Научная статья на тему 'Электронное правительство как этап становления электронной демократии'

Электронное правительство как этап становления электронной демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
819
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ONLINE GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алдошенко Евгений Викторович

В статье рассматриваются этапы создания системы «электронное правительство» для повышения качества и прозрачности государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE GOVERNMENT AS A STAGE OF ESTABLISHING ELECTRONIC DEMOCRACY

The article considers stages of creating the system “Online government” for increasing quality and transparency of public administration.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство как этап становления электронной демократии»

УДК 323.2

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Алдошенко Евгений Викторович,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации -Челябинский филиал, заместитель директора по информационным технологиям, г. Челябинск, Россия. E-mail: aldoshenko@chel.ranepa.ru

Аннотация

В статье рассматриваются этапы создания системы «электронное правительство» для повышения качества и прозрачности государственного управления.

Ключевые понятия: электронное правительство, информационное общество, информационно-коммуникационные

технологии.

В лексикон политической науки в современной России достаточно органично вошло понятие «электронная демократия», которое в настоящее время употребляется не только учеными - политологами и аналитиками средств массовой информации, но и политическими деятелями, в том числе и высшими руководителями российского государства.

Определяя «электронную демократию» как политическую систему, в которой механизмы управления максимально информатизированы, мы можем признать ее наибольшую, по сравнению с иными моделями политической демократии, приближенность к модели демократии, участия, поскольку механизмы электронной демократии позволяют принимать участие в обсуждении и принятии политических решений самым широким массам населения страны и в относительно короткий срок. В то же время электронную демократию можно определять и не как политическую систему, а как совокупность механизмов, информационных технологий, используемых в интересах оптимизации взаимоотношений власти и общества, расширения политической коммуникации государства и граждан и ее демократизацию посредством повышения реального участия граждан в политической жизни государства.

В рамках становления электронной демократии особенно важным представляется проект создания электронного правительства, который может рассматриваться как первоначальная ступень развития политических институтов страны в информационном обществе на пути строительства системы электронной демократии. Задачи по созданию и развитию электронного правительства в современных условиях вполне выполнимы, в особенности при учете стремления государственной власти к информатизации управленческих процессов. Тем более что в настоящее время уже имеется достаточно богатый опыт развития института электронного правительства в других государствах.

Пионером внедрения информационно-коммуникационных технологий в политическую практику деятельности органов государственной власти и управления выступил Сингапур. Еще в 1981 г. были начаты мероприятия по созданию электронного правительства Сингапура, которые в течение более чем тридцати лет оптимизировались и развивались в соответствии с общим развитием информационно-коммуникационных технологий и науки о государственном управлении в современном мире.

Сингапур в направлении развития такого инструмента власти, как «электронное правительство», продвинулся гораздо дальше не только постсоветских государств, включая и Российскую Федерацию, но и стран Западной Европы и США. Конечно, здесь имеет значение малая территория этого островного государства, но нельзя игнорировать и тот факт, что практический успех любой инновационной политики зависит от того, насколько серьезно и добросовестно государство и государственный аппарат относятся к идее ее внедрения в политическую практику государственного образования.

Авторитет Сингапура как пионера информатизации государственного управления признается такими видными представителями мировой социальной науки, как Мануэль Кастельс, который считает именно Сингапур и Японию образцами внедрения информационно-коммуникационных технологий в политическую и социальную практику, призывая остальные государства мира следовать примеру этих «азиатских тигров» и развивать электронные представительства государства, повышая открытость и информатизацию органов власти и государства в целом [5, с. 68].

В современных условиях электронное правительство может способствовать значительному повышению эффективности функционирования государственной власти как на центральном общегосударственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В условиях повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий, повышения технической грамотности населения и удешевления средств массовой коммуникации неиспользование богатых возможностей информационно-коммуникационных технологий в интересах политической модернизации представлялось бы откровенной политической недальновидностью. Поэтому в создании механизмов электронного правительства оказались заинтересованы не только и даже не столько гражданские активисты, сколько сами органы государственной и муниципальной власти и управления.

Политическая элита страны поставила себе целью обеспечение широкого использования электронных технологий в государственном управлении, что обусловило и необходимость повышения внимания к таким проектам, как электронная демократия и в особенности - электронное правительство.

