Научная статья на тему 'Электронная коммерция в системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата»)'

Электронная коммерция в системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / АВИАЦИЯ / САМОЛЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильичев С. В.

Рассматриваются итоги развития рынка лизинга воздушных судов в 2014 году и проблемы финансирования авиатехники в свете современной экономической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильичев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная коммерция в системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата»)»

Электронная коммерция в системе взаиморасчетов на воздушном транспорте

С.В.Ильичев, Одним из важнейших направлений развития бизнеса, способству-

президент ющих повышению прибыльности авиакомпаний, является элек-

зао «Транспортная тронная коммерция. Именно благодаря ей обеспечиваются опера-

Клиринговая Палата» тивность вывода новых услуг на мировой рынок, круглосуточная

^ЙПШя^Ъ поддержка их продаж, сокращение расходов компаний и персона-

лизация предложений клиентам. Значительная доля услуг в сфере воздушного транспорта продается через каналы трех мировых систем, среди которых - российская Система взаиморасчетов на воздушном транспорте.

Несмотря на высокий спрос на услуги гражданской авиации (ГА), основной проблемой в этой отрасли остается обеспечение ее финансовой стабильности и прибыльности. По данным международной ассоциации воздушного транспорта International Air Transport Association (IATA), тренд увеличения затрат авиакомпаний в третьем тысячелетии перекрывал тренд роста доходов, а общие убытки авиакомпаний, сгенерированные за этот период, превысили их суммарную прибыль в успешные для ГА годы [1].

Электронная коммерция (далее -е-коммерция) в числе прочих функций обеспечивает глобальные продажи и их круглосуточную поддержку (24/7/365); оперативность вывода новых услуг на рынок; сокращение расходов; персона-лизацию предложений клиентам. Невзирая на явно выраженную тенденцию авиакомпаний по всемерному расширению прямых продаж через свои web-сайты (собственную е-коммерцию), существенная доля (до 50 %) их услуг в мире продается через каналы трех мировых систем взаиморасчетов (СВР), значительно уменьшающих расходы авиакомпаний на содержание своих сетей продажи авиаперевозок.

Уровень электронных продаж услуг пассажирского воздушного транспорта (ВТ) в мире растет благодаря трем главным системам: российской Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), действующей под патронажем Наблюдательного Совета авиапредприятий по взаиморасчетам и Транспорт-

ной Клиринговой Палаты (НСАВ-ТКП); европейской Billing and Settlement Plan (BSP), действующей во всем мире (в том числе в России) под патронажем IATA; американской Airlines Reporting Corporation (ARC), действующей под патронажем Airlines for America (A4A), ранее Air Transport Association of America. Они обеспечивают взаиморасчеты по проданным услугам, каждая - в своей «нейтральной среде» [2].

В литературе существуют различные определения е-коммерции: от «Интернет-коммерции» («узкое» определение», не охватывающее, например, продажи услуг через пульты ГРС, платежи оффлайн при Интернет-бронировании услуг онлайн, мобильную коммерцию и др.) до «бизнеса, взаимодействие между субъектами которого происходит электронным образом» [3-6].

Технологии российской системы е-коммерции

В СВВТ под е-коммерцией понимается бизнес-деятельность в нейтральной среде субъектов СВВТ, предоставляющей им равные права для реализации своих услуг с использованием единых информационных средств и технологий:

• ведения и применения нормативно-правовой базы и нормативно-справочной информации обеспечения функционирования нейтральной среды;

• бронирования, продажи, билето- и документооформления услуг пассажирского ВТ и дополнительных неавиационных услуг;

• взаиморасчетов по проданным услугам;

Информациични? yc/lyi и I КГ I, э т.ч. услуги U;J'

Услуги ■гтрглоеаний -И.нгйссцр^к, ГПЖД

Трансферы ые услуги -¡'way^ СкрвНа-Трм*Л

Vtflyi Ч llJtCflWHpCKOly

RT - авиакомпании

«

S?

с

СВВТ

Г/

Па^с-а^иреич* м-нш^Тр

меррвоэки рад - спад.

content inn

Пассажирские Ж/Д гереесэки б аэропорты Аэроэкспресс. t-чргна Грз-нел

ГдсТи мич мм t уСЛуГ ч -«logo, content inn. trty.TVa*eL QZON

&ИП-услуги * i)pofttpTa* - Авиацентр, Си ¡Эйна-Трэргп

Рис. 1. Контент услуг, доступных для е-коммерции в СВВТ

Рис. 2. Диаграмма доли участков перевозки пассажиров, оформленных в СВВТ электронными билетами НСАВ-ТКП

Я

X

О Ж ш

о во

С

Рис. 3. Динамика роста дополнительных авиационных и неавиационных услуг, реализованных в нейтральной среде СВВТ и оформленных на ЕМР и ЭД НСАВ-ТКП

• электронных платежей и обеспечения их безопасности;

• контроля и мониторинга процессов продаж и взаиморасчетов.

