111!111Й1И1!Ш № 1,
список
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева, Н. П. Построение моделей и создание чертежей деталей в системе Autodesk Inventor / Н. П. Алиева, П. А. Журбенко, Л. С. Сенченко-ва. — Москва : ДМК Пресс, 2011. — 142 с.
2. Гузненков, В. Н. Autodesk Inventor 2013. Трехмерное моделирование деталей и создание чертежей : учебное пособие / В. Н. Гузненков, П. А. Журбенко. — Москва : ДМК Пресс, 2012. — 120 с.
3. Джапаридзе, И. С. Начертательная геометрия в свете геометрического моделирования / И. С. Джапаридзе. — Тбилиси : Ганатлеба, 1983. — 208 с.
4. Информационная управляющая система МГТУ им. Н. Э. Баумана «Электронный университет» : концепция и реализация / Т. И. Агеева и др. ; [под ред. И. Б. Федорова, В. М. Черненького]. — Москва : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. — 376 с.
5. Информационные технологии в инженерном образовании / под ред. С. В. Коршунова, В. Н. Гу-зненкова. — Москва : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — 432 с.
6. Коллекция виртуальных моделей геометрических фигур и технических форм [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие : регистрационное свидетельство № 8296 от 25 июля
2006 г. / П. Н. Васильева [и др.]. — Федеральный депозитарий электронных изданий, ФГУП НТЦ «Информрегистр» Федерального агентства по
информационным технологиям Министерства информационных технологий и связи РФ. — 1 электрон. опт. диск (СП-ЯОМ). - № гос. регистрации 0320601000.
7. Наумкин, Н. И. Принцип выделения информационных содержательных линий в дисциплинах инженерных специальностей вузов / Н. И. Наумкин, Г. И. Шабанов // Интеграция образования. — 2005. — № 4. — С. 132—135.
8. Научно-методические проблемы графической подготовки в техническом вузе на современном этапе : материалы Международной научнометодической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 15—17 сентября 2010 г. — Астрахань : Изд-во АГТУ, 2010. — 244 с.
9. Покровская, М. В. Электронный конспект лекций «Начертательная геометрия» [Электронный ресурс] : свидетельство об официальной регистрации базы данных № 2007620206 от 8 июня
2007 г. / М. В. Покровская, И. Н. Лунина. — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. — 1 электрон. опт. диск (СБ-ЯОМ).
10. Сидорук Р. М. Инновационная стратегия модернизации компьютерной геометрической и графической подготовки в университетах России [Электронный ресурс] / Р. М. Сидорук, Л. И. Рай-кин // Всероссийский научно-практический семинар «Информационные технологии в образовании. Теория и практика». 23.03.2011. — Режим доступа: http://seminar-ite.informika.ru/seminar.php. — Дата обращения: 30.04.2012.
Поступила 03.12.12.
УДК 37.014.1:004.9
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА: ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Е. М. Гусакова (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва)
Автор обращается к проблеме использования такого современного технического средства обучения, как электронная интерактивная доска. Основное внимание уделяется фирмам-производителям интерактивных досок, их программному обеспечению и техническим характеристикам, определяющим эффективность обучения.
Ключевыге слова: электронная интерактивная доска; программное обеспечение; технические характеристики.
Широкое распространение новых ин- ции работы с ними на уроке. В последние
формационных технологий и средств об- годы арсенал ТСО пополнился электрон-
учения, их активное внедрение в совре- ной интерактивной доской (ЭИД), кото-
менных образовательных учреждениях рая относится к числу наиболее совре-
ставят вопрос об эффективной организа- менных технических средств. Однако в
© Гусакова Е. М., 2013
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
научной литературе вопросы, касающиеся их использования на уроке, раскрыты крайне недостаточно.
