УДК 342:004.773.3
Л. Э. Боташева, В. В. Бондарь
Электронная почта как объект правового регулирования
В статье анализируются существующие подходы к пониманию электронной почты как феномена, противоречия реализации правоотношений в данном контексте; обосновывается необходимость введения в объекты гражданских прав новой составляющей «Объектов виртуальной собственности»; рассматривается правовой режим электронного почтового ящика.
The relevant doctrinal sources, the necessity of the introduction of a new component «Objects of virtual property» to the objects of civil rights are analyzing in the article. The legal regime of the email is also considered.
Ключевые слова: электронная почта, пользовательское соглашение, виртуальная собственность, виртуальное наследство.
Key words: email, user agreement, virtual property, virtual inheritance.
Электронная почта - система пересылки почтовых сообщений между абонентами, одна из важнейших возможностей Интернета. Так же называют и сами сообщения, пересылаемые между пользователями. Пользователь имеет закрепленное за ним дисковое пространство на сервере провайдера -почтовый ящик. Благодаря уникальному адресу вся получаемая и отправляемая почта персонифицирована1.
Юридическое определение электронной почты получило закрепление во Всемирной почтовой конвенции, участницей которой является и Российская Федерация.
Электронная почта - это почтовая служба, которая использует каналы электросвязи для передачи в соответствии с оригиналом, и в течение нескольких секунд, сообщений, получаемых от отправителя в физическом
© Боташева Л. Э., Бондарь В. В., 2013
1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 219.
115
или электронном виде, которые должны быть доставлены адресату в физическом или электронном виде2.
Данное определение отражает наиболее общее в сути сетевой почты. Особенностью электронной почты в том числе является наличие электронного почтового ящика для каждого абонента. Наиболее распространенными в России являются три поставщика подобных услуг: ООО «Яндекс», ООО «Рамблер Интернет Холдинг», ООО «Мэйл.Ру». На файловых серверах данных компаний хранится вся переписка пользователей. Соответственно регулируются отношения между пользователями и данными поставщиками услуг так называемыми «пользовательскими соглашениями». При регистрации электронной почты на сайтах данных компаний, пользователь в том числе соглашается с условиями данного соглашения, аналогично абонентскому договору.
Нами был проведен ряд исследований пользовательских соглашений. Следует указать особенности каждого пользовательского соглашения компаний по отдельности.
Пользовательское соглашение ООО «Яндекс»3:
1) в тексте соглашения отсутствуют нормы о правах пользователя;
2) ООО «Яндекс» устанавливает, что отношения по пользованию сервисами ООО «Яндекс» не регулируется законодательством о защите прав потребителей, а также ничто в соглашении не может пониматься как установление между пользователем и ООО «Яндексом» агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма.
Пользовательское соглашение ООО «Рамблер Интернет Холдинг»4:
1) не прописаны права пользователя;
2) ООО «Рамблер Интернет Холдинг» упоминает в пользовательском соглашении общие положения, связанные с защитой своих прав, а также снимает с себя ответственность за контент третьих лиц.
Пользовательское соглашение ООО «Мэйл.Ру»5:
1) как и в ранее изученных пользовательских соглашениях недостаточно защищены права пользователя, но присутствуют моральноэтические нормы и установки, например: пользователи сервисов Mail.Ru
2 Всемирная почтовая конвенция (Принята в Женеве 12.08.2008 XXIV Конгрессом Всемирного почтового союза) (док-т опубликован не был) // Консультант плюс.
3 URL:http://legal.yandex.m (дата обращения: 13.11.2012).
4 URL:http://help.ramЫer.m/legal/п39 / (дата обращения: 13.11.2012).
5 URL:http://help.mail.ru/mail-help/UA (дата обращения: 13.11.2012).
116
обязуются уважать права друг друга и третьих лиц, соблюдают устоявшиеся традиции и этику в сети Интернет, не злоупотреблять возможностями сервисов Mail.Ru в целях противоречащих нормам действующего законодательства, а также морали и нравственности;
2) кроме вышеперечисленных способов защиты прав компании, ООО «Мэйл.Ру» снимает с себя ответственность за все возможные убытки пользователей в связи с использованием электронного почтового ящика.
Проведенный краткий анализ показал, что большая часть пользовательских соглашений ориентирована в большей мере на поддержку и охрану прав и интересов интернет-компаний; права и законные интересы пользователей остаются уязвимыми.
Так обстоит дело, например, с наследственными правами граждан. В определенном смысле, члены информационного общества оставляют после себя скорее виртуальные, чем материальные следы: электронные послания вместо писем, блоги вместо дневников и т. д. Закономерно возникает вопрос, как же быть с виртуальным имуществом?6 Например, что же происходит с электронным почтовым ящиком и информацией, хранящейся в нем? Следуя простейшей логике, информацию, как и электронный почтовый ящик, должен получить наследник. Однако, как показал небольшой опрос, проведенный в рамках данного анализа, российские интернет-компании пользуются другой практикой. Мы составили простой запрос, который был направлен во все три исследуемые организации:
Прошу ответить на следующие вопросы (желательно со ссылкой на пункт пользовательского соглашения):
1) могу ли я передавать пароль и логин от своего аккаунта (почты) третьим лицам?
2) в частности, указать пароль и логин от своего аккаунта (почты) в завещании для пользования моими наследниками?
Запросы были направлены при помощи сервиса «Обратная связь», предназначенного для помощи в пользовании предоставленными сервисами. Любой пользователь может задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ.
Проведем анализ полученных ответов:
ООО «Яндекс» ссылается на то что: «Логин и пароль являются идентифицирующей пользователя информацией и не относятся к имуществу, в связи с чем не подлежат включению в наследственную массу (ст. 128, 1110 ГК РФ)».
6 ШЬ: http://www.time.com/time/magazine/artide/0,9171,1920295-1,00.html
117
ООО «Рамблер Интернет Холдинг» отмечает, что пользователь не имеет права «передавать выбранные им при регистрации логин и пароль доступа третьим лицам».
ООО «Мэйл.Ру» избирает наиболее демократичную форму решения проблемы, при которой наследник обращается в компанию, которая, в свою очередь, после проверки полномочий наследника открывает доступ к электронному почтовому ящику.
В настоящий момент данная проблема не получила широкого распространения, так как по статистическим данным средний возраст пользователей сети Интернет составляет 30 лет, но в будущем он будет увеличиваться и, несомненно, через 20-30 лет проблема наследования в Сети станет глобальной. Ни в одной стране мира никак не регулируется данная проблема, соответственно мы не можем положиться даже на зарубежный опыт.
Однако мы хотели бы обратить внимание на данную проблему уже сейчас и предложить пути решения. Мы предлагаем ввести в объекты гражданских прав новую составляющую: «Объект виртуальной собственности» - нематериальный объект, находящийся в пределах информационно-телекоммуникационных сетей по отношению к которому собственник обладает правомочиями владения, пользования, распоряжения.
Объекты виртуальной собственности делятся на два типа:
1) неотчуждаемые: объекты, которые не могут передаваться третьим лицам при жизни собственника, а после смерти собственника наследник получает право на извлечение необходимой информации или изменение объекта в течение 30 дней после смерти собственника. По истечении данного срока доступ к данному объекту блокируется;
2) отчуждаемые: объекты, которые могут передаваться третьим лицам как при жизни собственника, так и после его смерти.
Электронные почтовые ящики, как нам представляется, должны быть отнесены к первой группе ввиду того, что они действительно исключительно тесно связаны с личностью пользователя, однако наследник все же должен иметь право на ознакомление с информацией уже после смерти правообладателя.