Субъектами СВВТ являются:

• участники СВВТ;

• поставщики и провайдеры дополнительных неавиационных услуг;

• провайдеры услуг ГРС, услуг платежных и процессинговых систем, ин-фо-коммуникационных услуг;

• клиенты - получатели услуг (физические и юридические лица).

Участниками СВВТ являются:

• 90 российских и зарубежных авиакомпаний;

• около 400 аккредитованных в СВВТ агентств воздушных сообщений (АВС), продающих на территории России и за рубежом по стандартным договорам услуги пассажирского ВТ и дополнительные неавиационные услуги более чем в 6 тыс. пунктах продаж (ПП) и в 250 интернет-пунктах продажи (ИПП).

Транспортная Клиринговая Палата -исполнительный орган СВВТ.

Объект е-коммерции в СВВТ - услуги пассажирского ВТ и дополнительные неавиационные услуг (рис. 1).

Услуги при продаже оформляются на утвержденных Минтрансом России

и признанных практическими рекомендациями IATA на международном уровне электронных стандартных перевозочных документах (СПД) НСАВ-ТКП, к которым относятся:

• электронные билеты НСАВ-ТКП, применяемые для оформления пассажирских авиаперевозок;

• электронные многоцелевые документы НСАВ-ТКП (EMD - Electronic Miscellaneous Document), применяемые для оформления дополнительных услуг, связанных с авиаперевозками или с их продажей;

• электронные документы (ЭД) НСАВ-ТКП по форме соответствующих EMD, но применяемых для оформления дополнительных неавиационных услуг.

Выделим «услуги ТКП, в том числе услуги Центра расписаний и тарифов (ЦРТ) ТКП», которые не оформляются на СПД, но обеспечивают соответствующие бизнес-процессы в е-коммерции СВВТ.

Доля пассажирских авиаперевозок, оформляемых электронными билетами НСАВ-ТКП в СВВТ, практически достигла 1 (рис. 2).

Отметим следующие различия между услугами в СВВТ, с одной стороны, и услугами BSP и ARC, с другой стороны. В СВВТ реализуются и оформляются на электронных СПД НСАВ-ТКП:

• услуги авиакомпаний - участников СВВТ, бронируемые через соответствующие интерфейсы ГРС «Сирена-Трэвел» с зарубежными ГРС «Амадеус», «Сэйбр», «Трэвелпорт» и с автоматизированной системой бронирования (АСБ) «Габриэль»;

• дополнительные авиационные и неавиационные услуги, количество которых, оформляемых на EMD и ЭБ НСАВ-ТКП, растет существенными темпами (рис. 3).

Е-коммерция в СВВТ обеспечивается по двум видам: В2В и В2С (рис. 4).

Эти виды подразделяются по объектам и бизнес-отношениям субъектов деятельности:

• бизнес - бизнесу (business-to-business, B2B) - в качестве субъектов выступают бизнес-субъекты СВВТ при продаже услуг и взаиморасчетах, при обмене электронными документами, обменными файлами по продажам, информированием по электронной почте и др.;

• бизнес - потребителю (business-to-consumer, B2C) - в качестве субъектов продажи выступают аккредитованные АВС, а субъекта покупки услуг - част-

Рис. 4. Логистика бизнес-отношений и режимы доступа клиентов к услугам в СВВТ

ные (физические) лица, бронирующие и оплачивающие услуги в ПП и в ИПП [2].

В СВВТ оффлайн платежи при бронировании как через ПП, так и через ИПП принимают следующие финансовые структуры:

• VISA, JCB, MasterCard, Diners Club, American Express;

• электронные деньги: «Яндекс. Деньги», WebMoney;

• системы приема платежей (сеть офисов компаний «Евросеть», «Связной»; терминалы моментальной оплаты «Элекснет», «Киберплат», «Юнистрим», «Рукард» и др.; QIWI);

• банковские терминалы (Сургутнефтегазбанк, Газпромбанк, «Евросеть», «Связной», «Элекснет», WebMoney, «Яндекс. Деньги», QIWI и др.).

