Научная статья на тему 'Электронная почта как объект правового регулирования'

Электронная почта как объект правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1921
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ВИРТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДСТВО / EMAIL / USER AGREEMENT / VIRTUAL PROPERTY / VIRTUAL INHERITANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боташева Лейла Эмербековна, Бондарь Владимир Владимирович

В статье анализируются существующие подходы к пониманию электронной почты как феномена, противоречия реализации правоотношений в данном контексте; обосновывается необходимость введения в объекты гражданских прав новой составляющей «Объектов виртуальной собственности»; рассматривается правовой режим электронного почтового ящика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-mail as object of legal regulation

The relevant doctrinal sources, the necessity of the introduction of a new component «Objects of virtual property» to the objects of civil rights are analyzing in the article. The legal regime of the email is also considered.

Текст научной работы на тему «Электронная почта как объект правового регулирования»

УДК 342:004.773.3

Л. Э. Боташева, В. В. Бондарь

Электронная почта как объект правового регулирования

В статье анализируются существующие подходы к пониманию электронной почты как феномена, противоречия реализации правоотношений в данном контексте; обосновывается необходимость введения в объекты гражданских прав новой составляющей «Объектов виртуальной собственности»; рассматривается правовой режим электронного почтового ящика.

The relevant doctrinal sources, the necessity of the introduction of a new component «Objects of virtual property» to the objects of civil rights are analyzing in the article. The legal regime of the email is also considered.

Ключевые слова: электронная почта, пользовательское соглашение, виртуальная собственность, виртуальное наследство.

Key words: email, user agreement, virtual property, virtual inheritance.

Электронная почта - система пересылки почтовых сообщений между абонентами, одна из важнейших возможностей Интернета. Так же называют и сами сообщения, пересылаемые между пользователями. Пользователь имеет закрепленное за ним дисковое пространство на сервере провайдера -почтовый ящик. Благодаря уникальному адресу вся получаемая и отправляемая почта персонифицирована1.

Юридическое определение электронной почты получило закрепление во Всемирной почтовой конвенции, участницей которой является и Российская Федерация.

Электронная почта - это почтовая служба, которая использует каналы электросвязи для передачи в соответствии с оригиналом, и в течение нескольких секунд, сообщений, получаемых от отправителя в физическом

© Боташева Л. Э., Бондарь В. В., 2013

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 219.

115

или электронном виде, которые должны быть доставлены адресату в физическом или электронном виде2.

Данное определение отражает наиболее общее в сути сетевой почты. Особенностью электронной почты в том числе является наличие электронного почтового ящика для каждого абонента. Наиболее распространенными в России являются три поставщика подобных услуг: ООО «Яндекс», ООО «Рамблер Интернет Холдинг», ООО «Мэйл.Ру». На файловых серверах данных компаний хранится вся переписка пользователей. Соответственно регулируются отношения между пользователями и данными поставщиками услуг так называемыми «пользовательскими соглашениями». При регистрации электронной почты на сайтах данных компаний, пользователь в том числе соглашается с условиями данного соглашения, аналогично абонентскому договору.

Нами был проведен ряд исследований пользовательских соглашений. Следует указать особенности каждого пользовательского соглашения компаний по отдельности.

Пользовательское соглашение ООО «Яндекс»3:

1) в тексте соглашения отсутствуют нормы о правах пользователя;

2) ООО «Яндекс» устанавливает, что отношения по пользованию сервисами ООО «Яндекс» не регулируется законодательством о защите прав потребителей, а также ничто в соглашении не может пониматься как установление между пользователем и ООО «Яндексом» агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма.

Пользовательское соглашение ООО «Рамблер Интернет Холдинг»4:

1) не прописаны права пользователя;

2) ООО «Рамблер Интернет Холдинг» упоминает в пользовательском соглашении общие положения, связанные с защитой своих прав, а также снимает с себя ответственность за контент третьих лиц.

Пользовательское соглашение ООО «Мэйл.Ру»5:

1) как и в ранее изученных пользовательских соглашениях недостаточно защищены права пользователя, но присутствуют моральноэтические нормы и установки, например: пользователи сервисов Mail.Ru

2 Всемирная почтовая конвенция (Принята в Женеве 12.08.2008 XXIV Конгрессом Всемирного почтового союза) (док-т опубликован не был) // Консультант плюс.

