Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Диана Николаевна, Иваев Марат Исхакович, Малахова Дарья Сергеевна

В статье рассматривается роль и значение дистанционного обучения, опыт использования электронных платформ в вузе г. Самары, анализируются преимущества и недостатки такого обучения. Актуальность темы обусловлена новыми педагогическими реалиями, необходимостью совмещать дистанционный и традиционный формат обучения, искать новые форматы взаимодействия преподавателя с обучающимися. Проведен анализ основных сложностей, связанных с цифровой трансформацией обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Диана Николаевна, Иваев Марат Исхакович, Малахова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING: EXPERIENCE OF PRACTICAL APPLICATION

The article discusses the role and importance of distance learning, the experience of using electronic platforms at the university in Samara, analyzes the advantages and disadvantages of such training. The relevance of the topic is due to new pedagogical realities, the need to combine distance and traditional learning formats, to look for new formats for interaction between a teacher and students. The analysis of the main difficulties associated with the digital transformation of education was carried out.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_9_725 УДК 378:004

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО

ПРИМЕНЕНИЯ

Филиппова Диана Николаевна,

студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: dianafil_va@icloud.com

Иваев Марат Исхакович,

старший преподаватель, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: ivaevmarat@ yandex.ru

Малахова Дарья Сергеевна,

студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: malakh.daria@yandex.ru

В статье рассматривается роль и значение дистанционного обучения, опыт использования электронных платформ в вузе г. Самары, анализируются преимущества и недостатки такого обучения. Актуальность темы обусловлена новыми педагогическими реалиями, необходимостью совмещать дистанционный и традиционный формат обучения, искать новые форматы взаимодействия преподавателя с обучающимися. Проведен анализ основных сложностей, связанных с цифровой трансформацией обучения.

Ключевые слова: электронное обучение; дистанционное обучение; смешанное обучение; инновационные технологии; цифровизация; цифровая образовательная среда; высшее профессиональное образование; преимущества дистанционного обучения; недостатки дистанционного обучения.

UDC 378:004

E-LEARNING: EXPERIENCE OF PRACTICAL APPLICATION

Filippova Diana Nikolaevna,

student, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: dianafil_va@icloud.com

Ivaev Marat Iskhakovich,

senior lecturer, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: ivaevmarat@yandex.ru

Malakhova Daria Sergeevna,

student, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: malakh.daria@yandex.ru

The article discusses the role and importance of distance learning, the experience of using electronic platforms at the university in Samara, analyzes the advantages and disadvantages of such training. The relevance of the topic is due to new pedagogical realities, the need to combine distance and traditional learning formats, to look for new formats for interaction between a teacher and students. The analysis of the main difficulties associated with the digital transformation of education was carried out.

Keywords: e-learning; distance learning; blended learning; innovative technologies; digitalization; digital educational environment; higher professional education; advantages of distance learning; disadvantages of distance learning.

Новационные изменения, происходящие в сфере получения высшего образования, обусловливают необходимость преобразования не только учебного процесса, но и всей формы традиционного обучения. И преподаватели, и студенты являются свидетелями новой реальности, основанной на широком внедрении информационных технологий во все сферы общественной жизни. Электронное обучение (далее - ЭО) становится одной из наиболее значимых функциональных технологий. Проблема в том, что ЭО пока не разработано в полной мере, не является полноценной заменой всего учебного процесса, отсутствует единая парадигма. Тем не менее многими учеными отмечается, что рациональное применение ЭО и эффективное управление этим процессом способно обеспечить качественное внедрение подобного обучения в российских вузах. Во многих научных работах говорится об актуальности применения ЭО и его возможностях в формировании у студентов как учебных знаний, так и практических навыков к самостоятельной работе, необходимых для успешного профессионального становления.

Анализ научных исследований показывает, что проблеме внедрения в процесс обучения платформ ЭО уделяли внимание многие отечественные ученые: А.В. Гарцоев, обосновывающий целесообразность системности и личностно-ориентированного подхода [4, с.11]; Е.В. Сергачева, отмечающая важное качество системы ЭО - способность отвечать на постоянно меняющиеся потребности общества [11, с. 84-85] и многие другие. Новизна и значимость нашей работы состоит в том, что изучен практический опыт использования системы ЭО в единственном пока вузе г. Самары - Самарском государственном университете путей сообщения (далее - СамГУПС). Целью работы является анализ практического опыта применения ЭО в Самарской области, обобщение имеющихся аналитических сведений, отражающих преимущества и недостатки данной формы обучения.

