ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО Том 83 ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА 1956 г.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ!ТВЕРДОСТЬ МОНОКРИСТАЛЛОВ
ТВЕРДЫХ РАСТВОРОВ
А. А. ВОРОБЬЕВ и А. М. ТРУБИЦЫН
Физические характеристики кристаллических диэлектриков определяются величиной их энергии решетки. Вследствие указанного должна существовать связь между различными характеристиками вещества [1].
С увеличением энергии решетки кристаллов щелочно-галоидных солей возрастает их электрическая прочность, температура плавления и твердость,, определенная по методу царапания [2].
Н. С. Куриаков и С. Ф. Жемчужный [3] установили, что для непрерывных твердых растворов зависимость электроводности и температурного коэффициента сопротивления от химического состава твердого раствора выражается кривой с минимумом. Для этих случаев диаграммы зависимости твердости и давления истечения через отверстие выражаются кривыми с максимумом.
Пользуясь методом сверления, В. Д. Кузнецов и К. В. Савицкий [4[ установили, что зависимость величины диаметра лунки от состава д \я твердых растворов системы KCl — NaCl имеет минимум около 50°/0 KCl, а для сплавов KCl—КВг около 60 мол.% KCl. Соответственно твердость указанных сплавов в зависимости от состава будет изменяться по кривой с максимумом.
А. М. Трубицыным были измерены величины электрической прочности на импульсах в однородном поле для монокристаллов твердых растворов систем: NaС1 — NaBr, KCl — КВг и KI— КВг. Электрическая прочность монокристаллов чистых солей и твердых растворов сопоставлялась с величиной микротвердости, определенной с помощью прибора ПМТ-3.
Для определения твердости под действием постоянной нагрузки в поверхность кристалла вдавливалась алмазная пирамида с углом при вершине 136°8' и квадратным основанием. Число твердости в кг/мм2 определялось-как частное от деления силы вдавливания пирамиды на площадь полученного отпечатка.
Для сопоставления электрической прочности с механической характеристикой последнюю также желательно иметь для малого объема.
Малая величина диагонали отпечатка (порядка 60 микрон при грузе 20 г) характеризует механические свойства материала в малом объеме. Процессы, приводящие к пробою, развиваются в малых объемах. Диаметр канала пробоя составлял 80—i00 михрон. Таким образом, измерение свойств материала в этих опытах производилось в соизмеримых объемах.
Специально исследовалось изменение микротвердости вблизи места пробоя. Изменения микротвердости монокристалла после действия высокого-напряжения или пробоя не обнаружили.
На фиг. 1 представлена зависимость электрической прочности и микротвердости от энергии решетки для одних и тех же кристаллов чистых щелочно-галоидных солей. С увеличением энергии решетки, а следовательно, и химической устойчивости соединения увеличивается их микротвердость.
Этот результат согласуется с полученным ранее для твердости по методу царапания.
На фиг. 2, 3 и 4 представлено изменение микротвердости, электрической прочности и теплоты, поглощенной при образовании твердого раство-
■=а
Фиг. 1. Зависимость электрической прочности и микротвердости от энергии решетки для кристаллов телочно-галоидных солей.
20
1,5
! О
0,5
6.0
£ /«аак |
«¡2 X/ ЛЦ
/ Хчсе / V / А но / /% ад. ,НаВх
/ // 'У&з ,1- иср //сЗг 1
113
20
¡5
7,0
гз
Энергия решетки б эВ/тлгнула
ра, в зависимости от состава монокристаллов. Измерения микротвердости производились на 3—5 пробитых образцах. Микротвердость каждого образца измерялась в 5—7 местах. На фигурах большими окружностями обозначены средние значения микротвердости.
пр
«а
о}
0,2
Ъ 40
<сэ §
13
1 О ц
1 с| о И о
и ' о 1 О оо < \о < Тч \
ж 1 ' 1Й
ч в Ч 1 в ? © -Хг
Епр ® ■ ©
го
во
40 6 О
40
20
Ш
I
& #
§
I
I
а?
