УДК 004.738.5:37:334.012.61-022.51-022.55
В. Д. Попов,
доцент, доктор Хозяйственная академия им. Д. А. Ценова, Республика Болгария, г. Свиштов
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В период после 2000 г. вдохновленные прогнозами аналитических компаний, которые предначертали исключительно оптимистичные перспективы электронному обучению (е-обучение)1, многие компании ИТ-индустрии представили на рынке соответствующие продукты. Вопреки энтузиазму, с которым были представлены преимуществаэтого типа обучения для реализации стратегии „обучения в течение всей жизни”, прогнозы не сбылись. В условиях зарождающегося кризиса фирмы свели своирасходы до расходов на основные виды деятельности в ожидании „лучших времен”. К сожалению, конец кризисаеще не наступил, и бизнесу необходимо вести поиск новых и нетрадиционных источников возможностей уцелеть.
В современной экономике, базирующейся на информации и знаниях, нематериальные ресурсы превращаются в новые конкурентные факторы. Управление знаниями представляет собой менеджерский инструмент с потенциалом направлять компании в поиске новых возможностей. Поэтому развитие бизнеса нуждается в мобилизации коллективного знания и непрерывном обучении в организациях2.
На Всемирном экономическом форуме „Давос -2011” Джеффри А. Джоррес объявил, что на смену Информационной эпохе идет Человеческая эра3. Технологии важны, но уже не являются достаточными. Надежды направлены на использование внутреннего человеческого потенциала. Эффективное развитие и использование талантов превратится в залог успеха. Вероятно, пришло время, чтобы электронное обучение (вновь технологии) превратилось в возможность непрерывного профессионального развития и реализации человеческого потенциала.
Нашей целью является исследование способов использования инструментов ^'ёЬ 2.0 - технологий в контексте обучения (формального и неформального) персонала на предприятиях сферы малого и среднего бизнеса (МСП). Одна часть проблем е-обучения на
МСП, являющаяся объектом настоящей статьи, - это концептуальные, и они касаются адаптации технологий, другая - прикладные, связанные с проблемами болгарских МСП по внедрениюе-обучения и выбору стратегии, продуктов и услуг е-обучения.
I. Концептуальные аспекты
Решение организации воспользоваться е-обуче-нием, развивая собственную систему или пользуясь внешними услугами е-обучения, - это многоаспектное решение, которое кроме как технологическим является еще и стратегическим, и социальным.
Е-обучение как стратегическое решение
Управление человеческими ресурсами - это одна из основных менеджерских функций в организации. Важная часть управления персоналом связана с его обучением и развитием, направленными на повышение квалификации кадров с крайней целью реализации стратегии организации. Обучение в содержательном плане выражается в повышении профессиональных знаний и умений персонала, а развитие - в его подготовке к дополнительной ответственности и обязанностям.
Исследования4 показывают, что в отношении конкурентоспособности наблюдается большая разница между инновативными и сравнительно менее инно-вативными фирмами, которая является результатом обучения, проводимого в первых. Оказывается, что успешная реализация инноваций, роста и других стратегических целей зависит от успеха проводимого обучения в организациях. „Компании должны стать более ловкими в способе, которым привлекают, обучают и развивают своих служащих, пересматривая свои практики по отношению к людям и структурам рабочей силы, чтобы быть уверенными, что располагают самой хорошей средой, которая может раскрыть креативность, инновативность, сопричастность, страсть и интеллектуальную любознательность, которые составляют сердцевину понятия „человек”5. В XXI веке
1 IDC. European eLearning Market Forecast and Analysis 2000 - 2005, 2001 g.
2 Pearn, M. Tools for a Learning Organization. Management Development Review, Vol 7, 1994, pp. 9 - 13.
3 Joerres, J. Entering the Human Age. <http://www.manpower.com/humanage/wefanthology2011 .pdf>
4 Gray,C., E. Gonsalves. Organizational learning and entrepreneurial strategy. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation, Volume 3, Number 1, 1 February 2002, pp. 7-16(10).
5 Joerres, J. Entering the Human Age. http://www.manpower.com/humanage/wefanthology2011 .pdf
основа новых конкурентных стратегий организаций кроется в их способности идентифицировать ключевые умения персонала и поощрять их развитие у каждого служащего6.
