Научная статья на тему 'Электронно-микроскопическое и иммуноморфологические изменения в органах и тканях овец, привитых вакциной БЦЖ'

Электронно-микроскопическое и иммуноморфологические изменения в органах и тканях овец, привитых вакциной БЦЖ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
57
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Душаева Л. Ж.

Основной задачей наших исследований, являлось определение электронно-микроскопическое и иммуноморфологические изменения в органах и тканях овец, привитых вакциной БЦЖ. При проведении электронно-микроскопических исследовании изучали ультраструктуры клеточных элементов иммунокомпетентных органов овец, вакцинированных вакциной БЦЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронно-микроскопическое и иммуноморфологические изменения в органах и тканях овец, привитых вакциной БЦЖ»

выявления не позволяют пока оценить истинное значение Л-форм в эпизоотическом процессе и эффективности противобруцеллезных мероприятий.

Список литературы:

1. Авилов В.М., Седов В.А. Актуальные проблемы профилактики особо опасных инфекций у животных // Ветеринария. - 1994. - № 6. - С. 3-6.

2. Краскина Н.А., Эегер Э., Лопатина Т.К. Иммуномодулирующие свойства вакцинных препаратов // I Всес. иммун. съезд. - Сочи, 1989. - Т. 1. - С. 322.

3. Идрисов Г.З. Иммуноморфологическая оценка новых моно- и ассоциированных вакцин при различных способах введения их организм сельскохозяйственных животных: автореф. дисс. ... докт. вет. наук. - Казань, 1977. - 37 с.

4. Алексеев К.К., Лукин А.К. Применение вакцины из штамма 82 против бруцеллеза крупного рогатого скота // Ветеринария. - 1980. - № 8. - С. 24-26.

5. Гринько В.К., Назарова С.А., Яраев Р.Г Изучение эффективности иммунизации крупного рогатого скота вакциной из штамма 19 в малой дозе // Актуальные проблемы ветеринарной науки и практики. Тез. докл. научно-практ. конф., 1987. - С. 87.

6. Тавамайшвилли М.Е. Иммунитет у коз после прививки вакцины из штамма Рев-1 // Ветеринария. - 1987. - № 8. - С. 33; Белозерова Г. А. Получение и испытание живой вакцины против бруцеллеза из штамма 82-П4: автореф. дисс. ... докт. вет. наук. - Казань, 1993. - 38 с.

7. Белозерова Г. А., Мальцев Т.С., Салахутдинов Р. А. Агглютиногенные свойства противобруцеллезных вакцин при прививке овцематок // Матер. респ. научно-практ. конф. по акт. пробл. ветер. и зоотех. - Казань, 1996, С. 8.

8. Гринько В.К., Назарова С.А., Яраев Р.Г и соавт. Изучение эффективности иммунизации крупного рогатого скота вакциной из штамма 19 в малой дозе // Актуальные проблемы ветеринарной науки и практики. Тез. докл. научно-практ. конф., 1987. - С. 87.

9. Тавамайшвилли М.Е. Иммунитет у коз после прививки вакцины из штамма Рев-1 // Ветеринария. - 1987. - № 8. - С. 33.

ЭЛЕКТРОННО-МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ И ИММУНОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНАХ И ТКАНЯХ ОВЕЦ, ПРИВИТЫХ ВАКЦИНОЙ БЦЖ

© Душаева Л.Ж.*

Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана, Республика Казахстан, г. Уральск

Основной задачей наших исследований, являлось определение электронно-микроскопическое и иммуноморфологические изменения в ор-

* Старший преподаватель кафедры «Незаразные болезни».

ганах и тканях овец, привитых вакциной БЦЖ. При проведении электронно-микроскопических исследовании изучали ультраструктуры клеточных элементов иммунокомпетентных органов овец, вакцинированных вакциной БЦЖ.

При проведении электронно-микроскопических исследовании изучали ультраструктуры клеточных элементов иммунокомпетентных органов овец, вакцинированных вакциной БЦЖ. При электронно-микроскопическом исследовании лимфоциты регионарных к месту введения вакцины правых паховых лимфоузлов содержали в цитоплазме много пиноцитозных пузырьков и поглащенных микобактерии. Плазмоциты были с признаками гиперфункции. Последнее отмечали и у макрофагов, что проявлялось в виде расширения и просветления каналов эндоплазматической сети и снижения плотности мат-рикса митохондрий. В контррегионарных левых паховых лимфоузлах значительное число макрофагов имели признаки дезорганизации структур, выражающиеся в появлении множества пустых вакуолей в цитоплазме, деструкции митохондрий и уменьшении числа рибосом и полисом. В фагосомах некоторых макрофагов выявляли остатки микобактерии и скопление гранул [1].

