Научная статья на тему 'Электронная текстовая культура как условие формирования «Квантового» мышления'

Электронная текстовая культура как условие формирования «Квантового» мышления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
86
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текстовая культура / научная риторика / критическая установка / клипо-вое мышление / квантовое мышление / научно-популярный текст / научный текст / textual culture / scientific rhetoric / critical attitude / clip thinking / quantum thinking / popular scientific text / scientific text

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ольга Александровна Шапиро

Доклад посвящен взаимосвязи между трансформацией научно-популярного текста и ти-пом мышления, который формируется у его адресата. Исходя из существующих исследований трансформации текстовой культуры и истории аргументации, автор выдвигает гипотезу, что переход к электронной текстовой культуре влияет не только на содержательные характеристи-ки текстов, но и на специфику когнитивной деятельности субъекта. Это влияние реализуется в нескольких ключевых этапах: 1) клиповая культура влияет на формирование высших психиче-ских функций, и, в частности, формирует «клиповый» тип восприятия; 2) электронный текст, в том числе научно-популярный, конструируется с учетом этой особенности восприятия, и та-ким образом закрепляет ее; 3) «клиповое» восприятие приводит к формированию «квантовой» установки мышления, которая характеризуется нечувствительностью к противоречиям, неди-стрибутивностью рассуждений и зависимостью от факта наблюдения за субъектом когнитив-ной деятельности. При исследовании этой динамики автор обращается к методологии научной риторики, предложенной А. Гроссом, Дж. Харманом и М.Рейди для анализа развития жанра научной статьи, а также к эмпирическому исследованию с целью выявления прагматического потенциала текстов электронной текстовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC TEXTUAL CULTURE AS A CONDITION OF QUANTUM THINKING FORMING

The report is dedicated to the connection of popular scientific text transformation and thinking type, which is shaped by its addressee. Based on existing research of textual culture transformation and history of argumentation, the author hypothesizes, that transition to the electronic textual culture influence not only text substantial characteristics, but also specific of subject’s cognitive activity. The influence is realized with a few key stages: 1) clip culture influences higher psychical functions form-ing, and shapes clip type of perception; 2) electronic text (including popular scientific text) is con-structed given this perception feature and thus confirms it; 3) «clip» perception leads to «quantum» at-titude forming, which is insensitive to contradictions, obeys distributive axiom in reasoning and de-pends of the fact of cognitive activity subject observation. During this dynamics research the author takes methodology of a scientific rhetoric, which is proposed by A.G.Gross, J.E. Harmon and M.S. Reidy for the genre of scientific article development analysis; and also makes an empirical research for texts of electronic text culture pragmatic potential detection.

Текст научной работы на тему «Электронная текстовая культура как условие формирования «Квантового» мышления»

зывание, претендующее на коммуникативную ценность, должно предполагать сужение зоны циркуляции, -замедление, а не ускорение. Эти качества можно наблюдать в проекте #колонка, который обращен скорее к потоку сингулярностей, сознательной невоспроизводимости и немотивированной трате, чем к созданию моделей тиражируемого взаимодействия.

Литература

1. Гройс, 2016 - Гройс, Б. Конец общности. Борис Гройс о необходимости одиночества и рефлексии в искусстве. Беседа с Борисом Клюшниковым. 2016. URL: https://syg.ma/@inmssia/komets-obshchnosti-boris-grois-o-meobkhodimosti-odinochiestva-i-rieflieksii-v-iskusstvie

2. Деланда, 2018 - Деланда, М. Новая философия общества: Теория ассамбляжей и социальная сложность. Пермь: Гиле Пресс, 2018.

3. Кандинский, 1989 - Кандинский, В. О духовном в искусстве (Живопись). Ленинград, 1989.

4. Пастуро, 2017 - Пастуро, М. Черный. История цвета / пер. с фр. Н. Кулиш. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

5. Симонова, 2008 - Симонова, В.В. Холодный ноктюрн: антропология ночи эвенкийской деревни // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 4.

6. Фиртич, 2011 - Фиртич, Н.Г. Свет и Тьма: К духовному видению цвета у Василия Кандинского и Казимира Малевича // Цвет в искусстве авангарда. Матер. междун. научной конференции. СПб.: ГМИ, 2011.

