Научная статья на тему 'Электронная площадка эффективное средство развития межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в России'

Электронная площадка эффективное средство развития межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы управления
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ищенко А. А.

Рассмотрены перспективы межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в России. Выделена как объект исследования электронная межотраслевая площадка. Описаны схема организации такого взаимодействия и основные его участники. Отмечены сложности, препятствующие расширению межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC SITE AN EFFECTIVE TOOL FOR DEVELOPING INTERINDUSTRY COOPERATION OF BUSINESSES IN RUSIIA

The paper outlines the prospect of interindustry cooperation of businesses in Rusiia An electronic interindustry site is singled out as research object. The organization of such interaction and its main participants are described. The difficulties that hamper the expanding of interindustry business cooperation in Russia are discussed

Текст научной работы на тему «Электронная площадка эффективное средство развития межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в России»

Если Издатель и Редакционная коллегия считают, что Журнал имеет меньше подписчиков, чем он того заслуживает, то это может означать тол ько одно: потенциальная целевая аудитория недостаточно осведомлена или не убеждена в пользе, которую можно получить, подписавшись на Журнал. Это может быть как следствием недостаточного финансирования рекламных и маркетинговых мероприятий, так и просчетов в проведении маркетинговых коммуникаций. В любом случае ИПСА может оказаться полезным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Odlyzko A. Tragic loss or good riddance? The impeding de-miseof traditional scholary journals // AT&T Labs — Research. http://www.research.att.com/~amo

2. Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999.

3. Эпштейн В. Л. Антропоцентрическое информационное взаимодействие (вопросы терминоло гии) // Проблемы управления. — 2003. — № 1. — С. 28—33. http://www.ipu. ru/period/pu

4. Эпштейн В. Л. Предвидимое будущее научных журналов // Там же. — № 1. — С. 2 — 15. http://www.ipu.ru/period/pu

5. Маркусова В. А. Импакт-фактор российских журналов. http://www.ng.ru/science

6. Рысев Н. Как завоевать клиента. — СПб.: Питер, 2003.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1991.

8. Кеглер Т., Доулинг П., Тейлор Б., Тестерман Д. Реклама и маркетинг в Интернете. — М.: Альпина Паблишер, 2003.

88 (095) 334-89-80

E-mail: epstein@ipu.rssi.ru □

УДК 334.7:62-529

ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛНЩАДКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ

А. А. Ищенко Российская академия предпринимательства, г. Москва

Рассмотрены перспективы межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в России. Выделена как объект исследования электронная межотраслевая площадка. Описаны схема организации такого взаимодействия и основные его участники. Отмечены сложности, препятствующие расширению межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в российских условиях.

Перспективы развития межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в России главным образом связаны с возможностью дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации в стране [1, 2]. По прогнозу исследовательской компании “Jupiter” (США), общий объём продаж в рамках межотраслевого взаимодействия к 2005 г. в мире составит 6 трлн. долл. США, причем организация значительной его части предполагает применение Интернет-технологий [3]. Процесс интеграции деятельности различных предприятий с применением Интернет занимает все большее место [4]. Эти тенденции охватывают методы закупок, продаж и дистрибуции продукции компании, а вслед за этим — способы взаимодействия между компаниями. В частности, особенно сильно модернизируются способы взаимодей-

ствия с существующими и потенциальными поставщиками, и способы приобретения необходимых товаров и услуг. Специфические особенности Интернет-технологий [2] предоставляют компаниям возможность перейти от фиксированного ценообразования к динамической модели ценообразования. Это позволяет компаниям-покупателям значительно снизить издержки на покупку, уменьшить уровень запасов на складе и обеспечить своевременную доставку продукции.

Понимание руководителями компаний происходящих изменений привело к возникновению многочисленных проектов межотраслевого взаимодействия в форме межотраслевых электронных площадок, которые обеспечивают деловое взаимодействие продавцов и покупателей товаров с помощью информационных Интер-

CDNTRDL SCIENCES № 4 • 2DD4

Рис. 1. Принципиальная организационная схема проекта создания межотраслевой электронной площадки

нет-технологий в одном рыночном пространстве и позволяют им покупать друг у друга или продавать друг другу по динамически изменяемым во времени ценам, определяемым рыночными механизмами [5]. О перспективах создания такого рода межотраслевого взаимодействия и будет идти дальше речь. Для более четкого понимания сложности подготовки и реализации подобного межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов выделим далее в качестве самостоятельного объекта исследования проект создания межотраслевой электронной площадки.