В первые 2-3 дня после иммунизации в селезенке лимфоциты и лим-фобласты имели нормальную структуру. Плазмоциты были с признаками гиперфункции, каналы эндоплазматической сети резко расширены и заполняли всю цитоплазму. Макрофаги содержали большое количество лизосом, отмечали некоторую гипертрофию эндоплазматической сети и комплекса Гольджи, наблюдали крупные липидные клетки и множество фагосом, а также мультивезикулярные тельца [1].

Также, на этот срок исследования, после иммунизации в цитоплазме лимфоцитов РЛУ обнаруживали микобактерии, а в лимфобластах пиноци-тозные пузырьки. В макрофагах отмечали в большом количестве скопления полупереваренной структуры микобактерии, липидные капли и остаточные тельца мембранного типа.

В контррегионарных и отдаленных лимфоузлах наблюдали некоторые сдвиги в структуре лимфоцитов и лимфобластов; в цитоплазме выявили расширенные каналы эндоплазматической сети, набухшие митохондрии и смещение ядрышка к периферии ядра, что свидетельствовало о возрастании удельного веса компенсаторных процессов в клетке [2].

Спустя 1 неделю после вакцинации в РЛУ, КРЛУ и селезенке наблюдали значительное число плазматических клеток. В цитоплазме макрофагов обнаруживали фагосомы, содержащие клеточные остатки. Отмечали некоторую редукцию эндоплазматической сети, имели место везикулы, мультиве-зикулярные тельца и липидные капли. В лимфоцитах КРЛУ были обнаружены микобактерии [2, 3].

Через 2 недели после инокуляции прививочного препарата лимфоциты и лимфобласты РЛУ имели нормальную структуру. Лишь в некоторых из них выявлялись остаточные тельца, деструктивные митохондрии и рас-

ширенные каналы эндоплазматической сети. Лимфоциты и лимфобласты контррегионарных и отдаленных лимфоузлов имели признаки функциональной активации: в цитоплазме содержались крупные набухшие митохондрии, множество различных везикул и хорошо развитый комплекс Гольджи. В макрофагах отмечали фагосомы с клеточными остатками.

Лимфоциты селезенки не имели дистрофических изменений ультраструктуры, в лимфобластах наблюдали развитую эндоплазматическую сеть, а в макрофагах - фагосомы, содержащие остатки вакцинного препарата

Спустя 3 недели после вакцинации большая часть иммунокомпетент-ных клеток РЛУ КРЛУ селезенки и отдаленных лимфатических узлов имели нормальную ультраструктуру. Только в небольшой их части цитоплазма содержала частично деструктивные митохондрии и встречались мелкие вакуоли. Кроме того, плазмоциты селезенки имели протяженную эндоплаз-матическую сеть с расширенными каналами, а митохондрии были с признаками функциональной активизации [4].

Через 1 месяц после введения противобруцеллезной вакцины из штамма 82-ПЧ лимфоциты РЛУ и селезенки имели нормальную структуру, а в КРЛУ встречали лимфоциты с пиноцитозными пузырьками. Макрофаги имели признаки функциональной активизации, в их цитоплазме присутствовали лизосомы и мелкие вакуоли.

Следовательно, фагоцитоз микобактерии иммунокомпетентными клетками лимфоузлов и селезенки сопровождается перестройкой структурных элементов этих клеток, лизисом микроорганизмов в фаголизосомах макрофагов и переводом их в иммуногенную форму.

Через три, пять и семь дней после вакцинации в регионарных к месту введения вакцин правых паховых лимфоузлах, в отличие с таковыми ин-тактных, отмечали фолликулы с расширенными герминативными центрами, которые содержали в основном бластные митотически делящиеся клетки, а также фолликулы с изреженным расположением клеточных элементов. В мантийной зоне фолликулов отмечали плотное расположение клеток в виде хорошо заметного вала с повышенной активностью щелочной фосфатазы, что указывала на увеличение количества В-лимфоцитов в этой зоне. В мик-роциркуляторном русле наблюдали мукоидное набухание, а в трабекулах периваскулярный отек. Значительное число лимфоцитов, макрофагов, загруженных гемосидерином, и плазмобластов обнаруживали в мозговом веществе. Подкапсулярные синусы местами были заполнены гиперплазиро-ванной лимфоидной тканью, а у ворот узла отмечали частицы хроматина ядер погибших клеток. В контррегионарных и отдаленных лимфоузлах им-муноморфологические реакции хотя и усиливались, но уступали таковым регионарных. В селезенке, наряду с фолликулами с расширенными герминативными центрами, встречали и с изреженным расположением клеточных элементов. Наблюдались гиперплазию лимфоидной ткани периартериаль-ной зоны. По ходу трабекул и в пульпарных тяжах встречались скопления

