ЭКО. - 2012. - №7
КРАСС М.С.
В статье рассмотрены проблемы развития генерации электроэнергии, в том числе ее инновационной составляющей, а также обсуждаются аспекты новой энергетической доктрины России.
Ключевые слова: инновационная экономика, энергетика, энергосбережение, инновационные технологии, экология, мини-станции, когенерация, энергетическая доктрина, экономическая стратегия
Электроэнергетика в экономике России
М.С. КРАСС, доктор физико-математических наук, Финансовый университет при правительстве РФ, Москва. E-mail: vurga@mail.ru
Краткая характеристика энергетики России
Электростанции, с учетом отпуска ими тепла, вырабатывают около 15% потребляемой в нашей стране энергии; их общая мощность - около 175 ГВт: ТЭС - 9%, ГЭС - 4, АЭС - 2% (66%, 18 и 16% электроэнергии соответственно).
Электроэнергетика потребляет 275 млн т у .т., из них 77% приходится на европейскую часть (включая Урал) и 23% - на Сибирь и Дальний Восток. Тепловые электростанции европейской части работают преимущественно на газе (81,2%), за Уралом основным топливом является уголь (81,5%). Всего в России 13 крупных ТЭС мощностью от 2000 МВт; их суммарная мощность - 34500 МВт1. Возраст этих энергопроизводств составляет 20-40 лет. Многие силовые агрегаты морально устарели и выработали большую часть своего ресурса, их КПД невысок, и потому генерация электроэнергии на них затратна.
В России 14 крупных гидроэлектростанций общей мощностью 34 тыс. МВт. Это равнинные ГЭС, с большими водохранилищами, сооруженные в СССР 23-45 лет тому назад. Ресурс многих гидроагрегатов близок к исчерпанию.
Согласно проекту «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.» предусмотрено увеличение производства электроэнергии на АЭС в 4 раза. В России парк АЭС включает 31 энергоблок (США - 103; Франция - 59, Япония - 55). Общая мощность энергоблоков на 10 действующих АЭС
1 URL: http://www/raexpert/ru/researches/energy/electroenerg 1999/part 1 2/
России - 23243 МВт. Все АЭС также построены еще в СССР, и их мощности нуждаются в обновлении.
Мировые лидеры в производстве ядерной электроэнергии (млрд кВт^ч/год): США - 788,6, Франция - 426,8, Япония -273,8, Германия - 158,4 и Россия - 154,72.
Доля России на мировом рынке строительства АЭС - около 20%; есть предпосылки для ее увеличения, причем как по модернизации и продлению ресурса уже существующих энергоблоков, так и по строительству новых3.
Завершены или находятся в стадии проектной подготовки 7 проектов АЭС: Нижегородская, Плавучая, Калининградская (Балтийская), Северская, Тверская, Южно-Уральская, Костромская. Строительство семи АЭС по утвержденным проектам было остановлено. Была прекращена и эксплуатация ряда АЭС: Обнинской, Сибирской, а также Чернобыльской (Украина), Игналинской (Литва).
Политика производства электроэнергии в России
Структура энергетики России полностью унаследована от СССР. Энергетическая доктрина тех лет предусматривала опережающее развитие производства энергии. Ныне энергетические ведомства (в том числе и Росатом) придерживаются схожей энергетической политики.
По-прежнему декларируется принцип опережающего производства электроэнергии, подтвержденный в 2005 г. главой РАО «ЕЭС» А.Б.Чубайсом. Основной довод - это грядущий дефицит электроэнергии; величина которого, по разным оценкам, для инерционного сценария развития при пассивном выбывании устаревших энергоблоков прогнозируется от 171 до 225 ГВт. Однако потребление электроэнергии в производственной сфере страны существенно снизилось в связи с падением объемов производства, и на ряде крупных электростанций энергоблоки загружены лишь частично (некоторые вообще остановлены). Кроме того, дефицит во многом предопределен снижающейся производительностью устаревших
2 Иванов А.С, Матвеев И.Е. Мировой энергетический рынок на рубеже 20072008 гг.: параметры, тенденции, проблемы//Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - № 8.
3 URL: http://www.atomstroyexport.ru/nuclear_market/prospects/
производственных мощностей и потребностями старых и затратных технологий страны, и в перспективе при переходе к ресурсосберегающим технологиям угроза глобального дефицита энергии представляется сомнительной.