1 5
юзмтХШйг отл% Ш№
Фиг. 2. Зависимость электрической прочности (Епр), микротвердости (Н) и ^ теплоты, поглощенной при образовании твердого раствора (О), от состава монокристаллов системы ЫаС1—¡ЧаВг.
Изменение микротвердости монокристаллов твердых растворов получено такое же, как в опытах Н. С. Курнакова и С. Ф. Жемчужного и В. Д. Кузнецова и К. В. Савицкого для твердости, определенной другими методами.
3. Изв. ТП И, т. 83
§5
I
|
<\>
Я
=30
<
*»г>
441
& /в ■ч
& о о 0 о
о о % ? ® 9 ¿¿¡¡У о 5 1 0» { ^ «О '' 8 ^ >
5 г И 5/ к § > © Р } о 1 л; 1 ° и
о о 1\
4 ............ С £пр г V
20
<10
1 «л
<ь
й Ъ
Сз
г-.-к.
5а.**»
£ «3
й? /(Вт
го
'Фиг. 3. Зависимость электрической прочности (Епр), микротвердости (Н) и теплоты, поглощенной при образовании твердого раствора (О), от состава монокристаллов системы КС!—КВг.
Фиг. 4. Зависимость электрической прочности (Епр), микротвердости (Н) и теплоты, поглощенной при образовании твердого раствора ¡0), от состава монокристаллов системы К1—КВг.
В отличие от результатов, полученных для монокристаллов чистых солей, для твердых растворов с замещенным галоидом увеличение микротвердости сопровождается уменьшением их электрической прочности.
Изменение электрической прочности монокристаллов твердых растворов р' лее мы связали с величиной энергии, поглощенной при образовании твердого соединения, с его химической устойчивостью [5]. Электрическая проч-
•Фиг. 5. Изменение электрической прочности (Епр) и температуры плавления (Тпл) в зависимости от химического состава монокристаллов твердых растворов ИаС!—МаВг.
«о
э
со л
е
о о
3
1.2
1.0
0.8
0,6
э о.
0.4
<?5
0.2
к
т„.
\ N А
V 9
0 100
го во
АО 60
60 40
Г„.,т
800
а
3
а
7Ы о, с;
со
а
Ч
72 0 5
«
3>
680 с
о
«а.
о*
640 С;
3
«2:
600
80
10
<00иол'/. МаВг 0 иол% А/аСе
ноеть и температура плавления для рассматриваемых сплавов с замещенным анионом изменяются одинаково, уменьшаясь или увеличиваясь при изменении химического состава (фиг. 5, 6, 7). Следовательно, с увеличением химической устойчивости сплавов возрастает их температура плавления и
электрическая прочность.
§ |
1
Сэ
§
* ^ &
Сх
I
4?
1,0
ЦЬ
ОА
0,2
X
.А
"Ы^.. л У ■
Епр
О 100
20 80
40 ЬО
60 40
180
7 40
100
ььв
его
580
1
Сь
I
&
§
й> I
I
1 л
80 20
ЮОмол%ИВ1
0т/1%ка
Фиг. 6. Изменение электрической прочности (Епр) и температуры плавлений (Тпл) е зависимости от химического состава монокристаллов твердых раствсров КС1—КВг.
§
Эг
§
0А
&
!аг %
X Т/т / /
*
Епр
/00
го 80
40 6И
60 40
Г 0
'ПА
760
§
I 680
V .
600 ъ
520
Ш 5
80 20
. 360 л
юо мо/1% к вг о мо4% кз
Фиг. 7. Изменение электрической прочности ¡ Епр) и температуры плавления (Тпл) в зависимости от химического состава монокристаллов твердых растворов К!—КВг
Соотношение между микротвердостью монокристаллов твердых растворов и их электрической прочностью на основании теории сплавов можно объяснить следующим образом.
Считают, что изменение физических свойств металла обусловлено наличием в кристаллической решетке напряжений и остаточных микроискажений. Избыточная потенциальная энергия атомов, смещенных из равновесного по-