Концепция создания «электронного правительства» была поддержана высшим руководством Российской Федерации, а 7 мая 2013 г. президентом России В.В. Путиным обязанности по реализации проекта электронного правительства были возложены на ФГУП «Почта России» и НИИ «Восход». Первая структура будет выполнять функции оператора портала государственных услуг, тогда как вторая займется разработкой 1Т-обеспечения функционирования электронного правительства [6].

Залогом истинных, а не кажущихся изменений должна стать корреляция между общепринятыми политическими институтами (например, партиями и движениями) и электронными системами коммуникации. Это даст возможность укрепить данные институты, а также снизит риск проявления отрицательных квазиавторитарных и олигархических тенденций, способных заметно усиливаться в ситуации, когда политические процессы дают крен в сторону регулярного проведения различных референдумов.

Увеличение сетевой активности в обществе наряду с ее достаточно сложной организацией актуализирует вопрос о деятельности государства, его структур, и в первую очередь исполнительного аппарата. Создание «электронного правительства», даже если принимать во внимание исключительно техническую часть данного проекта, даст возможность контролировать назначение на государственные должности, в результате способствуя формированию государственного аппарата, базирующегося на модернистских принципах.

Развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет представить всю систему организации государственной власти и управления в современном мире как единый сервис, доступный любому гражданину из любой точки, при условии использования им доступа к электронным информационным сетям. Таким образом, электронное правительство является квинтэссенцией современных технологий государственного управления.

Современный российский исследователь Ю.А. Нисневич определяет электронное правительство не только и не столько как механизм государственного управления в условиях информационного общества, сколько как особую философию управления в постиндустриальную эпоху развития человечества [4, с. 6]. И здесь с ним сложно не согласиться, поскольку развитие системы государственного управле-

ния посредством электронных технологий коренным образом меняет саму структуру политической жизни страны.

Формирование структуры электронного правительства в современной России преследует несколько целей, реализации которых можно добиться в процессе информатизации политической практики российской власти. В первую очередь, это повышение качества и доступности широким слоям населения страны предоставляемых органами власти и управления государственных услуг, оптимизация системы обслуживания граждан территориальными подразделениями органов государственной и муниципальной власти и управления.

Вторая цель, преследуемая созданием электронного правительства, - автоматизация административно-управленческой деятельности органов власти и управления. К третьей цели может быть отнесена оптимизация информационно-аналитической системы, обеспечивающей процесс принятия управленческих решений, в том числе в направлении обеспечения информационной безопасности функционирования органов государственной власти и управления [1].

В первую очередь, по мнению исследователей, создание системы электронного правительства требует соответствующего регулирования нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование его в рамках российской правовой системы. Естественно, что решение этой задачи потребует определенных корректировок российского законодательства, в частности - принятия законодательных актов, призванных регулировать компетенции электронного правительства, осуществлять государственный и гражданский контроль за его функционированием [4, с. 14-15].

Естественно, что процесс создания электронного правительства не может быть сиюминутным и потребует длительного времени. Современное российское общество, учитывая непродолжительность истории парламентской демократии в стране, низкий уровень развития институтов гражданского общества и политических свобод, будет весьма медленно адаптироваться к тем широким возможностям, которые открывает перед ним формирование института электронной демократии и, соответственно, механизмов электронного правительства.

Можно говорить о том, что процесс формирования электронного правительства проходит несколько этапов, на протяжении которых будут создаваться отдельные

компоненты общей системы электронного правительства, а также формироваться общественное мнение и изыскиваться ресурсы для обеспечения последующих стадий становления электронного правительства.

По мнению Дж. Демпси, создание «электронного правительства» проходит три стадии: публичность, участие и онлайн-транзакции [2, с. 24-27]. Между упомянутыми стадиями нет отношений взаимозависимости, хотя в целом их наличие отражает определенную последовательность в формировании и развитии механизмов применения информационно-коммуникационных технологий в модернизации системы политического управления в современном обществе.

