Научная статья на тему 'Электробезопасность в низковольтных сетях и её оценка еvaluation of electrical safety in low voltage networks'

Электробезопасность в низковольтных сетях и её оценка еvaluation of electrical safety in low voltage networks Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
942
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИКА / ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД / ФАКТОРЫ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ / НИЗКОВОЛЬТНЫЕ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ / ELECTRICAL SAFETY / ENERGY / LABORATORY STAND / THE FACTORS OF ELECTRIC SHOCK / LOW-VOLTAGE ELECTRICAL INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Балаганский Андрей Олегович, Захаренко Сергей Геннадьевич, Малахова Татьяна Федоровна, Захаров Сергей Александрович

В статье проведена оценка электробезопасности в электроустановках до 1 кВ, сделаны выводы о влиянии обучения и адекватной оценки персоналом опасности на уровень электробезопасности. Для наглядной демонстрации факторов, влияющих на исход поражения электрическим током, и с целью повышения эффективности обучения разработан лабораторный стенд «Электробезопасность в сетях постоянного и трёхфазного переменного тока до 1кВ», возможности которого превосходят заводские модели стендов, посвященных вопросам электробезопасности в низковольтных электроустановках. Основные аспекты поиска концепции разработанного лабораторного стенда и расчёта принципиальной электрической схемы также представлены в данной статье. На разработанном лабораторном стенде возможно проведение лабораторных и практических работ по дисциплине «Электробезопасность». Тема статьи имеет большое практическое значение как для интересующихся вопросами электробезопасности, так и для сотрудников, занимающихся разработкой лабораторных стендов различной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Балаганский Андрей Олегович, Захаренко Сергей Геннадьевич, Малахова Татьяна Федоровна, Захаров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электробезопасность в низковольтных сетях и её оценка еvaluation of electrical safety in low voltage networks»

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

УДК 621.316

ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ В НИЗКОВОЛЬТНЫХ СЕТЯХ И ЕЁ ОЦЕНКА

EVALUATION OF ELECTRICAL SAFETY IN LOW VOLTAGE NETWORKS

Балаганский Андрей Олегович,

студент, e-mail: [email protected] Balaganskii Andrei О., student Захаренко Сергей Геннадьевич, доцент, e-mail: [email protected] Zakharenko Sergey G., Associate Professor Малахова Татьяна Федоровна, доцент, e-mail: [email protected] Malakhova Tatyana F., Associate Professor Захаров Сергей Александрович, доцент, e-mail: [email protected] Zakharov Sergey A., Associate Professor

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 28 street Vesennyaya, Kemerovo, 650000, Russian Federation

Аннотация. В статье проведена оценка электробезопасности в электроустановках до 1 кВ, сделаны выводы о влиянии обучения и адекватной оценки персоналом опасности на уровень электробезопасности. Для наглядной демонстрации факторов, влияющих на исход поражения электрическим током, и с целью повышения эффективности обучения разработан лабораторный стенд «Электробезопасность в сетях постоянного и трёхфазного переменного тока до 1кВ», возможности которого превосходят заводские модели стендов, посвященных вопросам электробезопасности в низковольтных электроустановках. Основные аспекты поиска концепции разработанного лабораторного стенда и расчёта принципиальной электрической схемы также представлены в данной статье. На разработанном лабораторном стенде возможно проведение лабораторных и практических работ по дисциплине «Электробезопасность». Тема статьи имеет большое практическое значение как для интересующихся вопросами электробезопасности, так и для сотрудников, занимающихся разработкой лабораторных стендов различной направленности.

Abstract. The paper has evaluated the electrical safety in electrical installations up to 1 kV, conclusions have been made about the impact of training and adequate hazard assessment by the personnel of electrical safety level. To demonstrate the factors influencing the outcome of electric shock, and to improve the efficiency of training, the laboratory stand "Electrical safety in the direct and three-phase AC networks of up to 1 kV" has been designed, the possibilities of which exceed the factory model of stands devoted to issues of electrical safety in low voltage electrical installations. The main aspects of the search for the concept of the developed laboratory stand and calculation of the principal schematic diagram are also presented in this article . The designed laboratory stand can be used to conduct laboratory and practical work on discipline "Electrical Safety". The subject of the article is of great practical importance both for those interested in the issues of electrical safety, and for employees involved in the development of various kinds of laboratory stands.

