Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦИФРОВОЙ КОНТРОЛЬ / E-GOVERNMENT / PUBLIC SERVICES / INFORMATION INFRASTRUCTURE / DIGITAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аношина Анастасия Сергеевна

В статье рассмотрены системы, в которых реализовано на сегодня в России электронное правительство как система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий (в т. ч. сети Интернет) для повышения доступности и качества оказания государственных услуг. Определены ключевые направления информатизации в государственном секторе. Сделан вывод, что электронное правительство само по себе не ведет к смене устоявшихся принципов и форм политического управления, а опасения общественности по поводу глобального цифрового контроля пока напрасны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-GOVERNMENT IN RUSSIA: IMPLEMENTATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article considers the systems that currently implement e-government in Russia as a system of interaction between public authorities and the population, based on the widespread use of modern information technologies (including the Internet) to improve the availability and quality of public services. The key directions of Informatization in the public sector have been defined. It has been concluded that e-government itself does not lead to a change in established principles and forms of political governance, and public fears about global digital control are still unfounded.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 321(470):004

Аношина А. С.

Электронное правительства в России:

*

реализация и перспективы развития

В статье рассмотрены системы, в которых реализовано на сегодня в России электронное правительство как система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий (в т. ч. сети Интернет) для повышения доступности и качества оказания государственных услуг. Определены ключевые направления информатизации в государственном секторе. Сделан вывод, что электронное правительство само по себе не ведет к смене устоявшихся принципов и форм политического управления, а опасения общественности по поводу глобального цифрового контроля пока напрасны.

Ключевые слова: электронное правительство, государственные услуги, информационная инфраструктура, цифровой контроль.

ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 82.15.13 Организация и техника систем управления.

ВАК: 08.00.05

Anoschina A. S.

E-government in Russia: implementation and development prospects

The article considers the systems that currently implement e-government in Russia as a system of interaction between public authorities and the population, based on the widespread use of modern information technologies (including the Internet) to improve the availability and quality of public services. The key directions of Informatization in the public sector have been defined. It has been concluded that e-government itself does not lead to a change in established principles and forms of political governance, and public fears about global digital control are still unfounded.

Key words: e-government, public services, information infrastructure, digital control.

JEL classifications: H 89

© Аношина А. С., 2020 © Anoschina A. S., 2020

* Статья подготовлена на основе доклада, признанного одним из лучших на секционном заседании 9-й Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов с междунар. участием «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» (11 июня 2020 г., СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина). Научный руководитель канд. филос. наук, доц. Афанасьев К.С.

Известно, что для жизни и развития человеческого общества необходимы ресурсы. Очень долгое время главными ресурсами были материальные и энергетические, но на современном этапе развития постиндустриального общества главным доходным ресурсом стала информация (ее даже называют «золотом XXI в.»). Мы, очевидно, вступили в новую историческую фазу развития, которая получила название «информационное общество», и сейчас идёт стремительный процесс информатизации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и сферы государственного управления. Насколько интенсивно и в каком направлении идет этот процесс, есть ли общественная угроза в данной ситуации и как далеко можно зайти в данном направлении - вот актуальные вопросы, которые нужно ставить перед собой молодым ученым.

Для осуществления деятельности государственного управления в любой форме необходимы информационные ресурсы, а для электронной формы нужна и соответствующая инфраструктура. Фактически создание информационной структуры государственного управления - это и есть создание так называемого «электронного» правительства как нового слова в государственном управлении.

Электронное правительство в современном понимании - это система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий (в т. ч. сети Интернет) для повышения доступности и качества оказания государственных услуг. Электронное правительство обеспечивает:

• эффективное и менее затратное администрирование;

• кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и органами государственного управления;

• совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

Электронное правительство не является аналогом традиционного, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования ИКТ, в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг и стратегического управления [1, с. 177-179].

В настоящее время разработаны и достаточно эффективно функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства:

• единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) -цифровая платформа, позволяющая пользователям зарегистрироваться и получать государственные услуги, не выходя из дома (создание учетной записи по номеру паспорта и СНИЛС);

• единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) - система, позволяющая проверить данные учетной записи и получить доступ к услугам;

• единая система нормативно-справочной информации (ЕНСИ) -реестр базовых государственных информационных ресурсов, необходимый при межведомственном взаимодействии;

• единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - специальная обменная система, которая служит заменой гражданина, так как помогает ведомствам обмениваться запросами, данными, документами без его участия.