Изменение и оптимизация традиционной модели обучения подчеркивает необходимость разработки научной парадигмы современного образования в целом. Сегодня не возникает сомнений, что в России стремительно развивается новая образователь-

ная реальность, являющаяся следствием мировой технологической революции, наблюдается доминирование платформ ЭО. К примеру, российская образовательная онлайн-платформа Учи.ру уже в 2020 г. входила в 10 лучших мировых сайтов. В категории «Образование» количество ежедневных платных и бесплатных пользователей в 2020 г. превысило 200 млн чел. [10, с. 11-12].

В Самарском регионе платформа ЭО используется достаточно успешно. Так, например, в г. Тольятти, где много молодежи, открыто 100 онлайн-курсов на базе Тольят-тинского государственного университета. Первый уровень, включающий 51 курс, представляет собой вводную видеолекцию, электронный учебник, промежуточные и итоговый тесты, список литературы, форум по курсу. Второй уровень состоит из 49 курсов, включает электронные учебники, озвученные профессиональными дикторами, что позволяет не только читать, но и слушать.

Внедрение платформ ЭО в СамГУПС вполне объяснимо, поскольку это одно из крупнейших учебных заведений Приволжского федерального округа России, объединяющее в своем составе 4 филиала и 9 учебных заведений среднего профессионального образования. В университете и его филиалах в Самаре, Казани, Ижевске, Уфе, Оренбурге, Орске, Саратове, Ртищево, Пензе, Рузаевке и Алатыре обучается более 23 тыс. студентов. Кроме того, значительную помощь оказало управление Куйбышевской железной дороги, прямо заинтересованное в квалификации специалистов, находящихся на значительном удалении от г. Самары.

Наиболее приемлемой базовой системой ЭО, реализованной в вузах, является LMS (Learning Management System) - платформа управления учебным контентом. Она дает возможность выборочного предоставления права доступа, ведения статистического журнала посещения, фиксирует затраченное время и вид деятельности обучающихся, хранит аналитическую отчетность, наглядно отображает результаты выполнения заданий и тестов, задействует внешние информационные ресурсы. СамГУПС, среди обучающихся которого значительную долю составляют студенты заочного отделения, также использует систему LMS Moodle, достаточно оптимизированную в России. Так, например,

электронный курс дисциплины «Иностранный язык» построен на использовании следующих разработанных инструментов:

1) Student Progress - выполняет функции администрирования и мониторинга, отслеживает выполнение заданий;

2) Gradebook - позволяет сопоставить результаты всех студентов, определяет рейтинг;

3) Calendar - носит служебный характер, предоставляет преподавателю возможность информировать студентов о предстоящих занятиях и их содержании;

4) сервис мгновенного уведомления об этапах обучения.

Для вспомогательных целей существуют специальные целевые симуляторы диалоговой речи, что позволяет максимально приблизить виртуальное общение к реальному.

Можно отметить, что правильно подобранная совокупность интерактивных инструментов общения и доступность электронного контента вполне может способствовать эффективному процессу обучения. Конечно же, никакие электронные платформы не способны полноценно заменить, например, живое общение в англоязычной среде, но для студентов-заочников, совмещающих работу с обучением, ЭО является наиболее приемлемой формой образования. Возникает личная заинтересованность студента, поскольку именно обучающиеся, а не преподаватели, ответственны за успешность.

Тем не менее нельзя не отметить отрицательные моменты, которые присущи любому виду дистанционного образования и связаны с отсутствием личного взаимодействия «преподаватель - студент». Несмотря на широкое распространение среди студентов средств электронной коммуникации, в российской академической среде данные инструменты задействованы лишь незначительно [5, с. 164; 9, с. 92]. Объясняется это, в том числе, устойчивостью традиционной модели обучения, предполагающей, что наиболее эффективным взаимодействие между преподавателем и студентом может быть лишь в режиме личного общения.

Использование современных технологий в обучении - обязательный атрибут современной образовательной среды, требующий технического обеспечения на самом высоком уровне. И здесь нельзя не отметить, что

и между регионами, и между поколениями существует цифровой разрыв. То, что для г. Москвы или г. С.-Петербурга является нормой, для других регионов может быть недоступным. В системе высшего образования на современном этапе также имеет место и поколенческий разрыв между профессорско-преподавательским составом, считающими аудиторную форму лекций преимущественной и позволяющей видеть и слышать всех студентов, и студентами, для которых инструменты электронной среды и мобильной телефонии во многом естественны. Читая научную литературу 15-20-летней давности, часто можно встретить заметки: «... мы со студентами любили ходить на лекции профессора М..., это было так интересно.». При системе ЭО оценка интереса к обучению будет совсем иная, личность преподавателя заменится доступностью к домену.

