Научная статья на тему 'Электромагнитное излучение как сопутствующий фактор в процессе эксплуатации авиационной техники'

Электромагнитное излучение как сопутствующий фактор в процессе эксплуатации авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
824
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ГА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ АТ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Мерзликин Игорь Николаевич

В статье освещены некоторые аспекты негативного воздействия ЭМИ на человека при работе с ГСМ, представлены способы снижения риска от этих воздействий и обеспечения безопасности пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Мерзликин Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMP AS AN INCIDENTAL FACTOR IN THE OPERATION OF THE AT

This article presents some aspects of the negative impact of EMP on human in the modern world the ways of reducing the risk of these effects and safety of users.

Текст научной работы на тему «Электромагнитное излучение как сопутствующий фактор в процессе эксплуатации авиационной техники»

УДК 629.735

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ КАК СОПУТСТВУЮЩИЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

И.Н. МЕРЗЛИКИН

Статья представлена доктором технических наук, профессором Коняевым Е.А.

В статье освещены некоторые аспекты негативного воздействия ЭМИ на человека при работе с ГСМ, представлены способы снижения риска от этих воздействий и обеспечения безопасности пользователей.

Ключевые слова: безопасность, горюче-смазочные материалы, электромагнитное излучение, производство, ГА, эксплуатация АТ.

Важными показателями в работе предприятий ГА, в частности аэропортов, является обслуживание зданий, сооружений и непосредственно воздушных судов (ВС).

Обеспечение авиационной безопасности - одна из ключевых задач современной авиации.

Отдельное место в технологической цепочке производства и эксплуатации АТ занимает работа с ГСМ. Службой ГСМ осуществляется эксплуатация технических средств приема, слива, хранения, очистки, дозирования, выдачи, заправки ГСМ и их техническое развитие, направленное на повышение безопасности полетов, своевременную разгрузку транспортных средств, количественную и качественную сохранность ГСМ, постоянную готовность объектов ГСМ к топ-ливообеспечению авиационной техники. Ведется разработка текущих и перспективных планов механизации, автоматизации и модернизации объектов ГСМ, развитие форм и способов топли-вообеспечения, а также лабораторной базы по контролю качества ГСМ. Одной из основных задач службы ГСМ является обеспечение безопасных условий работы путем выполнения требований нормативно-технической документации и руководящих документов по выполнению лабораторного и аэродромного контроля качества при приеме, хранении и выдаче ГСМ, его очистке, дозированию противообледенительных присадок и организации заправки ВС.

При работе на складах ГСМ и спецжидкостей на специалиста может воздействовать целый ряд опасных и вредных производственных факторов, в том числе повышенный уровень статического электричества и электромагнитных излучений. Также особое внимание при работе с ГСМ следует обратить на тепловое излучение. Необходимо исключить пороговую интенсивность теплового действия во избежание воспламенения ГСМ.

Для того чтобы оценить текущее состояние безопасности и охраны труда на объекте топли-вообеспечения, необходимо выявить уровень опасных и вредных производственных факторов, действующих на данном рабочем месте, превышающих установленные ПДУ. То есть при разработке отдельных технологических операций авиатопливообеспечения следует предусматривать оптимальные режимы работы оборудования, обеспечивающие:

1) согласованность и безопасность выполнения технологических операций;

2) ритмичность процессов обслуживания;

3) предотвращение создания аварийных ситуаций и возникновения открытого пламени, искрений, взрывов или пожаров;

4) исключение воздействия опасных и вредных производственных факторов на авиапассажиров и окружающую среду;

5) исправную работу технологического оборудования и средств защиты технического персонала в течение сроков, установленных соответствующей нормативно - технической документацией.

В технологических процессах авиатопливообеспечения должны предусматриваться системы управления и контроля, которые позволяют защищать работающих или осуществлять аварийное отключение производственного оборудования либо его остановку при выполнении технологических операций с ГСМ (прием, хранение, транспортирование, отпуск на заправку, зачистка резервуаров от остатков нефтепродуктов, контроль качества). При невозможности технического решения защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов должны быть применены соответствующие организационные меры. При возникновении аварийных ситуаций работу следует прекратить и принять меры к их устранению. Продолжать работу необходимо только после полной ликвидации причин и условий, вызвавших аварийную ситуацию.

Производственное оборудование, применяемое на складах ГСМ, приспособления по обеспечению безопасности производства работ должны соответствовать требованиям государственных стандартов (ГОСТ).

При работе с ГСМ применяются средства коллективной и индивидуальной защиты.

