Научная статья на тему 'Электродинамические усилия в лобовых частях ударного генератора'

Электродинамические усилия в лобовых частях ударного генератора Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электродинамические усилия в лобовых частях ударного генератора»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ _ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА_

Том 212 1971

ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ В ЛОБОВЫХ ЧАСТЯХ УДАРНОГО ГЕНЕРАТОРА

В. И. Попов, Г. А. Сипайлов

(Представлена научным семинаром кафедр электрических машин

и общей электротехники)

При внезапных коротких замыканиях в обмотках электрических машин возникают значительные электродинамические силы. Еще большие электродинамические усилия (эду) воздействуют на обмотки статоров генераторов ударной и разрывной мощности (УГ). Так, в отечественном УГ типа ТИ-75-2 при амплитуде тока 170 ка эду, действующее на лобовую часть стержня, лежащего на краю фазной зоны, составляет 1000 н/см, а суммарная сила на всю лобовую часть—7,7 т [2]. Чтобы противостоять таким огромным динамическим нагрузкам, лобовая часть обмотки статора УГ должна быть надежно закреплена. Разработка наиболее совершенного крепления может быть произведена только при наличии достаточно ясной и полной картины распределения механических нагрузок, действующих на лобовую часть.

На основе [1] для составляющих усилий, действующих на элементарные объемы проводника лобовой части, в цилиндрической системе координат имеем: для криволинейных участков

йР2 =^ВгПёу , н; (I)

для прямолинейных участков (1РГП = -I- В<рц (IV', н; (3)

^ = н, (4)

1

где —аксиальное усилие в криволинейной части об-

мотки;

Ргк — радиальное усилие в криволинейной части обмотки;

Ргп — радиальное усилие, действующее на прямые участки стержней;

Р? —тангенциальное усилие, действующее на прямые

участки стержней;

V —объем интегрирования в криволинейной части обмотки;

v —то же, для прямолинейной части; I —полный ток стержня; ab —сечение стержня;

Bin, Вш, В,и —составляющие индукции для соответствующих точек, в которых определяются эду (область II)

[и-

Для определения суммарных эду, действующих на стержень, необходимо элементарные усилия просуммировать по объему стержня. После интегрирования выражений (1), (2), (3), (4) и преобразований получим формулы для вычисления суммарных усилий, действующих на произвольный объем лобовой части.

Р _ 32I2RK2[x0q

*2а(С2 - С,)р

оо

2

п=1

Л I RK + Rl

1 Vn +

4RK

Л 1 1 rn~, *n(C2+CQ

111 ]TC0S 2C

. icn(C, — C,) . ir(l — 0,5-r) X sin-1——Ll sin —— u

2C

\ _L rk + Ri A | v

Aiwn H--г™- in I X

X

pJ(C2 - Q) Ckp_J_ _ sjn2 ^n(C2 + CQ

*RK2

4C

sin

4RK

Я n(z2 + zQ 2C

X

x sin • Slnp(?» + T,) sin p(?a -

(5)

F _ 2I2^0g(z2— zQ

rK тсаЬ2р*С

Лор +

16bRKC2p

tt2(z2 — z,)(C2 — CO

ее

( ^2Vn + X

X -Lcos *n(z2 + zQ _ cos1:11 (C» + Cl) X

2C

2C

2C

w f irn(C2— C,) I . ic

X sin ——— I sin

2C

Jsi;

(1—0,57) . P(?2 + ?l) . P(?2 — ?l)

sin

sin

(6)

_ 16lVoqKpC rk + R, Л N

rn~-тг-ab 2j I ~ -Aln.

1

x 4- sin2 «"«?+ Cl) Sin . sin z/)

X

X cos sin

(7)

F„ =

32 I2 RK2^0q ir2a(C2 — COp

00

n = l

lVn

R* + Ri , \ 1 ^n(C2+Cx) v

* A

4RK

COS

2C

X sin-—sin —i—--

iWn

Rk + Rl л \

~~ "Mil I

K /

X

p^Ca-CJCKp 1

^Rk2

П'

3- Sin-

■n(C2 + CQ 4C

sin

4R

Tin - (z/ + z,')

2C

X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X Sin 7in(Z22(TZ'/) sin + sin -

(8)

где

VII

^уКрСтИк) + £у1р(гпНк) Ру^У — £у^у

Мр(тБ!к) + ХУКр(тНк)

{уКр(тНк) + £у1р(т1?к) Л2УП = -----

1р(тНк) (тИк)

X

[Мл — £у^у

X [?у{К21р(шН2) - ^утИО) + ^К^тИ,) - ИД^тИ,}], 1шКр(тКк) + £\у1р(тНк)

Р V Н21Р(П1Н2)- Н^тИ,) -Ыр(тКк) +

А

т

+ |к2Кр(тН2) - ^КрСтИО-ЬКрСтРк) Ик + И!

