Если Издатель и Редакционная коллегия считают, что Журнал имеет меньше подписчиков, чем он того заслуживает, то это может означать тол ько одно: потенциальная целевая аудитория недостаточно осведомлена или не убеждена в пользе, которую можно получить, подписавшись на Журнал. Это может быть как следствием недостаточного финансирования рекламных и маркетинговых мероприятий, так и просчетов в проведении маркетинговых коммуникаций. В любом случае ИПСА может оказаться полезным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Odlyzko A. Tragic loss or good riddance? The impeding de-miseof traditional scholary journals // AT&T Labs — Research. http://www.research.att.com/~amo
2. Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999.
3. Эпштейн В. Л. Антропоцентрическое информационное взаимодействие (вопросы терминоло гии) // Проблемы управления. — 2003. — № 1. — С. 28—33. http://www.ipu. ru/period/pu
4. Эпштейн В. Л. Предвидимое будущее научных журналов // Там же. — № 1. — С. 2 — 15. http://www.ipu.ru/period/pu
5. Маркусова В. А. Импакт-фактор российских журналов. http://www.ng.ru/science
6. Рысев Н. Как завоевать клиента. — СПб.: Питер, 2003.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1991.
8. Кеглер Т., Доулинг П., Тейлор Б., Тестерман Д. Реклама и маркетинг в Интернете. — М.: Альпина Паблишер, 2003.
88 (095) 334-89-80
E-mail: [email protected] □
УДК 334.7:62-529
ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛНЩАДКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ
А. А. Ищенко Российская академия предпринимательства, г. Москва
Рассмотрены перспективы межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в России. Выделена как объект исследования электронная межотраслевая площадка. Описаны схема организации такого взаимодействия и основные его участники. Отмечены сложности, препятствующие расширению межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в российских условиях.
Перспективы развития межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в России главным образом связаны с возможностью дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации в стране [1, 2]. По прогнозу исследовательской компании “Jupiter” (США), общий объём продаж в рамках межотраслевого взаимодействия к 2005 г. в мире составит 6 трлн. долл. США, причем организация значительной его части предполагает применение Интернет-технологий [3]. Процесс интеграции деятельности различных предприятий с применением Интернет занимает все большее место [4]. Эти тенденции охватывают методы закупок, продаж и дистрибуции продукции компании, а вслед за этим — способы взаимодействия между компаниями. В частности, особенно сильно модернизируются способы взаимодей-
ствия с существующими и потенциальными поставщиками, и способы приобретения необходимых товаров и услуг. Специфические особенности Интернет-технологий [2] предоставляют компаниям возможность перейти от фиксированного ценообразования к динамической модели ценообразования. Это позволяет компаниям-покупателям значительно снизить издержки на покупку, уменьшить уровень запасов на складе и обеспечить своевременную доставку продукции.
Понимание руководителями компаний происходящих изменений привело к возникновению многочисленных проектов межотраслевого взаимодействия в форме межотраслевых электронных площадок, которые обеспечивают деловое взаимодействие продавцов и покупателей товаров с помощью информационных Интер-
CDNTRDL SCIENCES № 4 • 2DD4
Рис. 1. Принципиальная организационная схема проекта создания межотраслевой электронной площадки
нет-технологий в одном рыночном пространстве и позволяют им покупать друг у друга или продавать друг другу по динамически изменяемым во времени ценам, определяемым рыночными механизмами [5]. О перспективах создания такого рода межотраслевого взаимодействия и будет идти дальше речь. Для более четкого понимания сложности подготовки и реализации подобного межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов выделим далее в качестве самостоятельного объекта исследования проект создания межотраслевой электронной площадки.
Проект создания межотраслевой электронной площадки предусматривает комплекс мероприятий и управленческих решений, изменяющих состояние отдельной системы и позволяющих достичь поставленные цели в условиях регулирования всей гаммы отношений, с учетом специфики законодательной базы в области российской электронной коммерции (рис. 1).