Стратегия же опережающего централизованного производства энергии ведет к затратности экономики. Обеспечение множества потребителей от крупных станций порождает необходимость передачи энергии на длинные расстояния. В электроэнергетике это дает жизнь еще одной отрасли - строительству ЛЭП и большого числа силовых подстанций. В них теряется до 20% генерируемой электроэнергии; еще больше потери в протяженных теплоцентралях. Риски возникновения нештатных и аварийных ситуаций в таких энергосистемах особенно велики при резких погодных изменениях, что приводит к неустойчивости их функционирования. К тому же огромные комплексы, генерирующие электрическую и тепловую энергию, вместе с изношенными тепловыми коммуникациями ЖКХ отрицательно влияют на экологию. Отчуждаются и загрязняются значительные земельные площади, повышенный фон электромагнитного излучения негативно сказывается на здоровье людей; масштабный техногенный нагрев атмосферы и охлаждающих водоемов (особенно АЭС), а также испарение воды с гигантских зеркал водохранилищ равнинных ГЭС приводят к антропогенным климатическим изменениям.
Сейчас на всех уровнях законодательной власти активно лоббируется финансирование из госбюджета дорогостоящих проектов «энергетических монстров», стоимостью 200-400 млрд руб. На строительство крупных ТЭС и ГЭС уходит 6-8 лет, АЭС - до 10-12 лет4, сроки окупаемости составляют 8-10 лет. Такая политика ведет к возрождению эры энергетических «долгостроев» и направлена, как и в эпоху СССР, на обеспечение экстенсивного (затратного) развития экономики.
Цена электроэнергии в России увеличивается на 17-20% в год. Даже на официальном уровне признается, что при сохранении действующих тенденций в электроэнергетике российскую экономику через несколько лет ожидает коллапс. Тем
4 и^: http://www.energoacademy.ш/ш/index.php?PAGE_CODE-MAGAZЩE& TAGE TYPE-M&aгticle id-177
не менее, согласно существующей энергетической доктрине, огромные инвестиции из бюджета должны быть направлены в дорогостоящие проекты источников генерации электроэнергии большой мощности с дорогими и затратными технологиями их обслуживания.
Энергетика и рациональное потребление ресурсов
Обратимся к основам инновационной экономики - рациональному потреблению ресурсов и энергетике. Для России с ее низкопроизводительными технологиями (прежде всего -в энергетике и ЖКХ) характерны низкие значения показателя отношения объема произведенной продукции к объему использованных ресурсов
Существенным показателем качества экономики является энергоемкость (энергетические затраты на единицу конечной продукции) - величина, обратная S. Макроэкономический показатель энергоемкости - это число петаджоулей, затраченных на производство продукции в 1 млрд долл. ВНП (1 ПДж = 1015 Дж=106 ГДж). Данные официальной статистики свидетельствуют о технологической отсталости России: по энергоемкости экономики она в разы «опережает» все развитые и некоторые развивающиеся страны. Относительная величина энергопотребления (1^) (показатель Японии=1) составляет в Германии - 1,6, Англии - 1,8, США - 2,75, Южной Корее -2,7, Бразилии - 3,4, а в России - 11,0.
В этом кроется основная причина как неконкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках, так и плохой экологии в стране.
Основой инновационной экономики является ресурсосбережение, прежде всего - энергосбережение. В ноябре 2009 г. было принято постановление правительства России о необходимости снижения энергопотребления на 40% путем внедрения новых сберегающих технологий. Однако это постановление не было подкреплено экономической стратегией и политикой и вошло в противоречие с существующей инфраструктурой, поэтому работает крайне плохо (последнее было признано в выступлении В.В. Путина 21 июня 2010 г. на заседании Президиума правительства). Технологии малой энергоемкости - это вынужденная необходимость
в условиях дорожающих природных энергоресурсов, ужесточения экологических стандартов в западных странах и обострения конкуренции на рынках новых технологий.