При бронировании через ИПП онлайн платежи принимаются только банковскими картами VISA и MasterCard.

Виды платежей в е-коммерции в СВВТ представлены на рис. 5.

Ресурсы услуг в СВВТ доступны для клиента в режимах онлайн, оффлайн и в смешанном режиме - он/оффлайн (рис. 6).

Режим онлайн - электронная коммуникация в сетевом информационном пространстве нейтральной среды СВВТ, обеспечивающая синхронный обмен информацией в реальном времени с

задержками между запросами и ответами обычно не более чем на 3 с (период, не раздражающий «коммуникаторов»). Примером такой коммуникации в СВВТ является бронирование услуги клиентом в ИПП, когда клиенты используют все преимущества самостоятельного обслуживания: выбирают без спешки подходящие условия полета, оплачивают услугу разнообразными доступными способами, оформляют билет, получая его по е-почте или распечатывая его маршрут-квитанцию, обращаются к истории своих заказов в личном кабинете и т. п.

Режим оффлайн - коммуникация в информационном пространстве, допускающая существенную асинхронность в обмене информацией между запросом и ответом. Примером такой коммуникации в СВВТ является бронирование услуги клиентом в диалоге с кассиром АВС посредством телефона, электронной почты или прямого общения. При этом кассир работает с АСБ в режиме онлайн в ПП или в ИПП.

Смешанный режим он/оффлайн характеризуется бронированием клиентом услуг в режиме онлайн через ИПП, а их оплатой - в режиме оффлайн, например, в платежном терминале или платежном киоске с последующим билето-оформлением по электронной почте.

Виртуальные логистические офисы

Распределение функций е-коммер-ции в СВВТ характеризуют понятия «фронт-офис», «бэк-офис», которые являются виртуальными логистическими офисами, но не звеньями организационной структуры (рис. 6).

Фронт-офис (front-office) - общее наименование группы подразделений или процессов в аккредитованных АВС, обеспечивающих непосредственную работу с клиентами. Под это понятие подпадает как ИПП, так и ПП (в том числе call-центры) со всеми их технологиями и персоналом.

Во фронт-офисе аккредитованного АВС выполняется набор функций взаимодействия с клиентом:

• коммуникация и предоставление информации (обзвон и рассылка клиентам информационных сообщений, обработка входящих звонков и др.);

• бронирование услуг пассажирского ВТ с использованием соответствующих информационных средств одной или нескольких ГРС «Сирена-Трэвел», «Амадеус», «Сэйбр», «Трэвелпорт», с АСБ «Габриэль», «Сирена-2.3» и/или дополнительных услуг с использованием инвенторных систем поставщиков соответствующих услуг (рис. 1);

• получение и ввод данных для последующей обработки удостоверяющих личность документов;

• прием платежей с использованием различных средств (наличные, воинские проездные документы, электронные деньги, платежные карты различных платежных систем: Visa, MasterCard, American Express, JSB);

• билето- или документооформле-ние купленных услуг на электронных билетах и документах НСАВ-ТКП.

В процессе бронирования услуг пассажирского ВТ ГРС (GDS - Global Distribution System) взаимодействуют

K.UDCFIT

Пч-ол

ЦН.1ДПЖИ

lililí

Пфф-inrtir HÍTlPIH:ifl HfiHttlHTIUfl HWUTSTÍL, BOtlHÍUÍÍ IX-pOb'iWCHblC-ЛЯЕ1-ИЧГТЫ TI C4ÍT йвдшрэсчепн. <1fuT|TiKHEJri

Д(-НЪП[. CilC7(-MlJ IIJ>riíí¿n ILlXfcíMih. ÜJHhLlHLhHü hliJílM

Онлайн:

VISA 11 hfagtf if^rf

электронных

O ]Д ИСАВ-TF^n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Виды платежей клиентов в е-коммерции СВВТ

Рис. 6. Обобщенная концептуальная схема е-коммерции СВВТ (* с 2012 г. - ООО «Международные процессинговые системы») I - фронт-офисы АВС; II - бэк-офис ТКП; III - бэк-офисы авиакомпаний и АВС

с инвентарными системами авиакомпаний, которые обычно называют автоматизированными системами бронирования (АСБ); или CRS - Computer Reservation System. Так, ГРС «Сирена-Трэвел» непосредственно взаимодействует с АСБ «Сирена-2000» (ЗАО «Ком-тех-Н»), «Сирена-2.3» (ЗАО «ТАИС») и «Габриэль» (SITA).