Площадка как организационно-технологическое решение представляет собой интернетовский сайт-портал [6], в совокупности своей организованный как системное многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, имеющих определенный набор документов, представленных в электронной форме и расположенный по определенному электронному адресу на определенном компьютере, подключенном к Интернету и принадлежащем юридическому лицу. Образно портал еще можно представить в виде электронной библиотеки, организованной по иерархическому принципу и разделенной на различные тематические разделы, включающие в себя количественные и качественные данные, анализы, графики и др. Ключевым является тот факт, что все ресурсы портала обновляются в режиме реального времени, где электронные представители продавцов и покупателей также взаимодействуют друг с другом в реальном времени. Основные функции современных порталов — это упрощение поиска данных, общение, новости и межотраслевая деятельность. Коммерческая привлекательность межотраслевых площадок состоит в том, что они позво-
ляют максимально приблизить бизнес к клиентам, партнерам и поставщикам, обеспечить пользователям персонализацию, многоуровневую интеграцию информационной сущности компании и возможность устанавливать отношения внутри рабочих, информационных и продуктовых групп. По мнению многих аналитиков коммерческих [7, 8] и государственных структур такие порталы станут стандартным интерфейсом для новых приложений и услуг электронного бизнеса.
Рассмотрим основные особенности межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов.
Заданная цель. Учредители площадки могут ориентироваться на две принципиально разные цели. Специфика этих целей заключается в том, что одни направлены на повышение прибыльности и вывод акций предприятия на финансовые рынки как вновь созданной компании, а другие — на уменьшение расходов своих закупочных процессов существующего предприятия-покупателя. Упрощая, можно сказать, что в обоих случаях и те, и другие хотят иметь прибыльный бизнес, только одни делают это за счет экономии издержек, а другие — за счет увеличения доходов от предоставления различных услуг.
Организационно-правовая форма управления. Основой для разработки и реализации проекта является учреждение отдельного юридического лица в виде Управляющей компании межотраслевой электронной площадки, которая управляет полным жизненным циклом проекта с момента возникновения идеи такого проекта, сопровождая его на пилотных проектах, проверяющих работу и основную функциональность площадки, и до момента завершения полномасшабного внедрения всего спектра функций площадки. Впоследствии Управляющая компания фокусируется на развитии функциональности площадки, предоставлении новых услуг существующим клиентам, поиске и привлечении новых участников межотраслевой деятельности площадки.
Число участников проекта. Проекты создания такого рода площадок отличаются большим числом участников, которое динамически изменяется на каждой фазе
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ № 4 • 2004
Поставщики
Приложения для поставщиков площадки
Межотраслевая
электронная
площадка
Приложения для клиентов-покупателей
8
н
о
13
э
&
>>
Покупатели (потребители)
Рис. 2. Основные участники межотраслевой электронной площадки
жизненного цикла площадки. Общее планирование, координация и управление работами участников осуществляет Управляющая компания площадки.
Организация схемы финансирования проекта. Значительная финансовая емкость проекта и налич ие большого числа участников проекта создания межотраслевой электронной площадки предусматривают наличие расширенных функций Управляющей компании в области организации схемы многоканального проектного финансирования, реализация которых обеспечит поток необходимых и достаточных инвестиций и доходов от работы площадки, которые позволят совершенствовать технологию реализации финансовых отношений между всеми участниками проекта.
Продолжительность проекта. Жизненный цикл проекта разбивается на следующие составляющие — реализация пилотного проекта со стандартной функциональностью площадки в течение 7...12 мес., реализация полномасштабного внедрения в течение 12...24 мес. после окончания пилотного проекта и эксплуатация.
Понимание перечисленных особенностей проектов создания торгово-закупочных площадок находит свое выражение в построении системы управления подобными проектами и критически важно для успешной реализации в российских условиях.
Управление таким межотраслевым взаимодействием представляет собой сложную систему [9], которую следует рассматривать как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целостное состояние проекта, который постоянно подвержен разнообразным воздействиям как внутренней, так и внешней среды. Другими словами, система управления проектом создания межотраслевой электронной площадки представляет собой комбинацию различных звеньев, связанных между собой по функциям, полномочиям и ответственности.