Но политика ресурсосбережения противоположна ведомственной энергетической политике опережающего наращивания дорогостоящего энергопроизводства. В ближайшей перспективе целесообразно не спешить увеличивать в разы объемы генерации энергии, а снизить в разы энергопотребление за счет разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий. Соответствующая экономическая политика должна поддерживаться решительными мерами: радикальное перераспределение государственных инвестиций в сторону создания сберегающих высокопроизводительных технологий (и, прежде всего - в производстве электроэнергии); налоговые бонусы и беспроцентные кредиты на внедрение и использование этих технологий; запретительные меры по использованию грязных и потому затратных технологий и техники; повышение экологических штрафов и налогов на три-четыре порядка (сегодня в России они возмутительно малы - в отличие от западных стран).
Назрела необходимость разработки новой энергетической доктрины России с учетом приоритета энергосберегающих технологий и выработки предложений по совершенствованию и реформированию электроэнергетики. Предназначение ее -повышение конкурентоспособности отрасли и эффективности генерации электроэнергии в соответствии с основными положениями инновационной экономики.
Тенденции мировой энергетической политики
Проанализируем тенденции развития энергетики (в частности, генерации электроэнергии). В развитых странах первоочередными считаются требования ресурсосбережения и необходимость разработки принципиально новых технологий в производственной сфере. Вряд ли можно представить себе сохранение приемлемой экологии, если основной способ генерации электроэнергии и энергоснабжения остается прежний - гигантские производственные системы с коммуникациями протяженностью в сотни и тысячи километров и огромными промплощадками.
В развитых странах это уже осознали, и потому их экономическая политика в области производства энергии и энергообеспечения заметно меняется. Совсем недавно Норвегия, а затем и Германия отказались от строительства уже запроектированных АЭС. С 2020 г. Германия намерена отказаться от дорогостоящей эксплуатации АЭС. В Голландии законодательно запрещены энергетические коммуникации большой протяженности. Немаловажным фактором явилась трагедия в марте 2011 г. в Японии, наглядно показавшая уязвимость АЭС для природных катаклизмов и высокие риски долгосрочных негативных последствий их эксплуатации.
Усовершенствование системы безопасности АЭС обойдется Европейскому союзу не менее чем в 60 млрд евро. Поэтому предпочтение там отдается гораздо более дешевым и надежным источникам генерации энергии: это мини-ТЭС мощностью всего в несколько мегаватт (в скандинавских странах это еще и мини-ГЭС), привязанные непосредственно к по-требителю5. Интересны результаты сопоставления себестоимости генерации энергии для различных типов электростанций в России: для крупных ТЭС и АЭС цена за 1 кВт^ч ныне около 3 руб., тогда как для разных типов мини-ТЭС она в несколько раз ниже. Аналогично обстоит дело и с эксплуатационными расходами в пересчете на единицу продукции. При этом сроки ввода в эксплуатацию мини-ТЭС обычно не превышают одного года; кроме того, отпадает необходимость в дорогостоящих ЛЭП и большом числе силовых подстанций. Снижаются почти до нуля риски чрезвычайных ситуаций в передаче электроэнергии.
Приведем несколько впечатляющих цифр расчета эффективности инвестиций в проект мини-ТЭС мощностью до 12 МВт стоимостью до 100 млн руб. с поэтапным вводом мощности генерации электроэнергии, при ставке дисконтирования i = 19% для разных вариантов по стоимости технологической линии:
- объем производственного помещения - всего 60-12-6 м = 5800 м3 с общей площадью промплощадки не более 1000 м2 (0,001 км2);
- чистый приведенный доход = 16 - 157 млн руб.;
- индекс рентабельности = 1,62 - 5,0;
5 И^: http://www.aerkom.ru/miniTES/
- норма рентабельности = 14 - 65%;
- период окупаемости проекта = 1,5 - 3 года;
- коэффициент эффективности проекта = 70 - 250%.
Приведенные цифры значительно превосходят аналогичные характеристики для проектов крупных ТЭС и АЭС. Например, за 200 млрд руб. можно построить не менее 2000 ми-ни-ТЭС с суммарной мощностью до 20000 МВт, что в 4-5 раз превышает мощность одной крупной электростанции с той же стоимостью проекта. При этом общая площадь промпло-щадок мини-ТЭС - всего около 2 км2; энергопотери в сетях практически отсутствуют; воздействие на окружающую среду на порядки ниже. Кроме того, негативные последствия возможных чрезвычайных ситуаций на мини-станциях намного слабее, чем на крупных энергетических объектах, в том числе и для потребителей. Для основной массы мелких и средних потребителей на больших пространствах России вполне приемлемо энергоснабжение от мини-источников.