Ключевые слова: Электробезопасность, энергетика, лабораторный стенд, факторы поражения электрическим током, низковольтные электроустановки.

Keywords: Electrical safety, energy, laboratory stand, the factors of electric shock, low-voltage electrical installations.

Одна из главных проблем на любом предприятии, как энергетическом, так и промышленном, является вопрос обеспечения электробезопасности.

Особую опасность представляют электроустановки до 1 кВ, в которых, согласно статистики, происходит наибольшее число смертельных поражений электрическим током. Объясняется это целым рядом факторов, таких как: широкое распространение низковольтных электроустановок, относительно лёгкий доступ, неквалифицированное обслуживание, пренебрежение ПУЭ, ПТЭ, ПОТЭУ и, самое главное, недооценка опасности персоналом при работе в данных электроустановках.

С целью обеспечения электробезопасности при эксплуатации и ремонте электроустановок необходимо знать, как действует электрический ток на организм человека, от каких факторов зависит величина силы тока, проходящего через тело человека, какие меры защиты будут эффективны в тех или иных условиях, как освободить пострадавшего от действия электрического тока, оказать ему первую медицинскую помощь и, самое главное, как обеспечить исполнение персоналом своих непосредственных функций посредством безопасных методов и приёмов выполнения работ в электроустановках.

Поражение в результате электрического удара возможно лишь при прикосновении человека не менее чем к двум точкам, обладающих разностью потенциалов или, другими словами, электрическая цепь должна замкнуться через тело человека. Проблема заключается в том, что факт наличия или отсутствия потенциала на токоведущих и нетоковедущих частях невозможно заранее безопасно определить без использования специальных технических приспособлений, а появиться напряжение на какой-либо металлической части оборудования может в любой момент времени.

Протекая через тело человека, электрический ток производит своеобразный и разносторонний характер, проявляющийся в термическом воздействии, электролитическом и биологическом действии электрического тока, что, в свою очередь, может привести к электрическим ударам и травмам, вплоть до летального исхода.

Опасность воздействия тока на организм человека зависит от значения силы тока, протекающего через тело человека и длительности его протекания, пути электрического тока в теле человека, частоты и рода тока, а также индивидуальных свойств тела человека и условий внешней среды.

Величина силы тока поражения, определяющая исход удара электрическим током, зависит от многих факторов: режима работы нейтрали и сети, активного и ёмкостного сопротивления между токоведущими частями и землёй, схемы включения тела человека в цепь тока, собственным сопротивлением тела человека.

Согласно ГОСТ Р 12.1.009-2009, токи поражения подразделяются на:

- Ощутимый ток, вызывающий при прохождении через организм ощутимые раздражения (0,6..1,5 мА для переменного 50Гц тока и 5..7 мА для постоянного);

- Неотпускающий ток, вызывающий непреодолимые судорожные мышц руки, в которой зажат проводник (10.. 15 мА для переменного 50Гц тока и 50..80 мА для постоянного);

- Фибрилляционный ток, вызывающий фибрилляцию сердца (100 мА для переменного 50Гц тока и 300 мА для постоянного);

Электротравматизм напрямую зависит от уровня организации, применения безопасных методов выполнения работ, соблюдения норм и правил на всех этапах проведения работ в электроустановках, их эксплуатации. Что, в свою очередь, находится в непосредственной связи с уровнем обучения и адекватной оценкой персоналом опасности.

Необходимо отметить, что обучение вопросам электробезопасности в учебных заведениях может быть, по различным причинам, малоэффективным, а на предприятиях, особенно небольших, зачастую не уделяется должное внимание системе обучения персонала, либо имеет место формальный характер отношения к обучению.

Для повышения эффективности обучения и закрепления знаний, как в учебных заведениях, так и на предприятиях необходимо активно использовать различные средства обучения (помимо классических печатных). Эффективность обучения во многом зависит от того, насколько учебный процесс обеспечен наглядными средствами обучения. Наглядность, качество изображения, простое толкование и отбор наиболее важного материала позволяют облегчить процесс усвоения материала и повышают интерес учащихся к познаниям. Поэтому выбор материала, его обработка и оформление - важная задача по организации учебного процесса.

