Научная статья на тему 'Электронная образовательная среда как ресурс и технология подготовки кадров библиотечно-информационной сферы'

Электронная образовательная среда как ресурс и технология подготовки кадров библиотечно-информационной сферы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная образовательная среда как ресурс и технология подготовки кадров библиотечно-информационной сферы»

РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

В. С. Сидоренко

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕСУРС И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Формирование единого образовательного информационного пространства является одним из ключевых факторов при многоэтапной подготовке специалистов в формирующейся в настоящее время модели - школа (предпрофильная подготовка) - начальное профессиональное образование - техникумы, колледжи - вузы. Важной чертой современных процессов формирования информационной составляющей образовательного процесса является развитие электронного пространства как в структуре научно-методических комплексов преподавателя, так и в информационно-библиотечной деятельности образовательного учреждения.

Развитие информационных технологий, а особенно Интернета, полностью сформировало новую среду, в которой роль традиционных информационных служб должна быть тщательно пересмотрена. Возможности создания глобальных коммуникационных сетей, электронные средства создания и передачи информации существенно видоизменили функции приобретения, хранения, каталогизации и распространения информации и знаний в образовательной среде [1].

В настоящее время вузы производят и используют следующие виды электронных ресурсов: базы данных и электронные каталоги собственных библиотек, электронные расписания, электронные системы тестирования, электронные учебники, веб-сайты и образовательные порталы, совместные образовательные ресурсы и проекты [2].

Информационно-библиотечными службами вузов должен быть обеспечен профессиональный подход как в вопросе организации доступа к информации, так и в вопросе предварительной обработки, описанию имеющихся информационных ресурсов. Основной составляющей в этом вопросе является формирование электронного каталога.

Разработчики проектов развития информационно-библиотечных служб вузов решают однотипные организационно-технические и методические задачи зачастую без учета уже имеющихся наработок, а это в свою очередь приводит к нерациональной трате интеллектуальных усилий и весьма ограниченных материальных ресурсов. Кроме того, анализ материалов конференций и публикаций по этой тематике показывает, что и процесс научной проработки проблематики создания электронных каталогов остается локализованным внутри учебных заведений, объединенных по отраслевым (а не региональным, географическим признакам), а взаимная информированность остается крайне низкой. Актуальной остается задача консолидированного решения вопросов законодательного обеспечения процессов развития электронного пространства.

Нами были исследованы библиотеки государственных и негосударственных вузов г. Краснодара. Этот выбор был обусловлен тем, что это наиболее крупные высшие образовательные учреждения Краснодарского края. Было проведено анкетирование и проанализировано состояние АБИС крупнейших вузов Краснодара.

Были проведены выборочные поисковые тесты в электронных каталогах. Можно отметить, что наблюдаются различия как в описании, так и в трактовке содержания полей в электронных библиографических базах данных.

Для проверки на дублетность был определен перечень обязательных полей, где отступления от принятых договоренностей должны быть минимальны.

Проанализировав современное состояние электронных каталогов вузовских библиотек и общий уровень их автоматизации, можно констатировать, что в настоящее время решение проблемы корпоративной каталогизации можно решить двумя способами:

1) в качестве методического центра, а также основного держателя записей может выступать научная библиотека какого-либо одного вуза. При этом можно воспользоваться опытом создания систем корпоративной каталогизации в Северо-Западном регионе, библиотечного консорциума университетов Санкт-Петербурга, Новосибирского регионального центра корпоративной каталогизации и др.

2) научные библиотеки вузов объединяются с библиотеками «своего» научного профиля других регионов: технические вузы, медицинские, сельскохозяйственные, и т. п.

В случае выбора второго способа использования систем корпоративной каталогизации, библиотеки нашего региона будут выступать в роли «слабого звена» по отношению к уже существующим корпорациям, например, Северо-Западного региона, в котором в настоящее время уже решено большинство организационно-технических вопросов.

В настоящее время экономически и технически более выгодным является этот вариант заимствования библиографических описаний из более развитых электронных каталогов, но в этом случае вряд ли будет решен вопрос о едином и полномасштабном электронном ресурсе вузов г. Краснодара и региона в целом.

Перед реализацией любого из способов представляется целесообразным рассмотрение администрациями вузов нижеследующих положений.

В первую очередь необходимо принять решение об организационной структуре. Есть три формы организации централизованная, децентрализованная, смешанная.

При централизованной структуре создается головной орган из представителей основных участников корпорации, который занимается решением организационных вопросов; разрабатывает общую инструктивно-нормативную документацию для всей корпорации; обрабатывает статистические сведения по использованию электронного каталога всей корпорации и доводит полученную информацию до ее участников; решает оперативные проблемы, возникающие в процессе работы корпорации; осуществляет финансовый контроль.