т

Кр (тИк) - 1р (тИк) Кр ( т Кк +

Лгп = Н2[1р(шНк) Кр (тИ2) - 1р (тИа) Кр (тИк)],

Л

ор

К22-Р-1У-Р 2-Р

Г22Р(К31+Р - Г^+Р)

Г/Р

, р+Чг.г^^-Р-КИ-Р)

р-1

г2*Р - Г,2Р

- И21+р

И22+р - И12+р

2+ р

Г12Р(И:

И^-Р) р-11У+р - И.^Р

г,2Р

Г *Р

Р+1 г-.

Г»Р

+ н2'-р

q — число стержней на полюс и фазу,

¿и «рь ф2 — пределы интегрирования по переменным г и <р в криволинейной части обмотки, г/, ф/, <рг' — то же, в прямолинейной части.

Задача по определению поля рассеяния в лобовой зоне решена в общем виде, то есть для любой полюсности машины [1], поэтому при вычислении коэффициента Лор для р=1 и р=2 появляются неопределенности вида . Воспользовавшись правилом Лопиталя, можно избавиться от этой неопределенности. Например, для р = 1 имеем

А01 = Ъ

Г22(^22 ~ IV)

г22 - Г,2

+ Л(Г1Ч2Я 1п —И22

И2

Из-за неоднородности поля рассеяния в лобовой зоне стержни испытывают неодинаковые усилия. Поэтому для выявления наиболее напряженных мест в лобовой части приходится определять усилия, действующие на каждый стержень в отдельности-.

С этой целью введем следующие обозначения [рис. 1]: пс — номер стержня, считая от активной стали статора, Ьп — ширина паза статора,

Ь —толщина дистанционной распорки между стержнями в криволинейной части, Лиз — толщина односторонней изоляции стержня. Из рис. 1 с учетом введенных обозначений можно показать, что для 2

Т = -о--

///////////// / //г/;и////V п//п ///// >//>?>///т/п???/)

Щ ищ

сти УГ

^¡р г2' = С, - И - 0,5ЬП + пс(Ь + Ьп), г2—гх = а,

' -1- СО '

Г 2 I У1

Зч

(4+ 1 -2пс);

О, - С5

П

2ИК '

Зр

~ + -|-(2пс - 1)].

2?

Подставив полученные соотношения в (5), (6), (7), (8), получим конечные выражения для вычисления суммарных составляющих эду на любой стержень лобовой части ударного генератора, имеющего 2/3 заполненных пазов статора.

16/У12НкУ0д тс-а(С-> — СОР

•X)

У | Л!Уп +

Ик + К. V 1

Л 1П

П = 1

Хсоз з1п - (АШп +Кк^К1А1п) х

тгп(Сг + С,) . ип(С2 - С,)

2р2(С2 - С^Скр 1 . 2 тш(С2 + СО

ут *IV п'

ЭШ'

4ИК

и[0,5Ч + (2пс — 1)]

Зч

V от — И — 0,5ЬП + пс(И + ьп)] тоа

/Ч ЫП ^ МП '

х (9)

V 3 18РоЧ

гк

тгЬ"р2С

ор

16ЬИкрС2 ^"~а(С2 ■ С])

оо

2:

П = 1

(А2уп + Л2П) -1- X

ГГ

Хсоз-"[С1-Ь-0,5Ьп + пс(Н + Ьп)] 81П х

тп(С2+ С^ . 7гп(С2 — С.) .Хсоэ ——— эШ у 1 17

ГП"

3212 ¡хоЧ Ск, ' т^аЪ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8,п ^5д+^(2пс-1)]

зч

оо

•I:

А2шп + А2п

4ИК

Л1П

П=1

X ЭШ

, „ ^(Сз+СО

ЭШ2

«п[С,-Ь-0,5Ьп + пс(И + Ьп)1

Хсо8 ИЧ +, 81п

2С ра

2ИК '