Существуют различные средства обучения, но наиболее эффективными являются демонстрационные, позволяющие максимально наглядно и при непосредственном участии обучающегося донести до него основную информацию. Ярким примером демонстрационных средств обучения являются лабораторные стенды.

Рассмотрены различные существующие на рынке стенды по электробезопасности в низковольтных электроустановках, их возможности, достоинства и недостатки. Многие из них узкоспециальны, дороги и имеют большие габариты.

Для собственной разработки требовалась оптимальная и универсальная концепция, охватывающая наибольшее количество вариантов, но при этом не перегруженная информацией. Поскольку определяющий фактор, влияющий на исход поражения электрическим током, является значение

силы тока, протекающего через тело человека, который, в свою очередь, главным образом зависит от напряжения прикосновения, режима работы нейтрали и сети, рода тока, собственного сопротивления тела человека, типа прикосновения и сопротивления элементов, включённых в цепь, по которой протекает ток через человека, то отразив на лабораторном стенде все эти зависимости, мы сможем наглядно продемонстрировать учащимся практически все факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.

В качества объекта моделирования выбран случай прямого прикосновения к токоведущим частям наиболее распространённых низковольтных электроустановок: короткие трёхфазные сети ил = 380 В и для сравнения - сети постоянного тока ил = 220 В.

На основании всего вышеизложенного и с целью повышения качества обучения в ВУЗе, было принято решение разработать лабораторный стенд «Электробезопасность в сетях постоянного и трёхфазного переменного тока до 1кВ», наглядно демонстрирующий зависимость силы тока, проходящего через тело человека, в зависимости от различных условий: напряжения прикосновения, режима работы нейтрали, сопротивления человека, сопротивления пола, земли, обуви и т.п.

Лабораторный стенд создавался соответствующим существующей рабочей программе и методическим указаниям по дисциплине «Электробезопасность», для возможности наглядной демонстрации материала на практических занятиях и проведения соответствующих лабораторных работ.

На стенде реализовано моделирование прикосновения человека к токоведущей части с выводом значения тока, протекающего через тело человека, и возможностью учёта и выбора параметров, представленных в соответствующих блоках на рабочей панели стенда:

- режим работы сети, тип прикосновения и вид тока;

- сопротивление тела человека;

- сопротивление обуви;

- сопротивление изоляции;

- сопротивление пола;

- блок моделирования прикосновения;

- таблица «Характер воздействия тока»;

- питание стенда.

Разберём более подробно реализованный на рабочей панели лабораторного стенда выбор факторов, заключенный в блоки:

Режим работы сети, тип прикосновения и вид тока:

- прикосновение к двум фазам, любой режим работы нейтралиил= 380 В;

- глухозаземлённаянейтраль, 3-х проводная сеть;

- изолированная нейтраль, нормальный ре-

жим работы, 3-х проводная сеть;

- изолированная нейтраль, аварийный режим работы, 3-х проводная сеть;

- сеть постоянного тока, нормальный режим работы;

- сеть постоянного тока, аварийный режим работы.

В блоке указано, что все моделируемые сети являются короткими, линейное напряжение сетей переменного тока - 380 В, постоянного - 220 В.

Сопротивление тела человека:

- 1000 Ом (стандартное расчётное значение);

- 500 Ом (моделирование пониженного сопротивления тела, к примеру, при повреждении кожи рук).

Сопротивление обуви:

- 0 Ом (наиболее тяжёлый случай);

- 45000 Ом (усреднённое значение возможного сопротивления обуви).

Сопротивление изоляции:

- 0,5 МОм (минимально допустимое значение для изоляции электропроводок до 1 кВ);

- 30 кОм (ослабленная изоляция);

- 10 кОм (ослабленная изоляция).

Варианты значения сопротивления ослабленной изоляции выбраны с учётом того, что при этих значениях существенно изменяется ток поражения.

Сопротивление пола:

- 0 Ом (наиболее тяжёлый случай);

- 630000 Ом (Бетонный сухой пол);

- 78000 Ом (Бетонный влажный пол);

- 18000 Ом (Бетонный мокрый пол);

- 220000 Ом (Цементно-песчаное покрытие, сухой пол);

- 15000 Ом (Цементно-песчаное покрытие, влажный пол);

- 900 Ом (Цементно-песчаное покрытие, мокрый пол).

