Научная статья на тему 'Электронная торговля как специфический канал сбыта ювелирной продукции: российский опыт'

Электронная торговля как специфический канал сбыта ювелирной продукции: российский опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОДАЖА / ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ / ОНЛАЙН ПОКУПКА / ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖИ / САЙТ / РОЗНИЧНО-ОПТОВАЯ ПРОДАЖА / THE INTERNET-SALE / JEWELRY / ONLINE PURCHASE / MANUFACTURERS OF JEWELS / ELECTRONIC PAYMENTS / A SITE / RETAIL SALES-WHOLESALE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганифаев Камран Бахыш Оглы

В статье рассмотрены вопросы развития электронной торговли в сфере сбыта ювелирных изделий в РФ, выявлены особенности функционирования данной сферы, определены потенциальные возможности роста интернет-продаж ювелирного рынка. Электронная торговля рассмотрена как новый канал сбыта для производителей, как крупных, так и мелких компаний, сделан прогноз по развитию данного сегмента рынка на ближайшее время (развитие, совершенствование, инновации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the development of a new type of distribution channel, such as electronic commerce in the field of jewelry sales in Russia, the peculiarities of the functioning of this sphere, the potential for growth of the Internet Jewelry Market. The author also considers the market as a new trade channel for manufacturers, both large, and the small companies and gives the forecast for the development of this market segment in the near future (development, improvement, innovation).

Текст научной работы на тему «Электронная торговля как специфический канал сбыта ювелирной продукции: российский опыт»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ

УДК 339.166:671.1

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ КАНАЛ СБЫТА ЮВЕЛИРНОЙ ПРОДУКЦИИ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

I Ганифаев Камран Бахыш оглы, аспирант, kamranhanifayev@gmail.com I ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article deals with the development of a new type of distribution channel, such as electronic commerce in the field of jewelry sales in Russia, the peculiarities of the functioning of this sphere, the potential for growth of the Internet Jewelry Market. The author also considers the market as a new trade channel for manufacturers, both large, and the small companies and gives the forecast for the development of this market segment in the near future (development, improvement, innovation).

В статье рассмотрены вопросы развития электронной торговли в сфере сбыта ювелирных изделий в РФ, выявлены особенности функционирования данной сферы, определены потенциальные возможности роста интернет-продаж ювелирного рынка. Электронная торговля рассмотрена как новый канал сбыта для производителей, как крупных, так и мелких компаний, сделан прогноз по развитию данного сегмента рынка на ближайшее время (развитие, совершенствование, инновации).

Key words: the Internet-sale, jewelry, online purchase, manufacturers of jewels, electronic payments, a site, retail sales-wholesale

Ключевые слова: интернет-продажа, ювелирные украшения, онлайн покупка, производители ювелирных изделий, электронные платежи, сайт, рознично-оптовая продажа

На данном этапе развития рынка ювелирных изделий в России появился новый вид продаж — интернет-продажи. Хотелось бы рассмотреть этот вид сбыта продукции более подробно, т. к. интернет-продажи набирают большие обороты в продаже ювелирными изделиями в России. Рынок сбыта продукции через Интернет можно назвать самостоятельным сегментом рынка. В последнее время его популярность растет как среди покупателей, так и среди компаний. Секрет подобного успеха — это простота: покупать и продавать через Интернет действительно легко и выгодно.

Покупателям удобнее заказывать продукцию через Интернет, потому что это не требует времени на походы по магазинам.

Интернет-продажи стали удобным сбытовым каналом для производителей: теперь можно не арендовать дорогие помещения для магазинов, за счет этого снижаются цены на това-

ры, компании избегают затрат на содержание магазина и связанных с ним расходов на аренду, страховку и оплату коммунальных услуг, следовательно, для компаний, занимающихся производством и торговлей ювелирными изделиями, интернет-магазин является одним из наиболее перспективных способов ведения и развития бизнеса, снижения накладных расходов и увеличения прибыли.

Объем продаж драгоценностей через Интернет, по данным международного журнала «Алмазы и золото России», составляет около $2,1 млрд или 3,5% от общего объема продаж украшений, равного $60 млрд в год.

Еще несколько лет назад покупатели не были уверены в том, стоит ли воспользоваться возможностью делать покупки через интернет-магазины. Это в основном касалось ювелирных изделий с алмазами, которые клиенты предпочитали подержать в соб-

ственных руках и после этого принимать решение о покупке.

Результаты исследования показали, что Интернет стал наиболее предпочтительным способом поиска клиентов для совершения ими покупки (80% потребителей предпочитают этот способ всем другим). Согласно этим же исследованиям, Интернет и электронная почта являются для фирм, торгующих предметами роскоши, наилучшими способами предложить свои товары и услуги состоятельным людям.

