ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МЫШЦ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БАСКЕТБОЛЬНЫХ БРОСКОВ В УСЛОВИЯХ ЧАСТИЧНЫХ СЕНСОРНЫХ ДЕПРИВАЦИй
УДК/UDC 796.01:612
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 04.06.2015 г.
Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич1 Аспирантка О.С. Смердова2 Аспирантка А.В. Разуванова2
Кандидат медицинских наук Е.В. Кошельская2
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
ELECTRICAL ACTiViTY OF MUSCLES WHEN PERFORMiNG BASKETBALL SHOTS UNDER PARTIAL SENSORY DEPRIVATIONS
Professor, Dr.Med. L.V. Kapilevich1 Postgraduate student O.S. Smerdova2 Postgraduate student A.V. Razuvanova2 Ph.D. E.V. Koshel'skaya2
1 National Research Tomsk State University, Tomsk
2 National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk
Аннотация
Изучены эффективность выполнения баскетбольных бросков и особенности электрической активности мышц при выполнении баскетбольных бросков в условиях частичных сенсорных деприваций. Для достижения поставленной цели было обследовано 40 спортсменов мужского пола, средний возраст - 21,06±1,97 года. Все участники исследования - правши, без расстройства функций вестибулярной, зрительной и двигательной систем. По степени сформированности двигательного навыка в упражнениях «Штрафной бросок с места и в прыжке» они были разделены на две группы. Экспериментальную группу составили 20 студентов, тренирующихся в университетской секции баскетбола, в контрольную вошли 20 студентов, занимающихся по программе общего физического воспитания. Показано, что при отсутствии двигательного навыка ведущую роль в обеспечении корригирующих воздействий играет зрительный анализатор, зрительная депривация нарушает координацию во всех мышечных группах и снижает эффективность бросков. У спортсменов роль зрительного анализатора снижается, на первый план выходит обратная афферентация от вестибулярного и мышечно-суставно-го анализаторов. При этом дезорганизация мышечной активности выражена в значительно меньшей степени и носит локальный характер.
Ключевые слова: обратная афферентация, баскетбол, бросок, электромиография.
Annotation
There were studied the effectiveness of performance of basketball shots and specifics of electrical activity of muscles when performing basketball shots under partial sensory deprivations.
To achieve this aim 40 male athletes, mean age - 21,06 ± 1,97 years, were examined. All research subjects were right-handed, without disorders of the vestibular, visual and motor systems. They were divided into two groups based on the level of development of motor skill in the exercises «free throw standing and jumper». The experimental group consisted of 20 students, training in the university's basketball section, the control one included 20 students training by the conditioning program of physical education.
It has been established that in the absence of motor skill visual analyzer plays the leading role in ensuring corrective actions, visual deprivation violates coordination of all muscle groups and reduces the efficiency of throws. The role of the visual analyzer is reduced in athletes, the reafference from vestibular and muscle-joint analyzers comes to the fore. The disorganization of muscular activity is expressed to a much lesser degree and is local.
Keywords: reafference, basketball, throw, electromyography.
Введение. Важным компонентом рациональной техники выполнения двигательных актов, в том числе и в спорте, является текущая коррекция движений на основе обратной аф-ферентации. Понятие обратной афферентации было сформулировано П.К. Анохиным. Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируются цель и способы ее достижения, мозг имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения. В случае когда результаты действия не совпадают с акцептором действия, и возникает их рассогласование [1, 2].
В спорте высокие скорости движения ограничивают возможности коррекции двигательных актов на основе обратной афферентации [5, 7]. В процессе тренировки спортсмен при-
спосабливается к условиям недостатка сенсорной информации. Однако механизмы этой адаптации и ее значимость в формировании спортивного мастерства до настоящего времени остаются не полностью изученными [3, 4, 6].
Цель исследования - изучить особенности электрической активности мышц при выполнении баскетбольных бросков в условиях частичных сенсорных деприваций.
Методика и организация исследования. Для решения поставленной цели было обследовано 40 спортсменов мужского пола, средний возраст которых 21,06±1,97 года. Все участники исследования - правши, без расстройства функций вестибулярной, зрительной и двигательной систем. По степени сформированности двигательного навыка в упражнениях «Штрафной бросок с места и в прыжке» они были разделены на две группы. Экспериментальную группу составили
20 студентов, тренирующихся в университетской секции баскетбола, в контрольную вошли 20 студентов, занимающихся по программе общего физического воспитания.
Схема спортивно-педагогического эксперимента. Каждая группа тестировалась в четыре этапа:
Штрафной бросок в обычных условиях: с места, в прыжке.
Штрафной бросок в условиях частичной вестибулярной де-привации: с места, стоя на подвижной платформе; в прыжке, через 60 мин после приема препарата «Драмина».
Штрафной бросок в условиях частичной зрительной де-привации: с места, в очках с большими диоптриями (-5 ед.); в прыжке, в очках с большими диоптриями (-5 ед.).
Штрафной бросок в условиях частичной депривации мышеч-но-суставного анализатора: с места, с утяжелителем на предплечье (2 кг); в прыжке, с утяжелителем на предплечье (2 кг).
