Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватова С. С., Дмитриев В. Л., Каримов Р. Х.

Введение. В статье предлагаются результаты констатирующего исследования, проведенного авторами с целью выявления степени использования школами Республики Башкортостан возможностей электронного обучения и сетевых образовательных технологий, а также геймификации. Методология. Исследование проводилось с применением методов онлайн-анкетирования и интервьюирования с последующей качественной и количественной обработкой полученных ответов. Результаты исследования показали, что в республике имеются школы, которые стремятся использовать возможности сетевых компьютерных технологий для повышения эффективности образовательного процесса. Однако отмечаются определенные недоработки и проблемы, требующие скорейшего решения. Заключение. Авторы считают, что в большинстве случаев обучение в школах ведется без должного внимания к сетевым образовательным ресурсам, включающим элементы игрофикации в образовательном процессе, а значит, учителями практически не используются их возможности при повышении мотивации к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салаватова С. С., Дмитриев В. Л., Каримов Р. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC TRAINING AND NETWORK EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Introduction. The article offers the results of the ascertaining research carried out by the authors with the purpose of revealing the degree of use by schools of the Republic of Bashkortostan of e-learning opportunities and network educational technologies, as well as gamification. Methodology. The study was carried out using the methods of online questioning and interviewing, followed by qualitative and quantitative processing of the responses received. The results of the study showed that there are schools in the Republic that seek to use the capabilities of network computer technologies to improve the efficiency of the educational process. However, there are certain shortcomings and problems that need to be resolved as soon as possible Conclusion. The authors believe that, in most cases, training in schools is carried out without due attention to network educational resources that including elements of gamification in the educational process, which means that teachers practically do not use them opportunities to increase motivation for learning.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

УДК/UDC 004:373(470.57) С. С. Салаватова, В. Л. Дмитриев, Р. Х. Каримов

S. S. Salavatova, V. L. Dmitriev, R. Kh. Karimov

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН1

ELECTRONIC TRAINING AND NETWORK EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Введение. В статье предлагаются результаты констатирующего исследования, проведенного авторами с целью выявления степени использования школами Республики Башкортостан возможностей электронного обучения и сетевых образовательных технологий, а также геймификации.

Методология. Исследование проводилось с применением методов онлайн-анкетирования и интервьюирования с последующей качественной и количественной обработкой полученных ответов.

Результаты исследования показали, что в республике имеются школы, которые стремятся использовать возможности сетевых компьютерных технологий для повышения эффективности образовательного процесса. Однако отмечаются определенные недоработки и проблемы, требующие скорейшего решения.

Заключение. Авторы считают, что в большинстве случаев обучение в школах ведется без должного внимания к сетевым образовательным ресурсам, включающим элементы игрофикации в образовательном процессе, а значит, учителями практически не используются их возможности при повышении мотивации кобучению.

Introduction. The article offers the results of the ascertaining research carried out by the authors with the purpose of revealing the degree of use by schools of the Republic of Bashkortostan of e-learning opportunities and network educational technologies, as well as gamification.

Methodology. The study was carried out using the methods of online questioning and interviewing, followed by qualitative and quantitative processing of the responses received.

The results of the study showed that there are schools in the Republic that seek to use the capabilities of network computer technologies to improve the efficiency of the edu-

1 Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования Республики Башкортостан №06-5 от 15.12.2016 «Разработка и реализация модели геймифицированной образовательной платформы «Электронная игровая школа» - ePlaySchool».

cational process. However, there are certain shortcomings and problems that need to be resolved as soon as possible

Conclusion. The authors believe that, in most cases, training in schools is carried out without due attention to network educational resources that including elements of gamification in the educational process, which means that teachers practically do not use them opportunities to increase motivation for learning.

Ключевые слова: электронное образование, сетевые образовательные технологии, геймификация, Республика Башкортостан.

Keywords: electronic education, network educational technologies, gamification, Republic of Bashkortostan.

Введение

В череде актуальных задач, стоящих перед системой современного российского образования, одно из важных мест занимает внедрение электронного обучения и дистанционных технологий обучения в образовательный процесс [2; 11]. Об этом прежде всего свидетельствует ряд официальных документов федерального уровня. Широкие возможности для этого открываются благодаря развитию и применению облачных технологий как одной из самых перспективных инноваций [1; 3]. Однако, как показывает анализ теории и практики внедрения цифровых технологий в образовательный процесс общеобразовательных школ, на сегодняшний день в этой области существует ряд нерешенных проблем.

Наше исследование направлено на конструирование электронной образовательной платформы, включающей в себя элементы геймификации [5; 10; 12; 16] и позволяющей плавно внедрить электронное обучение и дистанционные технологии обучения в учебно-воспитательный процесс школ Республики Башкортостан [6-8]. Принципы, связанные с требованиями эффективности электронного образования, достаточно подробно приведены в работе творческой группы преподавателей Академии ВЭГУ (Е. К. Мини-

баев, Р. Ф. Габидуллин, Т. Ф. Гирфанов, О. А. Деменкова, К. Н. Исмагилов, Р. Р. Таипов) [14, с. 72-73].