7. Хаким-Бей, 2002 -Хаким-Бей. Хаос и анархия. Революционная сотериология. М.: Гилея, 2002.

8. Bollen, 2012 - Bollen, K. Guerrilla Warriors on the Brooklyn Bridge: A Case Study of the Unbearables' Poetic Terrorism (1994-2000). Zeitschrift für Anglistik und Amerikanistik (ZAA). 60.2 (2012): 155-172.

УДК 165.021

ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕКСТОВАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «КВАНТОВОГО»

МЫШЛЕНИЯ36

Ольга Александровна Шапиро

Кандидат философских наук, доцент Воронежский государственный университет

Доклад посвящен взаимосвязи между трансформацией научно-популярного текста и типом мышления, который формируется у его адресата. Исходя из существующих исследований трансформации текстовой культуры и истории аргументации, автор выдвигает гипотезу, что переход к электронной текстовой культуре влияет не только на содержательные характеристики текстов, но и на специфику когнитивной деятельности субъекта. Это влияние реализуется в нескольких ключевых этапах: 1) клиповая культура влияет на формирование высших психических функций, и, в частности, формирует «клиповый» тип восприятия; 2) электронный текст, в том числе научно-популярный, конструируется с учетом этой особенности восприятия, и таким образом закрепляет ее; 3) «клиповое» восприятие приводит к формированию «квантовой» установки мышления, которая характеризуется нечувствительностью к противоречиям, недистрибутивностью рассуждений и зависимостью от факта наблюдения за субъектом когнитивной деятельности. При исследовании этой динамики автор обращается к методологии научной риторики, предложенной А. Гроссом, Дж. Харманом и М.Рейди для анализа развития жанра научной статьи, а также к эмпирическому исследованию с целью выявления прагматического потенциала текстов электронной текстовой культуры.

Ключевые слова: текстовая культура, научная риторика, критическая установка, клиповое мышление, квантовое мышление, научно-популярный текст, научный текст.

ELECTRONIC TEXTUAL CULTURE AS A CONDITION OF QUANTUM THINKING FORMING

Olga Alexandrivna Shapiro

PhD in Philosophy, Associate Professor Voronezh State University

The report is dedicated to the connection of popular scientific text transformation and thinking type, which is shaped by its addressee. Based on existing research of textual culture transformation

36 Исследование выполнено в рамках поддержанного федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" гранта №ВГ-25/18

and history of argumentation, the author hypothesizes, that transition to the electronic textual culture influence not only text substantial characteristics, but also specific of subject's cognitive activity. The influence is realized with a few key stages: 1) clip culture influences higher psychical functions forming, and shapes clip type of perception; 2) electronic text (including popular scientific text) is constructed given this perception feature and thus confirms it; 3) «clip» perception leads to «quantum» attitude forming, which is insensitive to contradictions, obeys distributive axiom in reasoning and depends of the fact of cognitive activity subject observation. During this dynamics research the author takes methodology of a scientific rhetoric, which is proposed by A.G.Gross, J.E. Harmon and M.S. Reidy for the genre of scientific article development analysis; and also makes an empirical research for texts of electronic text culture pragmatic potential detection.

Keywords: textual culture, scientific rhetoric, critical attitude, clip thinking, quantum thinking, popular scientific text, scientific text.

Научное знание репрезентировано во множестве разноплановых текстов, формат которых менялся, следуя за развитием технологий. Однако только ли внешний вид, да еще принятая в конкретную историческую эпоху стилистика трансформируются с возникновением новых технологий?

