ТЕХНОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
УДК 35.078.3
Е.В. Глебова
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственной университет,
690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б
ЭЛЕКТРОННАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
В СИСТЕМЕ ФГИС «МЕРКУРИЙ»
С 1 января 2018 г. оформление ветеринарных сопроводительных документов на территории Российской Федерации производится только в электронной форме, создание, оборот и хранение которых осуществляется в ФГИС «Меркурий» - бесплатной автоматизированной информационной системой, специально созданной для отслеживания поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов. На сегодняшний день ФГИС «Меркурий» является надежным инструментом в борьбе с нелегальным и нерегулируемым промыслом водных биологических ресурсов.
Ключевые слова: ветеринарная сертификация, ФГИС «Меркурий», электронный сертификат, импортозамещение, фальсификация, водные биологические ресурсы.
E.V. Glebova
ELECTRONIC CERTIFICATION OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES IN THE SYSTEM OF FGIS «MERCURY»
Since January 1, 2018, registration of veterinary accompanying documents in the territory of the Russian Federation is carried out only in electronic form, the creation, circulation and storage of which is carried out in FGIS «MERCURY» - a free automated information system specially created for tracking goods under state veterinary supervision. To date, FGIS «MERCURY» is a reliable tool in the fight against illegal and unregulated fishing of aquatic biological resources.
Key words: veterinary certification, FGIS «MERCURY», electronic certificate, import substitution, falsification, water biological resources.
Моря являются богатыми природными сокровищами нашей страны и обеспечивают России возможность ежегодной добычи более 4 млн т водных биоресурсов. Рыбная и морская продукция становятся все более важной составляющей продовольственной безопасности страны и источником занятости для значительной части населения прибрежных субъектов [1].
Сегодня в условиях импортозамещения приоритеты отдаются отечественной рыбной продукции, вследствие чего усилия делового бизнес-сообщества и государства в настоящее время направлены именно в эту сторону, а именно, в сторону необходимости развивать рыбную промышленность, эффективно осваивать выделенные объемы добычи водных биоресурсов, обеспечивать качество и безопасность рыбной пищевой продукции.
Однако сделать это не так просто, особенно остро в этом ключе встает вопрос незаконного промысла в российских водах. На сегодняшний день согласно статистическим данным нерегулируемый промысел биоресурсов в денежном эквиваленте достигает 30 млрд руб. в год. Что объясняет рост процента фальсифицированной продукции, ставит под вопрос качество и безопасность рыбной пищевой продукции [2].
В создавшихся условиях законопослушному и добропорядочному предпринимателю конкурировать в такой нездоровой бизнес-среде становится все сложнее. Очевидным выходом в создавшейся ситуации стало внедрение на всех этапах добычи и переработки водных биоресурсов электронной ветеринарной сертификации и, как следствие, обеспечение полной прослеживаемости продукции от добычи ресурсов до готовой рыбной пищевой продукции на столах потребителей.
Ведение электронной ветеринарной сертификации на территории Российской Федерации регулируется следующими федеральными законам:
1. Федеральный закон от 28 февраля 2017 г., № 431-Ф3 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[3].
2. Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г., № 4979-1 «О ветеринарии» [4].
3. Федеральный закон от 13 июля 2015 г., № 243-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].
В качестве основных положений электронной ветеринарной сертификации следует отметить следующие:
- процедура ветеринарной сертификации является бесплатной;
- электронная ветеринарная сертификация в Российской Федерации осуществляется в единственной федеральной информационной системе (в настоящее время это ФГИС «Меркурий» - бесплатная автоматизированная информационная система, специально созданная для того, чтобы отслеживать поднадзорные государственному ветеринарному надзору грузы при их производстве, обороте и перемещении по территории Российской Федерации, оператором которой является Россельхознадзор);
- прослеживаемость на основе системы электронной ветеринарной сертификации должна состоять из совокупности сведений, находящихся в базах данных органов власти, иных уполномоченных органов и организаций, осуществляющих обмен данными в электронном виде при обращении продукции животного происхождения;
- доступ к сведениям о прослеживаемости, содержащимся в ФГИС «Меркурий», должен быть безвозмездным для всех операторов рынка продукции животного происхождения.
25 ноября 2015 г. между заинтересованными отраслевыми участниками был подписан меморандум «О стратегии развития системы электронной ветеринарной сертификации и обеспечения прослеживаемости и подконтрольных Государственному ветеринарному надзору товаров на территории Российской Федерации» (далее Меморандум), в котором Россель-хознадзор, Росрыболовство, отраслевые союзы и ассоциации АПК (Национальная мясная ассоциация, Ассоциация «Рыбопромышленный холдинг «Карат», Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» и др.), автономные некоммерческие организации (НО «Рыбный союз, АНО «Роскачество» и др.), участники оборота поднадзорной ветеринарной продукции (ООО «Русская рыбопромышленная компания», ЗАО «Русская рыбная компания» и др.) договорились об одинаковом понимании целей принципов и основ внедрения электронной сертификации в Российской Федерации. В состав вышеуказанных единомышленников вошли компании, обладающие от 30 % от общего объема квот на вылов биоресурсов, и многие другие участники рынка продукции животного происхождения [6].