Таким образом, ключевыми понятиями в исследовании являются три понятия: «электронное обучение», «дистанционные технологии» и «геймификация». Кратко остановимся на сути этих понятий, которые положены в основу нашего исследования.

Термины «электронное обучение» и «дистанционные технологии» являются относительно новыми в российском образовательном законодательстве. Они впервые внесены в 2012 г. в действующий тогда Закон Российской Федерации «Об образовании» (приказ № 3266-1 от 10 июля 1992 года) через специальный законодательный документ: «Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Согласно названному документу, «электронное обучение -это такая организация образовательного процесса, которая осуществляется с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса», а «дистанционные образовательные технологии» - это образовательные технологии, которые реализуются «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [19].

При разработке образовательных платформ, реализующих возможности электронного обучения и дистанционных технологий, особое внимание следует уделить приемам, позволяющим мотивировать участников образовательного процесса к получению новых знаний. Как показал анализ психолого-педагогической литературы и опыт авторов, в качестве одного из наиболее эффективных механизмов, позволяющих поддерживать высокий уровень мотивации на протяжении всего процесса обучения, выступает использование игровых механик и принципов геймификации в образовательном процессе [3; 5-7].

Термин «геймификация» (от англ. дат'^'юа^юп -игрофикация, игроизация) в последние два десятилетия все шире внедряется в лексикон делового общества, однако, так же как и выделенные выше два ключевых термина, для отечественной дидактики явля-

ется относительно новым. Отмечают, что сам термин был предложен в 2002 г. программистом и криптоло-гом Ником Пеллингом (Nick Pelling) и первоначально использовался разработчиками видеоигр для научного описания визуализации некоторых игровых персонажей [15; 17].

Использование дидактических (в том числе ролевых и деловых) игр - явление далеко не новое в педагогической теории и практике. В работах известных отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина раскрыты суть игры, ее психологические основы и значение в обучении и развитии детей, в многочисленных методических работах описаны сущность, виды, принципы дидактических игр.

Игры и игровые элементы достаточно широко используются в системе образования на всех уровнях. Не случайно, что ряд авторов (например [4]) не видят новизны термина «геймификация» по отношению к образовательному процессу и используют его в традиционном понимании.

Не ставя перед собой в рамках настоящей статьи задачи анализа различных толкований названного термина, отметим, что в своем исследовании в качестве ведущего отличительного существенного свойства понятия, обозначаемого этим термином, мы выделяем использование инструментария и механики компьютерных и видеоигр, в то же время, не отбрасывая основных принципов использования игр, разработанных в отечественной педагогической теории и практики. Таким образом, геймифика-ция - это использование игровых элементов (игроки, роли, поощрительные баллы-бонусы, сюжет-легенда, геймдизайн и т. д.) и игровых механик (правила действия игроков, ситуации соревновательности, правила получения бонусов, правила достижения победы и т. д.) в неигровых ситуациях (достижение определенных образовательных целей) с использованием возможностей компьютерных игр.

Описание констатирующего исследования

Как известно, констатирующий этап любого исследования направлен на сбор фактического (эмпирического) материала, изучение реального состояния изучаемого явления, с целью выявления как проблем, так и положительного опыта.

С целью выявления степени использования в школах республики возможностей электронного обучения и сетевых образовательных технологий, команда разработчиков и методистов образовательной платформы «Электронная игровая школа» провела конста-

тирующее исследование с использованием метода опроса: онлайн-анкетирования и интервьюирования.

Обращение к методу опроса обосновано такими его установленными достоинствами, как организационная простота, экономичность, оперативность [9, с. 97; 13; 18, с. 90]. Необходимые сведения при опросе исследователи получили в общении по схеме «вопрос - ответ», после которого проводится качественная и количественная обработка полученных ответов.

Первый вид проведенного опроса - анкетирование, т. е. общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, которое опосредуется анкетой. С помощью анкетирования можно в относительно короткий срок, недорого и с небольшим числом анкетеров обследовать большие группы людей. Естественно, при использовании этого метода необходимо учитывать и определенные риски: в ходе анкетирования нет возможности проверить насколько респондент понял вопрос, насколько он искренен, аккуратен в представлении ответа и т. д. Связанное с этими обстоятельствами снижение качества получаемых сведений можно устранить или свести к минимуму через тщательное соблюдение всех методических требований к разработке анкетных вопросов и организации самой процедуры анкетирования.

Анкета обычно содержит вопросы, различающиеся по типу и назначению. По степени стандартизации ответов принято [9, с. 98-99] различать вопросы:

- открытые (без вариантов ответа), в которых респонденту предоставляется возможность сформулировать свой собственный ответ;

- закрытые (с вариантами готовых ответов);

- полузакрытые (опрашиваемый может выбрать ответ из предложенных или же сформулировать свой собственный ответ).

