Научная статья на тему 'Электромагнитный фон городских территорий диапазона промышленных частот'

Электромагнитный фон городских территорий диапазона промышленных частот Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
400
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Колесник Анатолий Григорьевич, Колесник Сергей Анатольевич, Бородин Александр Семенович, Шошин Евгений Леонидович, Федичев Максим Анатольевич

Определен спектральный состав вариаций магнитной составляющей электромагнитного фона городской среды обитания и характер его изменчивости в салонах электротранспорта в диапазоне частот от 2 до 200 Гц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Колесник Анатолий Григорьевич, Колесник Сергей Анатольевич, Бородин Александр Семенович, Шошин Евгений Леонидович, Федичев Максим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

electromagnetic background in ranee of industrial frequencies for urbanized territories

In the lead research the spectral structure of variations of a magnetic component of an electromagnetic background of a city inhabitancy and character of his variability in interiors of electrical transport in a range of frequencies from 2 to 200 Hz is determined.

Текст научной работы на тему «Электромагнитный фон городских территорий диапазона промышленных частот»

№ 297

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Апрель

2007

ФИЗИКА

УДК: 504.064:537.612

А.Г. Колесник, С.А. Колесник, А.С. Бородин, Е.Л. Шошин, М.А. Федичев

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФОН ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ДИАПАЗОНА

ПРОМЫШЛЕНЫХ ЧАСТОТ

Определен спектральный состав вариаций магнитной составляющей электромагнитного фона городской среды обитания и характер его изменчивости в салонах электротранспорта в диапазоне частот от 2 до 200 Гц.

Как показали эпидемиологические исследования, продолжительное пребывание людей в повышенном электромагнитном поле (ЭМП) промышленного диапазона частот приводит к негативным последствиям для здоровья человека. Поскольку источники этих полей, имеющие в основном антропогенное происхождение, крайне разнообразны и сосредоточены, как правило, на урбанизированных территориях, то актуальным является мониторинг ЭМП окружающей среды в местах массового пребывания людей и определение его основных характеристик.

Известно, что линии электропередач, потребители энергии промышленной частоты, а также электротранспорт являются мощными источниками магнитного поля КНЧ диапазона. При этом магнитная индукция (МИ), создаваемая этими источниками, существенно зависит от режима их эксплуатации [1, 2]. Поскольку систематические исследования электромагнитного окружения, создаваемого такими техногенными источниками, только начинаются, представляется актуальным не только оценка эффективных значений магнитной индукции для типичных источников в широких диапазонах частот, но и определение спектральных характеристик генерируемых ими ЭМП. Этот ракурс исследований принципиально важен также с точки зрения различной биологической эффективности влияния ЭМП разных частотных диапазонов на человека [3-5].

Целью данного исследования является определение спектрального состава пространственных и временных вариаций магнитной составляющей электромагнитного фона в диапазоне частот от 2 до 200 Гц, создаваемого совокупностью всех источников на урбанизированной территории.

Аппаратура и методика исследования

Регистрация значений компонент МИ проводилась в различных районах г. Томска и г. Сургута, а также в салонах городского электротранспорта (трамвай и троллейбус).

Пространственные карты электромагнитного загрязнения в диапазоне промышленных частот получены на автоматизированном измерительном комплексе, который состоит из: персонального компьютера, трех тестеров магнитной индукции (ТМИ-01, Центр физического приборостроения ИОФ РАН), выносной платы аналогоцифрового преобразователя (АЦП) (Ь-саМ Е-330, ЗАО «Л-КАРД»), прибора определения местонахождения

(GPS), мобильного персонального компьютера и уникального программного обеспечения. Измерения проводились в движении на автомобиле со скоростью порядка 20 км/ч, привязка к координатам местности осуществлялась с помощью GPS-навигатора. Регистрируемые данные оцифровывались и записывались на жесткий диск компьютера. Период каждого измерения составлял 2 с с интервалом дискретизации 250 мс, после чего по каждой компоненте проводилось спектральное преобразование Фурье и вычислялся модуль магнитной индукции на промышленных частотах.