Управление системой разработки и реализации межотраслевого взаимодействия как проекта создаваемого в
виде нового юридического лица в рамках Управляющей компании представляет собой единство управленческих задач, решаемых человеческими ресурсами, организации, техники и средств, направленных на достижение равновесного состояния проекта как системы.
Всех участников межотраслевого взаимодействия можно разбить на три группы (рис. 2) — учредители и менеджмент площадки, партнеры площадки, клиенты (поставщики и покупатели) площадки.
Учредителями площадки являются юридические или физические лица, которые создают новое юридическое лицо в форме Управляющей компании и вносят необходимые средства в различных формах в ее уставной капитал в соответствии с их совместной договоренностью. Управляющая компания — основной контролирующий орган площадки — получает доход от различных видов услуг, предоставляемых на межотраслевой электронной площадке, и несет полную ответственность за ее работоспособность. Зачастую учредители площадки классифицируются в зависимости от той модели работы площадки, которая будет там существовать. Им приходится выбирать одну из двух целей — площадка служит как новый бизнес для:
— зарабатывания денег;
— экономии денег на различных этапах закупки товара
для предприятия.
Партнеры площадки (юридические лица) предлагают с согласия учредителей ее клиентам определенный, достаточно востребованный клиентами спектр товаров и услуг. Ниже приводится перечень возможных типов партнеров площадки, которые могут привлекаться на различных этапах развития площадки, а именно:
— индустриальные (отраслевые) партнеры;
— инвестиционные партнеры;
— финансовые партнеры;
— страховые компании;
— консультационные партнеры;
— транспортно-логистические компании;
— компании по предоставлению услуг безопасности;
— технологические партнеры;
— партнеры по связям с общественностью.
Отметим, что на Западе часто выделяют стратегических партнеров. С ними заключаются долгосрочные договоры о сотрудничестве, они являются уже основной опорой в предлагаемой области сотрудничества.
Кратко охарактеризуем основные типы партнеров межотраслевой электронной площадки.
Индустриальные (отраслевые) партнеры — представляют собой крупное промышленное предприятие, которое осуществляет на постоянной основе закупки материально-технических ресурсов (МТР) для производства своей продукции. Основная роль данного партнера сводится к потреблению предлагаемых на площадке товаров и услуг.
Финансовые партнеры — оказывают клиентам площадки полный спектр финансовых услуг, включая расчетно-кассовое обслуживание клиентов, организацию депонентов для гарантии оплаты сделки между ее участниками, доверительное управление собственностью, исполнение согласованных обязательств сторон и др.
Страховая компания — предоставляет услуги по страхованию сделок на площадке, включая и страхование товаров в пути, купленных на площадке.
СПНТНШ $С1ЕНСЕ$ № 4 • 2004
Консультационная компания — предоставляет различные услуги участникам площадки, включая разработку стратегии организации закупочной деятельности и снабжения на предприятии, услуги по оптимизации закупочных бизнес-процессов поставщиков и покупателей МТР и другие услуги.
Транспортно-логистические компании — консультируют по вопросам построения оптимальных логистических схем транспортировки и страхования грузоперевозок, управлению логистикой поставок, услуги по выбору наиболее выгодных для клиентов площадки маршрутов доставки МТР, а также осуществляют перевозку товаров, купленных на площадке. При этом перевозка охватывает оформление необходимых транспортных документов, выпуск подтверждающих оплату телеграмм и сообщений, слежение за перемещением товаров и другие транспортно-логистические и экспедиторские услуги.
Технологические партнеры или сервис-партнеры — предоставляют для юридических и физических лиц определенную услугу, базирующуюся на применении Интернет-технологий.