Закрытые вопросы удобнее для исследователей, поскольку лучше поддаются математической обработке результатов, но, в то же время, такие вопросы ограничивают возможности отвечающих.

В силу указанных выше преимуществ того и другого вида анкет в составленной нами анкете были использованы все перечисленные три вида анкет.

При анкетировании выделены следующие три этапа:

Первый (подготовительный) этап. Составлены вопросы анкеты, предназначенные для руководителей общеобразовательных организаций РБ. Вопросы были составлены с учетом выполнения требований валидности и полноты.

Второй (оперативный) этап. Вопросы были представлены потенциальным респондентам через сетевой сервис «Google Формы».

Третий (результирующий) этап. Качественный и количественный анализ полученных данных.

На рисунке 1 в качестве примера приведен скриншот начала страницы анкеты: внешний вид формы опроса.

ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ

Тт

Особенности внедрения сетевых образовательных технологий в Республике Башкортостан

Уважаемые коллеги!

Стерлитамакский филиал БашГУ по заказу Министерства образования РБ в целях реализации "Концепции развития электронного образования в Республике Башкортостан до 2020 года" проводит ряд исследований, в число которых входит анкетирование руководителей научно-методических объединений общеобразовательных школ Республики Башкортостан.

Данное анкетирование проводится с целью изучения уровня информированности и использования Вами в образовательном процессе электронного обучения (возможно, с элементами геймификации), дистанционных образовательных технологий, а также востребованности электронного обучения на разных ступенях образования.

Просим Вас максимально достоверно заполнить анкету, выбирая наиболее подходящий вариант ответа. Если в числе предложенных вариантов есть текстовое поле для заполнения, а ни один из сформулированных ответов не соответствует Вашему варианту, то, пожалуйста, впишите в поле свою формулировку.

Благодарим за сотрудничество!

Укажите Вашу образовательную организацию

Краткий ответ

1. Состоят ли учителя Вашей школы в каких-либо интернет-сообществах по разработке и использованию электронного обучения?

| | Не состоят в интернет-сообществах | | Состоят в интернет-сообществах международного уровня

Состоят в интернет-сообществах российского уровня Д Состоят в интернет-сообществах республиканского уровня Состоят в сообществах внутришкольного уровня

Рис. 1. Внешний вид формы опроса

Стоит отметить, что предложение принять участие в опросе было разослано в более чем 500 общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан. Из них в опросе принял участие лишь 61 респондент - это представители 44 общеобразовательных школ нашей республики из следующих городов и районов: г. Белебей (1 школа), г. Белорецк (2 школы), г. Кумертау (1 школа), г. Нефтекамск (15 школ), г. Сала-ват (2 школы), г. Стерлитамак (8 школ), г. Туймазы (2 школы), Абзелиловский район (1 школа), Бакалин-ский район (2 школы), Белебеевский район (1 школа), Бижбулякский район (1 школа), Кармаскалинский район (1 школа), Стерлибашевский район (1 школа), Туймазинский район (4 школы), Учалинский район (1 школа), Хайбуллинский район (1 школа). Приведенные цифры свидетельствуют прежде всего о низкой активности руководителей образовательных организаций.

Рис. 2. Участив учителей в интернет-сообществах по разработке и использованию электронного обучения

Результаты

Приведем результаты, полученные после обработки анкет респондентов.

На рисунке 2 приведено распределение ответов респондентов на первый вопрос анкеты: «Состоят ли учителя Вашей школы в каких-либо интернет-сообществах по разработке и использованию электронного обучения?» (с соответствующими вариантами ответов).

На рисунке 3 распределение ответов респондентов на второй вопрос анкеты: «Участвуют ли учителя Вашей школы в конкурсах, призванных развивать и внедрять в процесс обучения сетевые образовательные технологии?»

Распределение ответов на третий вопрос анкеты «Участвовали ли учителя Вашей школы в семинарах по темам, связанным с электронным обучением?» приведено на рисунке 4.

Рис. 3. Участие учителей в конкурсах, призванных развивать и внедрять в процесс обучения сетевые образовательные технологии

На рисунке 5 приведено распределение ответов респондентов на четвертый вопрос анкеты: «Участвовали ли учителя Вашей школы в семинарах по темам, связанным с внедрением принципов игрофикации

6 (9,8«

Да в семинаре/вебинаре

международного уровня

Да, в семинаре/вебинаре-- -

уровня 25

Да, в семинаре/вебинаре

республиканского уровня 43

Да, в семинаре/вебинаре районного (городского) уровня Да, в семинаре/вебинаре школьного уровня I

24 (39.3 %)

Нет, не участвовали ■—1(1,6%)

О 5

39 (53,9»

Рис. 4. Участие учителей в семинарах по темам, связанным с электронным обучением

Да, в семинаре международного уровня 0 (0 %)

Да, в семинаре всероссийского уровня Да, в семинаре республиканского уровня Да, в семинаре районного (городского) уровня Да, в семинаре школьного уровня Не участвовали

5 (8.2 %) (9,8 %)

12(19,7%)

42 (68,9

Рис. 5. Участие учителей в семинарах по темам, связанным с внедрением принципов игрофикации в электронное обучение

Рис. 6. О предпочтительном обучении для современных школьников

в электронное обучение?» Видно, что большинство учителей школ, принимавших участие в анкетировании, не участвовали в работе семинаров, связанных с тематикой игрофикации в электронном обучении. Скорее всего, это говорит о том, что игрофикации не уделяется должного внимания со стороны учителей школ РБ.