Электронная интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Первые ЭИД в российских школах появились несколько лет назад, и их число увеличивается с каждым годом. Причина их популярности заключается в широких возможностях использования ЭИД на всех ступенях школьного обучения, что достигается благодаря их преимуществам перед меловой доской. Во-первых, ЭИД обеспечивает удобство визуализации текстовой и графической информации с возможностью сохранения ее на электронных носителях. Во-вторых, на уроках с применением интерактивной доски можно сочетать три вида модальности обучения: визуальную, аудиальную (звуковую) и кинестетическую (тактильную). Многократно повышается наглядность обучения — как визуальная, так и аудиальная. В-третьих, по мнению многих зарубежных авторов (Б. Латан, М. Гриффенс, Д. Миллер и др.), ЭИД является средством создания интерактивной среды обучения, когда учебный процесс протекает таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивность обучения предполагает работу в сотрудничестве и кооперации. В-четвертых, ЭИД повышает учебно-познавательную мотивацию учащихся благодаря использованию богатого арсенала возможностей: разнообразия и красочности информации (текст, звук, видео, цвет, тактильные ощущения), организации учения на успех (любую задачу можно решить, опираясь на необходимую помощь и подсказку), интеграции всех учеников в процесс познания.
Помимо указанных преимуществ, ЭИД создает для учителя уникальные возможности:
— экономии времени урока. Применение заранее подготовленных чертежей, схем, упражнений повышает темп занятия;
— повышения плотности урока. Для решения новой задачи используется «чистый лист», но в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение;
— хранения наглядных материалов и обучающих ресурсов в электронном виде и в дальнейшем многократного их использования [1];
— быстрого контроля знаний с помощью электронной системы опроса в случае наличия пультов для каждого ученика. С помощью пультов ученики могут управлять ЭИД: выбирать правильный ответ из ряда предложенных, распределять ключевые слова по группам, изменять порядок слов и т. п. ЭИД реагирует на действия учеников и определяет правильность ответов.
Из мировых производителей электронных интерактивных досок на российском рынке наиболее популярны семь фирм, каждая из которых предлагает свой модельный ряд. Причем для интерактивных досок определенной фирмы требуется свое программное обеспечение. Его необходимо установить на классный компьютер, а также домашний компьютер учителя, чтобы у педагога была возможность планировать уроки дома. В приведенной ниже таблице указаны фирмы-производители ЭИД и подходящее им программное обеспечение с пакетом программ для различных целей, адреса соответствующих сайтов и возможности каждого программного обеспечения. Все ЭИД объединяют общие возможности: функция мультимедиа (изображение, видео- и аудиовоспроизведение); полиграфические приемы работы с текстом (выделение текста цветом, курсивом, подчеркивание и т. п.); функция разлиновки страницы (клетка, линейка); функция флипчарт (переход на новый слайд); функция сенсорного экрана (управление через экран доски) и т. п. Однако многие ЭИД обладают свойственными только им возможностями.
Для работы со всеми представленными в таблице интерактивными досками
16
Фирма- Официальный сайт Программное Ссылки на ПО Достоинства ПО в учебном процессе
производитель фирмы- обеспечение в сети Интернет
ЭИД производителя
Hitachi
Starboard
Panasonic
Panaboard
http^/www-hitachi-interactive.ru http і//
www. p anab oard.ru
Hitachi StarBoard версии 8.0
Elite Panaboard software elite Panaboard book;
Elite Panaboard Book
&
Walk-and-Talk http://www.walk-and- Webster 2.х и З.х
компании
PolyVision
Activboard
компании
Promethean
talk.ru
http^/www.
activboard.ru
InterWrite компании Сервис Плюс Интеграция Smartboard
http і//
www.interwrite.ru
http;//www.
smartboard.ru
Sahara www.rayton.ru/
Interactive category/sahara-
interactive/
Ас^у1пяр1ге является основой аппаратной части ЭИД Ас^уЬоаМ;
ActivStudio — для создания мультимедийных пособий; Ас^Рпшагу предназначен для начальной школы
Interwrite Workspace
SMART комплексное
Classroom ПО с
программ:
SMART Notebook
http^/www.