Подписание подобного многостороннего соглашения показывает единство взглядов, позиций и наличие общей линии взаимодействия в вопросах, связанных с электронной ветеринарной сертификацией, что подтверждается содержанием самого документа, включающего цели и принципы внедрения электронной ветеринарной сертификации.
В качестве целей внедрения электронной ветеринарной сертификации, представленных в Меморандуме, следует отметить:
а) создание на основе федеральной государственной информационной системы электронной ветеринарной сертификации (далее - ФГИС) прослеживаемости происхождения и оборота продукции животного происхождения по принципу «от поля до прилавка»;
б) обеспечение приемлемого уровня биологической и пищевой безопасности на территории Российской Федерации;
в) повышение информированности приобретателей и потребителей и их достоверное и исчерпывающее информирование об основных свойствах и характеристиках пищевой и иной продукции животного происхождения на всех этапах её оборота и при реализации;
г) создание дополнительных возможностей, в том числе автоматизации контроля отдельных параметров деятельности операторов рынка, оказывающих влияние на обеспечение и/или подтверждения параметров (например, контроль беспрерывности холодильной цепи (температурного режима) на этапе производства, промысла, перевозки, переработки, хранения и реализации;
д) обеспечение условий для формирования равной конкуренции на рынке обращения продукции животного происхождения;
е) существенное сокращение количества контрольных мероприятий, связанных с проведением выездных проверок, в связи с возможностью обоснованной оценки рисков при обороте поднадзорной продукции, а также возможностью передачи части полномочий негосударственным специалистам, получившим право на такую деятельность;
ж) защита законных интересов операторов рынка продукции животного происхождения от субъективных оценок при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
з) минимизация издержек операторов рынка подконтрольной продукции животного происхождения (изготовители, участники внешнеэкономической деятельности, оптовой, розничной торговли и общественного питания, логистические и транспортные компании), в том числе в случаях необходимого отзыва партии продукции животного происхождения из свободного обращения;
и) содействие формированию на территории Российской Федерации условий для экспорта продукции животного происхождения.
В соответствии с Меморандумом электронная ветеринарная сертификация осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- переход к электронной ветеринарной сертификации подконтрольных Госветснадзору товаров пищевого и иного назначения целесообразен и неизбежен;
- переход к электронной ветеринарной сертификации не должен сопровождаться шоковыми негативными последствиями для операторов рынка продукции животного происхождения;
- электронной ветеринарной сертификации должны подвергаться все виды продукции животного происхождения;
- применяемые меры контроля должны определяться оценкой степени риска, которую несет поднадзорная продукция для граждан и юридических лиц;
- сведения, содержащиеся в ФГИС и имеющие значение для подготовки анализа, систематизации и дальнейшего применения при подготовке управленческих решений, должны быть доступны иным органам власти в рамках закрепленных компетенций. Такими органами власти, кроме органов государственной власти, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут быть: Минпромторг России, ФАС России, Ро-спотребнадзор, Погранслужба ФСБ России, ФТС России и иные органы и уполномоченные организации;
- внедрение электронной ветеринарной сертификации приведет к некоторым материальным затратам, которые должны быть расценены как приемлемые и целесообразные;
- электронная ветеринарная сертификация и переход к ней должны осуществляться в рамках реализации стратегии перехода к «безбумажной» торговле;
- объектом прослеживания после достижения целей настоящего Меморандума будет являться транспортная и производственная партия продукции;
- для внедрения системы прослеживаемости продукции животного происхождения необходимо наличие непротиворечивой, современной и целостной правовой базы;
- применение системы электронной ветеринарной сертификации должно решать практически важные задачи в области производства продукции животного происхождения, ее оборота и контроля торговли ею (включая международную), ее утилизации, не относящиеся к сфере контроля государственной ветеринарной службы.
Система «Меркурий» зарегистрирована в качестве Федеральной государственной информационной системы: паспорт серия ФС-7711, номер 183. ФГИС «Меркурий» с 2010 г. используется всеми территориальными управлениями Россельхознадзора для электронной ветеринарной сертификации импортируемой продукции. С 2012 г. в пилотном режиме используется ветслужбами некоторых субъектов для электронной ветеринарной сертификации при перевозках поднадзорной продукции по территории Российской Федерации. Доступ и работа в ФГИС «Меркурий» осуществляется бесплатно для всех групп пользователей и является ключевым элементом системы прослеживаемости продукции.