Поскольку сопротивление пола зависит от очень многих факторов, в данном блоке отображены, кроме наиболее тяжёлого расчётного случая, два часто встречающихся на предприятиях типа покрытия в трёх состояниях, с помощью чего можно увидеть, насколько сильно может изменяться значение сопротивления пола, в зависимости от типа и состояния. Значения сопротивления взяты как для среднего значения удельного сопротивления данных покрытий, Омм.

Моделирование прикосновения человека к токоведущей части согласно заданным условиям:

- Цифровой амперметр, показывающий силу тока, протекающего через тело человека;

- Кнопка моделирования прикосновения;

- Индикация, указывающая на прикосновение.

Таблица «Характер воздействия тока»:

- Ощутимый ток;

- Неотпускающий ток;

- Фибрилляционный ток.

Данные значения и их краткое описание представлены для переменного тока 50 Гц и постоянного в табличном виде, для непосредственного сравнения с полученными значениями.

Факторы, отражённые в блоках, выбраны с учётом стремления к наибольшей оптимальности и универсальности лабораторного стенда: возможно и расширение возможностей в выборе режимов и факторов, но это привело бы к существенному росту габаритов, информационной загруженности рабочей панели, денежным и временным затратам на разработку и реализацию.

По технической части лабораторный стенд выполнен в соответствии с следующими, поставленными до начала проектирования, требованиями:

- Питание от однофазного источника 220 В промышленной частоты;

- Минимально возможное потребление электрической энергии;

- Максимальная безопасность для учащихся;

- Электрические цепи должны быть защищены собственными аппаратами защиты;

- Выбранные с помощью переключателей значениятока поражения должны быть продублированы световой индикацией;

- Размещение настенное, минимальные габариты;

- Масса не более 25 кг;

Перейдём к описанию разработки электрической схемы. Электрическую схему для моделирования токов поражения в общем виде можно представить, как резистивный элемент соответствующего номинала, подключенный последовательно с амперметром к источнику напряжения с необходимым номинальным напряжением.

Но использование напряжение источника, которое соответствует реальному напряжению прикосновения невозможно по условию, которое мы поставили перед разработкой, что разрабатываемый стенд должен получать питание от однофазного источника 220 В промышленной частоты.

Питание цепей напрямую от однофазного источника 220 В 50 Гц, с соответствующей заменой значения сопротивления также не оптимально: максимальные токи в данной цепи будут достигать 0,76 А (прикосновение к двум фазам, напряжение сети - 380 В). Это значит, что некоторые резистивные элементы должны быть рассчитаны на мощность более 167,2 Вт и номинальное напряжение 220 В. Такие резисторы дороги, имеют большие габариты и вес.

Поэтому для уменьшения мощности и физического размера элементов электрических цепей, а также, соответственно, капитальных затрат и электропотребления, основные цепи выполнены

на напряжение 12 В постоянного тока. Использование данного класса напряжение наиболее удобно, оно очень распространено и существует множество решений по выбору оборудования.Также это существенно повысит электробезопасность при работе со стендом.

Поскольку используется напряжение в цепи 12В, которое отличается от реального напряжения сети, к которому происходит прикосновение (380 или 220 В), а полученное значение силы тока должно соответствовать реальному, необходимо, согласно закону Ома, внести соответствующие коррективы в значение сопротивления, через которое протекает ток.

Составим пропорцию:

I/,

Р _

Дг

^ст ^экв где ир, - реальное напряжение прикосновения и сопротивление человека; £/ст, ДЭкв " номинальное напряжение стенда и искомое эквивалентное значение сопротивления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсюда, искомое эквивалентное сопротивление:

D _

лэкв

ип

Построение и отладка схем проводилась в среде промышленного проектирования МиШ81т. Это программное средство позволяет работать с обширной библиотекой компонентов и эмулировать изменение значений в режиме реального времени, что исключает ошибки на стадии разработки, уменьшает время отладки и повышает технологичность схемы.