Пункт продажи в СВВТ может также быть оборудован пультами (физическими или виртуальными) других систем, например, АСУ «Экспресс» (через Систему продажи железной дороги - СПЖД).

Уникальным фронт-офисным средством СВВТ является Центр Электронного Билетооформления (ЦЭБ) ТКП, взаимодействующий в режиме реального времени с АСБ и ГРС. В число главных назначений ЦЭБ ТКП входят:

• взаимодействие с ГРС «Сирена-Трэвел», «Сэйбр», «Трэвелпорт», АСБ «Сирена-2.3», «Габриэль», а также с системами бронирования неавиационных услуг в процессе билето- и документоо-формления реализуемых услуг;

• проверка прав АВС на оформление электронных СПД НСАВ ТКП;

• дистрибуция, контроль и управле-

ние квотами электронных СПД НСАВ ТКП аккредитованных пунктов продажи и ИПП;

• генерация номеров оформляемым документам;

• формирование базы данных обо всех операциях/транзакциях, связанных с продажей, обменом и возвратом электронных билетов и электронных многоцелевых документов в СВВТ;

• формирование запросов в процес-синговые центры по авторизации банковских карт, и др.

В ARC и BSP эти функции выполняют аккредитованные в них ГРС. Использование ЦЭБ позволяет ТКП как исполнительному органу СВВТ держать в своих руках контроль над продажами всех услуг и обеспечивать авиакомпаниям и другим поставщикам услуг 100%-ную гарантию их выручки.

Электронные онлайн-платежи -платежи с использованием банковских карт (БК) в СВВТ за услуги пассажирского ВТ - обрабатываются по схеме, представленной на рис. 7.

Центральное место здесь занимает Процессинговая система ПС («ТКП - Си-рена-Трэвел»), поддерживающая про-

цесс управления оплатой банковской картой при оформлении авиаперевозки и базирующаяся на информационных технологиях Компании объединенных кредитных карточек (UCS - United Credit Services).

При онлайн-платежах ПС обеспечивает:

• регистрацию и аутентификацию клиентов с банковскими картами, в том числе с использованием технологии 3D Secure - передового стандарта безопасности платежей;

• проверку на мошенничество (fraud) с использованием уникальной системы Fraud-мониторинга;

• авторизацию банковских карт в UCS;

• безопасность передачи данных процедурой шифрования с использованием протокола SSL;

• формирование «длинной записи» (авиационной) для платежных систем, посредством которой возможно движение денежных средств между участниками расчетов;

• информирование о движении денежных средств между участниками расчетов;

Рис. 7. Участники платежей и процесса их обработки в е-коммерции В2С при покупке услуг пассажирского ВТ в СВВТ

• поддержку процесса возврата билетов с автоматизированным возвратом денежных средств;

• единую систему отчетности по платежам.

Новым средством фронт-офисов для АВС является Веб-система бронирования (ВСБ), разработанная совместно ТКП, ЗАО «Сирена-Трэвел» и ООО «Информационные технологии гражданской авиации» (Интеграв). ВСБ обеспечивает кассирам (операторам) аккредитованных АВС получение наилучшего предложения при подборе, бронировании и оформлении авиационных перевозок на рейсы перевозчиков, ресурс мест которых размещен в различных ГРС, в едином графическом интерфейсе и с организацией взаиморасчетов по единым правилам, принятым в СВВТ. ВСБ позволяет бронировать и оформлять авиаперевозки операторам, не прошедшим специальную подготовку.

В ВСБ для бронирования и оформления доступны следующие ресурсы авиационных перевозок:

• из ГРС «Сирена-Трэвел» - весь ресурс мест перевозчиков-участников СВВТ, разрешенных к оформлению на стоке электронных билетов НСАВ-ТКП с формой оплаты НАЛ (CASH), агентству, кассир (оператор) которого вошел в ВСБ (за исключением оформления перевозок по специальным тарифам для субсидируемых перевозок, пенсионеров, молодежи, инвалидов и т. п.);

• из ГРС «Амадеус» и «Сэйбр» - ресурс мест перевозчиков - участников BSP RU, правами продажи авиаперевозок которых с оформлением на СПД IATA по форме оплаты CASH располагает провайдер.

Бэк-офис (back-ofice) - общее наи-

менование группы подразделений или процессов у участников СВВТ, обеспечивающих в электронном виде: ведение нормативно-правовой базы и нормативно-справочной информации, отчетность, взаимодействие, документооборот, взаиморасчеты, платежи, мониторинг и др.