На каждом этапе спортсмены выполняли 10 бросков для каждого вида (за один этап по 20 бросков). Броски регистрировались как успешные и неуспешные в соответствии с официальными правилами баскетбола.
Учитывалась доля успешных бросков в каждой серии (в процентах). При выполнении успешной попытки в каждой серии регистрировалась биоэлектрическая активность бицепса правой руки и икроножной мышцы правой ноги. Регистрация ЭМГ осуществлялась на беспроводном миографе BTS FreeEMG 300.
Полученные данные статистически обработаны при помощи программного обеспечения Statistica 6.0 Statsoft®. В работе представлены данные в следующем виде - среднее ± ошибка среднего.
Результаты исследования и их обсуждение. Из таблицы видно, что спортсмены экспериментальной группы в исходных условиях выполняли броски намного успешнее, чем контрольной. При этом результативность бросков в прыжке была выше в обеих группах. Частичная зрительная деприва-ция приводила к снижению результативность в контрольной группе вдвое чаще, чем в экспериментальной. В то же время частичная депривация мышечно-суставного анализатора оказывала гораздо больший эффект у спортсменов экспериментальной группы. В контрольной группе при выполнении бросков с места результативность вообще не изменялась.
Подавление активности вестибулярного анализатора снижало результативность бросков в прыжке также только в экспериментальной группе. То же наблюдалось при выполнении бросков, стоя на подвижной платформе.
При анализе биоэлектрической активности мышц было обнаружено, что в контрольной группе (рис. 1) дезорганизация мышечного сокращения в наибольшей степени отмечается при частичной зрительной депривации. Использование утяжелителей искажало активность только бицепса плеча, а бросок на подвижной платформе - наоборот, только икроножной мышцы.
У спортсменов экспериментальной группы (рис. 2) характер активности икроножных мышц практически не изменялся при всех видах депривации, лишь в случае с подвижной платформой их активность снижалась. Дезорганизация активности бицепса плеча отмечалась на фоне приема «драмины» (бросок в прыжке) и на подвижной платформе (бросок с места).
Вывод. Полученные результаты свидетельствуют, что при отсутствии двигательного навыка ведущую роль в обеспечении корригирующих воздействий играет зрительный анализатор, зрительная депривация нарушает координацию во всех мышечных группах и снижает эффективность бросков. У спортсменов роль зрительного анализатора снижается, на
Рис. 1. Биоэлектрическая активность мышц при выполнении броска в корзину баскетболистами контрольной группы
Результативность баскетбольных бросков в условиях частичных сенсорных деприваций
¡и
V-□
и
га у
г.
ч—
. О (и
га
V-
■ -О С
га
^
О (и .с I-
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА УСПЕШНЫЕ ПОПЫТКИ (% от общего числа сделанных попыток)
Контрольная группа Экспериментальная группа
Исходные с места 12,5±1,5 49±2,7 р1<0,05
в прыжке 20±2,5 р2<0,05 59±3,7 р1<0,05 р2<0,05
Очки с большими диоптриями с места 7,5±1,5 р3<0,05 39±3,1 р1<0,05 р3<0,05
в прыжке 5±2,5 р3<0,05 28±3,89 р1<0,05 р2<0,05 р3<0,05
Утяжелитель на предплечье с места 10±2,5 34±3,1 р1<0,05 р3<0,05
в прыжке 13±1,8 р3<0,05 41±4,1 р1<0,05 р2<0,05 р3<0,05
«Драмина» в прыжке 15,5±4,0 36±6,5 р1<0,05
Подвижная платформа с места 10±2,5 40±3,9 р1<0,05 р3<0,05
р1 - достоверность различии между экспериментальной и контрольной группами,
р2 - достоверность различий между условиями «в прыжке» и «с места», р3 - достоверность отличий от исходных условий.
Рис. 2. Биоэлектрическая активность мышц при выполнении броска в корзину баскетболистами экспериментальной группы
28
http://www.teoriya.ru
№ 11 • 2015 Ноябрь | November
первый план выходит обратная афферентация от вестибулярного и мышечно-суставного анализаторов. При этом дезорганизация мышечной активности выражена в значительно меньшей степени и носит локальных характер.
Литература
1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1980. - 197 с.
2. Казенников О.В. Об участии первичной моторной коры в программировании двигательной активности при ловле груза / О.В. Казенников, М.И. Липшиц // Физиология человека. - 2011. - Т. 37. - № 5. - С. 108-112 .
3. Капилевич Л.В. Физиологический контроль технической подготовки спортсменов / Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 11. - С. 12-15.
4. Капилевич Л.В. Физиологические механизмы координации движений в безопорном положении у спортсменов / Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 7. - С. 45-48.
5. Кошельская Е.В. Управление спортсменами положением тела в пространстве в фазе полета / Е.В. Кошельская, А.В. Разуванова, О.С. Смердова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 12. - С. 47-49.
6. Кошельская Е.В. Физиологические и биомеханические характеристики техники ударно-целевых действий футболистов / Е.В. Кошельская, Л.В. Капилевич, В.Н. Баженов, В.И. Андреев, О.И. Буравель // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2012. - Т. 153. - № 2. - С. 235-237.