Применительно к современной российской действительности концепция Дж. Демпси также может быть применена. Так, на стадии публичности происходит обеспечение информированности граждан относительно деятельности органов государственной и муниципальной власти и управления в первую очередь посредством создания электронных порталов государственных и муниципальных структур власти и управления в информационно-коммуникационных сетях. Это создание сайтов органов власти и управления, рассылка пресс-релизов и иной информации в электронные СМИ, создание страниц государственных органов власти в социальных сетях.

Для того чтобы полноценно участвовать в политической жизни общества, в деятельности органов местного самоуправления, гражданин должен быть осведомлен о характере деятельности органов власти и управления, получать своевременно и в полном объеме информацию о происходящих изменениях в политике органов власти и управления. Обладание информацией является важнейшим залогом политической активности и гражданской ответственности общества. В этом контексте расширение доступа к информационным сетям, обеспечение начальной подготовки граждан основам коммуникации в сети Интернет является важным шагом к повышению информационной обеспеченности общества.

На стадии участия, как следует из ее наименования, происходит вовлечение граждан в непосредственное участие в принятии политических и управленческих решений посредством использования широких возможностей средств информационно-коммуникационных сетей. Естественно, что вовлечение граждан в управленческий процесс также подразумевает их обес-

печенность доступом к информационно-коммуникационным сетям, а также - информированность относительно событий в политической сфере жизни общества. Второй момент и объясняет преемственность данной стадии по отношению к предыдущей. В первую очередь стадия участия предполагает обязательность наличия обратной связи у органов государственной и муниципальной власти и управления с гражданами.

Применительно к электронным технологиям это означает необходимость создания электронной почты, сайтов, страниц в социальных сетях для государственных и муниципальных органов власти и управления с соответствующими возможностями для обратной связи. Гражданин должен иметь возможность оперативной связи с представителями государственной и муниципальной власти посредством электронной почты или обращения в социальной сети, а также записей на сайтах в гостевых книгах и форумах.

Соответственно, государственные органы власти и управления, равным образом как и политические партии и объединения, должны изучать и учитывать мнение граждан, выражаемое в комментариях и электронных письмах, анализировать поступающий массив писем, обращений, комментариев и предложений на предмет выявления конструктивных рекомендаций и пожеланий, позитивной критики. Второй ступенью данной стадии является создание в сети Интернет дискуссионных площадок, «гайд-парков», электронных парламентов, позволяющих гражданам участвовать в выдвижении и обсуждении политических инициатив, принятии политических и управленческих решений.

Таким образом, мы видим, что основной в данной стадии является линия на информационный контакт власти и общества посредством участия граждан в управленческом процессе. Соответственно, должна быть создана как организационно-технологическая, так и нормативно-законодательная база для реализации мероприятий по оптимизации системы политической коммуникации власти и общества в рамках «стадии участия».

Большое значение для модернизации системы государственного и муниципального управления имеет возможность проведения так называемых «онлайн-транзакций», т.е. оплаты различного рода государственных и муниципальных услуг, коммунальных платежей, пошлин, штра-

фов, налогов и пр. через Интернет. Также необходимо предоставление физическим лицам возможности электронной регистрации собственности и оформления документов.

Можно предположить, что очевидным положительным результатом таких мер будут являться снижение коррупции (что неизбежно при постепенной деперсони-фикации отношений гражданин-чиновник), сокращение бюджетных расходов на содержание бюрократического аппарата, упрощение для граждан бюрократических процедур и, как следствие, более лояльное отношение населения к деятельности отдельных органов управления и власти в целом. Стадию «онлайн-транзакций» Дж. Демпси выделяет в качестве третьей, также играющей ключевое значение, стадии в процессе формирования института электронного правительства.

Первостепенное внимание должно быть уделено обозначению конкретных прав электронного правительства как нового института государственной власти и управления. Важной задачей также является нормативно-правовое обеспечение взаимодействия власти и общества посредством электронного правительства. Необходимо обратить внимание на специфику участия граждан и общественных организаций в деятельности электронного правительства, открывающие возможность посредством электронного правительства обсуждать и принимать политические и управленческие решения.