hitachistarboard.com.au/software
http://panasonic.net/pcc/support/
eboard/elite/download.html;
http^/panasonic.ru/support/
download/driver/
index.php?AGREE
http;//www.walk-and-talk.ru/expir/
prog.htm
http;//www.activboard.ru/content/
article/26.html
help@interwrite.ru
Suite — пакетом
10 — по созданию интерактивных уроков;
— SMART Notebook SE (версия для учащихся) — по ведению расписания и управлению файлами;
— SMART Sync 2010 — по управлению работой учеников за компьютерами;
SMART Response — по системе опроса SMART (ресивера с пультами)
C-Tools
http://www.edcommunity.ru/help/
download.php;
http://www.ufa.polymedia.ru/ru/
item/7541/
http^/www. delight2000.com/
scatalog.html?id_rub=381446&obj=
catalog
1. Организация совместной работы.
2. Богатый арсенал функций ЭИД
1. Организация совместной работы.
2. Богатый арсенал функций ЭИД.
3. Программа по подготовке интерактивных уроков.
4. Богатая галерея изображений к разным урокам (животные, пища и др.)
1. Организация совместной работы.
2. Богатый арсенал функций ЭИД
1. Организация совместной работы.
2. Богатый арсенал функций ЭИД.
3. Динамичные инструменты (циркуль, линейка и т. п.).
4. Наличие специфичных только для этого ПО инструментов (волшебные чернила, соединитель).
5. Одновременная работа пальцами и ручкой на ЭИД.
6. Многопользовательский режим.
7. Одновременная работа нескольких пользователей.
8. Блокировка прикосновения ладоней
1. Организация совместной работы.
2. Богатый арсенал функций ЭИД.
3. Помощник по созданию интерактивных уроков
1. Организация совместной работы.
2. Богатый арсенал функций ЭИД.
3. Наличие большой коллекции упражнений, заготовок к упражнениям (toolkit).
4. Одновременная работа пальцами и маркерами.
5. Многопользовательский режим.
6. Наличие широкого комплекса программ для различных видов работ (опрос, управление работы учеников за ПК, программы по выполнению домашних заданий, программы по подготовке к урокам)
1. Организация совместной работы.
2. Богатый арсенал функций ЭИД.
3. Помощник по созданию интерактивных уроков
№ 1, 2013
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
не требуется специально устанавливать программное обеспечение на рабочий компьютер. При подключении компьютера фирменным кабелем инсталляция программного обеспечения на компьютер инициируется автоматически, однако установка программного обеспечения на домашний компьютер возможна только через диск или Интернет.
В зависимости от технологии изготовления все ЭИД делятся на сенсорные аналого-резистивные, электромагнитные, лазерные, ультразвуковые/инфракрасные, а также могут сочетать комбинации разных технологий [2].
Сенсорная аналого-резистивная доска — многослойный «пирог», покрытый износостойким полиэфирным пластиком с матовой поверхностью и широким углом рассеяния света. Поверхность достаточно мягкая для того, чтобы немного прогибаться и срабатывать на прикосновение. Для работы с такой доской не обязательно иметь специальные маркеры. Именно это обусловило главное преимущество досок данного типа для сферы образования — введение кинестетической модальности обучения. Основная угроза для поверхности — применение фломастера, после которого пластик бывает трудно отмыть. Кроме того, преподаватель и ученики у доски должны быть внимательными, чтобы не прислоняться и не нажимать на поверхность плечом, локтем, запястьем и т. д. ЭИД, использующие аналого-резистивную технологию, выпускают компании Interactive Technologies, PolyVision, SMART Technologies [3].
Электромагнитная ЭИД имеет твердую поверхность. Внутри слоистой структуры находятся регулярные решетки из часто расположенных вертикальных и горизонтальных координатных проводников. Электронное перо (маркер) с катушкой индуктивности на кончике наводит электромагнитные сигналы на координатных проводниках, номера которых определяют местоположение кончика пера. Электромагнитные доски обычно откликаются на действия пользователя несколько быстрее, чем аналого-ре-зистивные; они не чувствительны к на-
жатию рукой и другими предметами. Электромагнитные ЭИД разрабатывают компании Promethean, Panaboard, Sahara Interactive.