Анализ ответов респондентов с пятого по девятый вопросы, ориентированные на выяснение порталов, используемых учителями, показал, что большая часть из опрошенных респондентов используют в своей работе различные интернет-ресурсы, среди которых:

- федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru);

- образовательный портал России, который создан специально для учителей (infourok.ru);

- портал «Электронное образование Республики Башкортостан» (edu.bashkortostan.ru);

- образовательный портал для подготовки к экзаменам (sdamgia.ru);

- Образовательная платформа «Дневник.ру» (www.Dnevnik.ru);

- школьный журнал «Уфанет» (school.ufanet.ru);

- сайт сообщества изучающих и преподающих английский язык (www.anglyaz.ru);

- проект «Облачная школа» (cloud-school.ru);

- платформа Moodle и др.

При этом на пятый вопрос анкеты «Используют ли учителя Вашей школы в учебном процессе интернет-ресурсы, обеспечивающие поддержку электронного обучения, и если да, то какие?» отрицательно ответили 6 респондентов.

На шестой вопрос «Используют ли учителя Вашей школы возможности дистанционного обучения при работе с одаренными детьми, и если да, то какие?» отрицательно ответили 20 респондентов. Часть респондентов ответили, что используют в процессе обучения «Скайп» (Зкуре) и интернет-порталы с материалами олимпиад и конкурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При работе с детьми с ограниченными возможностями учителя применяют систему дистанционного обучения Moodle, систему вспомогательного обучения «ЯКласс», программу «Скайп».

Большое количество отрицательных ответов (18) получено и на восьмой вопрос анкеты: «Используют ли учителя Вашей школы возможности электронного обучения (в том числе с элементами игр) при работе с одаренными детьми, и если да, то какие?». При этом 12 респондентов пропустили этот вопрос и не дали ответа. Часть респондентов указала при ответе на данный вопрос следующие ресурсы:

- онлайн-платформа (uchi.ru);

- приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей LearningApps.org;

- портал массовых дистанционных курсов и олимпиад (nic-snail.ru);

- социально-образовательный проект для школьников (игра-интернет.рф);

- платформы изучения языков (www.duolingo.com, puzzle-english.com, lingualeo.com/ru).

Аналогичные ресурсы используются школами и при работе с детьми с ограниченными возможностями.

При ответе на вопрос «Известно ли учащимся Вашей школы, что у них есть возможность выбрать обучение с применением сетевых образовательных технологий по любому предмету?» было дано 74,6 % положительных ответов и 25,4 % - отрицательных. Всего на данный вопрос ответили 59 респондентов.

Результаты ответа на вопрос «Какое обучение Вы считаете предпочтительным для современных школьников?» показаны на рисунке 6.

Об отношении учителей к использованию электронного обучения в образовательном процессе можно судить по результатам ответов на вопрос: «Выразите свое мнение о возможности организации процесса обучения с применением электронного обучения. Если ничего из представленного ниже не отражает Вашего мнения, укажите свой вариант ответа». Варианты ответов респондентов на этот вопрос представлены в таблице 1.

Распределение мнений респондентов относительно уровня реализации электронного обуче-

Таблица 1

Варианты ответов респондентов на вопрос «Выразите свое мнение о возможности организации процесса обучения с применением электронного обучения»

Варианты ответа Количество ответов

Хорошая идея, и ее удобно и необходимо реализовать в школе 18

Хорошая идея, но не до конца понятно, как она может быть применена в школе 5

Необходимость при определенных обстоятельствах (отдаленность проживания, продолжительная болезнь ребенка, нехватка педагогов) 20

Бесполезная затея, т. к. не дает ребенку качественных знаний 0

Возможность обойтись при обучении без репетиторов 5

Дополнительное (индивидуализированное) обучение при основном очном 15

Очень хорошая идея, но учителя и образовательная система не готовы к этому 7

Можно реализовать только как дополнение к обычной форме обучения 15

Использование электронного обучения возможно в качестве дополнительного по некоторым предметам, которые ученик выберет как более нужные для него 24

В будущем это станет основной формой обучения 10

Другое: 5

Не у всех учебных заведений, к сожалению, есть кадры, обеспечивающие работу и без того малого количества компьютеров, и вообще нехватка кадров, которые могли бы в школах внедрять электронное образование 1

Хорошая идея, но не имеет фундамента на данный момент и не может заменить сотрудничества во всех его проявлениях; обучение в школе должно быть смешанным 1

Когда в штатном расписании появятся лаборанты, техники, замы по ИКТ 1

Слабая оснащенность школы современным оборудованием 1

Можно реализовать как дополнение к обычной форме обучения, но только в том случае, если все этапы внедрения электронного обучения будут качественно выполнены 1

123456789 10

Рис. 7. Мнения респондентов относительно уровня реализации электронного обучения в их образовательной организации

ния в их образовательной организации показано на рисунке 7 (по горизонтальной оси отложен уровень реализации: 1 - не реализовано, 10 - полностью реализовано).