Разумеется, экономике России необходимы и технологии большой энергоемкости, требующие мощных источников энергии и протяженных коммуникаций (мегаполисы, производство алюминия и стали, сталепрокатные производства, крупные аэропорты и космодромы, объекты оборонного значения, энергообеспечение железных дорог, поставки электроэнергии за рубеж). Например, синхронное возобновление строительства Нижне-Бурейской ГЭС и космодрома Восточный в Амурской области вполне оправданно. Вместе с тем имеющихся на крупных ТЭС, ГЭС и АЭС генерирующих мощностей вполне достаточно для удовлетворения потребностей большинства действующих и планируемых энергоемких объектов; обновление мощностей обойдется бюджету страны во много раз дешевле, нежели возведение новых.
Сейчас рынок в своей оценке перспектив бизнеса обращает большое внимание на энергозависимость централизованного характера. Проблемы снабжения электроэнергией компании «eBay», занимающейся организацией интернет-аукционов, мгновенно уменьшили её рыночную капитализацию на 20%. Всем памятны масштабные аварийные отключения электричества, некоторое время назад сеявшие панику в городах США, Канады и ряда европейских стран. Помимо шока и моральных травм граждан, их последствиями стали серьезные убытки
корпораций (для компаний США и Канады во время В!аско1Л-2003 они составили 6 млрд долл.). Аналогичная картина наблюдалась во время аварийного отключения электроэнергии в Москве в мае 2005 г. Не стали исключениями и необычно жаркое лето 2010 г. и аномально холодная зима 2011 г. за рубежом и в России. Участившиеся аномалии климата привели к росту рисков функционирования электросистем большой мощности и протяженных коммуникаций.
В перспективе мини-ТЭС и мини-ТЭЦ будут основными массовыми источниками относительно недорогой электрической и тепловой энергии. По приближенным оценкам, они могут обеспечить только электроэнергией до 150-200 ГВт мощности; при этом децентрализация и диверсификация генерации энергии значительно снизят риски энергообеспечения.
Когенерация энергии
Цены на электроэнергию в России приближаются к западным уровням, а в некоторых регионах уже превысили их. Например, в Москве тариф на 2011 г. для населения составляет 3,8 руб./кВт^ч, или около 13 центов/кВт^ч; для предприятий -6-8 руб./кВт^ч. Энергосбыт официально предупреждает: чтобы обеспечить 100%-ю оплату без субсидий, необходимо увеличивать указанную цифру в разы. Это - следствие функционирования громоздкой и малоэффективной инфраструктуры энергетики с ее многоуровневой вертикально-дивизиональной структурой и затратными технологиями производства и передачи энергии. Для сравнения: в США аналогичный тариф -11,5 центов/кВт^ч для населения при больших различиях в душевых доходах между нашими странами; для промышленности тариф - всего 6,5 центов/кВт^ч (2 руб./ кВт^ч).
Вопрос, который ныне интересует потребителей, - насколько дешевле себестоимость производства собственной электроэнергии по сравнению с ее покупкой в энергосбыте, особенно в свете роста цен на природный газ. Сегодня когенерация энергии становится значимым фактором в экономике.
Относительно невысокая стоимость мини-ТЭС (не более 1-3 млн долл.) позволяет даже малому и среднему бизнесу стать собственником небольшого энергопроизводства (а прибыльность собственной энергостанции будет только возрас-
6 Иванов А.С., Матвеев И.Е. Мировой энергетический рынок на рубеже 2007-2008 гг.: параметры, тенденции, проблемы//Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - № 8.
тать). Доля когенерации на рынке генерации электроэнергии в Дании и Голландии составляет ныне более 40%, а к 2015 г. ожидается увеличение ее до 60% при прогнозируемом росте стоимости газа - чем дороже энергетический ресурс, тем эффективнее нужно его использовать6. В России когенерация пока еще находится на зачаточном уровне.
Собственник когенерационной электростанции имеет ряд конкурентных преимуществ по сравнению с централизованным электроснабжением.