Е-обучение как социальное решение МСП социально и экономически значимы, так как они представляют 99% всех предприятий в Болгарии, обеспечивают более 70% рабочих мест и спо-собствуютразвитию предпринимательства и продвижению инновационного процесса. По этой причине конкурентоспособность МСП является критически важной для экономических результатов на национальном и региональном уровнях. В то же самое время многие МСП не готовы к происходящим значительным социальным и экономическим переменам, глобализации, конкуренции на рынке и технологическим инновациям.
Новое цифровое поколение представляет собой коммуникативное поколение, связывающееся через SMS, электронную почту и интернет чаты. Большая часть неформального обучения осуществляется в социальных сетях, где обмен знаниями между участниками с различными специальными познаниями происходит спонтанно в рамках неформальных групп и сообществ по интересам. Это дает основание ряду исследователей воспринимать е-обучение в качестве основногосоциального процесса1.
Профессиональное развитие служащих служит предпосылкой для усовершенствования и инноваций в фирмах. МСП испытывают затруднения в этом отношении, так как располагают ограниченными ресурсами для подобных инициатив. В связи с этим эффективной стратегией поощрения и поддержки МСП в отношении профессионального развития персонала является создание сообществслужащих МСП по интересам или в более тесном профессиональном варианте - сообществ практики и совмещения процессов обучения и работы.
1. Адаптация идеие-обучения на МСП Восприятие идеи о технологическом или другом типе нововведения в организациях начинается с того, что она признает, с одной стороны, существование бизнеса проблемой, а с другой, - возможности определенных технологий решить проблему На практике ведется поиск совпадения бизнес-целей и инноваций.
Существует модель адаптации технологий к бизнес-целям и задачам8, которая показывает, что персо-
нал будет использовать новую технологию только тогда, когда убежден в том, что существует хороший баланс между ней и задачей, для которой она будет использоваться. Одновременно с этим необходимы четко очерченные ее относительные преимущества перед уже используемыми или известными средствами для решения этой же задачи. Самый удачный вариант, если инновация „е-обучения” может расширить потенциал в следующих трех направлениях:
■ предоставить новые возможности обучения (новый тип средств и продуктов обучения);
■ усовершенствовать эффективность процесса обучения (большая степень гибкости во времени и пространстве);
■ предоставить инструменты и методы достижения стратегических целей бизнеса (например, создание знаний).
Когда речь идет о восприятии новой технологии МСП, один из самых важных вопросов связан с барьерами в ее применении. Во многих случаях размер фирмы является определяющим фактором возможности использования новых ИКТ для обмена и создания знаний и развития инновационных умений. Большие фирмы располагают специалистами, которые заботятся о повышении квалификации персонала и разрабатывают системы карьерного развития, тогда как для МСП это представляет весомые расходы, требует усилий и времени, которые МСП не могут себе позволить. Чем меньше фирма, тем меньше вероятность использования официальных (формальных) курсов обучения или создания систем электронного обучения. Менеджеры рассчитывают, в основном, на то, что персонал будет охвачен неформальным обучением на рабочем месте или в домашних условиях.
Традиционные барьеры при внедрении малыми и средними предприятиями новых информационно-коммуникационных технологий связаны с отсутствием:
■ ресурсов;
■ подходящей инфраструктуры;
■ подготовленных кадров.
2. .Е-обучение и Web 2.0
В настоящее время Web 2.0 используются, в основном, для коммуникации и неформального обучения в непрофессиональном контексте. Главная характеристика этого технологического поколения состоит в том, что „ воспользуется мощью интернет-технологий, чтобы впрячь коллективную интеллигент-
6 Hamburg, I. Informal Learning and the use ofWeb 2.0 within SME training strategy. eLearning Papers, No 11, 2008 - ISSN 1887-15-42.
7 Gray,C., E. Gonsalves. Organizational learning and entrepreneurial strategy. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation, Volume 3, Number 1, 1 February 2002, pp. 7 - 16 (10).