Приведём наиболее простой пример расчёта эквивалентной схемы прикосновения: режим двухфазного прикосновения к сети с линейным напряжением 380 В. В данном режиме значение имеет только лишь величина сопротивления тела человека, которая, согласно блоку рабочей панели «Сопротивление тела человека», может быть выбрано как 1000 Ом, либо 500 Ом.

Отсюда:

_ 1000-12 _

^эквюоо — —т^т;— — 31,6 Ом

R

экв500

380 500■12

380

■ = 15,8 Ом

Эквивалентная электрическая схема данного режима прикосновения (рис. 1):

Можно убедиться, что ток поражения соответствует расчётному значению.

Всего же на стадии расчёта резистивных элементов было рассчитано и построено шесть эквивалентных схем, соответствующих блоку рабочей панели лабораторного стенда «Режим работы сети, тип прикосновения и вид тока».Для реализации стенда необходимо все шесть схем свести в одну. Построение и отладка общей схемы произ-

0.38

из

DC

Рис. 2 Эквивалентная схема прикосновения к двум фазам Fig 1 Equivalent touch diagram to two phases

Рис. 3Электрическая схема стенда в среде Multisim Fig. 2Schematic diagram of the stand in the Multisim environment

водились в среде МиШвт.

Общая схема должна быть с одним источником питания и одним амперметром, каждый переключатель (для выбора сопротивления тела человека, изоляции и т.д.) должен использоваться только один раз, повторяющиеся по номиналу резистивные элементы должны быть объединены.

Если с источником питания и амперметром всё просто, то управление группами различных электрических цепей посредством только одного переключателя, который, в свою очередь, связан с другими переключателя, от которых тоже зависит состояние различных электрических цепей - задача нетривиальная.

Для её решения необходимо построить логическую релейную схему, которая будет, в зависимости от положения переключателей, выстраивать необходимую цепь резистивных элементов определённого номинала.

Электрическая схема стенда в среде МиШ81тпредставлена ниже (рис. 2):

В данной схеме (рис. 2) реализовано управление разными цепями с одного комплекта переключателей. Схема полностью работоспособна и отлажена, значения во всех режимах соответствуют расчётным при реальных условиях.

Нужно заметить, что индикаторные лампы и аппараты защиты на данной схеме (рис. 2), для

уменьшения размеров рисунка, не показаны, т.к. их подключение элементарно, не требует дополнительных пояснений и не влияет на принцип ра-

Электробезопасность в сетях постоянного и трёхфазного переменного тока до 1 кВ

Рис. 1 Макет рабочей панели лабораторного стенда

Fig. 3The layout of the working panel of the laboratory stand

■<»■>• # 4P

Злектробезопасность в сетях постоянного и

трёхфазного переменного тока до 1кв .

Режим работы сети, тип при«осиов.н*я и вид тока

. С«™

52?

.....„.»»«p-™»*"*™'

Сопротп»"«"

*

1

con«''0"

Ла6о^ор„ЫЙПеид

Рис. 40бщий вид стенда Fig. 4General view of the stand

боты стенда. Релейная схема выполнена с помощью реле, у которых посредством подачи питания на катушку управляется только одна пара контактов. Во время выбора оборудования для постройки стенда постоянно параллельно коммутируемые реле по возможности объединены в одно реле с необходимым количеством пар контактов.

Оборудование для воплощения стенда выбиралось доступным по цене и возможности приобретения, надёжным, совместимым друг с другом, не создающим потенциальных проблем при длительной эксплуатации.

Стенд питается корпусным импульсным блоком питания 12 В, подключающимся к сети 220 В 50 Гц. В качестве коммутационного аппарата и аппарата защиты на стороне 220 В - двухполюсный автоматический выключатель. Цепи 12 В защищаются плавкими предохранителями, есть возможностью замены с рабочей панели стенда.

Значение тока поражения выводится с помощью цифрового амперметра, позволяющего измерять токи от 1 мА до ЗА.

Для реализации рабочей панели был сделан макет (рис. 3) в графический редакторе CorelDRAWGraphicsSuite Х7, позволяющий работать с реальными размерами и обладающим большим комплексом инструментов.

Макет (рис. 3) напечатан на плёнке и наклеен на пластик, толщиной 3 мм и произведён монтаж элементов, находящихся на рабочей панели.