С 1 января 2018 г. оформление ветеринарных сопроводительных документов на территории Российской Федерации производится только в электронной форме. Именно с этой даты ветеринарный сопроводительный документ (ВСД - бумажный документ на официальном бланке с подписью и печатью) заменился на эВСД - это электронный документ, сформированный в ФГИС «Меркурий», оборот которых осуществляется в данной системе, в которой эВСД создаются на каждую позицию накладной, хранятся в течение трех лет [7].
Невозможно переоценить роль ФГИС «Меркурий» в борьбе за легальный промысел водных биологических ресурсов, обеспечение более высокого выходного качества готовой рыбной продукции. Рассмотрим работу системы в практике создания прозрачной цепочки товародвижения сырья и продукции водного происхождения с учетом всех ее участников (добытчики, производители, перевозчики и продавцы):
1. Капитан рыболовецкого судна, находясь на промысле, направляет в Росрыболовство суточное донесение о количестве выловленной рыбы.
2. Сведения автоматически импортируются в ФГИС «Меркурий».
3. Система проверяет данные мониторинга района промысла, в случае положительного результата проверки выдает разрешение на подтверждение легальности добытых ресурсов.
4. Ветеринарно-санитарная экспертиза может проводиться как в порту, так и на перерабатывающем предприятии, куда впоследствии и отправляют добытую рыбу.
4. Сведения о полученной предприятием рыбе в считанные минуты заносятся в 1С систему, которая также интегрирована с ФГИС «Меркурий».
5. Рыба поступает на переработку. Готовый продукт разделяют на крупные партии, на каждую из которых таким же образом создается новый электронный документ. С этим документом рыба отправляется на распределительный центр рыбодобывающей компании.
6. Получатель продукции в собственных лабораториях проверяет на безопасность и качество и гасит старый сертификат. Затем по тому же принципу можно оформить любое количество новых электронных документов для реализации небольших объемов рыбы как в собственных магазинах компании, так и в крупных сетевых супермаркетах [2].
Такая организация работы не предусматривает никаких новых обязанностей. Государственные ветеринарные органы и их специалисты все действия, происходящие с добытыми ресурсами, видят в онлайн-режиме, в итоге оформляется электронный ветеринарный сертификат. Таким образом, создается цепочка ветеринарных сертификатов и маркировок. По ним и поставщик, и покупатель, и государственный надзорный орган в равной степени могут получить достоверные сведения о происхождении, местоположении и маршруте движения
продукции, вплоть до розничной продажи, т.е. вся ситуация становится прозрачной и контролируемой, причем прозрачной она становится для всех участников процесса. Уже сейчас добропорядочный бизнес не только приветствует новый уровень контроля со стороны государства, но и активно внедряет предложенный механизм в производственную цепь [2].
В результате ФГИС «Меркурий», созданная для электронной ветеринарной сертификации продукции животного происхождения:
- стала первоклассным инструментом для обеспечения прослеживаемости происхождения и перемещения товаров;
- гарантией честной торговли в конкурентоспособной среде;
- гарантией безопасности и качества продукции;
- обеспечила упрощение работы для всех участников процесса;
- повысила результативность работы «государственной машины» в целом.
На сегодняшний день ФГИС «Меркурий» является не просто механизмом электронной ветеринарной сертификации продукции, но и уникальной базой данных, обеспечивающей колоссальные возможности всем институтам государственной власти повысить эффективность работы по обеспечению национальной безопасности и развитию стратегически важной рыбной отрасли.
Список литературы
1. Электронная сертификация водных биологических ресурсов. Меркурий [Электронный ресурс]. Ветис: [сайт]. URL: https://www.vetrf.ru/vetrf/materials/ (дата обращения: 14.11.2019).
2. Электронная сертификация водных биологических ресурсов. Меркурий [Электронный ресурс]. Ветис: [сайт]. URL: https://youtu.be/G7NE_XRiZV8/ (дата обращения: 14.11.2019).
3. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286464/ (дата обращения: 25.11.2019).
4. Российская Федерация. Законы. О ветеринарии [Электронный ресурс]. Консультант-Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4438/ (дата обращения: 25.11.2019).
5. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 182654/ (дата обращения: 25.11.2019).
6. Меморандум о стратегии развития системы электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости подконтрольных Госветнадзору товаров на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]. Россельхознадзор: [сайт]. URL: https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/news/files/15903/list.pdf/ (дата обращения: 25.11.2019).
7. Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях: приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 589. М.: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 2016. 101 с.
Сведения об авторе: Глебова Елена Велориевна, кандидат технических наук, доцент, e-mail: [email protected].