Проект создания межотраслевой электронной площадки предусматривает комплекс мероприятий и управленческих решений, изменяющих состояние отдельной системы и позволяющих достичь поставленные цели в условиях регулирования всей гаммы отношений, с учетом специфики законодательной базы в области российской электронной коммерции (рис. 1).

Площадка как организационно-технологическое решение представляет собой интернетовский сайт-портал [6], в совокупности своей организованный как системное многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, имеющих определенный набор документов, представленных в электронной форме и расположенный по определенному электронному адресу на определенном компьютере, подключенном к Интернету и принадлежащем юридическому лицу. Образно портал еще можно представить в виде электронной библиотеки, организованной по иерархическому принципу и разделенной на различные тематические разделы, включающие в себя количественные и качественные данные, анализы, графики и др. Ключевым является тот факт, что все ресурсы портала обновляются в режиме реального времени, где электронные представители продавцов и покупателей также взаимодействуют друг с другом в реальном времени. Основные функции современных порталов — это упрощение поиска данных, общение, новости и межотраслевая деятельность. Коммерческая привлекательность межотраслевых площадок состоит в том, что они позво-

ляют максимально приблизить бизнес к клиентам, партнерам и поставщикам, обеспечить пользователям персонализацию, многоуровневую интеграцию информационной сущности компании и возможность устанавливать отношения внутри рабочих, информационных и продуктовых групп. По мнению многих аналитиков коммерческих [7, 8] и государственных структур такие порталы станут стандартным интерфейсом для новых приложений и услуг электронного бизнеса.

Рассмотрим основные особенности межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Заданная цель. Учредители площадки могут ориентироваться на две принципиально разные цели. Специфика этих целей заключается в том, что одни направлены на повышение прибыльности и вывод акций предприятия на финансовые рынки как вновь созданной компании, а другие — на уменьшение расходов своих закупочных процессов существующего предприятия-покупателя. Упрощая, можно сказать, что в обоих случаях и те, и другие хотят иметь прибыльный бизнес, только одни делают это за счет экономии издержек, а другие — за счет увеличения доходов от предоставления различных услуг.

Организационно-правовая форма управления. Основой для разработки и реализации проекта является учреждение отдельного юридического лица в виде Управляющей компании межотраслевой электронной площадки, которая управляет полным жизненным циклом проекта с момента возникновения идеи такого проекта, сопровождая его на пилотных проектах, проверяющих работу и основную функциональность площадки, и до момента завершения полномасшабного внедрения всего спектра функций площадки. Впоследствии Управляющая компания фокусируется на развитии функциональности площадки, предоставлении новых услуг существующим клиентам, поиске и привлечении новых участников межотраслевой деятельности площадки.

Число участников проекта. Проекты создания такого рода площадок отличаются большим числом участников, которое динамически изменяется на каждой фазе

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ № 4 • 2004

Поставщики

Приложения для поставщиков площадки

Межотраслевая

электронная

площадка

Приложения для клиентов-покупателей

8

н

о

13

э

&

>>

Покупатели (потребители)

Рис. 2. Основные участники межотраслевой электронной площадки

жизненного цикла площадки. Общее планирование, координация и управление работами участников осуществляет Управляющая компания площадки.

Организация схемы финансирования проекта. Значительная финансовая емкость проекта и налич ие большого числа участников проекта создания межотраслевой электронной площадки предусматривают наличие расширенных функций Управляющей компании в области организации схемы многоканального проектного финансирования, реализация которых обеспечит поток необходимых и достаточных инвестиций и доходов от работы площадки, которые позволят совершенствовать технологию реализации финансовых отношений между всеми участниками проекта.

Продолжительность проекта. Жизненный цикл проекта разбивается на следующие составляющие — реализация пилотного проекта со стандартной функциональностью площадки в течение 7...12 мес., реализация полномасштабного внедрения в течение 12...24 мес. после окончания пилотного проекта и эксплуатация.