Он не оплачивает технологические потери в региональных электрических сетях (0,4-110 кВ), потери сетевых компаний (более 110 кВ), только в региональных сетях достигающие 19%; а также коммерческие потери и хищения в сетях (в сельской местности, с протяженными низковольтными сетями коммерческие и технологические потери зачастую превышают 20% и даже приближаются к 50%), не субсидирует население; административные затраты на сбор платежей и обслуживание сетей у него на порядок меньше. Ныне тарифы энергосбыта на электроэнергию для населения не покрывают ее себестоимости, и эту «дельту» погашают коммерческие и промышленные предприятия. Собственник не платит владельцам генерирующих, сетевых и сбытовых компаний, оптового рынка электроэнергии, оставляя у себя инвестиционную составляющую, заложенную в тарифах.
Сегодня когенерация на базе газопоршневых двигателей является самой эффективной технологией производства электрической и тепловой энергии из органического топлива. Эти установки имеют наибольшую эффективность преобразования энергии топлива в электричество - электрический КПД составляет 38-42%; с учетом потребления тепла их общий КПД - около 90%, отсюда топливная составляющая в их себестоимости электроэнергии минимальна7.
Для справки: на тепловых электростанциях, расположенных вдали от городов и отдающих избыточное тепло в атмосферу (транспортировать его до ближайшего потребителя на десятки километров не имеет смысла), производится около 65% всей электроэнергии России. Оборудование на них имеет электрический КПД
7 И^: http://www.aerkom.ru/miniTES/
26-32% и расходует на 40% больше топлива, чем когенерационная установка на базе газопоршневых двигателей для производства одинакового объема электроэнергии.
Производство электроэнергии на когенерационных модулях приводит к замещению производства электроэнергии на менее эффективных ТЭС, а также сокращает производство электроэнергии, которое шло на покрытие потерь при ее транспортировке. Это позволит значительно снизить объем потребляемого топлива в масштабах всей энергосистемы России, а значит, и глобальный объем выбросов парниковых газов.
При этом возникает дополнительный источник тепло-и электроэнергии, абсолютно независимый от работы электрических сетей. При работе параллельно с сетью или с резервным источником можно обеспечить очень высокую степень надежности электроснабжения объекта (в том числе и потребителей по первой и особой категории) без дорогостоящих дополнительных независимых питающих линий.
Собственник может продавать излишки своей энергии, что будет способствовать становлению конкурентного рынка генерируемой энергии - сейчас в России его фактически нет.
Но, безусловно, как и любая технология, когенерационные установки имеют некоторые недостатки по сравнению с традиционным электроснабжением от внешних сетей8, в числе которых - необходимость защиты от шумового загрязнения и выбросов вредных веществ, повышение стоимости электроэнергии, если когенерационная электростанция работает в режиме производства только электрической энергии, и т.д.
Себестоимость энергии, произведённой собственной мини-ТЭС, зависит от затрат на покупку газа для работы установки и на техническое обслуживание. Затраты на покупку газа рассчитываются исходя из правила, справедливого для большинства газопоршневых установок (КПД эл. = 37-38%): при потреблении 1м3 природного газа установка вырабатывает 3,5 кВт^ч электричества и 4,5 кВт^ч тепла. Безусловное макроэкономическое преимущество мини-станций: они сооружаются за счет частных инвесторов, а не из госбюджета, что
8 ИЯк http://www.energoacademy.ru/ru/index.php?PAGE_CODE-MAGAZINE& TAGE TYPE-M&article id-177
способствует снижению затрат. В Западной Европе владельцы электросетей законодательно обязаны принимать от собственников мини-станций излишки электроэнергии, причем по достаточно высокой цене (эти затраты компенсируются за счет госбюджета). Так государство поощряет мелкого производителя, что способствует сохранению экологии, становлению рынка, стабильности цены за энергоуслуги и рациональному использованию энергоресурсов.
Переход к инновационной экономике: возможности и ограничения
Еще до августовского кризиса 2008 г. в России был провозглашен лозунг перехода к инновационной экономике. Перечень приоритетных проектов демонстрирует комплекс разнородных целей, рассчитанных на разные временные периоды. Хотя логично полагать, что инновационная экономика и политика ее реализации должны вытекать из общей экономической стратегии, а не сводиться к набору дорогостоящих мероприятий, порой слабо связанных между собой.
