Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деев Александр Анатольевич

В статье представлен поступательный опыт Российской Федерации при выстраивании собственной системы электронного правительства используя опыт из зарубежной практики, но при этом развивая собственное направление развитие этой системы и учитывая особенности развития и возможности информационно-коммуникационных технологий. Для Российской Федерации необходимо не только исследовать зарубежный опыт и адаптировать лучшие практики в отечественную модель электронного правительства, но важно учитывать и специфические особенности российской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC GOVERNMENT AS A TOOL FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF PUBLIC GOVERNANCE

The article presents the progressive experience of the Russian Federation in building its own e-government system using experience from foreign practice, but at the same time developing its own direction in the development of this system and taking into account the development features and capabilities of information and communication technologies. For the Russian Federation, it is necessary not only to explore foreign experience and adapt best practices to the domestic model of e-government, but it is also important to take into account the specific features of Russian reality.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 334.025

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Деев Александр Анатольевич

К.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент»,

ФГАОУ ВО «Российская открытая академия транспорта»

В статье представлен поступательный опыт Российской Федерации при выстраивании собственной системы электронного правительства используя опыт из зарубежной практики, но при этом развивая собственное направление развитие этой системы и учитывая особенности развития и возможности информационно-коммуникационных технологий.

Для Российской Федерации необходимо не только исследовать зарубежный опыт и адаптировать лучшие практики в отечественную модель электронного правительства, но важно учитывать и специфические особенности российской действительности.

Ключевые слова: электронное правительство, система, государственные услуги, государственное управление, действующее законодательство Российской Федерации, эффективность публичного управления, концепция.

Концепция электронного правительства имеет достаточно небольшой временной промежуток развития. Тем не менее, изучению системы электронного правительства в современной научной мысли посвящено большое количество работ. Систематизация и обобщение теоретического опыта и наработок позволяет выявить новые направления совершенствования электронного правительства. [3].

Выявленные отличительные особенности электронного правительства определяют его как инструмент, который позволяет повысить эффективность государственного управления. Государственное управление за счет применения инструментов электронного правительства становится более открытым и прозрачным для бизнеса и гражданского общества, что повышает уровень доверия и лояльности.

Как было отмечено, электронное правительство разработано не только для обеспечения коммуникации между государством и обществом, оно так же охватывает и других участников процесса государственного управления.

Электронное правительство нужно для эффективного взаимодействия между обществом и государством, а также на формирование полноценной среды взаимодействия всех участников гражданского общества. Формирование электронного правительства только во взаимодействии государства и общества невозможно без формирования внутренней среды внутри аппарата государственной власти.

В Российской Федерации система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде является составной частью системы электронного правительства. Благодаря электронному предоставлению государственных услуг Российская Федерация обеспечивает права и обязанности государства и гражданского общества. Разработанная нормативно-правовая база в полной мере учитывает все потребности участников электронного правительства и постоянно совершенствуется. [2].

В 2010 году было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года №1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2024 годы)». [5].

Программа «Информационное общество» с 2011 по 2017 год не менялась. В 2017 голу была опубликована новая версия программы, в которой были уточнены целевые показатели, которые отражают эффективность достижения целей, задач и основных

мероприятий. В 2020 году в программу «Информационное общество» были внесены дополнительные изменения и программа была продлена до 2024 года. [5].

Перечисленные цели программы «Информационное общество» подтверждают активную позицию государства по развитию технологий электронного правительства и их активную интеграцию в систему государственного управления Российской Федерации.

Изучение нормативно-правового регулирования электронного правительства в Российской Федерации позволяет сделать вывод о высоком приоритете развития технологий электронного правительства и необходимой телекоммуникационной инфраструктуры, охватывающее все население страны. Далее необходимо рассмотреть цели и принципы электронного правительства.

Как было отмечено ранее, электронное правительство разработано для обеспечения эффективного способа обмена информацией между государством и заявителями (гражданами) при условии максимального использования возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии (мобильная связь, Интернет и прочее).

В развитых странах разработаны национальные программы по созданию и внедрению электронного правительства. Национальные программы содержат в себе этапы построения общегосударственной системы общественного управления, используя возможности современных информационных технологий.

Электронное правительство разработано и внедряется для эффективного взаимодействия общества и государства в вопросах управления государством и осуществлением государственной власти.

Представленные задачи в полной мере отражают сущность и направленность развития электронного правительства как инструмента управления функциями предоставления государственных услуг.

В организации системы электронного правительства соблюдаются основные семь её принципов.

Гласность означает, что все изменения и основы функционирования электронного правительства должны быть доверены до гражданского общества и бизнеса. Любое изменение нормативно-правовой базы электронного правительства должно отвечает обеспечению условий демократии. Гласность также означает, что все результаты, которые достигает правительство при формировании электронного правительства, должны быть доступны и обнародованы.