Планируя материал и ход лекции, преподаватель постепенно раскрывает тему, наблюдает за реакцией аудитории, при необхо -димости изменяет темп речи, импровизирует с примерами, перемещается по аудитории, устанавливает диалог со студентами. Один и тот же материал, доведенный на разных лекциях в разное время, может несколько отличаться в зависимости от возраста слушателей, образовательного уровня, степени их профессиональной подготовки, фактора утомляемости, внимания. Лекции не читаются «слово в слово», у преподавателя всегда есть возможность стимулировать интерес аудитории, привлечь внимание интересными и познавательными фактами из личного научного или практического опыта. Особенно это применительно к техническим вузам, поскольку объяснение сложных схем и расчетов намного легче воспринимается на доске, чем по электронным брошюрам, особенно вчерашним школьникам. Нам думается, что платформа ОЭ не способна полностью и полноценно заменить традиционное обучение. Если некоторые дисциплины (например, иностранный язык и др.) вполне допустимо перевести на платформу ЭО, то технические дисциплины, предполагающие выработку определенных проектировочных навыков и проведение практических лабораторных работ, невозможно освоить только при помощи дистанционного обучения. К примеру, наладку генератора высокочастотных импульсов,

оптимизацию программных продуктов невозможно изучить путем просмотра видеоуроков и чтения технической литературы. Изучение цифровых технологий очень затруднительно (а может быть, даже невозможно) без практикумов и стажировок, без проектирования конкретных схем оборудования. И если при изучении иностранного языка основной целью является облегчение коммуникативной (речевой) связи с иностранными контрагентами, то при изучении информационных технологий - умение практически использовать новейшие программные продукты на производстве (в фирме) и обучать этому персонал.

Да, конечно, платформа ЭО предоставляет много преимуществ. Самым большим ее достоинством является возможность обучения в любое удобное время и в удобном месте. Существенным по значимости достоинством является также и возможность незамедлительного просмотра результатов выполненных работ, возможность учиться в индивидуальном режиме, не ограничивая себя временными рамками. Следующим удобством можно назвать наличие всех необходимых учебных материалов, возможность восстановить пропущенные занятия и выполнить необходимые задания, взаимодействие всех участников образовательного процесса, разнообразие ресурсов и заданий. Однако платформа имеет и недостатки, которые невозможно компенсировать виртуальными средствами: отсутствие прямого контакта с преподавателем, наличие сложностей в усвоении материала без непосредственного контакта с группой. Кроме того, работа онлайн отнимает много времени по поиску необходимых материалов для конкретной ситуации, в то время как преподаватель подготовит и преподаст материал в самом важном и компактном виде: для работающих заочников - один, для вчерашних выпускников школы - другой. Интересная лекция - это творческий подход преподавателя, это кропотливый многолетний труд. Каждая лекция - это синтез практического опыта лектора, его теоретических знаний, личных наблюдений и научно-исследовательской работы, поэтому, на наш взгляд, никакой электронный ресурс не сможет полноценно заменить преподавателя.

Думается, что для технических вузов наиболее приемлемой является модель сме-

шанного обучения. Ученые и педагоги [2; 6; 9; 12] обращаются к рациональному и взаимодополняющему использованию традиционных систем обучения с платформами ЭО, что позволит решить задачи модернизации системы отечественного образования. Смешанное обучение основано на сочетании двух типов учебной среды: аудиторной (группы взаимодействуют лично), и виртуальной (при помощи информационных тренажеров). Эта позиция одобряется практически всеми ведущими странами [7, с. 165].

Технология смешанного обучения основана на коммуникативном подходе, задей-ствующем такие методы и приемы, которые преломляются через личность студента, его потребности, мотивацию и способности. Будущие профессионалы технических специальностей должны приобрести навыки получения нужной информации как в личном общении с преподавателями, разработчиками программных продуктов, так и путем самостоятельного поиска источников информации. Для решения научно-исследовательских задач обучающего характера студенты должны находиться, по-нашему мнению, в ситуациях, воссоздающих реальность, поэтому личное общение с преподавателем и друг с другом является очень важным и незаменимым средством, способствующим решению каждой конкретной задачи [1; 3; 8].