При децентрализованной форме при каждой организации создается подразделение Службы корпоративной каталогизации, которые и решают все вышеперечисленные задачи, активно взаимодействуя между собой.

При разработке региональной распределенной корпоративной системы возникает проблема учета его использования. В связи с этим необходимо принять решение о финансировании работ по созданию регионального центра корпоративной каталогизации.

Необходимыми условиями создания Центра корпоративной каталогизации является: наличие 2-сервера с возможностью добавления записей в электронный каталог, поиска по электронному каталогу и выборки библиографических описаний.

Одной из основных функций Центра корпоративной каталогизации является возможность добавления библиографических записей в электронные каталоги библиотек - участниц корпорации. Для реализации этой возможности требуется разработка механизмов регистрации участников распределенного корпоративного каталога, передача им различных уровней доступа к каталогу.

При создании Центра корпоративной каталогизации возникают вопросы окупаемости оборудования для выполнения вышеперечисленных функций, оплаты труда обслуживающего персонала Центра.

Рассматриваются в качестве проекта несколько вариантов решения этой проблемы:

• первый вариант: электронный распределенный каталог корпорации - платная для внешних пользователей, бесплатным является заимствование записей внутри корпорации;

• второй вариант: платным является добавление библиографических записей из электронных каталогов библиотек корпорации в свой электронный каталог.

Отсюда вытекает проблема учета библиографических описаний, заимствованных для пополнения своих электронных каталогов.

Для решения этой проблемы проведен анализ существующих правил взаимодействия между участниками действующих корпораций. Свод правил профессиональной этики должен обязывать членов корпорации подавать информацию об использовании библиографических описаний из электронных каталогов других библиотек-участниц корпоративной системы.

С целью учета использования распределенного учебного каталога корпорации внешними пользователями должна вводиться система лицензирования, т. е. продажа возможности использования электронного каталога на определенный срок, либо использование, неограниченное во времени.

Одним из условий работоспособности всей корпоративной системы является использование единого стандарта, причем, использование его должно быть по единым правилам для всех библиотек-участниц корпорации, т. к. это позволит сформировать электронную образовательную среду как ресурсно-технологическую базу при подготовке специалистов информационной среды.

Литература:

1. Морозов, Д. А. Использование информационных технологий во взаимодействии библиотек как фактор модернизации образовательной деятельности [Текст]/ Д. А. Морозов // III международная научно-практическая конференция «Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусств»», 5 апреля 2013. -Краснодар, 2013. - С. 165-167.

2. Сидоренко, В. С. Мобильный компьютинг в модернизации образовательных систем [Текст] / В. С. Сидоренко, Д. А. Морозов // Международная научно-практическая конференция молодых ученых. - Краснодар, 2012. - С. 244-246.

В. В. Салий, Э. В. Кузьмина ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННЫХ МЕТОДОВ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Происходящие изменение в современной информационной среде повлекли за собой изменения в работе библиотек и библиотечно-библиографической деятельности. Большинство процессов библиотечно-библиографической деятельности требуют умения ориентироваться в документальном потоке, устанавливать связи между документами, определять распространенность документов разной тематики, видов, предприятий и организаций. Усиливается тенденция обращений к электронным ресурсам и электронным документам в процессе спра-вочно-библиографического обслуживания в деятельности библиотек.

Цель смыслового анализа документального потока состоит в том, чтобы установить, какими именно структурными единицами выражаются фрагменты связного текста, понять, как они располагаются, и уметь проводить с ними нужные операции. Рассмотрим в этой связи некоторые подходы к смысловому анализу.

Для текстов документов, как правило, характерна более или менее регулярная организация. Большинство из них состоит из частей, которые между собой тесно связаны: введение, основной части и заключения. Разделение текста на части отражает логику и специфику исследования проблемы. В результате связи частей текста образуется такое его свойство, как целостность.

Не менее важной характеристикой связного текста является то, что называется его денотативной структурой.

Различаются внешняя и внутренняя форма при рассмотрении текста как целостного комплекса. Внешняя форма состоит из языковых средств, с их помощью реализуется замысел автора текста. Внутренняя форма представляет содержание, которое формируется в процессе понимания и соотношения с внешней формой не поэлементно, а в целом.

Содержание текста как результат понимания соответствует денотативному уровню отражения (предметному значению). Единицы текста, которые формируются в интеллекте человека, когда он читает и осмысливает текст, соответствуют денотатам.

Таким образом, существенным элементом понимания текста является выделение и описание соответствующих ему денотатов. Процедура выделения денотатов не зависит ни от членения текста на предложения, ни от того, какими терминами обозначаются в разных предложениях описываемые объекты. Анализ, позволяющий получить такое описание, называется денотативным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.