ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ОФИЦИАЛЬНОГО УВЕДОМЛЕНИЯ
А.В. Ганеева, студент Е.Ю. Семенова, старший преподаватель Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-3-245-248
Аннотация. Актуальной задачей законодателей на современном этапе развития правовой системы является выработка нового взгляда на электронную систему официального уведомления. Целью работы является анализ гражданского процессуального законодательства и нормативных правовых актов, способных разрешить правовые пробелы установления подлинности документа, а также предоставление доказательственной базы, что адресат действительно получил направленный ему документ. Исследование позволило выявить: использование электронных документов строится на принципах доступности и мобильности, что способствует, сравнительно с бумажным процессом, уменьшению сил и затрат на передачу данных.
Ключевые слова: закон, официальные уведомления, гражданское судопроизводство, передача информации, юридическая сила документа.
Развитие человеческого общества, появление технических средств и технологий неизбежно влекут за собой возникновение новых видов преступных деяний, что приводит к значительному увеличению количества рассматриваемых судами общей юрисдикции гражданских дел. Поэтому главной задачей законодателя является упрощение процедуры извещения граждан, а также снижение бремя бюджетных расходов на почтовую пересылку судебных уведомлений, поскольку юристы и иные заинтересованные лица в большинстве случаев допускают ошибки в документах, влекущие дополнительные денежные расходы [1].
В сфере развития правовой системы, появляются предпосылки актуального на сегодняшний день электронного оборота документов. Данные преобразования имеют безусловный приоритет, поскольку это зависит, в первую очередь, от быстро-ты передачи информационного материала, уменьшения время на их сортировку и транспортировку, а также удобства в сфере хранения и легкость исправления орфографических и арифметических ошибок.
Электронная система официального уведомления - это совокупность официальных правовых средств, направленных на уведомление получателя о категории и
назначения отправления, а также на предоставление сопутствующей информация в целях осуществления справедливого правосудия, и соблюдения законных прав и свобод субъектов гражданского процесса [2].
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ): лица, участвующие в деле, а также лица, содействующие справедливому рассмотрению и правильному разрешению спора, могут вызываться в суд как почтовым отправлением на бумажном носителе, так и путем средств электронной и телефонной связи, обеспечивающих доставку исключительно адресату. Доминирующей особенностью такой альтернативности служит обязанность суда в срок, установленный законодательством, уведомить гражданина об официальной информации, служащей основанием, например, для обжалования судебных актов.
На практике возникают непредвиденные обстоятельства отправки уведомления на бумажном носителе адресату. Так, например, Сарапульский городской суд Удмуртской Республики рассмотрел дело об отмене незаконного и необоснованного постановления в отношении Нурмухаме-тов Р.Н, поскольку истец о времени и ме-
сте рассмотрения дела надлежащим образом не извещался [3]. В данном случае, из-за отсутствия почтового ящика, сотрудник почты не смог доставить вверенную ему судебную повестку и копию решения суда, что привело:
1) к пропуску процессуальных сроков для обжалования судебных актов;
2) к денежным расходам на их судебное восстановление и обжалование;
3) к нарушению конституционных прав граждан на справедливое и правильное рассмотрение дела.
Таким образом, введение электронной системы официального уведомления позволяет оптимизировать работу судов, ускоряя рассмотрение дел при помощи более эффективной реализации прав лиц, участвующих в деле, что сокращает случаи уклонения от получения ответчиками су-дебных уведомлений с целью затягивания процесса, а также минимизирует расходы сторон на судебную защиту.
Однако, несмотря на положительные аспекты электронного преобразования, стоит отметить, что база данных находится во всемирной компьютерной сети «Интернет», что является небезопасным местом для сведений особой важности. Более того, затруднительно становится установить подлинность документа, а также с практической точки зрения обременительно доказать, что адресат действительно получил направленный ему документ. Поэтому законодатель на современном этапе развития правовой системы регулирует актуальный вопрос, связанный с повышением эффективности и удобства передачи немаловажной информации между субъектами гражданского процесса по электронной системе [4].
Проблематичным аспектом является идентификация отправителя информационного сообщения по электронной системе. В данном случае, следует, в первую очередь, установить полномочия отправителя на передачу адресату документов, а во-вторых, установить аутентичность непосредственного электронного сообщения. Решением проблемы служит введение Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ электронной подписи, направлен-
ной на утверждение гражданско-правовых сделок, а также иных юридических функций, требующих определения лица, подписывающего информацию и отправляющего на электронный носитель [5].
На практике реализация данных положений вызывает серьезную дилемму. Так, Феодосийский городской суд Республики Крым рассмотрел дело о подделке официального документа. Бухгалтер Королева В.А. зарегистрировала на сайте поддельную подпись от имени директора, с целью дальнейшего использования [6]. Она получила сертификат ключей проверки электронной подписи указанного должностного лица, после чего с поддельной электронной подписью изготовила товарные накладные. В данном случае, следует отметить, что использование электронной подписи идентифицирует отправителя, однако законодательное регулирование не до конца соответствует современным эта-пам развития данных технологий, что подвергает небезопасному использованию информации особой важности.