Рынок интернет-продаж в России устойчиво растет и развивается. По прогнозам экспертов, через два года объемы интернет-торговли в нашей стране вырастут втрое.

Как говорят специалисты, большинство российских интернет-пользователей совершают онлайн-покупки для экономии времени. На второе место они ставят такое преимущество интернет-магазинов как услуга доставки на дом, на третье — уникальность товаров, возможность приобретать новинки и лишь потом отмечают более низкие цены по сравнению с обычными магазинами.

К преимуществам интернет-продаж ювелирных изделий можно отнести следующие: высококачественные фото, которые предлагает ювелирный интернет-магазин, позволяют внимательно рассмотреть ювелирные изделия, при необходимости — даже в увеличенном виде. Существует много технологий, которые позволяют значительно снизить разницу между реальной и виртуальной покупкой: это и демонстрирующие продукт видеоролики, и 3D-моделирование, и возможность с помощью специальных видео-инструментов показать, как изделие будет выглядеть на потенциальном покупателе (эти технологии используются не во всех интернет-магазинах, особенно в России, в связи с дороговизной этих технологий и малой информированностью участников рынка). Интернет-магазин украшений работает 365 дней в году, 24 часа в сутки. Возможность в спокойной обстановке подумать, посоветоваться с членами семьи, правильно оценить собственные финансовые возможности, — все это делает покупку ювелирных изделий более простой и приятной.

При организации интернет-магазина большое внимание уделяется оформлению сайта (удобство навигации по поиску товара, прозрачность по процедуре заказа). При формиро-

вании каталога основное внимание уделяется имиджевой составляющей, яркой подаче, запоминающемуся стилю. Важно учитывать особенности потенциальных покупателей — всех покупателей можно разделить на несколько групп в зависимости от возраста, дохода и жизненных предпочтений.

По данным исследования банка Cetelem, Россия наряду с Чехией и Словакией входит в тройку европейских стран с наибольшим потенциалом роста интернет-продаж — в них наибольший уровень покупательского спроса, а также самый высокий уровень намерений экономить благодаря покупкам через Интернет. Эксперты предполагали, что до конца 2010 года рост рынка интернет-продаж в России составит 317% (в 2006 году в стране через сеть было продано товаров на 5,3 млрд евро).

Если сравнивать ювелирный интернет-рынок с развитым в сети рынком, допустим, мобильной связи (192 компании в каталоге Яндекса против 823), становится ясно, сколько еще нереализованных возможностей предоставляет этот сегмент. При этом потребительский спрос на услуги растет — за месяц запрос «ювелирный магазин» вводился 34 965 раз, «ювелирные изделия» — 39 833 раза. С другой стороны, есть и «низкочастотные» запросы, вроде «купить кольцо» или «купить бриллианты» — 3 455 и всего 502 запроса за месяц. Из этого можно сделать определенные выводы о проблемах и сложностях, с которыми сталкиваются интернет-продавцы ювелирных изделий. Отметим, что в глобальной поисковой системе Яндекс сейчас 11 481 интернет-мага -зинов, Майл.Ру предлагает по аналогичному запросу 9 526 интернет-магазинов.

Ярким примером успешного продвижения интернет-продаж на российском рынке стала компания «Русская огранка». В начале октября 2009 года компания запустила собственный ювелирный проект, рассчитанный на внутренний рынок. Разработана специальная классическая коллекция, которая продается под брендом «Кристалл» через Интернет. В 2010 году через сайт компании было продано неоправленных камней почти на миллион долларов. Покупатели — частные лица и небольшие ювелирные фирмы. Средний чек — около $1000 за камень, средняя размерность — 0,4 карата. Эти данные в принципе позволяли до кризиса оценить емкость внутреннего рынка ювелирных изделий с камнями примерно в $10 млн.

Электронная торговля как специфический канал сбыта ювелирной продукции: российский.

Сейчас, конечно, этот прогноз должен быть серьезно скорректирован.

Уже не первый год законодателями обсуждается введение лицензирования российских интернет-магазинов, это повысит уровень доверия потенциальных покупателей к интернет-торговле.

В виртуальном пространстве должны выполняться все условия, которые государство предъявляет к торговле в «реальном» мире. Регистрация юридического лица, чек, договор, накладные, — словом, все, как в обычном магазине.

