Научная статья на тему 'Электронное образование как благо современного общества'

Электронное образование как благо современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карманов Михаил Владимирович, Махова Ольга Анатольевна

В средствах массовой информации и в специальной литературе уже ряд лет встречаются публикации, связанные с попытками осмысления места и роли электронного образования в жизни современного общества. Что это - благо или зло? В этой связи большой научный и практический интерес представляет систематический анализ уже установленных и постепенно выявляющихся преимуществ электронного образования как своеобразного направления развития рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное образование как благо современного общества»

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КАК БЛАГО СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

E-LEARNING AS A VIRTUE IN MODERN SOCIETY

Карманов М.В.

Заведующий кафедрой Социально-экономической и отраслевой статистики «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», доктор экономических наук, профессор E-mail:[email protected]

Karmanov M.V.

Head of the Socio-economic and Sectoral Statistics Department at the Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Doctor of science (Economics), Professor.

E-mail:[email protected]

Махова О.А.

Доцент кафедры Социально-экономической и отраслевой статистики «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», кандидат экономических наук E-mail:[email protected]

Mahova O.A.

Associate Professor at the Department of Socio-economic and Sectoral Statistics at the Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Candidate of science (Economics),

E-mail:[email protected]

Аннотация: в средствах массовой информации и в специальной литературе уже ряд лет встречаются публикации, связанные с попытками осмысления места и роли электронного образования в жизни современного общества. Что это - благо или зло? В этой связи большой научный и практический интерес представляет систематический анализ уже установленных и постепенно выявляющихся преимуществ электронного образования.

Ключевые слова: образование, электронное образование, преимущества электронного образования, проблемы электронного образования.

Annotation: throughout the media and literature there have been many publications over the years, related to the attempts of understanding the place and role of e-education in modern society. What is it - good or bad? In this respect, the systematic analysis of the already installed and then gradually emerging benefits of e-learning as a direction of development of the market of educational services is of great scientific and practical interest.

Keywords: education, e-education, benefits of e-learning, problems of e-learning.

Всеобщая компьютеризация и глобальная информатизация общества по объективным причинам в настоящее время являются доминирующими факторами кардинальных изменений, протекающих во многих сферах жизнедеятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении. Сравнительно не так давно (особенно по отношению к традиционным формам) в сфере образования появились и широко распространяются электронные формы обучения, которые отвечают современным потребностям общества в условиях возрастающей мобильности его членов с учетом стремительного глобального обновления знаний. Что, по сути, является адекватным откликом системы образования на процессы развития информационного общества.

Изменения потребностей личности, общества и государства, обусловленные непрерывной сменой технологий и ускоренной автоматизацией многих отраслей экономики и управления, предопределили целый ряд важнейших преимуществ электронного обучения (е-Ьеагт^). Эти преимущества, прежде всего, сводятся к безусловной возможности обучения в удобное время или по индивидуальному графику, к обеспечению адекватного темпа и способа усвоения знаний для каждого обучающегося, а также к возможности самостоятельной (самоорганизованной, самодисциплинированной и т.д.) продуктивной деятельности, включая реализацию системной качественной поддержки процесса образования.

Благодаря современным информационным технологиям е-Ьеагт^ можно характеризовать как гибкий, насыщенный и удобный процесс передачи знаний всем желающим. Причем этот процесс охватывает 24 ч в сутки и 365 дней в году, чего собственно требуют современные социальные тенденции, оказывающие существенное влияние на тренды развития образования. Причем самым главным достоинством системы электронного образования выступает то, что эта система вообще существует и служит реальным противовесом, дополнением, альтернативой (в зависимости от отношения) традиционным методам обучения.

Развитие и широкое практическое распространение е-Ьеагт^ в настоящее время, по нашему мнению, основано на ряде отличительных черт от традиционного образования, часть из которых были названы чуть выше. Однако не стоит игнорировать и то обстоятельство, что система электронного обучения также подвергается и критике. Среди вопросов, которые оппоненты предъявляют к системе электронного обучения, выделяют такой аспект как доверие. Критики говорят, что е-Ьеагт^- это технология, которая изначально не заслуживает и не может заслуживать доверия.