Понимание перечисленных особенностей проектов создания торгово-закупочных площадок находит свое выражение в построении системы управления подобными проектами и критически важно для успешной реализации в российских условиях.

Управление таким межотраслевым взаимодействием представляет собой сложную систему [9], которую следует рассматривать как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целостное состояние проекта, который постоянно подвержен разнообразным воздействиям как внутренней, так и внешней среды. Другими словами, система управления проектом создания межотраслевой электронной площадки представляет собой комбинацию различных звеньев, связанных между собой по функциям, полномочиям и ответственности.

Управление системой разработки и реализации межотраслевого взаимодействия как проекта создаваемого в

виде нового юридического лица в рамках Управляющей компании представляет собой единство управленческих задач, решаемых человеческими ресурсами, организации, техники и средств, направленных на достижение равновесного состояния проекта как системы.

Всех участников межотраслевого взаимодействия можно разбить на три группы (рис. 2) — учредители и менеджмент площадки, партнеры площадки, клиенты (поставщики и покупатели) площадки.

Учредителями площадки являются юридические или физические лица, которые создают новое юридическое лицо в форме Управляющей компании и вносят необходимые средства в различных формах в ее уставной капитал в соответствии с их совместной договоренностью. Управляющая компания — основной контролирующий орган площадки — получает доход от различных видов услуг, предоставляемых на межотраслевой электронной площадке, и несет полную ответственность за ее работоспособность. Зачастую учредители площадки классифицируются в зависимости от той модели работы площадки, которая будет там существовать. Им приходится выбирать одну из двух целей — площадка служит как новый бизнес для:

— зарабатывания денег;

— экономии денег на различных этапах закупки товара

для предприятия.

Партнеры площадки (юридические лица) предлагают с согласия учредителей ее клиентам определенный, достаточно востребованный клиентами спектр товаров и услуг. Ниже приводится перечень возможных типов партнеров площадки, которые могут привлекаться на различных этапах развития площадки, а именно:

— индустриальные (отраслевые) партнеры;

— инвестиционные партнеры;

— финансовые партнеры;

— страховые компании;

— консультационные партнеры;

— транспортно-логистические компании;

— компании по предоставлению услуг безопасности;

— технологические партнеры;

— партнеры по связям с общественностью.

Отметим, что на Западе часто выделяют стратегических партнеров. С ними заключаются долгосрочные договоры о сотрудничестве, они являются уже основной опорой в предлагаемой области сотрудничества.

Кратко охарактеризуем основные типы партнеров межотраслевой электронной площадки.

Индустриальные (отраслевые) партнеры — представляют собой крупное промышленное предприятие, которое осуществляет на постоянной основе закупки материально-технических ресурсов (МТР) для производства своей продукции. Основная роль данного партнера сводится к потреблению предлагаемых на площадке товаров и услуг.

Финансовые партнеры — оказывают клиентам площадки полный спектр финансовых услуг, включая расчетно-кассовое обслуживание клиентов, организацию депонентов для гарантии оплаты сделки между ее участниками, доверительное управление собственностью, исполнение согласованных обязательств сторон и др.

Страховая компания — предоставляет услуги по страхованию сделок на площадке, включая и страхование товаров в пути, купленных на площадке.

СПНТНШ $С1ЕНСЕ$ № 4 • 2004

Консультационная компания — предоставляет различные услуги участникам площадки, включая разработку стратегии организации закупочной деятельности и снабжения на предприятии, услуги по оптимизации закупочных бизнес-процессов поставщиков и покупателей МТР и другие услуги.

Транспортно-логистические компании — консультируют по вопросам построения оптимальных логистических схем транспортировки и страхования грузоперевозок, управлению логистикой поставок, услуги по выбору наиболее выгодных для клиентов площадки маршрутов доставки МТР, а также осуществляют перевозку товаров, купленных на площадке. При этом перевозка охватывает оформление необходимых транспортных документов, выпуск подтверждающих оплату телеграмм и сообщений, слежение за перемещением товаров и другие транспортно-логистические и экспедиторские услуги.

Технологические партнеры или сервис-партнеры — предоставляют для юридических и физических лиц определенную услугу, базирующуюся на применении Интернет-технологий.

