Научная статья на тему 'Электронная образовательная среда: инклюзивный подход'

Электронная образовательная среда: инклюзивный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧАЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC RESOURCES / E-LEARNING / EDUCATION / TRAINING / INCLUSIVE EDUCATION / INTEGRATED TRAINING / DISABLED / PERSON WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыкин Юрий Вадимович, Фролочкина Дарья Юрьевна

Взаимосвязь эффективного внедрения идей инклюзивного обучения и формирования электронной образовательной среды. Анализ мнений педагогов-практиков различного типа (школы, колледжи, вузы) о целесообразности применения электронных методов обучения и их влияния на качество образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брыкин Юрий Вадимович, Фролочкина Дарья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-Learning Environment: An Inclusive Approach

The article discusses the relationship of effective implementation of the ideas of inclusive education and the formation of a full-fledged electronic educational environment in modern educational institutions. The analysis of the opinion of teachers-practitioners from educational institutions of various types (schools, colleges, universities) about the feasibility of e-learning methods and their impact on the quality of education.

Текст научной работы на тему «Электронная образовательная среда: инклюзивный подход»

УДК376

ЭЛЕК ТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: инклюзивный подход

Юрий Вадимович Брыкин,

доцент кафедры профессионального образования Академии социального управления, кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected]

Дарья Юрьевна Фролочкина,

преподаватель кафедры экономики, управления и информатики Дмитровского института непрерывного образования, филиала «Университета «Дубна», e-mail: [email protected]

• образовательная организация • электронная образовательная среда

• электронные ресурсы • электронное обучение • инклюзивное обучение

• интегрированное обучение • учащийся с ограниченными возможностями здоровья

В

настоящее время невозможно себе представить современную образовательную организацию без непрерывно развивающейся электронной образовательной среды, которая необходима для формирования и самореализации интеллектуально развитой, конкурентоспособной личности1.

Электронные образовательные ресурсы заметно активизируют и стимулируют творческие способности учащихся, побуждают их к настойчивому самостоятельному добыванию информации. А информация, как известно, ведущий ресурс в современном, постиндустриальном, информационном обществе.

Кроме того, электронная образовательная среда — одно из обяза-

1 Брыкин Ю.В. Электронная образовательная среда как условие организации инклюзивного обучения / Ю.В. Брыкин, Д.Ю. Фролочкина // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии.

2018. — № 2. — С. 43.

тельных и неотъемлемых условий реализации инклюзивного обучения. Несмотря на широкое внедрение идей интегрированного обучения в образовательные организации, наиболее приемлемым и оптимальным методом обучения инвалидов остаётся сочетание аудиторного обучения с дистанционным. Соотношение зависит от индивидуальных психофизиологических и психологических характеристик учащихся, от уровня их социализации2. В частности, это относится к такой категории инвалидов, как опорники и колясочники, имеющие наиболее внешне выраженный анатомический дефект и зачастую нуждающиеся в помощи посторонних при перемещении, что обуславливает особенности психологического микроклимата в образовательном процессе. Иными словами, таким учащимся тяжело находиться ежедневно среди большого количества людей, по-разному воспринимающих их «особенности».

В интегративном взаимодействии компонентов образовательной среды — участников инклюзивного образовательного прост-

2 Там же. — С. 41.

ранства, электронной и инклюзивной образовательной среды, будет создано наиболее комфортное средовое поле образовательной организации, реализующей инклюзивный подход в обучении (рис. 1).

Электронная среда образовательных организаций в настоящее время реализуется посредством использования системы Moodle. Moodle — аббревиатура от английского Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, переводится как модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, представляющая собой систему управления обучением или виртуальную обучающую среду, в виде свободного веб-приложения для создания сайтов онлайн-обучения3.

На сегодняшний день эта система используется в основном в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования. По нашему мнению, школам также следует активно внедрять элементы дистанционного обучения, с частности для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, начиная со второй ступени общего образования — основного общего образования (5—9-е классы), а также при реализации среднего общего образования (10—11-е классы). Поскольку в этом возрасте учащиеся обладают всеми необходимыми индивидуально-психологическими ха-

рактеристиками, необходимыми для успешного применения в учебном процессе электронных образовательных ресурсов.