Соответственно, должна быть обеспечена и правовая база использования информационных технологий рядовыми гражданами, в том числе в интересах ознакомления с деятельностью органов государственной власти и управления. Граждане и общественные организации смогут получить возможность контроля над деятельностью органов государственной власти и управления в определенных сегментах их работы, что потребует принятия соответствующих законов относительно использования информационно-коммуникационных сетей в повседневной административной практике управленческих органов на территории Российской Федерации.

1. Гиляровская, С.В. Проблемы развития электронного правительства в регионах России [Текст] / С.В. Гиляровская // Инициативы XXI века. 2010. № 3. С. 27-29.

2. Демпси, Дж. Электронное правительство и его выгоды для широких масс [Текст] / Дж. Дем-

пси / Государственное управление в переходных экономиках: Ежеквартальное издание программы «Инициатива реформирования местного самоуправления и государственных услуг» / Институт открытого общества. 2003. С. 24-27.

3. Мавитодзи, К. Электронное правительство -опыт Сингапура [Электронный ресурс]. URL: http:// www.egov.md/index.php/ru/resurse-ru/newsletter/ item/1070 (дата обращения: 15.01.2014).

4. Нисневич, Ю.А. Электронное правительство как постиндустриальная философия государственного управления [Электронный ресурс] / Ю.А. Нисневич. URL: http:// www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ticket/ 139400619897411c994812a60aaa7030d9170b0eca/ ep_filosofiya.pdf (дата обращения: 15.01.2014).

5. Панцерев, К.А. Информационное общество: эволюция концепции в исторической перспективе [Текст] / К.А. Панцерев // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2010. Вып. 1. С. 65-72.

6. Путин поставил точку: «Электронное правительство» передается «Почте России» и «Восходу» [Электронный ресурс]. URL: http://www. cnews.ru/top/2013/05/22/putin_postavil_tochku_ elektronnoe_pravitelstvo_peredaetsya_pochte_ rossii_i_voshodu_529550 (дата обращения 15.01.2014).

References

1. Giljarovskaja S.V. Iniciativy XXI veka, 2010, no. 3, pp. 27-29 (in Russian).

2. Dempsi Dzh. Jelektronnoe pravitel'stvo i ego vygody dlja shirokih mass [Online government and its benefits for general public]. Gosudarstvennoe upravlenie v perehodnyh jekonomikah: Ezhekvartal'noe izdanie programmy "Iniciativa reformirovanija mestnogo samoupravlenija i gosudarstvennyh uslug". Institut «Otkrytoe obshhestvo» (Public administration in emerging economies: Quarterly publication of the programme "Initiative ofreforming local self-government and public services", Institute of open society), 2003, pp. 24-27 (in Russian).

3. Mavitodzi K. Jelektronnoe pravitel'stvo - opyt Singapura [Online government - Singapore's experience], available at: http://www.egov.md/index.php/ru/ resurse-ru/newsletter/item/1070 (accessed 15 January 2014) (in Russian).

4. Nisnevich Ju.A. Jelektronnoe pravitel'stvo kak postindustrial'naja filosofija gosudarstvennogo upravlenija [Online government as post industrial philosophy of public administration], available at: http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ticket/ 139400619897411c994812a60aaa7030d9170b0eca/ ep_filosofiya.pdf (accessed 15 January 2014) (in Russian).

5. Pancerev K.A. Vestnik SPbGU, Ser. 6, 2010, Edition 1, pp. 65-72 (in Russian).

6. Putin postavil tochku: «.Jelektronnoe pravitel'stvo» peredaetsja «Pochte Rossii» i «Voshodu» [Putin put the lid on the matter: "Online government" is passed to "Russian Post" and "Voshod"], available at: http://www. cnews.ru/top/2013/05/22/putin_postavil_tochku_ elektronnoe_pravitelstvo_peredaetsya_pochte_rossii_ i_voshodu_529550 (accessed 15 January 2014) (in Russian).

UDC 323.2

ONLINE GOVERNMENT AS A STAGE OF ESTABLISHING ELECTRONIC DEMOCRACY

Aldoshenko Evgeniy Viktorovich,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch,

Associate Director of Information

Technology,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: aldoshenko@chel.ranepa.ru

Annotation

The article considers stages of creating the system "Online government" for increasing quality and transparency of public administration.

Key concepts: Online government, information society, information and communication technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.