8 Goodhue D., Thompson R. Task-technology fit and individual performance, MISQuarterly, 1995 g., pp. 213 - 236.
ность”9. Бизнес и специально МСП получают доступ к уникальному потенциалу и могут использовать Web
2.0 в качестве инструмента как для осуществления основных видов деятельности, так и для деятельности по генерированию знаний и неформального обучения. В качествесредстваежедневной работыв МСПWeb
2.0 технологии могут эффективно использоваться для:
• менеджмента - планирование иформулирова-ние стратегийна базеактуальной информации, наблюдение за конкурентамичерез профессиональные бло-гис RSS каналамии т.д.;
• маркетинга - нахождение новых клиентовче-рез использованиесоциальных сетей, таких какХШО;
• производства-дляпроектирования и обсужде-нияновых продуктов с помощью Wikiилиблогов и т.д.
Для поддержания и актуализациисвоих компетенций персонал МСП нуждается вдоступе кподходя-щим возможностям образования и в новых технологиях. Сочетание е-обучения и технологий Web 2.0 положило начало новому поколению обучения, известному в специализированной литературе как eLearning
2.0.Инструменты (Wiki, социальныесети, блоги, виртуальный мир, bookmarking инструменты, mash-up и т.д.), на которых базируется,с легкостью создают содержание и доставляют его в сеть.
E-Learning 2.0 создает возможность того, чтобы обучение было целиком ориентировано на характер и проблематику конкретного сообщества и в связи с этим является практически идеальным для МСП. С одной стороны, создает условия для эффикасного неформального обучения (через упрощение процесса обучения в группе10), а с другой, создает условия для организации эффективного формального обучения11. Интегрирование Web 2.0 с существующими системами управления обучением (LMS12) и виртуальной средой обучения (VLE13) служит основой для формирования так называемой персональной среды обучения (PLE), которая дает возможность учащемуся управлять процессом собственного обучения.Это обеспе-чиваетболее высокую степень личной ответственнос-
ти тех, кто обучается посредством подходов, позволяющих развить свой полный потенциал; поддерживает развитие знаний и творчествапосредством вклю-чениялиц в рамки социальных сетей и культурного обмена. Инструменты коммуникации Web 2.0 позволяют учащимсядавать оценку учебным курсам, об-мениватьсяидеями и содержанием, тем самым обеспечивая непрерывное повышение качества учебных материалов и продуктов. Таким образом на практике процесс профессионального обучения трансформируется в социальный процесс.
II. Прикладные аспекты^- обучения
1. Обучение персонала - проблема МСП в Болгарии
Согласно данным представительного исследова-ния14 „Альфа Рисерч”, проведенного в 2004 г. среди 7200 работодателей по заданию агентства занятости, только 26% болгарских работодателей признали инвестиции в обучение своих служащих эффективными. Для 21% - это деньги „выброшенные на ветер”. Около 40% фирм вообще не намереваются вкладывать деньги в квалификацию только что принятых служащих - они прямо заявляют о своем намерении назначать уже обученных людей.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что и через пять лет15 наша страна находиласьна предпоследнем месте в Европейском союзе (ЕС) по обучению персонала. Лишь только 29% фирм в Болгарии организовали обучение своих служащих, тогда как средний процент по ЕС равен 60%. Наша страна на 25-ом месте из 27-ми стран-членов ЕС по расходам, которые предприятия выделяют на обучение по отношению к общим расходам на оплату труда. Самыми активными в обучении служащих в болгарской практике являются большие фирмы с персоналом более 250 человек (около 23%), активность предприятий с персоналом от 50 до 250 человек составляет 12%, а с персоналом от 10 до 50 человек - 6%. И самое тревожное то, что почти у 80% болгарских фирм нет бюджета на обучение.
9 O’Reilly, Tim. What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software.2005, <http: //oreilly. com/ web2/archive/what-is-web-20 .html>
10 См. Hamburg, I. Informal Learning and the use ofWeb 2.0 within SME training strategy. eLearning Papers, No 11, 2008 - ISSN 1887-15-42.
11 В организациях современные ИКТ могут использоваться как для формального, так и для неформального обучения. Формальное обучение завершаетсяполучением сертификата о полученном уровне знаний и умений, что нетипичнодля неформального обучения.
12 LMS (Learning Management System) - софтверное приложение для администрирования, документирования, прослеживания и учета программ обучения, программ электронного обучения.
13 VLE (Virtual Learning Environment) - интернет-базированная образовательная система, которая моделирует реальное обучение.