Лазерная технология ЭИД потребовала для своей разработки немалого искусства. В систему входят два инфракрасных лазерных угломера, обычно располагаемых сверху по углам доски. Угломер работает довольно просто: вращающееся с постоянной угловой скоростью зеркало направляет ИК-луч так, чтобы он, подобно антенне радара, из одной точки сканировал всю поверхность доски. Для работы с ЭИД нужен специальный маркер, который для уменьшения ошибок позиционирования желательно держать перпендикулярно поверхности доски. Основное достоинство технологии в том, что сама доска может быть сделана из любого материала. На лазерную доску можно вешать плакаты и работать поверх них. Принципиальный недостаток лазерной технологии — учитель или ученик может случайно перекрыть луч лазера, в результате чего процесс измерения координат нарушается. Лазерные ЭИД выпускает компания PolyVision.
Ультразвуковая/инфракрасная технология запатентована под названием eBeam. Электронный маркер испускает одновременно и ИК-свет, и ультразвук. Размещенные по углам доски ИК-датчик и ультразвуковые микрофоны принимают сигналы. Основной недостаток ультразвуковой/инфракрасной технологии тот же, что и у электромагнитной и лазерной — необходимо использовать специальный электронный маркер. Ультразвуковые/инфракрасные ЭИД производят компании Hitachi, Panasonic.
Таким образом, электронная доска является тем средством обучения, которое за счет многообразия своих технологий способствует росту эффективности образовательного процесса. ЭИД повышает наглядность обучения, учебно-познавательную мотивацию; создает условия для включения визуальной, аудиаль-ной и кинестетической модальностей обучения; обеспечивает организацию интерактивного обучения.
№ 1, 2013
список
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брыксина, О. Ф. Интерактивная доска на уроке. Как оптимизировать образовательный процесс / О. Ф. Брыксина. — Волгоград : Учитель, 2011. — 111 с.
2. Голодов, Е. А. Интерактивная доска в школе / Е. А. Голодов, И. В. Троцкая, В. Е. Бельченко. — Волгоград : Учитель, 2010. — 86 с.
3. Степанова, М. И. Интерактивные доски изнутри [Электронный ресурс] / М. И. Степанова // Директор школы. — 2010. — № 4. — Режим доступа: http://www.schooldesk.ru/article_info.php? articles id=31.
Поступила 11.09.12.
УДК 025.4.036:004
НОРМАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВУЗА
Е. В. Полутина (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
В статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты, этапы и стадии проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем в учебном процессе.
Ключевыге слова: автоматизированные библиотечно-информационные системы; проектирование; авторское право; интеллектуальная собственность.
Социальная значимость информации и способы обращения с нею, характерные для настоящего времени, были обусловлены технико-технологическими, экономическими, культурными факторами, сложившимися во второй половине ушедшего столетия. Это — возникновение и интенсивное развитие электронновычислительной техники, быстро конвергировавшей с техникой средств связи, усложнение технических, экономических, социальных структур и соответственно процессов переработки информации, требующейся для функционирования таких структур, трудности управления большими системами, возрастание объемов и общественного значения всех видов социальной информации — от научно-технической до массовой, формирование информационной индустрии, охватывающей такие отрасли, как производство электроники и выпуск кинофильмов.
Появление и широкое распространение персональных компьютеров, доступных непрофессиональному пользователю,
мобильная телефонная связь, компьютерные сети и Интернет — информационно-технологический символ эпохи — привели к революционным изменениям в профессиональной деятельности, сфере образования, повседневной жизни миллионов людей.
Использовать на благо людей возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникационными технологиями, — таков основной пафос официальных стратегий и программ развития информационного общества, принимаемых правительствами разных стран, международными объединениями, органами управления в регионах [2, с. 20].
Сеть Интернет является наиболее значительной из всех новых информационных технологий. Единственная сущностная функция Интернета — передача информации, остальные его функции следуют из нее. Этим обусловлена особенность отношений, возникающих посредством Интернета: все они тесно связаны с передачей информации.
© Полутина Е. В., 2013 93