Для измерения составляющих магнитного поля в салонах электротранспорта использовался аналогичный автоматизированный комплекс, позволяющий регистрировать значения трех ортогональных компонент МИ. Для верификации источника переменных ЭМП в салонах электротранспорта комплекс был оснащен датчиком инфразвукового давления. Аналого-цифровое преобразование данных осуществлялась с частотой дискретизации 400 Гц и разрядностью 12 бит. Оцифрованные данные записывались на магнитный накопитель мобильного компьютера. Полученные непрерывные записи данных, по длительности соответствующие времени измерений (от получаса до трех часов) в том или ином месте, разбивались на последовательности 3-минутных интервалов, по которым проводилось прямое преобразование Фурье для каждой пространственной компоненты вектора магнитного поля, вычислялся амплитудный спектр модуля МИ и оценивались различные статистические характеристики его эмпирических распределений.

Результаты исследования

В результате спектральной отработки было выявлено, что максимальный уровень ЭМП фона находится на частоте 50 Гц и ее кратных гармониках. На рис. 1, 2 представлены карты электромагнитной обстановки южного района г. Томска и центральной территории г. Сургута на этой частоте. Разрядная сетка - клетки по долготе соответствуют 0,5 км и по широте - 0,5 км для г. Томска и 1 км для г. Сургута. Эксперименты показали, что электромагнитное загрязнение имеет крайне неоднородный характер, зависящий от расположения основных источников, при этом уровень магнитной составляющей электромагнитного загрязнения в определенных местах города в тысячи раз превышает уровень естественного фона.

Рис. 1. Карта электромагнитного загрязнения южного района г. Томска

Для анализа полученной карты электромагнитного загрязнения использовались ГИС технологии, было проведено сопоставление полученных данных с картой расположения электрических сетей и трансформаторных подстанций. Обращая внимание на корреляцию изменений магнитного поля с расположением линий передач, следует отметить, что наибольший уровень ЭМП наблюдается под линиями высоковольтных передач, вблизи кабельных сооружений. Этот уровень ЭМП в г. Томске достигает значения по магнитной составляющей 2500 нТл, что соответствует более 800 В/м по электрической составляющей, а в г. Сургуте - более 600 нТл, в некоторых местах до 1000 нТл, что соответствует более 500 В/м по электрической составляющей. Предельно допустимый уровень ЭМП в этом диапазоне частот составляет 500 В/м. Получается, что в большей половине Южного округа г. Томска и только в некоторых местах г. Сургута уровень ЭМП находится за границами предельно допустимых норм. Относительно низкие значения электромагнитного загрязнения г. Сургута обусловлены тем, что силовые коммуникации расположены под землей.

Как и следовало ожидать, амплитудно-частотное распределение среднего значения модуля МИ вблизи (десятки метров) основных источников (линии электропередач, трансформаторы распределительных подстанций, потребители энергии промышленной частоты) характеризуется присутствием трех основных мод на частотах 50, 100 и 150 Гц, с максимумом на основной гармонике, причем в зависимости от характера искажения сигнала возможно различное соотношение амплитуд гармоник (рис. 3). Амплитуда МИ на промышленной частоте в пределах основных транспортных маги-

стралей г. Томска варьирует от единиц до 2500 нТл, что определяется совокупностью известных факторов [1], а амплитуда МИ зависит от присутствия нелинейных преобразователей энергии, нагрузки на силовую сеть и соответственно связана со степенью и характером искажения формы сигнала на частоте 50 Гц. При этом вертикальная компонента, как правило, существенно превышает горизонтальные составляющие МИ.

В отличие от спектрального состава ЭМП окружающей городской среды, амплитудно-частотные характеристики МИ в салонах электротранспорта, работающего на постоянном токе, существенно сложнее. Суперпозиция полей от внешних источников, мимо которых движется транспорт, внутренних, связанных с работой его электромеханических узлов, а также модуляция последних особенностями режимов движения (разгон, торможение) приводят к выраженным аддитивным компонентам в амплитудном спектре вариаций модуля МИ (рис. 4, 5).