Приведем несколько примеров наиболее популярных российских интернет-магазинов:

• http://www.gold4u.ru/ — крупнейший российский ювелирный интернет-магазин, предлагающий ювелирные изделия российских и иностранных производителей с очень большим разнообразием. В этом магазине представлены изделия нескольких поставщиков, однако большая часть коллекции произведена московской ювелирной фабрикой «Лукас М» (www. lucas-m. ru) [февраль 2010];

• http://www.olin.ru/ — один из самых посещаемых интернет-магазинов. Широкий выбор товаров, система скидок на OLIN. RU может достигать 8%. Посетитель магазина может сам стать дизайнером своего ювелирного украшения. На сайте в разделе «Собери букет» есть возможность собрать собственный букет природных самоцветов, ограненных фирмой Signity [февраль 2010];

• http://www.fashiongold.ru/ — в этом интернет-магазине могут выполнить заказ на изготовление ювелирных изделий не только для частных лиц, но и для организаций, в том числе с использованием фирменной символики организации и ее логотипа [февраль 2010];

• http://www.oromio.ru/ — интернет-магазин Oromio находится в ювелирном центре «Голден Гросс». Это коммерческий проект ООО «Сильверлэнд», которое является производителем, импортером и официальным представителем в Интернете ряда российских и зарубежных фирм, занимающихся производством и реализацией ювелирных украшений и часов [февраль 2010];

• http://www.kupizoloto.ru/ — в полной мере этот сайт нельзя назвать интернет-магазином. Скорее, это виртуальная площадка для производителей и торговли, объеди-

нившая на одном ресурсе ссылки на завод-производитель, либо на торговую организацию [февраль 2010]; • http://www.gold-mix.ru/ — интернет-магазин «Gold-mix» создан в 2006 году на базе существующей торговой компании «Амаль-гамма». При получении заказа, оплаченного организацией через расчетный счет, необходимо иметь доверенность от организации и паспорт лица, которому доверенность выдана [февраль 2010]. Приобретая продукцию в интернет-магазинах, посетитель интернет-магазина должен убедиться, что владельцем сайта является за-регистирированное в органах власти юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, что есть юридический адрес, куда, в случае возникновения проблем, можно обратиться, все эти данные указываются в свидетельстве о постановке на специальный учет, выданное Российской Государственной Пробирной палатой, дающем право заниматься интернет-продажами ювелирных изделий.

Правильная работа интернет-магазина должна заключаться в следующем:

— обязательное наличие всех необходимых документов для осуществления торговли ювелирными изделиями;

— оперативное выполнение заказа;

— оптимальное соотношение цены и качества;

— удобная для покупателя система оплаты;

— широкий ассортимент и наилучший уровень качества товара;

— индивидуальный подход к каждому клиенту;

— конструктивность и оперативность в решении возникающих вопросов;

— система накопительных скидок;

— подарочная упаковка.

Российское законодательство предполагает определенные меры для регулирования проводимой в интернете коммерческой деятельности, и надо заметить, что государство старается развить и усовершенствовать соответствующую правовую базу. На виртуальную торговлю распространяются законы защиты прав потребителей. Более того, в ноябре 2004 года Госдума одобрила во втором чтении поправки к закону «О защите прав потребителей», согласно которому потребительские права интернет-покупателей защищены введенной в закон статьей «дистанционный способ продажи товара».

Таким образом, владелец интернет-магазина должен представить покупателю полную ин-

формацию об основных потребительских свойствах товара, его цене, порядке доставки, оплате товара и сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Даже при немотивированном отказе потребителя от товара продавец должен в течение десяти дней возвратить ему уплаченные деньги, из которых, впрочем, имеет право вычесть собственные расходы на доставку возвращенного товара от потребителя на свой склад, но не более этого. В случае предоставления некачественного товара покупатель сможет потребовать заменить товар или вернуть деньги, а заодно и предъявить иск в суд о возмещении ему морального вреда. В такой ситуации для владельцев интернет-магазинов становится необходимым при заключении сделки с клиентом составлять договор, в котором будут определены все условия покупки, гарантии и методы решения вероятных споров, а так же форс-мажорных ситуаций. Одновременно подобный электронный договор должен служить российскому покупателю онлайн магазинов гарантией заключаемой сделки и возможностью в суде отстаивать свои права.

На примере Diamond Exchange можно проследить, что магазины и сами пытаются создать для покупателей выгодные и безопасные условия для покупки заинтересовавшего их товара: австралийская компания Diamond Exchange Ltd, занимающаяся розничной продажей бриллиантов через Интернет, предложила новую систему, которая, как заявляют ее авторы, позволит обезопасить покупателей и дилеров от бриллиантов с подложными сертификатами. Если верить пресс-релизу компании, то новый способ идентификации сертификатов сделает их подделку невозможной, — сообщает IDEX Online.

Технология, которую, как говорится в релизе, «невозможно взломать», базируется на имплантации в защищаемый объект нано-частиц со встроенным в них на молекулярном уровне идентификационным кодом. Уникальная комбинация молекулярного кода и нано-частиц позволяет встраивать код практически в любые объекты, в том числе в документы, а затем идентифицировать их с помощью спектрального анализа. Эта технология сочетается с двухмерным штриховым кодированием, обеспечивающим до 32 трлн комбинаций. Она имеет преимущество по сравнению с аналогичными по области применения радиочастотным идентификаторам (RFID) благодаря большей информационной емкости.