14 Алфа Рисърч. Потребностите на работодателите от работна сила. 2004 r<www.vobg.net/file.php?id=37>
15 Панчев, Д. За някои реалности пред обучението на човешките ресурси в България. <http://frognews.bg/news 10288/ Za_niakoi_realnosti_pred_obuchenieto_na_choveshkite_resursi_v_Balgariia/>
Причина кроется в том, что бизнес и особенно МСП недооценивают факт, что в условиях усиливающейся конкуренции, исключительной динамики бизнес-среды и непрерывных технологических нововведений в форме подходов, методов, инструментов и техник (особенно в области ИКТ) шанс уцелеть есть у тех, кто инвестирует в обучение персонала.
Основные умения, которые требуются от персонала одного МСП, технические и организационные. Они связаны с тем, чтобыу каждого служащего была возможность гибко и интерактивно обрабатывать и управлять профессиональной информацией, общаться в рамках сети поставок, принимать решения и т.д.
Традиционно деятельность по развитию умений персонала сводится в основном к формальным практикам обучения, предоставляемым институциями образования или обучения. В организационной практике наряду с формальными используются и неформальные методы обучения. Исследование Европейской комиссии 2002 г.16 показывает, что 59% МСП используют формальные методы обучения. Самые по-пулярныеиз нихследующие:
■ посещения торговых ярмарок и выставок (5 8%)
■ участие в курсах, семинарах и конференциях, проводимых внешней организацией (41%)
■ поощрениечтения профессиональной литературы (37%)
■ встречи в рамках персонала по обмену знаниями (33%)
■ курсы, семинары, конференции, проводимые в конкретнойорганизации (21%).
Данные исследования, проведенного в 2003 г. по этим же параметрам17, показали усиление интереса со стороны МСП к неформальным методам развития умений персонала. Наблюдалась тенденция расширения возможности обучения и усовершенствования умений всего персонала, что важно, потому что до того времени в преобладающих случаях (57%) обучением был охвачен управленческий персонал (менеджеры и собственники).
В Болгарии МСП используют Интернет, но,в основном, для рекламы деятельности фирмы (59%18). Можно сказать, у них нет опыта в применении интернет-технологий для обучения персонала. В то же
самое время осознают проблему, связанную с подготовкой служащих, 21,43% анкетируемых. Для 14,29% именно отсутствие знаний овозможностях интернет-технологий служит основным препятствием для их внедрения.
Обзор специализированной литературы дает нам основание сформулировать следующие более важные причины слабого использования web-базированно-го обучения. Во-первых, отсутствие соответствующей технологической инфраструктуры. Также необходимо отметить факт, что коммерческие программы для электронного обучения в преобладающей своей части разработаны для нужд крупных предприятий или высшего образования, а МСП не могут себе позволить платить за индивидуальные решения.
Учитывая состояние МСП в Болгарии и базируясь на опыте передовых в этом отношении организаций, можем определить основные направления, в которые нужно инвестировать средства и прилагать усилия с целью формирования реальных условий для развития обучения (точнее, е-обучения) персонала. Таковыми являются:
■ модернизация инфраструктуры,
■ специализация компетентностей и
■ развитие учебной культуры.
Болгарские МСП могут развивать е-обучение, используя следующиестратегии:
■ создание собственной системы (приобретение продукта) - стратегияповышения эффективности процесса профессионального обучения персонала;
■ использование внешней образовательной, предоставляемой специализированной организацией услуги - стратегия повышения эффективности процесса профессионального обучения персонала;
■ для организаций, которые будут предоставлять услугу „е-обучение” (фирмы, центры последиплом-нойподготовки, центрыотраслевого развития и др.), -стратегия развития нового типа продуктов и услуг, достижение новых рынков;
■ образовательные организации, для которыхе-обучение является эволюционнымэтапом в технологии обучения, который улучшает доступ к предлагаемым ими программам обучения - стратегия повышения эффективности основных процессов в организации; стра-
16 ENSR Enterprise Survey 2002, p. 12
<http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/files/analysis/doc/ensr 2002 tables/survey tables ensr 2002 freq en.pdf>
17 ENSR Enterprise Survey 2003, Observatory of European SMEs 2003, <http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/files/analysis/ doc/ensr_2003_tables/tables_survey_2003_economicslowdown_parta_en.pdf>
18 Данные исследования, проведенного в2011 г. в рамках Проекта 16: „Исследование и анализ использования интернет-технологий в бизнесе малых и средних предприятий в Болгарии”. Хозяйственная академия им. Д. А. Ценова, Республика Болгария, г. Свиштов.