Различают следующие основные виды технологических партнеров:

• Интернет-провайдер — предоставляет в качестве основной услуги для других предприятий и физических лиц доступ по определенным каналам связи в Интернет;

• веб-агентство — обеспечивает дизайн, верстку и изготовление “под ключ” Интернет-сайтов, порталов, веб-представительств компаний и другие Интернет-и дизайнерские услуги;

• контент-провайдер — представляет различного рода информационные услуги (рассылку новостей, подготовку периодических аналитических отчетов о результатах анализа рынка и ситуации в отрасли, доступ к информационной базе данных, анонс появления на рынке новых продуктов и др.);

• агрегатор каталогов — обеспечивает приведение информации о продукции различных поставщиков и покупателей к единому стандарту с целью возможности сравнения предлагаемой продукции по различным критериям (цена, качество, специфические требования к структуре материалов и др.);

• системный интегратор — предоставляет весь спектр услуг по созданию, сопровождению и развитию информационно-технологической инфраструктуры предприятия, помогает клиентам площадки выбрать правильный программный продукт, скорректировать бизнес-процессы, составить план внедрения системы, внедрить систему и интегрировать ее в межотраслевую электронную площадку;

• поставщик программного продукта, использующего Интернет-технологии;

• поставщики платформенных решений — предлагают свои платформенные разработки для применения на площадке (например, очень популярны платформенные решения компаний SAP и “Microsoft”). Клиенты площадки — юридические компании, которые осуществляют на ней межотраслевое взаимодействие и потребляют набор услуг, предоставляемый партнерами площадки. Всех клиентов межотраслевой электронной площадки можно условно разделить на продающих свой товар или поставщиков МТР и закупающих необходимый товар или потребителей МТР.

В настоящий момент на Западе эффективность программных решений для управления межотраслевым взаимодействием хозяйствующих субъектов достаточна низка. Это, прежде всего, связано с:

— ограниченной и часто неподтвержденной информацией о спросе на продукцию, о пожеланиях клиентов, что не способствует правильному прогнозированию спроса на продукцию; соответственно, отсутствует понимание необходимости производства востребованной рынком продукции;

— низким уровнем визуализации процессов, происходящих по всей длине цепочки поставок, что значительно затягивает процесс прохождения информации о поставке;

— отсутствием автоматизированного процесса обмена информацией между участниками цепочки поставок;

— долгим процессом выбора потенциальных клиентов.

Тенденции к созданию межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов были вызваны необходимостью повышения эффективности бизнеса. Несмотря на большое количество декларируемых проектов создания межотраслевых электронных площадок в России, число площадок, функционирующих и способных предложить покупателям и поставщикам реальную возможность заключения сделок по купле-продаже товаров и услуг посредством Интернета, сегодня крайне незначительно. Большая часть стартовавших в начале 2000-го года площадок лишь анонсируют свои функциональные возможности, связанные непосредственно с заключением сделок, ограничиваясь при этом информационно-справочными и посредническими услугами.

Одновременно с этим, несмотря на наличие на рынке достаточно большого количества площадок, подавляющее большинство возможных крупных участников не вовлечены в участие в работе площадок. Среди недостатков представленных на российском рынке площадок и бизнес-порталов можно отметить два основных момента — в подавляющем большинстве площадок применяются “облегченные” и слабо масштабируемые технологические решения, не учитывающие мировой опыт. Второй негативный момент состоит в отсутствии на таких площадках “крупных игроков”, способных гарантировать необходимые объемы операций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалкин Л. И. Россия-2015: оптимистический сценарий. — М.: Экономика, 1999.

2. Балабанов И. Электронная коммерция. — М.: Питер, 2001.

3. Research report “Net Markets”. — “Jupiter”, 2000.

4. Львов Д. С. Экономика развития. — М.: Экзамен, 2002.

5. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. — М.: ГУ Высшая школа экономики, 2000.

6. Bussler С. В2В Integration. — Springer Verlag, 2003.

7. Research report “Online and Onland”. — “Arthur D. Little”, 2000.

8. Research report “Selecting a Successful В2В Partner”. — IDC, 2002.

9. Бурков В. H. Большие системы. Моделирование организационных механизмов. — М.: Наука, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в (095) 796-45-94

E-mail: aischenko@mail.ru □

HPDБПEMЫ УHPAБПEHИЯ № а • 2DD4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.