На рынке бриллиантов такая технология может быть использована для обеспечения подлинности документов — геммологических сертификатов и сертификатов Кимберлий-ского процесса. Потенциальными пользователями технологии смогут стать производители дорогостоящих ювелирных изделий. Скрытый в документах штрих-код можно будет прочесть лишь специальным считывающим устройством, что обеспечит дополнительный уровень безопасности.

Еще одним фактором, повлиявшим на рост продаж ювелирных изделий с бриллиантами через Интернет, является резкое увеличение использования широкополосной сети (braadband — широкополосная сеть — технология, способная обеспечить одновременную передачу голоса, данных, видео; обычно это осуществляется путем мультиплексирования с разделением частот) [7]. Данная технология позволяет демонстрировать более качественные изображения товаров. Это, в свою очередь, дает потребителю уверенность в покупке, потому что он имеет возможность лучше рассмотреть то, что получит за свои деньги. Использование широкополосной сети позволяет потребителям «путешествовать» по сайтам намного быстрее, чем во времена более медленного Интернета с использованием коммутируемой линии. Имея возможность быстро переходить с одного сайта на другой и перемещаться внутри сайтов, потенциальные клиенты способны быстрее принимать обоснованные решения.

Для более успешной торговли интернет-магазины разработали несколько вариантов оплаты, для того чтобы каждый покупатель смог оплатить товар тем способом, какой ему более удобен.

Как правило, ювелирные интернет-магазины предлагают следующие варианты оплаты заказа:

1) оплата наличными курьеру: оплата товара и доставки производится курьеру наличными, в рублях, после осмотра доставленного товара и знакомства с сопроводительными документами;

2) оплата кредитной картой (VISA International, Mastercard International, Diners Club International и JCB International, American Express), как правило, осуществляется с использованием платежной системы Cyberplat. Возможен вариант, когда сотрудники выезжают по адресу клиента со специальным оборудованием, позволяющим

Фискальный мониторинг как информационная база налогового регулирования

проводить операции с банковскими карточками. Кстати, предусмотренная в некоторых онлайновых торговых точках оплата по кредитной карте в определенной мере играет роль страховки;

3) оплата путем банковского перевода: можно оплатить заказ в отделении Сбербанка России. Оплата заказа путем банковского перевода осуществляется только после согласования с менеджером стоимости заказа и доставки. На адрес электронной почты или по факсу высылается квитанция, оплатить которую можно в любом отделении Сбербанка РФ. Важно обратить внимание на то, что при осуществлении переводов банк может взимать комиссию, размер которой необходимо уточнить в отделении банка;

4) оплата может производиться в офисе компании.

Однако в РФ система электронных платежей развита слабо. Цифровая подпись только начинает внедряться. Системы электронных платежей предусматривают взимание комиссии. При этом большими суммами при отсутствии законодательства, регламентирующего данную область взаимоотношений между продавцом и покупателем, покупатель вряд ли будет рисковать. К сожалению, пока организация мгновенной оплаты товаров и услуг с помощью web-money — не только сложная техническая задача, но и сложная юридическая проблема, поэтому практически никто из ювелирных интернет-магазинов не использует этот вид платежей.

Литература

1. www.assay.ru (Дата обращения: 10.02.2010)

2. www.fashion-site.com (Дата обращения: 10.02.2010)

3. www.jewellerynews.ru (Дата обращения: 15.03.2010)

4. www.juvelinet.ru (Дата обращения: 20.01.2010)

5. www.rusjc.ru (Дата обращения: 20.01.2010)

6. www.web-mark.ru (Дата обращения: 20.01.2010)

7. Белянина Н.В., Корнеева Е.В. Разработка структуры и оценка эффективности функционирования телекоммуникационной системы // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. № 4. С. 75—80.

УДК 336.2

ФИСКАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ

КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА НАЛОГОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

I Егорова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, egelni@yandex.ru, I ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

The article discusses the need for fiscal monitoring to determine the estimates of tax capacity and fiscal management services, as well as the introduction of the Tax passport region, which will serve as the database of tax regulation. An algorithm for estimating the fiscal impact is considered.

В статье рассматривается необходимость осуществления фискального мониторинга для определения оценки налогового потенциала и налогового регулирования сферы услуг, а также введение Налогового паспорта региона, который послужит информационной базой налогового регулирования. Рассмотрен алгоритм оценки показателя фискальной результативности.

Key words: fiscal monitoring, fiscal management, fiscal performance

Ключевые слова: фискальный мониторинг, налоговое регулирование, фискальная результативность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.