Основу бэк-офисных систем СВВТ составляют информационные инструменты ТКП. Это касается как исполнительного органа СВВТ, так и авиакомпаний, поставщиков дополнительных услуг и аккредитованных АВС. В составе ТКП выделим инструменты, непосредственно обеспечивающие бэк-процессы продаж и взаиморасчетов в е-коммер-ции СВВТ (рис. 6):

• Информационную систему (ИС) ТКП;

• Систему интерактивного взаимодействия (СИВ);

• Систему интерактивной отчетности (СИО);

• Итоговый и расчетный сервер (ИРС).

Информационная система ТКП обеспечивает:

• поддержку в актуальном состоянии баз данных информационного фонда ТКП и оперативную (365/7/24) выдачу по запросам участников СВВТ информации по всем видам обеспечения и аспектам функционирования СВВТ;

• автоматизацию выполнения функций производственного ядра по взаиморасчетам, в том числе сбор и обработку информации о продаже перевозок на электронных СПД НСАВ-ТКП, учет платежей АВС, учет движения бланков электронных СПД, управление правами продаж, ведение договорной базы и др.;

• взаимодействие с АСБ и ГРС при обмене оперативными и архивными файлами продажи услуг;

• учет и расчет выручки авиаперевозчиков и поставщиков неавиационных услуг по продажам АВС;

• организацию конфиденциального обмена электронными документами, имеющими юридическую силу, между участниками СВВТ с использованием сертифицированных средств криптографической защиты и электронной цифровой подписи (ЭЦП);

• реализацию общесистемных функций, включая ведение стандартов, классификаторов и обеспечение доступа к другим системам бэк-офиса ТКП (СИВ, СИО и др.).

Система интерактивного взаимодействия представляет собой систему электронного документооборота, предназначенную для взаимодействия участников СВВТ в процессе:

• установления перевозчиками агентского (бонусного) вознаграждения;

• представления заявок АВС на описания пультов и операторов, пунктов продажи и изменений паспорта АВС, квот электронных билетов;

• представления подписанных ЭЦП данных счетов-фактур и реестров на сумму агентского (бонусного) вознаграждения за услуги;

• получения документов, рассылаемых ТКП, непосредственно в информационные системы пользователей: справочников, данных о заключении и расторжении АВС прямых договоров с перевозчиками, актов сверки, телеграмм, обменных файлов, отчетов о взаиморасчетах и др.;

• ведения претензионной работы с использованием технологий дебетовых/ кредитовых уведомлений (ADM/ACM) и др.

Система интерактивной отчетности предоставляет АВС возможность для оперативного контроля, анализа, корректировки в АВС данных о продажах (возвратах, обменах), включая агентское вознаграждение, в том числе по субагентам (пунктам продажи). Данная система позволяет также формировать и представлять в ТКП электронный отчет о взаиморасчетах, заверенного ЭЦП. Кроме того, возможны доступ и администрирование в системе.

Итоговый и расчетный сервер (ИРС) ТКП предназначается для выполнения следующих основных функций:

• информирования участников СВВТ и поставщиков услуг, иных организаций о результатах продаж;

• формирования отчетности о результатах продаж аккредитованными АВС для контроля своевременности и полнотой перечисления ими выручки;

• формирования декадных отчетов (по номенклатуре) о результатах продаж на рейсы авиакомпаний СВВТ, чтобы обеспечить выполнение обязательств ТКП перед авиакомпаниями;

• расчета распределения выручки от продаж перевозок, оформленных по маршрутным тарифам, между перевозчиками, участниками соглашения о применении маршрутных тарифов;

• расчета агентских (бонусных) вознаграждений в соответствии с установленными условиями перевозчиков, таксы ТКП;

• расчета стоимости работ и услуг ТКП, провайдеров услуг по резервированию железнодорожных перевозочных документов и провайдеров других дополнительных неавиационных услуг.

Важными бэк-офисными системами ТКП, которые непосредственно не обеспечивают процессы бронирования и продаж услуг, но позволяют выполнять общеотраслевые функции на ВТ, являются АС «Центр расписаний и тарифов ТКП» (АС «ЦРТ) и АС «Статистика».