Сегодня очевидно, что ответ на этот вопрос - отрицательный: смена текстовой культуры имеет множество импликаций. Наиболее известны в этой области исследования М. Маклюэна, связывающего развитие технологии с трансформацией человека - в том числе, со спецификой человеческого восприятия и его телесностью [Маклюэн, Фиоре, 2012; Маклюэн]. Исследования в области истории научной аргументации С. Тулмина [Toulmin, 2003] и С.С. Гусева [Гусев, 2015] демонстрируют, что содержательные характеристики текстов изменяются если не по причине, то по крайней мере одновременно с трансформацией публикационной технологии. Однако большая часть исследований подобного рода останавливается на «эпохе Гутенберга»; электронная текстовая культура удостаивается лишь небольших параграфов и представляет собой terra incognita в этом смысле. Противоположную ситуацию мы видим в исследованиях лингвистов и филологов: стилистика виртуальной коммуникации является сегодня популярным предметом исследований; всевозможные чаты, форумы и социальные сети оказываются щедры на яркие примеры для эмпирического анализа. Я буду иметь ввиду полученные в этой области результаты, однако буду подходить к анализу научного текста в рамках электронной текстовой культуры с позиций современной риторики науки; в частности, я буду использовать методологию А. Гросса, Дж. Хармона и М. Рейди, предлагающих оценивать трансформацию текста на основании трех его базовых параметров: стилистики, презентации и аргументации [Gross, Harmon, Reidy, 2002].

Я полагаю, что очередная смена типа текстовой культуры (от печатной к электронной) привела к трансформации не только способов фиксации и трансляции результатов научных исследований, но и к смене типа восприятия и мышления адресата научного и научно-популярного текста, а это требует теперь и подстройки самих текстов под указанные изменения.

Традиционно принято выделять два базовых типа мышления на основании доминирующей установки мыслящего субъекта: критический и догматический (см., напр., [Сорина, 2003]). При этом полагается, что научная деятельность требует, как условие своей успешной реализации, наличие у ученого критической установки; эта же критическая установка необходима для адекватного понимания научного текста и формируется, в том числе, благодаря восприятию текстов учебных и научно-популярных.

Сегодня в литературе все чаще встречаются термины «клиповое мышление» и «квантовое мышление». Я полагаю, что эти термины - различные названия одного и того же феномена; путаница в терминологии связана с тем, что при характеристике клипового и квантового типа мышления обращают внимание на разные их аспекты: «клиповость» является фактически состоянием восприятия, тогда как «квантовость» связана с особенностями рассуждения и принятия решений. Здесь я буду обращать внимание на клиповые характеристики адресата современного электронного текста. Я хочу показать, каким образом такое клиповое мышление формируется в результате возникновения электронной текстовой культуры и коммуникации, и что происходит с текстом (в том числе - научным), если его автор обращается к носителю «квантового» мышления.

Э. Тоффлер впервые начинает использовать термин «клиповость» по отношению к современной культуре; но достаточно быстро эпитет «клиповость» начинают применять по отношению к сознанию и/или мышлению. Клиповая культура представляет собой мозаику, коллаж из разнородных фрагментов, быстро сменяющих друг друга. Такая организация информационного потока предполагает постоянное переключение внимания между разнородными объектами, без возможности сопоставить между собой различные фрагменты информации или серьезно обдумать их возможные следствия. При этом в виртуальном пространстве внимание переключается непроизвольно, под воздействием внешних факторов - преимущественно рекламных баннеров и гиперссылок (если говорить о ресурсах типа сайтов-визиток); или же предлагает сразу ленту, состоящую из несвязанных между собой фрагментов (социальные сети, новостные ресурсы и пр.). Короткие блоки сообщений, между которыми читатель непрерывно переключает внимание, блокируют формирование устойчивого навыка удержания произвольного внимания, а также и привычку сопоставлять поступившую информацию. В результате произвольное внимание не формируется или разрушается, что в крайнем случае приводит к «болезни нашего времени» - СДВГ, но чаще просто к неспособности восприни-

мать длинные тексты и сложную аргументацию.

Сформировав своего читателя, текстовая культура теперь должна учесть его специфику при создании новых текстов. «Пионерами» в понимании того, что тексты теперь нужно писать по-новому, оказались маркетологи, создавшие понятие «продающий текст». Этот текст обладает целым рядом характеристик; среди них:

- необходимость формулирования «зазывного» заголовка;

- использование коротких лингвистических структур (предложений, абзацев);

- графическая организация текста (использование иллюстраций, различных шрифтов, маркированных списков);

- выделение и/или повторение ключевых положений текста.

Все эти техники призваны в том числе удержать внимание адресата (конечно, я привожу здесь далеко не полный список). При этом предполагается, что тексты, не соответствующие указанным требованиям, вообще не будут читаться (речь идет уже не только о текстах, целью которых являются продажи). Можем ли мы предположить, что научный текст со временем так же обретет форму текста продающего?