Все они проявили себя очень достойно при массовых карантинных социальных выплатах.

В рамках дальнейшего развития электронного правительства можно выделить следующие ключевые направления информатизации в государственном секторе.

1. Создание единой правовой базы для развития ИКТ в государственном управлении. В прессе это назвали «регуляторной гильотиной» (т. е. ликвидация устаревших юридических норм и правил). Речь идет о замене устаревшей нормативной базы, тормозящей процесс цифровизации, и о переходе на юридически значимый электронный документооборот [5].

2. Создание суперсервисов к 2021 г. (предоставление государственных услуг в электронном виде в формате 25 суперсервисов). Цифровые суперсервисы позволяют оказывать большинство государственных услуг автоматически.

3. Консолидация данных за счет развития единой точки доступа. Проект создания национальной системы управления данными (НСУД) направлен на решение проблемы достоверности баз данных, утверждения единых технологических стандартов в этой области.

4. Развитие системы удаленной идентификации. В целях доступности государственных услуг требуется обязательная идентификация личности гражданина. Для повышения ее надежности и безопасности предполагается дополнительно использовать современные механизмы биометрической аутентификации пользователей по их биометрическим данным (голос, лицо или отпечаток пальца) с учетом международного опыта их применения [3].

5. Создание государственной единой облачной платформы (ГЕОП) - развитие и масштабирование управляемой и прогнозируемой инфраструктуры на основе облачных сервисов. Планируется поэтапно переводить информационные системы органов власти в государственное облако, результатом этого перехода станет отказ от операционной системы Windows на конечных местах пользователей и плавный переход на отечественный компонент операционных систем. Осуществить этот переход поручено компаниям Ростелеком и НИИ «Восход» [4].

6. Создание цифрового профиля. Он будет основан на базе ЕСИА и предоставит гражданам возможность не только удовлетворить спрос на получение государственных услуг в электронном виде, но и видеть, кому предоставлен доступ к персональным данным гражданина, и на этой основе продлевать или отзывать разрешение на такой доступ.

7. Развитие технологий электронной подписи. На новый уровень взаимодействия граждан и государственных органов управления должна вывести технология облачной электронной подписи. На сегодняшний день граждане не спешат получать усиленную электронную подпись, но если ее получение и использование станет более простым и удобным, а именно в этом направлении проводится работа, то это даст эффект как в росте государственных услуг, так и в упрощении документооборота граждан.

8. Создание единого реестра населения России. Цель его создания: совершенствование контроля за начислением и поступлением страховых взносов на счета физических лиц (в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования). Информация, сохраняемая в реестре, будет состоять из двух частей: сведения о физическом лице и реквизиты его документов, хранящиеся в других базовых ресурсах. Основным источником сведений о населении является единый реестр ЗАГС, а разработчиком и оператором является ФНС России. Поэтапное создание единого реестра населения завершится к 2025 г. [6].

9. Развитие магистральной инфраструктуры связи. В реализации этой программы принимают участие как государственные, так и негосударственные операторы, это основа для устойчивой работы всех цифровых ресурсов и систем. В целях обеспечения безопасности нашей страны следует рассчитывать только на собственные разработки, тем более что у нас есть неплохие компетенции в области радиоЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2020 г. Том 5. № 1-2 (Вып. 17). С. 66

фотоники, технологии искусственного интеллекта и квантовых симуля-торов.

Этим не ограничивается количество трендовых перспектив циф-ровизации государственного сектора и дальнейшего развития электронного правительства по эволюционному пути.

На современном этапе развития информационных технологий у граждан нашей страны существуют опасения глобального цифрового контроля со стороны государства как раз за счет создания электронного правительства. На наш взгляд, опасения по этому поводу пока преждевременны. Те шаги, которые предприняла российская власть в этом направлении в современных условиях, носят вынужденный характер и уже остудили эйфорию граждан, например, по поводу дистанционного обучения и работы «на удалёнке». Увлечение непродуманным, поспешным, «наивным» вмешательством в управление обществом, «когда вмешательство не учитывает вредоносных побочных эффектов» [2], приводит лишь к социальному напряжению, особенно в условиях неясного или искаженного информационного поля.