Мы считаем, что внедрение концепции интегрированного обучения пройдёт более «безболезненно», если будет возможность для широкого применения средств электронного обучения. Это позволит учесть индивидуальные психологические характеристики учащихся, что особенно актуально в ситуациях различного рода социальной депривации и при дезаптационных тенденциях.

По нашему мнению, только в результате формирования электронной образовательной среды, внедрения электронного обучения (е-1еагп^) в образовательные организации всех типов существует возможность организовать образовательный процесс, отвечающий современным требованиям и мировым установкам. Для эффективной реализации идей инклюзивного обучения необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии, что не представляется возможным без сформированной электронной образовательной среды.

Рис. 1. Компоненты образовательной среды при инклюзивном подходе в обучении

3 Кручинин В.В. Технологии электронного обучения: учебное пособие // А.В. Гураков, В.В. Кручинин, Ю.В. Морозова, Д.С. Шульц. — Томск: ФДО, ТУСУР, 2016. — С. 5.

Ю.В. Брыкин, Д.Ю. Фролочкина. Электронная образовательная среда: инклюзивный подход

Исследуя мнение педагогов-практиков, пришли к следующим выводам:

• В массовом общественном педагогическом сознании (70-75%) пока не прижилась мысль о том, что существующее образование не соответствует потребностям постиндустриального общества и инновационной экономики, а также не удовлетворят новейшим достижениям науки и технологий4;

• По мнению опрошенных педагогов в возрасте до 40 лет, к основным целям и направлениям современного образования относятся: обеспечение инновационности педагогического процесса (92%), соответствие социальным запросам общества (87%), открытость системы образования (85%) и вариативности содержания образования (90%), соответствие требованиям глобальной конкуренции (78%)5;

• Численность педагогов, активно и целесообразно использующих информационно-коммуникационные технологии, составляет примерно половину опрошенных — 63%, что говорит о потребности в теоретико-методологических разработках и практических решениях в области электронного обучения, а также активном распространении опыта успешных образовательных организаций и специалистов;

• Педагоги, реализующие инклюзивное обучение посредством электронных образовательных ресурсов, добиваются достаточно высокого качества успеваемости (85%).

Обобщив опыт образовательных организаций, активно использующих в образовательном процессе е-1еагш^, сформировавших на его базе

4 Шишов С.Е. Изменение целей педагогического образования: современные тенденции глазами учительского сообщества / Шишов С.Е., Кальней В.А., Карманова Ж.А. // В сборнике: Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Печатается по решению Учёного совета Института социально-гуманитарных технологий, протокол № 8 от 20 апреля 2017 года. 2017. — С. 22.

5 Там же.

электронную образовательную среду, не подвергается сомнению тот факт, что электронные образовательные ресурсы создают огромнейший потенциал для повышения качества обучения, становятся неотъемлемой частью инклюзивной образовательной среды. Для учащихся с различными отклонениями в развитии, в частности с нарушениями опорно-двигательного аппарата, процесс обучения проходит более комфортно, при такой организации, когда они имеют возможность участвовать в образовательном процессе как непосредственно, так и дистанционно, находясь дома. Результатом становятся высокие показатели успеваемости и соответственно стабильное качество обучения.

тг «

К основным преимуществам электронной образовательной среды отнесём следующее:

• учащиеся имеют возможность из любого местонахождения проходить обучение

в собственном индивидуальном темпе; все учебные и учебно-вспомогательные ресурсы собраны и структурированы; в качестве учебного и учебно-вспомогательного материала можно использовать любые ресурсы;

• качество обучения постоянно находится под контролем как самого педагога, так

и администрации образовательной организации; в электронной среде создаются и хранятся портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки, комментарии педагога, сообщения в форуме. Это позволяет проводить мониторинг «посещаемости» — активность учащихся, время их учебной работы в сети;

• ориентир на совместную работу педагога с учащимися, при этом обучение можно организовывать как в режиме реального времени (онлайн), проводя вебинары, так

и асинхронно, когда каждый учащийся изучает материал в собственном темпе6;

6 Трайнев В.А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества: монография, 2016 // [электронный ресурс] (https://fictionbook.ru/author/ v_a_trayinev/yelektronno_obrazovatelnyie_resursyi_v_r/ read_online .html)

• администрация имеет возможность более эффективно распределять предметную нагрузку, анализировать результаты обучения как по отдельным учебным дисциплинам, так и в целом по всей образовательной организации, что существенно снижает затраты на управление учебным процессом7.