Эмпирические исследования демонстрируют, что по крайней мере научно-популярные тексты сегодня уже конструируются по тем же «продающим» принципам (см. [Рыскельдиева, 2018, с. 193 -204]). Анализируя их на основании базовых параметров - стилистики, презентации, аргументации - с позиций выявления прагматической стороны текста (в семиотическом понимании термина «прагматика»), мы обнаруживаем, что адресат текста реагирует сегодня не столько на аргументацию, сколько на специфику презентации. Т.е. текст должен убедительно «выглядеть» - а не убеждать рационально. Примеры написанных соответствующим образом текстов сегодня представляют основную часть контента научно-популярных ресурсов (например, среди русскоязычных ресурсов мы можем назвать ПостНауку, Syg.ma, N+1 и пр.).

Казалось бы, это закономерный ответ на вызовы современности, когда авторы учитывают в своих текстах когнитивные особенности адресата. Однако научно-популярный текст, в отличие от текста развлекательного, несет в себе важную функцию формирования у своего адресата критической установки и научного типа мировоззрения. Научно-популярный текст электронной текстовой культуры, похоже, эту функцию оставляет без внимания, а вместо критической установки способствует формированию установки «квантовой», среди характерных особенностей которой - отсутствие потребности во внутренней непротиворечивости системы знания, недистрибутивность рассуждений (в частности, в ситуации принятия решений) и зависимость стратегий когнитивного поведения от факта наблюдения за субъектом мыслительной деятельности [Busemeyer, Bruza, 2012].

Таким образом, клиповая культура формирует клиповый тип восприятия; этот тип восприятия влияет на специфику создаваемых текстов, которые в свою очередь провоцируют возникновение квантового типа мышления.

У этого процесса есть отдаленные следствия. Непротиворечивость системы знаний лежит не только в основании и догматического, и критического типа мышления (в первом случае любая «входящая» информация сопоставляется с имеющейся догмой на предмет непротиворечивости; во втором случае при получении новых данных проводится ревизия всей системы знания с целью выявления ошибок и неточностей): логический закон противоречия является основанием дедукции как способа рассуждения. При отказе от него необходимо отказаться и от дедуктивных способов обоснования знания, на которых сегодня зиждется наука. Соответственно, возникает проблема трансляции научного знания адресату с «квантовой» установкой.

Напоследок хочу отметить, что собственно научный текст на сегодняшний день еще не претерпел столь серьезных изменений. Единственным симптомом «клиповости» в нем, по-видимому, можно считать гиперссылки. Но научный текст более консервативен, нежели научно-популярный, по причине его жесткой формализации, поэтому его электронная репрезентация пока что является скорее простым дублем печатной версии. Учитывая тот факт, что научный текст в узком смысле этого слова возник в эпоху Гутенберга, т.е. еще не переживал смену типов текстовых культур, сложно строить какие бы то ни было футурологические прогнозы на его счет.

Литература

1. Гусев, 2015 - Гусев С.С. Рациональность: истоки и эволюция // Философские науки. 2015. № 5. С. 42-50.

2. Маклюэн, 2015 - Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2015. 443с.

3. Маклюэн, Фиоре, 2012 - Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. М.: АСТ; Астрель, 2012. 219с.

4. Рыскельдиева, 2018 - Рыскельдиева Л.Т. Коммуникация и смысл в текстовой культуре / Л.Т. Рыскельдиева, О.В. Зарапин, О.А. Шапиро, Е.Г. Шкорубская. Симферополь: Ариал, 2018. 276 с.

5. Сорина, 2003 - Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.

6. Busemeyer, Bruza, 2012 - Busemeyer J.R., Bruza P.D. Quantum Models of Cognition and Decision. - New York: Cambridge University Press, 2012. - 407 p.

7. Gross, Allan, Harmon, Joseph, Reidy, Michael, 2002 - Gross, Allan G., Harmon, Joseph E., Reidy, Michael S. Communicating Science: The Scientific Article from the 17th Century to the Present. New York: Oxord University Press, 2002. 267p.

8. Toulmin, 2003 - Toulmin S. Return to reason. Harvard University Press, 2003. 243 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.