К средствам коллективной защиты относятся средства:

1) нормализации воздушной среды и освещения производственных помещений и рабочих мест;

2) защиты от инфракрасных, ультрафиолетовых, электромагнитных, лазерных излучений;

3) защиты от магнитных и электрических полей, шума, вибрации, ультразвука, электрического тока, статического электричества, высоких и низких температур окружающей среды;

4) от воздействия механических химических и биологических факторов.

Средства индивидуальной защиты применяют в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно - планировочными решениями и средствами коллективной защиты.

К средствам индивидуальной защиты относятся средства защиты тела, головы, рук, ног человека, а также органов дыхания, зрения, слуха от механических, химических, физических, термических и других воздействий. Ими являются спецодежда (куртка, брюки или комбинезон), изолирующие костюмы, белье, спецобувь, головные уборы, перчатки, рукавицы, фартуки, противогазы, респираторы, защитные очки, противошумные шлемы, защитные мази и пасты для кожи, предохранительные пояса, а также средства защиты от воздействия электрического тока -диэлектрические перчатки, изолирующий инструмент.

Инженерно - технический персонал служб ГСМ должен обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, соответствующими требованиям, установленным государственными стандартами, и по действующим нормам утверждаемыми в соответствии с законодательством.

Особое внимание при работе с ГСМ уделяется защите от воздействия электрического тока. Следует помнить, что причинами электрических травм при осуществлении топливообеспечения являются:

1) случайное прикосновение к открытым токоведущим проводникам;

2) ошибочная подача напряжения во время ремонтов и осмотров электросетей и электроустановок;

3) прикосновение к металлическим корпусам электроустановок и других конструкций, оказавшимся под напряжением вследствие повреждения или пробоя изоляции.

Защиту от неблагоприятного биологического действия электромагнитных полей (ЭМП), встречаемых при работе с ГСМ, предлагается строить по трем основным направлениям:

- организационные мероприятия;

- инженерно-технические мероприятия;

- лечебно-профилактические мероприятия.

К организационным мероприятиям по защите от действия ЭМП относятся: выбор режимов работы излучающего оборудования, обеспечивающего уровень излучения, не превышающий предельно допустимый, ограничение места и времени нахождения в зоне действия ЭМП (защита расстоянием и временем), обозначение и ограждение зон с повышенным уровнем ЭМП.

Защита временем применяется, когда нет возможности снизить интенсивность излучения в данной точке до предельно допустимого уровня. При определении предельно допустимых уровней (ПДУ) предусматривается зависимость между интенсивностью плотности потока энергии и временем облучения.

Защита расстоянием основывается на снижении интенсивности излучения, которое обратно пропорционально квадрату расстояния, и применяется, если невозможно ослабить ЭМП другими мерами, в том числе и защитой временем. Защита расстоянием положена в основу зон нормирования излучений для определения необходимого разрыва между источниками ЭМП и жилыми домами, служебными помещениями и т.п.

Динамика производственного роста подразумевает совершенствование систем управления технологическими процессами промышленной безопасности в структуре предприятий.

Работа в сфере ГА строится с учетом системного анализа существующих способов защиты, обеспечивающих производственную безопасность, а также активного создания новых технологий и методов обеспечения безопасности и их внедрения в процесс эксплуатации АТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Литвинов А. А. Основы применения горюче-смазочных материалов в ГА. - М.: Транспорт, 1987.

2. ГОСТ Р 52906-2008. Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования.

3. Об утверждении правил по безопасности и охране труда на объектах топливообеспечения предприятий гражданской авиации: Приказ Комитета гражданской авиации от 19.11.2004 № 229.

4. Мерзликин И.Н., Феоктистова О.Г. Разработка методики оценки электромагнитного излучения в целях повышения безопасности на авиапредприятиях // Гагаринские чтения: XXXIV международная молодежная научная конференция. - М.: МАТИ, 2008.

EMP AS AN INCIDENTAL FACTOR IN THE OPERATION OF THE AT

Merzlikin I.N.

This article presents some aspects of the negative impact of EMP on human in the modem world the ways of reducing the risk of these effects and safety of users.

Key words: safety, CA exploitation, EMC, fuels and lubricating materials.

Сведения об авторе

Мерзликин Игорь Николаевич, 1985 г.р., окончил МГТУ ГА (2007), старший преподаватель кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор 10 научных работ, область научных интересов - инженерная экология, медицина, безопасность технологических процессов и производств, безопасность в чрезвычайных ситуациях, экологические последствия аварий (катастроф).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.