Грядущая технологическая революция - это прежде всего резкое снижение энергопотребления и потребления ресурсов в результате перехода как на инновационные технологии, так и на новые материалы в традиционных технологиях. На современном этапе следует рассматривать уже не экономические системы, а эколого-экономические. Такой системный подход позволит гармонизировать экономическое развитие России с экологическими требованиями рационального природопользования. Возникает потребность в научных прогнозах разработки и использования ресурсосберегающих и альтернативных технологий. Для инновационной экономики страны необходима новая энергетическая доктрина, основанная на таких прогнозах и новых подходах.
Но реструктуризация бизнес-процессов даже в пределах одной компании сопряжена с определенными рисками; в масштабах государства такие риски гораздо больше, а их последствия - куда серьезнее. Главную опасность для грядущей экономики России представляют крупные компоненты ее современной инфраструктуры - ведомства, способные оказывать хорошо организованный саботаж всем попыткам перемен.
Особенно ведомства, владеющие генерацией и сбытом энергии, которые не позволят допустить массовый выход потребителей из «энергетического колхоза», в котором цены за предоставляемые услуги устанавливаются монопольно и безотносительно к требованиям экономики страны.
Опыт реформирования отечественной экономики, когда при забалтывании проблемы «весь пар уходит в свисток», хорошо известен. Вспомним, чем завершилась реформа А.Н. Косыгина, затеянная еще в 70-е годы ХХ столетия, программу «500 дней». С 1991 г. российская экономика пробавляется реформаторской риторикой, которая ныне плавно переходит в свою мо-дернизационную фазу. Существующий ведомственно-бюрократический аппарат сумеет успешно «освоить» и инновационный этап, осуществляя малоэффективные крупные инвестиции из бюджета страны. В энергетике - это затратные проекты энергогенерирующих монстров вместо обновления уже имеющихся мощностей. Уже сегодня активно создаются избыточные мощности в электроэнергетике (особенно в центральных районах России).
Сосредоточение генерации энергии в руках монополистов, при отсутствии энергетического рынка, - это тупиковый путь, неизбежно ведущий к застою.
Затратность экономики будет и далее оставаться питательной средой для коррупции, при масштабном действии принципа «национализация расходов с приватизацией доходов». Наиболее перспективная и интеллектуальная масса менеджмента, специалистов и ученых будет перетекать за рубеж (этим людям неинтересно работать в условиях примитивной ведомственной экономики). При сохранении затратных технологий цены на все виды продукции будут перманентно расти с ухудшением соотношения «цена - качество»; особенно быстро - в допотопном комплексе ЖКХ с его удручающе малым коэффициентом полезного действия. Рост цен на электроэнергию и энергетические ресурсы, поощряемый ведомствами-монополистами, при отсутствии энергетического рынка будет и далее играть основную роль в раскручивании инфляции. В этих условиях жизненный уровень большей части населения будет снижаться, ухудшится и экологическая ситуация (сегодня 17 регионов России объявлены зонами экологического бедствия).
При сохранении сырьевой ориентации экономики отставание России от развитых стран в области технологий, экологии и экономики будет только увеличиваться. Нельзя же всерьез воспринимать рост ВВП за счет сырьевых отраслей как прогресс, да и само это явление представляется недолговечным; быстрое удорожание энергоносителей ускорит на Западе появление ожидаемых инновационных технологий. Экономика России останется неустойчивой и будет зависеть от колебаний цен на энергоносители. Тогда не исключены рецидивы командной экономики с укреплением инфраструктуры по вертикали; но при этом падение основных макроэкономических показателей страны (в том числе из-за ухудшения инвестиционного климата, деловой активности) будет заведомо предопределено.
Ценой волевых решений и огромных затрат удастся создать «островки» нано-технологий и чудо-достижений; однако при отсутствии рыночного спроса их инновационная и интеллектуальная продукция будет слабо востребована в окружающей среде примитивных технологий. Снижение значимости страны в международном масштабе неизбежно, и тогда между отстающей Россией и лидерами неминуемо возникнут новые барьеры.