3 URL:http://legal.yandex.m (дата обращения: 13.11.2012).

4 URL:http://help.ramЫer.m/legal/п39 / (дата обращения: 13.11.2012).

5 URL:http://help.mail.ru/mail-help/UA (дата обращения: 13.11.2012).

116

обязуются уважать права друг друга и третьих лиц, соблюдают устоявшиеся традиции и этику в сети Интернет, не злоупотреблять возможностями сервисов Mail.Ru в целях противоречащих нормам действующего законодательства, а также морали и нравственности;

2) кроме вышеперечисленных способов защиты прав компании, ООО «Мэйл.Ру» снимает с себя ответственность за все возможные убытки пользователей в связи с использованием электронного почтового ящика.

Проведенный краткий анализ показал, что большая часть пользовательских соглашений ориентирована в большей мере на поддержку и охрану прав и интересов интернет-компаний; права и законные интересы пользователей остаются уязвимыми.

Так обстоит дело, например, с наследственными правами граждан. В определенном смысле, члены информационного общества оставляют после себя скорее виртуальные, чем материальные следы: электронные послания вместо писем, блоги вместо дневников и т. д. Закономерно возникает вопрос, как же быть с виртуальным имуществом?6 Например, что же происходит с электронным почтовым ящиком и информацией, хранящейся в нем? Следуя простейшей логике, информацию, как и электронный почтовый ящик, должен получить наследник. Однако, как показал небольшой опрос, проведенный в рамках данного анализа, российские интернет-компании пользуются другой практикой. Мы составили простой запрос, который был направлен во все три исследуемые организации:

Прошу ответить на следующие вопросы (желательно со ссылкой на пункт пользовательского соглашения):

1) могу ли я передавать пароль и логин от своего аккаунта (почты) третьим лицам?

2) в частности, указать пароль и логин от своего аккаунта (почты) в завещании для пользования моими наследниками?

Запросы были направлены при помощи сервиса «Обратная связь», предназначенного для помощи в пользовании предоставленными сервисами. Любой пользователь может задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ.

Проведем анализ полученных ответов:

ООО «Яндекс» ссылается на то что: «Логин и пароль являются идентифицирующей пользователя информацией и не относятся к имуществу, в связи с чем не подлежат включению в наследственную массу (ст. 128, 1110 ГК РФ)».

6 ШЬ: http://www.time.com/time/magazine/artide/0,9171,1920295-1,00.html

117

ООО «Рамблер Интернет Холдинг» отмечает, что пользователь не имеет права «передавать выбранные им при регистрации логин и пароль доступа третьим лицам».

ООО «Мэйл.Ру» избирает наиболее демократичную форму решения проблемы, при которой наследник обращается в компанию, которая, в свою очередь, после проверки полномочий наследника открывает доступ к электронному почтовому ящику.

В настоящий момент данная проблема не получила широкого распространения, так как по статистическим данным средний возраст пользователей сети Интернет составляет 30 лет, но в будущем он будет увеличиваться и, несомненно, через 20-30 лет проблема наследования в Сети станет глобальной. Ни в одной стране мира никак не регулируется данная проблема, соответственно мы не можем положиться даже на зарубежный опыт.

Однако мы хотели бы обратить внимание на данную проблему уже сейчас и предложить пути решения. Мы предлагаем ввести в объекты гражданских прав новую составляющую: «Объект виртуальной собственности» - нематериальный объект, находящийся в пределах информационно-телекоммуникационных сетей по отношению к которому собственник обладает правомочиями владения, пользования, распоряжения.

Объекты виртуальной собственности делятся на два типа:

1) неотчуждаемые: объекты, которые не могут передаваться третьим лицам при жизни собственника, а после смерти собственника наследник получает право на извлечение необходимой информации или изменение объекта в течение 30 дней после смерти собственника. По истечении данного срока доступ к данному объекту блокируется;

2) отчуждаемые: объекты, которые могут передаваться третьим лицам как при жизни собственника, так и после его смерти.

Электронные почтовые ящики, как нам представляется, должны быть отнесены к первой группе ввиду того, что они действительно исключительно тесно связаны с личностью пользователя, однако наследник все же должен иметь право на ознакомление с информацией уже после смерти правообладателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.