7. Притыкин В.Н. Определение оптимальных траекторий полета мяча и характеристик цели в баскетболе при бросках по кольцу со средних и дальних дистанций / В.Н. Притыкин, В.А. Лесуков, А.А. Гераскин, А.В. Родионов // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 10.
References
1. Anokhin, P.K. Uzlovye voprosy teorii funktsional'noy sistemy (Central questions of theory of functional system) / P.K. Anokhin. - Moscow: Nauka, 1980. - 197 P.
2. Kazennikov, O.V. Ob uchastii pervichnoy motornoy kory v program-mirovanii dvigatel'noy aktivnosti pri lovle gruza (Involvement of primary motor cortex in programmed motor activity when catching load) / O.V. Kazennikov, M.I. Lipshits // Fiziologiya cheloveka. - 2011. - V. 37. - № 5. - P. 108-112 .
3. Kapilevich, L.V. Fiziologicheskiy kontrol' tekhnicheskoy podgotovki sportsmenov (Physiological control of technical training of athletes) / L.V. Kapilevich // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2010. -№ 11. - P. 12-15.
4. Kapilevich, L.V. Fiziologicheskie mekhanizmy koordinatsii dvizheniy v bezopornom polozhenii u sportsmenov (Physiological mechanisms of coordination while floating in athletes) / L.V. Kapilevich // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2012. - № 7. - P. 45-48.
5. Koshel'skaya, E.V. Upravlenie sportsmenami polozheniem tela v pros-transtve v faze poleta (Athletes' control of their body position in space in flight phase) / E.V. Koshel'skaya, A.V. Razuvanova, O.S. Smerdova et al. // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2014. - № 12. - P. 47-49.
6. Koshel'skaya, E.V. Fiziologicheskie i biomekhanicheskie kharakter-istiki tekhniki udarno-tselevykh deystviy futbolistov (Physiological and biomechanical characteristics of targeted kicking technique of football players) / E.V. Koshel'skaya, Kapilevich, V.N. Bazhenov, V.I. Andreev, O.I. Buravel // Byulleten' eksperimental'noy biologii i med-itsiny. - 2012. v. 153. - № 2. - P. 235-237.
7. Pritykin, V.N. Opredelenie optimal'nykh traektoriy poleta myacha i kharakteristik tseli v basketbole pri broskakh po kol'tsu so srednikh i dal'nikh distantsiy (Allocation of optimal ball trajectories and target characteristics in basketball when hoop shooting from middle and long distances) / V.N. Pritykin, V.A. Lesukov, A.A. Geraskin, A.V. Rodi-onov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 1996. - № 10.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК/UDC 796.077.5
Поступила в редакцию 08.09.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Крякина1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Антипов1
1Московский государственный областной университет, Москва
Ключевые слова: профессиональная подготовка, студенты, факультет физической культуры, практика.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры на основе оптимизации содержания производственных практик.
Методика и организация исследования. Экспериментальной проверке подвергались две модели (этапы) педагогической практики - ознакомительная и стажерская (3-й и 4-й курсы). Методом экспертных оценок были определены уровень сформированности профессионально значимых умений и навыков, педагогических и личностных качеств в начале и в конце эксперимента, произведено его сравнение с самооценкой, тестирование специальных знаний у студентов 3-го и 4-го курсов факультета физической культуры.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты экспериментальной проверки двух моделей педагогической практики в общеобразовательной школе (ознакомительной, 3-й курс и стажерской, 4-й курс) позволяют говорить об эффективности всех мероприятий, разработанных и внедренных в учебный процесс на факультете физической культуры. К окончанию педагогической практики на 4-м курсе показатели профессиональной готовности возросли по сравнению с первоначальным уровнем (на 3-м курсе) по всем показателям. Анализ экспертных оценок на начальном и завершающем этапах педагогической практики свидетельствует о по-
ложительной динамике формирования профессионально значимых умений и навыков (сдвиг - 0,56, р<0,05), профессиональных качеств (сдвиг - 0,4, р<0,05). Уровень самооценок студентов в начале эксперимента завышен. Необходимо отметить отсутствие достоверных различий средних между экспертной оценкой и самооценкой студентов 4-го курса, что указывает на идентичность взглядов как преподавателей-методистов, так и учащихся (р>0,05). Самооценка у студентов 4-го курса за время эксперимента стала более объективной, на что указывает недостоверность различий средних между самооценками на 3-м и 4-м курсах (р>0,05).
Вывод. Разработанный проект организации производственной практики на факультете физической культуры и его процессуальное обеспечение предусматривают последовательное прохождение основных видов практик, позволяющих осуществлять профессиональную подготовку студентов.
Использованная литература
1. Железняк Ю.Д. Интеграция и системность как факторы повышения эффективности физического воспитания, спортивной подготовки, физкультурного образования / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 3. - С. 24-28.
2. Губа В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие / В.П. Губа, О.С. Мороз, В.В. Парфененко. - М.: Советский спорт, 2008. - 206 с.
3. Утишева Е.В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Утишева. - СПб., 1999. - 48 с.
Информация для связи с автором: [email protected]