Различают следующие основные виды технологических партнеров:
• Интернет-провайдер — предоставляет в качестве основной услуги для других предприятий и физических лиц доступ по определенным каналам связи в Интернет;
• веб-агентство — обеспечивает дизайн, верстку и изготовление “под ключ” Интернет-сайтов, порталов, веб-представительств компаний и другие Интернет-и дизайнерские услуги;
• контент-провайдер — представляет различного рода информационные услуги (рассылку новостей, подготовку периодических аналитических отчетов о результатах анализа рынка и ситуации в отрасли, доступ к информационной базе данных, анонс появления на рынке новых продуктов и др.);
• агрегатор каталогов — обеспечивает приведение информации о продукции различных поставщиков и покупателей к единому стандарту с целью возможности сравнения предлагаемой продукции по различным критериям (цена, качество, специфические требования к структуре материалов и др.);
• системный интегратор — предоставляет весь спектр услуг по созданию, сопровождению и развитию информационно-технологической инфраструктуры предприятия, помогает клиентам площадки выбрать правильный программный продукт, скорректировать бизнес-процессы, составить план внедрения системы, внедрить систему и интегрировать ее в межотраслевую электронную площадку;
• поставщик программного продукта, использующего Интернет-технологии;
• поставщики платформенных решений — предлагают свои платформенные разработки для применения на площадке (например, очень популярны платформенные решения компаний SAP и “Microsoft”). Клиенты площадки — юридические компании, которые осуществляют на ней межотраслевое взаимодействие и потребляют набор услуг, предоставляемый партнерами площадки. Всех клиентов межотраслевой электронной площадки можно условно разделить на продающих свой товар или поставщиков МТР и закупающих необходимый товар или потребителей МТР.
В настоящий момент на Западе эффективность программных решений для управления межотраслевым взаимодействием хозяйствующих субъектов достаточна низка. Это, прежде всего, связано с:
— ограниченной и часто неподтвержденной информацией о спросе на продукцию, о пожеланиях клиентов, что не способствует правильному прогнозированию спроса на продукцию; соответственно, отсутствует понимание необходимости производства востребованной рынком продукции;
— низким уровнем визуализации процессов, происходящих по всей длине цепочки поставок, что значительно затягивает процесс прохождения информации о поставке;
— отсутствием автоматизированного процесса обмена информацией между участниками цепочки поставок;
— долгим процессом выбора потенциальных клиентов.
Тенденции к созданию межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов были вызваны необходимостью повышения эффективности бизнеса. Несмотря на большое количество декларируемых проектов создания межотраслевых электронных площадок в России, число площадок, функционирующих и способных предложить покупателям и поставщикам реальную возможность заключения сделок по купле-продаже товаров и услуг посредством Интернета, сегодня крайне незначительно. Большая часть стартовавших в начале 2000-го года площадок лишь анонсируют свои функциональные возможности, связанные непосредственно с заключением сделок, ограничиваясь при этом информационно-справочными и посредническими услугами.
Одновременно с этим, несмотря на наличие на рынке достаточно большого количества площадок, подавляющее большинство возможных крупных участников не вовлечены в участие в работе площадок. Среди недостатков представленных на российском рынке площадок и бизнес-порталов можно отметить два основных момента — в подавляющем большинстве площадок применяются “облегченные” и слабо масштабируемые технологические решения, не учитывающие мировой опыт. Второй негативный момент состоит в отсутствии на таких площадках “крупных игроков”, способных гарантировать необходимые объемы операций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абалкин Л. И. Россия-2015: оптимистический сценарий. — М.: Экономика, 1999.
2. Балабанов И. Электронная коммерция. — М.: Питер, 2001.
3. Research report “Net Markets”. — “Jupiter”, 2000.
4. Львов Д. С. Экономика развития. — М.: Экзамен, 2002.
5. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. — М.: ГУ Высшая школа экономики, 2000.
6. Bussler С. В2В Integration. — Springer Verlag, 2003.
7. Research report “Online and Onland”. — “Arthur D. Little”, 2000.
8. Research report “Selecting a Successful В2В Partner”. — IDC, 2002.
9. Бурков В. H. Большие системы. Моделирование организационных механизмов. — М.: Наука, 1989.
в (095) 796-45-94
E-mail: [email protected] □
HPDБПEMЫ УHPAБПEHИЯ № а • 2DD4