На рисунке 8 показана готовность респондентов оказать поддержку своим учащимся в случае выбора ими обучения с применением электронных образовательных технологий. Видно, что большая часть принявших участие в опросе общеобразовательных организаций в целом готовы оказать необходимую поддержку.

Рисунок 9 отражает информированность респондентов образовательных организаций, принявших

Рис. 8. Готовность респондентов оказать поддержку своим учащимся в случае выбора ими обучения с применением электронных образовательных технологий

участие в опросе, о портале электронного образования РБ (edu.bashkortostan.ru).

Все 15 вопросов, содержащихся в онлайн-анкете, были использованы нами и в другом методе опроса: интервьюировании около 100 учителей математики, информатики и физики нашей республики в рамках круглых столов, посвященных современным технологиям в обучении физико-математическим дисциплинам. Результаты интервьюирования учителей в процентном отношении не расходились с данными, полученными при анкетировании руководителей общеобразовательных организаций.

Не менее интересные и полезные результаты получены нами при онлайн-анкетировании обучающихся пилотных площадок республики на предмет использования компьютера в учебном процессе и работы на платформе «Электронная игровая школа».

Составленные вопросы анкеты для обучающихся общеобразовательных пилотных школ были представлены потенциальным респондентам через сетевой сервис «Google Формы», расположенный по адресу: https://docs.google.eom/forms/d/11wI4pnpCVtm kFToZBkJKrW7IZLMstCxXolvY6RKtvTU/edit.

В преамбуле к анкете указывалось:

Уважаемые учащиеся!

Вашему вниманию предоставляются вопросы анкеты, по результатам которых мы хотим увидеть ваше отношение к использованию компьютера в быту и в учебном процессе, а также к возможности перехода к электронному обучению полностью или частично. Постарайтесь быть искренними. Результаты анкетирования не будут доступны никому, кроме разработчиков, и никаким образом не будут отражаться на вашей учебе в школе.

Приведем результаты, полученные после обработки анкет 271 обучающегося. На рисунке 10 приве-

Рис. 9. Информированность респондентов о портале электронного образования РБ (edu.bashkortostan.ru)

дено распределение ответов респондентов на первый вопрос анкеты - «Есть ли у тебя возможность выходить в Интернет? Если да, то сколько времени в день ты проводишь в сети?».

На рисунке 11 приведено распределение ответов респондентов на второй вопрос анкеты «Если ты выходишь в Интернет, то контролируют ли тебя родители (бабушки / дедушки, старшие братья / сестры и др.)?». На основе данных результатов можно заключить, что в целом контроля со стороны взрослых членов семьи за обучающимися не достаточно.

На рисунке 12 приведено распределение ответов респондентов на третий вопрос анкеты - «Какое устройство ты чаще всего используешь для выхода в Интернет?». Результаты ответов на этот вопрос указывают, что большинство протестированных респондентов (57,2 %) используют при работе в сети Интернет сотовые телефоны, что говорит о необходимости создания мобильных версий образовательных ресурсов.

На рисунке 13 приведено распределение ответов респондентов на четвертый вопрос анкеты - «Какой

3 (58 чел.) - 21,4%

(4 чел.) -1,5%

(22 чел.) - 8,1% 1 (14 чел.) - 5,2"/,I

1 - такой возможности нет

2 - да, но не более 2 часов в день

3 - да, я постоянно в сети

4 - да, но только когда родители

не видят

5 - другие варианты ответа

2 (173 чел.) - 63,8"/,.

Рис. 10. Продолжительность времени использования Интернета обучающимися в день

Рис. 11. Контроль обучающегося со стороны совершеннолетних членов семьи

Рис. 12. Устройства, используемые обучающимися при работе в Интернете

Яндекс (154 чел.)

Рис. 13. Использование респондентами браузеров при работе в Интернет

браузер ты чаще всего используешь для поиска информации в сети Интернет?». Видно, что большая часть респондентов используют такие браузеры, как Яндекс и Google Chrome.

На рисунке 14 приведено распределение ответов респондентов на пятый вопрос анкеты - «Есть ли у тебя страницы в социальных сетях? Если да, какой из социальных сетей ты уделяешь больше внимания?». Видно, что подавляющее число обучающихся (82,8 %) используют социальную сеть «ВКонтакте» и 10,4 % обучающихся используют «Инстаграм».