тегия использования новых инструментов и методов достижения стратегических целей организации;
■ формирование сообществ практики для профессионального обогащения и развития - стратегия повышения эффективности процесса профессионального обучения персонала; стратегия использования новых инструментов и методовдостижения стратегических целей организации.
2. Возможности осуществления формального е-обучения
В самом общем виде е-обучение представляет собой обучение, проводимое с помощью электронных медиа. Оно можетбыть категорировано по следующим типам:
■ компьютерно-базированное обучение (СБЬ) -представленное курсами, распространяемыми на самостоятельных СБ ЯОМ;
■ web-базированное электронное обучение -курсы и обучение, которые используют коммуникационные сети для связи с системой обученияили для-поставки материалов для обучения;
■ виртуальные классы и дигитальное сотрудничество;
■ неформальное обучение в рамках социальных сетей (сообщества по интересам, сообщества практики).
Различные образовательные институции и центры профессионального обучения предлагают целостное обслуживание в сфере управления организационным талантом и профессиональной квалификацией кадров. Отличным примером в этом отношении являются услуги и продукты „Тезы” - центра профессионального обучения и образовательных услуг и техно-логий19-. Центр предлагает системы управления обучением; представлением; учебным содержанием; созданием электронных курсов, талантом.
Другим примером служит система „1С: Электронное обучение. Корпоративный университет” фирмы „1С”. Система предназначена для использования крупными и средними предприятиями, корпоративными учебными центрами и образовательными организациями и предлагает разработку учебных материалов; управление потребителями; разработку сценариев обучения; организацию и управление учебным процессом. Этот продукт мог бы успешно использоваться образовательными центрами и центрами профессионального обучения в Болгарии, которые, со своей
стороны, должны предоставить образовательные услуги МСП.
3. Возможности осуществления неформального е-обучения
Отличную возможность для обучения и профессионального развитияограниченных в отношении финансовых, технических и человеческих ресурсов МСП предоставляют сообщества, посвященные различным практикам - Community of Practice (CoP), представляющие группу людей, которые разделяют общие интересы, знания или профессию. В последнем случае можем говорить о профессиональных сообществах. CoP20 представляют группу людей, активно практикующих в соответствующей области, и не являются подходящими для тех,кто не практикует (например, только интересуется) по проблематике. В отличие от сообществ по интересам, целью которых является обеспечить место, где люди с общими интересами могут обмениваться информацией, задавать вопросы и выражать свое мнение по теме, цель CoP - обеспечить способ для практиков обмениться полезными советами, опытом и хорошими практиками, задать вопросы своим коллегам. Членство в сообществе такого рода зависит от реального и актуального опыта в соответствующей области, - то, что не является необходимым для членства в сообществе по интересам.
Зарегистрировано, что в сравнении с техническими решениями управления знаниями ^Рнесут в
себе способность перейти от „управления знаниями”
21
к „активации знаний в рамках компании и вне ее.21
Согласно концепции социального капитала, членство в CoP обеспечивает выгоду как индивиду, так и сообществу. Посредством неформальныхсвязей, которые члены устанавливают между собой, они делятся своим опытом и учатся друг у друга, находят решения профессиональных проблем, создают новое знание. Благодаря своему экспериментаторскому характеру они поддерживают инновации и вносят вклад в улучшение базы знаний компаний. Для МСП эти сообщества могут превратиться в среду, связывающую обучение и трудовую деятельность, способ инноваций и разработку новых возможностей
Заключение
Решение о применении е-обучения воспринимается подходящим для МСП. По своей сути, оно является не только технологическим, а стратегическим и социальным решением. ^-обучение обладает потенциалом
19 <http://www.teza.bg/bg/index.html>
20 Lave, J. Communityofpractice, Wikipedia, <http://en.wikipedia.org/wiki/Community of practice>
21 Hamburg, I. Informal Learning and the use of Web 2.0 within SME training strategy. eLearning Papers, No 11, 2008 - ISSN 1887-15-42.
предоставить новые возможности для обучения (новый тип средств и продуктов для обучения); усовершенствовать эффективность процесса обучения (высокая степень гибкости во времени и пространстве); предоставить инструменты и методы достижения стратегических целей бизнеса. Барьеры, возникающие при его адаптации, это в основном финансовые, технологические и кадровые (отсутствие ресурсов, подходящей инфраструктуры, подготовленных кадров).