X

X

(И)

_ _1б]/" 3" I Ик^оЧ

У

а(С2 — Са)р

п = 1

51„ - /л,»„ + ш А,. I X

2С 2С

^ 2р2(С2 - С])кр J

— вш

4ИК

X

X эШ

/З^Ик2 п' , «п[С, - Ъ -0,5ЬП + пс(М- Ьп)] ^ ~р(д + 1 - 2пс)

X эШ

БШ -

ра

2ИК "

X (12)

Ряды, входящие в выражения (9), (10), (11), (12), быстро сходятся благодаря наличию членов с поэтому при вычислении сумм рядов

достаточно взять 2-^3 члена. Для убедительности могут быть приведены такие цифры. При определении усилий в машине, взятой в качестве примера, в рядах бралось по пять членов. Если сумму пяти членов принять за 100%, то, например, для первого стержня усилия в аксиальном направлении составили соответственно для п = 1,2,3,4,5+10,88%, 90,2%, +0,67%, -1,48%, -0,25%.

По (9), (10), (11), (12) были рассчитаны суммарные и удельные эду, действующие на стержни УГ, имеющего следующие данные: Ос=1,125л; Бр= 1,075 м; [3 = 0,3; 2р = 2; я= 16; В8=1 гл; Вгс = 2 тл; С = 0,55 м; С,=0,13 м; С2=0,42 м; «1 = 0,575 м; Я2 = 0,62 ж;г! = 0,525 м;.

г2=1,38 м; а=0,0187 м; Ь = 0.

Расчетные кривые суммарных и удельных нагрузок на стержни лобовой части УГ приведены на рис. 2 и 3. Как и следовало ожидать, наи-

-6 т 2

*Ю I

Ю 8 в Ч 2 О '2

-6 -8 -ю -11 '14

Рис. 2. Распределение суммарных усилий по стержням лобовой части УГ: 1,2 — аксиальные и радиальные усилия в криволинейной части обмотки; 3,4 — тангенциальные и радиальные усилия на прямолинейных участках стержней

большие удельные нагрузки приходятся на стержни, лежащие ближе к активной стали статора. Уменьшение тангенциальной нагрузки с увеличением номера стержня объясняется уменьшением радиальной составляющей индукции поля рассеяния. Аксиальные нагрузки в криволинейной части обмотки являются преобладающими. Так, при токе 200 ка для данной машины аксиальная удельная нагрузка на первый стержень составляет 5300 н/см. Суммарная сила, действующая на всю лобовую часть машины, в аксиальном направлении достигает 11 т.

По данной методике могут быть вычислены в один прием как суммарные, так и удельные усилия, действующие на любой стержень лобовой части, поэтому нет необходимости разбивать криволинейную часть обмотки на прямолинейные отрезки и вычислять силы для каждого от-28

Р (*)

2

3

1 5 * г 4 V 9 / г ь

\

\

V

\

\

\

*ю*12

я 12 10 8 € к 2 О

-2 -ц

-6 -8 -Ю

Рис. 3. Распределение удельных механических нагрузок по стержням лобовой части: 1,2 — аксиальные и радиальные нагрузки в криволинейной части обмотки; 3,4 — радиальные и тангенциальные нагрузки на прямых участках стержней

резка при взаимодействии его со всеми остальными проводниками. При определении усилий по выражениям (9), (10), (11) и (12) достаточно полно учитывается влияние окружающих ферромагнитных поверхностей, размеры поперечных сечений токоприводов и геометрия лобового лространства, а также влияние всех токов в стержнях лобовой части. Полученные выражения дают возможность определить усилия в лобовой части неразвернутой машины с любой полюсностью.

Р (и/см)

\

\

\

\

л 2

3 V

\ Пс

1 ; 1 + 5 * |

к

\

ЛИТЕРАТУРА

1. В. И. Попов, Г. А. Сипай л ов. Расчет полей рассеяния б лобовых зонах однослойных обмоток (наст, сборн.).

2. М. Ф. Ю д о в. Вибрация и деформация обмоток статоров синхронных машин. «Энергия», 1968.

3. Е. Я. К а з о в с к и й, А. А. Чистяков. Конструкции крепления обмоток статоров турбогенераторов зарубежного производства. Информстан-дартэлектро, М., 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.