ценным для понимания лучших практик и подходов к созданию и развитию российского электронного правительства. В разных странах были разработаны разнообразные проекты электронного правительства, которые можно изучить и адаптировать для улучшения системы в своей стране, но с учетом требований граждан. Заключение

Таким образом, сегодня, одной из приоритетных задач правительства является осуществление цифро-визации системы публичного управления, которое должно быть направлено на оптимизацию предоставления государственных и муниципальных услуг для граждан и бизнеса. Это достигается путем перевода процессов обслуживания и решения жизненных ситуаций в цифровой формат, чтобы обеспечить комплексный и проактивный подход.

Цифровизация государственной деятельности с помощью платформ приносит значительные улучшения не только в качестве предоставляемых услуг населению, но также в усовершенствовании механизма обратной связи и повышении вовлеченности граждан в решение важных общественных вопросов. Но очевидно, что развитие цифровизации в регионах происходит с разной скоростью, а некоторые из них находятся только в начале своего пути цифровизации и им предстоит еще немало сделать для того, чтобы по-настоящему завершить цифровую трансформацию системы публичного управления.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Gasco-HernandezM., Nasi G., Cucciniello M., Hiedemann A.M. The role of organizational capacity to foster digital transformation in local governments: The case of three European smart cities. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2664328622000481?via %3Dihub (дата обращения 01.06.2023).

2. Боркова Е.А., Ватлина Л.В., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Оценка влияния макроэкономических шоков на устойчивость развития секторов национальной экономики и проблемы экономической безопасности: монография. СПб., 2022.

3. Ватлина Л.В. Системы взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями в системе управления социально-экономическими процессами региона // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 4. С. 541-550.

4. Ватлина Л.В. Специфика взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями // Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 76-79.

5. Головина Т.А., ЩеголевА.В. Цифровая трансформация публичного управления в России // Лидер (Люди. Идеи. Достижения. Единство. Результат): сб. статей I Управленческого форума Ханты-Мансийского автономного округа Югры, Сургут, 09 сентября 2019 г. Сургут: Сургутский государственный университет, 2019. С. 22-26.

6. Купряшин Г.Л. Публичное управление // Политическая наука. 2016. № 2.

7. Лихтин А.А. Трансформация государственного управления в условиях цифровизации // Управленческое консультирование. 2021. № 4. С. 18-26.

8. ОлейникА. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. 2003. № 8.

9. Органы местного самоуправления: основные полномочия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/49133 (дата обращения 03.07.2021).

10. Публичное управление в условиях цифровой глобализации: монография. Орел, 2020.

11. Применение электронного правительства для формирования устойчивого и гибкого общества. Исследование ООН: электронное правительство 2018. Департамент по экономическим и социальным вопросам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/UN%20E-Government%20Survey%202018%20Russian.pdf (дата обращения 16.06.2021).

12. Пушкарева Н.А. Государственное и публичное управление: ароморфоз понятий // Сборник научных работ серии «Государственное управление». 2020. № 17. С. 59-70.

13. Царева А.В. Ризоматические структуры социальной самопрезентации в сетевом виртуальном пространстве // Дискуссия. Политематический журнал научных публикаций. Социологические науки. 2013. № 7 (37).

14. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г.И. Абдрахманова, К.Б. Бы-ховский, Н.Н. Веселитская и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 239 с.

15. Штатина М.А. Субъекты публичного управления в условиях цифровой трансформации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19. № 1. С. 55-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.