Тем не менее нужно понимать: электронное правительство -свершившейся факт, оно будет развиваться как электронная инфраструктура органов государственного управления, но будет оставаться лишь средством интерактивного взаимодействия граждан с чиновниками. Государство становится крупным поставщиком услуг, так называемых «опекаемых благ», и государственная власть в России создает для этого необходимую инфраструктуру. По нашему мнению, электронное правительство само по себе не ведет к смене устоявшихся принципов и форм политического управления.

Другой вопрос, что интенсивное, с возрастающим ускорением развитие информационного общества постепенно начинает вступать в противоречие с концепцией электронного правительства, а значит, в

будущем возможна возникновение уже «цифрового» правительства. Концепция его только разрабатывается, но пока ясно одно: цифровое правительство - это новая модель управления, возникающая в информационно-сетевом обществе, а логика его существования - отсутствие иерархии как таковой. Это обуславливает прямой доступ всех элементов сети друг к другу (без посредника), а это уже неиерархическая модель управления. На Западе считается, что такое положение несет угрозу для правящей политической элиты, лишает ее многих привилегий, поэтому власть не просто не заинтересована в появлении цифрового правительства, а будет всячески препятствовать, создавая вместо этого систему цифрового контроля населения.

По нашему мнению, опасения общественности по поводу глобального цифрового контроля пока напрасны, это, скорее, утопия. Однако в будущем сама эволюция и самоорганизация сложных социальных систем может привести к появлению цифрового правительства, но это один из возможных сценариев.

Таким образом, очевидно, что на сегодняшний день прогресс в информационной сфере дарит нам новые возможности и одновременно таит новые угрозы, но государству и иным заинтересованным субъектам для минимизации социальных рисков в текущих условиях необходимо четкое законодательное регулирование, более надежная защита данных, готовность к более значительным финансовым и временным затратам, и сохранение индивидуально-личностного подхода к защите интересов граждан.

Список литературы

1. Камолов С.Г., Артемова П.В. Информационные технологии для государственных служащих: учеб. пособие. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 215 с.

2. Талеб Н. Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса / пер. Н. Караева. -М.: Азбука-Аттикус; Колибри, 2014.

3. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020)» за 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/6490/ (дата обращения: 28.05.20).

4. Государственная единая облачная платформа [Электронный ресурс]. -URL: http://www.tadviser.ru/a/253979 (дата обращения: 28.05.20).

5. Информатизация госсектора [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tadviser.ru/a/320082 (дата обращения: 28.05.20).

6. Создание единого реестра населения России [Электронный ресурс]. - URL: http://d-russia.ru/fns-namerena-sozdat-edinyj-reestr-naseleniya-rossii-k-2025-godu.html (дата обращения: 28.05.20).

References

1. Kamolov S.G., Artemova P.V. Informacionnye tekhnologii dlya gosudar-stvennyh sluzhashchih. Uchebnoe posobie. Moscow: Fond podderzhki mezhdunarodnyh programm. 2017. 215 р.

2. Taleb N.N. Antihrupkost'. Kak izvlech' vygodu iz haosa. Moscow: OOO «Iz-datel'skaya Gruppa «Azbuka-Attikus», KoLibri, 2014.

3. Godovoj otchet o hode realizacii i ocenke effektivnosti gosudarstvennoj pro-grammy Rossijskoj Federacii «Informacionnoe obshchestvo (2011-2020 gody)» za 2018 god. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/6490/

4. Gosudarstvennaya edinaya oblachnaya platforma. URL: http: //www.tadviser.ru/a/253979

5. Informatizaciya gossektora. URL: http://www.tadviser.ru/a/320082

6. Sozdanie edinogo reestra naseleniya Rossii. URL: http://d-russia.ru/fns-namerena-sozdat-edinyj-reestr-naseleniya-rossii-k-2025-godu.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.