Анализ ответов на шестой вопрос анкеты «Играешь ли ты в компьютерные (online) или иного формата игры? Если да, то какие игры, по твоему мнению, наиболее захватывающие и увлекательные?» показал, что около половины принявших участие в опросе обучающихся не играют в компьютерные (online) игры.

Отношение респондентов к обучению на платформе «Электронная игровая школа» видно по результатам их ответов на седьмой вопрос анкеты «Понравилось ли тебе обучаться в «Электронной игровой школе»? Оцени по 10-балльной шкале: 10 - очень

А

ВКонтакте 222 (82,8%)

1%

Рис. 14. Использование респондентами социальных сетей при работе в Интернете

понравилось, 1 - совсем не понравилось» (рис. 15). Видно, что большая часть обучающихся очень положительно оценивает платформу.

На рисунке 16 приведено распределение ответов респондентов на восьмой вопрос анкеты: «Как зовут сопровождающего персонажа в «Электронной игровой школе»?». Видно, что большая часть опрошенных респондентов верно ответила на данный вопрос (отметим, что имена Алиса и Элис в рамках Платформы являются идентичными).

Рис. 15. Оценка обучающимися платформы «Электронная игровая школа»

Рис. 16. Узнавание обучающимися сопровождающего персонажа платформы «Электронная игровая школа»

Рис. 17. Отношение обучающихся к изучению части уроков на платформе с использованием очков виртуальной реальности

На рисунке 17 приведено распределение ответов респондентов на девятый вопрос анкеты - «Хотели бы вы некоторые уроки изучать в «Электронной игровой школе», используя очки виртуальной реальности?». Видно, что большая часть опрошенных обучающихся хотела бы, чтобы часть уроков можно было проходить с использованием VR-оборудования.

В таблице 2 приведено распределение ответов респондентов на десятый вопрос анкеты - «Как ты считаешь, где эффективнее обучаться?».

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на десятый вопрос анкеты «Как ты считаешь, где эффективнее обучаться?»

Представляют интерес ответы обучающихся на одиннадцатый вопрос анкеты - «Предложи варианты, на что бы ты хотел использовать (потратить) накопленные бонусы (звезды, алмазы) во время обучения в «Электронной игровой школе»?». Среди множества вариантов ответов, предложенных респондентами, наиболее часто встречались: на учебу, на подсказки, на строительство зданий, на дополнительные задания, на персонажа. Это позволяет сделать вывод о заинтересованности обучающихся и успешности предложенной нами реализации платформы.

На двенадцатый вопрос анкеты «Как ты думаешь, реально ли учиться только в электронной системе?» большая часть обучающихся ответила отрицательно. При этом часть обучающихся обосновала свой выбор тем, что:

- «Не все поймут одну или иную тему, а учитель все расскажет и покажет, что делать»;

- «Человеку нужна дополнительная информация от взрослого человека, а так человек просто разленится»;

- «Людям нужно общение с людьми»;

- «Ты не получишь должного уровня знаний».

Выбранный обучающимися ответ % обучающихся

С учителем в классе 34,9

В «Электронной игровой школе» постоянно 9

С учителем в классе и использовать на уроке «Электронную игровую школу» 20,8

В основном с учителем в классе, а иногда использовать «Электронную игровую школу» 35,3

Тринадцатый вопрос анкеты «Изучаешь ли ты с использованием Интернета какие-либо предметы (иностранный язык, математику или другой предмет)? Если да, то какой ресурс используешь и какие предметы изучаешь?» позволил выяснить, что большинство обучающихся используют Интернет для изучения иностранных языков, математики, информатики, русского языка.

На четырнадцатый вопрос анкеты «Имеешь ли ты опыт создания электронного продукта: мультфильма, видеофильма, анимации, сайта и прочее?» были даны в основном отрицательные ответы, хотя некоторые обучающиеся отметили, что имеют опыт создания анимаций, презентаций, фильмов и мультфильмов.

При ответе на пятнадцатый вопрос анкеты «Хочешь ли ты, чтобы в «Электронной игровой школе» появились новые предметы или кружки, которые сейчас не изучаются и не ведутся у вас в школе? Если да, то какие?» около 65 % обучающихся высказали пожелания в дополнительных предметах и кружках. При этом часть перечисленных предметов и кружков может быть реализована в виде программ дополнительного образования.

Шестнадцатый вопрос анкеты позволил выяснить, что в опросе приняли участие практически все общеобразовательные организации, выбранные в качестве пилотных площадок нашего проекта.

Заключение

Подводя итоги проведенного нами констатирующего исследования, в ходе которого были анкетированы и интервьюированы три категории респондентов: руководители, учителя информатики, математики и физики общеобразовательных школ РБ, а также обучающиеся пилотных школ, можно выделить следующее.