Исходя из этого, считаем, что организация инклюзивной образовательной среды не представляется возможной в полной мере без формирования электронной образовательной среды. Развитие происходит параллельно и их разрыв не возможен ввиду диалектического единства. Эффективное и полномасштабное функционирование одной находится в прямой зависимос-

7 Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle [текст] / Учебное пособие, 2-е изд., исправленное и дополнен. — Харьков, ХНАГХ, 2009. — С. 12.

E-Learning Environment: An Inclusive Approach

Yuri V. Brykin, Associate Professor, Department of Professional Education, Academy of Social Management, Candidate of Pedagogical Sciences, e-mail: [email protected]

Daria Y. Frolochkina, Lecturer, Department of Economics, Management and Computer Science, Dmitrov Institute of Continuing Education, Dubna University branch, e-mail: [email protected]

Abstract: The article discusses the relationship of effective implementation of the ideas of inclusive education and the formation of a full-fledged electronic educational environment in modern educational institutions. The analysis of the opinion of teachers-practitioners from educational institutions of various types (schools, colleges, universities) about the feasibility of e-learning methods and their impact on the quality of education.

Keywords: educational organization; electronic educational environment; electronic resources; e-learning; education; training; inclusive education; integrated training; disabled; a person with disabilities.

Literatura:

1. Brykin Yu.V. Elektronnaya obrazovatel'naya sreda kak uslovie organizacii inklyuzivnogo obucheniya / Yu.V. Brykin, D.Yu. Frolochkina // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2018. — № 2. — S. 43.

2. Kruchinin V.V. Tekhnologii ehlektronnogo obucheniya: uchebnoe posobie // A.V. Gurakov, V.V. Kruchinin, Yu.V. Morozova, D.S. Shul'c. — Tomsk: FDO, TUSUR, 2016. — S. 5.

3. Shishov S.E. Izmenenie celej pedagogicheskogo obrazovaniya: sovremennye tendencii glazami uchitel'skogo soobshchestva / Shishov S.E., Kal'nej V.A., Karmanova Zh.A. // V sb.: Pedagogicheskoe obrazovanie na styke ehpoh: innovacii i tradicii v sfere obrazovatel'nyhtekhnologij. Sb. nauch. tr. Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pechataetsya po resheniyu Uchyonogo soveta Instituta social'no-gumanitarnyhtekhnologij, protokol № 8 ot 20 aprelya 2017 goda. 2017. — S. 22.

4. Trajnev V.A. Elektronno-obrazovatel'nye resursy v razvitii informacionnogo obshchestva: monografiya, 2016 // [ehlektronnyj resurs] (https://fictionbook.ru/author/ v_a_trayinev/yelektronno_obrazovatelnyie_resursyi_v_r/ read_online.html)

5. Anisimov A.M. Rabota v sisteme distancionnogo obucheniya Moodle [tekst] / Uchebnoe posobie, 2-e izd., ispravlennoe i dopolnen. — Har'kov, HNAGH, 2009. — S. 12.

6. Brykin Yu.V. Elektronnaya obrazovatel'naya sreda kak uslovie organizacii inklyuzivnogo obucheniya / Yu.V. Brykin, D.Yu. Frolochkina // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2018. — № 2. — S. 43.

7. Kruchinin V.V. Tekhnologii ehlektronnogo obucheniya: uchebnoe posobie [tekst] // A.V. Gurakov, V.V. Kruchinin, Yu.V. Morozova, D.S. Shul'c. — Tomsk: FDO, TUSUR, 2016. — S. 87.

ти от того, насколько качественно сфор-

о

мирована другая .

Государственная политика Российской Федерации в сфере образования должна быть направлена на внедрение новых образовательных технологий, развития единой электронной образовательной и информационной среды образовательных организаций, что будет способствовать повышению их мирового престижа9. НО

8 Брыкин Ю.В. Электронная образовательная среда как условие организации инклюзивного обучения / Ю.В. Брыкин, Д.Ю. Фролочкина // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. — № 2. — С. 43.

9 Кручинин В.В. Технологии электронного обучения: учебное пособие [текст] // А.В. Гураков,

В.В. Кручинин, Ю.В. Морозова, Д.С. Шульц. — Томск: ФДО, ТУСУР, 2016. — С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.