плазматических клеток, а количество сидерофагов с гемосидерином было заметно увеличено [5].

В надпочечниках отмечали расширение коркового вещества за счет гиперплазии клеток пучковой зоны. В матке наблюдали полнокровие сосудов, инфильтрацию эндометрия мононуклеарными клетками, разрыхление и умеренно выраженный отек интерстициальной ткани, особенно вокруг сосудов. Стенка большинства последних была в состоянии мукоидного набухания. В яичниках обнаруживали фолликулы в различной стадии роста и развития.

Спустя 1, 2 и 3 недели, после инокуляции прививочных препаратов в РЛУ многие фолликулы имели расширенные герминативные центры, состоящие из бластных клеток, фигур митоза, лимфоцитов и макрофагов. У последних в цитоплазме выявлялись темно окрашенные частицы хроматина ядер распавшихся клеток. Встречались также вновь образованные вторичные фолликулы, у которых были расширены герминативные центры. Хорошо заметны мантийная зона фолликулов и паракортикальная зона коркового вещества из-за наличия в них большого количества лимфоцитов с повышенной активностью щелочной и кислой фосфатазы. Подкапсулярные синусы на значительном протяжении заполнены гиперплазированной лимфоидной тканью, а промежуточные содержали большое число макрофагов и лимфоцитов. Мякотные и мозговые тяжи инфильтрированы клетками плазмоцитарного ряда в различной степени зрелости с богатым содержанием в них РНК. Отмечали мукоидное, местами и фибриноидное, набухание стенок сосудов микроциркуляторного русла, в трабекулах очаговые скопления мононукле-арных клеток, отек и разрыхление периваскулярной ткани. Ретикулярные клетки приобретали округлую форму и обогощались РНК. В лимфоузле было увеличено число макрофагов, загруженных пигментами, и сосудов с явлениями мукоидного и фибриноидного набухания, а также фибриноидного некроза их стенок. В печени отмечали зернистую, а местами и вакуольную дистрофии гепатоцитов, в области триад незначительные очаговые скопления лимфоидно-гистиоцитарных клеток и полнокровие сосудов. В почках и миокарде обнаруживали зернистую дистрофию паренхиматозных элементов, отек и разволокнение периваскулярной ткани. Помимо этого, в почках некоторые ядра эпителия извитых канальцев были в состоянии пикноза, а эндотелий капилляров почечных клубочков пролиферировал. У животных в почках наблюдали также вакуольную дистрофию эпителия извитых канальцев, а в полости сосудистых клубочков - скопление белкового субстрата [5].

У иммунизированных овец, в некоторых синусах отмечали лимфостаз и выпот нежных сеток фибрина в их просвете, разрастание молодой соединительной ткани и очаговые скопления эпителиоидных клеток в корковом веществе узла.

Лимфоидно-гиперпластический и макрофагальный процессы наблюдали и в контррегионарных и отдаленных лимфоузлах, но интенсивность плазмоклеточной реакции в них проявлялась слабее.

В паренхиматозных органах (печень, почки, миокард, надпочечники) наблюдали зернистую дистрофию клеточных элементов и небольшие очаговые скопления лимфоидно-гистиоцитарных клеток. В миокарде отмечали разволокнение и отек интерстициальной ткани, а также уменьшение гликогена. В надпочечниках гиперплазия клеток пучковой зоны оставалась на прежнем уровне.

В селезенке иммуноморфологические реакции были сходны с таковыми, отмеченные в предыдущие дни опыта. Исключение составляло то, что среди плазмоцитов красной пульпы преобладающими были зрелые формы.

В легких наблюдали утолщение межальвеолярных перегородок за счет полнокровия капилляров и инфильтрации лимфоидно-гистиоцитарными клетками. Перибронхиальные и периваскулярные лимфоидные образования стали крупнее, чем в предыдущий срок исследования. В матке и яичниках морфологические изменения были сходны с таковыми, отмеченными в предыдущие сутки опыта. Эпителий эндометрия во многих местах был сгущен.