Внедрение информационных технологий в современную жизнь людей, выражающееся в постоянном развитии информационного общества, в существовании электронного правительства, в применении инновационных технологий в управлении, в построении единого информационного пространства, а также оптимизации управления на основе перевода оказываемых услуг населению в электронный вид, предопределили необходимость уточнения понятия «доверия». В данном контексте термин «доверие» подразделяют на две части: во-первых, непосредственно доверие к информационно-коммуникационным технологиям, во-вторых, доверие к конкретному социальному институту, предлагающему воспользоваться своими образовательными услугами в электронном виде.

В этом русле первоначально договоримся, что процесс внедрения новаций по существу опирается на модель освоения технологии («technologyacceptancemodel») Ф. Дэвиса,

которая описывала намерение использовать новую технологию как результат рационального соотнесения ожидаемой пользы от новшества с ожидаемыми сложностями при его освоении [1, с. 314]. Следовательно, основные факторы развития технических инноваций и информатизации общества - это ожидаемая польза и вполне ожидаемая легкость освоения материала. Однако названная модель отличается тем, что фактически исключает из рассмотрения такой важный для общества параметр как социальный контекст. Он нашел свое первоначальное отражение у Д. Маккензи и Дж. Веджкман в положениях теории социального конструирования технологии [3, с. 5]. Причем в дальнейшем среди основных факторов, содействующих адаптации информационно-коммуникационных технологий, на основе исследований Л. Картера и Ф. Беланже, наряду с ожидаемой пользой и ожидаемой легкостью освоения уже присутствовало и доверие [2, с. 23]. Несмотря на то, что исследование Л. Картера и Ф. Беланже, было реализовано в рамках электронного правительства, предложенная ими расширенная модель адаптации технологии в принципе применима для любой сферы, где находят свое использование информационно-коммуникационные технологии, в том числе и в сфере электронного обучения.

Современные эмпирические исследования подтверждают наличие взаимосвязи между уровнем доверия социальному институту (экономическому институту, политическому институту, институту науки, институту образования, институту семьи и т.п.) и готовностью использовать столь удобные электронные услуги. Чем выше уровень доверия способностям тех или иных социальных институтов, в частности, институту образования предоставлять свои услуги в электронном виде и чем выше техническая надежность системы электронных услуг, тем более существенно выражается у потенциальных пользователей намерение использовать услуги такого рода в своей жизни.

Роль и значимость фактора доверия в сфере электронных коммуникаций становится более отчетливой, если представить социальные взаимодействия в виде обмена услугами и ресурсами (включая информационные). В большинстве своем такие взаимодействия носят договорной характер, что гарантирует выполнение принятых соответствующих обязательств. Однако далеко не все взаимоотношения принимают юридически оформленные варианты (последние распространены, прежде всего, в сферах экономики и политики). Как указывают социологи, большая часть обменов в рамках семейных, партнерских, соседских, товарищеских и других отношений построена на механизмах доверия к партнеру, честности и взаимной ответственности.

По этим причинам доверие к электронному обучению должно отражать два основных момента:

0 первый основывается на том, что пользователи доверяют умению системы образования (в том числе ее конкретным организациям) грамотно управлять системой предоставления электронных образовательных услуг;

0 второй обоснован уверенностью относительно должной (высокой) технической надежности соответствующей инфраструктуры и квалификации тех лиц, которые эту инфраструктуру обслуживают и контролируют.

Отдельно отметим, что доверие в сфере электронных коммуникаций не ограничивается доверием к защищенным компьютерным системам (ведь безопасность

компьютерной системы зависит не только от надежной операционной системы, но и от физических средств защиты, от уровня подготовки и ответственности персонала и многого другого) [7]. Поэтому в целях обеспечения доверия необходимо создавать специальные структуры, обеспечивающие внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования и формирующие инфраструктуру электронного обучения. Развитие инфраструктуры электронного обучения позволяет, в первую очередь, обеспечить такой ключевой элемент доверия как предсказуемость, то есть способность образовательной системы постоянно производить ожидаемый (и, самое главное, позитивный) результат. Чем более высока предсказуемость уровня безопасности сервиса и качества предоставляемых электронных услуг, тем легче всем обучающимся их получать.