Наиболее высокий уровень МИ наблюдается в диапазоне 2-6 Гц с максимумом на частоте порядка 2,6 Гц и резким экспоненциальным спадом уровня к 6 Гц. Кроме того, присутствуют участки, имеющие выраженные моды МИ в диапазонах 29-45, 93-97, 166-170 Гц, а также составляющая промышленной частоты и ее гармоники. Анализ изменчивости спектрального распределения модуля МИ за все время движения по маршруту (рис. 6, где N - номер трехминутного интервала) показал, что максимум значений амплитуд в этих диапазонах изменяется в зависимости от режима работы транспортного средства и местоположения его относительно внешних источников МИ. Вариации МИ в диапазоне частот от 2 до 30 Гц

при этом, по данным кросскорреляционного анализа значно связаны с работой внутренних электромеханиче-данных от магнитных и инфразвуковых датчиков, одно- ских узлов электротранспорта.

Л

Киртбая / 1 / ё ч

режный 1> Чеховг Н и? е СфТЮГвНСК 1 эе шоссе тфсоюзов * V

1 | / - <>» П>; Я нинуэ } X 44^ к**. Быстр и иска нра ^Зр йеЧ п я обеды 1II1 »г! ^ ■ ■ 1

Наб1ф а' ГЩ1- ежныи у, ’ *• , Г! | V " Й льса Пролетарски^ „ ; га я й к <о г X А 9 1 £ £

нТл ■ 600 •Д > 1 *4, 2 £ ¿V Энтузиастов Кон § ^ г 1_ СОМ*) льски» /ГчЧ | /Л ‘I

■ 450 1 300 | 150 0 Т1елик Карамова » I — г

Рис. 2. Карта электромагнитного загрязнения в г. Сургуте

1 2400 2200 -2000 1000 161X1 1400 1200 1000 ООО 600 400 200

г 1

200 Г, Гц,

Рис. 3. Характерный амплитудный спектр модуля МИ окружающей среды вблизи высоковольтных линий электропередач

Рис. 4. Типичное амплитудно-частотное распределение модуля МИ в салоне троллейбуса

Рис. 5. Типичное амплитудно-частотное распределение модуля МИ в салоне трамвая

Рис. 6. Вариации амплитудного спектра модуля МИ в диапазоне 2-6 Гц во время движения троллейбуса

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Спектральная плотность мощности МИ на урбанизированных территориях сосредоточена в основном на промышленной частоте и ее гармониках и изменяется на порядки величины в зависимости от характера источников и их локализации.

2. МИ промышленной частоты в электротранспорте имеет небольшую амплитуду относительно окру-

жающей среды и изменяется, в зависимости от месторасположения в городе, в пределах от десятков до сотен нТл.

3. Спектр вариаций модуля МИ в салоне электротранспорта имеет наиболее выраженную моду в диапазоне от 2 до 6 Гц. В различных режимах работы электротранспорта максимальная амплитуда МИ в этом диапазоне частот изменяется от сотен до тысяч нТл.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев Ю.Г., Григорьев О.А., Степанов В.С., Пальцев Ю.П. Электромагнитное загрязнение окружающей среды и здоровье населения

России // Электромагнитное загрязнение окружающей среды и здоровье населения / Под ред. А.К. Демина. М.: Изд-во Российской Ассоциации общественного здоровья, 1997. С. 10-76.

2. Шевель Д.М. Электромагнитная безопасность. К.: ВЕК+; НТИ, 2002. 432 с.

3. Птицина Н.Г., Виллорези Дж., Дорман Л.И. и др. Естественные и техногенные низкочастотные магнитные поля как факторы, потенциально

опасные для здоровья // Успехи физических наук. 1998. Т. 168, № 7. С. 765-791.

4. Гичев Ю.П., Гичев Ю.Ю. Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Аналит. обзор / CO РАН. ГПНТБ. Сер. «Экология».

Вып. 52. Новосибирск, 1999. 90 с.

5. Бородин А.С., Колесник А.Г. Медико-биологические аспекты воздействия электромагнитного фона в диапазоне крайне низких частот // Ре-

гиональный мониторинг атмосферы. Ч. 5: Электромагнитный фон Сибири / Отв. ред. М.В. Кабанов. Томск: Изд-во Института оптики атмосферы СО РАН, 2001. С. 215-262.

Статья представлена научно-редакционным советом журнала, поступила в научную редакцию «Физика» 11 декабря 2006 г., принята к печати 18 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.