1) В Республике имеется потенциал школ, которые стремятся использовать все резервы по повышению эффективности учебного процесса, в том числе и через использование сетевых компьютерных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Однако следует выделить и наличие достаточно большого числа школ (или руководителей), которые недостаточно серьезно воспринимают мероприятия, направленные на решение задач, поставленных правительством и министерством образования Республики.

3) Многие из используемых респондентами сетевых ресурсов являются зарубежными, в которых в той или иной мере отражается культура другой страны, что может нести определенные последствия: переориентация на ее ценности, размывание националь-

ной идентичности, продвижение интересов страны-конкурента и т. д. В условиях усложнившейся международной обстановки нам необходимо в большей мере опираться на собственные силы.

4) Респонденты в большинстве случаев не уделяют должного внимания сетевым ресурсам, использующим элементы игрофикации в образовательном процессе, недостаточно высоко оценивают их возможности в повышении мотивации к обучению, а также не до конца понимают разницу между дистанционным и электронным обучением.

5) В ряде общеобразовательных учреждений имеется опыт внедрения собственных учебных электронных игр, однако количество таких разработок мизерно мало, кроме того, они не поддаются масштабированию.

6) Обучающиеся пилотных школ заинтересовались платформой, хотят получать дополнительные знания по ряду отдельных направлений и дисциплин и имеют в целом неплохую мотивацию к обучению.

Литература

1. Абрамова О. М. Использование облачных технологий для организации контроля учебной деятельности // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 155-159.

2. Аллен М. Е-1еаттд: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным. М., 2016. 400 с.

3. Газейкина А. И., Кувина А. С. Применение облачных технологий в процессе обучения школьников // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 55-59.

4. Геймификация образовательного процесса / под ред. М. В. Эйхорн. Томск, 2015. URL: https://hc.tomsk.ru/content/ files/documents/metodicheskie_materialy/geymifikatsia_ obrazovatelnogo_protsessa.pdf.

5. Дмитриев В. Л., Каримов Р. Х. Облачные технологии и игро-фикация как основа научно-образовательной платформы для организации электронного обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 131-135.

6. Дмитриев В. Л., Каримов Р. Х. Организация электронного обучения на авторской образовательной платформе «Облачная школа» // Информатика и образование. 2016. № 4 (273). С. 25-28.

7. Дмитриев В. Л., Каримов Р. Х., Салаватова С. С. О состоянии электронного образования в Республике Башкортостан // Математическое моделирование процессов и систем : материалы VI Междунар. науч. конф. Стерлитамак, 2017. С. 91-96.

8. Дмитриев В. Л., Салаватова С. С., Каримов Р. Х. Организация процессов перехода к сетевой форме реализации образовательного процесса в образовательной платформе «Электронная игровая школа» // Математическое моделирование процессов и систем : материалы IX Междунар. молодежной науч.-практ. конф. Стерлитамак, 2019. С. 163-167.

9. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005. 208 с.

10. Каримов Р. Х. Использование принципа игрофикации при организации электронного обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании 2015 : сб. науч. тр. Ульяновск, 2015. С. 68-73.

11. Каримов Р. Х., Салаватова С. С., Дмитриев В. Л. Образовательные системы Республики Башкортостан в свете реализации электронного обучения // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 2 (75). С. 99-108.

12. Геймификация в электронном обучении / О. М. Карпенко, А. В. Лукъянова, А. В. Абрамова, В. А. Басов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 4. С. 28-43.

13. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования. Могилев, 2001. 66 с.

14. Технология организации электронного обучения по образовательным программам высшего образования / Е. К. Минни-баев, Р. Ф. Габидуллин, Т. Ф. Гирфанов, О. А. Деменкова. М., 2016. 364 с.

15. Орлова О. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник ТГПУ 2015. № 9 (162). С. 60-63.

16. Салаватова С. С., Каримов Р. Х., Дмитриев В. Л. Технология реализации учебного процесса в платформе «Электронная игровая школа» // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе : сб. ст. IV Междунар. науч. конф. М., 2018. Т. 1. С. 191-194.

17. Санагурский Д. Ю. Игрофикация (gamification) как фактор формирования виртуальной идентичности [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrofikatsiya-gamification-kak-faktor-formirovaniya-virtualnoy-identichnosti.

18. Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования. М., 2009. 239 с.

19. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ. URL: https://rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html.

References

1. Abramova O. M. Ispol'zovanie oblachnyh tekhnologijdlya organizacii kontrolya uchebnoj deyatel'nosti [Cloud Services for Organization of Students' Education Activity Control]. Higher Education in Russia, 2015, no. 7, pp. 155-159. (In Russian).

2. Allen M. E-learning: kak sdelat' elektronnoe obuchenie ponyatnym, kachestvennym i dostupnym [E-learning: how to make e-learning understandable, high-quality and affordable]. Moscow, 2016, 400 p. (In Russian).

3. Gazeykina A. I., Kuvina A. S. Primenenie oblachnyh tekhnologij v processe obucheniya shkol'nikov [Application of cloud computing in teaching schoolchildren]. Pedagogical Education in Russia, 2012, no. 6, pp. 55-59. (In Russian).