Так, например, на современном этапе развития Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), являющейся на протяжении всей истории развития е-Ьеагт^в России передовиком среди российских вузов в области электронного обучения, характеризуется высоким уровнем предсказуемости, а, значит, высокой степенью доверия. Электронное обучение в МЭСИ, прежде всего, подразумевает поддержку при помощи технологий деятельности таких систем как электронная среда обучения («Виртуальный Кампус МЭСИ»), электронный деканат, электронная библиотека и др.

Кроме принципиального вопроса доверия к технологиям электронного обучения критике также подвергаются отдельные, если так можно выразиться, частные недостатки этой формы обучения. Среди них нередко называется отсутствие у обучающихся возможности группового взаимодействия, столь важного для обмена мнениями, точками зрения и более глубокого проникновения в суть вещей.

Но так ли это? Обратим внимание на то, что для осуществления процесса электронного обучения потребителям не требуется дополнительного и специального программного обеспечения. Основное требование сводится к наличию компьютера с доступом к сети Интернет. Сегодня быстрый рост социальных сетей, таких как Facebook и Twitter, дает людям возможность общаться и взаимодействовать, а также создает предпосылки для совместного обучения, включая и реализацию разнообразных групповых учебных проектов. Причем помимо обычного обмена в социальных сетях, отметим такие возможности коллективного взаимодействия на основе целого ряда совместных видов деятельности, предусмотренных в мероприятиях активно использующихся в рамках e-Learning в МЭСИ, как: обсуждение проблем в форуме, чате, участие в видеоконференции и прочие.

Необходимо подчеркнуть, что взаимодействие людей через сеть носит иной характер, чем прямой контакт, и жестко не предопределяет поведение индивида в реальном мире. Следовательно, электронная форма образования, не обладая чертами традиционного обучения, основанными на непосредственном контакте и вызывающими позитивный эффект социализации обучающихся, прежде всего, связанный с взаимным культурным обогащением обучающихся (в особенности касаемо элементов культуры высших учебных заведений), позволяет акцентировать внимание на качественно иных способах общения.

Среди критиков электронного обучения также бытует мнение, что применение этой технологии подвергает определенному риску саму профессию преподавателя. Однако профессия учителя или преподавателя, что доказано практикой МЭСИ, никоим образом

не нивелируется в среде e-Learning, так как к ней предъявляются новые требования. Эти требования связаны с информационной компетентностью, основанной на следующих компонентах: знании, умении применять и самостоятельно работать с информационно-коммуникационными технологиями. В современных условиях информационная компетентность можно отнести к ключевой профессиональной компетенции педагогов. Поэтому в МЭСИ разработаны специальные курсы для преподавателей, позволяющие овладеть информационной компетентностью, среди них: «Преподаватель в среде e-learning»,»MS SharePoint-2010» и др.

При этом у преподавателей появляются такие возможности как:

• организация совместной удаленной работы студентов и преподавателей;

• обмен идеями и результатами исследований не зависимо от места нахождения;

• обмен опытом с другими преподавателями, информацией о новых идеях и методиках, конференциях и семинарах с использованием новых технологий;

• постоянный доступ к актуальным современным материалам;

• формирование и ведение актуальной базы знаний в предметной области;

• большой охват аудитории (в том числе возможность обучать студентов со всего мира) [10].

С учетом всех приведенных аргументов следует заметить, что в настоящее время даже самые ярые и принципиальные критики содержания электронного обучения вряд ли могут поставить под сомнение его полезность в качестве дополнительного или самостоятельного инструмента обучения.