Сочетание е-обучения и технологий Web 2.0 положило начало новому поколению обучения - eLearning
2.0.Болгарские МСП могут развивать различные стратегии использования е-обучения. Они могут раскрыть большой потенциал в неформальном обучении, базирующемся на социальных сетях и специально на сообществах практики.
Литература 1. Алфа Рисърч. Потребностите на работода-телите от работна сила. 2004 г. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : <www. vobg. net/file .php? id=37> 2. Панчев Д. За някои реалности пред обуче-нието на човешките ресурси в България. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : <http://
frognews.bg/news_10288/ Za_niakoi_realnosti_pred_ obuchenieto_na_choveshkite_resursi_v_Balgariia/>
3. ENSR Enterprise Survey 2002, p. 12 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http ://ec. europ a. eu/ enterprise/policies/sme/files/analysis/doc/ ensr_2002_tables/survey_tables_ensr_2002_freq _en.pdf> 4. ENSR Enterprise Survey 2003, Observatory of European SMEs 2003, // [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://ec.europa.eu/enterprise/policies/ sme/files/analysis/doc/ensr_2003_tables/tables_survey_ 2003_economicslowdown_parta_en.pdf> 5. Goodhue D., Thompson R. Task-technology fit and individual performance, MIS Quarterly, 1995 g., pp. 213 - 236 6. Gray C., E. Gonsalves. Organizational learning and entrepreneurial strategy. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation, Volume 3, Number 1, 1 February 2002, pp. 7 - 16 (10). 7. Hamburg I. Informal Learning and the use of Web 2.0 within SME training strategy. eLearning Papers, No 11, 2008 - ISSN 188715-42. 8. IDC. European eLearning Market Forecast and Analysis 2000-2005, 2001. 9. Joerres J. Entering the Human Age. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : <http://www.manpower.com/humanage/
wefanthology2011.pdf> 10. Lave J. Community of practice, Wikipedia, // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://en.wikipedia.org/wiki/Community of practice> 11. O’Reilly, Tim. What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation
of Software.2005, // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html 12. Pearn, M. Tools for a Learning Organization. Management Development Review, Vol 7, 1994, pp. 9 - 13.
Попов В. Д. Електронне навчання на підприємствах малого і середнього бізнесу
Метою статті є дослідження способів використання інструментів Web 2.0 - технологій в контексті навчання (формального і неформального) персоналу на підприємствах сфери малого і середнього бізнесу (МСП). Одна частина проблем е-навчання на МСП, що є об’єктом статті, - це концептуальні, і вони стосуються адаптації технологій, інша - прикладні, пов’язані з проблемами болгарських МСП по впровадженню е-навчання і вибору стратегії, продуктів і послуг е-навчання.
Ключові слова: е-навчання, Web 2.0; на підприємствах сфери малого і середнього бізнесу (МСП).
Попов В. Д. Электронное обучение на предприятиях малого и среднего бизнеса
Целью статьи является исследование способов использования инструментов Web 2.0 - технологий в контексте обучения (формального и неформального) персонала на предприятиях сферы малого и среднего бизнеса (МСП). Одна часть проблем е-обучения на МСП, являющаяся объектом настоящей статьи, - это концептуальные, и они касаются адаптации технологий, другая - прикладные, связанные с проблемами болгарских МСП по внедрению е-обучения и выбору стратегии, продуктов и услуг е-обучения.
Ключевые слова: е-обучение, Web 2.0; на предприятиях сферы малого и среднего бизнеса (МСП).
Popov V. D. E-learning for Small and Medium Businesses
The aim of this article is to make a study of the possibilities of Web 2.0 tools’ usage - the technologies in the context of learning (formal and informal) of staff in small and medium enterprises (SMEs).
Some of the problems of e-learning in SMEs -subject of this article, are conceptual and are related to the adaptation of technology, others - are applied and related to the problems of the Bulgarian SMEs to adopt e-learning and to choose a strategy, products and services of e-learning.
Key words: e-learning, Web 2.0; small and medium enterprises (SMEs).
Стаття надійшла до редакції 10.12.2012
Прийнято до друку 20.02.2013