4. Gejmifikaciya obrazovatel'nogo processa [Gamification of the educational process]. Ed. M. V. Ejhorn. Tomsk, 2015. Available at: https://hc.tomsk.ru/content/files/documents/metodicheskie_ materialy/geymifikatsia_obrazovatelnogo_protsessa.pdf. (In Russian)

5. Dmitriev V. L., Karimov R. Kh. Oblachnye tekhnologii i igrofikaciya kak osnova nauchno-obrazovatel'noj platformy dlya organizacii elektronnogo obucheniya [Cloud technologies and gamification as a basis science-education platform for organization of e-learning]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 2 (22), pp. 131-135. (In Russian).

6. Dmitriev V. L., Karimov R. Kh. Organizaciya elektronnogo obucheniya na avtorskoj obrazovatel'noj platforme «Oblachnaya shkola» [Organization of e-learning on the author>s educational platform «cloud school»]. Informatics and Education, 2016, no. 4 (273), pp. 25-28. (In Russian).

7. Dmitriev V. L., Karimov R. Kh., Salavatova S. S. O sostoyanii elektronnogo obrazovaniya v Respublike Bashkortostan [On the state of electronic education in the Republic of Bashkortostan].

Mathematical modeling of processes and systems. Proceedings of the 6th International Scientific Conference. Sterlitamak, 2017, pp. 91-96. (In Russian).

8. Dmitriev V. L., Salavatova S. S., Karimov R. Kh. Organizaciya processov perekhoda k setevoj forme realizacii obrazovatel'nogo processa v obrazovatel'noj platforme «Elektronnaya igrovaya shkola» [Organization of the transition to the network form of the educational process in the educational platform «Electronic gaming school»]. Mathematical modeling of processes and systems. Proceedings of the 9th International Youth Scientific and Practical Conference. Sterlitamak, 2019, pp. 163-167. (In Russian).

9. Zagvyazinsky V. I., Atahanov R. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]. Moscow, 2005, 208 p. (In Russian).

10. Karimov R. Kh. Ispol'zovanie principa igrofikacii pri organizacii elektronnogo obucheniya [Using the principle of gamification in organizing e-learning]. E-Learning in Continuing Education 2015. Collection of scientific papers. Ulyanovsk, 2015, pp. 68-73. (In Russian).

11. Karimov R. Kh., Salavatova S. S., Dmitriev V. L. Obrazovatel'nye sistemy Respubliki Bashkortostan v svete realizacii elektronnogo obucheniya [Educational systems republic of Bashkortostan in the view of realization electronic learning]. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2018, no. 2 (75), pp. 99-108. (In Russian).

12. Karpenko O. M., Lukyanova A. V., Abramova A. V., Basov V. A. Gejmifikaciya v elektronnom obuchenii [Gamification in E-learning]. Distance and Virtual Learning, 2015, no. 4, pp. 28-43. (In Russian).

13. Kushner Yu. Z. Metodologiya i metody pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of pedagogical research]. Mogilev, 2001, 66 p. (In Russian).

14. Minnibaev E. K., Gabidullin R. F., Girfanov T. F., Demenkova O. A. Tekhnologiya organizacii elektronnogo obucheniya po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya [Technology of Organization of E-Learning in Higher Education Educational Programs]. Moscow, 2016, 364 p. (In Russian).

15. Orlova O. V., Titova V. N. Gejmifikaciya kak sposob organizacii obucheniya [Gamification as a way of learning organization]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2015, no. 9 (162), pp. 60-63. (In Russian).

16. Salavatova S. S., Karimov R. Kh., Dmitriev V. L. Tekhnologiya realizacii uchebnogo processa v platforme «Elektronnaya igrovaya shkola» [The technology for the implementation of the educational process in the platform «Electronic gaming school»]. Actual problems of teaching mathematics and computer science at school and university. Collection of articles of the 4th International Scientific Conference. Moscow, 2018, vol. 1, pp. 191-194. (In Russian).

17. SanagurskijD. Yu. Igrofikaciya (gamification) kak faktor formirovaniya virtual'noj identichnosti [Gamification as the factor forming the virtual identity]. Journal of Cultural Research, 2014, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 igrofikatsiya-gamification-kak-faktor-formirovaniya-virtualnoy-identichnosti. (In Russian).

18. Tavokin E. P. Osnovy metodiki sociologicheskogo issledovaniya [The basics of the methodology of sociological research]. Moscow, 2009, 239 p. (In Russian).

19. O vnesenii izmenenijv Zakon RossijskojFederacii «Ob obrazovanii» v chasti primeneniya elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij [On Amendments to the Law of the Russian Federation «On Education» in terms of the use of e-learning, distance learning technologies]. Federal Law of February 28, 2012 no. 11-FZ. Russian Newspaper, 2012, 2 March. Available at: https://rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.