В целом, на наш взгляд, можно констатировать, что e-Learning, конечно, не является единственной и эталонной формой обучения, так как, обладая уже выявленными и значимыми преимуществами, постоянно развивается, совершенствуется, трансформируется в новые содержательные формы, что порождает и некоторые практические проблемы. Однако дальнейшая информатизация образования носит неизбежный характер, который будет только усиливаться по мере перехода от постинформационного общества к смарт обществу.

Список литературы:

1. Davis, F. D. Perceived usefulness, perceived ease of use, and user accepatance of Information Technology / F. D. Davis // MIS Quarterly. - 1989. - V. 13. - № 3. - P. 319-339.

2. Carter, L. The utilization of e-government services: citizen trust, innovation and acceptance factor / L. Carter, F. Belanger // Information System Journal. - 2005. -V. 15. - № 1. - P. 5-25.

3. McKenzie, D. The Social Shaping of Technology / D. McKenzie [et al.] // OpenUniv. Press. - 1985 - 1st ed. L.

4. Белобородова, Н. С. Развитие дистанционных технологий обучения как одно из условий преодоления барьеров социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. С. Белобородова, С. В. Пихтовников, Л. Ю. Ханипова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3. - С. 50-51.

5. Белова, Л. Г. Южная Корея: Движение от информационного к вездесущему обществу / Л. Г. Белова // Транспортное дело России. - 2014. - № 3. - С. 10-12.

6. Григорьев, С. Г. «Умная аудитория»: от интеграции технологий к интеграции принципов / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, И. М. Реморенко // Информатика и образование. - 2013. - №10 (249). - С. 3-8.

7. Доверие в сфере электронных коммуникаций // НОУ «ИНТУИТ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.intuit.ru, свободный.

8. Тихомиров, В. П. Мир на пути к Smarteducation. Новые возможности для развития / В. П. Тихомиров // Открытое образование. - 2011. - № 3. - С. 22-28.

9. Тихомирова, Н. В. Оценка качества электронного обучения / Н. В. Тихомирова, А. Н. Козлов // Slideshare. Publishedin : education [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.slideshare.net, свободный.

Spisok literatury:

1. Davis, F. D. Perceived usefulness, perceived ease of use, and user accepatance of Information Technology / F. D. Davis // MIS Quarterly. - 1989. - V. 13. - № 3. - P. 319-339.

2. Carter, L. The utilization of e-government services: citizen trust, innovation and acceptance factor / L. Carter, F. Belanger // Information System Journal. - 2005. -V. 15. - № 1. - P. 5-25.

3. McKenzie, D. The Social Shaping of Technology / D. McKenzie [et al.] // OpenUniv. Press. - 1985 - 1st ed. L.

4. Beloborodova, N. S. Razvitie distantsionnykh tekhnologiï obucheniia kak odno iz usloviï preodoleniia bar'erov sotsializatsii deteï s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia / N. S. Beloborodova, S. V. Pikhtovnikov, L. Iu. Khanipova // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia. - 2014. - № 3. - S. 50-51.

5. Belova, L. G. Iuzhnaia Koreia: Dvizhenie ot informatsionnogo k vezdesushchemu ob-shchestvu / L. G. Belova // Transportnoe delo Rossii. - 2014. - № 3. - S. 10-12.

6. Grigofev, S. G. «Umnaia auditoriia»: ot integratsii tekhnologiï k integratsii prin-tsipov / S. G. Grigor'ev, V. V. Grinshkun, I. M. Remorenko // Informatika i obra-zovanie. - 2013. - №10 (249). - S. 3-8.

7. Doverie v sfere èlektronnykh kommunikatsiï // NOU «INTUIT» [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.intuit.ru, svobodnyï.

8. Tikhomirov, V. P. Mir na puti k Smarteducation. Novye vozmozhnosti dlia razvitiia / V. P. Tikhomirov // Otkrytoe obrazovanie. - 2011. - № 3. - S. 22-28.

9. Tikhomirova, N. V. Otsenka kachestva èlektronnogo obucheniia / N. V. Tikhomirova, A. N. Kozlov // Slideshare. Publishedin : education [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.slideshare.net, svobodnyï.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.