Рис. 5 Пример моделирования прикосновения на стенде

Fig. 5Modeling Example of contact on the stand

Рабочая панель установлена внутрь корпуса с помощью металлических уголков, посредством клёпок и болтовых соединений. Рабочая панель закрыта дверцей из оргстекла.После в корпус смонтирована и подключена электрическая часть, проведена окончательная отладка и тестирование схемы.

Общий вид стенда представлен ниже (рис 4).

Значения тока поражения, полученные на стенде, полностью соответствуют расчётным при выбранных условиях (рис 5).

На лабораторном стенде возможно проведение практических и лабораторных работ различной тематики:

- «Электробезопасность в низковольтных трехфазных сетях переменного тока с изолиро-ваннойнейтралью»;

- «Электробезопасность в низковольтных трехфазных сетях переменного тока с заземлен-нойнейтралью»;

- «Электробезопасность в низковольтных трехфазных сетях переменного тока с изолированной и заземленной нейтралью»;

- «Электробезопасность в сетях постоянного тока»;

- «Сравнение электробезопасности низковольтных сетей переменного и постоянного тока»;

- «Действие электрического тока на организм человека»;

- «Влияние различных факторов на элек-

тробезопасность при прямом прикосновении в сетях до 1 кВ».

Разработанный стенд и лабораторные практикумы направлены на повышение уровня обучения,

получения и закрепления теоретических знаний студентами по дисциплине «Электробезопасность».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. Утверждены приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 №328 н. - Екатеринбург: ИД «Урал Юр Издат», 2014 - 152 с.

2. Правила устройства электроустановок; 7 изд. - М.: НТЦПБ, 2012. - 584 с.

3. Малахова Т. Ф. Воздействие тока на человека: методические указания к практическому занятию по дисциплине «Электробезопасность» [Электронный ресурс] для студентов направления подготовки 13.03.02 (140400.62) «Электроэнергетика и электротехника», образовательная программа «Электроснабжение», всех форм обучения / сост.: Т. Ф. Малахова, С. Г. Захаренко. - Кемерово: КузГТУ, 2015.

4. Долин П.А. Действие электрического тока на человека и первая помощь пострадавшему. Изд. 2-е, перераб. И доп. М., «Энергия», 1976. - 128с.

5. Electronics Workbench. MultiSIM 9. Проектирование и моделирование. Для преподавателей. Российский филиал корпорации Nationallnstruments, 2006. - 113 с.

6. Балаганский А.О. «Роль обучения в повышении уровня электробезопасности». / А.О. Балаган-ский, Е.И. Береснев. Сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции «Энергетика и энергосбережение: теория и практика». 2-4 декабря 2015 г [Электронный ресурс].

7. Кисаримов Р. А. Электробезопасность. - 2-е изд. - М.: РадиоСофт, 2014. - 336 с.

8. Малахова Т.Ф. Электробезопасность в электроэнергетике: методические указания к самостоятельной работе [Электронный ресурс] для студентов направления подготовки 140400.68 «Электроэнергетика и электротехника», магистерская программа «Электроэнергетика», очной формы обучения / сост.: Т. Ф. Малахова. - Кемерово: КузГТУ, 2014. - 1 электрон.опт. диск (CD-ROM); зв.; цв.; 12 см. - Систем, требования: Pentium IV; ОЗУ 8 Мб; Windows ХР; (CD-ROM-дисковод); мышь. - Загл. с экрана.

9. Долин П.А. Электробезопасность: Теория и практика: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Электроэнергетика», «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». - 3-е изд., перераб. и доп. / П. А. Долин [и др.]; под ред. В. Т. Медведева. - М.: МЭИ, 2012.-280 с.

10. Еремин В.Г. Безопасность жизнедеятельности в энергетике: учеб.для студентов вузов, обучающихся по специальности «Автоматизация технолог, процессов и пр-в (энергетика)» направления «Авто-матизир. технологии и пр-ва» / В. Г. Еремин [и др.]. - М.: Академия, 2010. - 400 с.

11. ГОСТ Р 12.1.009-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения.

12. Игловский И.Г. Справочник по слаботочным электрическим реле. 3-е издание, переработанное и дополненное / И.Г. Игловский, Г.В. Владимиров - Энергоатомиздат. Ленинградское отделение 1990. -630 с.