Итак, можно сделать вывод, что большинство преподавателей и студентов приветствуют использование LMS Moodle в учебном процессе. Наибольшей востребованностью могут обладать возможности доступа к учебным и дидактическим материалам, оперативного и дистанционного получения информации о результатах обучения, компенсирования невозможности непосредственного личного участия на занятиях. Электронное обучение в современном высшем образовании играет важную роль. Грамотно выбранные методы и формы контроля позволяют выявить реальную подготовку студента, определить недочеты и своевременно восполнить пробелы в обучении. Обучающиеся в высших школах, особенно в технических вузах, должны быть мобильными, самостоятельными, инициативными и действовать в условиях многозадачности, грамотно и аргументированно до-

казывая свою точку зрения. Возрастает роль формирования критичности мышления и нестандартного подхода. На сегодняшний день большую роль в обучении играет практика, которой невозможно научиться без аудиторного и лабораторного общения с преподавателями. Именно дискуссионные технологии, проходящие в рамках личного аудиторного

общения, могут сформировать практические навыки, компетенции и развить критичность мышления. Нам думается, что закономерным выступает предпочтение смешанному обучению, предполагающему соединение различных форм и способов работы - как дистанционных, так и аудиторных.

Список литературы_

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 08.11.2022).

2. Богачева О. А., Драгавцева А. О. К вопросу об эффективности презентаций как вспомогательной формы обучения французскому языку в новых педагогических : сборник трудов конференции // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук : материалы всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Среда, 2022. С. 13-18.

3. Булан И. Г Отношение студентов к дистанционному обучению // Калининградский вестник образования. 2022. № 1 (13). С. 3-10.

4. Гарцоев А. Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования : дис. ... д-ра пед. наук. М.: Норма, 2009. 398 с.

5. Данилова В. Ю. Недостатки и преимущества дистанционного обучения: взгляд со стороны студентов // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2022 : материалы все-росс. науч.-практ. конф. Чебоксары : Среда, 2022. С. 164-168.

6. Елшанский С. П., Ферапонтова М. В., Ефимова О.С. Отношение студентов к дистанционному обучению в период пандемии: положительные и отрицательные аспекты // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 125-136.

7. Киселев А. А. Психолого-педагогические вопросы современного образования: монография. Чебоксары : Среда, 2022. 172 с.

8. Коморникова О. М. Перспективы дистанционного обучения: взгляд студентов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (48). С. 48-51.

9. Некрасов Е. А. Дистанционное обучение: плюсы и минусы: сборник трудов конференции // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Среда, 2022.

10. Ольховая Т. А., Приходько О. В. Организация электронного обучения в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С.11-14.

11. Сергачева Е. В. Электронное обучение и его роль в современном образовании // Образование. Наука. Инновации. 2018. № 2 (48). С. 84-92.

12. Судакова О. А., Судаков Д. В. О проблемах цифровой трансформации образования в аспирантуре медицинского вуза во время этапа дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Среда, 2022. С. 92-95.

References_

1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation". URL: https://base. garant.ru/70291362 / (accessed: 08.11.2022).

2. Bogacheva O. A., Dragavtseva A. O. On the effectiveness of presentations as an auxiliary form of teaching French in new pedagogical : proceedings of the conference. Topical issues of humanities and social sciences: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Cheboksary : Wednesday, 2022. pp. 13-18.

3. Bulan I. G. The attitude of students to distance learning. Kaliningrad Bulletin of Education. 2022. No. 1 (13). pp. 3-10.

4. Gartsoev A.D. Electronic linguodidactics in the system of innovative language education : dis. ... doctor of Pedagogical Sciences. M.: Norma, 2009. 398 p.

5. Danilova V. Yu. Disadvantages and advantages of distance learning: a view from the students. Trends in the development of education: teacher, educational organization, society - 2022: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Cheboksary : Wednesday, 2022. pp. 164-168.

6. Elshansky S. P., Ferapontova M. V., Efimova O.S. Students' attitude to distance learning during the pandemic: positive and negative aspects. Pedagogy and psychology of education. 2021. No. 2. pp. 125-136.

7. Kiselev A. A. Psychological and pedagogical issues of modern education: monograph. Cheboksary : Wednesday, 2022. 172 p.

8. Komornikova O. M. Prospects of distance learning: students' view. Bulletin of Shadrinsky State Pedagogical University. 2020. No. 4 (48). pp. 48-51.

9. Nekrasov E. A. Distance learning: pros and cons: proceedings of the conference. Socio-pedagogical issues of education and upbringing: materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Cheboksary : Wednesday, 2022.

10. Olkhovaya T. A., Prikhodko O. V. Organization of e-learning in a modern university. Modern problems of science and education. 2020. No. 3. pp.11-14.

11. Sergacheva E. V. E-learning and its role in modern education. Education. The science. Innovation. 2018. No. 2 (48). pp. 84-92.

12. Sudakova O. A., Sudakov D. V. On the problems of digital transformation of education in postgraduate medical university during the stage of distance learning during the COVID-19 pandemic. Pedagogy, psychology, society: from theory to practice : materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. Cheboksary : Wednesday, 2022. pp. 92-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.