Ответственность подразумевает обеспечение полноты и достоверности информации, а также наступление административной ответственности для должностных лиц, нарушивших любой из принципов или положений системы электронного правительства.

Открытость означает, что система электронного правительства должна быть прозрачной и обеспечивать полный доступ гражданского общества к информации.

Оперативность означает, что все разрабатываемые и принимаемые решения должны быть реализованы в разумные сроки.

Приоритетность задач социально-экономического развития означает направленность всех нововведений и функционирования электронного правительства для повышения качества уровни жизни населения и уровня развития бизнес-структур в государстве.

Принцип единства системы электронного правительства означает полную согласованность всех структур в реализации системы электронного правительства.

Далее следует рассмотреть созданные в Российской Федерации инструменты реализации технологий электронного правительства.

Единый портал государственных и муниципальных услуг осуществляет значительный список функций, которые направлены как на информирование граждан о доступных услугах, способах получения услуг, так и практическое пользование

услугами. Благодаря единому порталу государственных и муниципальных услуг граждане могут подать различные заявления в электронной форме, отследить статус своего обращения и получить юридически значимый результат своего обращения (справка, официальный ответ государственных органов и прочее). Регистрация на едином портале государственных и муниципальных услуг доступна для граждан Российской Федерации, имеющих документ, подтверждающий личность. Регистрация возможна в нескольких формах в сети Интернет онлайн и при личном обращение в многофункциональный центр. При регистрации онлайн, пользователь может пользоваться большинством доступных услуг, но при этом, иметь ряд ограничений, связанных с необходимостью верификации и подтверждения личности. Поэтому, личное обращение в многофункциональный центр для регистрации на едином портале государственных и муниципальных услуг позволяет получить доступ сразу ко всему спектру предлагаемых услуг, которые можно получить в электронном виде. [2].

Единая система межведомственного электронного взаимодействия создана для обеспечения единой технологической и коммуникационной инфраструктуры взаимодействия государственных и муниципальных информационных систем.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия реализована в виде комплекса программно-технических средств и информационных баз данных, которые выполняют контролирующую и регламентирующую функцию по обмену данных в рамках проекта электронного правительства.

Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре обеспечивает информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, которые используют для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Единая система идентификации и аутентификации выступает инструментом, который подтверждает права граждан на санкционированный доступ к государственным и муниципальным услугам, а также права уполномоченных должностных лиц на санкционированный доступ к необходимым сведениям, нужным для предоставления услуг.

Проанализировав созданную инфраструктуру электронного правительства в Российской Федерации, можно сделать вывод, что помимо основной платформы взаимодействия общества и государства (Единый портал государственных и муниципальных услуг), создан ряд поддерживающей инфраструктуры, целью которой является обеспечение функционирования электронного правительства, защита персонализированных данных и ускорение передачи и обработки информации для сокращения сроков оказания услуги в электронном виде.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 N 8-ФЗ [Электронный ресурс],- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения: 16.03.2023).

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс],- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 16.03.2023).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года №632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [Электронный ресурс],- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76942/ (дата обращения: 16.03.2023).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [Электронный ресурс],- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104665/ (дата обращения: 16.03.2023).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года №1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2024 годы)» [Электронный ресурс],- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106767/ (дата обращения: 16.03.2023).

6. Авдонин В.С., Мелешкина Е.Ю. Электронное правительство: от сервисных технологий к новой парадигме управления //Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2021. Т. 17. № 4. С. 341-359. (дата обращения: 16.03.2023).

7. Акаткин Ю.М. Интероперабельность систем электронного правительства: состояние и перспективы // ИТ-Стандарт. 2020. № 1 (22). С. 4-10. (дата обращения: 16.03.2023).

8. Аношина А.С. Электронное правительства в России: реализация и перспективы развития // Экономика нового мира. 2020. Т. 5. № 1-2 (17). С. 62-69. (дата обращения: 16.03.2023).

9. Байрак К.И. Электронное правительство как главный элемент развития электронных государственных услуг в России // В сборнике: Управление социально-экономическим развитием: инновационный и стратегический подходы. сборник научных трудов по материалам Национальной научно-практической конференции. 2020. С. 8-11. (дата обращения: 16.03.2023).

ELECTRONIC GOVERNMENT AS A TOOL FOR INCREASING THE EFFICIENCY

OF PUBLIC GOVERNANCE

Deev A. A.

The article presents the progressive experience of the Russian Federation in building its own e-govemment system using experience from foreign practice, but at the same time developing its own direction in the development of this system and taking into account the development features and capabilities of information and communication technologies. For the Russian Federation, it is necessary not only to explore foreign experience and adapt best practices to the domestic model of e-government, but it is also important to take into account the specific features of Russian reality.

Keywords: e-government, system, public services, public administration, current legislation of the Russian Federation, efficiency of public administration, concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.