В соответствии со статьей 71 ГПК РФ, письменные доказательства, относящиеся к фабуле дела и раскрывающие обстоятельства, имеющих значение для справедливого правосудия могут выполняться в виде цифровой записи и отправляться на электронные носители с использованием сети "Интернет". Тем самым, следует отметить, что полученная посредством электронной связи деловая корреспонденция может быть признана доказательством в суде.
Второй актуальной проблемой является установление факта доставки информации адресату, а также получение и прочтение содержимого на электронном носителе, что также является предпосылкой для возникновения конфликтных ситуаций. Так, статья 165.1 ГК РФ устанавливает порядок предоставления юридически значимых документов, как для отправителя, так и для адресата. Однако возникновение юридического факта и юридических последствий начинается с момента доставки значимого документа лицу, что является приоритетным фактором для отправителя: передать уведомления так, чтобы иметь на
руках неоспоримые доказательства доставки адресату [7].
Так, Апелляционный суд города Севастополя рассмотрел дело о не извещении Е.Д. о составлении протокола об административном правонарушении [8]. При этом судом правомерно отклонено как надлежащее извещение Е.Д. о совершении указанного процессуального действия посредством электронного уведомления, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что письмо с извещением успешно доставлено в адрес заявителя и адресат получил направленную ему информацию. При таких обстоятельствах сам по себе факт направления уведомления в адрес лица, привлекаемого к ответственности, не может свидетельствовать о его надлежащем уведомлении.
Решая проблему с повышением эффективности и удобства передачи немаловажной информации между субъектами гражданского процесса по электронной системе, стоит изменить базовую систему уведомлений на усовершенствованный и защищенный справочно-информационный интернет-портал Госуслуг. Во-первых, исключается проблема идентификации отправителя информационного сообщения, поскольку регистрация включает несколько этапов с обязательным подтверждением личности пользователя, что служит надёжным способом получения и хранения информации. Во-вторых, в соответствии с развитием современных технологий, портал постоянно дополняется и модернизируется, что приводит к комфорт-
третьих, интернет-портал напрямую связан с электронным адресом почты, что исключает потери актуальной информации, поскольку все заявления сразу отмечаются на двух платформах. Следует сказать, что предлагаемых изменений не будет достаточно для кардинальной смены ситуации данной категории споров. Но, тем не менее, эти меры смогут сбалансировать механизм защиты прав субъектов гражданского процесса при отправлении электронных уведомлений.
Таким образом, следует сказать, что электронная система официального уведомления имеет значительное преимущество перед бумажными носителями, поскольку главным фактором успешного рассмотрения дела служит - время, тем самым при уведомлении участника дела без привязки к какому-либо месту, он сможет моментально дать сопутствующий ответ и заблаговременно подготовиться к судебному производству. Ввиду кризисной ситуации в стране, значительно уменьшаются расходы на бумагу и подготовку огромного оборота документации, так как для отправки электронного уведомления требуется только надлежащее оборудование и, оформленная в соответствии с законодательством, электронная подпись. Однако правовое регулирование электронных уведомлений требует в соответствии с развитием современных технологий постоянного дополнения и модернизации законодательных актов, способствующих минимизировать разногласия между субъектами гражданского процесса.
ному использованию данной системы. В-
Библиографический список
1. Лебедев, М. Ю. Гражданский процесс: учебник для вузов. 10-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 431 с.
2. Решетникова, И. В. Гражданский процесс: учебник для среднего профессионального образования 2-е изд., перераб. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 272 с.
3. Решение Сарапульский городской суд Удмуртской Республики от 30 января 2020 г. по делу № 12-294/2019 // СПС Консультант Плюс
4. Ярков В.В. Гражданский процесс: учебник для студентов юридических высших учебных заведений. 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2021. - 721 с.
5. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим досту-па: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.03. 2021).
6. Постановление Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 января 2019 г. по делу № 1-29/2019 // СПС Консультант Плюс
7. Попов С.С. Система электронной подписи в современном документообороте // Молодой ученый. - 2019. - №6. - С. 86-88.
8. Решение Апелляционного суда города Севастополя от 3 августа 2020 г. по делу № 12-104/2020 // СПС Консультант Плюс
ELECTRONIC NOTIFICATION SYSTEM
A.V. Ganeeva, Student E.Yu. Semenova, Senior Lecturer Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. An urgent task of legislators at the present stage of the development of the legal system is to develop a new look at the electronic system of official notification. The purpose of the work is to analyze civil procedural legislation and regulatory legal acts that can resolve legal gaps in establishing the authenticity of the document, as well as searching for evidence that the addressee actually received the document sent to him. The study revealed that the use of electronic documents is based on the principles of accessibility and mobility, which contributes, compared with the paper process, to reducing the effort and cost of data transmission.
Keywords: law, official notices, civil proceedings, transfer of information, legal force of the document.