Через месяц после вакцинации в РЛУ и селезенке число фолликулов с расширенными герминативными центрами увеличилось. Больше стало артериол, венул и капилляров с мукоидным набуханием стенок, а также встречали сосуды с фибриноидным некрозом. По ходу тяжей от коркового вещества к воротам узла в мозговых тяжах и в красной пульпе селезенки отмечали значительное количество плазмоцитов, особенно зрелых форм. Периваскулярная ткань трабекул была отечна, разволокнена и инфильтрирована мононуклеарными клетками. Ретикулярная основа как лимфоузла, так и селезенки была огрубевшей. Помимо этого, у иммунизированных овец, в правых паховых лимфоузлах наблюдали больше сосудов микро-циркуляторного русла с фибриноидным некрозом и макрофагов, загруженных гемосидерином, а также в корковом веществе отмечали разрастание молодой соединительной ткани.

Патоморфологические изменения в других исследованных органах были сходны с таковыми, отмеченными в предыдущий срок исследования.

Таким образом, противотуберкулезная вакцина БЦЖ вызывают в организме привитых овец выраженные однотипные иммуноморфологические реакции, которые несколько варьируют в зависимости от степени реакто-генности и остаточной вирулентности этих прививочных препаратов.

Из данных, приведенных в табл. 1, видно, что вакцина БЦЖ вызывают образование и увеличение количества плазмоцитов, вырабатывающих антитела против микобактрии, в иммунокомпетентных органах вакцинированных овец, наибольшее число которых наблюдали через 2 недели исследования.

По результатам наших исследовании плазмоциты, вырабатывающие антитела к микобактерии, локализовались в лимфоузлах по ходу тяжей от коркового вещества к воротам, преимущественно в мозговых тяжах, а в селезенке в пульпарных тяжах. Антителообразующие клетки в этих органах встречались в основном в виде очаговых скоплений из 3-12 клеток, на-

ходящихся в различной стадии дифференциации. У антителообразующих плазмоцитов ярко светилась только цитоплазма, а ядро было свободно от специфических антител.

Таблица 1

Количество антителообразующих клеток в иммунокомпетентных органах овец, привитых вакциной БЦЖ

Срок исследования, дни Органы Вакцина БЦЖ

3 РЛУ 24,46 ± 1,46

КРЛУ 18,15 ± 2,23

ПЛУ 9,11 ± 2,31

Селезенка 22,13 ± 1,16

7 РЛУ 36,82 ± 2,63

КРЛУ 24,25 ± 1,89

ПЛУ 15,29 ± 1,59

Селезенка 38,43 ± 2,65

15 РЛУ 47,03 ± 2,76

КРЛУ 31,34 ± 1,30

ПЛУ 24,06 ± 1,13

Селезенка 51,23 ± 1,79

29 РЛУ 42,29 ± 1,33

КРЛУ 30,13 ± 1,56

ПЛУ 22,78 ± 1,89

Селезенка 44,69 ± 2,35

Примечание: РЛУ - правый паховый лимфоузел; КРЛУ - левый паховый лимфоузел;

ПЛУ - предлопаточный лимфоузел.

Список литературы:

1. Авилов В.М., Седов В.А. Актуальные проблемы профилактики особо опасных инфекций у животных // Ветеринария. - 1994. - № 6. - С. 3-6.

2. Краскина Н.А., Эегер Э., Лопатина Т.К. Иммуномодулирующие свойства вакцинных препаратов // I Всес. иммунол. Съезд. - Сочи, 1989. -Т. 1. - С. 322.

3. Идрисов Г.З. Иммуноморфологическая оценка новых моно- и ассоциированных вакцин при различных способах введения их организм сельскохозяйственных животных: автореф. дисс. ... докт. вет. наук. - Казань, 1977. - 37 с.

4. Алексеев К.К., Лукин А.К. Применение вакцины из штамма 82 против бруцеллеза крупного рогатого скота // Ветеринария. - 1980. - № 8. -С. 24-26.

5. Гринько В.К., Назарова С.А., Яраев Р.Г. Изучение эффективности иммунизации крупного рогатого скота вакциной из штамма 19 в малой дозе // Актуальные проблемы ветеринарной науки и практики. Тез. докл. научно-практ. конф. - 1987. - С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.