К сожалению, исторически у нас действует принцип, озвученный М. Жванецким: как бы так поменять, чтобы ничего не менять по сути. Однако для крупных сдвигов в экономике нужны крупные изменения именно по сути, хотя их быстрое осуществление в российских масштабах проблематично. В самореформирование же ведомств верится с трудом.
Реализация существующей энергетической доктрины потребует астрономических затрат в десятки триллионов рублей. В результате Россия обречена эксплуатировать устаревшие технологии энергопроизводства с высокими рисками функционирования и малоэффективной инфраструктурой, причем затраты на их содержание будут перманентно расти. Это еще более увеличит неустойчивость экономики нашей страны, тогда как Запад будет обладать самыми современными и практичными способами производства электроэнергии.
Инновационная энергетическая доктрина России
Сейчас в странах с развитой экономикой активно ведутся разработки альтернативных источников энергии и усовершенствование имеющихся технологий генерирования энергии. Прежде всего - это ветровые станции, геотермальные источники и утилизация солнечной энергии. Достаточно, например, утилизировать всего около 0,5% интенсивности потока солнечной энергии, падающего на поверхность земной суши, чтобы удовлетворить современные энергетические нужды человечества.
В начале июля 2010 г. президент США Барак Обама объявил об ассигновании 2 млрд долл. на разработку технологий по использованию солнечной энергии. Активизируются исследования по созданию новых энергетических технологий малой мощности. В недалеком будущем такие технологии смогут полностью обеспечить энергоснабжение домов и даже небольших производств, в том числе и за счет утилизации солнечного излучения.
В инновационной экономике России определяющую роль должны играть следующие аспекты энергетики:
- опережающие инвестиции в разработку и использование технологий ресурсосберегающих и экономичных мини-источников; генерация энергии для основной массы мелких потребителей должна осуществляться именно на них;
- когенерация энергии - во многих случаях она возможна за счет утилизации попутного газа и местных органических отходов;
- использование в ряде районов возобновляемых альтернативных и, прежде всего, природных возобновляемых источников энергии9: гидротермальные станции, ветровые энергетические установки10, энергия морских приливов (в перспективе), утилизация солнечного излучения (так, Камчатка обладает не меньшими запасами тепловой энергии гидротермальных вод, чем Исландия, однако их доля в энергопроизводстве региона остается практически нулевой);
9 ПогребнякР.Г. Роль государства в реализации инновационных направлений энергетической стратегии России// Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики. - М.: Финуниверситет, 2011; Сугробов В.М. Перспективы использования геотермальных ресурсов Камчатки// Энергосбережение. - 2005. - № 2.
10 URL: Ьйр://ш/шк1ре^а/о^/шк1/Ветроэнергетика#
- обновление производственных мощностей на имеющихся крупных станциях;
- становление и диверсификация конкурентного рынка генерации энергии.
Все указанные аспекты необходимо аккумулировать в рамках новой энергетической доктрины России, которая должна полностью соответствовать стратегии инновационной экономики и ее основному принципу: минимум затрат при максимуме КПД и экологичности будущего процесса генерации энергии. При этом в экономической политике государства следует максимально усилить поощрительный аспект для предпринимательства в сфере генерации энергии.
В модернизированной энергетической доктрине должны быть предусмотрены следующие этапы инноваций:
1) исследование базового принципа оптимального размещения производственных мощностей на территории РФ и выработка рекомендаций по их модернизации11;
2) создание Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики как основополагающего документа развития отрасли до 2020 г.;
3) формирование оптимальной структуры размещения объектов с учетом требований, предъявляемых рынком;
4) снижение техногенного воздействия генерирующих мощностей на окружающую среду за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
5) классификация потребителей электроэнергии по их энергоемкости;
6) расчеты основных характеристик инвестиций в проекты мини-станций разных типов для всех регионов России;
7) модели количественных и качественных сравнительных оценок эффективности инвестиций в проекты генерации энергии;
8) формирование на основе экономической оценки существующего потенциала и установленных инновационных приоритетов развития страны надежной, экономически эффективной и оптимальной структуры энергогенерирующих мощностей.
11 Волков Л.В., Ходячих Е.В. Реформирование электроэнергетики России: промежуточные итоги и дальнейшие планы//Эффективное антикризисное управление. - 2010. - № 2 (61).