АС «ЦРТ» обеспечивает ведение:

• Центрального банка расписания и слотов (ЦБРС), предназначенного для регистрации международных и внутренних расписаний перевозчиков, проверки соответствия изменений расписания нормативам пропускной способности и режимам работы аэропортов, штурманской информации о продолжительности полета, сертификатам и лицензиям на выполнение полетов, выделенным слотам в аэропортах, а также для информирования о произведенной корректировке расписания или об отказе в коррекции в виде формализованных сообщений (приказ Минтранса России от 12.12.2011 г. № 310);

• Центрального банка тарифной информации (ЦБТИ), предназначенного для регистрации и опубликования тарифной информации на регулярные пассажирские воздушные перевозки, выполняемые российскими авиационными предприятиями, с использованием тарификаторами авиакомпаний автоматизированных рабочих мест

«TAR-LINE» (приказ Минтранса России от 11.02.2005 г. № 10);

• Центрального банка сборов и тарифов (ЦБС), в котором регистрируется и публикуется информация об организациях, обслуживающих воздушные суда в российских аэропортах, об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и ценах на материально-технические ресурсы (приказ Минтранса России от 17.07.2012 г. № 241).

По бэк-офисным системам и фронт-офисной веб-системе бронирования ТКП отметим, что основные программы для ЭВМ защищены свидетельствами Роспатента. Анализ и оптимизация бэк-офисных процессов в ТКП базируется на использовании современных методов математической статистики и исследования операций, обзору которых будет посвящена отдельная публикация.

Развитие е-коммерции не только расширяет возможности участников, но и выявляет такую проблему, как кибер-мошенничество, связанную с потерями от несанкционированных продаж. Так, по данным компании CyberSource [7], Интернет-продавцы в 2012 г. из-за мошенничества потеряли в среднем общей выручки (около 3,5 млрд долл.). Такой же процент от общей выручки в 2010 г. (1,3 % от общего объема мировых продаж авиабилетов в онлайне) потеряли мировые авиакомпании, что составило 1,4 млрд долл. Как отмечено ранее, Процессин-говая система «ТКП - Сирена трэвел» в СВВТ обеспечивает онлайн-платежи фрод-мониторингом, технологией 3D Secure, протоколом SSL.

Однако указанных мер уже недостаточно. Результаты расследования прецедентов службами ТКП выявили четкую схему проведения таких операций, в основном связанную с похищением учетных данных кассира в системе продажи (логины, пароли) и с удаленным управлением компьютера кассира по бронированию и оформлению перевозки как во время его отсутствия на рабочем месте, так и в его сеансе. Похищение обычно происходит при несанкционированном использовании кассиром на своем рабочем месте компьютера для приема не относящихся к работе рассылок по электронной почте, в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте»,

«Фэйсбук» и т.п.), на интернет-сайтах. В этих рассылках содержится «вредный» продукт (скрипт), который загружает на компьютер кассира вполне легальный программный продукт для удаленного управления компьютером от имени такого оператора.

Компания «Сирена-Трэвел», ООО «Информационные технологии гражданской авиации» (ИНТЕГРАВ) и ТКП завершают разработку новых продуктов антифрода, заключающегося в двухфакторной аутентификации кассиров и их финансовых транзакций (оформление билетов) с использованием личных идентификационных карточек кассиров (ИКК) и ПИН-кодов с оснащением рабочих мест соответствующим устройством для работы с ИКК. При этом к серверу аутентификации не будет доступа системных администраторов службы эксплуатации: вся секретная часть выполнена на уровне аппаратного сертифицированного решения (сертифицированного ФСБ РФ). Таким образом, исключен человеческий фактор. Использование ИКК дает возможность однозначно делать вывод о том, что транзакция оформления инициирована именно этим кассиром и никем больше. □

Литература

1. Ильичев С. В. Система взаиморасчетов на воздушном транспорте: новые возможности // Транспорт РФ. 2014. № 1 (50).

2. Введение в Систему взаиморасчетов на воздушном транспорте: учеб. пособие / под ред. Э. И. Махарева, С. В. Ильичева. М.: Студент, 2012. 544 с.

3. Новомлинский Л. Электронная коммерция. Тенденции развития в мире и в России». URL: www.tops.ru/publishing/pub_007.html.

4. Кобелев О. А. Электронная коммерция: учеб. пособие для вузов / под ред. С. В. Пирогова. 3-е изд., М.: Дашков и Ко, 2010. 684 с.

5. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции: учеб. для вузов. М.: Горячая линия - Телеком, 2008. 430 с.

6. Ясенев В. Н. Информационные системы и технологии в экономике: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., М.: ЮНИ-ТИ, 2012. 560 с.

7. CyberSource. Airline Online Fraud Report. 2011. URL: http://www. cybersource.com/current_resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.