13. Долин, П.А. Основы техники безопасности в электроустановках: учеб.пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / П. А. Долин. - М: Энергоатомиздат, 1984. - 448 с.

14. Кудрин Б.И. Электроснабжение потребителей и режимы: учебное пособие / Б.И. Кудрин, Б. В. Жилин, Ю.В. Матюнина. - М.: Издательский дом МЭИ, 2013. - 412 е.;

15. Балаганский А.О. Анализ режимов работы нейтрали/ А.О. Балаганский, Е.И. Береснев. Сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции «Энергетика и энергосбережение: теория и практика». 2-4 декабря 2015 года [Электронный ресурс].

REFERENCES

1. Rules on occupational safety in the operation of electrical installations. Assertion-HN order of the Ministry of Labor from 24.07.2013 №328 district. - Ekaterinburg: ID "Ural Jur Due dates" 2014 - 152 p.

2. The rules of electrical devices; 7th ed. - M .: NTTSPB, 2012. - 584 p.

3. The impact of current human: Methodical instructions to practical studies on discipline "Electrical" [Electronic resource] for students training areas 13.03.02 (140400.62) "Power and Electrical Engineering" educational program "Electricity", all forms of education / Ed .: TF Malakhov, SG Zakharenko. - Kemerovo: KuzGTU 2015.

4. Valleys, PA Effects of electric current on human beings and the first aid to the victim. Ed. 2nd, Revised. And add. M., "Energy", 1976. 128 c.

5. Electronics Workbench. MultiSIM 9. Design and Simulation. For teachers. The Russian branch of the corporation Nationallnstruments, 2006. - 113 p.

6. Balaganskii SA "The role of education in raising elektrobezopasness". Article / SA Balaganskii, EI

BERESNEV . Collection of Materials II All-Russia-tion of scientific and practical conference "Energy efficiency and conservation : theory and practice" . 2-4 December 2015 [electronic resource].

7. Electrical Kisarimov RA - 2nd ed . / RA Kisarimov . - M .: RadioSoft , 2014. - 336 p.

8. TF Malakhov Electrical safety in electric power: Methodical instructions for independent work [electronic resource] for students training direction 140400.68 "Power and Electrical Engineering" master program "Power", full-time tuition / comp .: TF Malakhov. - Kemerovo: KuzGTU, 2014. - 1 elektron.opt. disk (CD-ROM); star .; col.; 12 cm. - Systems. Requirements: Pentium IV; 8 MB RAM; WindowsHR; (CD-ROM-disk drive); mouse. -Caps, screen.

9. Electrical Safety: Theory and Practice: Textbooks for students of Wu-call of studying in the areas of training "Power", "Electrotechnical on, electro mechanics and electro technology". - 3rd ed., Revised, and ext. / PA Valleys [et al.]; ed. VT Medvedev. - M .: MEI, 2012. - 280 p.

10. Eremin VG Health and Safety in the energy sector: ucheb.dlyastu-dents enrolled in the specialty "Automation Technology, processes, etc., in (energy) "direction" Automate. Technology and Prospect Island "/ VG Eremin [et al.]. - M .: Academy, 2010. - 400 p.

11. GOST R 12.1.009-2009. Russian Federation National Standard.Occupational safety standards system. Electrical safety.TermsandDefinitions.

12. Iglovsky IG Handbook of low-current electric relay. 3rd of danie, revised and enlarged / IG Iglovsky, GV Vladimirov - Energy-Atomizdat.Leningradbranchof 1990. - 630 p.

13. Valleys, PA Basics of safety in electrical installations: Textbooks for schools. - 2 nd ed., Revised, and ext. / PA Valleys. - M: Energoatomisdat, 1984. - 448 p.

14. Kudrin BI Electricity consumers and modes: Tutorial / BI Kudrin, BV Zhilin, Y. Matyunina. - M .: MEI Publishing House, 2013. - 412 p .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Balaganskii SA Analysis modes neutral / SA Balaganskii, EI Beresnev. Collection of Materials II All-Russian scientific-practical conference "Energy efficiency and conservation: theory and practice". 2-4 December 2015 [electronic resource].

Поступило в редакцию 16.01.2017 Received 16.01.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.